Феодор Студит , не оказались участниками Собора, ибо Патриарх Константинопольский Иосиф умер прежде его окончания; Мак Ефесский представлял собою двух Патриархов Антиохийского и Иерусалимского как их местоблюститель. Местоблюститель Александрийского Патриарха, митрополит Ираклийский Антоний, сказался больным, чтобы не участвовать на последнем деянии Собора, и вынужден был властью императорскою подписать определение, но сейчас же отрекся, и сам Кесарь не мог его иначе заставить служить обедню в Венеции, как без поминовения имени папского. Итак, из пяти Патриархов оставался один только Римский насильственным поборником Собора, хотя против него в то же самое время действовал Собор Базельский, не признававший его власти; действия Папы на Соборе против епископов греческих были очень стеснительны. Не напрасно великий Еклесиарх Сиропуло, участвовавший на оном, сравнивая в книге своей Собор Флорентийский с прежними Вселенскими, говорит: «он имел только вначале вид такого Собора, по личному присутствию Императора, Папы и Патриархов, или их местоблюстителей, доколе продолжались заседания торжественные; потом же все происходило скрытно, в частных домах, в совершенном мраке, и десять архиереев совершили, втайне от других, дело нечестия; ибо никто, не только из православных, но даже из западных, не знал, что творится между императором и Папою с их советниками, и таким образом, не единомыслием Вселенского Собора, но частными мнениями нескольких человек, совершилась уния. Никогда так не действовали на прежних истинных Соборах, посему никому не обязательны были такого рода решения на последующее время. Многие из епископов греческих и латинских не знали даже, что они подписывали, и прилагали только руку, видя подпись императора или Папы, ибо самый акт составлен при немногих свидетелях, и никому не был читан прежде подписи. После подобных козней не заслуживают ли осуждения соборного виновники такого акта и унии? и сие пишу не по ненависти, заключает Еклесиарх, но ради истины, дабы каждый мог видеть ее своими очами».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На это (для покаяния) не нужно много дней и годов, а нужно только благорасположение и все исполнится в один день. Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания» (т. 1, стр. 542–543). б) «Согрешил ты? Войди в церковь , и загладь свой грех... Поплачь о грехе своем... Если плач Петра загладил столь великий грех (отречение от Христа), то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего Господа было преступление не малое, но великое и весьма важное, – и однакоже слёзы загладили грех . Плачь и ты о грехе своем. Человеколюбивый Господь от тебя хочет не большого труда, а Сам даст великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов» (т. II, стр. 328–829). V. Препод. Феодор Студит : «На вопрос, который ты предложил, чтобы знать епитимию, если тебе случится вкушать пищу вместе с еретиками, мы ответствуем, что надлежащее раскаяние во всяком грехе получает прощение» (т. II, стр. 602). VI. Св. Иоанн Дамаскин : «Господь исцелил и Закхея, и блудницу, и Матвея мытаря, и Петра после его троекратного отречения, и расслабленного, и никому из них не понадобилось много времени, не потребовались ни пост, ни лежание на земле, а потребовалось одно лишь обращение и вера, немедленное отступление от зла, истинное раскаяние и обильнейшие слезы... Вот где источник того великого и Бога одного достойного дара, которым и Сам Он один обладал и который Он, пред вознесением на небо, оставил Своим ученикам, вместо Себя. При затворенных дверях явившись, Он передал эту власть и ученикам Своим ( Ин.20:19–23 ), ничего не предписав им относительно епитимий» («К вопросу о тайной исповеди» Суворова, стр. 61–62). VII. Преп. Антоний в письме к Феодору Освященному: «Объявляю, что почти во всем мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали, и Бог, приняв плачъ и рыдание, простил грехи всех так поступавших даже до настоящего дня» (Христ. Чт. 1827 г., ч. 27, стр. 53–54; Богосл. Вест. 1905 г., февраль, стр. 375). VIII. Пролог: а) «Преп. Серапион, обратив на путь истинный блудницу, отвел ее в монастырь женской, и рече ко игумении: прими сестру сию, и не даждь на ню епитимию» (2 ноября ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Евтихиан согласился на это, и, несмотря на сопротивление тюремных стражей, силой духа и молитвы освободил заключенного, потом отправился с Авксаноном к царю Константину просить избавить от смерти бывшего телохранителя. Царь охотно согласился на это из уважения к отшельнику-ходатаю. 380 1 . Платон Исповедник, игумен монастыря Символов. 381 Уроженец Царьграда, по смерти отца малолетний сирота, воспитанный родственником, казначеем царских сборов, Платон служил при нем нотарием, и своим трудом, уменьем, бережливостью нажил состояние. Но он любил просвещение и благочестие и не мог помириться с гонениями и смутами, угнетавшими православных при Константине Копрониме, особенно после него и иконоборческого собора 754 года. Раздав все имущество бедным и бывшим своим рабам, теперь отпущенным на волю, он с одним верным слугой удаляется в пустыню Олимпа в скит Символов. Благочестивый и просвещенный игумен скита Феоктист принимает его с радостью, постригает и помещает в своей келье. Строгой жизнью и просвещением Платон приобретает и любовь братии и по смерти Феоктиста в 770 году избирается игуменом на 35 году жизни, не имея, однако же, священного сана. Теперь Платон еще более ревнует о просвещении, трудится сам, поощряет и других трудиться в собрании и переписывании священных книг и отеческих творений. Говоря об этом, преподобный Феодор Студит замечает: «Кто может исчислить тех, в руках которых находятся и теперь его труды, его книжки, собранные из разных отцов на общую пользу? Откуда это обилие книг в наших монастырях? Не от его ли трудов, не из его ли рук достались они нам?» При преемнике Копронима Льве Хазарине (775–780) настало более льготное время для иконопочитателей и монахов, а при Ирине (786–796), правившей именем сына Константина VI, настала и полная свобода им. Платон сперва при Льве Хазарине, потом при Ирине приходит в Царьград и своим учением и примером жизни оказывает многим пользу, укрепляя православных против иконоборцев, все еще сильных, особенно в войске. Из Царьграда Платон не возвратился в Символы, призванный на другое поприще. Но скит этот продолжал существовать. Из подвижников его известен преподобный Тимофей, иже в Символех, значащийся в прологе, Четьи-Минеи и святцах под 21 февраля. Из Италии пришел он в Византию, потом в Символы, где провел всю жизнь в строгих подвигах и скончался в 795 году. Известен Антоний, друг Феодора Студита , которому рассказал о жизни Платона в Символах. Самое название Символы, по всей вероятности, произошло от того обычая олимпийских пустынников, по которому они жили по пещерам и особым молельням, но под послушанием игумену скита, к которому собирались на праздничные моления и так называемые утешения братии, т.е. праздничные обеды, принося и свои скудные запасы на общий обед. 382

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

– Заметим здесь, что вероятно преемником Иллариона был Анатолий, который постриг агиографа в монашество и сообщил ему вышеприведенную повесть. Он правил монастырем долго (напр. в 80 – 90-х годах). Очевидно, после него сменилось уже несколько игуменов в Студии, если агиограф говорит монахам: «знаю, что все вы знаете нашего пастыря Анатолия». Многое, говорит автор, следует предать забвению, чтобы быть кратким, ибо речь слаба для передачи чудес святого (§ 87). Житие оканчивается молитвенным воззванием агиографа, который между прочим заявляет, что он пожелал сделать известным то, что покрыто бездной молчания много лет (ν μακρ τ χρν), просить святого даровать мир церковному сонму и ниспровергнуть дерзкий натиск диких народов 319 и их надменную гордость; «виждь, на что они ныне дерзают» (οα νν τ τολμμενα): сжигают церкви и проливают кровь! убеди молитвами твоими, чтобы они пришли чрез веру к древнему благородству славы, или всецело были истреблены» (§ 88). Время написания Жития не может быть определено с точностью. Биограф говорит о Крите, находившемся в его время под властью мусульман, а известно, что этот остров оставался в их руках с 826 по 961 год. В виду того, что Николай умер в 868 г., расстояние может быть сокращено до одного столетия (868–961). Далее, принимая во внимание, что выздоровевший от посмертного чуда Николая Антоний Мавр жил 40 лет в полном здоровье, заключаем, что Житие могло быть написано лишь после 915 года; неопределенное указание, что Житие составлено много лет спустя после кончины святого, оправдывая последнее соображение, может дать основание к еще большему сужению предела 915–961. Сообразно с этим, заключительные моления агиографа могут относиться к борьбе партий евфимиан и николаитов, сторонников двух патриархов цареградских (921 г.), и к нашествию на Византию Болгарского царя Симеона (924 г.). 261 Migne, 602: μγας Πρδρομος, ο μιμητς ξιθη γενσθαι ν τ λεγμ το μοιχεσαντος βασιλως Πλτων. Ср. ниже, col. 323. 263 τορσι μν κα σοφιστας πσα σπουδ: Migne, 804–849. Ср. также письмо его о кончине Платона. II, 29: 1197. 269 ως μν το παρντος, δελφο μου: Combefis. Auct. nov. II. 855; Migne, 1825–1849; «Христ. Чтение» 1887, V. 217. 270 Πολλο μν τν γων: Migne XCIX. 233–328; русский перевод в «Творениях св. Феодора Студита ». Спб. 1867, I. 3–97. По Cave II. 281, Михаил – пресвитер Великой Церкви, живший ок. 878 года. По распределению С. Thomas’a (Theodor von Studion und sein Zeitalter, 1892 S. 23 ff.), это – vita В, в противоположность vita А, связываемой в рукописях с именами то Иоанна, то Феодора Дафнопата, то πρς Μιχαλου μοναχο, о которой речь будет ниже. Менее критическая работа о Феодоре – В. Преображенского (Преподобный Феодор Студит и его время. Μ. 1896). 271 col. 236: τν γρ ο πολλοστν π βασιλως διπων ρχν, καθ’ τι ταμιεας χρημτιζε τν βασιλικν φρων. 281 col. 253: τν τν ατομτως γθεν ναδιδομνην θερμν πλαυσιν. О Пифийских банях говорит и Житие Николая Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О хранении чистоты православной веры Ни одно исповедование христианской веры, кроме Православия, не может привести к святости 04.12.2020 1003 Время на чтение 5 минут За годы обучения в духовных школах и после их окончания, даже до сего дня, пришлось немало прочитать на указанную тему. И что удивительно – подвижники благочестия разных национальностей, жившие в разное время? – порой их разделяют многие столетия – согласно свидетельствуют об одном и том же. Поистине «consensus partum» - «согласие отцов». Перейду с начала свидетельства Отцов Вселенской Церкви в хронологическом порядке Св. Василий Великий: «Все, что издревле предано от святых отцев достойно почитания; все же новое полагаемое неуместно и не может иметь значения». Св. Кирилл Александрийский: «Если кто в той, утвержденной вере на Вселенских Соборах, правде пребудет, спасен будет, а кто отступится или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки». Преп. Антоний Великий: «Избегайте всякого общения с еретиками, раскольниками и арианами; вам известно, что я ни разу не беседовал с ними, по причине их дурных замыслов и христоборной ереси». Преп. Исайя: «Блюдись разговаривать с еретиками, желая отстоять веру, чтобы яд скверных слов их как-нибудь не уязвил тебя (самого). Если встретишь книгу, которая слывет еретической, не желай прочесть ее, чтобы не наполнить сердца твоего ядом смертоносным, но содержи то, в чем просвещен, ничего не прибавляй к тому и ничего не убавляй от того». Преп. Иоанн Дамаскин: «… да стоит вера на Церковном Предании, как на камне веры нашей, не передвигая границы, которые поставили святые отцы наши и не давая места тем, которые желают нововведений и разрушения здания Святой Божией Вселенской и Апостольской Церкви. Ибо если каждый будет поступать по своей воле, мало-по- малу разрушится тело Церкви». «Умоляем народ Божий крепко держаться Церковных Преданий. Ибо отвержение незначительных преданий, как камней из строения, скоро ниспровергает всю постройку». Преп. Феодор Студит: «Кто имеет общение с еретиками в пище, питии и дружбе, тот повинен».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/04/o_...

Кассиан явно не одобряет это деяние: «Никто не должен думать, что мы это написали для возбуждения разводов с супругами; мы не только нисколько не осуждаем супружества, даже следуя апостольскому изречению, говорим: брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр 13:4). Кассиан дальше пишет, что там, куда он пришел, святые отцы, как бы открещиваясь от его поступка, поставили Феону раздавать милостыню, и что как знак Божественного признания ему был дарован signa apostolicarum virtutum Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Какое же заключение мы можем вывести из этих четырех примеров? Было бы неверно вырвать из контекста несколько фраз и истолковать их как осуждение брака. Правда, многие монахи действительно считают брачную жизнь грешной по своей сути и, ipso facto , препятствием на пути спасения Но Иоанн Кассиан не разделяет этого мнения. И Антоний, Афанасий, Арсений, Пахомий без сомнения согласились бы с ним. Все они охотно подписались бы под утверждением святого Григория Богослова: «Ибо брак не бесчестен потому только, что непорочность честнее его» Тем не менее, вопрос остается. Отставив в сторону точку зрения, которая решительно осуждает брак, попробуем взглянуть на проблему непредвзято. Что именно имеет в виду Григорий Богослов, когда говорит, что «непорочность честнее»? Доступно ли полное совершенство – непрестанная молитва, молитвенное созерцание, боговидение – христианину, который живет в браке, воспитывает детей, делает карьеру? Здесь отцы-монахи расходятся во мнениях. Святой Исаак Сирин и Феодор Студит считают, что мирянин едва ли может обрести дар созерцания или боговидения С другой стороны, святой Григорий Великий считает, что lumen contemplationis («свет созерцания» – Прим. пер. ) доступен каждому христианину, будь то монах или мирянин Святой Максим Исповедник приводит глубочайшее учение об обожении и соединении с Богом в своем втором письме, адресованном мирянину, простому чиновнику Святой Григорий Палама считает, что непрестанная молитва доступна и мирянам, и монахам, и что очистить свою душу от страстей может и мирянин, «хотя и через великие труды»

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

Свт. Андрей Критский. Роспись ц. прав. Анны в Амари (Крит). 1225 г. Свт. Андрей Критский. Роспись ц. прав. Анны в Амари (Крит). 1225 г. Крит входил в диоцез Иллирик и в церковном отношении подчинялся папе Римскому. Критские епископы принимали участие во Вселенских Соборах: Гортинский, Херсонесский, Лампийский и Кносский - в III Вселенском Соборе (431), Гортинский, Кносский, Лаппский, Сибритский, Элефтернский и Кантанский - в IV Вселенском Соборе (451). Послание Синода критских епископов к византийскому имп. Льву I (457/458), в котором сообщалось, что на Крите отсутствуют ереси (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 97), подписали Гортинский, Сибритский, Иерапитнский, Кносский, Лампийский, Херсонесский, Кантанский и Кидонийский епископы. Но посетивший в 626 г. Крит прп. Максим Исповедник после беседы с местными епископами убедился, что они придерживаются монофизитских взглядов. Прп. Евмений († ок. 668), архиеп. (еп.) Критский, боролся против ереси монофелитов. Древнейшее упоминание о критских мон-рях относится к 668 г.: папа Римский Виталиан велел Гортинскому архиеп. Павлу возвратить обители Палеа (Παλαι; видимо, совр. мон-рь Палиани) и Арсилли (Αρσλλι) Лампийской епископии, епископа к-рой Иоанна незаконно низложил Синод критских архиереев ( Τσουγκαρκης. 1990. Σ. 108). Критский архиеп. Василий участвовал в VI Вселенском Соборе (680/1) и Пято-Шестом Соборе (691/2), где он подписывался как представитель папы Римского ( Mansi. T. 11. P. 989). В 710/1 - 740 гг. Критскую Церковь возглавлял выдающийся гимнограф свт. Андрей Критский. В 732/3 г. Крит перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Когда в Византии начался период иконоборчества , эта ересь распространилась и на Крите. В 767 г. уроженец Крита мон. Андрей отправился в К-поль и обличил императора-иконоборца Константина V Копронима, за что был замучен до смерти (см. прмч. Андрей Критский ). В темнице вместе с прмч. Стефаном Новым († 767) находился критянин Антоний, к-рый рассказал о том, как авва Павел пострадал за почитание св. иконы при наместнике Крита Феофане Лардотире (PG. 100. Col. 1164). В VII Вселенском Соборе приняли участие 13 критских иерархов. Во 2-й иконоборческий период одним из видных защитников икон был критянин Николай Студит , ученик прп. Феодора Студита и впосл. игумен Студийского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462011.html

С радостию всегда памятуй, что в пострижении своем ты воспринял от Бога особую, дивную благодать Святого Духа. Подобно крещенской, она снимает с нас все грехи наши от рождения. Эту благодать некогда созерцали свв. Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн в виде сияющих венцов на главах постригаемых, при дивном ангельском пении. Будь только смиренным. «Кто не имеет смирения, – говорит св. Феодор Студит , – тот не может быть монахом». На мой вопрос, заданный некогда праведной и мудрой старице Варсонофии, игумении Космо-Дамианского женского монастыря в Крыму: сколько в ее монастыре монахинь? Она ответила: «пять». – «Почему же пять, спросил я, когда в Вашей обители множество сестер?» – «Потому, сказала она, что из этого множества только пять истинных смиренных монахинь». Без смирения, при всех, даже великих подвигах поста и молитвы, мы делаемся фарисеями, без всякой любви к ближним, с способностью только их осуждать, клеветать на них и тем самым нравственно их убивать. А при смирении мы будем неуязвимы для бесов, низлагающих нас за гордость и тщеславие, ибо, по словам преп. Иоанна Лествичника , «смиренному некуда падать: он всегда лежит на земле». Некогда св. Антоний Великий видел на земле сети диавола и воскликнул: «Кто может их избежать?» И сказано ему было Богом: «От них спасаются только смирением». Только через смирение Господь сообщает нам Свою благодать, как говорится в Свящ. Писании: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Отсюда понятно, что мы ничем так не приближаемся ко Христу, как только смирением, согласно Его словам: Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:28–29 ). И как может быть иначе, когда Господу угодно было, для стяжания Его небесного Царства, положить смирение в основу всех христианских добродетелей, почему Он и сказал: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное» ( Мф. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

После кончины Полиевкта Иоанн Цимисхий продолжил церковную политику Никифора Фоки. Патриархом по желанию императора был поставлен Василий I Скамандрин (970-974), однако вскоре он был обвинен в заговоре против императора и отправлен в ссылку. Сменивший его Антоний III Студит (974-979) также вынужден был отречься от престола и удалиться в мон-рь, возможно из-за связей с мятежником Вардой Склиром. На правление имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) и Патриаршество Николая II Хрисоверга приходится важнейший успех к-польской миссии за пределами империи - 2-е Крещение Руси при вел. кн. Владимире (Василии) Святославиче в 987-988 гг., а также образование Русской митрополии КПЦ с центром в Киеве в 90-х гг. X в. Однако внешнеполитические успехи имп. Василия II принесли и другие изменения в административную структуру КПЦ. В 1018 г., в ходе завоевания Болгарского царства византийцами, был впервые ликвидирован независимый Болгарский Патриархат (см. Болгарская Православная Церковь ), а вместо него учреждена автокефальная Охридская архиепископия ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 547). На рубеже X и XI вв. вновь обострились отношения КПЦ с Папским престолом. Об этом можно судить по косвенным сведениям: К-польским патриархам, как Сисинию, так и Сергию II (1001-1019), приписывалась повторная публикация «Окружного послания...» свт. Фотия против установлений Западной Церкви (RegPatr, N 814, 820). Поздние источники, такие как многочисленные повести об истоках разделения Восточной и Западной Церквей, а также сочинения Евфимия Зигабена (XII в.), упоминают о конфликте Сергия с папой Римским из-за Filioque, приведшем к новой схизме, однако эти сообщения не всегда надежны (RegPatr, N 819). По сообщениям зап. хронистов, в 1024 г. патриарх Евстафий I (1019-1025) обратился к папе Римскому Иоанну XIX (1024-1032) с просьбой признать за К-польским первоиерархом титул «Вселенский» в пределах Византийской империи и среди вост. патриархов, однако визант. источники об этом умалчивают (RegPatr, N 828).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010