Русская Православная Церковь ХХ век 21 июня 1921 год – Православной Церкви в Латвии предоставлена автономия. Митрополит Никодим (Ротов) 1960 год – Митрополит Николай (Ярушевич) подал в отставку с поста председателя Отдела внешних церковных сношений. Митрополит Николай, открыто выступавший против ужесточения государственно-церковного курса, решил продолжать борьбу с новыми гонениями всеми возможными способами. Председателем Отдела стал его 30-летний заместитель архимандрит Никодим (Ротов), на которого владыка Николай в беседах с Куроедовым не раз указывал как на своего преемника. С его именем будет связано большинство событий церковной жизни последующего драматического десятилетия. 1982 год – Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица пребывали в США. В Организации Объединенных Наций Его Святейшество обратился к участникам Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (21–28 июня). 1992 год – Предстоятели Элладской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Афин в сослужении архиеерев и клириков, в присутствии государственных деятелей Греции. 1992 год – В канцелярию УАПЦ в Киеве, к главе украинских автокефалистов «митрополиту» Антонию (Масендичу), прибыли народные депутаты Зинченко, Скорик, Павлычко, Червоний, Поровский. Вместе с ними прибыли будущий заместитель председателя СБУ В. Бурлаков, сотрудник аппарата президента Л. Кравчука Б. Тернопильский. Прибывшие потребовали немедленно созвать «собор епископов УАПЦ» для приема в ее лоно Филарета вместе с церковной казной, зданием митрополии на Пушкинской и Владимирским собором. «Это приказ президента!» — заявили они оторопевшему главе автокефалистов. 1994 год – В Свято-Даниловом монастыре в Москве проходила Межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (21–23 июня). В конференции, организованной Русской Православной Церковью, наряду с ее представителями, приняли участие представители многих других Церквей и религиозных объединений, традиционно осуществлявших служение в Советском Союзе и  продолжавших его в странах СНГ и Балтии.  21 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5489.html

Со стороны некоторых политзаключенных он и вовсе стал подвергаться преследованиям. Инициатором травли Романюка в заключении являлся униатский экстремист Иван Гель. Впоследствии, когда Володимир уже стал раскольничьим «архиереем», не выносил его также и Мстислав Скрипник, в свое время говоривший Антонию (Масендичу): «Если вы хотите быть моим другом, то о Романюке мне больше не напоминайте» Довольно темным моментом в биографии Романюка являются его взаимоотношения с канадскими автокефалистами из епархии «митрополита» Василя Федака, которая вошла в последнее время в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1984 году Романюк неким «епископом» Андреем из украинской диаспоры в Америке был удостоен права ношения митры, якобы по благословению Патриарха Константинопольского Димитрия В 1987-90 годах Романюк жил в Канаде и пребывал священником «митрополии» Федака. В 1990 году вернулся на Украину, где перед раскольниками открывалась заманчивая перспектива. Володимир не обманулся в своих надеждах: почти мгновенно по прибытии примкнувший к расколу Боднарчука и Яремы, он в одночасье стал и монахом, и «епископом» Ужгородским и Виноградовским УАПЦ Романюк был в числе «архиереев» получивших свое «преемство» от лишенного сана Боднарчука и самозванца Чекалина. Мстислав впоследствии «перерукополагал» Володимира. В 1991 году он стал «викарным епископом Белоцерковским» и возглавил миссионерский отдел УАПЦ. На самом же деле его «миссионерство» заключалось в политработе с боевиками УНА-УНСО. Некоторое время Володимир являлся «архиепископом» Львовским и Сокальским, но в столице галицкого сепаратизма не прижился и вскоре был оттуда переведен вновь викарием в Киев. Избранный 21 октября 1993 года «патриархом Киевским», Володимир тем самым не очень порадовал Кравчука, мечтавшего увидеть в белом куколе своего старого друга Филарета (Денисенко). Президент даже отменил прием по случаю избрания нового «предстоятеля» УПЦ КП. Однако, избрание Романюка мало изменило ситуацию внутри «Киевского патриархата».

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

Совершив все эти деяния, «патриарх Киевский» отбыл вновь в свою резиденцию в Баунд-Бруке в США, где ему было намного уютнее, чем в бурлящей политическими страстями Украине. Преклонные годы все-таки не позволяли Мстиславу по-настоящему возглавить управление УАПЦ. Он надеялся, что проводником его политики на Украине станет Антоний (Масендич). Однако, молодой «епископ» хотел утвердиться в раскольничьем сообществе как вполне самостоятельный лидер. Поэтому немудрено, что канцелярия Скрипника в Баунд-Бруке и «Патриаршая Канцелярия в Киеве» никак не могли согласовать свою совместную деятельность, а в наиболее ответственные моменты связаться по телефону или факсу с Мстиславом «владыка» Антоний оказывался якобы не в состоянии (как это было впоследствии, когда Антоний (Масендич) и Филарет (Денисенко) договорились об «объединении» УАПЦ и УПЦ в 1992 году). Иоанн (Боднарчук), сыгравший свою неблаговидную роль на начальном этапе раскола вскоре стал абсолютно ненужен раскольникам. По сути он со времени интронизации Мстислава и назначения Антония (Масендича) на пост управляющего делами оставался уже не у дел. Тем не менее, он продолжал пребывать в составе епископата УАПЦ в качестве «митрополита» Львовского. Однако, постепенно его все более оттесняли на второй план. Сначала на Львовскую «кафедру» Мстислав назначил изгнанного почаевской братией за националистические настроения иеромонаха Петра (Петруся), и Боднарчук стал «митрополитом» Дрогобычским и Самборским (эта епархия включала в себя только несколько районов Львовской области) с.544]. Звезда бывшего «первоиерарха» стремительно закатывалась, а в связи с болезнью он не мог предпринять никаких энергичных мер, чтобы воспрепятствовать Мстиславу и Антонию (Масендичу). Последний входил во все больший фавор у «патриарха Киевского». 23 января 1992 года Скрипник возвел Антония в сан «митрополита Переяславского и Сичеславского» (Сичеславом при Петлюре называли Екатеринослав, ныне Днепропетровск) 14, с.548]. По сути, будучи вторым лицом в «иерархии» УАПЦ, Антоний возглавлял ее, пользуясь отсутствием Мстислава. В это время националистическими боевиками совершались многочисленные захваты православных храмов и монастырей. «Митрополит Сичеславский» лично принимал участие в подобных акциях, хотя и не всегда успешно. Известно, например, что «владыка» Антоний (Масендич) вместе некоторыми другими раскольничьими «архиереями» пытался принудить к переходу в УАПЦ монахинь Зимненского Успенского монастыря на Волыни

http://sedmitza.ru/lib/text/440070/

Ничего не известно о содержании беседы Антония (Масендича) с Филаретом, состоявшейся по просьбе последнего вскоре после того, как представители православного духовенства канонической Церкви приходили в его резиденцию принять дела митрополии. Эта попытка призвать Филарета к порядку тогда закончилось столкновением с УНА-УНСО и избиением клириков. В числе пострадавших был и восстановленный в сане после низложения Филарета епископ Ионафан (ныне архиепископ Сумской и Ахтырский, управляющий делами УПЦ). Но едва ли Антоний (Масендич) прибыл на Пушкинскую только для того, чтобы предупредить Денисенко о возможности лишения сана в случае его отказа уйти в отставку Антоний (Масендич) сообщает, что присутствовал (инкогнито, хотя и был опознан) на всенощной первом богослужении, совершенном митрополитом Владимиром в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, который стал отныне его кафедрой. Затем он отправился после всенощной в Лавре и во Владимирский собор, на «службу» расстриги Филарета , которая происходила при закрытых вратах храма, зорко охраняемого боевиками УНА-УНСО Здесь «епископ» Спиридон Бабский (из числа «рукоположенных» Филаретом и Иаковом уже после лишения сана. В 1994 г. принес покаяние, ныне священник УПЦ c.544]) радостно сообщил Антонию о предстоящем объединении «Украинской Православной Церкви», каковой отныне величала себя кучка приверженцев Филарета, и УАПЦ. «Владыка» Спиридон сказал о том, что насчет слияния двух «церквей» уже договорились Филарет и «викарный епископ» Мстислава Скрипника Володимир Романюк (будущий лже-патриарх УПЦ КП). Антоний, по его словам, впервые узнал от Спиридона и о том, что уже намечен совместный «объединительный собор» УАПЦ и филаретовцев Вечером того же дня, по словам епископа Антония, к нему в резиденцию на Трехсвятительской приехал Спиридон Бабский и уговаривал его встретиться с Филаретом. «Я сдался на просьбы,» лаконично говорит владыка Антоний о событии, которое грозило самыми трагическими последствиями Украинскому Православию Во время личной встречи Антоний (Масендич) посочувствовал Филарету по поводу расставания с деньгами, резиденцией и Владимирским собором 7].

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

-------- 3460. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анастасия (Меткина) во епископа Казанского и Марийского. – 1989, 5, 8. -------- 3461. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анатолия (Аксенова) во епископа Переславль-Залесского. – 1998, 4, 18. -------- 3462. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Анатолия (Ботнаря) во епископа Кагульского и Каушанского. – 1998, 10, 15. -------- 3463. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Андрея (Горака) во епископа Львовского и Дрогобычского. – 1990, 12, 19. -------- 3464. МИТРОПОЛИТУ Антонию Сурожскому Антонию – 75 лет. – 1989, 11, 8. -------- 3465. САВЕНКО П., прот., МАНСУРОВ М., прот. Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний). Некролог. – 1991, 1, 43. -------- 3466. APXIEPEЙCKAЯ хиротония архимандрита Антония (Масендича) во епископа Барнаульского и Алтайского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3467. 60-ЛЕТИЕ митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР (о награждении митрополита Антония орденом Дружбы народов). – 1984, 5, 10. 2. Патриаршая награда. Орденом св. кн. Владимира I степени награжден митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний. – 1984, 5, 10. 3. Пимен, патр., Филарет, митр. Поздравления с юбилеем. – 1984, 5, 25. 4. 60-летие митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. – 1984, 5, 26. 3068. МИТРОПОЛИТ Ленинградский и Новгородский Антоний. Сообщение о кончине. – 1986, 6, 20. 3069. ЧИЖОВ А., диак. Высокопреосвященный митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников). Некролог. – 1986, 10, 15. -------- 3070. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Антония (Москаленко) во епископа Переяслав-Хмельницкого. – 1986, 1, 10. -------- 3071. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Антония (Черемисова) во епископа Виленского и Литовского. – 1989, 8, 14. -------- 3072. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Аристарха (Станкевича) во епископа Гомельского и Мозырского. – 1991, 2, 18. -------- 3073. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Арсения (Епифанова) во епископа Ладожского. – 1990, 7, 32.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владыка Антоний вспоминает, что обрадовался, когда впервые услышал о результатах Московского Архиерейского Собора и обещании Филарета подать в отставку. Это, по мнению управляющего делами УАПЦ, открывало дорогу к объединению с УПЦ, так как препятствием все раскольники считали личность Филарета. Удивительно, что буквально через несколько дней все тот же одиознейший Денисенко стал теперь уже, напротив, причиной и автором пресловутого «объединения», к которому якобы стремились раскольники. Вероятно, информаторов у УАПЦ было достаточно, так как, по словам епископа Антония, автокефалисты еще до того, как состоялся Харьковский Собор, не сомневались в том, что возглавит УПЦ именно митрополит Владимир (Сабодан). Епископ Антоний сообщает, что позвонил в Совет по делам религий и спросил, можно ли поздравлять владыку Владимира с избранием Предстоятелем УПЦ Удивляет, что на подобные темы фактический лидер раскольников беседовал с государственными чиновниками, что подтверждает активное вмешательство госаппарата Украины в церковную сферу. В Совете Антонию порекомендовали воздержаться от поздравлений. Здесь надеялись принудить УПЦ действовать в нужном для правительства направлении сохранения руководящей роли Филарета. Владыка Антоний рассказал о том, что с Филаретом (еще до его извержения из сана Архиерейским Собором Русской Церкви 11 июня) встречался «викарный епископ» УАПЦ Володимир Романюк. Целью их встреч был, как говорит епископ Антоний, вопрос о «сближении позиций» УАПЦ и «Украинской Православной Церкви» Филарета То есть зондировалась почва на предмет объединения раскольников в одну конфессию. В это время в Киеве автокефалисты из УАПЦ устроили «собор» по случаю второй годовщины «Киевского Патриархата», на который, правда, главный герой лжепатриарх Мстислав так и не приехал. Этот «собор» дал Антонию исключительные полномочия принимать в отсутствие «патриарха» наиболее важные решения самостоятельно, хотя и после предварительной телефонной консультации с пребывающим в Америке Скрипником Весьма кстати, как оказалось, были дарованы «митрополиту Сичеславскому» диктаторские полномочия в УАПЦ, тем более, что ни для кого не было секретом: Мстислав терпеть не мог Денисенко и скорее всего отказался бы иметь с ним дело в случае личных переговоров об «объединении». Возможно, в это же самое время имели место и другие попытки переговоров с Денисенко на более высоком уровне, а не только те, которые вел «всего лишь викарный епископ», как называет Романюка сам Антоний (Масендич) 7].

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Несмотря на поддержку властей и большие финансовые возможности, Филарет оказался в полной изоляции со стороны канонического Православия. В создавшейся ситуации для него оставался один выход - пойти на объединение с УАПЦ, которую он недавно обличал как раскольническую. Для того чтобы снять напряжение в отношениях с гос. властью и избежать обвинений в незаконности, правосл. иерархи во главе с митр. Киевским и всея Украины Владимиром решили провести новый Собор УПЦ в стенах Киево-Печерской лавры. Назначен он был на 27 июня 1992 г. Собор был призван еще раз подтвердить решения харьковского Собора. Зная о планах проведения Собора канонической Церкви, Филарет решил опередить события и при поддержке властей Украины объединиться с УАПЦ в одну конфессию - «Украинская православная церковь - Киевский патриархат» (иначе - Украинская православная церковь Киевского патриархата , или УПЦ КП). Создание УПЦ КП юридически ликвидировало как УАПЦ, так и УПЦ (представленную в объединительной акции лишь Д. и Иаковом (Панчуком)). Филарет надеялся, что тем самым каноническая Церковь, наибольшая по численности приходов и приверженцев конфессия Украины, с момента «объединения» окажется вне закона и потеряет все права. Без ведома престарелого «патриарха» УАПЦ Мстислава Скрыпника при поддержке властей и содействии депутатов-националистов между Филаретом и представителями УАПЦ состоялись переговоры об объединении. Этому в значительной мере способствовало то, что в июне 1992 г. на соборе УАПЦ в Киеве управляющему делами УАПЦ «митрополиту» Антонию (Масендичу) были предоставлены исключительные полномочия и было разрешено принимать в отсутствие Мстислава наиболее важные решения самостоятельно, хотя и после предварительной телефонной консультации с пребывавшим в США «патриархом». По словам Антония (Масендича), на «епископат» УАПЦ оказали сильное давление депутаты Верховной Рады Павлычко, Н. Скорик, Л. Червоный, В. Поровский, Тернопольский и др., к-рые настаивали на объединении с Филаретом, ссылаясь при этом на распоряжение президента Кравчука. «Архиереи» УАПЦ Василий Романюк (пострижен в УАПЦ в монашество с именем Владимир), Спиридон Бабский и Антоний (Масендич) неоднократно встречались с Филаретом и обсуждали условия возможного союза. Филарет требовал 25 июня созвать «объединительный собор», с тем чтобы опередить открытие Собора канонической Церкви и 26 июня совершить совместную службу с «иерархами» УАПЦ; для проведения службы правительство обещало предоставить Софийский собор.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Похвальное слово прп. Антонию Сийскому («Слово похвалное преподобнаго отца нашего игумена Антония Сийскаго чюдотворца» - БАН. Арханг. 250. Л. 215-233 об.) И. написал по повелению Новгородского архиеп. Александра и сийского игум. Питирима. Составленное в жанре торжественного красноречия, Похвальное слово связано с Житием, в заключительной части Слова упоминаются основные моменты биографии прп. Антония, чудотворения по молитвам к святому, в частности исцеления игум. Питирима и инока Леонида. Похвальное слово обычно переписывалось вместе с Житием прп. Антония как его завершающая часть. Служба прп. Антонию Сийскому («Месяца декабря в 7... в той же день празднуем преподобному отцу нашему Антонию, чюдотворцу Сийскому, иже на Михайлове езере в постех просиавшьму» - Там же. Л. 59-84 об.) была создана И. примерно в одно время с Житием и Похвальным словом и по содержанию соотносится с ними. Служба представляет собой всенощное бдение с 2 канонами прп. Антонию, содержащими акростих, и с каноном Благовещению Пресв. Богородицы. В 1645 г. в Москве служба почти без изменений была издана в составе Минеи на дек. (Л. 75 об.- 96). В 1579 г. игум. Питирим и ученик прп. Антония старец Филофей привезли в Москву составленный И. корпус текстов, посвященных прп. Антонию Сийскому, и обратились к царевичу Иоанну Иоанновичу с просьбой о содействии в канонизации основателя Сийского мон-ря. Царевич Иоанн, «любовию распаляем ко святому», принялся за переработку агиографических сочинений и составил новую службу, после чего митр. Антонию и царю Иоанну IV Васильевичу были представлены для рассмотрения служба прп. Антонию в редакции царевича Иоанна и Житие святого с Похвальным словом в редакции И. Эти события описаны царевичем в ст. «Сие исповедание известно, еже кым преписано бысть Житие святаго отца нашего Антония» (РНБ. ОСРК. O.I. 22. Л. 385 об.- 390, 70-е гг. XVI в.; см.: Рыжова. 2000. С. 49-60). Созданное И. Житие прп. Антония практически целиком вошло в новую редакцию произведения, написанную в 1579 г. царевичем Иоанном Иоанновичем, на нее ориентировались составители Сийской и Проложной редакций текста на рубеже XVI и XVII вв., автор новой переработки произведения в 60-х гг. XVII в. игум. Антониева Сийского мон-ря Феодосий, а также архим. Антониева Сийского мон-ря Никодим, с чьим именем связано появление в XVIII в. Виршевой и Исторической редакций.

http://pravenc.ru/text/578316.html

2068 Там же, стр. 427–431. Обь исторических обстоятельствах этого посещения владыкою города Богородска (к Берлюковской пустыни) и освящения храмов, см. там же, примечания и в Письмах Филарета к Антонию, IV, 51. 2071 Кроме того, он жертвовал и на Дивеевское общежитие, о котором имели попечение святитель Филарет и наместник Лавры архимандрит Антоний, о чем срав. Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 196–197. 2072 Здесь разумеется, конечно, упомянутый А. Г. Попок, о котором еще в 1857 году святитель Филарет писал архимандриту Антонию: «Алексей Гаврилович Попов добрый человек, и усердно берется строить храм. Посему хорошо споспешествовать ему в удобном получении материала». См. Письма Филарета к Антонию, IV, 60. 2073 Действительно, не долго спустя после смерти А Г. Попова, материальные средства его наследников так уменьшились, что дела фарфорового завода прекратились и как их владение, так и эти дела перешли к другим владельцам (Фоминым, устроившим, на месте фарфоровой, мануфактурную фабрику). 2077 Письма Филарета к Антонию, IV, 240. Он был на столько стар, что его уже в креслах привезли на освящение храма. 2082 По желанию храмоздателей, в виду отсутствия самого архипастыря Московского, решено было 17 сентября освятить лишь придельный храм, освящение же главного престола оставить до ожидавшего прибытия самого владыка, о чем см. Письма Филарета к Антонию, IV, 349. 2085 Быть может, святитель-вития представлял в уме при этом свое собственное путешествие в Коломну. 2088 Из участвовавших в городском управлении, которое заявляло свои права на распоряжение соборным храмом, как таковым, а не приходским. 2092 Об отношении святителя Филарета к Филиппушке, в монашестве Филарету, в схиме Филиппу), основавшему киновию близ Гефсиманского скита, и там погребенному († 1866) см. в Письмах Филарета к Антонию, II, 327, 421, 433; III, 27, 50, 68; IV, 30–32, 274–275, 526–532; Душеполезное Чтение, 1892, II, 432; – к И. Я Корейше († 1861); Письма Филарета к Антонию, II, 121; III, 28; IV, 308.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010