2177 Gretzer, De Cruce I, 41 sq. Lipsius, II, с. XI. Zöckler, 441 (указ. литерат. о титле). Христ. чт., 1868, II, 762–763. Fulda, §19, S. 141–142; §32, S. 204–207. В римской церкви S. Сгосе находится будто бы подлинная дщица с остатками надписи на трех языках – еврейском, греческом и римском. Копии с нее очень распространены. Издана: R. de Fleury, Mémoire sur les instrum. de la passion de N. S. J. C., pl. XVIII. Grimoüard de S. Laurent, p. 181. Антонин Пьяченский (VI в.) видел дщицу в Иерусалиме. Палест. сборн., вып. 7, стр. 98. 2178 Сирийская надпись в Ев. Раввулы стоит особняком среди других памятников древности и по языку, и по положению; также коптская надпись в Ев. нац. библ. (л. 83 об.). 2183 Отте неверно считает древнейшим памятником распятия с этой надписью крест 1279 г. (Zur Iconogr. d. Crucif). 2190 Рукоп. библ. СПб. Дух. Акад. A 1 / 106 ·Статьи направлены против новопечатной Пращицы, Розыска и др. 2191 Символика эта в приложении к кресту Христову имеет очень древнее происхождение (Lipsius 1. I, с. X. Didron, Iconogr., p. 383. Zöckler, S. 443–449. Stockbauer, 37. Fulda, S. 227. Жезл правл. Вечеря, л. 42 (1676). Розыск. Пращица. Облич. неправды. Прот. Родионов, 103 и след. Помор. отв.); но лишь редкое приложение ее встречается в иконографических памятниках не ранее XVII в.: в гравюре В. Андреева (Ровинский, Народн. карт. 932), во фреске яросл. церкви Иоанна Предтечи (Стен. росп., табл. XIX) u ha иконе в псковской церкви Св. Георгия (латышской) написано: на верхнем конце креста – высота, на поперечной балке широта и долгота, внизу около подножия – глубина. 2192 Еп. Порфирий, Первое путеш., ч. II, отд. 2, стр. 17 и след. О виде креста на основ. рукоп. импер. публ. библ. XI-XVI вв., Христ. чт., 1855, 477–498. Ссылки на веществ. памятники встречаются и в старых полемических сочинениях, но им недостает археологической критики: в поморских ответах, в ряду древнеправославных памятников, помещены новгор. корсунские врата – памятник западного происхождения. Та же ссылка в Пращице, л. 199–200 (изд. 1726 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АНТОНИЙ УГЛИЧСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Крест игумена Антония Антоний (Антонин?) Угличский (+ 1609 ), игумен Угличского Покровского монастыря , преподобномученик Память 24 мая (Яросл.), 14 мая (Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Основные сведения о нем содержатся в «Угличском летописце» (списки XVIII в.)., где сказано, что игумен Антоний " делом и житием подражатель бысть пастырю своему преподобному Паисию " , основателю Покровского монастыря. Летом 1609 года тушинский полковник Микулинский взял штурмом Углич , " замок и пол-посада спалил " . Войска сторонников Лжедмитрия II под началом Унковского и Баклановского " съ кашинскими детьми боярскими и съ воровскими съ таборскими литовскими людми " осадили Покровский монастырь . Игумен Антоний собрал братию и горожан в соборном монастырском храме, исповедал и причастил. Затем с крестом в руках, вместе с 12 иноками, вышел навстречу захватчикам и пытался уговорить осаждавших не проливать кровь мирных людей, укрывшихся в обители. Игумен и сопровождавшие его иноки были зарублены саблями. Тела убитых сбросили в Волгу, но они вскоре были обретены около монастыря. Тогда осаждавшие монастырь погрузили останки иноков в лодку, которую спустили вниз по реке, но тела мучеников вновь, " против воды пловуще, сташа у обители Покровского монастыря " . Ночью монахи тайно вышли из монастыря и, собрав тела, погребли их в обители напротив колокольни. Наутро осаждавшие ворвались в монастырь и разграбили его, раку прп. Паисия рассекли мечами. Находившиеся в обители 40 иноков и более тысячи жителей Углича были зарублены, некоторые погибли в пожаре. Уцелевшие жители города погребли убиенных. Впоследствии поверх могилы был положен большой камень, на котором была сделана надпись: " В лето 7117 убиенныя тела от Литвы " , а над могилою устроена деревянная часовня, существовавшая до 1920-х годов. Панихидную память убиенных иноков Покровского монастыря и более тысячи мирян было установлено творить 14 мая и в субботу мясопустную.

http://drevo-info.ru/articles/13673324.h...

На следующий день признанным главой ВЦУ стал примкнувший к обновленцам еп. Антонин (Грановский) , в июне Л. упоминался уже как рядовой член ВЦУ. Вместе с еп. Антонином провел первые обновленческие «хиротонии» без предварительного пострижения в монашество. 18 июня был возведен в «архиепископа Крутицкого», но вскоре лидеры обновленцев приняли решение об удалении его из Москвы. 6 июля Л. был назначен «архиепископом Пензенским и Саратовским». В Пензе заключил соглашение с «епископом» Иоанникием Смирновым, «хиротонисанным» В. Путятой ; сумел захватить несколько городских храмов, в т. ч. Покровскую ц. Согласно отчету ГПУ, не пользовался в епархии авторитетом: «Пензенцам он известен по настоятельствованию в одном из монастырей, где зарекомендовал себя пьянством, распутством и т. д.» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 327). 4 окт. 1922 г. ВЦУ было вынуждено перевести Л. на Орловскую кафедру, а 26 марта 1923 г. он был уволен на покой. Был участником обновленческого «Поместного собора» в мае 1923 г., подписал постановление о лишении патриарха свт. Тихона духовного сана и монашества. 4 мая Л. был в числе обновленческой делегации, допущенной властями к арестованному патриарху для вручения грамоты о лишении его сана, при этом лично требовал от свт. Тихона снять священнические одежды. В дальнейшем проживал в Москве. В янв. 1925 г. участвовал в организованном обновленческим синодом совещании по выработке программ духовных учебных заведений. В окт. того же года участвовал во 2-м обновленческом «Поместном соборе» в Москве. 25 сент. 1928 г. был возведен обновленческим синодом в сан «митрополита». В марте 1931 г. в связи с 80-летием назначен почетным членом обновленческого синода. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. Лит.: Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 72-75, 91, 96, 109, 110, 280, 350; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 166-168; Акты свт. Тихона. С. 217, 979; Цыпин. История РЦ. С. 79-81, 84, 98; «Обновленческий» раскол. С. 35, 37, 69-70, 79, 103, 215, 218-220, 223, 226-229, 248, 252, 253, 309, 334, 336, 363, 419, 809-810; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просветительская деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 678. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/2463447.html

В крылосное окно чуть проникает свет начинающегося радостного дня. За решеткой его очерчиваются прямо на юг силуэты деревянных лавок, полных на сей раз заманчивых для детского вкуса товаров. Явление это повторялось в селе только три раза в году – два храмовых праздника и в девятую пятницу, следовательно, недаром осталось до сих пор памятным душе. До обедни, т. е. до звона на собор оставался тоже часовой промежуток времени. Он (о. Иоанн Леонтьевич) уже пошел домой из церкви, и высматривает заглядевшегося в окошко чтеца. Можно поручиться, что дома никому и в голову не придет спать. Предстоит надевание самолучшего платья, прочитывание Апостола, высматривание сквозь бальзамины и герани нарядных толп, направляющихся к церкви, ожидание гостей и пр. Затем имеются в виду перевод колоколов, светлопарчовые ризы служащих, придворная «милость мира», освящение вишенья, обхождение лавок со святой водой и целодневное утешение дома всякого рода. Была поэтому причина не спать после заутрени в это давнее золотое время... Чей-то облик неотлучно стоит над головой ласковый и молчаливый и неизменно печальный... Из глубины далекой могилы высматриваешь ты своего чтеца и зовешь домой. Но подожди. В окне не все еще обрисовалось ясно. Прочитан только первый час; нет, прочитан, конечно, уже и третий, и шестой, и верно чтется монотонно час девятый. Но все равно, прииди за мной в последний час, покаяния час единонадесятый» 32 . Такое вот настроение навевалось на вершине Синая на о. Антонина воспоминаниями о доме, родине, детстве. Так текла золотая пора детства его, «первая седмина лет человеческих», по знакомым нам словам о. Иоанна, «жизнь младенческая, райская, сладостно воспоминаемая, но невозвратимая». В дремучих лесах Зауралья, на фоне невеселой природы, среди рябин и осин в забытом пермском захолустьи, ничем особенно важным в истории не знаменитым, на этом унылом русском севере, как бы всегда подернутом сеткой осеннего дождика столь близкого сердцу о. Антонина мелкого осеннего «бусенца» 33 вовсе незначительных и никому не нужных географических имен Батурина, Покровского, Солодянки, или Камзолова, Отшибихи реки Поперешной, «которых весь исторический смысл состоит в том, что они от чего-то отшиблись, чему-то стали впоперек и чей-то камзол видели на веку своем» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Вашего Святейшества усердный слуга и богомолец. М.Г. 25 апреля 1955 г.» . «Когда во время японской войны многие умы были охвачены паникой перед лицом вдруг открывшейся неизбежной катастрофы старого режима, епископ Сергий – тогда ректор Петербургской Духовной Академии, говорил студентам: “Да, Российская Империя может быть сметена надвигающимися событиями, но Церковь погибнуть не может”» Полные богомольцев храмы Русской Православной Церкви, прошедшей в последующие полвека через революции, гонения и кровопролитные войны, были ярким подтверждением пророческих слов святителя и лучшей наградой за его молитвы и труды... Григорий (Чуков), архиеп. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия. Машинопись. В сб. Избранные речи, слова и статьи. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К. СПб. 2013. (Далее – Архив митр. Григория). ] Григорий (Чуков), архиеп., Александрова-Чукова Л.К (автор-составитель). Молитва за Победу. Дневники военных лет//Православие и современность. Саратов, 2010. С.93. Николай (Чуков), прот. Дневник 1922 г., фрагмент. Архив митр. Григория. Геннадий (Гонзов) – архиепископ Новгородский, в схиме — Галактион (ок. 1410 – 1505). Создатель первой полной Библии в России, автор посланий, известный противник ереси жидовствующих. Антонин (Грановский) – до 1922 года епископ Русской Православной Церкви, епископ Владикавказский и Моздокский. Патриархом Тихоном запрещен в служении за литургические новшества, — один из лидеров обновленческого движения, глава Союза «Церковное возрождение». В 1922—1923 гг. — обновленческий митрополит Московский, именовал себя «Московский и всея Руси». О.А.Введенский – лидер обновленчества. Прот.Н.В.Чепурин – настоятель Покровско-Коломенской церкви Петрограда, преподаватель Петроградского Богословского института, в 1946-1947 гг. — ректор МДА. Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды//СПб Епархиальные Ведомости. 2007. Вып.34.С.121. Григорий (Чуков), митр. Докладная записка Св. Патриарху от 10.12.52. Копия. Машинопись. Архив митр. Григория; А.А. Потемкина (Шаповалов) – журналист, историк Церкви.

http://bogoslov.ru/article/3482639

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Свято-Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В.Ф. Коршикова. Заметный след в истории обители оставила игумения Евгения (Говорович). Благодаря ее деятельности число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX в. достигло 117 человек. В 1910 году святые мощи преподобной были перенесены из Киева в Полоцк. Спасо-Евфросиниевская обитель в Беларуси была крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи преподобной Евфросинии были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года Спасо-Евфросиниевский монастырь постигла участь других христианских святынь. Однако, невзирая на все гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а затем — в Спасский монастырь. Жизнь в обители продолжалась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Настоятельницами монастыря были: игумения Евфросиния (Максимчук), монахиня Наталия (Скиндер), монахиня Анфиса (Шевердяева). В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

1 . Митрополит Антонин. 2 . Митрополит Петр Блинов. 3 . Протопресвитер Красницкий. 4 . Архиепископ Александр Введенский . 5 . Протоиерей Г.Добронравов, вскоре епископ Дмитровский. 6 . Протоиерей П.Красотин. 7 . Протоиерей Б. Дикарев. 8 . Протоиерей А. Боярский. 9 . Протоиерей Н. Боголюбский. 10 . Архиепископ Петр Воронежский. 11 . Протоиерей Д.Адамов. 12 . Протодиакон С.Добров. 13 . Протоиерей А.Дьяконов . 14 . Протоиерей Шаповалов. 15 . Протоиерей Д.Соловьев. 16 . Протоиерей С.Коварский. 17 . Мирянин А.И.Новиков. 18 . Епископ Александр (Сибирь). (В “Деяниях” – опечатка: архиепископ Димитрий). В партийном отношении голоса в Высшем Церковном Совете распределяются следующим образом: от группы “Живая Церковь ” – 10 человек, от СОДАЦа – 6 человек, от СЦВ – 2 человека. Кандидаты в члены ВЦС. 1 . Протоиерей К.Мещерский. 2 . Протоиерей П.Раевский. 3 . Протоиерей Рачков. 4 . Протоиерей Турбин. 5 . Протоиерей Туровский. 6 . Митрополит Николай Федотов. 7 . Священник Суворов. 8 . Проф. Покровский. 9 . Псаломщик Радонежский. Меморандум Великобританского правительства, врученный британским агентом г.Ходжсоном 8 мая 1923 г. ... Пункт 21. В течение прошлого года имел место в России ряд событий, приведших к процессу, осуждению и неоднократной казни русских священнослужителей, занимавших высокие посты в иерархии Православной и Католической Церквей в России. В июле 1922 года петроградский митрополит Вениамин с десятью другими священниками судились были приговорены к смертной казни и, как полагают, были казнены за то что они воспротивились конфискации церковного имущества. В конце марта 1923 года архиепископ Цепляк и монсиньор Бутке-вич, руководящие римско-католические прелаты России, были привлечены к суду за мнимые враждебные действия по отношению к Советскому правительству и были приговорены: первый к 10-летнему заключению, а второй – к смертной казни, каковые приговоры были приведены в исполнение. Католикос Грузии и Кутаисский епископ арестованы и содержатся в Тифлисе в ожидании суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обитель ведёт свою официальную историю с 1897 года, однако у этой истории была предыстория. Всё началось с того, что в 1823 году в своём имении Екатерининском вблизи Острова поселился вышедший в отставку дворянин Владимир Александрович Симанский, прадед Патриарха Алексия I. К слову, само название имения выводит нас на ещё одного славного русского человека - имя своё село получило в честь матери Владимира Александровича, Екатерины Григорьевны, приходившейся родной племянницей создателю отечественного театра Фёдору Волкову. Екатерининское относилось к приходу Покровского храма в Острове, что создавало многочисленные неудобства, так как сообщение с правым берегом Великой до постройки цепных мостов временами было сильно затруднено. В связи с этим В.А. Симанский испросил разрешение возвести в усадьбе " свою " церковь. Это разрешение было одобрено. И уже в 1845 году церковь освятили во имя Спаса Нерукотворного образа. После смерти Владимира Александровича основная часть имения со Спасским храмом досталось одному из его сыновей - Павлу, который по выхода в отставку, после службы на флоте в 1882 году поселился в Кронштадте. Здесь произошло его знакомство со святым праведным Иоанном Кронштадтским, ставшим духовником бывшего морского офицера, - оно сыграло важную роль в судьбе Павла Владимировича, ибо спустя одиннадцать лет он был рукоположен во иереи. Новоиспечённый священник обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить ему устроить в его имении и на его средства женскую монашескую общину. Просьба была уважена, и в 1897 году епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) освятил Казанскую монашескую общину, в 1908 году её преобразовали в монастырь. Спасо-Казанский монастырь быстро рос и благоустраивался - в скором времени в нём появилась церковноприходская школа, богадельня, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек... В планах отца Павла Симанского было в обители возвести каменный Казанский храм, однако он скончался в конце 1907 года, не успев это сделать. Заложили новую церковь лишь накануне Первой мировой войны, устроили фундамент, начали строить стены, но... страну истощали военные нужды, средств не хватало, а потом грянула пролетарская революция, поставившая крест на проектах расширения Спасо-Казанского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=08254

Коваленко (Воскресенской ц. мест. Ильинцы Липовецкого у.), С. Соколовский, священники М. Бережной, Д. Нечай, А. Черняховский, Б. Кротевич, В. Яровой и проф. Белоликов (он же - епархиальный уполномоченный Высшего церковного управления (ВЦУ)). 25 дек. 1923 г. эта структура была утверждена ВЦУ в Москве. После того как постановлением ВЦУ были уволены на покой еп. Радомысльский Назарий (Блинов) и еп. Черкасский Николай (Браиловский), 25 янв. 1923 г. состоялось назначение 2 новых «викариев Киевской епархии»: прот. Александра Раевского «епископом» Радомысльским (позднее принят в Православную Церковь в сущем сане как поставленный обновленческим архиереем «старого поставления») и прот. Павла Погорилко «епископом» Липовецким для Липовецкого у. Киевской губ. (их хиротонисал обновленческий «митрополит» Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре в Москве 26 и 28 янв. 1923 г.). Погорилко уже 10 февр. назначен епископом Каменецким, викарием Подольской обновленческой епархии, а в марте 1923 г. создал «Братское объединение приходов УАПЦ» (БОПУПАЦ), впосл. перешел от обновленцев к самосвятам. Еп. Александр (Чекановский), в 1921 г. рукоположенный во епископа Бердичевского и в кон. 1922 г. перешедший в «Живую церковь», также нек-рое время титуловался епископом Радомысльским и Чернобыльским. ЦК киевской группы «Живая церковь» сразу провел ряд адм. реформ (учредил в составе епархиального управления информационное отделение для оперативной связи с губернией и уездными отд-ниями, образовал редакцию и контору печатного органа - ж. «Живая церковь») и разослал циркуляры к «подведомственным учреждениям с информацией о новом составе управления, о прекращении поминовения патриарха Тихона, о том, что Епархиальное Управление до окончательной организации УВЦУ в Харькове работает под руководством Московского ВЦУ» (Пролетарская правда. 1923. 4 февр. С. 2). 13-16 февр. 1923 г. в киевском Покровском монастыре под председательством «митрополита» Тихона состоялся 1-й Всеукраинский съезд обновленцев. Киевскую епархию представляли: «митрополит» Тихон, «епископ» Александр, протоиреи Б.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

22 .11(05.12).1920–1922: Иннокентий Бобцов 15(28).11.1923–09(22).12.1925: Борис Рукин 26 .03 (08.04).1926–1928: Алексий Палицын 1928–1933: 22 .11(05.12).1933–23.03(05.04).1934: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 23 .03(05.04).1934–1937: Димитрий Добросердов, паки 1937–1941: 1941–1942: Сергий Гришин 18(31).05.1942– 13(26).02.1943: Варфоломей Городцов 24 .01(06.02).1943–11(24).08.1943: Димитрий Градусов 01(14).05.1944–31.12(13.01).1959: Макарий Даев Можайская (григ.) 09(22).12.1925–: Борис Рукин Димитриан –1935: 1935–1936: Иувеналий Зиберт 1936–1938: 1938–: Филарет Можайская (обн.) 1922–: Иннокентий Бобцов –08.1934: Николай Новосёлов 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Евстафий Сафран Моздокская (обн.) –22.02 (07.03). 1932: Василий Кожин Мозырьская (обн.) 06 .1935–23.07(05.08).1935: Сергий Добромыслов 1935–10.1935: Варлаам Покровский Мозырьская (укр·) 1941–1942: Григорий Бартошевич Мозырьско-Туровская (белор.) 13(26).03.1923–1928: Иоанн Пашин Молдавская (обн.) –1925: Николай 13(26).06.1925–1925: Гавриил Барский 30 .06(13.07).1925–03(16).02.1938: Гавриил Рогут Молотовская и Молотовская (обн.) см. Пермская и Пермская (обн.) Монреальская см. Канадская Монтовидеоская (обн.) 1924–1924: Николай Соловей (Соловейчик) Моршанская 06(19).08.1923–1928: Иоанн Георгиевский 08(21).09.1928–03.1933: Серапион Шеваляевский 08(21).03.1933–03(17).04.1935: Пётр Савельев 03(17).04.1935–27.01(09.02).1937: Павел Введенский 27 .01(09.02).1937–26.08(08.09).1937: Аполлос Ржаницын Моршанская (обн.) 16(29).10.1922–1928: Иоанн Моршанский 25 .10(07.11).1923–05(18).12.1924: Иоанн Ильин 1928–1933: 1933–1935: Александр Сахаров 05 .1935–09.1935: Александр Авдентов 1935–1936: Лазарь Любимов Московская (григ.) –1931: Борис Рукин. в. у. Виссарион Зорнин Московская (обн.) 1922–1923: Антонин Грановский 1924–1924: Александр Введенский , в. у. 03(16).10.1924–1927: Серафим Руженцев 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Вениамин Муратовский 27 .04(10.05).1930– 1933: Виталий Введенский 4 .1931–12(25).09.1931: Алексий Микулин, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010