75 Антонин (Капустин) , магистр XI курса Киевской духовной академии, бакалавр (1843–1845), впоследствии настоятель православной церкви в Константинополе (1850–1864) и русской миссии в Иерусалиме (1864–1894); † в 1894 году. 76 Под Ивером, о котором часто упоминается в письмах преосвященного Феофана, разумеется Иверский монастырь Новгородский епархии; в то время настоятелем его был архимандрит Лаврентий (Макаров), магистр VII курса Киевской академии, бакалавр (1835–1841) и профессор (1841–1844); впоследствии был наместником Киево-Печерской Лавры и с 1854 года архимандрит Иверского монастыря. 77 Агапий (Ставрос), кандидат С.-Петербургской духовной академии, XXII курса; впоследствии – митрополит Едесский и Хоуранский в Антиохийском патриархате. 78 Никандр (Покровский), магистр IX курса Киевской духовной академии; в то время был ректором Тульской духовной семинарии; впоследствии ректор Новгородской духовной семинарии и с 1860 года епископ (потом архиепископ) Тульский. 82 В. И. Аскоченский, магистр IX курса Киевской духовной академии, известный автор «Истории Киевской академии»; здесь идет речь об издании Аскоченским «Домашней беседы». 83 Акакий (Заклинский), обучавшийся в С.-Петербургской духовной академии (1855–1856); в 1856 году был пострижен в монашество и определен диаконом к посольской церкви в Константинополе. 87 Архимандрит Викторин (Любимов), магистр XX курса С.-Петербургской духовной академии; 20 октября 1858 года был назначен ректором Костромской духовной семинарии; впоследствии был ректором Тифлисской духовной семинарии; епископом Чебоксарским, Полоцким и Подольским; Т 21 августа 1882 года. 88 Архимандрит Епифаний из польских дворян Волынской губернии, обучавшийся сначала в Киевском университете и потом в Московской духовной академии; впоследствии был ректором Кавказской духовной семинарии и умер в звании миссионера 16 ноября 1869 года. 89 В 1859 году экономом С.-Петербургской духовной академии был определен смотритель лаврской киновии иеромонах Герасим. 90 Разумеется церковно-народное собрание, открывшееся в Константинополе с разрешения турецкого правительства 30 октября 1858 года и продолжавшееся с перерывами до 5–16 февраля 1860 года, главным предметом его рассуждений был греко-болгарский вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Немногочисленные приходы Московской Патриархии в Америке были подчинены архиепископу Вениамину. Из викариев митрополита Платона с требованиями Москвы согласился епископ Антонин (Покровский), занимавшийся миссионерством на Аляске, а также епископ Адам (Филипповский), окормлявший капато-русские приходы. Правда, последний вскоре был запрещен в священнослужении архиепископом Вениамином, а карпато-русские приходы разошлись по другим юрисдикциям. В общей сложности в подчинении Московской Патриархии в Америке осталось около 25 приходов, причем практически все они были малолюдными. Большинство русских приходов в Америке находилось в ведении митрополита Платона (около 200 приходов) и в РПЦЗ (около 100 приходов). В 1933 г. начались попытки восстановления общения между Русской Зарубежной Церковью и Североамериканской митрополией. Назначенные в Америку архиереи РПЦЗ, архиепископы Виталий (Максименко) и Тихон (Троицкий), были лишены властных амбиций и искренне добивались примирения с митрополитом Платоном. Попытки были безуспешными, однако смерть митрополита Платона 20 апреля 1934 г. помогла единству. Новый глава Североамериканского округа митрополит Феофил (Пашковский) был готов к переговорам. Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 г. снял прещения с иерархов Североамериканской митрополии. В 1935 г. Североамериканский округ и Русская Зарубежная Церковь объединились административно, причем Северной Америке были даны права широкой автономии. Это решение усилило Русскую Зарубежную Церковь , которая к концу 1930-х гг. была в более выгодном положении, чем Московская Патриархия. В ведении РПЦЗ (включая Североамериканскую митрополию) было более 500 приходов, 15 монастырей и 25 архиереев, большая часть которых управляла полноценными епархиями. Вскоре после объединения завершился земной путь главы РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) . В воскресенье 2 августа 1936 г. митрополит отслужил свою последнюю литургию. 8 августа клирики Сербской и Русской Зарубежной Церквей совершили над старцем -митрополитом таинство Елеосвящения и причастили его Святых Таин. 10 августа митрополит Антоний причастился еще раз. Вечером стало понятно, что архипастырь умирает. Во время чтения отходной в 21 час 20 минут сердце митрополита Антония перестало биться. Первую панихиду по усопшему совершил патриарх Варнава. Он же возглавил отпевание митрополита. Первый глава РПЦЗ был погребен в Иверской часовне, в специальном склепе, который архипастырь указал как место своего упокоения еще при жизни. §3. Русская церковная эмиграция 1936–1949 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настал день, когда членам Русской Духовной миссии предстояло «расстаться с возлюбленными святынями» Иерусалима. 5 мая 1854 г. русские миссионеры покинули Святой Град, а вечером 11 мая на австрийском пароходе «Императрица» отплыли из Яффы в Александрию. Их дальнейший путь лежал через Смирну, остров Сирос, и 21 мая «Императрица» подошла к афинской пристани Пирей для дневной остановки. Времени было достаточно для поездки в столицу Греческого королевства. В дневнике архимандрит Антонин (Капустин) , служивший настоятелем русской посольской церкви в Афинах, записал: «Пятница. 21 мая 1854 г. Пётр, приехав, сказал мне, что о. Порфирий давно ожидает меня. Вот тебе сюрприз новый. Пришёл домой, нашёл гостей и о. диакона. Их было трое: о. Порфирий, о. Феофан и один студент с ними. Сколько я ни упрашивал их остаться хоть ненадолго в Афинах, не мог уговорить. Выпив по рюмке вина, отправились к о. иконому. Посидев там с четверть часа, отправились в Пирей. Пароход уже дымился. На палубе его встретил целую Россию баб-богомолок. Имел честь и удовольствие познакомиться с о. Вениамином. Ещё раз простились с отцами Иерусалимскими, передав поклон в Рим. Сколько ждал иерусалимлян… Увидел как во сне». 136 Так состоялась промыслительная в истории Русской Духовной миссии встреча первых её сотрудников с будущим создателем Русской Палестины. О дальнейшей судьбе первых сотрудников Русской Духовной миссии в Иерусалиме Студент Пётр Алексеевич Соловьёв (1825 – 1898) стал протоиереем, церковным писателем. По возвращении со Святой Земли десять лет (1855–1865) прослужил священником церкви равноапостольной Марии Магдалины на Малой Охте в Петербурге; затем ещё двадцать лет священником Покровского храма в Большой Коломне в Петербурге, став его настоятелем в 1885 г. П.А. Соловьёв был принят в члены Императорского Православного Палестинского Общества. Результатом его трудов в составе РДМ явился «Альбом памятников христианской древности в Палестине и Египте», изданный архимандритом Порфирием (Успенским) . Писал воспоминания об увиденном и пережитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приступая к характеристике этих памятников, мы должны сделать одно предварительное замечание: художники в указанных группах памятников не дают, да и не могли дать, не только точной копии храма, но и подражания; они дают формы, выработанные ими самими под влиянием ротонды храма Воскресения; поэтому во многих случаях они допускают крупные отклонения и добавления, а иногда, как напр., на ампулах Монцы и авориях, передают даже, по-видимому, не формы большой ротонды, а лишь кувуклию или пещеры, находящейся в этом храме. Евсевий в своём описании храма Воскресения говорит только о большой ротонде, «украшенной отличными колоннами и многочисленными украшениями»; об отделке же самой пещеры гроба Господня умалчивает. Его дополняют в этом случае паломники. Неизвестный автор сокращённого описания Иерусалима (ок. 350 г.), упомянув о круглой церкви Воскресения, где находится гробница Христова, замечает: «над самой гробницей покров из серебра и золота, и кругом стены обложены золотом» 70 . Антонин Пьяченцский (ок. 570 г.) говорит, что «гробница сделана из серебра наподобие пирамидального столба и под золотой сенью пред гробницей поставлен алтарь 71 ». Игумен Даниил подробно описывает как храм Воскресения, так и гробницу. «Есть же церковь Воскресения Господни сяка: образом кругла создана, столпов имать облых 12, а в задних (зданных?)... двери же имать шестеры… Верх же кровный не до конца сведен верхом каменным 72 , но тако сперт досками, деревом тесаным плотничим образом и тако есть без верха и не покрыта ничем же. Под тем же верхом самем непокрытым есть Гроб Господень сим образом: яко печерка мала изсечена в камени, дверцы имуще малы и вся мокачна (округла) 4 локоть в длину и ширину... Висит же во гробе Господни 5 кандил великих с маслом древянным... И есть печерка та отделана яко амвон красным мрамором и столбцы мряморяны около стоят числом 12. Вверху же над печерою тою создан яко теремец красный на столпцех и вершень ему сперт кругло и серебряными чешуйками позлащенными покован, а на верху теремца стоит Христос, сделан сребрян...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Характер обновления указывает на позднюю эпоху греческого искусства, отмеченную влиянием Запада. Художник, знакомый с образцами западной живописи, удержал в ватопедском храме первоначальные темы и их распределение по разным частям храма: в этом смысле он был только реставратором первоначальной росписи 1312 года; события детства Богоматери, составляющие одну из своеобразных особенностей этой росписи по сравнению с общим типом росписей, также не были сочинены им вновь; они были, по всей вероятности, и в живописи 1312 г.: аналогичный пример представляет близкая по времени мозаическая роспись храма Спасителя в Константинополе; но обновитель изменил стиль и подробности иконографического сочинения сюжетов. Видеть в этом обновителе художника-итальянца нет достаточных оснований. Стенописи пантократорского собора. Несмотря на разновременное происхождение уцелевших доселе изображений, размещение их в храме не представляет существенных уклонений от обычного типа. В алтарной апсиде Богоматерь «ширшая небес» (надпись: πλατυτρα τν ορανν), евхаристия и два ряда святителей. В своде рождество Христово и крещение Иисуса Христа (новое). В боковых апсидах: Спаситель стоящий во гробе (изобр. новое), Он же перед Петром Александрийским (С); – святители и Еммануил в куполе (Ю). В куполе средней части храма Пантократор, великий вход или херувимская песнь во всех подробностях (Иисус Христос в короне), пророки и апостолы. На северной и южной стенах: вверху Евангелие, ниже патриархи, внизу мученики; на западной стене: успение Богоматери и недреманное око. В притворе Ветхий Завет, притчи, вселенские соборы и единоличные изображения. Местное предание приписывает древнейшие из уцелевших в храме живописей Панселину: таков Деисус в притворе, Иоанн Предтеча за левым купольным столбом, Завулон, Антоний и некоторые другие изображения. О. арх. Антонин полагает, что триморф или Деисус тщетно приписывается Панселину 285 ; напротив еп. Порфирий считает это предание правдоподобным и приписывает Панселину, сверх того, успение пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

25 . Протоиерей Н.Попов . 26 . Протоиерей Н.Платонов. 27 . Протоиерей А.Боярский. 28 . Протоиерей П.Раевский. 29 . Протоиерей Т.Попов. 30 . Протоиерей Д.Адамов. 31 . Протоиерей М.Князевский. 32 . Протоиерей Н.Розанов . 33 . Протоиерей А.Эндека. Миряне: 34 . А.И.Покровский. 35 . Б.В.Титлинов. 36 . С.М.Зарин. Список членов Президиума Св. Синода, избранных общим собранием Св. Синода 10 ноября 1925 года Председатель – митрополит Вениамин Ленинградский. Почетные члены: Архимандрит Василий Димопуло и архимандрит Павел (представители Константинопольского и Александрийского патриархов). Члены: 1 . Митрополит Серафим, зав. административным отделом (с иностранным подотделом). 2 . Митрополит Александр (Введенский), зав. просветительным от делом (с подотделом учебным, издательским и миссионерским). 3 . Протоиерей Красотин, заведующий хозяйственным отделом. 4 . Проф. С.М.Зарин, секретарь Синода и зав. юридическим отделом. II. Документы, принятые Собором Постановление Собора 1 . Св. Собор подтверждает необходимость устранения в 1922 году бывшего патриарха Тихона от управления Церковью для церковного блага и считает образованное тогда высшее церковное управление закономер ным, созванный им Собор 1923 года каноническим и законным, преем ственно связанным с первым Поместным Собором 1917 года, установив шим, что высшее управление Русской Церковью принадлежит регулярно созываемому Поместному Собору. 2 . Признавая соответствующими церковному моменту постановления Собора 1923 года и данное им направление церковных дел, Св. Собор признает отвечающим церковной пользе упразднение церковных группир о- вок, произведенное августовским съездом 1923 года и одобряет переимено вание Высшего Церковного Совета в Св. Синод и признает целесообразной Деятельность Св.Синода, направленную к церковному укреплению. 3 . Св. Собор считает необходимым установить, что Православная Церковь , возглавляемая Св. Синодом, решительно отгораживается от таких без ответственных групп и деятелей, как прот. Красницкий, давно отошедший от основного церковного русла, или епископ Антонин, столь же давно не имеющий отношения к Св. Синоду, и не отвечает ни за какие их выступления и: действия, иногда даже бесславящие достоинство церковного сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем - в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения - Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

В 1893 году он занимается в Константинополе и Афинах, на Афоне и путешествует по Италии, посетив Неаполь, Помпею, Рим (Барберинову библиотеку), Гротта-Феррату, Флоренцию, Турин, Милан, Венецию. Путешествие заканчивается Веной. В 1894 г. он работает в московских библиотеках. В 1896 г. опять Константинополь, Афины, Рим, потом Париж и не ожиданно Дрезден, где он нашел новый список Устава Великой церкви. 64 В 1897 г. Дмитриевский совершает путешествие в Трапезунт. В 1898 г. он еще раз посетил главнейшие книгохранилища Востока, за исключением Синая и Патмоса, сверяя корректурные листы «Евхология» с подлинниками. В этом же году он посетил Святую Гору в шестой раз. В 1903 году состоялось седьмое посещение Афона вместе с только что окончившим академию Л. Д. Никольским. 65 В 1910 году Дмитриевский еще раз побывал в Святогорских монастырях, состоя секретарем Православного Палестинского Общества. Во время путешествий и работ в библиотеках неутомимому путешественнику приходилось наталкиваться на многие трудности и испытывать неудобства своеобразных порядков в восточных книгохранилищах. 66 В частности, необходимо указать на трудные условия занятий в библиотеках некоторых Святогорских монастырей. О них не мало писали еп. Порфирий Успенский , архим. Антонин, проф. Н. В. Покровский , И. С. Пальмов 67 и др. И Дмитриевский испытал не мало «огорчений», особенно в свои первые поездки, вызванных недоброжелательным отношением греков к русским. 68 «В 1886 году летом», т. е. в первую поездку на Афон, в Иверском монастыре, писал он, «мы встретили такой недружелюбный прием, что для нас за целую неделю открыли один только раз библиотеку и притом не без брани уже лично по нашему адресу. В следующем году в Хиландаре… нам и спутнику нашему…, разболевшемуся от афонской изнурительной лихорадки, пришлось, благодаря невниманию братии, в течение почти двух суток сидеть без хлеба и питаться черствыми сухарями». 69 «Перед тем за несколько дней в том же Иверском монастыре,– писал он,– был жестоко оскорблен приват-доцент Петербургского университета по кафедре новогреческого языка г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иконография сцен мучения, в т. ч. из-за того, что 7 братьев претерпели разные истязания, неединообразна. Напр., в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) изображены Соломония и Елеазар в огне, а также усекновение головы одного из сыновей. Композиции в этой рукописи представляют «скоропись», лаконичны, образ одного брата может вполне подменять изображения всех семи); лист поделен не на 4, а на 3 клейма, так что мученичество братьев представлено в нижней, большей части листа, однако изображение Соломонии-оранты вынесено в зону правого верхнего клейма; Елеазар единственный имеет надписание имени, он представлен обращенным в молении вправо - в верхнем правом углу этого клейма изображен сегмент неба. В Московском минологии (ГИМ. Син. Греч. 9. Л. 136) сцену мучения предваряет изображенный на том же листе суд у Антиоха, перед к-рым стоят Елеазар, Соломония и ее сыновья. В монументальной живописи образы мучеников представлены в одном из наиболее ранних фрагментарно сохранившихся минологиев - в ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230) - Елеазар и Соломония в огне, здесь же - колесование; объятыми пламенем мученики изображены в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561). В составленном на Афоне руководстве для иконописцев восточнохрист. традиции - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание Маккавейских мучеников встречается дважды. В разд. «Святые мученики» приведена характеристика каждого из них: Авим - «с пробивающимся усом»; Гурий, Антонин, Елеазар, Евсевон - юные, без бород; Алим и Маркелл - младенцы; Елеазар - «учитель их, старец с длинною бородою»; Соломония - «мать их, престарелая» (Ерминия ДФ. § 10. С. 168. 137-145). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 авг. сказано кратко: «Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в разных муках» (Там же. С. 214). В древнерус. искусстве ряд изображений Маккавеев появился благодаря связи с семьей вел. кн. Василия III, у жены к-рого, Соломонии Сабуровой, небесной покровительницей была мц. Соломония. По замечанию А. С. Преображенского, «бездетность княжеской четы внесла особый оттенок в семейное почитание мц. Соломонии, которая представляла собой идеальный образ матери, благословленной многочадием и воспитавшей своих сыновей» (Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 173). К таким великокняжеским памятникам относится пелена «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому и праздники», шитая в мастерской Соломонии Сабуровой и вложенная семьей вел. князя в Троице-Сергиев мон-рь (СПГИАХМЗ; в лит-ре пелена датируется 1525 г., по расчетам Б. М. Клосса, она была вложена в обитель осенью 1524). Икона Маккавейских мучеников как покровителей великокняжеской семьи также была вложена в суздальский Покровский монастырь (10-20-е гг. XVI в., ок. 1515 (?), с поновлениями XVII-XVIII вв.- ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2008).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010