Я ушел от него со свертком лесных журналов, размеченных директорским карандашом — “резюме” или “in extenso” — и с обещанием выхлопотать мне дополнительный паек научного сотрудника. Радушный хозяин проводил меня до дверей. “Этому пальца в рот не клади”, — говорил я себе, хотя меня и распирала радость по поводу мерещившихся золотых перспектив. Этак можно будет расстаться с постылыми сводками в Северолесе. Устроиться под крылышком АЛТИ, самого почтенного учреждения Архангельска, было мечтой любого интеллигентного ссыльного. Не прошло, должно быть, и двух недель, а Сергей Аркадьевич уже принимал меня накоротке у себя дома — “за чашкой чая, в халате” — угощал ватрушками, беседовал на семейные темы, мимоходом расспрашивал о моих обстоятельствах, оставшейся в Москве родне. Предложил при частых поездках в столицу выполнять мои поручения, передать письмишко, посылку… Тогда же Мелехов устроил мне перевод целого фолианта — сборника докладов конгресса по борьбе с лесными пожарами в Милане. Мне понадобилась машинистка, которая бы срочно и грамотно взялась перепечатывать работу. И вот тогда я пошел к Путиловой. Она взглянула на меня испуганно. Скороговоркой предложив раздеться и минуту обождать в передней, тут же скрылась. Тишина обширного двухэтажного дома, чистая скрипучая лестница, крашеные полы с несбитыми дорожками говорили об устоявшемся и неутесненном обиходе. Наталью Михайловну пригласила к себе жить жена прославленного полярного капитана, потомственного помора Воронина. Дамы познакомились в церкви, вскоре по приезде Путиловой в Архангельск. Кстати — с пятилетним сроком ссылки после отбытых пяти лет лагерей. Справившись с собой, Наталья Михайловна пригласила меня войти светская дама, принимающая старого знакомого, которого давно не видела… И, усадив за крохотный столик, стала расспрашивать о моей Одиссее. Неоштукатуренные деревянные стены придавали комнате вид деревенской светелки. Стулья, железная кровать, рукомойник за простенькой ширмой. Нигде ни пылинки; на постели — ни одной складки. Веяло холодом и необжитостью: словно номер дешевой уездной гостиницы, приготовленный для постояльца. Вот только книги да кое-какие принадлежности туалета на столике с зеркалом выдавали наличие жильца. Жильца, не озабоченного уютом и следящего лишь за чистотой. Должно быть, по врожденной привычке.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

Рабочему Путиловского завода А. Н. К. He думаю, чтобы вы отрицали пользу газет и литературы. Значит, дело делают и те, кто пишет, и те, которые набирают. Неужели Плеханов больше бы принёс пользы, если бы был не литератором, а плохим рабочим Путиловского завода? Поверьте, если и очень мало пользы приносят мои «Ответы», всё же больше, чем я принёс бы пользы в качестве рабочего. Рабочие на работы встали. И в «Мал. газ.» была об этом статья («Вопрос исчерпан»). А что одно время не все работали – это правда, зачем же тогда было Временному правительству убеждать встать на работы, если бы все и так работали? Что же касается мира – то скажите, согласны вы его заключить ценою отказа от свободы? И если не согласны, тогда и вы за войну до победы. 26 апреля 1917 Среди моих друзей, пишущих мне письма, почти с первого дня появления в газете «Ответов» – есть и профессиональные проститутки. Некоторые так и подписываются: «Проститутка Л.», «Погибшая проститутка Κ.». После революции я получил только одно письмо, подписанное этим страшным словом. Письмо, как всегда, робкое, проникнутое мучительным «самоопределением» и переполненное всяческими извинениями. Точно пишет какой-то «прокажённый», который боится «заразить» этим клочком почтовой бумаги. И мне всегда от этих «извинений» становится до того стыдно, что, кажется, пошёл бы на улицу и стал кричать о своих грехах и о том, что не дано человеку судить ближнего своего и все мы друг перед другом виноваты, а перед Богом каждый одинаково преступен. В последнем письме есть один новый, «революционный» вопрос. «Даст ли свобода что-нибудь нам? Я знаю, что о нас никому вспоминать не захочется, – но вы, Далёкий Друг, два слова напишите: ждать нам хоть какого-нибудь облегчения в жизни...» Я лично считаю самым большим злом в мире – смертную казнь и проституцию. Смертная казнь отменена, проституция осталась. И отменить её не во власти Временного правительства и Совета солдатских и рабочих депутатов! Проституция – ужасающее зло, порождённое, с одной стороны, экономическими и социальными условиями, с другой – нашими ложными моральными принципами.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Реальная обстановка была не совсем такая, и «величественная картина революционного энтузиазма» должна сильно потускнеть под историческим скальпелем. Некоторые факты, обрисовывающие обстановку, были уже приведены. Их можно было бы умножить. По утверждению Раскольникова, все полки петербургского гарнизона (кроме Измайловского) 237 , в любой момент были готовы «вступить в бой с Керенским», но первый же отправленный полк, Волынский, вынес резолюцию с требованием прекращения кровопролития и примирения враждующих сторон. «Все разбегаются под Пулковым», – невзначай бросает Дыбенко. Джону Риду солдаты в Гатчине говорят: «мы толком и сами не знаем, что и в чем суть дела». Воспоминания полны противоречий, и это до некоторой степени понятно: то надо подчеркнуть геройство не растерявшихся «вождей», то подъем рабочих, которые сделали то, что «тщетно пытались создать сверху из революционного наго штаба» (Троцкий). Наступило «уныние» в Смольном, – признает назначенный начальником «штаба» Бонч-Бруевич: «огромные коридоры опустели, и только небольшая кучка товарищей должна была вести и руководить действиями военного штаба». Нет транспорта. Бонч отправляется на митинг грузчиков и ломовых и сразу преображает их в «действительных борцов революции». Среди этой «кучки» на первом месте, конечно, Ленин. Его вмешательство, по словам Подвойского, отрезвило растерявшихся. «Энергичная работа» Путиловского и Обуховского заводов «по оборудованию защиты Царского Села» сыграла решающую роль, но для того, чтобы получить нужные на фронте броне-площадки от Путиловского завода, самому Ленину пришлось ехать на завод убеждать и воздействовать на рабочих. На Орудийном заводе, по свидетельству «Дела Народа», 2000 голосов против 20-ти 28-го было отвергнуто предложение большевиков об активной помощи. Как все это далеко от символического изображения Смольного в дни наступления Керченского в виде «электрической станции, посылающей свой ток во всю Россию». Все воззвания ВРК (им не уступают бюллетени ЦК большевистской партии) говорят о том, что в ход пущена самая последняя демагогия, рассчитанная на все вкусы толпы, но только отнюдь не на сознательное чувство «революционного народа»: Керенский идет на Петербург «по требованию дворян, помещиков, капиталистов, спекулянтов для того, чтобы «вернуть землю помещикам», чтобы «вновь продолжать губительную ненавистную войну». Керенский бежал из Петербурга, обрекая его «на сдачу» немцам, «на голод, на кровавую бойню»; Керенский идет с Корниловым, он «сносится по телефону» с вел. кн. Михаилом Александровичем и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Гапон и гапоновщина — как все это описывали свидетели Кровавого воскресенья 22 мин., 22.01.2020 Разбирая воспоминания, связанные с событиями 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года, вошедшего в историю как «Кровавое воскресенье», и личностью священника Георгия Гапона, я решил сделать нечто вроде хрестоматии – столько, с моей точки зрения, полезных для нас сегодня аллюзий и размышлений вызывают документы. Отобранные тексты(это лишь часть собранного материала) я оставил без комментариев: по ходу чтения всё и так становится ясным. Напомню: те события начинались с микроскопического (в масштабах Российской империи) события - увольнения четырёх рабочих Путиловского завода, выполнявшего гособоронзаказ для страны, находившейся в состоянии войны с Японией. Этот эпизод, по-своему «невинный», плюс безответственность работодателя, плюс растерянность власти, плюс маниакальное стремление с ней «пободаться» стоили России не только крови Первой русской революции. Пожалуй, ценой тех событий и сейчас, спустя более чем сто лет, может стать страна как таковая. Ничего ещё не кончено. Вот в чём проблема… ВГ 1. Гапон знал, что по рабочей демонстрации будут стрелять «Среди рабочих царило необыкновенное воодушевление. Все горело желанием: к царю, к царю. На окраинах были расклеены о том воззвания, их никто не срывал, о них знала полиция, и весьма естественно, что они считались разрешенными. Среди этого охватившего всех экстаза представители работавших в Петербурге революционных организаций заинтересовались невиданным еще явлением и вмешались в движение. Главным образом, то были социал-демократы. Они скоро сумели подделаться под лозунги рабочих, которые сперва не хотели иметь ничего общего с ними, и скоро стали как бы руководить рабочими. Отдельные революционеры стали действовать на Гапона (…) Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода. Январь 1905 года / Wikimedia Commons/СС BY 2.0 Экзальтированный, ускользнувший уже от опеки градоначальства, Гапон увлекается еще больше своей случайной ролью, теряет равновесие и резко подается влево. Подстрекаемый революционерами, он как бы забывает своих покровителей из администрации. Он сначала уклоняется от них, а затем прячется. (…) Увлекшись окончательно своею ролью, окончательно сбитый с толку, (…) Гапон начинает действовать как заправский революционер и притом революционер-провокатор (…) Он, зная представителей власти и сам, состоя на правительственной службе, понимает хорошо, что этого шествия десятков тысяч рабочих власти не допустят. Он знал это и все-таки решил, что поведет рабочих. Он поведет их с целью вызвать столкновение с властью, с полицией, с войсками и тем дискредитирует в глазах наивного люда царя, возбудит против царя рабочих. Таков был поистине дьявольский и предательский план, выработанный революционными деятелями и воспринятый Гапоном. Гапон поддался революционному психозу».

http://foma.ru/gapon-i-gaponovshhina-kak...

91 Заговор Корнилова (по воспоминаниям А.И. Путилова)//Последние новости. 1937. 5780. 20 января; Свидетельство о встрече с Аладьиным приводится в примечании, составленном редактором книги А.А. Волкова «Около Царской Семьи» Е.П. Семеновым//Волков А.А. Около Царской Семьи. Париж, 1928. С. 51. 92 ГА РФ. Ф. 6422. Оп.1. Л. 21 об. 93 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 604. Лл. 74-78; Письмо в редакцию «Последних новостей» генерала В.И. Сидорина)//Последние новости. 1937. 5817. 26 февраля. 94 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 608а. Л. 33. 95 Дело генерала Л.Г. Корнилова. Т. 1. С. 147-149; Заговор Корнилова. Беседа с А.Ф. Керенским//Последние новости. 1937. 5811. 20 февраля; Керенский А. Об «исправлениях» истории//Последние новости. 1936. 5719. 20 ноября; Интервью с проф. С.В. Утехиным//Посев. 2005. 1. С. 33. 96 Заговор Корнилова (по воспоминаниям А.И. Путилова)//Последние новости. 1937. 5784. 24 января; Украинцев Н. Дело Корнилова. Замечания Члена Чрезвычайной Следственной Комиссии//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 52. 97 Керенский А.Ф. Дело Корнилова. М., 1918. С. 106-107. 98 Дело генерала Л.Г. Корнилова. Т. 1. С. 39. 99 Там же. С. 40. 100 Савинков Б.В. Указ. соч. С. 27. 101 Керенский А.Ф. Революция 1917 года//История России. Иркутск, 1996. С. 410-412; Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 1. Вып. 2. Париж, 1922. С. 216; Деникин А.И. Об «исправлениях» истории//Последние новости. 1936. 5713. 14 ноября. 102 Сегодня. Рига, 1928. 98. 12 апреля. 103 Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917-1918 гг. Ч. 1. Кн. 2. 1937. С. 36-37, 42-43, 45. 104 Из материалов по истории выступления Л.Г. Корнилова//Донская волна. Ростов-на-Дону, 1918. 15. С. 15-16. 105 Юренев П.П. Временное правительство в августе 1917 г.//Последние новости. 1924. 1211. 3 апреля. 106 Руднев С.П. При вечерних огнях. Харбин, 1928. С. 167. 107 Головин Н.Н. Указ. соч. С. 59. 108 Дело генерала Л.Г. Корнилова. Т. 1. С. 209-211. 109 Путилов А.И. Заговор Корнилова//Последние новости. 1937. 5784. 24 января; Путилов А.И., Третьяков С.Н. Заговор Корнилова//Последние новости. 1937. 5789. 29 января.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

В издательстве «Благо» вышла новая книга Сергея Путилова — «Просите мира Иерусалиму». Работа посвящена преследованиям наших братьев во Христе в Израиле и Палестинской автономии. Когда паломническая группа через испещренные пулями и осколками Сионские ворота входит в еврейский квартал Старого Иерусалима, то гид откровенно предупреждает: «Если в вас плюнут — не удивляйтесь, и не реагируйте». Святая Земля В издательстве «Благо» вышла новая книга Сергея Путилова — «Просите мира Иерусалиму». Работа посвящена преследованиям наших братьев во Христе в Израиле и Палестинской автономии. Когда паломническая группа через испещренные пулями и осколками Сионские ворота входит в еврейский квартал Старого Иерусалима, то гид откровенно предупреждает: «Если в вас плюнут — не удивляйтесь, и не реагируйте». Недавно такой «атаке» подвергся армянский священник. Полиция задержала хулигана, но вскоре отпустила восвояси. Казалось бы пустяк, однако, это лишь один из многих фактов, делающих жизнь христиан в Святой Земле отнюдь не сладкой. Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля и Палестины, насчитывающих свыше 6 миллионов человек (иудеи — 79,2%, мусульмане -14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель. Как и во времена Иисуса, христианская проповедь в считающем себя демократическим государством Израиле сопряжена с колоссальными трудностями. Если ты не еврей, но живешь в этой стране и веруешь в Христа, на это смотрят нормально. Но если еврей и христианин — это вызывает у одних удивление, у других раздражение, общественное мнение смотрит на таких людей, как на «предателей». Одна из причин подобной нетерпимости состоит в том, что Израиль можно назвать светской страной лишь с большой натяжкой. Религия здесь не отделена от государства. Это особенно бросается в глаза, когда начинается шаббат, священная суббота. В шесть часов вечера почти полностью прекращается движение общественного транспорта, большинство магазинов закрываются, не работают службы. Люди спешат в синагоги: и стар, и млад. Кто не спешит, тот не высовывает носа из дому. Упаси Бог заехать в это время на машине в Меа Шарим, квартал Иерусалима, где живут харедим — «богобоязненные». Закидают камнями. Жителей квартала легко отличить по черным шляпам, длиннополым костюмам-лапсердакам и пейсам. Обитатели квартала покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах. Дети воспитываются в строгости и целомудрии. Телевизора — «рассадника пороков», в большинстве домов «харедим» нет. Такие же правила, некоторые израильские политики хотели бы сделать обязательными для всего населения страны. Что и говорить, там, где на государственном уровне насаждается диктат одной религии, всем прочим конфессиям, особенно малочисленным, приходится весьма туго. И это при том, что израильские законы декларирует равные права всех граждан независимо от вероисповедания.

http://pravmir.ru/svyataya-zemlya-getto-...

Покровский, 1974. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало–сибирских крестьян–старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. Покровский, 1977. Покровский Н. Н. Новый документ по идеологии Тарского протеста//Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. Покровский, 1979. Покровский Н. Н. Исповедь алтайского крестьянина//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1978 г., Л., 1979. Полосин. Полосин И. И. Социально–политическая история России XVI — начала XVII в. М., 1963. Поморские ответы. Поморские ответы. Μ., 1911. Понырко, 1976. Понырко Н. В. Дьякон Федор — соавтор протопопа Аввакума//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. Понырко, 1977а. Понырко Н. В. Русские святки XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. Понырко, 1977б. Понырко Н. В. Стихиры Феодосию Васильеву//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. Попов. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. М., 1869. Послания Грозного. Послания Ивана Грозного/Подгот. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье; Пер. и коммент. Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. Поэзия крест. праздн. Поэзия крестьянских праздников/Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970. Прение… Прение литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу исправления составленного Лаврентием Катихизиса//Летописи русской литературы и древности, изд. Н. С. Тихонравовым. М., 1859. Т. 2. Пролог. Пролог на декабрь — февраль. М, 1886. Пропп, 1939. Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: (По поводу сказки о Несмеяне)//Учен. зап. ЛГУ. Сер. филолог. наук. 1939. 46. Вып. 3. Пропп, 1969. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2–е изд. М., 1969. Прыжов. Прыжов И. История кабаков в России. СПб., 1868. ПСЗак. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830 Т. 2; Т. 5. ПСРЛ. ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. Пустозерский сб. Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. Путилов. Путилов Б. Н. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе–Злочастии»//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

«18 февраля (1917 года) вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. В демократической Франции завод, работающий на оборону и забастовавший в военное время, был бы оцеплен сенегальцами, и все зачинщики поставлены к первой попавшейся стенке. В «стране произвола и кнута» не сдвинулся с места ни один городовой…» В 1916 году в Дублине артиллерией разбомбили весь город без всяких проблем, тысячи людей были убиты — законы военного времени. У нас же бесконечно шли диалоги на Путиловском и других военных предприятиях Петербурга, с профсоюзами и провокаторами, требовавшими повышения зарплаты, сокращения рабочего дня (в военное, еще раз подчеркну, время, то есть вопрос здесь о количестве вооружений для фронта и боеспособности страны). Фото: Владимир Жабриков, URA.RU Да порулить они все хотели Если все было так хорошо, то почему же произошел февральский переворот? И кто были его творцы? Чего они хотели, те, кто так сильно постарался, что устроил-таки проблемы и для себя со своими близкими, и для последующих поколений, и для всей нашей страны? Кто был во главе Февральской революции? Первое, что приходит в голову: революционеры. А кто у нас главный революционер в XX веке? «Дедушка Ленин», это мы все хорошо помним. «Дедушка Ленин» в 1917 году находился в замечательной и тихой стране, которая называется Швейцария. Жил он там уже давно, в эмиграции в славном городе Цюрихе. За два месяца до революционных событий, перевернувших весь мир, Владимир Ильич Ленин выступал перед швейцарской социалистической молодежью. Это было 9 января 1917 года. Ильичу задали вопрос: «Дорогой Владимир Ильич, а когда же наконец совершится всемирная революция, в том числе революция в России?» На это он ответил по-ленински прямо — цитирую по собранию сочинений В.И. Ленина: В. И. Ленин и Н. К. Крупская. 1918 год « Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но…, думается мне, что молодежь… будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции » .

http://pravmir.ru/episkop-tihon-shevkuno...

В нашем доме вымерли семьи путиловских рабочих. Наш дворник Трофим Кондратьевич получал на них карточки и ходил вначале здоровым. На одной с нами площадке, в квартире Колосовских, как мы впоследствии узнали, произошел следующий случай. Женщина (Зина ее знала) забирала к себе в комнату детей умерших путиловских рабочих (я писал уже, что дети часто умирали позднее родителей, так как родители отдавали им свой хлеб), получала на них карточки, но… не кормила. Детей она запирала. Обессиленные дети не могли встать с постелей; они лежали тихо и тихо умирали. Трупы их оставались тут же до начала следующего месяца, пока можно было на них получать еще карточки. Весной эта женщина уехала в Архангельск. Это была тоже форма людоедства, но людоедства самого страшного. Трупы умерших от истощения почти не портились: они были такие сухие, что могли лежать долго. Семьи умерших не хоронили своих: они получали на них карточки. Страха перед трупами не было, родных не оплакивали — слез тоже не было. В квартирах не запирались двери: на дорогах накапливался лед, как и по всей лестнице (ведь воду носили в ведрах, вода расплескивалась, ее часто проливали обессиленные люди, и вода тотчас замерзала). Холод гулял по квартирам. Так умер фольклорист Калецкий. Он жил где-то около Кировского проспекта. Когда к нему пришли, дверь его квартиры была полуоткрыта. Видно было, что последние жильцы пытались сколоть лед, чтобы ее закрыть, но не смогли. В холодных комнатах, под одеялами, шубами, коврами лежали трупы: сухие, не разложившиеся. Когда умерли эти люди? На Большом проспекте около Гатчинской улицы разгромили хлебный магазин. Как это могли сделать? Ведь любая продавщица (среди них не было сильно истощенных) могла справиться с целой толпой истощенных людей. Но власть в городе приободрилась: вместо старых истощенных милиционеров по дороге смерти прислали новых — здоровых. Говорили — из Вологодской области. В очередях люди все надеялись: после Кулика ждали и еще кого-то, кто уже идет к Ленинграду. Что делалось вне Ленинграда, мы не знали.

http://pravmir.ru/blokada-chast-2/

Таинств мы оживем, восстанем, ободримся, укрепимся и будем снова работать и трудиться во славу Божию, на благо ближним и во спасение душ наших» 805 . Духовное попечение и поддержка, действительно, были крайне необходимы петроградцам, если учесть, что архипастырство митрополита Вениамина пришлось на период, когда город, кроме всех прочих бед, переживал социальную катастрофу, сравнимую только с потерями в блокадные дни. За три с половиной года после февральской революции его население упало в три с половиной раза – с 2 ,5 миллионов до 706.841 человека 806 . Массовое обезлюдение и обнищание Петрограда приобрело обвальный характер после прихода к власти большевиков. К лету 1918 года сам «питерский пролетариат» – квалифицированные рабочие городских предприятий – осознал необходимость борьбы с большевистской диктатурой 807 . И если всю «буржуазию» режим готов был расстрелять, то здесь он прибег к локаутам. Свидетельство об этом можно найти даже в материалах Епархиального Совета: «...положение Путиловского причта оскудело более других вследствие того, что главный контингент прихожан – рабочие Путиловского завода ввиду произведенных массовых сокращений значительно сократился» (журнал от 26/13 сентября 1918 года) 808 . По предложению митрополита Вениамина на собраниях разного уровня не раз обсуждались меры по оживлению пастырско-приходской деятельности в Петрограде, требующие более широкого сплочения духовенства. Одно из подобных собраний в конце 1918 года постановило: «1) Для поднятия религиозного настроения верующих и объединения их в молитве устраивать вечерние торжественные богослужения с произношением кратких поучений с присутствием всего духовенства благочиния. О.о. благочинные имеют выработать череду храмов и порядок самого богослужения; 2) за праздничным всенощным бдением прочитывать на русском языке положенные по уставу прологи и святоотеческие творения; 3) по возможности за всеми богослужениями поучать верующих изустным словом... » 809 . На рубеже 1918/1919 года святитель Вениамин вменил в обязанность духовенству торжественными богослужениями отмечать память преподобных, подвизавшихся на территории Петроградской епархии – Мартирия Зеленецкого, Илариона Гдовского, Феофила и Иакова Лужских, Киприана Стороженского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010