8 . Собор архистратига Михаила и проч. безплотных сил. 9 . Мчч.: Онисифора и Порфирия; прп. Матроны Цареградской; прп. Феоктисты, яже от Лезвы; мчч. Александра Солунского и Антония, прпп.: Иоанна Колова, Евстолии, Сосипатры, Онисифора Печерского. Прп. Феоктиста († 881 г.), по мнению раскольников-безпоповцев, никогда в жизни не причащалась, между тем в Прологе говорится, что пред своею смертию она причастилась Христовых тайн, принесенных ей, по ее просьбе, неким ловцом. Св. мученик Антоний каменосечец терпел биения от своих одноземцев за сокрушение идолов; рассечен на части за созидание церкви во имя Св. Троицы, не вдалеке от Анамеи Сирийской. 10 . Свв. апп.: Ераста, Олимпа, Родиона и иже с ними: Сосипатра, Куарта и Тертия; прп. Феостирикта, мч. Ореста; сщмч. Милия, еп. Персидского. 11 . Мчч.: Мины, Виктора, Викентия и Стефаниды; прп. Феодора Студита , исповедника; преставление св. и блж. Максима, Христа ради юродивого, Москов. чудотв. Прп. Феодор Студит был ревностный защитник иконопочитания. В Ч.-Минеи под этим числом говорится, что св. мученики, считая таинство причащения необходимым для христианина, имели при себе запасные св. дары и причащались ими пред своею смертию и мучениями. 12 . Св. Иоанна, патр. Александрийского; прп. Нила постника, прор. Ахии. 13 . Свт. Иоанна, архиеп. Константинограда, Златоустого; мчч.: Антонина, Никифора, Германа и Манефы. Свт. Иоанн Златоуст († 407 г.) оставил после себя множество сочинений: поучений, толкований на Св. Писание, церковных песнопений, литургию и др. Некоторые из его сочинений составляют целые книги, напр., беседы на 14 посланий св. ап. Павла, беседы на Деяния св. апостолов, о священстве; иные входят в состав других книг, напр., Златоуст, Маргарит, и очень уважаются раскольниками. В этих книгах есть множество мест, полезных в борьбе с раскольническими и сектантскими лжеучениями, напр.. о вечности и неодоленности Церкви Христовой, о вечности и необходимости св. причащения, о предтечах второго пришествия Христова на землю, об антихристе и мн. др. К сожалению, раскольники, видя, не видят этих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

VI, 37». По мнению Феофана, болгарских перебежчиков в империи в это время или вовсе не было, или было такое ничтожное число, что приходилось их спасению предпочесть спасение многих византийцев и руководствоваться повелением апостола 1 Тим. V, 8, тем более, что самое имя патр. Германа должно бы служить ручательством, что подобные мирные условия нравственно непредосудительны. Голос Феодора Студита превозмог и здесь. Война с болгарами продолжалась и повела к отречению Muxauлa I от престола и воцарению Льва V Армянина. Иконоборцы второй генерации. Торжество православия. Лев V , император с 10 июля 813, венчан был на царство патр. Никифором 12 июля. По-видимому  , Лев иконоборцам сочувствовал, но к выполнению своего замысла приступил очень осторожно. В кругу своих приближенных он высказывал свое мнение, что бедствия постигают империю (успехи сарацин) «не за что иное, как лишь за поклонение иконам» (δι το προσκυνεσθαι τς εικνας κα λλο ουδν), и доказывал это тем, что императоры иконоборцы и царствовали и умирали благополучно, а их преемники несчастно. Сочувствующее иконоборству нашлись не только в среде военных, но и между представителями иерархии. Таковы были Антоний, монах и епископ силлэйский (бывший константинопольский юрисконсульт), Иоанн грамматик, которому император поручил собирать патристические доказательства против иконопочитания, один придворный протопсалт, произведший на императора впечатление чтением слов Исаии XL, 18. 19. Перед праздником Рождества Христова 814 г. толпа солдат бросала камнями в образ Спасителя над воротами дворца: император приказал снять образ под тем предлогом, что святыню нужно защитить от поругания. 25 декабря пред причащением он поклонился иконе, 6 января 815 г. уже нет. Вскоре затем император стал уговаривать патриарха; «ποησον οκογομαν ες τον λαν» (который «σκανδαλζεται δι τς εικνας»), Он предлагал патриарху или снять иконы, невысоко от земли стоящие, или убедить народ в правильности чествования икон. Ввиду приближающейся иконоборческой бури патриарх собрал соседних епископов и вместе с ними совершил всенощное бдение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Аналогичный ее среднику сюжет представлен на пелене (1763). На алтарной завесе (1770) - цикл жития вмц. Екатерины. В ризнице хранится ряд вещей, принадлежавших синайским архиереям: выполненные на Крите скуфья (1731) и орарь (1748) с изображениями Богоматери «Неопалимая Купина» и вмц. Екатерины архиеп. Никифора; украшенная бриллиантами митра кон. XVIII в. архиеп. Кирилла. Замечателен по своей иконографической программе саккос архиеп. Кирилла (XVII в.): на переднем полотнище изображение «Иисус Христос Лоза истинная» («Союзом любви связуемы апостолы…»), на заднем - «Древо Иессеево» с образом Богоматери в центре. Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Среди произведений художественного серебра, связанных происхождением с Малороссией, наиболее значительным памятником является паникадило 1753 г. в главном нефе кафоликона. Оно было создано по заказу архиеп. Константа и архим. Германа Синайского в Нежине мастером Иоанном Захариу, греком по происхождению. Возможно, работы были оплачены представителями нежинского греч. купечества. Паникадило, выполненное в стилистике барокко, представляет редкий образец подписного датированного произведения, изготовленного в Нежине. На парных серебряных подсвечниках 1756 г. киевской работы, экспонирующихся в монастырском музее, во вкладной надписи упомянуто имя заказчика - Антония (Величковского), игум. киевского мон-ря Петра и Павла (в то время в нем находилось подворье Е. в. м.). С киевской традицией серебряного дела связана лампада 1777 г. В надписи на ней упомянут Д. Ф. Дранзев, сын священника, вложивший лампаду «в греческий монастырь» (по-видимому, подворье мон-ря в Киеве, откуда памятник был затем перевезен на Синай). Серебряный оклад Евангелия с эмалевыми живописными пластинами, выполненный в 1790 г., был заказан в Киеве синайским мон. Иаковом в качестве подарка архиеп. Кириллу. Евангелие до недавнего времени использовалось в качестве напрестольного и находилось в алтаре кафоликона. Специфика заказа отразилась в иконографическом подборе сюжетов финифтяных живописных вставок.

http://pravenc.ru/text/189637.html

В 1025 г. патр. (читай: импер.) Василий, готовясь к смерти, назначил Алексея в патриарха; и так как к нему принесена была глава Предтечи для облегчения страданий его, то он осенил сею главою Алексея в знак сего назначения» (Ист. Рус. цер. пер. I. Μ. 1857. стр. 109, в примеч. 290). На это архиеп. Макарий делает такое замечание: «избрание императором Василием Студийскаго игумена Алексия в сан Цареградскаго патриарха, бывшее в 1025 году, сюда не относится: потому что хотя Алексий, пришедши посетить заболевшаго императора, и принес с собою, ради больнаго, главу св. Иоанна Крестителя, но император Василий, совершенно неожиданно назначивший при этом Алексия на патриаршую кафедру, вовсе не осенял его св. главою в знак новаго избрания» (Ист. Рус. цер. т. III. Спб. 1857, стр. 248). Что же касается до слов еп. Онуфрия, то они «указывали, вероятно, на какие либо случаи, бывшие в церкви Греческой, хотя и незамеченные летописями: потому что иначе Онуфрий не осмелился бы с такою решительностию сослаться на этот пример Греции, пред целым собором епископов, между которыми находился и Грек – Мануил, и особенно потому, что епископы, обсудив предложение Онуфрия, действительно согласились с ним» (Там же, стр. 6). К этому справедливому замечанию считаем неизлишним прибавить: при поставлении в патриархи не была ли когда-нибудь полагаема на налое или на столе рука св. Германа, у которой «знаменовался» поставленный патриарх? равно как и при поставлении на царство не была ли полагаема рука Иоанна Крестителя, у которой «знаменовался» поставленный царь, о чем также упоминает наш паломник (см. ниже), хотя это и не замечено летописцами? 29 Никифор Каллист говорит, что пелены Христовы, вместе с образом Богоматери и другими святынями, присланы были в Царьград супругою Феодосия младшего Евдокиею в дар Пульхерии, супруге императора Маркиана, из Иерусалима: τι δ κα τν δηγν αχσας πωνυμαν, φ πλιν τε ϑεαν κενης (Θεομτορος) μορφν, ν Δουκς πστολος σανδι γρψας κατλιπεν ετυχσασα (Πουλχερα), ττε ϑεαν κενης γλα, κα τ ερν τρακτον, κα τ το Σωτρος σπργανα ϑησαρισεν,Εδοκας πεμψσης τς βασιλδος, νκα δ φκτο ες ’Ιεροσλυμα (Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В 920 г. при патриархе Николае Мистике происходил собор, на котором разрешен был вопрос о четверобрачии царя Льва VI Мудрого. В заключение соборного определения, за многолетием царям и патриарху Николаю, следует анафематствование всем тем, которые писали и говорили против патриархов Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия 149 . Здесь нужно бы ожидать, так как эта статья читается в синодиках в Неделю Православия, имен и последующих патриархов: Игнатия, Фотия и Николая, с присоединением анафемы тем, кто писал и говорил против них; но этой прибавки в тексте соборного определения не было. Правда, в изданном у Цахариэ документе находим некоторую путаницу: патриарху Николаю провозглашается многолетие, а ниже то же имя упомянуто наряду с умершими его преемниками по патриаршеству, из коих последний, Антоний, оставил патриаршую кафедру в 979 г., но это объясняется тем, что в нашем документе смешаны две редакции: одна 920, а другая 995 г. Что в основе документа лежит редакция 920 г., видно из указания лиц и из изложения обстоятельств дела 150 , а что в соборном определении 920 г. не встречаем при имени Фотия прибавки об анафеме тем, которые против него писали и говорили, это может служить доказательством, что в первой четверти Х в. память Фотия не была еще очищена и что, таким образом, имя Фотия не могло встречаться в синодике рядом с Германом, Тарасием, Никифором и Мефодием до первой четверти Х в. Высказанные соображения находят себе подтверждение в списке того же соборного определения, хранящемся в Парижской национальной библиотеке 151 . Хотя этот список относится к XII b., ибо из царей последним упомянут Алексей Комнин, а из патриархов Иоанн Иеромнимон, умерший в 1134 г., но в основе его лежит соборное определение 920 г., повторенное в 995 г., что можно заключать из упоминания о девяностолетней борьбе по вопросу о четверобрачии 152 . В этом списке находим уже и статью, отлучающую тех, которые говорили и писали против Фотия. Итак, крайние хронологические указания по отношению к имени Фотия могут привести к заключению, что подразумеваемая статья внесена в синодик не раньше первой четверти Х в. и не позже последних годов того же века. Во всяком случае, в начале XI b. имя Фотия, несомненно, уже пользовалось общепризнанным в Церкви авторитетом, что видно, между прочим, из внесения его имени в древнейшую редакцию синодика. По вопросу об очищении памяти патриарха Фотия позволим себе несколько дополнительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В августе 1921 года он был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии . Но недолог был путь этого замечательного человека в качестве архипастыря. Менее чем через год, 12 апреля 1922 года, полномочный представитель ГПУ сообщил из Царицына, что во 2-м Донокруге «ведет контрреволюционную агитацию» епископ Николай (Орлов). Вскоре он был арестован вместе с несколькими священниками и другими лицами. В деле указана дата ареста: 20 апреля 1922 года, хотя первый допрос был произведен уже 12 апреля. Епископу Николаю выдвинули обвинение в том, что он якобы возглавлял группу, которая «активно противодействовала проведению в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих» . По приговору суда, начавшегося 9 июня 1922 года в Царицыне, епископ Николай (Орлов) был приговорен к расстрелу за сопротивление изъятию церковных ценностей. Однако, по некоторым данным, он умер в тюрьме до того, как приговор был приведен в исполнение . Неизвестны ни дата его кончины, ни место погребения. После обращения митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в прокуратуру Волгоградской области и УФСБ 20 ноября 2007 года епископ Нижне-Чирский Николай, викарий Донской епархии, был реабилитирован. Вместе с владыкой Николаем были реабилитированы: священник Дикарев Илларион Александрович (1876 г.р.), священник Царевский Иван Иванович (1873 г.р.), граждане станицы Нижне-Чирской Позднышев Василий Никифорович (1876 г.р.), Пронин Ефрем Дмитриевич (1869 г.р.), Клецкова Евдокия Александровна (1876 г.р.) .   Особая благодарность за помощь в сборе материала Антонине Викторовне Лебедевой-Емелиной – правнучке епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова) Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Тамбовская духовная семинария в конце XIX–haчaлe XX веков в воспоминаниях и дневниках ее выпускников//Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 2012. С. 26. Орлова В.Д. Тамбовская духовная семинария в системе мужских учебных заведений губернии в конце XVIII – первой половине XIX века//ТЕВ.

http://bogoslov.ru/article/4458063

в) Вопрос о выдаче перебежчиков . После значительных военных успехов, болгары в 812 г. готовы были заключить мир с империей. Одним из условий его они поставили выдачу им перебежчиков (точнее – обмен перебежчиками). Эти условия мира были в 715–716 г. приняты импер. Феодосием и патр. Германом. Михаил I представил эти условия на рассмотрение патриарха и митрополитов никейского и кизикского, «συμπαροντων – по выражению Феофана, который и здесь расходится во взглядах с Феодором Студитом – κα τν [κακν] παρασυμβουλων συν Θεοδρ, τ γουμεν τν Στουδου», Патриарх и митрополиты признали условия мира удобоприемлемыми, а «дурные советники» (ο δε κακο συμβουλοι) – нет. «Нельзя, утверждали они, признать условий, ведущих к нарушению божественной заповеди Ин.6:37 ». По мнению Феофана, болгарских перебежчиков в империи в это время или вовсе не было, или было такое ничтожное число, что приходилось их спасению предпочесть спасение многих византийцев и руководствоваться повелением апостола 1Тим.5:8 , тем более, что самое имя патр. Германа должно бы служить ручательством, что подобные мирные условия нравственно непредосудительны. Голос Феодора Студита превозмог и здесь. Война с болгарами продолжалась и повела к отречению Михаила I от престола и воцарению Льва V Армянина. Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Лев V , император с 10 июля 813, венчан был на царство патр. Никифором 12 июля. По-видимому 184 , Лев иконоборцам сочувствовал, но к выполнению своего замысла приступил очень осторожно. В кругу своих приближенных он высказывал свое мнение, что бедствия постигают империю (успехи сарацин) «не за что иное, как лишь за поклонение иконам», и доказывал это тем, что императоры иконоборцы и царствовали и умирали благополучно, а их преемники несчастно. Сочувствующее иконоборству нашлись не только в среде военных, но и между представителями иерархии. Таковы были Антоний, монах и епископ силлэйский (бывший константинопольский юрисконсульт), Иоанн грамматик, которому император поручил собирать патристические доказательства против иконопочитания, один придворный протопсалт, произведший на императора впечатление чтением слов Исаии ( Ис.40:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В приложенной к этому донесению росписи значилось: у Рафаила архиепископа холмогорского 5 книг; у симоновского архимандрита Иосифа 30 книг; у иеромонаха Мелетия, у иеромонаха Антония, у иеромонаха Дорофея, у иеромонаха Стефана, у иеромонаха Иерофея Барташевича 12 книг, у спасского архимандрита, что за иконным рядом, Феофилакта Лопатинского 22 книги латинских и славенских, всего же у учителей 72 книги» 253 . Книги эти, вероятно, вскоре же были возвращены на свои места, но «недоимки» и после этого продолжали существовать. Синодальным указом от 25 ноября 1728 г., по прошению Московской славяно-греколатинской академии ректора, архимандрита Германа Копцевича, дозволено было давать на время (1–2 месяца) книги из Типографской библиотеки учителям академии. В октябре 1733 г. Московская типография доносила Синоду, что отданные в академию, в силу сего указа, книги доселе не возвращены. Книги эти были следующие: «в десть, латинские: 1) соборы генеральные, т. 1-й, печатан в Люгдоне; 2) св. Никифора Каллиста Ксендопулия православной церкви гистории; 3) св. Августина т. 5-й. Словенския: 4) Григория Назианзена ; 5) Василия великого ; 6) о Бозе» 254 . 24 мая 1735 г. Московская типография справщика Андрея Иванова, «которой содержит Типографскую архиву», спрашивала: «из оной архивы разного звания книг в Святейший Синод и в другие места отпуск был ли и куда имянно? И буде был, по указом ли и в котором году, месяце и числе, и какие именно? И те книги в Московскую Типографскую архиву возвращены ль и ныне имеющиеся во архиве книги под твоим смотрением по каталогам все ль имеютца на лицо или есть в роздачю?» Иванов отвечал: «по справке с архивою отпуск книгам был преосвященному новгородскому, тферскому и бывшему рязанскому, по приказанию их, в которых были росписки, но паки все возвращены. А в Славено-греколатинскую школу отпуск был, а в котором году, месяце и числе, того показать не с чего, понеже когда книги отбираются, тогда паки и росписки им возвращаются. А в каталоге явствует: в 1720-м году под 44 книга славенская писменная в десть, имянуема Космы Индикоплова с лицы, в ней же с начала Шестоднев Иоанна экзарха, да книга писменная же славенская, в полдесть, имянуемая Полеа под 65, которыя посланы по указу Петра I в С.-Петербург с синодальным иподиаконом Андреем Никитиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Известно, что судя по обширному числу святых, весьма мало тех, кои сочинителями были: явно же и то, что многих святых сочинения, чрез непостоянство времени и противные вещей обстоятельства изгибли: приложив к сему, что сорок святых (большая подлинно есть часть тех, коих сочинения находятся) нами вышеозначенные ничего о тричастном Кресте не написали: и приняв в уважение и то, что из трёх означенных Иосифа, Германа и Григория, один только Иосиф к числу святых причислен 187 : заключать должно, что речь, такожде все святые пишут, значит, что или один, (если Иосиф сказанных Седальнов сочинитель) или никто из святых того о тричастном Кресте не писал. О нём же никто же от святых не воспомянул ни во едином слове, еже бы предпочтену быти, ему, паче истинного Креста Господня. Но великий Афанасий велегласно об истинном Кресте Господнем вопит: «образ Креста поистине от двух древ «составляюще соделываем». Подобно святой Григорий Нисский : «сей образ (Креста) четырьмя протяжениями, от среднего стечения происходящими, списанный, могущество «чрез вся сопутствующее и провидение того, иже на нем явлен бяше, знаменует». Святой же Иоанн Дамаскин : имже образом четыре краи Креста средним кентром придержатся, друг друга состягаются: сице Божией силой и высота и глубина, долгота же и широта, сиесть, вся видимая и невидимая тварь содержится». Присовокупи и блаженного Феодорита глаголющего: «из двух бо соединённых жезлов бывает Крест». Прибавь и прочих, кои или писали, или делали двучастный Крест, как выше мы показали: и тогда увидишь, сколь искусны в исчислениях сочинители сей челобитной. Ибо, когда исчисляют всех, то или один, или никого нет: когда же никого, то или все, или многие. Что же касается до превосходства, то и тут одно другого не больше. Ибо оба Крест Иисуса Христа представляют, и по обеим один и тот же Спаситель мира Христос распятый почитаем есть: и одно и то же благословение и благодать даётся тем, кои с истинной верой и благоговением по обеим ему покланяются. А прародителю твои, Государь, Благоверные Цари и Великие Князи в Русской земле крыжам чести отнюдь не воздавали же, якоже во, истории пишет (еже бысть от создания мира в лето 6981): егда прииде из Царяграда царевна София в царствующий град Москву, к Великому Князю Иоанну Васильевичу, с нею же пришёл из Рима от Папы посол Антоний, Ляготос, и нёс пред собой крыж. Великий же Князь и преосвященный Филипп, митрополит Московский и всея России, и весь собор освящённый и царский Синклит, и все Московские народы с тем крыжем ни близ царствующего града Москвы прийти не подпустили сего ради, яко да не будет нам православным Латинская вера почитаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Иконоборческий собор, осуждая православных за почитание ими икон, хотел софистическими, лживыми умозаключениями доказать, что христиане, почитая иконы Христа Спасителя, через то следуют учению Нестория и монофизитам, 74 и что поклонение иконам есть идолопоклонство. 75 Укор, делаемый Православной Церкви в отступлении будто бы ею от истины, в заблуждении и ереси, составляет обыкновенный способ, употребляемый еретиками и раскольниками при распространении ими своего лжеучения. И нередко они осуждали Православную Церковь в том, в чем должны были быть сами осуждены. На VII Вселенском Соборе ясно было отвергнуто обвинение, возводимое на Православную Церковь , будто бы сыны ее, поклоняясь иконам, держатся учения Нестория и монофизитов. На Соборе было указано, что восстающие против иконопочитания отвергают поклонение иконам на основании учения Ария и монофизитов. 76 Учения этих ересей много способствовали к распространению и утверждению между христианами мыслей против поклонения иконам. В чине Православия эти учения предаются анафеме, как послужившие для иконоборцев основанием против иконопочитания. В печатных Постных Триодях прежде изложения анафематствований положено пение вечной памяти Константинопольским патриархам: Герману ( † 740, пам. 12 мая), Тарасию ( † 806, пам. 25 февраля), Никифору ( † 846, пам. 13 марта и 2 июня) и Мефодию 77 ( † 847, пам. 14 июня), поистине архиереям Божиим, поборникам Православия и учителям, а также Игнатию ( † 877878, пам. 23 октября), Фотию ( † 891, пам. 6 февраля), Стефану ( † 893, пам. 17 мая), Антонию ( † 895, пам. 12 февраля) и Николаю ( † 868, пам. 4 февраля). Затем возглашалась анафема: «Всему, написанному и сказанному против святых патриархов: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Фотия, Стефана, Антония, Николая». И далее: «Всему, почитаемому и соделываемому вопреки церковному преданию, учению и изображению святых и приснопамятных отцев, анафема». Это провозглашение вечной памяти и анафематствования были противоответом анафематотвованию, произнесенному собором иконоборческим защитникам иконопочитания. 78

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010