Решением Синода УПЦ от 25 авг. 2012 г. от Николаевской епархии была отделена Вознесенская и Первомайская епархия. Архиереи Архиеп. Антоний (Марценко; янв. 1942 (кон. 1941?) - нач. 1943), Кировоградский еп. Василий (Васильцев; 20 июня - 25 авг. 1992, в. у.), еп. Варфоломей (Ващук; 25 авг. 1992 - 22 июня 1993), Питирим (Старинский; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с 27 июля 2009 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Михайловский (женский, в с. Пелагеевка Новобугского р-на; учрежден 24 июля 1994), Константино-Еленинский (мужской, в с. Константиновка Витовского р-на; учрежден 29 июля 1998). Упраздненный: Витовский Николаевский (в урочище Витовка в устье р. Ингул; основан 6 июля 1789, упразднен в 90-х гг. XVIII в.). Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Указом управляющего делами УАПЦ архиеп. Антония (Масендича) от 22 янв. 1991 г. была образована Херсонско-Таврическая епархия УАПЦ. В 1991 г. в УАПЦ перешел клирик УПЦ Николай Чудинович из с. Баштанка, храм остался в ведении УПЦ. В нач. 1992 г. Чудинович зарегистрировал свою общину в Баштанке. С 21 июля 1991 г. «епископом Николаевским и Херсонским» УАПЦ был Пантелеимон (Романовский), уже в дек. того же года ставший «епископом Винницким и Кировоградским». Тогда же, в дек. 1991 г., «епископом Николаевским и Херсонским» был назначен Роман (Балащук), он же являлся в 1991-1992 гг. временно управляющим Одесской епархией УАПЦ. Сторонникам УАПЦ удалось укрепить свои позиции в Николаевской обл., к нач. 1992 г. здесь насчитывалось 7 зарегистрированных общин. В Николаеве 9 июля 1991 г. была учреждена Пантелеимоновская община УАПЦ, силами к-рой вскоре был построен храм в Центральном р-не города. Тогда же в Николаеве была зарегистрирована Александро-Невская община. Попытка автокефалистов захватить в Николаеве собор Рождества Пресв. Богородицы 18 дек. 1991 г., когда на освящение храма приехал еп. Василий (Васильцев), не увенчалась успехом. 25 дек. 1997 г. была создана Таврическо-Николаевская епархия УАПЦ, кафедрой к-рой стал Пантелеимоновский храм в Николаеве. Настоятель последнего свящ. Иван Лещик в 2002 г. перешел в раскол Игоря Исиченко, оформленный в 2005 г. как «УАПЦ обновленная». В УАПЦ юрисдикции Мефодия Кудрякова остался построенный в 2001-2002 гг. Петропавловский храм в Корабельном р-не Николаева, настоятель которого Иван Дидух стал благочинным Николаевского округа Таврической епархии УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Храм апостола Иоанна Богослова (Барнаул) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство храма апостола Иоанна Богослова было начато по благословению преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского в 2003 году. Это одна из главных достопримечательностей города. Содержание История [ править править код ] Официально приход апостола и евангелиста Иоанна Богослова был зарегистрирован в апреле 1996 года, а уже в мае того же года Преосвященнейший Антоний (Масендич, +2001) освятил крест и камень на месте будущего храма. Больше года камень с крестом стояли в чистом поле... Первым фактическим настоятелем прихода стал игумен Алексий (Просфирин), который смог быстро организовать своих духовных чад. С их помощью за один месяц была поставлена " коробка " временного помещения для богослужения. 9 октября 1997 года, в престольный праздник, уже была отслужена первая литургия. Этот день можно считать днем рождения прихода. Времянку построили быстро, а вскоре рассчитывали начать строительство основного храма. Приходская жизнь постепенно налаживалась. Пусть во времянках-вагончиках, но появились воскресная школа, трапезная. Построили и келию - домик для послушников, которых набралось немало. Вспоминают, что иногда обед готовили в пяти ведерных кастрюлях: кормили и сотрудников храма, и послушников, и прихожан. Со временем появилось подсобное хозяйство: козы, курочки... Обо всем этом, а более всего о душах паствы имел попечение игумен Алексий. В делах по хозяйству всегда находились добровольные помощники. Но, пожалуй, правой рукой настоятеля в хозяйственных вопросах являлась Нина Андреевна Петрова. Несколько раз временное помещение храма расширялось, поскольку не вмещало постоянно увеличивающееся число прихожан. Несмотря на активную жизнь прихода, нужно было заниматься и строительством храма. Управление архитектуры выделило участок земли в три гектара. По замыслу архитекторов, будущий храм должен находиться в центральной части архитектурной композиции всех прилегающих кварталов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_апостола_...

20 июня 1992 г. в Киев прибыл митр. Киевский и всея Украины Владимир, радостно встреченный тысячами верующих канонической Церкви. Поскольку в этот день Владимирский кафедральный собор был забаррикадирован боевиками УНСО, митр. Владимир направился в Киево-Печерскую лавру, к-рая с этого дня стала резиденцией Киевского митрополита. В лаврском Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия митр. Владимир совершил благодарственный молебен и обратился с 1-й проповедью к верующим УПЦ. После молебна в Трапезном храме состоялся Архиерейский Собор, который констатировал, что митр. Владимир приступил к исполнению обязанностей управляющего К. е. и предстоятеля УПЦ. Собор признал факт хищения мон. Филаретом (Денисенко) церковной казны и имущества, принадлежавших Киевской митрополии. 23 июня 1992 г. Филарет (Денисенко) вместе с «архиереями» УАПЦ, группой народных депутатов и представителями гражданской общественности создал «Комитет по защите украинского православия». На раскольническом «соборе» 25-26 июня 1992 г. произошло организационное оформление «Украинской православной церкви - Киевского Патриархата» (УПЦ КП), фактическим главой к-рой стал Филарет (Денисенко) с титулом «митрополит Киевский и всея Украины». Номинально УПЦ КП возглавил «патриарх Киевский» Мстислав (Скрыпник). Т. о., оба руководителя раскольнической структуры имели титул «Киевский». 26 июня 1992 г. в Киево-Печерской лавре прошел Собор УПЦ, который своим решением подтвердил правомочность низложения бывш. митр. Филарета (Денисенко) и избрания предстоятелем УПЦ и митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана). В постановлении указывалось, что объединение с УАПЦ является личным делом Филарета (Денисенко) и никакого отношения к УПЦ не имеет. Постановлением Собора Черкасское викариатство К. е. было преобразовано в самостоятельную епархию. В июле 1992 г. Филарет (Денисенко) и Антоний (Масендич) посетили в Стамбуле К-польского патриарха Варфоломея, прося признать УПЦ КП. Патриарх ограничился обещаниями, отказал он им и в выдаче св.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

мон-ря (претендовала на Кирилловскую ц.; раскольническая община была сразу зарегистрирована властями по юридическому адресу Кирилловского храма, что впосл. привело к эксцессам). После неудачной попытки захвата Киево-Печерской лавры (19 июня 1992) Денисенко 24 нояб. 1992 г. подал в Совет по делам религий «Дополнения к уставу Киево-Печерской Успенской лавры», присоединяющие ее к УПЦ КП, но Совет 4 марта 1993 г. вернул документ на доработку на том основании, что оригинал устава у Филарета отсутствовал (Там же. Д. 677. Л. 113-136). Также Филарет дважды: 7 дек. 1992 и 10 марта 1993 г. подавал на регистрацию устав «общины Почаевской лавры в ставропигии Киевской митрополии УПЦ КП», по которому объявлялся настоятелем лавры, аргументируя это тем, что еще 30 окт. 1991 г. постановлением Совета по делам религий Почаевская лавра была зарегистрирована в качестве ставропигиального мон-ря митрополита Киевского и всея Украины (Там же. Д. 713. Л. 101). Однако этот устав зарегистрировать не удалось, хотя сторонники УПЦ КП дважды пытались силой захватить Почаевскую лавру. Альянс властей и УПЦ КП нередко встречал сопротивление верующих: когда в июле 1993 г. Совет по делам религий пытался передать Кирилловскую ц. Киева в совместное пользование УПЦ КП и УГКЦ (несмотря на то, что при храме еще с дек. 1991 существовала зарегистрированная община канонической УПЦ), прихожане общины УПЦ воспрепятствовали проникновению раскольников на территорию храма, после чего против защитников храма возбудили уголовные дела (Там же. Д. 716. Л. 93). Не удалось занять и Серафимовский храм Китаевой пуст., хотя по его адресу в 1993 г. был зарегистрирован Серафимовский приход УПЦ КП, в нач. 1994 г. Владимир Романюк пытался зарегистрировать устав фиктивного «Китаевского Троицкого мужского монастыря УПЦ КП». Но даже в условиях беспрецедентного давления властей уже в кон. 1993 г. большие группы клириков покидали УПЦ КП и возвращались в лоно канонической УПЦ. Важным событием стал переход в УПЦ 25 дек. 1993 г. «митрополита» Антония Масендича и «епископов» Иоанна Сиопко, Романа Попенко, Софрония Власова.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

правительства. В работе Собора приняли участие 95 делегатов от 22 епархий и 32 монастырей Украины. Под сильнейшим нажимом митр. Филарета участники Собора приняли определение о необходимости автокефалии для УПЦ. С этой просьбой от имени Собора укр. иерархи обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Необходимость автокефалии мотивировалась новыми политическими условиями - провозглашением независимого Украинского гос-ва. 20-21 нояб. 1991 г., в канун президентских выборов, в Киеве прошел созванный по инициативе председателя Верховного Совета Украины Кравчука межрелиг. форум, в к-ром участвовали 211 глав и представителей 16 действовавших в стране конфессий. Кравчук, выступая на форуме, произнес призыв в адрес Украинской Православной Церкви: «Независимой Украине - независимую Церковь» и сказал о необходимости объединения с УАПЦ. Митр. Филарет выразил поддержку идеям Кравчука. Управляющий делами УАПЦ Антоний (Масендич) заявил, что об объединении можно будет говорить после обретения Украинской Церковью автокефалии. 25-27 дек. 1991 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ рассматривался вопрос об автокефалии Украинской Церкви. Синод постановил, что этот вопрос в силу своей исключительной важности должен быть рассмотрен на Архиерейском Соборе Русской Церкви, а возможно, и на ее Поместном Соборе, также было высказано пожелание о необходимости лучше выявить позицию клира и мирян Украины по этому вопросу. 22 янв. 1992 г. в Киеве состоялось епископское совещание УПЦ, которое под нажимом митр. Филарета, действовавшего в тесном союзе с Президентом Украины Кравчуком, приняло ультимативное обращение к патриарху Алексию II, Синоду и ко всем архиереям РПЦ с призывом о даровании полной независимости УПЦ. Епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) отозвали свои подписи под обращением, 23 янв. решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр. Епископы Алипий и Сергий были назначены викариями К. е.: Алипий - епископом Черкасским, Сергий - епископом Переяслав-Хмельницким (Постанови Свящ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Филарет и Иаков не подчинились решениям Архиерейского Собора кириархальной Церкви и вступили в переговоры с лжеепископами УАПЦ во главе с Антонием (Масендичем). Переговоры велись в Киеве под патронажем президента и правительства Украины и закончились 25 июня собранием запрещенных священнослужителей и впавших в раскол мирян, провозгласившим себя Всеукраинским православным собором. Этот лжесобор постановил объединить сторонников Филарета, отделившихся от канонической Украинской Православной Церкви, с УАПЦ и считать, что «Украинская православная церковь – Киевский патриархат является правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех договоров и соглашений, заключенных ими до нынешнего дня, и всех ее средств и имущества – движимого и недвижимого, включая храмы, монастыри, учебные заведения и другое. Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами Украинской православной церкви – Киевского патриархата. Собор заявляет, что главой Украинской Православной Церкви – Киевского патриархата считает патриарха Мстислава. В связи с неотложной необходимостью укрепления руководства Украинской православной церкви – Киевского патриархата, учитывая пребывание патриарха Мстислава за пределами Украины, а также его возраст – 94 года, что осложняет руководство церковью, ввести должность заместителя патриарха. Утвердить заместителем патриарха блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины. Утвердить управляющим делами Киевской патриархии митрополита Переяславского и Всечеславского Антония». Но вопреки расчетам объединителей, Мстислав, узнав о принятых за его спиной в Киеве решениях, дезавуировал их, предложив своему давнему противнику Филарету подчиниться своему церковному начальству и уйти на покой. Филаретовская группировка объявила решение Мстислава следствием невменяемости. Большинство раскольников Восточной и Южной Украины, а также Волыни пошли за Филаретом; раскольники Галиции объединились вокруг лжеепископа Петра Петруся и бывшего львовского священника Владимира Яремы – их-то и признал своими продолжавший жить в Соединенных Штатах Мстислав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Второй по величине колокол собора, весом 978 пудов, был украшен ликами святых евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна и занимал левую башню северного портика. Третий колокол, 663 пуда, с образами святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, располагался в левой от южного портика башне. В четвертой башне собора находились остальные 12 колоколов. Некоторые из них также имели барельефы с изображениями святых благоверных великих князей Владимира и Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Исаакия Далматского, под чье покровительство отдал Петр Великий свой город. Автором моделей медальонов на всех колоколах был скульптор А. В. Логановский, а литье выполнил все тот же кудесник Стуколкин. Впрочем, всего не расскажешь даже об этих удивительных колоколах. С 1931 г. посыпалась колокольная медь в руки «культурно выросших трудовых масс» мелкой разменной монетой. Добавили колокольную медь и в никелевую монету, которая полностью заменила денежное серебро, — дополнительная прибыль Внешторгу. Хватило меди и на памятники «мировым революционерам». 1923 год — Архангельский губотдел ГПУ принял решение об освобождении епископа Илариона (Троицкого), который в течение года находился в ссылке, из-под стражи. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником святителя Тихона. Именно ему патриарх поручает главную задачу — искоренение обновленческого раскола. Первым шагом на этом пути стало переосвящение собора Сретенского монастыря, где с 1922 г. находились последователи одного из лидеров обновленчества «митрополита» Антонина (Грановского). 1990 год — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Новгород. Первосвятитель Русской Церкви совершил богослужение в Евфимиевском храме Николо-Вяжищского женского монастыря, возвращенного Церкви. Патриарх провел пресс-конференцию. 1992 год — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию во Введенском соборе Оптиной пустыни. В этот же день состоялась поездка делегации УПЦ-КП в Константинополь. В Состав делегации вошли «заместитель патриарха, митрополит» Филарет, «митрополит» Антоний (Масендич), «архимандрит» Валентин (Дажук), «игумен» Даниил (Чокалюк), депутат Верховного Совета Украины В. Червоний. Позднее была распространена информация о якобы возможном признании УПЦ-КП Константинопольским Патриархом. Константинополь опроверг эту ложь.

http://pravoslavie.ru/5498.html

Среди др. почитаемых на Алтае икон - образ вмч. Пантелеимона с частицей мощей святого (дар Покровскому кафедральному собору Барнаула от афонского Пантелеимонова мон-ря), икона Божией Матери афонского письма нач. ХХ в. в храме свт. Николая в Барнауле, образ Христа Спасителя в храме свт. Николая Чудотворца в г. Горняк, икона Божией Матери «Утоли моя печали» в церкви г. Заринска. На территории разрушенного барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря восстанавливается Никольский источник. Восстановлен св. ключ близ с. Сорочий Лог, где в 20-х гг. XX в. были замучены 11 благочестивых крестьян. На этом месте воздвигнута часовня во имя Иоанна Крестителя и устроен скит барнаульского Знаменского мон-ря. Монастыри В Б. и А. е. действуют 3 мон-ря. Постановлением Свящ. Синода от 19 июля 1994 г. Знаменский приход в Барнауле преобразован в барнаульский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь . Монастырь имеет подворье - Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий лог Заринского района Алтайского края. 10 окт. 1996 г. в с. Кислуха был открыт Иоанна Кронштадтского женский монастырь. Архиереи: еп. Александр (Бялозор; 1930-1931), еп. Тарасий (Ливанов; дек. 1931-1932), еп. Герман (Коккель; 1932), архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев; 4.04. 1933-1936), еп. Григорий (Козырев; 29.01.- 27.07.1937), с 1937 г. кафедра не замещалась, в 1943-1994 гг. территория Б. и А. е. входила в состав Новосибирской епархии. Кафедра возобновлена в 1994 г.: еп. Антоний (Масендич; 19.03.1994 - 8.07.2001), еп. Максим (Дмитриев; с 20.01.2002); еп. Сергий (Иванников; с 29 мая 2013 г.). Лит.: Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997; Док-ты по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - нач. XX в.). Барнаул, 1997; Скворцова Т. Приговор приведен в исполнение//Алтайская миссия. 1998. 5; Асеева Н. Открытие//Там же. 8; Док-ты по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999; Радуйся, Заступница земли нашея Алтайской//Алтайская миссия. 1999. 10; Антоний (Масендич), еп. Барнаульская епархия на рубеже веков//Там же. 2000. 10. С. 2-3; Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул, 2001.

http://pravenc.ru/text/77566.html

Социологические исследования показывали, что униаты в Галиции не представляли большинства, во Львовской области их было 28 %, в Тернопольской – 12 %, в Ивано-Франковской – 22 %. Несмотря на это в 1990 г. в указанных областях у Русской Церкви осталось совсем немного храмов. Значительная часть была захвачена униатам и, немалое количество ушло в расколы. Расколы Возникновение расколов стало еще одной церковной проблемой конца 1980 – начала 1990-х гг. Особенно болезненными были расколы на Украине. 1 ноября 1989 г. находившийся на покое епископ Иоанн (Боднарчук) заявил о своем выходе из подчинения Русской Церкви. На заседание Священного Синода епископ Иоанн не явился, сообщив, что переходит в подчинение созданной в годы Второй мировой войны «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), глава которой «митрополит» Мстислав (Скрыпник) проживал в Америке. Вслед за епископом Иоанном в раскол перешло и несколько украинских приходов. 14 ноября 1989 г. Священный Синод лишил этого архиерея сана за учинение раскола и объявил его священнодействия безблагодатными. Решение было подтверждено Архиерейским Собором, состоявшимся 30–31 января 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре. Решение Собора не остановило раскольников. Весной 1990 г. Боднарчук вместе с «епископом» катакомбной серафимо-геннадиевской ветви Викентием Чекалиным поставил несколько «архиереев», положив начало новой лжеиерархии. В июне 1990 г. автокефалисты провели в Киеве свой «Собор». Боднарчук был поставлен «патриаршим местоблюстителем», в то время как «патриархом всея Украины» был провозглашен Мстислав (Скрыпник). В ноябре того же года в Софийском соборе Киева состоялась «интронизация» Скрыпника. Однако отношения между Боднарчуком и Скрыпником не сложились. Своим «местоблюстителем» последний поставил «епископа» Антония (Масендича). Как и униаты, представители автокефалистского раскола часто действовали путем насилия, изгоняя верных канонам пастырей и захватывая храмы. К концу 1991 г. раскольникам принадлежало около 500 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сложившаяся ситуация обсуждалась на Архиерейском Соборе в Москве 31 марта – 5 апреля. Как и прежде, митрополит Филарет выступал за автокефалию Украинской Церкви, мотивируя это независимостью Украины. Однако большинство членов Собора митрополита не поддержало. Собор обвинил иерарха в возникшем кризисе, а также в грехах против монашеских обетов, и потребовал от него оставить пост главы Украинской Церкви. Митрополит Филарет дал понять, что согласен с решением Собора, однако по прибытии в Киев заявил, что оставить пост главы УПЦ отказывается. Священный Синод со своей стороны поручил старейшему иерарху Украинской Церкви митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Собор украинских архиереев для принятия отставки митрополита Филарета и избрания нового главы УПЦ. Митрополит Филарет явиться на Собор отказался, а на конференции в Киеве отверг постановление Священного Синода. Собор украинских архипастырей состоялся в Харькове 27 мая 1992 г. 17 иерархов, присутствовавших на нем, приняли решение о запрещении митрополита Филарета в священнослужении за раскольнические действия вплоть до решения Архиерейского Собора Русской Церкви. Харьковский Собор избрал и нового главу Украинской Церкви, которым стал митрополит Ростовский Владимир (Сабодан). 11 июня 1992г. Архиерейский Собор Русской Церкви принял решение о лишении сана митрополита Филарета и поддержавшего его епископа Почаевского Иакова (Панчука). Со своей стороны, раскольники начали переговоры с «Украинской автокефальной церковью» и 25 июня объявили о создании единой с ними структуры, главой которой был признан Мстислав (Скрыпник), а заместителем – сам Филарет. Решение не было признано Скрыпником. Его последователями стали лжеепископ Петр (Петрусь) и протоиерей В. Ярема. После смерти Скрыпника в 1993 г. «патриархом» УАПЦ стал В. Ярема, постриженный в монашество с именем Димитрий. В 2000 г. его сменил на посту главы УАПЦ «митрополит» Мефодий (Кудряков). Филаретовцы, именовавшие себя «Украинской Православной Церковью – Киевским Патриархатом», в 1993 г. избрали своим «патриархом» лжеепископа Владимира (Романюка). Сам Филарет (Денисенко) на место «патриарха» в тот момент претендовать не стал, однако реальную власть в расколе, включая финансовые дела, сохранил за собой. К расколу примкнул лишенный сана Глеб Якунин и ушедшие от автокефалистов Иоанн (Боднарчук), (в 1994 г. погиб в автокатастрофе) и Антоний (Масендич), в 1994 г. принесший покаяние в раскольничьей деятельности и вскоре рукоположенный во епископа Барнаульского в Московском Патриархате. В 1995 г. умер Владимир (Романюк), причем его похороны были скандальными: раскольники хотели самочинно похоронить своего лидера в Софийском соборе, что вызвало столкновение с милицией. После смерти Романюка Филарет решился принять на себя высший пост в расколе. Он и стал третьим «патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010