Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Жития всех святых [Текст]/сост. Иоанн Бухарев. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Ин-та, 2001. – 813, с.: ил. Жития святых [Текст]. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. – 184 с.: ил. Жития святых, написанные святыми [Текст]. – 5 изд. – М.: Даръ, 2009. – 880 с. – (Духовное наследие). Завьялова, Е. В. История православной канонизации россиян в начале XX столетия [Текст]: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02/Е. В. Завьялова. – Курск, 2005. – 24 с. – Библиогр.: с. 23–24. Избранные жития русских святых [Текст]: X-XV вв. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 384 с. : ил. История России. XX век [Текст]: [в 2 кн./Александров К. М. [и др.]. – М.: АСТ: Астрель, 2009 [Кн. 1]: 1894–1939. – 2009. – 1023 с., л. карт., портр., ил. [Кн. 2]: 1939–2007. – 2009. – 847 с., 48 л. портр., карт., ил. Кладезь мудрости [Текст]: советы старцев о земном и небесном/[сост. С. Друкаренко]. – М.: Эдельвейс, 2006. – 218, с. Манухина, Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская [Текст]/Т. Манухина. – Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1954. – с. Митрополит Сурожский Антоний Человек перед Богом [Текст]/ Антоний, митрополит Сурожский , сост. Е. Л. Майданович. – 2-е изд. доп. – М.: Паломникъ, 2000. – 384 .: фото. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены  [Текст]:  учение св. Иоанна Златоуста . – М., 1990. – 31 с. Опрышко, Н. А. Православные святые [Текст]: почитание и прославление/Надежда Александровна. Опрышко ; Надежда Опрышко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – с. – (Православные святыни). Православная энциклопедия [Текст]: [учебное пособие для вузов по направл. 520200 «Теология», направл. 520800 «История», спец. 020700 «История», направл. 521800 «Искусствоведение», спец. 020900 «Искусствоведение " ]/под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церков.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000 –   . – На обл.: К 2000-летию Рождества Христова. – На авантит.: 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается Т. 1: А – Алексий Студит. – 2000. – 750, с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Четырехъярусный, резной из дуба иконостас центрального нефа выполнен по проекту архитектора И. Малаковой в 2000 г. Художественное решение иконостаса сочетает элементы, присущие византийской предалтарной преграде с более поздними формами. В правом Южном приделе церкви, посвященной Богоматери Троеручицы, в 2002 г. установлен двухъярусный иконостас (художник А. Репетовский), тонированный под темное дерево. Его орнаментальная резьба неглубокая. Верхняя часть трактована в виде килевидных арок-кокошников, увенчанных крестами, что придает общему силуэту вертикальной динамики и пластичности. В орнаментике иконостаса преобладают мотивы плетенки, стилизованной пальметты, медальонов с цветочными розетами и тому подобное. В иконостасе этого нефа содержатся иконы, посвященные основателю монастыря преп. Ионе и истории чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы»: «преподобный Симеон Белоберезский и преподобный Иона», «Богоматерь Троеручица», «Спас Нерукотворный», «Св. Савва Сербский и Иоанн Дамаскин» и др. Все иконы подражают стилистике иконописи 15 в. в алтарной части нефа сохранились росписи нач. 20 в.: «Благовещение», «Христос Вседержитель», «встреча Марии и Елизаветы». Всем им, как и подписанной М. Моревым композиции, посвященной преп. Антонию, присущи жестковатый рисунок, применение прозрачного лессирования. Росписи в алтарной части с изображениями «Тайной вечери», св. Филарета, священномученика Владимира, ангелов на столбах исполнил художник А. Вовченко. В предвоенной части бокового алтаря во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» над южным входом в церковь изображено чудесное видение о. Иони 1 марта 1861 г. В центре – Богоматерь с Игуменским жезлом, окруженная огненными языками (как на иконе «Неопалимая Купина»). Вокруг неё - святые, которые присутствовали во время видения. Справа - 33 святых: преподобные Афанасий Афонский, Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Киевский Михаил, преподобные Петр Афонский, Феодор Студит, Антоний Великий, Феодосий Великий, Пахомий Великий и др. Слева – 29 изображений, среди которых 12 святых апостолов, равноапостольные император Константин и его мать - св. Елена, равноапостольный князь Владимир, княгиня Ольга, князь Александр Невский, мученики князья Борис и Глеб.

http://sobory.ru/article/?object=05636

61 Прп. Антоний Великий , память 17 января. Ср.: Κα μτε δι τ γρας ττηθες πολυτελε τροφς, μτε δι’ τοναν το αυτο σματος λλξας τ σχμα το νδματος νιψμενος κν τος πδας δατι (Athanasius Alexandrinus. Vita Antonii 93, 1//SC. 400. P. 372). Рус. пер.: «С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды или даже не обмывавший ног водою» ( Антоний Великий , прп. Житие и послания. М., 2010. С. 151–152). 62 Эсфигмен (μον σφιγμνου) – один из старейших монастырей Святой Горы, находится на северо-восточном берегу Афонского полуострова. 63 Студийский монастырь (μον Στουδου) – крупнейший и самый знаменитый монастырь Константинополя. Родная обитель автора Жития, Феоктиста Студита. 65 λις δρυς – «довольно [есть] с дуба!». Согласно парэмиографу Диогениану, смысл данной пословицы в том, чтобы искать лучшей жизни: «Ибо древние перешли от желудей к хлебу и вину» (Paroemiae. Diogeniani. Centuria I, 62//Corpus paroemiographorum graecorum/ed. F. G. Schneidewin, E. L. a Leutsch. Göttingen, 1839 (Hildesheim, 1965). Vol. 1. P. 190). 66 Иосиф Калофет, автор другого жития свт. Афанасия, сообщает, что после подвигов в Эсфигмене Акакий на Афоне подчинил себя «мужу великому старцу» (Josephus Calothetus. Vita Athanasii 11//Op. cit. Σ. 466:426–427), которым был прп. Никифор Исихаст (См.: Καλομοιρκης Δ. Ο Οκουμενικς Πατριρχης γιος θανσιος Α κα Διδασκαλα του πρς τος κατοκους τς Μικρς σας κατ τ 1303//Δελτο Κντρου μικρασιατικν σπουδν. 1990–1991. Τ. 8. Σ. 25). Монах Никифор Исихаст (Уединенник, Итал) жил во 2-й пол. XIII в., был уроженцем Италии, отвергшим латинство и принявшим православие. Подвизался на Афоне, был духовным наставником свт. Феолипта Филадельфийского , предшественником свт. Григория Паламы и исихастского возрождения. Его сочинение «О хранении сердца» вошло в Добротолюбие (См.: ИАБ 6, 430–434. С. 341). Сохранился также Диспут прп. Никифора с латинским патриархом Иерусалима легатом Фомой о православной вере (См.: Диспут между латинским патриархом Иерусалима легатом Фомой и прп. Никифором Исихастом о православной вере/вст. статья, пер. и примеч. игум. Дионисия (Шлёнова)//Метафраст. 2019. 2 (2). С. 135158). И. Григоропулос полагает, что трое молодых монахов – Афанасий, Феолипт и ещё один неизвестный по имени монах, будущий протосингел и основатель монастыря в Аттике, подвизались под руководством старца «семейно и общежительно» в одной из уединённых келий, которыми так богат Афон, ок. 1266 г. (См.: Γρηγορπουλος . Θεολπτου Φιλαδελφεας το μολογητο. Σ. 42, ποσημ. 26; 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот, были представлены ( προβεβλημνων) многие великие и святые мужи, но только один был предпочтен на основании предварительной оценки его достоинств ( προκρνεται) – победоносный Мефодий, превосходивший всех аскетизмом, знанием Писаний, красноречием, терпением в трудах, правильностью размышления, обходительностью и весьма приятной беседой. 153 По смерти Мефодия для предстоятельства ( εις προστασαν) в Церкви предлагались многие лица, но все, после предварительной оценки, были признаны несоответствовавшими назначению, один – по одной, иные – по другой причине. По воле Божественного Духа, содействием и избранием ( συνεργα και ψφω) архиереев Божиих, божественной иерархии был удостоен Игнатий, преподобнейший пресвитер, преисполненный всякой справедливости, добродетели и благочестия, подвижник святой жизни, пользовавшийся всеобщим уважением за кротость, учительность и преданность ортодоксии. 154 В таком же роде характеризуется и Антоний II Кавлей, праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра. 155 Далее, при избрании Василия Скамандрина (970 г.) было указано на то, что этот претендент патриаршей власти, отличаясь высокими аскетическими доблестями, превосходит всех в исполнении дел божественных и испытан в познании дел человеческих. 156 А патриарх Антоний Студит до занятия кафедры проводил, по свидетельству историков, апостольскую жизнь, все, что имел, раздавал бедным, обогащался знанием божественным и человеческим и с готовностью учил тех, кто приходил к нему для назидания, без всякого лицеприятия относился к людям знатным и богатым, был и по жизни, и по разуму мужем ангельским и божественным. 157 Об Иоанне Ксифилине, занявшем престол в 1064 г., историки сообщают, что это был муж мудрый и достигший высшей степени знания, весьма опытный в делах добродетели, большой любитель монашеской жизни, которую он самоотверженно проходил на иноческой горе Олимпе, преуспевая в нравственном совершенстве и страхе Божием. Посему, когда возник вопрос об избрании преемника патриарху Константину III, то из многих кандидатов, подвергшихся предварительной оценке применительно к τποςу ( πολλν ανερευνηθντων), ни один, кроме него, не оказался достойным столь высокой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Так творили во времена древния, когда еретики овладевали церквами. Если пожелаете помянутое письмо патриархам, я пришлю Вам: не знаю только дойдет ли оно. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овцам Великого кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да утвердит Вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в Вас благоугодное Ему, чрез Иисуса Христа, Ему слава во веки аминь ( Евр. 13, 20, 2 ). Ваш доброжелатель Митрополит Антоний. Без даты, примерно 1925 г. Письмо 31. К Иеросхимонаху Феодосию Афонскому 53 Достолюбезный батюшка Отец Феофан! 54 Повидимому и Вы вкупе с Вашим тезкой 55 , впавшим в прелесть, готовы меня подозревать в национализме. Я читал Ваш голос с Афона и конечно я вполне согласен со всем, что Вы написали об обязательности канонов и о нежелательности теперь, (а м. б. никогда) VIII Вселенского Собора. Впрочем его и не будет. Но я консервативнее Вас касательно различения вселенского и всеправославного. Какая разница между первым и вторым термином? Разве I-VII Соборы не были всеправославные? разве Церковь разделилась в 8-м или 11-м веке? В наших дурацких учебниках так действительно пишут, но Церковь не полагает делать никакой разницы между ересями древними и ересью латинскою, принимая последних в общение тем же чином, как и несториан (VI Собора, 95 правило). Я думаю, что латиняне значительно дальше от Церкви и они хуже чем монофизиты и монофелиты, ибо создали второго Христа, т. е. Антихриста в виде папы, якобы непогрешимо разъясняющого все вопросы благочестия ех sese, emusam sine cousen su ecclesue (пост. Ват. Соб. 1870 года). Впрочем, Вы готовы, повидимому, и за Синодальными постановлениями признать непогрешимость общеобязательную. Или я напрасно так заключил по Вашей статье? В таком случае очень рад. Ведь Синод же оправдывал богопротивное упразднение патриаршества (вопреки 34 пр. Апост. и 9 пр. Антиох. соб. и мн. др.), дозволили по нужде причащаться у пасторов (чего? – пищи демонов, как выразился преп. Феодор Студит ). Впрочем Ваше смиренномудрие все побеждает: в этом Ваше радикальное отличие от Вашего тезки и его адьютанта Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если священник во время исповеди «разрешает человека» от уже совершенных грехов, то откровение помыслов старцу предупреждает ка от будущих грехопадений, искореняя грех в самом зародыше, чтобы он из мысли не перешел в дело и не овладел сердцем человека. Именно в этом состоит результат воспитательного воздействия откровения помыслов старцу, в этом – главное отличие воздействия старца от священника. Отношение ученика к старцу характеризуется абсолютным доверием, откровенностью и беспрекословным послушанием. Взаимные отношения старца и ученика носят углубленный, внутренний характер. В их общении индивидуальные особенности двух личностей растворяются: старец и ученик живут как бы одной духовной жизнью. Молитва старца за ученика и его советы являются не только средством нравственного совершенствования, но и способом передачи ученику духовных дарований. Старчество как высшая форма духовного руководства Разрабатывая учение о старчестве как высшей форме духовного руководства, отец Иоанн (Маслов) опирался на святоотеческую традицию. О важности старчества в жизни и инока, и мирянина свидетельствовали самые авторитетные святые отцы: основатель монашества преподобный Антоний Великий (250–356), мудрый наставник святитель Василий Великий (ок. 330–379), преподобные Иоанн Лествичник (ок. 579–649), Варсонофий Великий (конец 5 – начало 6 века), Авва Дорофей (6 век), Феодор Студит (759–826), Феодор Эдесский (?-848), Симеон Новый Богослов (9421022), – и многие другие подвижники на протяжении всей истории христианства. Среди русских богословов большое внимание старчеству уделяли святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов , Феофан Затворник , старцы Опти– ной и Глинской пустыни и др. Говоря об истории возникновения старчества, следует отметить, что оно возникло вместе с монашеством, утвердилось почти во всех египетских и палестинских обителях, но особенно процвело на Афоне. В Россию старчество пришло со времени принятия Русью христианства в 988 году. Одним их первых учредителей старческого руководства был основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (983– 1073), начавший свой иноческий путь на Афоне. Однако к 15 веку, ко времени преподобного Нила Сорского (ок. 1433–1508), ревностного защитника старчества, из-за ослабления духовной жизни оно оскудевает.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Совершая лучшие под его Послушанием подвиги, Каждого ревнуя добродетелям И, словно пчела, всё у всех собирая лучшее, Услаждая всех благочестно Восклицающих и воспевающих: «Сего ради за нас Господа моли». 4 . Бросилось Велиара Всё воинство на Антония, Он же, словно воин Всемогущего, Его обратил вспять, Вооружившись молитвами, Щитом смирения; И возрыдал коварный, Богу же песни Победные приносит преподобный; Это первое его состязание Поведано поющими: «Сего ради за нас Господа моли». 5 . Суровейшими упражняя Подвигами тело, Был безукоризнен Антоний, Ибо в пищу хлеб, соль и воду Принимал, благороднейший, Сну подчиняясь помалу, На циновке возлежал, Часто же совершая Всю ночь бдения, В которых одолевает врага, Укрепляя поющих: «Сего ради за нас Господа моли». 6 . Не вынося [зрелища подвигов], Сатана ночью предстал Вместе со множеством демонов, И те подвижника ударам подвергают, Так что безгласного на земле Лежать в страданиях оставляют; Он же, внутри гробницы будучи, Восклицал: не убегу от ваших Ударов (379) этих, демоны, Ибо от любви Христовой ничто не отлучит нас, Воспевающих: «Сего ради за нас Господа моли». 7 . Таким образом возвращается Борец без пролития крови, Вновь к подвигам приступает Антоний, Нося на себе власяницу И кожаную милоть. Не видел его никто в реке обнаженным [Даже] по великой нужде, Ни ноги омывающим, Постился же он, словно наслаждаясь, Просвещал всех поющих: «Сего ради за нас Господа моли». 8 . Претерпев всё сие, Премудрый узрел лучи, Из земли светящие И над главой его осиявающие; Тогда прекратилось всякое страдание Внезапно тела его. «И где же Ты был До сих пор?» – спросил преподобный. Глас же к нему был: «Здесь Я был, рядом, Антоние, Пока ты сражался. Славным тебя соделаю у поющих: “Сего ради за нас Господа моли”». 9 . Чрез это усердием исполнившись, Благородномудрый жить в пустыне Помонашески начал; Сколько чудес в ней он совершил, Кто сможет поведать? Там на золото, Словно на грязь, воззрев, Проходит мимо; Серебряного блюда видение обличает; Там постами и молитвами

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

VII Вселенский Собор. Миниатюра из «Хроники» Константина Манассии. XIV в. (Cod. Vat. slav. II. Fol. ??) VII Вселенский Собор. Миниатюра из «Хроники» Константина Манассии. XIV в. (Cod. Vat. slav. II. Fol. ??) Собор постановил, что восстанавливает вероопределение Иерийского Собора и отвергает постановления VII Вселенского Собора. Несогласных епископов принуждали к подписанию ороса, а тех, кто оставались верными иконопочитанию, отправили в ссылку. Св. Феодор Студит за свое обличение Собора был арестован, бит плетьми из воловьих жил и отправлен в тюрьму. Вероучительный орос Собора отчасти был компромиссным. Согласно его тексту, иконы отчасти были полезны, запрету же предавалось только культовое поклонение им. Собор также разрешил использовать иконы в качестве «зримого Писания». Практическим итогом Собора стала новая волна гонений против иконопочитателей, к-рая на этот раз не ограничилась конкретными группами общества, а распространилась на всех, чему способствовала развитая императором система доносов. С восшествием на престол имп. Михаила II Травла (820-829), коронованного патриархом Феодотом, жизнь в Патриархате стала более спокойной. В 821 г. после патриарха Феодота император хотел поставить низложенного Никифора, но тот отказался, поскольку имп. Михаил II не готов был что-либо менять в религ. политике гос-ва, предпочитая сохранить неопределенное состояние между иконоборчеством и иконопочитанием. На Патриарший престол был поставлен Антоний I Кассимата. Его отношения с предстоятелями других Церквей были враждебными: он предал анафеме патриарха Иова Антиохийского за то, что тот короновал малоазийского мятежника Фому Славянина. Папа Римский Пасхалий не признал ни Антония, ни Феодота, ни возглавившего позднее КПЦ Иоанна Грамматика, считая законным патриархом только Никифора. Сторонники же Никифора успешно контактировали с папой, добившись с его стороны поддержки иконопочитательской партии, которую в Риме представлял помощник Никифора архидиак. Мефодий. Патриарх Антоний предпочитал проводить время в развлечениях.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Его посетила жена патрикия и магистра Стефана, отравленная своими служанками и тронувшаяся в уме. Потратив много денег на докторов, но безуспешно, она была приведена к святому: Иоанникий помолился, сотворил крестное знамение и отпустил её здравою, запретив ей искать людей, ей повредивших, напротив простить всех. 462 Быть может здесь мы видим того магистра Стефана, о смерти жены которого писал Феодор Студит . 463 Затем инок Стефан, состоявший нотарием 464 стратига Ольвиана (λβινος), прибыл к святому. Иоанникий однажды сказал Стефану: надо бодрствовать, ибо неизвестно, когда придет Господь. Через восемь дней Стефан скончался. Затем посетил святого инок Фома с игуменом Евфимием, сыном патрикия и магистра, и выслушал от него, что жизнь коротка, протекает как сон: через 25 дней он скончался (§ 35). 465 С появлением при имп. Феофиле иконоборчества много епископов и игуменов бежали со своих мест в горы. Евстратий, настоятель Агаврского монастыря, был смещен и заменен одним из Агаврских монахов – Антонием. Три раза Иоанникий увещевал его, но Антоний все пребывал в ереси. Наконец святой поднялся к Антонию в четвертый раз и пригрозил ему приближением смерти через 40 дней. Антоний заболел болью в груди или в желудке (τ μισυ μρος το σματος), был поднят как труп и через 40 дней скончался (§ 36). 466 Константин, ипатик, пришел однажды к Иоанникию. Дорогою он прибил Иоанникиева пастуха. Святой заметил, что ипат (κρι πατε) поступил не хорошо, прибив пастуха. Когда сын ипата Никифор явился к Иоанникию, святой спросил его о его отце, на что Никифор только картавил. Иоанникий просил его произнести слово ρφα, и Никифор говорил λφα. Святой помолился над больным, после чего Никифор стал произносить слово правильно: ρφα и пр., и затем вернулся домой (§37). Во время постройки храма во имя Иоанна Предтечи в Антидиевом монастыре, Иоанникий пришел взглянуть на работу. Монах Антидиева монастыря Иоанн 467 сообщил народу, что святой пойдет вместе с ним. Но вот Иоанн прошел, а Иоанникия, шедшего с ним, народ не видел: по словам святого, это была воля Божия (§38).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010