Подавляющее число верующих К. е. отнеслось к действиям митр. Филарета крайне негативно: в большинстве храмов прекратилось поминовение главы Украинской Православной Церкви за богослужением. 27 мая 1992 г. на Архиерейском Соборе в Харькове епископы УПЦ приняли решение о смещении Филарета с поста митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ постановил извергнуть митр. Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире, а также считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митр. Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая того же года, незаконными и недействительными. 25-26 июня 1992 г. при поддержке властей Украины состоялся «Всеукраинский собор», к-рый провозгласил «объединение УПЦ и УАПЦ в одну церковь, УПЦ КП». 10 июля 1992 г. Денисенко и Антоний (Масендич) подали на регистрацию устав УПЦ КП, представляя его как новую редакцию устава УАПЦ, переименованной в УПЦ КП. Попытка Совета по делам религий поставить под сомнение легитимность этого «преемства» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 648. Л. 55, 94) привела к отставке его руководящего состава. Уже 12 авг. Совет возглавил бывш. депутат Верховной рады Украины А. Л. Зинченко, к-рый сформировал новое «профиларетовское» руководство Совета, а также отдела религий Киевского горсовета. Любая критика УПЦ КП со стороны канонического духовенства расценивалась ими как «откровенная антиукраинская пропаганда» (из отчета Зинченко на имя премьер-министра В. П. Фокина от 7 авг. 1992 г.- Там же. Д. 644. Л. 94, 108). Также Зинченко сообщал, что в разговоре с ним Филарет Денисенко и Антоний Масендич изъявили согласие подписать предложенный им текст меморандума «Основные принципы согласия между руководством УПЦ КП и УГКЦ», чтобы положить конец взаимным конфликтам, в целях объединения усилий для борьбы против УПЦ; впрочем, из-за отказа греко-католиков подписание меморандума не состоялось.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После возвращения из Стамбула в Киев Антония (Масендича) ожидал неприятный разговор с Мстиславом. Престарелого «патриарха Киевского» уже, впрочем, вовсю обрабатывали народные депутаты-филаретовцы, то сулившие ему «золотые горы», то угрожавшие изоляцией «Его Святейшества» в случае непризнания объединения с Филаретом. В киевской гостинице «Жовтневой» состоялась встреча Антония (Масендича) и Мстислава Скрипника. Причем, сам епископ Антоний говорил позже, что боялся этого разговора. Мстислав, выслушав Антония, сказал, что раз уж он действовал по заданию президента, то это смягчает его вину, но все же объявил Масендичу о своей немилости На просьбу Антония принять Филарета Мстислав ответил отказом. Не внял он и уговорам депутатов Червония, Скорик, Поровского. Но через некоторое время Мстислав, сочтя, что уже достаточно изобразил свое недовольство, все-таки признал «объединение», но выступил при этом против наличия в новой конфессии должности «заместителя патриарха», которую, тем более, занял Филарет. Скрипник говорил, что над его «заместителем» в мире попросту смеются «Митрополит» Ивано-Франковский УПЦ КП Андрей Абрамчук свидетельствовал, что Мстислав в пору уговоров его народными депутатами признать Филарета своим заместителем говорил: «Пусть сядет тихо. Пусть докажет верность Украинской Православной Церкви в Одесской епархии» Надо думать, что Мстислав был более неравнодушен, чем Филарет, к тому, как выглядит он сам и его действия перед лицом общественности. Правда, после долгого сопротивления он все же дал себя уговорить не только признать УПЦ КП ( хотя громко об этом он тоже не стал объявлять), но и принять, наконец, Филарета. Скрипник беседовал с Денисенко наедине около 15 минут. Вскоре «патриарх» вновь улетел в США, предварительно попросив, чтобы среди провожающих его в аэропорту Борисполь лиц не было Филарета. Тем не менее, Денисенко прибыл и еще раз встречался с Мстиславом Вскоре в США Мстислав столкнулся с неприятием среди диаспоры авантюры по «объединению» с Филаретом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Так закончил жизнь первый патриарх «правдивой церкви». Второй – Романюк – пытался запретить Филарета, обращался в УБОП с просьбой защитить его от Филарета, помочь найти сокрытую за рубежом церковную казну – и был придушен неизвестными реаниматорами на скамейке Ботсада. Сами же автокефалисты-учредители УПЦ-КП во главе с Масендичем, принявшие Филарета, уже через полтора года выступили с покаянным обращением к народу, в котором заявили, что они и сами безблагодатные самозванцы, и стали ширмой для финансовых аферистов во главе самозванцем М. Денисенко, который ведет людей «к вечной погибели». После этого разоблачения они бежали от СБУ и Филаретова гнева из Украины, куда глаза глядят. И боялись не напрасно, потому что все, кто возражал Филарету или боролся с ним в его «правдивой церкви» (Мстислав, Романюк, Боднарчук, тот же, Масендич, Горак и т.д.), оказывались неправы, и земля очень быстро становилась им пухом. Кроме того, Филарет еще и банально «кинул» принявших его автокефалов: никаких обещанных 4 миллиардов они от него так и не получили, Масендич жаловался, что жмот-Филарет дал ему лишь какую-то старую поломанную панагию. Понятно, что ни одна не только церковь, но церковная организация таким образом создаваться не может. Генеральная прокуратура дважды (в 1993 и 2002 годах) выносила протесты, снимающие УПЦ-КП с регистрации как незаконно созданную, паразитирующую на чужой собственности организацию. Однако президент Кравчук, а затем и президент Кучма не давали восторжествовать законности. Протесты до сих пор не исполнены властью. Ни Мировое Православие, ни Римско-католическая Церковь – никто, кроме нашей коррумпированной до корней волос державы, не признает филаретовский раскол христианской церковью и никогда не признает. Константинопольский Патриарх Варфоломей еще в 1993 году на пальцах объяснял посланнику Кравчука вице-премьеру Николаю Жулинскому: «Такой институции, как УПЦ-Киевский патриархат, в христианстве не существует, а Филарета никто не считает епископом». И уже почти четверть века все, без исключения, Предстоятели Поместных Православных Церквей растолковывают это нашим высшим сановникам и президентам.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

Вполне патриотичным был и правовой беспредел власти против Церкви в независимой державе. Кравчук объявил, что не признает Харьковский Собор, тоже сделал спикер Верховной Рады Иван Плющ, протащивший через президиум соответствующее заявление. Это было грубым нарушением Конституции и Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Какое дело им было до отделенной от государства Церкви? Коли Собор нарушил закон или ущемил чьи-то права, то на это должна была реагировать прокуратура, решение должен принимать суд. Но ни в прокуратуру, ни в суды никто не обращался. Дальше – больше. По приказу власти боевики УНА-УНСО захватили Владимирский кафедральный собор и резиденцию Киевских митрополитов на Пушкинской и забаррикадировались, чтобы не допустить их передачи новоизбранному предстоятелю УПЦ. Они же попытались захватить Лавру, устроив в ней погром. СБУ, в свою очередь, пыталась снять Митрополита Владимира с поезда, не пустить в Киев. Ей же была поручена операция по ограблению УПЦ. Тогда в Украине уже была зарегистрирована малочисленная, неканоническая, очень политизированная, объединенная ненавистью к Филарету и весьма русофобская УАПЦ (автокефальный раскол). Она была объединена тоже с неканонической православной церковью в американской диаспоре (110 общин), которую возглавлял «патриарх» Мстислав Скрипник, известный деятель националистов. Он проживал в Бавн Бруке (США), а в Украине его замещал «митрополит» Антоний Масендич. К нему и нагрянули нардепы и эсбэушники с «заданием Кравчука»: принять в свои ряды Филарета с церковной кассой УПЦ в 4 млрд. рублей, резиденцией киевских митрополитов и Владимирским собором. Масендич встретился с Филаретом, который сразу обратился с главным патриотическим вопросом: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы у меня их не отнимете?» Масендичу приказали созвать автокефальных «епископов» на совещание, не говоря о цели оного, чтобы не было скандала. Понимая, в какую аферу его втягивают, он пытался трижды бежать из Киева, но всякий раз эсбэушники его отлавливали и, угрожая убить, заставляли выполнять задание. Из 13 автокефальных «епископов» прибыли восемь, пришли нардепы-комсомольцы Червоний, Поровский, униатка Скорик, генерал СБУ Бурлаков. Несмотря на шантаж и угрозы, трое из восьми плюнули и в гневе покинули собрание, остальных поволокли к Филарету – «объединяться».

http://pravoslavie.ru/73344.html

Включали они в себя почти всегда лишь по нескольку человек активистов «Руха» из числа выходцев из Галичины или представителей националистической интеллигенции. Многие и вовсе числились только на бумаге приверженцев УПЦ КП где-нибудь в Луганской области найти было трудно, а директиву из Киева местным властям выполнять приходилось. Увеличивал Филарет число своих приходов и методом захвата храмов у канонической УПЦ. Боевики Корчинского и Витовича, «казачки» Червония и прочий полууголовный-полунацистский элемент стали главной опорой Филарета, а «духовником» их числился лже-епископ Володимир Романюк, будущий «патриарх Киевский». По его и Филарета «благословению» началась настоящая вакханалия насилия. Личное участие в захватах соборов в Луцке, Ровно и многих других городах принимали все те же депутаты Поровский, Гудима, Червоний и прочие c.29]. В Луцке в ходе автокефалистских бесчинств в 1992 г. многие храмы оказались просто разграбленными. В Ровно Червоний при помощи своих «казачков» развязал настоящий террор против канонической православной епархии. В течение всего лета верующие с огромным трудом отбивали натиск автокефалистов, которым удалось захватить здание епархиального управления. Представители власти бездействовали, а раскольники и боевики штурмовали на их глазах кафедральный Воскресенский собор 61], который в итоге удалось отобрать у православных верующих. «Митрополит Переяславский и Сичеславский» Антоний (Масендич) также лично принимал участие в штурме многих храмов, принадлежавших УПЦ. Так, он, например, возглавлял кампанию по захвату православных храмов на Волыни. В августе 1992 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Антоний (Масендич) вместе с несколькими «архиереями» УПЦ КП, сопровождаемый боевиками УНА-УНСО, прибывшими на военной технике (той самой, из немецкой гуманитарной помощи), нагрянул в недавно открытый Зимненский Успенский Святогорский монастырь в окрестностях Владимира-Волынского. «Иерархи» вошли прямо в собор, где шла служба отмечали престольный праздник обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

По заданию Кравчука, кагэбэшники- эсбэушники организовали ему встречу с Филаретом. Масендич говорит, что первый и главный вопрос, который ему задал Филарет, звучал так: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы их у меня не отнимете?» Понимая, в какую аферу его втягивают, перепуганный Масендич трижды пытался бежать из Киева, но всякий раз его отлавливали эсбэушники и под угрозой смерти заставили выполнять «поручение президента Кравчука»: не ставя в известность Мстислава, созвать автокефальных «епископов» и принять в свои ряды Филарета. Он так и сделал. Приехало восемь «епископов», чекисты и нардепы поставили перед ними задачу, пообещали 4 миллиарда из украденной Филаретом церковной казны УПЦ. Три «архиерея», несмотря на шантаж, плюнули и с гневом покинули собрание, остальных во главе с Масендичем поволокли на Пушкинскую к Филарету «объединяться». Там горстка аферистов объявила себя «собором», создавшим «правдивую церковь» – УАПЦ-КП (затем «А» куда-то пропала) с «патриархом Мстиславом» во главе, Филаретом в замах, Масендичем в управделами. Мстислав лишь через неделю узнал о «соборе», о том, что у него появился заместитель Филарет. Он пришел в крайнее негодование, прибыл в Украину, за сговор с расстриженным Филаретом отлучил от УАПЦ своих бывших сподвижников, обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности всех организаторов УПЦ-КП. Сегодня Филарет говорит, что Харьковский Собор незаконный, поскольку он его не созывал, а Мстислав-то свой «собор», принявший Филарета и «вернувший» ему сан митрополита, созывал? Да и как могли вернуть Филарету сан бывшие священники, самим Филаретом запрещенные? С таким же успехом Тернопильский с Поровский могли возвести его в митрополиты, не выходя из Феофании. Филаретовцы же посмеялись-поиздевались над Мстиславом по полной, дескать, у нас тут «соборноправие», и патриарх должен слушать нас, а не наоборот. Униженный, оскорбленный, ограбленный (его в последний приезд еще и обворовали до нитки) племянник Петлюры и духовный лидер украинских националистов в диаспоре отправился за океан, где и умер.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

Однако, за всеми торжествами Мстислав не упустил из виду, что на новоиспеченного «патриарха» вожди раскола смотрят скорее как на некий символ, чем как на реального «предстоятеля» своего сообщества. Упускать из рук бразды правления УАПЦ они явно не торопились. Неожиданно для всех девяностолетний старец проявил небывалую энергию и попытался сделать свою власть в УАПЦ вполне реальной. Вопреки принятому ранее уставу УАПЦ Скрипник назначил из числа своих ближайших сотрудников «патриарший совет», учредил в Киеве «патриаршую канцелярию» с.27]. Причем, «местоблюститель патриарха» митрополит Иоанн в эти руководящие органы не вошел. Фактически надобность в должности «местоблюстителя» вообще отпала, так как «интронизация» Мстислава уже состоялась. Поэтому Скрипник решил ввести новую должность управляющего делами УАПЦ и поставить на нее своего человека. Таковым был назначен «епископ» Антоний (Масендич), которому в это время едва минуло 29 лет (1961 года рождения). Галичанин, уроженец Ивано-Франковской области, он после принятия в 1980 г. монашества, а затем священного сана, служил на приходах Владимирской и Новосибирской епархий Московского Патриархата. После перевода Новосибирского митрополита Гедеона (Докукина) на Ставропольско-Бакинскую кафедру Антоний (Масендич) переехал вместе с ним на новое место служения, где стал благочинным азербайджанских приходов в сане архимандрита. После начала автокефалистской смуты на Украине архимандрит Антоний объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата и перебрался на Украину, примкнув к УАПЦ 14, с.548]. Будучи энергичным и бойким деятелем, был замечен Иоанном (Боднарчуком) и другими лидерами раскола и вскоре стал «архиереем» Позднее, когда Мстиславу в 1991 году стало известно о «хиротониях», произведенных Боднарчуком, он запретил новые «рукоположения епископов» в УАПЦ. Скрипник отправил из США на Украину своего «архиепископа» Антония Щербу для совершения «хиротоний». Были «перерукоположены» и все чекалинские лже-архиереи, хотя едва ли это придало им каноничности с.27].

http://sedmitza.ru/lib/text/440070/

Более того, они осознавали, что слишком «национально сознательная» позиция деятелей УАПЦ может привести к узкой локализации раскола на Западе Украины, тогда как альянс с Филаретом обещал более активное продвижение на Восток. Вместе с тем, противники Филарета внутри УПЦ КП полагали, что если «Киевский патриархат» возглавит столь одиозная фигура, как Денисенко, то это отвернет от УПЦ КП многих ее сторонников в Галичине. В том, что подобное может случиться, убеждало не только воссоздание УАПЦ под руководством Яремы, но и отказ украинцев диаспоры после смерти Скрипника оставаться в юрисдикции УПЦ КП или УАПЦ. Автокефалисты США быстро убедились в том, что пресловутый «Киевский патриархат» на деле стал орудием в руках политических дельцов и коррумпированных элементов, а потому отказавшись от громкой патриаршей титуляции, избрали преемником Скрипника над раскольничьими американскими приходами «митрополита» Константина. Оппозицию Филарету внутри УПЦ КП фактически возглавил «митрополит» Антоний (Масендич), который, возможно, тоже имел свои собственные планы в отношении «патриаршества». Во всяком случае, на «соборе», избиравшем нового «предстоятеля» УПЦ КП он выступил с предложением понизить возрастной барьер для кандидатов в «патриархи Киевские»: «митрополиту Сичеславскому» тогда было лишь 32 года, а по уставу УПЦ КП возглавить ее мог только «архиерей» не моложе, чем сорока лет Разрыв между бывшими союзниками и творцами УПЦ КП Антонием и Филаретом стал очевиден для всех. Но несмотря на поддержку депутатов и председателя Совета по делам религий Зинченко, Филарет не смог стать «местоблюстителем». Антоний (Масендич) прямо тогда заявил ему, что это будет чревато выходом из УПЦ КП галицких епархий, которые не хотят иметь Филарета «патриархом» Ради сохранения с таким трудом созданного «патриархата» Денисенко согласился на избрание «местоблюстителем» Володимира Романюка, что и произошло 14 июня 1993 года 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся «собор» УПЦ КП, на котором «патриархом Киевским» был избран Володимир Романюк.

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРНАУЛЬСКАЯ И АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Покрова Божией Матери в Барнауле. Фотография. 2001 г. Собор в честь Покрова Божией Матери в Барнауле. Фотография. 2001 г. Барнаульская епархия была учреждена в 1930 г. с назначением еп. Александра (Бялозора) ее правящим архиереем, перемещенным на Ростовскую кафедру в 1931 г. Затем Барнаульской кафедрой управляли архиереи: в 1931-1932 гг.- еп. Тарасий (Ливанов) , в 1932 г.- еп. Герман (Коккель) , в 1933-1936 гг.- архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев) , в 1937 г.- еп. Григорий (Козырев) . После 1937 г. Барнаульская кафедра не замещалась. 8 авг. 1943 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) правосл. приходы Алтайского края вошли в состав Новосибирской епархии , правящий архиерей к-рой получил титул «Новосибирский и Барнаульский». В 1989 г. на территории Алтайского края действовало 8 приходов (в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка). 26 февр. 1994 г. постановлением Свящ. Синода Барнаульская кафедра была возрождена с названием «Барнаульская и Алтайская». 19 марта 1994 г. во епископа Барнаульского и Алтайского был хиротонисан Антоний (Масендич) . После кончины еп. Антония († 8 июля 2001) решением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2001 г. епископом Барнаульским и Алтайским определено быть игум. Максиму (Дмитриеву), хиротония к-рого состоялась 20 янв. 2002 г. На 1 янв. 2002 г. территория Б. и А. е. включала Алтайский край и Республику Алтай. В епархии существовали 20 благочиннических округов (17 - в Алтайском крае, 3 - в Республике Алтай), 170 приходов, 63 храма, 6 мон-рей, служили 177 священников и 13 диаконов. Определением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. приходы в административных границах Республики Алтай, ранее входившие в состав епархии выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию . Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. на Барнаульскую кафедру назначен еп. Сергий (Иванников) (с 24 мая 2015 г. митрополит).

http://pravenc.ru/text/77566.html

25 июня прибыли в Киев «иерархи». Среди них, однако, не оказалось Василия, «епископа» Тернопольского, и Петра (Петруся), «епископа» Львовского, который был известен своей неприязнью к Филарету. «Владыка» Петро сказался больным вероятно, на всякий случай, предчувствуя, чем оборачивается дело, и желая остаться в стороне от творцов новой аферы. Показательно прямое и неприкрытое вмешательство политиков: на это же собрание явились все те же депутаты, уже имевшие дело с Антонием (Масендичем), а также Виктор Бурлаков из «Руха» (ныне генерал Службы безопасности Украины) Антоний проинформировал «епископов» о цели их собрания. После этого Андрей Ивано-Франковский тут же заявил, что на сделку с Филаретом идти отказывается. На него набросились с угрозами и бранью депутат-католичка Лариса Скорик и «викарный епископ» Володимир Романюк, обозвавшие Абрамчука «агентом Москвы» и «предателем» (среди украинских политиков это обычные ярлыки для всех с чем-либо несогласных). Тем не менее, не взирая на угрозы, трое «епископов»: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) покинули собрание раскольничьего «епископата», отказавшись от участия в затее объединения с Филаретом. Позже, однако, Андрей все же вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и стали каноническими епископами в УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром: епископ Антоний ныне возглавляет Хмельницкую кафедру, а владыка Николай управляет Ивано-Франковской епархией c. 110-111]. На собрании Львовскую епархию УАПЦ представлял протоиерей Володимир Ярема, пионер раскола (будущий лже-патриарх УАПЦ Димитрий). По словам Антония, он на этом собрании скандалил с депутатом-экстремистом Червонием, но, тем не менее, не покинул сборища Как говорит бывший «митрополит Сичеславский», «если бы не давление депутатов, а они тогда еще были в авторитете, ни я, ни епископы ни на какое объединение с Филаретом не пошли бы» Заявление, надо отметить, странное для тех, кто именует себя «епископами»: что же это за «архипастыри», если так их легко запугать и заставить делать то, чего желают нечистоплотные политики? На следующий день было совершено торжественное «богослужение» по случаю долгожданного «воссоединения» расстриги с раскольниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010