Вот это последнее, что поползут слухи и что всем все ясно, больше всего напугало Андрея Николаевича. Он встал и нервно зашагал по кабинету. — Правильно, что вы, Никита Александрович, не вери­те этой клевете, я никогда не запрещал делать отопление в церкви, так людям и разъясняйте. Очень хорошо, что вы зашли, спасибо. Ну надо же, вот так Клавдия Никифо-ровна, с больной головы на здоровую перекладывает! Но мы разберемся, сделаем оргвыводы. А вы проводите во­дяное отопление, дело это хорошее, экономить надо на­родные деньги, это правильно. Экономика должна быть экономной. — На прощание он крепко пожал руку отцу Никите. — Не в ту систему вы, батюшка, пошли, надо было к нам, цены бы вам не было. Приехав в храм, отец Никита разыскал старосту, велел написать заявление на имя Гришулина с просьбой раз­решить смонтировать водяное отопление и отправил его в горисполком поставить визу. По пути попросил заехать к бригаде сварщиков-сантехников и привезти их в церковь для заключения договора на работы по отоплению. Когда Николай Григорьевич вернулся с подписанной бумагой и бригадой сварщиков, отец Никита отвел его в сторону и сказал: — Слушай меня внимательно: послезавтра явится бух­галтерша, и кто его знает, как повернется дело, надо подстраховаться, чтобы обратного хода уже не было. Давай заключим с бригадой договор и выдадим аванс на материал с условием, что к вечеру они привезут тру­бы в церковь. …В среду утром Клавдия Никифоровна в благодушном настроении вышагивала на работу после двух выходных дней. Но когда зашла на церковный двор, сердце ее тре­вожно екнуло: она увидела груду сваленных металличе­ских труб. Клавдия Никифоровна подозвала сторожа и сурово спросила: — Кто это посмел разгрузить трубы в нашем дворе? — Это настоятель распорядился, отопление в церкви будут делать. — А-а! — победно взревела Клавдия Никифоровна. — Нарушение законодательства, вмешательство в хозяйствен­но-финансовые дела прихода! Ну погоди, я тебя научу, наглеца, на всю жизнь меня запомнишь! Даже не заходя в бухгалтерию, она круто развернулась и зашагала к остановке автобуса, чтобы ехать в гориспол­ком к Гришулину. Клавдия Никифоровна еще не знала, что напрасно потратит деньги на проезд. В бухгалтерии ее ожидала для передачи дел принятая на работу новая бух­галтерша. Она мирно беседовала с настоятелем и старостой. Обращаясь к настоятелю, она называла его не иначе, как «батюшка» или «отец Никита».

http://pravmir.ru/shutnik/

Позднее крест с этой датировкой включался в выставочные каталоги Кремлёвских музеев, хотя его Новгородская атрибуция была поставлена под сомнение, оглавие предположительно отнесено к XVII веку, а упомянутый в надписи на обороте вкладчик был отождествлён с известным московским дьяком, фигурирующим в документах середины XVII века 610 . Однако особенности литой фигуры Христа свидетельствуют, что этот крест не мог быть создан ранее середины XVI века, к тому же литейные формы могли использоваться достаточно долгое время. Характерно, что левая рука Христа деформирована (погнута в запястье) и в таком виде включена в сканый узор, что было бы немыслимо для «классицизирующего» пластического стиля литых Распятий середины – второй половины XVI столетия. Прогибающиеся контуры боковых и нижнего концов креста также указывают уже на вторую половину XVI – начало XVII века. Оглавие по технологическим признакам одновременно кресту и, как уже было отмечено в литературе, характерно скорее для XVII века. Внутри креста одиннадцать отделений для мощей, одиннадцать же святынь перечислены в резной надписи на его обороте: МОЩИ СПАСОВЫ; МОЩИ ЛАЗОРЕВЫ; МОЩИ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА; МОЩИ КУЗМЫ ДЕМЬЯНЪ; МОЩИ КАМЕ(Н) НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА; МОЩИ [Е?](В)СТАТИ[Я?] И КАСИЯ[НА]; МОЩИ ЕФРИМА СИРИНА; МОЩИ НИКОЛ[Ы]; ИНЫХ ТРЕХЪ . На нижнем конце креста ещё две надписи: КРЕС(Т)Ъ КИРИЛАВА МОНА(С)ТЫРЯ; ДАЛЪ НИКИФО(Р) ШИПУЛИНЪ . Судя по структуре надписи, крест мог быть «построен» для хранившихся в монастыре мощей на средства Никифора Шипулина, возможно, серебряником, работавшим в самом монастыре, чем и объясняется некоторый архаизм его облика. Этим же мастером могли быть выполнены и безыскусные надписи: расположение их на кресте случайное, а наименования некоторых святынь (например, «мощи Спасовы»), мягко говоря, неканонические. Датировку креста следует безусловно связывать со временем пребывания в монастыре Никифора Шипулина 611 , что подтверждается и отсутствием креста в Описи Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года 612 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; 8.10.1232), свт. (пам. 8 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, писатель, видимо сын воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 г. Хронология жизни А., насколько она вырисовывается из НПЛ , неск. сбивчива. Вероятно, в 1208/9 г., по возвращении из паломничества в К-поль, А. принял постриг в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром тогда же прп. Варлаам по не вполне надежным данным его проложного жития, успел передать А. игуменство; тесную связь с Хутынским мон-рем А. сохранял в течение всей жизни. После изгнания в янв. 1210 г. Новгородского архиеп. Митрофана сторонниками кн. Мстислава Мстиславича Удатного А. в том же году был избран на Новгородскую кафедру. Однако вскоре после ухода Мстислава из Новгорода в Галич новгородцы осенью 1218 г. сместили А. с кафедры, желая восстановить на ней Митрофана. Оба претендента были отправлены в Киев к митр. Матфею, к-рый удовлетворил просьбу новгородцев (Митрофан вернулся в Новгород 17 марта 1219 или 1220), но А. держал «у себя в чести» и передал ему Перемышльскую кафедру, возможно тогда же организованную. Это произошло, надо думать, не без протекции Мстислава Мстиславича, во владениях к-рого находился Перемышль. Зимой 1225/26 г. (в февр. 1226?), после очередного политического переворота в Новгороде, А. опять оказался на престоле Св. Софии, но весной 1228 г. вследствие болезни (он «бысть нем») «по своей воли» удалился в Хутынский мон-рь. Стихийные бедствия осени 1228 г. (непрерывные проливные дожди) вызвали мятеж против управлявшего делами Новгородской кафедры Арсения, но попытка вернуть на владычный двор больного А., к-рый управлял бы епископией с помощью специально назначенных опекунов, оказалась неудачной, и в 1230 г. был поставлен новый архиепископ Спиридон . Сохранилась владычная печать А. с надписью: «Антони[и] архиеп[и]ск[о]пос нов городьс кы[и]». А. похоронен в притворе новгородского Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/115862.html

«С любовью ожидаем в России ваши ответные делегации. Они всегда являются желанными гостями Московского Патриархата», – подчеркнул Его Высокопреосвященство. Управляющий делами Московской Патриархии поблагодарил Святейшего Патриарха Тавадроса за содействие Коптской Церкви в окормлении проживающих в Египте русскоязычных православных верующих, в особенности за предоставление для их нужд храмового комплекса в Каире и за возможность регулярного совершения богослужений в коптских храмах Хургады и Шарм аш-Шейха. Митрополит Дионисий отметил, что эта помощь особо ценна сегодня, когда в странах Африки активно действует Патриарший экзархат Русской Православной Церкви, центр которого находится в египетской столице.  «Хотел бы заверить Вас в том, что дальнейшая его деятельность будет способствовать еще большему упрочению нашей дружбы и взаимодействия», – подчеркнул владыка.  Со своей стороны Московский Патриархат оказывает всестороннее содействие живущим в России коптским верующим, многие из которых сегодня получают высшее образование в учебных заведениях более, чем 30 регионов страны. Действует приход Коптской Церкви в Москве. «Мы рады тому, что в нашей стране присутствует заметная община Ваших верующих. Сотни коптских христиан обучаются сегодня в лучших российских ВУЗах – от Санкт-Петербурга до Барнаула в Сибири. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь поддерживает постоянный контакт с этими молодыми людьми и представителем Вашего Святейшества в России иеромонахом Даудом эль-Антони», – подчеркнул владыка. Митрополит Дионисий выразил Предстоятелю Коптской Церкви глубокую признательность за понимание позиции Московского Патриархата в связи с ситуацией вокруг Украины и за недавнее обращение Святейшего Патриарха Тавадроса в защиту святынь и братии Киево-Печерской лавры. «Особо ценно для нас то, что Коптская Церковь, осознавая всю высоту и ответственность своего служения пред лицем Божиим, последовательно отказывается от любых контактов с представителями украинского раскола. Наиболее ярко проявилось это во время посещения Египта их лидером в начале прошлого месяца. Такая твердая позиция Вашего Святейшества и Вашей паствы встретила благодарность и глубокое уважение миллионов наших верующих, в том числе наших братьев и сестер на Украине», – заявил управляющий делами Московской Патриархии.

http://mospat.ru/ru/news/90292/

После каждой кафизмы приложены покаянные тропари и молитвы. Тропарей после каждой кафизмы обыкновенно по четыре, кроме 19 и 20-й. Но из сих тропарей только немногие находятся в нынешних изданиях Псалтири, и притом большею частью не на тех местах. Так тропари 1 и 2 после 1-й кафизмы, помещаются в печ. Псалтири после 2-й кафизмы 1-м и 3-м. А первые два тропаря в печатной Псалтири после 1 кафизмы, находятся в ркп. после 2-й, третий после 11-й. Два тропаря из помещённых в ркп. после 4 и 5 каф. полагаются ныне в начале утренних молитв. Молитвы после кафизм все иные, кроме помещённой после кафизмы второй, которая сходна с находящеюся в печатной Псалтири после 5 кафизмы, но пространнее. Первая надписывается именем Леона царя Константина града; третья взята из молитвы царя Иудейского Езекии ( Ис. 38:10–21 .); четвертая – принадлежит царю Манассии; девятая ныне помещается между молитвами по осквернении; двенадцатая и шестнадцатая обращены к Божией Матери; четырнадцатая ко св. Ангелу (ныне читается после канона Ангелу хранителю, и другая ему же между вечерними молитвами). Пятнадцатая – св. Иоанну Предтече. Семнадцатая надписывается так: млтва стго феодоси пеерьсчаго за вс кртьнъ. Нач. Влдко ги лвколюбе иже сть врнии ги тверди да бдть врниши того иже сть ты влдко вразми . иже сть погани ги обрати на кртьньство. Впрочем, в сей же молитве между именами Святых воспоминаются и имена стго оца нашего антони и феодоси все рси свтилника. общавшаго молитис за ны. С сею молитвою сходна по содержанию своему и помещённая после 5 кафизмы, где читается также: помили кнз нашего, и всю власть го, – ппа нашего им ннр м дьконъе– инъ – обрати ги на кртьньство. Девятнадцатая молитва приписывается Григорию Богослову . Нач. Ги млтв мою коже азъ знаю. Сверх того, можно примчать, что некоторые молитвы, вместе с чтением Псалтири, назначались для вечернего времени, другие для утреннего. Так молитва 1 и 10 по содержанию – утренние, а 9, 11 и 13 – вечерние. Молитва по окончании чтения Псалтири та же печатается и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

43. ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762–1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794–99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. 44. ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671–1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709). 45. ВЕТРИНСКИЙ (Иродион Яковлевич), воспитывался в Санкт-Петербургской духовной академии и кончил курс бакалавром в 1814 г.; затем был там же преподавателем, а с 1818 г. ординарным профессором; в 1814 — 1822 гг. преподавал историю философии, а в 1823 — 1826 гг. — философию; с 1826 г. был цензором главного цензурного комитета, а с 1834 г. — директором могилевской гимназии. Труды его: «Виргилиевой Енеиды песнь первая» (с латинского, СПб., 1820); «Надгробные слова Флешиера» (с французского, СПб., 1824); «На кончину императора Александра I» (элегия, СПб., 1825); «На кончину государыни Елисаветы Алексеевны» (СПб., 1826); «На кончину императрицы Марии Феодоровны» (СПб., 1828); «Памятники древней христианской церкви или христианские древности» (СПб., 1829 — 1845); «Русские письма о счастливой жизни по ее возрастам» (СПб., 1848); «Methaphysica» (СПб., 1821). Кроме того, Ветринский издал «Правила высшего красноречия», графа Сперанского (с биографией автора, СПб., 1844). М. М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Здесь, под сводами главной семинарии, сошлись будущие деятели униатской церкви, под градом насмешек со стороны поляков – студентов читали журнал «Улей» и, сблизившись, одинаково чувствовали гнёт католицизма и латинства. Я видела, говорил в последствии Антоний Зубко, – что римская церковь носить в недрах своих нужный ей обскурантизм, препятствующий всякому прогрессу, я видел упорное стремление ко всемирному распространению своей власти, охраняемой обскурантизмом, при чем не пренебрегалось никакими средствами, видел, что вся её христианская миссия разносить фанатическую ненависть, видел, что она враждебно вторгается в недра христианского славянства, вооружая в нём одних против других». Окончив университетский курс со степенью магистра, Зубко на время возвратился в Полоцк, был профессором местной семинарии по кафедре философии и посвящён в сан иерея без вступления в брак. Вскоре он отправился в Петербурге в римско-католическую коллегию, где снова встречается с Семашкой, бывшим тогда также членом этой коллегии. Здесь оба знаменитые друга были неразлучны и в занятиях, и в развлечениях; имели общий стол и квартиру, читали все, что было лучшего в русской литературе, спорили и вели систематическую борьбу с членами коллегии, враждебно относившимися к униатам. Когда униатский вопрос стал назревать, когда для умственного подъема униатского духовенства, решено было открыть для Литовской епархии семинарию в Жировицах, то во главе этого духовного рассадника, назначенного для перевоспитания, ополяченного униатского молодого поколения, поставлен был как ректор, член коллегии, протоиерей Антони Зубко. В открытой униатской семинарии приняли устав и все внутреннее устройство православных семинарий, начальник и профессора её, хотя также униаты, но при высоком своём образовании, уже были предрасположены к православию. В декабре 1833 года состоялся указ о бытии Зубко униатским брестским епископом, викарием Литовской епархии. В феврале же следующего года состоялась его хиротония в Петербурге в униатской церкви, которая была совершена митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Осознавая проблему канонического определения, самоназванный «патриарх» Александр вступал в переговоры с разными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью. Эти переговоры были близки к успеху, однако «патриарха» Александра не устроил предлагаемый для «Африканской Православной Церкви» статус миссии. После второй мировой войны и последовавшей вскоре после этого смерти основателя этой религиозной организации численность ее приверженцев пошла на убыль; приходы в Уганде, Кении и Гане перешли в юрисдикцию Александрийского Патриархата, а на Тринидаде и Тобаго – в юрисдикцию Эфиопской Церкви (монофизиты). В настоящее время «АПЦ» имеет 17 приходов и одну семинарию, подчиняется, по некоторым данным, сиро-католическому (униатскому) Антиохийскому Патриархату. Она стала известна также тем, что в 1981 году прославила в лике святых знаменитого джазового саксофониста Джона Колтрэйна. Клириком «Африканской Православной Церкви» был священник Джордж Уэстон, уроженец Антигуа. После окончания военной службы в годы второй мировой войны он, получив в США рукоположение, возвратился на родину. Здесь Уэстон начал вести активную миссионерскую деятельность, основав Африканскую Православную Евангельскую миссию, а также культурный центр и детский сад, стремясь привить детям православную веру и любовь к афро-карибской культуре. Так он трудился до 1971 года, когда вернулся в США, где два года спустя и умер. Антигуанцы похоронили его как героя и дали высокую оценку его трудам в борьбе за независимость страны. В каком сейчас состоянии эта неканоническая православная община на Атигуа, неизвестно. Судя по всему, в стране нет какого-либо присутствия канонического Православия, если не считать приезда на острова редких гостей: например, в 2006 году сюда приплыл известный русский православный путешественник Федор Конюхов. Данные о религиозной принадлежности андоррцев взяты из статьи «Андорра» (Православная энциклопедия, т. II). Андоррский писатель Антони Морель-и-Мора написал документальную книгу «Борис I, король Андорры» (Boris I, rei dAndorra) (ISBN 84-7410-157-3), которую он посвятил своей бабушке, лично знавшей Скосырева.

http://pravoslavie.ru/3166.html

Arhiva Delegaia egumenilor i egumenelor Bisericii Copte a vizitat sfintele odoare ortodoxe din oraul Moscova i regiunea Moscova 16 septembrie 2019 11:18 12-15 сентября 2019 года делегация игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви, находящаяся в эти дни в России с паломнической поездкой по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетила храмы и монастыри Москвы и Подмосковья. В составе делегации: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Патриарха по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Димитрий, настоятель монастыря Животворящего Креста Господня в Эль-Минье; епископ Марк, настоятель монастыря св. Дамиана в Думьяте; иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Коптской Церкви в России; доктор Антон Милад, представитель Коптской Патриархии; игумения Кирия, настоятельница монастыря св. Меркурия (Каир); монахиня Мартерия, насельница монастыря св. Меркурия; игумения Такла, настоятельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; игумения Эдросис, настоятельница монастыря св. Феодора (Каир); монахиня Иоанна, насельница монастыря св. Феодора; игумения Афанасия, настоятельница монастыря св. Георгия в Звейле; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Звейле; игумения Василия, настоятельница монастырей Пресвятой Девы Марии в Звейле и Эль-Бухейре; монахиня Хельпес, насельница монастыря Пресвятой Девы Марии в Эль-Минье; монахиня Мехрати, насельница монастыря св. Сарры; монахиня Бестес, насельница монастыря св. Дамианы в Альбилиане. Пребывание делегации в Первопрестольном граде началось с посещения Покровского женского ставропигиального монастыря . Гости поклонились честным мощам святой блаженной Матроны Московской и были сердечно приняты настоятельницей игуменией Феофанией (Мискиной) и сестрами. 13 сентября участники поездки посетили подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где встретились с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископом Каширским Феогностом . Владыка тепло приветствовал делегацию из Египта, констатировав важность продолжения подобных взаимных визитов для более подробного и внимательного изучения истории и современной жизни, богатого духовного опыта коптского и русского иночества.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5500415...

Но как же в таком случае мы должны смотреть теперь на англиканскую иерархию с точки зрения канонов Вселенской Церкви? Первый вопрос, являющийся при этом, состоит в том: имеем ли мы право предъявлять к англиканству требования с точки зрения древнецерковного законодательства, или судить о нем на основании древних канонов? Проф. Булгаков говорит, что это право дает нам само англиканство своею историей. Просматривая содержание документов, относящихся к первым временам реформации в Англии, легко заметить, что мысль, руководившая реформаторами во время отпадения от Рима, была та, что Англия, как вполне самостоятельное государство, не зависит от иностранных владык ни в каком отношении. Что касается Англиканской Церкви, римский папа имеет в ней так же мало власти, как и всякий другой епископ чужих стран, т. е. не имеет никакой власти. Вселенский Собор выше папы. Ввиду этого провинциальные соборы (конвокации) признали Архиепископа Кентерберийского Примасом и Митрополитом всей Англии. Таким образом на первых порах церковный переворот в Англии был ничем иным, как восстановлением в Англии митрополитанского образа управления с двумя архиепископами во главе. Признавая власть Вселенского Собора высшею властью в Церкви, реформаторы Англии выражают (в принципе) мысль о подчинении этой власти всех поместных церквей, следовательно, о подчинении ей и Церкви Англиканской . 126 Королева Елизавета восстановила в Англии статуты отца своего касательно отношения Англии к Риму, а поэтому все эти статуты имеют значение и в настоящее время. При этом необходимо иметь в виду, что англикане смотрят на себя, как на часть Вселенской Церкви, и хотя отказывают Вселенским Соборам в её непогрешимости в одном из членов своего исповедания веры (XI член), но в принципе не отрицают тех соборных постановлений, которые не противоречат слову Божию 127 . Итак посмотрим, насколько порядок восстановления в Англии самостоятельной иерархии соответствует древнецерковным канонам. Со вступлением на престол королевы Елизаветы в Англии окончилось господство католицизма: все религиозные преобразования, произведенные при Генрихе VIII и Эдуарде VI, были королевою восстановлены. Бывшие в то время на кафедрах епископы (римо-католики по своим воззрениям), хотя и восстали против нового религиозного переворота, но их противодействие не имело никакого успеха: от них потребовали принесения присяги на верность королеве, как верховной правительнице церковных и гражданских сословий, т. е. верховной правительнице Церкви и государства. Что им оставалось делать? Они, за исключением одного епископа, отказались принести предложенную им присягу и остались верными папскому престолу, а потому постепенно были низложены с кафедр. Таким образом страна осталась только с одним законным и полноправным епископом. Это был епископ Ландафский Антони Кигчип.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010