Французский офицер — автор «Походного журнала», XIX в. А вот как обращались французы с нашими пленными: «В Можайске оказалось более 10 000 раненых русских, размещенных в домах и церквах, все они были безжалостно изгнаны, на их койках были размещены раненые французы. Эта мера стоила жизни несчастным русским, все они умерли в страшных мучениях». Газо — французский военачальник, генерал, начальник обоза главной квартиры Наполеона I, XIX в. Везде с французскими пленными обращались очень добродушно и даже хорошо. На каждого пленного, при даровой квартире и отоплении, отпускалось по 50 коп. на офицера и по 15 коп. на солдата. Те из пленных, которые знали какое-либо мастерство или обладали каким-либо талантом, очень ценились и зарабатывали хорошие деньги. Газо — французский военачальник, генерал, начальник обоза главной квартиры Наполеона I, XIX в. Затем перешли к вопросу о пленных. Московиты просили, чтобы оба государя свободно отпустили всех. Королевские послы протестовали и говорили, что это дело может совершиться только так: то есть солдат должен обмениваться на солдата, отряд на отряд, воевода на воеводу. Если останется кто-либо сверх этого, их выкупать за деньги или менять на тех ливонцев, которые находятся в Москве. Тогда московиты сказали: кровь христианскую не выкупают за деньги. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII «Камрад, — сказал он (Петр I), — от всего сердца прощаю вам то, в чем вы, быть может, передо мною виноваты, но и вы должны простить меня, если я в чем-либо провинился пред вами, и более про то не вспоминать». Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг. Русский переживает мир не из «я», а из «мы». Сколь братским является обычай называть друг друга не по титулам и званиям, а по имени и отчеству! Это признак подлинного и внутреннего демократизма. Шубарт Вальтер — немецкий философ, ХХ в. В Унгени я заметил часового, караулившего двух турецких пленных. У меня были пироги с говядиной, и я предложил часовому. Думая, что у меня только один пирог, он отказался и предложил мне дать его турку, который, по его мнению, был голоднее, чем он. Когда турок, получив пирог, начал молиться, то часовой, обратясь к другим своим товарищам, шепотом проговорил: «Тише, молчите, турка молится». Все замолчали.

http://pravoslavie.ru/1833.html

Однако не менее чем его происхождение проблематична и последующая судьба Митрополита Антония. Бывший в 1581 году в Москве с дипломатической миссией иезуит Антонио Поссевино пишет о Предстоятеле Русской Церкви того времени, что он “даже и не Митрополит, потому что другой, который называется Митрополитом, жив до сих пор и находится в монастыре” 9 . Издатели так прокомментировали это высказывание: “Здесь Поссевино, вероятно, передает какие-то слухи о судьбе убитого Митрополита Филиппа и, возможно, намекает на уход в отставку Митрополита Антония, предшественника Дионисия” 10 . Хотя в литературе и встречается сообщение о погребении Митрополита Антония в Успенском соборе 11 , однако, как можно думать, хронологически последним в Успенском соборе был погребен святитель Макарий (†1563) 12 . В таком случае встает вопрос: где место упокоения Митрополита Антония? Возможно, на этот вопрос может пролить свет опять Синодик Успенского собора. В конце записи митрополичьего рода позднее было дописано: “Да Антоней же Митрополит, поедучи в монастырь, дал другую пятьдесят рублев 7089-го” 13 . В какой же монастырь он мог уехать в 1581 году? Очевидно — в Новоспасский, где он был в свое время настоятелем и там же, нужно думать, принял монашеский постриг. Так поступил, например, в 1566 году Митрополит Афанасий, оставивший кафедру и поселившийся в Чудовом монастыре 14 . В таком случае Митрополит Антоний и скончался в Новоспасской обители, будучи на покое, и был здесь погребен 15 . Так завершился его жизненный путь, начатый монашескими трудами в Новоспасском монастыре, куда он в конце своей жизни и возвратился. Со временем память о событиях конца XVI века утратилась, но запись митрополичьего рода в Синодике позволила воссоздать жизненный путь Митрополита Антония.   Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vehi-zhizni-vserossiys...

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. После раздачи (Даров) священник опустился на колени на верхней ступени лестницы, ведущей к главному алтарю, поднял руки к небу и запел молитву. Присутствующие повторяли ее, стоя на коленях и приникнув лицом к земле. Я никогда не видел, чтобы молились с таким жаром. Ложье Цезарь — итальянский военнослужащий, офицер королевской гвардии, участник похода Наполеона I в 1812 г. Церковных поучений, которыми у нас обыкновенно утверждают народ в благочестии, у русских нет, но только перечитывают расположенные по порядку Евангелия, к ним, однако, иногда присоединяют беседы древних и жития святых. Впрочем, если кто из епископов знаменит ученостью и святостью жизни, они позволяют ему произносить к народу проповеди на память, что для остальных священников считают опасным. Принц Даниил (1546—1608) — австрийский дипломат Народ не только получает эстетические эмоции от богослужения, но и приобретает религиозные убеждения благодаря Евангелию, читаемому в церкви, а также почерпая их из житий святых и легенд. Вильямс Особое уважение воздается Кресту Господа нашего Христа. Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов — видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, склонив голову, они крестятся, если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего благочестие народа характеризует то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем, повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, чтили их должным образом. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Если они (приезжие) будут носить кресты на шее — а в Московии все носят их под рубашкой, — нужно остерегаться, чтобы они не свисали с груди на живот. Московиты считают самым большим позором, если святой крест свисает ниже пояса. Если они увидят, что четки со вделанными в них крестами свисают до пояса, то, по их мнению, это величайшее оскорбление святыни, так как они прикреплены на позорном месте.

http://pravoslavie.ru/1757.html

С именем митрополита Филарета связано много важных событий в истории Русской Церкви и государства XIX века. Митрополит Филарет оставил после себя более 200 опубликованных произведений по многим вопросам богословской науки, русской и всеобщей церковной истории, изъяснению канонов Церкви, проповеди, государственному законодательству и другим отраслям знания. Одним из самых известных трудов владыки является «Точное изложение православной веры в вопросах и ответах» или «Православный Катехизис». Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича (1554-1581), старшего сына Государя Ивана Грозного. Царевич сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приемах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1574—1575 гг. вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Московской Руси против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией. В 1579 г. Царевич написал житие святого Антония Сийского, представляющее собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой. По распространенной версии, Царевич якобы был смертельно ранен отцом во время ссоры в Александровской слободе в ноябре (по ст. ст.) 1581 года (согласно наиболее известной точке зрения, ссора произошла 14 ноября, а Царевич умер 19 ноября, но ряд источников дают другие даты). Эта версия получила широкое распространение в литературе и живописи, в частности, явилась сюжетом картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Однако митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) утверждал, что различные версии об убийстве Царем своего сына голословны и бездоказательны, «на их достоверность невозможно найти и намека во всей массе дошедших до нас документов и актов». (Митрополит Иоанн Ладожский. Самодержавие духа. - СПб., Царское дело, 1995, с. 135). Версия о сыноубийстве зиждется на не самом надежном источнике, составленном врагом Царя Иоанна и России иезуитом Антонио Поссевино, не сумевшем одолеть Царя в словесной полемике о преимуществах западного и восточного Христианства, затем проведшего большую работу по организации войны польского короля Стефана Батория с Россией и уже в конце своей жизни горячо сочувствовавшего тем кругам на Западе, которые поддерживали Лжедмитрия I в Смутное время. Кроме того, сравнительно недавно при исследовании останков Царевича Ивана Ивановича в костях его была найдена ртуть, что наводит на мысль о возможном отравлении Царевича определенными силами, стремившимися уничтожить Царскую династию (возможно, теми же иезуитами).

http://ruskline.ru/history/2013/12/02/et...

Большие надежды папа возлагал на союз с испан. королем против англ. кор. Елизаветы I . В Нидерландах он также поддерживал борьбу против принца Вильгельма Оранского и гёзов, надеясь использовать эти земли как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. В Швеции, куда в 1577 г. в качестве чрезвычайного посла был отправлен иезуит Антонио Поссевино , кор. Иоанн III Ваза под влиянием жены-католички Екатерины Ягеллонки, сестры польск. кор. Сигизмунда II Августа, согласился сохранить в своем гос-ве католич. веру при условии, что будут разрешены совершение мессы на национальном языке, причащение хлебом и вином, брак священнослужителей, отказ от почитания святых, а также что бывш. церковное имущество, перешедшее за годы Реформации к светским владельцам, будет за ними сохранено. После отказа Г. признать возможным подобное «примирение религий», после смерти Екатерины Ягеллонки (1583) и нового брака с лютеранкой швед. король окончательно отпал от католичества, перейдя в лютеран. веру. В Польше папа одобрил избрание королем Стефана Батория (1576), к-рый впосл. оказывал поддержку католич. духовенству и иезуитам в борьбе с реформационным движением. Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в. Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в. Стремясь провести в жизнь решения Тридентского Собора, папа прежде всего принял меры для того, чтобы документы Собора были обнародованы повсюду. Следуя соборным решениям, он сделал с 1573 г. обязательными визитации церковных провинций в Сев. и Центр. Италии. В др. регионах (напр., в католич. кантонах Швейцарии, в Н. Австрии и Тироле) проводниками папской политики стали папские нунции. В Свящ. Римской империи в условиях активного распространения протестантизма, что грозило отпадением от католич. Церкви Кёльнского архиеп-ства (в 1582 архиеп. Кёльнский Гебхард II фон Вальдбург объявил себя кальвинистом, присоединение его к протестант. курфюрстам давало им перевес в коллегии, избиравшей императора), папе пришлось согласиться на избрание в 1583 г. на архиепископскую кафедру католика Эрнста Баварского, брата герц. Баварского Вильгельма V, несмотря на то что буд. архиепископ Кёльнский к тому времени был одновременно епископом Мюнстерским, Льежским, Фрайзингенским и Хильдесхаймским.

http://pravenc.ru/text/166771.html

1700 г. в Индекс запрещенных книг был включен только том вводных материалов за май (оставался там до 1900; см.: Palombo. 2009). При папе Римском Клименте XI (1700-1721), благожелательно настроенном к болландистам, начался пересмотр дела, однако политическая обстановка вынудила Римскую курию не обострять отношения с испан. инквизицией. Официально решение инквизиции было отменено по ходатайству испан. историка иезуита Хосе Кассани (1673-1750) уже после смерти П., в дек. 1715 г. ( Santiago Medina. 2011. P. 93-94). П. сыграл важную роль в распространении в Зап. Европе знаний о восточнохристианских, в т. ч. русских, святых. Находясь в 1671-1672 гг. в Амстердаме, он познакомился с юристом и библиофилом Лоренсом ван дер Хемом, в его книжном собрании П. обнаружил происходивший из рус. земель календарь (Минею) с изображениями святых и праздников на каждый день года. Позднее благодаря содействию ван дер Хема он смог получить из Московского гос-ва еще 2 экз. (раскрашенный и черно-белый) аналогичной лицевой Минеи (представляли собой гравюры в технике ксилографии). В предисловии к 1-му тому «Acta Sanctorum» за май (1680) П. опубликовал эту лицевую Минею, а также текст визант. стишного Синаксаря (Ephemerides Graecorum et Moscorum//ActaSS. Mai. T. 1. P. I-LXXII). Для «Acta Sanctorum» на основе нераскрашенного издания были выполнены гравюры по меди, изменены формат каждого месячного листа и их порядок в соответствии с западноевроп. календарем (с янв. по дек., тогда как в оригинальном издании год начинался с сент.). П. привел описания и гравюры неск. известных ему греч. и рус. икон-складней. Сопоставление рус. источника с греческими позволило П. составить предположительный список «местных» святых, добавленных в рус. Минею (Ibid. P. LXIV). Нек-рых из них он смог верно идентифицировать на основе сочинений Антонио Поссевино , Сигизмунда Герберштейна , а также материалов, полученных от протоархимандрита ордена василиан Пахомия Огилевича (1675-1679) и литов. иезуита Альберта Кояловича (1609-1677): митрополитов Петра и Алексия, свт. Стефана Пермского, прп. Сергия Радонежского и др. В предисловии он привел краткий очерк истории РПЦ, а также выступил с критикой подхода Поссевино, к-рый всех рус. святых считал схизматиками. П. допускал возможность почитания по крайней мере нек-рых из них и ставил более общий вопрос - о принципиальной возможности существования святых в «раскольничьих» Церквах. Сочинение П. послужило основой для календаря святых РПЦ, изданного Иосифом Симоном Ассемани ( Assemani J. S. Kalendaria Ecclesiae Slavicae, sive Graeco-Moschae. R., 1750).

http://pravenc.ru/text/2578917.html

Хотя К. К. отверг основные тезисы Скарги, ему была близка идея церковного единства, особенно перед лицом все более ощутимой в Европе тур. угрозы. В нач. 80-х гг. XVI в. князь начал переговоры с представителями папы Римского Григория XIII папским нунцием в Речи Посполитой Альберто Болоньетти и иезуитом Антонио Поссевино. Эти контакты, особенно интенсивные в 1583-1584 гг., касались разных вопросов. К. К. рассчитывал тогда, что ему удастся привлечь в Острожскую академию ученых греков из Рима (магнат отправил в Рим экземпляр Острожской Библии и выразил готовность прислать для консультаций о характере слав. шрифта своего печатника - И. Фёдорова). К. К. также просил помощи (в т. ч. в письмах к папе Григорию XIII) в возврате ему имения в Чехии. Сам же предлагал посредничество в контактах с патриархом Иеремией II, обещая убедить его принять григорианский календарь. Эта попытка не удалась, и К. К. в последующие годы стал противником григорианской реформы. Самой важной темой переговоров К. К. с посланниками папы Римского был вопрос об унии. Болоньетти и Поссевино считали, что удастся склонить киевского воеводу к унии с Римом, т. е. он признает власть папы при сохранении греч. обряда. Посланцы папы предложили создать в Речи Посполитой патриархат с центром в Киеве или Остроге, глава к-рого должен был подчиняться папе. К. К. сообщил об этом проекте патриарху Иеремии II, он не поддержал проект, вслед. чего от него отказался и кн. Острожский. Как показали дальнейшие события, К. К. готов был содействовать сближению Церквей, но негативно относился к возможности личной унии. Контакты с католиками прекратились во 2-й пол. 1584 г., по-видимому, в связи с конфликтами во Львове - принуждением православных совершать богослужение по григорианскому календарю; эти события привели к длительному противостоянию К. К. и католич. Львовского архиеп. Я. Д. Соликовского. Вероятно, одной из причин разрыва стал факт обращения в католицизм Константина, сына К. К. Отец узнал об этом неск. месяцев спустя и, вероятно, почувствовал себя обманутым. В кон. 80-х гг. XVI в. были написаны антилат. произведения, в частности критикующие реформу календаря: соч. «Ключ Царства Небесного» Г. Д. Смотрицкого было издано в 1587 г., по-видимому в Вильно; в 1588 г. Василий Суражский написал и издал в острожской типографии соч. «Книжица о единой истинной православной вере».

http://pravenc.ru/text/2057084.html

«Дошедшие до нас сведения показывают, что сам Варлаам не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей» 38 . Созванный митрополитом Антонием (1572–1581) Собор причислил к лику святых преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; память 25 сентября). Как иерарх, он участвовал в местной канонизации родственника святителя Макария, преподобного Иосифа Волоцкого 39 . В рукописном Обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря XVI века имеется сведение, что 20 декабря 1578 года Собор при участии всех русских архиереев уложил «праздновати и пети в обители Пречистые Богородици началнику святыя обители сея, преподобному отцу нашему игумену Иосифу, еже есть близ города Волоколамскаго... доколе и монастырь Пречистыа стоит» 40 . О епископе Варлааме говорится: «О нем свидетельство в житии преподобныя княжны Евфросинии Суждальския чудотворицы, и на покровах шитых святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора епископов Суждальских» 41 . Это позволяет предположить, что старанием святителя Варлаама были изготовлены названные покрова на гробницы святых иерархов, предшественников епископа Варлаама. В 1581 году город Псков, дом Пресвятой Троицы, выдержал героическую осаду польских войск во главе с королем Стефаном Баторием. Узнав об отходе вражеских войск, которые не смогли взять Псков, царь Иоанн Грозный воздал хвалу Богу. «Пресвещенному же Митрополиту в царьствующем граде Москве повеле повседневъныя молебны пети, такоже и во всех архиепискупях и епискупях сицевое молебное совершающе» 42 . В начале 1582 года последовало заключение Ям-Запольского мира с Речью Посполитой. Его заключению предшествовала пребывание в 1581 году в Московской Руси иезуита Антонио Поссевино, который выполнял посреднические функции при заключении мира с Речью Посполитой. Известен его конфессиональный диспут с царем Иоанном Грозным. При этом монах-иезуит отмечал: «Великий князь вызвал шесть епископов, на считая Митрополита, как для Богослужения, так и для беседы со мной о религии» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Здесь, по наблюдениям путешественников, ико­ны ставили на самых «почетных» местах. На дверях церквей, го­родских воротах, на улицах и базарах – кругом Сигизмунд Герберштейн, Антонио Поссевино, Иоанн Пернштейн и Адам Олеарий видели иконы, удивляясь их количеству и особому благоче­стивому к ним отношению (Герберштейн, 1986, с. 77; Пернш­тейн, 1876, с. 5; Рущипский, 1871, с. 71; Алеппский, вып. 2, с. 109–110). В этой связи интересно отметить, что староверам бы­ло разрешено ставить наддверные кресты и иконы только по указу Александра III от 3 мая 1883 г.; до этого внешнее пространство империи старательно оберегалось от «безблагодатных» старовер­ческих образов. Много путешествовавший по православному Во­стоку А.Н. Муравьев, кстати, выделял сооружение церковных и монастырских надвратных и наддверных «иконостасов» как «от­печаток характера русского». « Церковь » над входом в монастырь во имя его основателя, писал он, есть «необходимая принадлеж­ность монастырей наших», самые бедные из них имеют хотя бы надвратные часовни с иконой святого (Муравьев, 1846, с. 45). Для открытого пространства церковь и монастырь – более «высокие» знаки святости по сравнению с маленькой иконой. Множество и великолепие церквей и монастырей Московской Ру­си – это признаки все того же всеприсутствия образа Христа на Русской земле. До середины XVIII в. в одном только крохотном Суздале было девять монастырей, не считая множества церквей (Тихонравов, 1857, с. 28); некоторые из последних были постав­лены буквально в трех метрах друг от друга. На исходе средневековья как на Западе, так и на Руси меняется топография храма. В церквах начинают сооружать несколько пре­столов (как правило, до трех) с целью стяжать для верующих как можно больше благодати. В этом плане храм Покрова на Рву (Ва­силия Блаженного) в Москве уникален: девять его престолов сим­волизировали стяжание и сосредоточение милости Божией в од­ной точке. Не случайно храму усваивалось сакральное имя – «Иерусалим», «Новый Иерусалим», о чем передают те же ино­странные путешественники (илл.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Конкретно-чувственному религиозному сознанию древнерусских книжников нужна была конкретная же личность, воплощавшая латинские заблуждения и несущая за них ответственность; таким человеком стал Петр Гугнивый, вымышленный персонаж, своего рода «Анти-Петр», упоминаемый уже в ПВЛ . В недавно введенном в научный оборот памятнике XII в., условно названном «Этногенеалогический трактат» , рассказывается, как Петр Гугнивый ввел брадобритие у «фрягов» после того, как сам лишился бороды во время дискуссии со «святыми отцами» . Брадобритие стало самым популярным обвинением против католичества, выдвигаемым в Древней Руси. Именно о брадобритии в первую очередь должен был упомянуть «древний летописец», приписываемый Татищевым Хрущеву, доказывая, что «вера римская недобра». Московская Русь унаследовала от Киевской принципиальное отношение к бороде и даже усилила его: в феврале 1582 г. в диспуте с Антонио Поссевино Иван Грозный наибольшее внимание уделил бритью бород католическим духовенством. Прочие претензии царя к понтификам (носят крест на животе и на туфле, велят таскать себя в кресле, ставя тем самым вровень с Христом) тоже не отличались теологической или философской изысканностью . Интересно сравнить эти беспорядочные обвинения с антикатолическими текстами старшего современника Грозного — Максима Грека, человека совершенно другой культуры и традиции. Максим много говорит о Filioque, об опресноках, о чистилище, реже о целибате и субботнем посте , но ни слова — о поедании удавленины или ношении креста ниже груди. О женщине-папе Максим, что интересно, тоже не написал ничего, хотя вполне мог слышать о ней во времена своего пребывания в Италии. Конечно, греческие полемисты в спорах с католиками тоже прибегали к бытовым наблюдениям и малозначимым аргументам, в том числе к недостоверным. В конце концов, большинство из перечисленных выше обвинений против «латинян» древнерусские книжники черпали из византийских источников (более того, многие из этих книжников, такие как митрополит Никифор, сами были этническими греками). Но в целом, конечно же, византийские авторы теологически были подкованы гораздо лучше своих русских коллег. Патриарх Михаил Керуларий, чьи произведения имелись на Руси в переводе, сосредотачивался на самых значимых догматических и обрядовых различиях , что и понятно: Константинополю важно было представить Рим источником ереси, а однократное погружение младенцев при крещении или поедание медвежатины, при всей своей неприемлемости, на ересь не тянули. Более перспективным казалось Filioque, в котором при должном теологическом навыке можно было разглядеть «разделение Троицы», или пресный хлеб, вызывающий ассоциации с иудейскими обрядами. Неудивительно, что Михаил Керуларий начинал свои обличения с Символа веры и с пресного хлеба, брадобритие же ставил на девятое место; контраст с приоритетами древнерусских полемистов здесь очевиден.

http://bogoslov.ru/article/6194555

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010