76 В письме к игумену Антонию (Путилову) в Оптину пустынь от 14 декабря 1835 г. о. Арсений добавляет, что грыжа «завелась» от «непомерного крику», царящего во время лаврского богослужения. Одновременно он признается: «Я после общежительных монастырей тупо [туго?] привыкаю к лаврским обычаям». Возможно, из-за этого он подал прошение об оставлении священнослужения. Его просьба была исполнена: «И так я теперь уже по праву освобожден от всех действ иерейских; даже не надеваю и епитрахили, и не благословляю трапезы, и сообщаюсь у врат» (ОР РГБ, ф. 213, к. 58, д. 2, л. 1 об.). 77 Киевский Златоверхий Михайловский монастырь – резиденция Чигиринских епископов. Перемещение туда о. Арсения состоялось 23 января 1836 г., а членом Чигиринского духовного правления он был назначен 6 февраля того же года (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.; ГА ГС, ф. Р–567, оп. 6, д. 96, л. 30). 78 Игнатий (Брянчанинов ; 1807–1867 гг.), архимандрит, впоследствии епископ Кавказский. О. Арсений был зачислен в братство Троице-Сергиевой пустыни (Санкт-Петербургской епархии) 11 января 1837 г. (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). 81 Московский комитет для разбора и призрения просящих милостыни к этому времени только что открылся (в 1838 г.). Состоя в нем, о. Арсений должен был вернуться к священнослужению. Вдобавок, как указано в его формулярном списке, он «преподавал призиравшимся духовные поучения с отличною ревностию и благим успехом». В результате 6 человек, «принадлежавших разным сектам и расколам», его стараниями присоединились к православной Церкви (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). В это время иеромонах познакомился с президентом комитета и бывшим обер-прокурором Синода С. Д. Нечаевым. 83 Переход в Симонов монастырь состоялся 7 ноября 1845 г. (ГА ГС, ф. Р–567, оп. 6, д. 96, л. 30). 84 Должность наместника он временно исправлял с 25 июня 1846 г. из-за болезни наместника иеромонаха Паисия (Там же). 85 Здесь автор сокращает ход событий. Сначала он по своему прошению в июле 1847 г. переместился в Саввино-Вишерский монастырь (Новгородской губернии), где его ожидала «беспокойная жизнь». Весной 1849 г. иеромонах Арсений отправился в «годичное странствие» по обителям, в частности в октябре обнаруживаем его в Глинской пустыни. В 1850 г. он уже вернулся в Саввино-Вишерскую обитель. Вероятно, в июле 1851 г. он был командирован из монастыря на Балтийский флот и назначен благочинным 1-й дивизии (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.; ( Арсений (Троепольский) , иером. Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве. Л. 6 об., 15 об.– 16, 20 об.; он же. Письма о плодотворности… С. 535).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

молитв и земно кланяется. Письмо 97 Воистину Воскресе Христос! Возлюбленнейший о Господе отец Игумен Антоний! Приношу Вам искренную и сердечную благодарность за поздравление Ваше с Великим Праздником Святыя Пасхи, с которым, хотя и мимо текшим, равномерно Вас поздравляю. Слухи, что Пр Киевский Филарет намеревается отправиться в Киев чрез Москву, справедливы. Он уже и выехал 3-го майя. Я писал о сем в Оптину Пустыню. Может быть, что настоящее письмо мое предупредит его приезд к Вам днем или двумя: ибо он намеревался побывать в Ростове. По записке Вашей о деньгах, завещанных Ларионовым, производится справка; когда же оную получу, то постараюсь немедленно известить Вас. А сие письмо тороплюсь для того скорее отправить, чтоб оно, по желанию Вашему, поспело принести Вам известие о приезде Пр Киевского. О штатных служителях к нам запроса не было: мы с Палатою Имуществ довольно ладим! Это вопрос есть местный и существует по некоторым Епархиям, между прочим и в Рязанской. Архиепископ оной просит вместо штатных суммы, по невозможности прокормить их и с семействами на неокладные деньги Архиерейского дома. Надо предполагать, что многие принуждены будут подать подобный голос в настоящее уже время по неимению средств к содержанию штатных с семействами. Судя же по ходу народного духа, очевидно, что в непродолжительном времени и все монастыри должны будут отказаться от служителей: ибо несвойственно агнцам начальствовать над волками. Поскольку же Ваше Начальство противного мнения, то всего лучше Вам дать ответ обоюдный, т. е. в бумаге Вашей изложить, сколько Штатных для монастыря нужны, а с другой стороны, что содержание их семейств на счет монастыря совершенно невозможно, а что потому необходимо от казны назначить для их и их семейств пахотную землю и прочие угодия. А сего Министерство Имуществ никак не сделает. Сим ответом воле Начальства удовлетворите, а ходу ему не будет, и в свое время сей вопрос опять повторится. Разумеется, денежное вознаграждение было бы всего лучше. Но его не дадут! Если же Вы сделаете вышепрописанный ответ, то при отказе, который должно предполагать наверно, Вам удобнее будет просить денежное вознаграждение, да и Начальство Ваше тогда удобнее согласится на Ваше мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Поскольку же самому Графу 1 по множеству дел, коих в Синоде ежегодно бывает до 12 тысяч, невозможно заниматься мелочами с подробностию, то я и просил Г Франка, его Вице-директора, дабы он обратил внимание на Ваше дело, и он мне обещал, что Граф в настоящее время будет непременно настаивать соответственно своему прежнему мнению. Насчет же пожертвования для окончания соборной церкви в Вашей обители я советовался с некоторыми знающими людьми, кои мне сказали, что по настоящей крайности в деньгах нельзя ожидать, чтобы Государь Император решился сделать экстренное пожертвование из Государственных сумм: разве Преосвященный рассудит представить форменно в Св. Синод, а Св. Синод найдет приличным назначить на Собор Ваш некоторое количество денег из сумм, отпускаемых ежегодно в распоряжение Св. Синода. Благодарю Вас усерднейше за любовь Вашу ко мне; в сердце моем ощущаю извещение, что оная любовь есть искренняя, и благодарю Господа, ниспославшего в сердце Ваше таковое братское расположение, коему желаю соответствовать. Премного одолжен я отцом Игуменом Моисеем за благосклонное увольнение ко мне Отца Иосафа. Сколько я утешился его приездом! Вам известно, какова была любовь моя к нему и как постоянно она сохранялась! Вот прямым Израильтянин, в нем же лести несть! Вот простота, в ней же почивает Дух Божий! Вот человек, уготованный для неба! Как он ко всем мирен, с каким благоговением к О. Игумену Моисею, к Вам, к управлению монастыря, к братству: это меня очень обрадовало. Ныне редко встретишь довольного и благодарящего, а по большей части встречаешь недовольных и ропщущих. О рюмочках и стаканчиках, о коих Вы изволите писать, должно б было мне Вас предупредить и просить Ваших Св. молитв, дабы Господь помог мне удержать мое жадное чрево и обуздать оное благоразумием и умеренностию. Ибо сия страсть, по предречению великого Памвы, борет и низлагает нас, настоятелей последнего времени, хотя и настоит час, в который должны монашествующие приуготовлять постом телеса свои, дабы оне не вострепетали пред лицем меча и не воспрепятствовали душе исповедать доброе исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ибо сей конец предсказан Духом Святым для монахов последнего времени; а ненависть мира ко Христу, раскрывающаяся и сильно, и быстро, возвещает, что исполнение книги запечатленной судеб Божиих близь есть. Так наносимые ветром облака предвозвещают имеющий наступить гром и дождь. Почему хотя и лежу в блате паче вас и долу повержен страстями моими, но прошу Вас и молю: не доверяйте льстивым просьбам тела, представляющего свою слабость и требующего подкреплений в излишестве. Неприметным образом оно втянет нас в свое рабство и повергнет в дела, близкие к падениям, как говорит Св. Исаак Сирский в 75-м Слове, где он говорит о двух предметах: 1) о редком исхождении из монастыря, 2) о благоразумном уставе для чрева. Хотя сии два предмета по видимому и весьма просты и незначительны, но Св. Исаак утверждает, что они суть основание всех благ, возвание души от пленения вражия, путь к небесному свету и животу, что кто вознерадит о сих двух предметах, тот потрясает основание всех добродетелей. Святый почитает столь важным сие знание, что уразумение оного почитает даром благодати и сознается, что он приял язвы бесчисленнейшие и одержал победу заступлением свыше. Прошу Ваших святых молитв, дабы Господь, заповедавший нам блюсти да не отягощеват телеса наши объядением и пьянством и печалями житейскими, послал мне свыше помощь исполнить Его святое повеление. Без Него 6о не можем творить ничего же, и доколе посредством молитвы пребываем на лозе, то мнимся приносити некий плод; но только что оставлением молитвы отъимаемся от лозы, тотчас впадаем в руце немощей наших и сгораем в пламени страстей наших. А что изволите писать о трудностях Настоятельской должности, то в наши времена я нахожу в ней и некоторую удобность: от начальства плюхи, от братии плюхи, от приходящих плюхи; на плюхах спастись можно! За тем прошу Ваших святых молитв, в оскорблениях прощения и, заочно земно кланяясь, имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник Многогрешный Арх Игнатий 1842 Год Марта 20 д . О. Иосиф просит Ваших Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1996. С. 180). В 1951 г. Успенский храм был взорван, захоронение И., вероятно, утрачено. Арх.: РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 55; РГАДА. Ф. 357. Собр. Саровской пуст. Оп. 1. Д. 315 [Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся: Записки, собранные Троицкой Сергиевой лавры иером. Авелем]; ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367 [Письма настоятеля Козельской пуст. архим. Моисея в Саровскую пуст. о монастырских делах, 1807-1862]; Д. 385 [Письма фабриканта Путилова к игумену Исайе об отлитии колоколов]; Д. 656 [Личное дело игум. Исаии, 1842-1858]; Д. 990 [Описание ист. памятников Саровского мон-ря]; Д. 1061 [Программа для составления истории мон-ря с прил. разных ист. док-тов, 1875]. Соч.: [Духовное назидание]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853. С. 190; Заметка//Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908. С. 152. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Московский. Письма к прп. Антонию, наместнику Троице-Сергиевой лавры, 1831-1867. М., 2007. Кн. 1. Лит.: Церковь Спаса Преображения в С.-Петербурге. СПб., 1861. С. 9; Архим. Александр, настоятель Арзамасского Спасского мон-ря. М., 1867; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1876 3. С. 97, 209-210; Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Серг. П., 1995; Преподобные старцы Оптиной пуст.: Жития. Чудеса. Поучения. Н.-Й., 1992. С. 89-106; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p. С. 178-182; Прп. Моисей. Козельск, 2004; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. Н. Новг., 2004; Муравьёв А. Н. Саровская пуст.//К батюшке Серафиму: Восп. паломников в Саров и Дивеево, 1823-1927. М., 2006. С. 91-136; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006 3. С. 140-146; Саровская пустынь. Н. Новг., 2007. С. 32-33, 36; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2008 3. С. 109, 110, 123-125, 254.

http://pravenc.ru/text/674848.html

390 В своем письме к игумену Антонию (Путилову) Софья Семеновна Загряжская писала: «Насчет завещания моего по смерти, вот как я думаю распорядиться капиталом, который достанется мне по продаже имения: тысячу серебром желала бы пожертвовать на поминание души в Белев или в тот монастырь, где буду жить и окончу где жизнь мою; тысячу серебром в Оптину пустынь и скит тоже на поминание меня и родных; тысячу серебром Вам в полное Ваше распоряжение с просьбой помянуть мою душу; 200 серебром в Зосимину; 200 серебром в Малый Ярославец; 200 серебром в Боровск и 200 в Юрьевское на поминание мое; 200 серебром по бедным и нищим; а последнюю тысячу серебром, если я не проживу ее при жизни моей, то предоставить ее также Вам в полное распоряжение, как Вы заблагорассудите устроить о ней и о душе моей. Если Вы найдете это расписание дельным, то я сообразно с сим сделаю дома завещание, которое буду просить сестер по смерти моей не иначе исполнить, как с советом Вашим, и что все то и по смерти одобрю, что Вы захотите переменить» [ОРРГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 455–456]. 392 В своем письме к отцу Антонию (Путилову) монахиня Антония (Загряжская) писала 21 июля 1863 года: «Я как всегда и везде молилась и за Вас, мой дражайший благодетель батюшка, хотя и чувствую недостоинство своих грешных молитв, но не могу не молиться за Вас. И в Юрьевске у Боголюбской Божией Матери молилась за Вас, и на ектение заздравной Вас там поминали» [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л.275]. В настоящее время чудотворная икона из села Юрьевского находится в Покровском храме села Карижа под Малоярославцем. Исторические сведения о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Боголюбская», что у Варварских ворот в Москве, и прочих списках с нея в России (а именно: в с. Зимаров Рязанской губ., в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губ., в городе Тарусе и др. местах). Сост. И. Ф. Токмаков. М., 1894. 394 ОР РГБ. Ф. 99, к. 25, д. 54; к. 9, д. 14. Письма Екатерины Ивановны Облеуховой (ур. бар. Черкасовой), в монашестве Феофании, к Елагиной Авдотье Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Заключение Вместо заключения хотелось бы пожелать сестрам воссозданной Зосимовой пустыни монашеского преуспеяния. Если вернуться к истокам духовной жизни пустыни, то лучшего напутствия, чем дано в письме Оптинского старца Моисея (Путилова) к его брату о. Антонию, не найти: «Все приходит нам по Промыслу, то и надобно обращать все в пользу. Какая будет выгода воину без брани? Таковый неискусен и немужественен. И монаху без борьбы нельзя стяжать душу в терпении и увенчану быть от Подвигоположника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что придет к тебе помощь» 924 . Читать далее Источник: Женская Зосимова Пустынь : исторический очерк/сост. монахиня Зосима (Верховская). - Москва : Паломник, 2008. - 637, с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

He вы Меня избрали, а Я вас избрал, – сказал Пастыреначальник Господь ( Ин.15:16 ). Как пророк Иона, и я, может быть, бежал бы в Фарсис от лица Господня, но Господь меня, немощного, призвал чрез достойного пастыря на тот самый путь, коим он идет, на то же великое пастырское служение. Целую всеблагую Десницу Божию... «Петр! когда ты был юн, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, а когда состареешься, то другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:18 ). Отдаюсь и я на святую волю Божию, которая приводила меня в Кронштадт и указала жизненный путь. «Да будет воля Твоя – якоже хощеши устрой о мне вещь...» Священник М. Паозерский. Впечатления первого сослужения отцу Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому) на Божественной литургии До сих пор мне не случалось видеть вблизи досточтимого отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Я встречал его несколько раз в Петербурге, но встречи эти были так неожиданны и мимолетны, что я даже хорошенько не рассмотрел его лица. Поэтому я с большим удовольствием принял приглашение причта села Путилова Шлиссельбургского уезда соучаствовать в совершении Божественной литургии отцом Иоанном 27 мая сего года (1897 г. – Ред). Признаюсь, я принял это приглашение не столько из желания разделить животворящую Трапезу страшных Христовых Таин с великим молитвенником, сколько из простого, мелкого любопытства. Каюсь, я был отчасти предубежден против него: все эти нелепые рассказы богомолок; безграмотные и бессмысленные молитвы, распространяемые от имени его; эксплуатация невежественной массы некоторыми из окружающих его лиц, всё это мало говорило моему сердцу и критически настроенному уму. Правда, я боялся осудить Божия избранника, но не в силах был открыть ему и сердце свое и говорил, как древний Фома: «Доколе не увижу – не иму веры». С такими чувствами поехал я в назначенный день и в Путилово. Я приехал к началу шестопсалмия. Отец Иоанн был уже в церкви и молился у жертвенника в главном приделе. Мне пришлось стать на правой стороне алтаря, и чтимый всей Россией пастырь был у меня пред глазами. Я жадно устремил на него взоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров» (21: 91). У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса. Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение. «Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16–21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:26-35 ). Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же. С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…» 2) Мусульмане считают Библию искаженной

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

Во всё время беседы публика не раз проявляла весьма сознательное отношение к её содержанию и это служит лучшей преградой от проникновения в её среду сектантских плевел. Описанная нами беседа была типичной миссионерской беседой и потому она, без сомнения, ввела воспитанников семинарии в курс миссионерского дела. Атмосфера миссионерских бесед здесь царила полностью. Духовенство г. Харькова с любовью посещает эти беседы, что вполне понятно: где идёт борьба Церкви с ересями, борьба публичная, – там действительно место усиленного бодрствования пастырей Церкви Христовой... Духовенство и православное население благословляют чуткого к духовным запросам и веяниям времени своего благостного владыку, архиепископа Арсения, за его заботы о благолепии церковных служб и св. деле миссии, которая ныне должна служить единственным оплотом Церкви в её борьбе с религиозными лжеучениями. Μ. Вестник „Миссионерского Обозрения“ Речь высокопреосвященного Антония, митрополита С-Петербургского, к рабочим Путиловского завода 249 //Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 392–393 „Боже, милостив буди нам грешным! Простите меня, возлюбленные братия христиане, что буду говорить с вами, как и все теперь, о постигшем нас в лукавые дни наши несчастии. Слишком больно отозвалось оно в сердцах наших, чтобы скоро можно было забыть его и не говорить о нём. Всех нас поразило оно и своей роковой неожиданностью, и своими невинными кровавыми жертвами. Среди обычно мирного течения нашей жизни оно разразилось над нами, как всегубительное вулканическое извержение, похоронившее под пеплом своим жизни многих людей. Как во дни Ноя люди ели, пили, женились и замуж выходили, пока не пришёл потоп, или как было во дни Лота, пока не пролился с неба дождь огненный и серный и не истребил всех ( Лк.17:26–29 ), так и над нами совершился внезапно праведный суд Божий. О, Господи долготерпеливый, буди милостив нам, грешным! Невольно все мы спрашиваем: за что же, за что так ужасно скончали дни своей жизни эти безвременно погибшие? За что? – Но что говорит Господь? Думаете ли вы, – говорит Он, – что те галилеяне, которых плоть смешал Пилат с жертвами их, были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:1,2,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010