К ним впоследствии стал в виде приложения выходить и журнал с научными статьями по богословским вопросам, Приложения к творениям сев. отцов» позже в ректорство архим. Антония (Храповицкого) переименованный в Богословский Вестник, большой журнал академического типа. Одним из главных руководителей и фактическим редактором этих переводов был проф. прот. П. С. Делицын, и сам переводивший, и чужие переводы исправлявший, и всю тяготу критики митр. Филарета на себе с достоинством несший. Вначале издавали творения отцов без особой системы, а потом уже полными собраниями творений главнейших отцов, правда не критически и с пропусками. Некоторые творения, или, правильнее, некоторые свв. отцы были переизданы и по два и по три раза. Московская Академия ограничилась изданием по–русски главным образом восточных отцов и писателей. Ко времени крушения русской школы дошли в более или менее полном и систематическом порядке до творений свв. Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Германа Константинопольского и Никифора Константинопольского. На долю СПб Академии выпало издать из свв. отцов все творения св. Иоанна Златоуста, что само по себе представляет целую библиотеку в 22 книги. Эта Академия издавала, кроме того, и другие произведения, как Собрания древних литургий, византийские хронографии и пр. Киевская Академия занялась переводом и изданием западных писателей, и ко времени революции из крупных писателей Запада были почти целиком переведены св. Киприан, Тертуллиан, блаж. Иероним и блаж. Августин. При Казанском Православном Собеседнике, органе Академии, был специальный Патрологический Отдел, который издавал без особой системы отдельные творения отцов и исследования по Патристике. Кроме того, трудами еп. Феофана Затворника с одной стороны и старцев Оптиной пустыни с другой начали издаваться переводы аскетических произведений, как например: Авва Дорофей, Лествица, Исаак Сирии, Варсонуфий и Иоанн и, наконец, пятитомная аскетическая хрестоматия, известное всему православному миру «Добротолюбие, " которое на русском языке является расширенным изданием греческой «Филокалии.» В изгнании русская богословская школа не прекратила своего существования, а наоборот, начала совершенно новый этап своего плодотворного развития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Книга. Склоненный над ней силуэт с гусиным пером. Скрип пера по бумаге. Это была первая страница из тех сотен тысяч, которые предстояло перевести, выправить и переписать за долгую жизнь монаху-книжнику. А через три месяца после прибытия Петра в монастырь митрополит Молдавский, преосвященный Антоний, назначает в Любечский монастырь нового игумена, некоего Германа Загоровского. Прибыв в обитель, он стал управлять ею не по примеру кроткого Никифора, но «властительски», по выражению жизнеописателя будущего старца Паисия. Через несколько дней за небольшую оплошность он отхлестал келаря по щекам. А вскоре до Петра доходит угроза нового игумена разделаться с ним по-свойски. На шестой неделе Великого Поста вместе с келейником он бежит из монастыря. Ночью они идут по льду через Днепр. Поскрипывает снег под ногами. Бесшумно движется подо льдом невидимая темная бездна вод. А другая бесшумная бездна со множеством сияющих звезд смотрит на две темные фигурки, затерявшиеся на льду. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже... и бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих... все воды и волны Твои прошли надо мною...» 503 Неслышно звучат в сердцах странников слова древних псалмов. Больше всего удивляет в этой судьбе безостановочное движение, постоянный поиск. Казалось, какой-то неслышимый ветер гнал его из города в город, от шляха к шляху и от обители к обители. Но и сотни его вчерашних товарищей-школяров точно так же скитались по дорогам Украины не только во время каникул. Фигура странника (будь то школяр или бродячий философ Сковорода) никого не удивляла в украинском или молдавском пейзаже. Уже в 30-х годах XIX века Гоголь своим гениальным пером запечатлевает это странничество. Нам трудно понять этот феномен. Удивляет и загадочная невезучесть благочестивого юноши. Он начал свой путь с поиска наставника, но вот проходят дни, месяцы, годы, сменяются города и лица, а наставник все еще не найден. Он не нашел его ни в своих странствиях по правобережной Украине, стонущей от натиска иезуитов, воздымающей к небу костры подожженных монастырей. Его не оказалось ни на оскорбленной, униженной, усеянной польскими военными кордонами земле, ни в Медведовском монастыре, где совершается пострижение послушника Петра в рясофор. Он не нашел наставника, возвратившись в Киев, в лавру, где нес послушание, помогая гравировать на меди иконы. Эти поиски говорят нам не только о высокой требовательности послушника Петра, но и о том духовном кризисе, в котором пребывала в XVIII веке Православная Церковь . Была утрачена преемственность – забыты корни духовности, уходящие в Византию. И именно бесприютному скитальцу Петру Величковскому суждено было восстановить оборванные связи. Именно с его именем связано возрождение духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князь Новгородский Мстислав, по глубокому уважению к памяти преставившегося святителя Иоанна, посоветовавшись с духовными чинами и именитыми гражданами Новгорода, поспешил отправить брата его Григория в Киев для хиротонии к митрополиту Никифору и великому князю Рюрику Ростиславичу. Там он был принят всеми с любовию и рукоположен в святительский сан. Так передает летописец это событие: «в лето 6694, преставися Илия архиепископ Новгородьскый, Новгородьци же с князем Мьстиславом и с игумены, и с попы сдумавши, изволиша собе поставити брат его Ильин Гавриила, и послаша с мольбою к митрополиту к Никифору; и послаша по нь митрополит и вся княжья Руськая пояшя и с любовью; а в лето 6695, поставлен бысть архиепископ Новгородьскый Гавриила, месяца марта в 29, на святого Варихисия, и прииде Новгороду месяца маиа в 31, на святого мученика Ермия ; и ради быша Новгородьци» 210 . Затем в летописи записано чудное событие из жизни Григория в первый же год его святительства, там сказано: «в то же 6695 лето бысть гром страшен зело и молния: пришедшим со кресты от св. Софии ко св. Михаилу Архангелу на Михайлову улицу, и поющим девятую песнь, и шибе гром и молния, и падоша ниц вси людие и церкы зогореся; но своею милостию соблюде Бог молитвами св. архистратига Михаила и святителя Григория, не бысть беды ни коея же церкви, а два человека до конца мертвы быша во храме древявом» 211 . В следующем году, как видно из летописи, святитель Григорий ездил во Псков, вероятно, для устроения дел церковных и для преподания благословения псковичам. Долго ли пробыл владыка во Пскове, не известно; летописец только заметил, что он брал с собою некоего иерея Германа, по прозванию Воята, служившего у св. Иакова «полпятадьсят лет, в кротости и смирении и богобоязньстве», и что этот иерей, прибыв в Псков, разболелся, был пострижен владыкою в схиму, преставился октября в 13 день и погребен у св. Спаса в монастыре 212 . В последующие годы святительства владыка Григорий, по примеру великого своего брата, среди подвигов благочестия, украшал кафедральный свой город св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Месяцеслов при софийском обиходе XIII века в петербургской духовной академии имеет менее памятей и, судя по оригинальности, происхождения греческого; наприм. ему одному свойственны памяти: пр. Герасима 7 марта, 5 апр. пр. о. Германа (неизвестен, если не из Георгия), июня 3 св. Ипатия гангрского. Служебники и требники В древних рукописных служебниках и требниках месяцесловы встречаются весьма редко. Укажем на месяцеслов софийского служебника XV 558), согласный во всем с месяцесловом иерусалимского устава, на месяцеслов софийского служебника XVI в. 259 568), отличающийся произволом в означении памятей русских святых, наприм. 30 марта преставление св. Ионы, митрополита московского, 10 мая опять преставление его, 15 мая литовских мучеников Антония и Иоанна, а 14 апр. Евстафия, июня 5 пренесение мощей св. Киприана, Фотия и Ионы (вместо 27 мая) и преставление Андрея Христа ради юродивого. Триодь постная В постной триоди важна для агиологии служба в сырную субботу, особенно канон ее: в ней поминаются многие преподобные мужи и жены и святители и в числе их такие, которых не было и нет во всех, дошедших до нас, святцах восточной церкви, взятые из патериков; наприм. некий Василий, во гроб вселившийся из послушани 260 , Каллист, Милл мертвовоскреситель, преподобная Феодула и другие. Сей канон приписывается пр. Феодору студиту ( 826): но в нем поминаются патриарх Никифор 828 года, Михаил синкелл 830, пр. Феодор начертанный 840 и брат его Феофан, Навкратий игумен студийский 846, пр. Афанасий афонский 980. Очевидно или позднейшие святые внесены после в канон, или канон принадлежит не Феодору студиту . За внесение позднейших святых в последующее время говорит неравномерность тропарей в песнях канона: есть песни, в коих 9 тропарей, а есть и с 6 тропарями. В синодальной библиотеке в триоди XII в. 319 не достает по два тропаря, а в 6 песни трех тропарей пред богородичными в каноне. Итак, в каноне есть прибавки позднейшие. Шестоднев Шестоднев – собрание воскресных служб всех гласов с присоединением на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа октоиха. В шестодневе синодальной библиотеки XV в. 707) помещен синаксарь по иерусалимскому уставу, немного отличный от синаксарей славянских уставов: инде нет некоторых святых по иерусалимскому уставу, например 9 окт. св. Андроника, 17 октября пр. Андрея, 9 ноября пр. Феоктисты, 8 января пр. Емилиана, 4 сентября память только муч. Вавилы и Моисея (тоже 8 янв. и 4 сент. в синодальном греческом иерусалимском уставе 427); инде, но весьма редко, сходствует со студийскими: 5 янв. пр. Григория, 31 марта муч. Авды, 26 янв. пр. Феодора студита . Есть в нем 28 октября Арсений, еп. ростовский (т.-е. сербский). Мученица Параскева поставлена, как видно из ее службы, 14 окт., а не 28 октября, по смешению с преподобномученицею Параскевою. Часослов

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ни один голос не поднимается в защиту ее свободы по существу, никто уже как будто не чувствует той ее «иноприродности» государству, во имя которой столько крови пролито было за сто лет до этого… Мы говорили о совершенно исключительном значении, которое к концу седьмого века приобретает в Восточной Церкви Константинопольский патриарх. И вот, в общем развитии Византийской Церкви останавливает внимание следующий знаменательный факт: чем дальше идет время, тем Константинопольский патриарх оставляет все меньший и меньший след в истории; постепенно этот след сводится почти к одному перечислению имен. Речь идет, конечно, об общей характеристике, в которой попадаются и исключения. И все же, чтобы убедиться в правоте характеристики, достаточно сравнить, например, десятый век — эпоху Македонской династии, с двенадцатым — эпохой Комненов. После выдающихся патриархов иконоборческой эпохи — Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия, следуют не менее выдающиеся — Игнатий, Фотий, Николай Мистик, (одержавший над императором Львом 6-м Мудрым победу в вопросе о четвертом браке), Полиевкт. Еще в 11-м веке мы встречаем таких «князей Церкви», как Михаил Керуларий (при котором было окончательно порвано общение Византии с Римом) или Ксифилин. Конечно, и в эти века не все патриархи могут уподобиться названным деятелям первой величины. Можно указать и на тихую фигуру Антония Кавлея и на скандального 9 патриарха Стефана (брата Льва 6-го — возведенного в патриархи девятнадцати лет!), в особенности же на Феофилакта, сына императора Романа Лекапина в течение тридцати трех лет позорившего своим неприличным поведением Византийскую Церковь. Но после 1081 года — воцарения Алексия Комнена патриархи как будто стушевываются. В византийских хрониках мы находим о них самые скудные сведения, по которым можно восстановить имена, главные «деяния», годы интронизации и кончины. Можно начертать своеобразную кривую, указывающую на постепенно бледнеющий образ патриарха рядом с все возрастающим блеском Василевса. И этот факт не случайный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ни один голос не поднимается в защиту ее свободы по существу, никто уже как будто не чувствует той ее «иноприродности» государству, во имя которой столько крови пролито было за сто лет до этого... Мы говорили о совершенно исключительном значении, которое к концу седьмого века приобретает в Восточной Церкви Константинопольский патриарх. И вот, в общем развитии Византийской Церкви останавливает внимание следующий знаменательный факт: чем дальше идет время, тем Константинопольский патриарх оставляет все меньший и меньший след в истории; постепенно этот след сводится почти к одному перечислению имен. Речь идет, конечно, об общей характеристике, в которой попадаются и исключения. И все же, чтобы убедиться в правоте характеристики, достаточно сравнить, например, десятый век - эпоху Македонской династии, с двенадцатым - эпохой Комненов. После выдающихся патриархов иконоборческой эпохи - Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия, следуют не менее выдающиеся - Игнатий, Фотий, Николай Мистик, (одержавший над императором Львом 6-м Мудрым победу в вопросе о четвертом браке), Полиевкт. Еще в 11-м веке мы встречаем таких «князей Церкви», как Михаил Керуларий (при котором было окончательно порвано общение Византии с Римом) или Ксифилин. Конечно, и в эти века не все патриархи могут уподобиться названным деятелям первой величины. Можно указать и на тихую фигуру Антония Кавлея и на скандального9 патриарха Стефана (брата Льва 6-го - возведенного в патриархи девятнадцати лет!), в особенности же на Феофилакта, сына императора Романа Лекапина в течение тридцати-трех лет позорившего своим неприличным поведением Византийскую Церковь. Но после 1081 года - воцарения Алексия Комнена патриархи как будто стушевываются. В византийских хрониках мы находим о них самые скудные сведения, по которым можно восстановить имена, главные «деяния», годы интронизации и кончины. Можно начертать своеобразную кривую, указывающую на постепенно бледнеющий образ патриарха рядом с все возрастающим блеском Василевса. И этот факт не случайный.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

Никиты мидикийского (сей в Мст.). 5 св. великомучен. Ирины. 6 св. праведного Иова. 7 воспоминание явления креста на небеси. (Тип. еще пр. Пахомия). 8 св. ап. и ев. Иоанна Богослова и пр. Арсения. 9 св. прор. Исаии и св. Николая (Тип. еще муч. Христофора). 10 св. ап. Симона. 11 св. муч. Мокия(Тип. еще бытие Царяграда). 12 св. Епифания, еп. кипрского. Св. Германа, архиеп. конст. (905 одного Епифания). 13 св. муч. Гликерии (Тип. и 905 еще муч. Александра). 14 св. муч. Исидора (Тип. и Тихона, т. е. Тихиота). 15 пр. о. н. Пахомия. 16 св. Георгия, еп. мелитинского (Тип. еще Иуды, брата Господня по плоти). 17 св. ап. Андроника. 18 св. муч. Феодота. Мст. 19 св. священномуч. Патрикия. 20 св. и великого муч. Фалалея. 21 святою царю Константина и Елены. 22 св муч. Василиска. 23 пр. Михаила испов. (Мст.), св. Леонтия, еп. ростов. 24 пр. Симеона столпника. 25 третие обретение честные главы св. Иоанна. 26 св. ап. Карпа. 27 св. Климента песнописца и св. Ферапонта сардийск. (905 одного Климента). 28 св. муч. Крискента (905 и 1 всел. собора). 29 св. муч. Феодосия. 30 пр. о. н. Исаакия. 31 св. муч. Ермы. Июнь 512 1 св. муч. Иустина и дружины его. 2 св. Никифора, патр. цареградского. 3 св. муч. Лукиллиана. 4 св. Митрофана, патр. константинопольского. 5 память избавления от врагов Царяграда (Мст.). Св. муч. Марвиана, Кодрата (т. е. Никандра, 905 одного Маркиана с Никандром). 6 св. Дорофея, еп. тирского. 7 св. муч. Феодота анкирс. 8 св. муч. Феодора стратилата. 9 свв. мучч. Александра и Антонины. 10 св. священномуч. Тимофея. 11 свв. Варфоломея и Варнавы. 12 пр. о. н. Онуфрия. 13 св. Акилины. 14 св. прор. Елиссея. Мст. 15 св. прор. Амоса. Мст. (905 еще Исаии пророка). 16 св. Тихона чудотворца. Св. отца нашего Кирилла, еп. александрийского (Тип. и 905 одного Тихона). 17 свв. мучч. Мануила, Савела, Исмаила. 18 св. муч. Леонтия и дружины. 19 ап. Иуды. 20 св. священномуч. Мефодия, еп. патарского. 21 св. муч. Иулиана тарсянина. 22 св. священномуч. Евсевия. 23 св. муч. Агриппины 905 еще поновление притвора Иоанна Предтечи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Повара со своей стороны, пользуясь слабостью Петра, уговаривали его давать им двойную порцию припасов, уверяя, что от этого получится более вкусная пища. И действительно пища оказывалась гораздо вкуснее, так что вся братия были очень довольны, хвалили и благодарили Петра за то, что он так заботится о них, а некоторые даже говорили, что за его доброту Господь посылает обители изобилие во всем. Петр притворно радовался вместе с ними, в глубине же души не имел покоя, и совесть постоянно мучила его. Игумен продолжал относиться к Петру с неизменным расположением. У него был обычай приглашать к себе на ужин кого-нибудь из иноков обители. Нередко приглашал и Петра. Входя в келью игумена и видя его сидящего в трапезной с кем-нибудь из старшей братии, Петр скромно становился у двери и не смел подойти к сидящим. Но по зову игумена он робко садился за стол и принимал участие в трапезе. Пища за игуменским столом была самая простая: какое-нибудь варево и гречневая каша. Из напитков подавался квас кисличный или грушевый, тот самый, который подавался и всей остальной братии. Не один раз игумен поручал Петру читать в трапезной. И когда случалось какое-нибудь особенно трогательное житие, и Петр читал его тем способом, какому научился в школе, то многие из братии приходили в умиление, плакали и переставали есть. А некоторые даже вставали из-за стола и, окружив Петра, слушали его со слезами. Все это очень трогало Петра. Но более всего его трогало, когда он видел, с какою любовью, кротостью и смирением и с каким долготерпением, игумен, как истинный отец, управлял братией. Если случалось кому-либо из братии погрешить в чем-нибудь, игумен тотчас же прощал его, если только видел его раскаяние, наставлял его полезными словами и давал ему правило по силе его. Имея такого мудрого и кроткого наставника, братия жили в глубоком мире и благодарили Бога. Но вот пришел и конец этой мирной и счастливой жизни. Через три месяца по прибытии Петра в монастырь преосвященный Антоний, митрополит Молдавский, правивший тогда Черниговской епархией, назначил в Любечский монастырь нового игумена, ученого мужа, некоего Германа Зогоровского, который, прибыв в обитель, стал управлять ею не по примеру кроткого Никифора, но " властительски " , как выражается жизнеописатель старца Паисия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Рус. цер. пер. I. М. 1857. сгр. 109, в примеч. 290). На это архиеп. Макарий делает такое замечание: “избрание императором Василием Студийскаго игумена Алексия в сан Цареградскаго патриарха, бывшее в 1025 году, сюда не относится: потому что хотя Алексий, пришедши посетить заболевшаго императора, и принес с собою, ради больнаго, главу св. Иоанна Крестителя, но император Василий, совершенно неожиданно назначивший при этом Алексия на патриаршую кафедру, вовсе не осенял его св. главою в знак новаго избрания” (Ист. Рус. цер. т. III. Спб. 1857. стр. 248). Что же касается до слов еп. Онуфрия, то они “указывали, вероятно, на какие либо случаи, бывшие в церкви Греческой, хотя и незамеченные летописями: потому что иначе Онуфрий не осмелился бы с такою решительностию сослаться на этот пример Греции, пред целым собором епископов, между которыми находился и Грек – Мануил, и особенно потому, что епископы, обсудив предложение Онуфрия, действительно согласились с ним” (Там же, стр. 6). К этому справедливому замечанию считаем неизлишним прибавить: при поставлении в патриархи не была ли когда нибудь полагаема на налое или на столе рука св. Германа, у которой “знаменовался” поставленный патриарх? равно как и при поставлении на царство не была ли полагаема рука Иоанна Крестителя, у которой “знаменовался” поставленный царь, о чем также упоминает наш паломник (см. ниже), хотя это и не замечено летописцами? 10 Никифор Каллист говорит, что пелены Христовы, вместе с образом Богоматери и другими святынями, присланы были в Царьград супругою Феодосия младшаго Евдокиею в дар Пульхерии, супруге императора Маркиана, из Иерусалима: (Церк. ист. кн. XV. гл. 14). 12 Испиганъская страна далее у нашего паломника, равно как и в Новгород кой летописи,называется просто Испигас. По летописи, Испигас лежал “противу святому Спасу, зовемый Вергетис и до Лахерны (в Полн. собр. Рус. летоп. III, 28), т. е. против пятаго и шестаго холмов, или против XI-й и XIV-й частей города. По паломнику, в Испигасе были “трудоватицы” св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

С конца IX в. документ несколько раз дополнялся в результате позднейших доктринальных споров, которые разрешались синодальными декретами, издаваемыми в Константинополе. Сам перечень патриархов, занимавших столичную кафедру между 715 и 1416 гг., является важным свидетельством того, каким образом разрешались разнообразные внутренние и внешние затруднения. Последовательное перечисление Игнатия, Фотия, Стефана, Антония, Николая и Евфимия, как «православных патриархов вечной памяти»  , показывает, что знаменитые схизмы, разделявшие в IX и X вв. Игнатия и Фотия, а также Николая и Евфимия, и взаимные отлучения, последовавшие из расколов, просто считались как бы не бывшими. Но опущение из перечня патриархов конца XIII в. имен Никифора II (1260—1261), Германа III (1265—1267), Иоанна XI Векка (1275—1282), Григория II Кипрского (1283—1289) и Иоанна XII Косьмы (1294—1303) отражает непринятие и отвержение Лионской унии (1274) и условия, на которых произошло примирение «арсенитов» с официальной Церковью в 1310 г. Арсениты отказывались признать смещение патриарха Арсения Авториана в 1260 г. и добились полной реабилитации его в 1310 г., а также частичной damnatio memoriae   для ряда его преемников  . «Синодик» показывает также византийский магистериум в действии: Синод выступил против платонизма Иоанна Итала (1076—1077, 1082), как и против христологических уклонов современника Иоанна, Нила Калабрийского, а также Евстратия Никейского (1117), Сотери–ха Пантевгена (1155—1156), Константина Керкирского (с Корфу) и Иоанна Ириника (1169—1170), и, наконец, включил в «Синодик» решение разразившихся в XIV в. великих доктринальных споров об «обожении» и «энергиях». «Деяния» Синода Патриархии, к сожалению, сохранились не полностью; известны лишь документы последних двух столетий существования Византийской империи. Тем не менее эти тексты остаются неисчерпаемым источником сведений о взаимоотношениях Церкви и государства, о канонических процедурах и о практике oikonomia, словом, они представляют собой одну из важнейших иллюстраций того, каким образом византийцы понимали соотношение между законом и благодатью в христианской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010