По правилам, установленным Федором Студитом, игумен наравне с монахами должен был выполнять все работы в стенах монастыря. За его пределами в селах было положено трудиться наемным людям или рабам. 147 В духовной грамоте Антоний пишет, что на чужой земле он не давал покоя ни себе, «ни братии, ни сиротам, ни зде крестьянам досажая». 148 В духовной грамоте наемные работники названы словом «одерень». Названы и их имена. Они проживали и трудились «на Волховском», т. е. в расположенном рядом с монастырем сельце. «Сироты», иначе их называли «кандилаты», – это должностные лица в византийских монастырях, которые исполняли обязанности писцов, участвовали при проведении богослужений и различных церемоний в храме. 149 Федор Студит известен своим бесстрашием и независимым нравом. Он не боялся критиковать самого императора. За это был гоним при императорах Константине и Никифоре и не раз сидел в тюрьме. Выступал за независимость церкви от светских властей. 150 Известно, что монастырь Пантократора, основанный византийским императором Иоанном Комнином по данному им самим строгому общежительному Типикону, в основу которого были положены правила Федора Студита , был независим от церковных и светских властей. Вероятно, и другие ктиторские монастыри в Византии претендовали на статус независимости и свободы от каких-либо посягательств со стороны церковных и гражданских правителей. 151 Антоний, судя по духовной грамоте, свой монастырь в Новгороде устраивал, вероятно, по типу ктиторских. В духовной грамоте читаем: «Се аз Антоний, худший во мнисехъ, изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни отъ епискупа, но токмо благословение отъ Никиты епискупа». В наставлении братии Антоний в резкой форме предупреждает, что если после его смерти какой-то человек от князя «начнетъ по насилию делать кому по мзде» или епископ начнет «по мзде кого-то ставить», т. е. вмешиваться в дела монастыря, они будут прокляты. Эти высказывания Антония, скорее всего, могут свидетельствовать о характере его взглядов на роль и место монастырей в общественной жизни, сформировавшихся под влиянием известных христианских подвижников, главным образом Федора Студита , нежели определяться конкретной сложившейся в Новгороде ситуацией и отношениями Антония с владыками и князьями. В духовной грамоте и Житии просматриваются приязненные отношения Антония с владыками Никитой и Нифонтом. Имя епископа Иоанна Попиана, как говорилось ранее, в этих списках ни разу не упоминается. Каковы были отношения Антония с этим епископом, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

– Владыка Антоний – прежде всего проповедник в широком смысле слова. Может быть, даже лучше сказать – «благовестник». То есть он не сообщает какие-то свои мысли относительно каких-то текстов, не предлагает теоретических рассуждений на какую-либо богословскую тему. Его речь всегда содержит в себе элемент проповеди как особого жанра, в ней всегда присутствует гомилетический элемент. Но в то же время, это не просто красноречие, не риторство: владыка Антоний, прежде всего, делится своим духовным опытом, своим пониманием христианства и Церкви. Это то, что называется «свидетельством». Он свидетельствует о том, что его волнует, о том, что он понял или что только пытается понять, будучи человеком, христианином, проходящим свой жизненный и духовный путь. Но прежде всего он возвещает Благую весть – и внутри этого возвещения затрагивает богословские темы. – Богословие в проповеди – это же традиционно. Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Феодор Студит – произносили «слова», из которых мы черпаем богословие. – Нельзя сказать, что все древнее богословие – керигматическое, то есть включенное в устную речь. Первые христианские писатели – это апологеты, которые писали трактаты, используя философскую и религиозную аргументацию и защищая христианство перед лицом языческого мира. То, что называется богословскими «словами», например святителя Григория Богослова, – это все-таки тоже трактаты, написанные в жанре развернутого публичного высказывания. Просто в древности учитель (философ или богослов) учил прежде всего устно. Жанр прямой речи – древний и традиционный. И он первичен по отношению к систематическому школьному богословию или к письменной догматической полемике по конкретным вопросам, когда разбираются богословские нюансы, не рассчитанные на широкую аудиторию. Поэтому можно сказать, что владыка Антоний в жанровом отношении вполне традиционен. Но великие церковные учители были не просто риторами, а именно богословами, то есть людьми, прошедшими интеллектуально-философскую школу и систематически размышлявшими над богословскими, догматическими вопросами, а затем излагавшими свои мысли в полемике с теми взглядами, которые они считали неверными.

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

Хотя легаты папы ради домостроительства признали брак императора законным, но Патриарх Николай Мистик этого не признал и отрекся от престола. В своей грамоте он заявил, что «великий и небесный дар патриаршества он получил не от царя, а единой милостью Божией, что он покидает свой престол потому, что император своими неканоническими деяниями делает невозможным управление Церковью». Он назвал четвертый брак скотским состоянием и сказал, что государь нимало не освобождается от исполнения законов и церковных канонов. После смерти императора в 912 г. преемник Патриарха был заточен, а Николай Мистик возстановлен в патриарших правах, вопрос о четвертом браке был принципиально решен в смысле Патриарха Николая Мистика . Впрочем, сам Николай, как и Златоуст, не признавали своего низложения церковно действительным. В этих спорах выявилось принципиальное разногласие. Одни ли догматы обязательны для царя или каноны. В этой именно плоскости ставился вопрос и у нас Никоном, требовавшим соблюдения царем канонических постановлений о церковном суде и поставлении Иерархов. xxv) Феодор Студит о своих идейных противниках в борьбе за канон Феодор Студит полемизировал с Патриархами Тарасием и Никифором. Патриархи решали, по мнению Феодора, так: «Догматическое учение Церкви и для царей столь же обязательно, как и для подданных, но в сфере правил и порядков церковных могут быть допускаемы для них исключения не в пример прочим. В случае нарушения высшей государственной властью права Церкви в её учении, надо протестовать против этого нарушения, если же нарушение касается церковных правил и порядка, то мириться с совершившимся фактом». Ибо в действительности оба Патриарха, пока дело шло о нарушении церковных правил в браке императора Константина, оба терпели правонарушение и сначала даже священник не подвергся от них наказанию за совершение незаконного брака «по приспособлению к обстоятельствам»; лишь, когда нарушено было право Церкви в её учении об иконопочитании, Патриарх Никифор протестовал и поплатился изгнанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

И еще: «Не императоры глаголаша нам слово Божие, но апостолы и пророки, пастыри и учители. И Давиду, положившему в сердце своем создать дом Божий, Бог сказал: «не созиждешь Мне дома, потому что ты – муж кровей» (I Парал. XXVIII, 2). «Воздадите убо всем должная, взывает Апостол Павел, ему же честь – честь, ему же страх – страх, ему же – урок – урок, ему же дань – дань» ( Рим. 13, 7 ). Долг императора есть государственное благоустроение, а церковное устройство есть дело пастыря и учителя. Насильственное вторжение сюда есть разбой, братие. Когда Саул раздрал одежду Самуила, то что случилось с ним? Раздрал Бог царство его и передал кротчайшему Давиду ( I Цap. 15, 27, 28 ). Илию преследовала Иезавель и кровь её полизаша свиньи и псы ( III Цap. 19, 2 и 21, 23). Ирод убил Иоанна и умер седенный червями. И ныне Блаженный Герман, жизнью и словом блистающий, истязан и сослан и очень многие Епископы и отцы, имен которых мы не знаем. Неужели это не разбой? И Господь, когда приступили к Нему книжники и фарисеи, искушали Его и, думая уловить Его словом, спрашивали, надо ли давать Кесарю подать, отвечал им: «Воздайте Кесарю Кесарево и Божие Богу». Мы повинуемся тебе, император, в том, что относится к делам нашей жизни: в отбывании повинностей, податей и пошлин, в чем управление делами нашими вверено тебе; но для устроения церковных дел мы имеем пастырей, глаголавших нам слово и передавших нам церковное законоположение. Не будем же преступать вечных пределов, которые положили отцы наши, но сохраним предание, как приняли: ибо, если начнем здание Церкви, хотя и в малом чем, трогать, мы понемногу разрушим все целое». xiv) Феодор Студит Феодор Студит говорил Императору Льву V: «Внемли тому, что через нас говорит Божественный Павел о церковном благочинии и убедившись, что не следует императору ставить себя судьей и решителем в церковных делах, последуй апостольским правилам, если признаешь себя православным. Он говорит так: Положи Бог в Церкви первое апостолов, второе пророков, третье учителей ( I Kop. 12, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

2 Победоносцев К.П. О реформах в нашем богослужении//Москва. M., 1998, 5. С. 211. 3 Ерм . Пастырь// Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179. 4 Святитель Климент Римский . Первое послание Коринфянам//Там же. С. 44. 5 Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви: Тексты и комментарии. M., 1994. С. 124. 6 Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 271–272 7 Цит. по: Антоний (Вадковский) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества//Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. M., 1986. С. 343. 8 Святитель Киприан Карфагенский . Книга о падших H Отцы и учители Церкви III века: Антология. В 2х т. M., 1996. Т. 2. С. 280–282. 9 Святитель Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви Ill-ro века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 176. 10 Евсевий Памфил . Церковная история. М. 1993. Ce. 286,287,288. 11 Публикацию русского перевода, исполненного епископом Иларионом (Алфеевым) , см. в: Церковь и время. M., 2003, 1 (22). 12 Святитель Григорий Богослов. Слово 43//Указ. соч. Т. 1. С. 620. 13 Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Там же. С. 26. 14 Святитель Григорий Богослов. К епископам//Там же. Т. 2. С. 399. 15 Святитель Григорий Богослов. Письмо 49. К Василию Великому//Указ. соч. Т. 2. С. 447. 16 Святитель Григорий Богослов. Письмо 71. К Евдоксию ритору//Указ. соч. Т. 2. С. 460. Последнюю фразу надо соотнести с Евангелием от Луки. (см. Лк 8:23 ). Позднее это же выражение — «Христос спит» — употреблял преподобный Феодор Студит (Послание 333.2. и 1.9–12): «Следует оплакивать то, что происходит: люди стали испорченными и недостойными, церкви немыми и оскверненными, повсюду богохульствуют, а Христос спит (цит. по: КажданА. П. История византийской литературы (650850 гг.). СПб., 2002. С. 323). «Христос же еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других» ( Преподолбный Феодор Студит. Послание 80. К Антонию епископу//Послания. 4.2. M., 2003. С. 178)

http://azbyka.ru/v-poiskah-zolotogo-veka

Дублинский Г. Осторожно, неофит!//Сибирская православная газета.2001, Тюмень, сентябрь.). Победоносцев К. П. О реформах в нашем богослужении//Москва. М., 1998. С.211. Ерм. Пастырь//Ранни е отцы Церкви. Брюссель, 1988. С.179. Святитель Климент Римский. Первое послание Коринфянам//Там же. С.44. Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви: Тексты и комментарии. М., 1994. С.124. Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С.271–272 цит. по: Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества//Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986. С.343. Святитель Киприан Карфагенский. Книга о падших//Отцы и учители Церкви III века: Антология: В 2 т. М., 1996. т.2. С.280–282. Святитель Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С.176. Евсевий Памфил. Церковная история. М.1993. С.286, 287, 288. Святитель Григорий Богослов. Слово 43//Указ. соч. Т.1. С.620. Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Там же. С.26. Святитель Григорий Богослов. К епископам//Там же. Т.2. С.399. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви. С.262. Святитель Григорий Богослов. Письмо 49. К Василию Великому//Указ. соч. Т.2. С.447. Цит. по: иеромонах Дамаскин (Христенсен). Указ. соч. С.409. В русском переводе творений святителя Григория это стихотворение опущено. Греческий текст: Patrologiae cursus completus: Series Graeco-Latina/Accurante S. P. Migne. Paris. V. XXXVII.1192–1193. В этом стихотворении «о епископате и клире своего времени Григорий говорит как о „мастерской всех пороков“, где зло председательствует и где те, которые должны стать „учителями добра“, учат людей пороку» (иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М., 1998. С.191). Святитель Григорий Богослов. Письмо 71. К Евдоксию ритору//Указ. соч. Т.2. С.460. Последнюю фразу надо соотнести сЕвангелием от Луки. (см.: Лк.8, 23). Позднее это же выражение – «Христос спит» – употреблял преп. Феодор Студит (Послание 333, 2 и 1, 9-12): " следует оплакивать то, что происходит: люди стали испорченными и недостойными, церкви немыми и оскверненными, повсюду богохульствуют, а Христос спит (цит. по: Каждан А. П. История византийской литературы (650-850 гг. ). Спб., 2002, с.323). «Христос же еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других» (преп. Феодор Студит. Послание 80. К Антонию епископу//Послания. Ч.2. М., 2003, с.178)

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

«Каждодневное приятие пищи» даже нисколько не является ущербом «для совершенства поста 507 ». «Ибо, – говорит св. Отец, – если бы было так, то Господь не повелел бы нам каждодневно просить себе хлеба насущного; пророк Илия не был бы каждодневно питаем враном в пустыне; святой Павел Фивейский прежде Божественного Антония начавший жить в пустыне, не получал бы каждодневно хлеба свыше; и сам Антоний Великий не предпочел бы каждодневного вкушения пищи посту более одного дня или недельному 508 ». «И мне думается, – продолжает св. Отец, – что это вот по какой причине. Так как тело наше, трудясь в продолжение целого дня, утомляется и изнемогает, и требует отдыха и подкрепления; то Создатель так и устроил, чтобы оно подкрепляемо было каждодневным приятием пищи, и было опять способно к дальнейшему труду, – а не изможденно и расслаблено, как бывает у тех, кои по два, по три, и более дней не принимают пищи, – отчего они не поклонов класть бывают не в силах наряду с другими, ни петь громко, как следует, ни других исполнять дел послушания. Итак, каждодневное вкушение пищи не немощным только допускается, но дается и для совершенных, по преданному нам правилу отеческому 509 ». Что касается воздержания в питии, то преп. Феодор Студит так об этом виде воздержании говорит: «Не пейте вина, – предлагая, как добрый совет здоровым. Довольно с нас внутренних волн, довольно естественного огня, если же подлежит совне огня винного, то возжешь бедственный пожар: плоть не выдержит, воскипит и потребует своего 510 ». «Воздерживающийся от него, – продолжает говорить св. Отец, – увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина, Духа Святого носит в себе. Пьющий воду, облекается в одежду умиления 511 ». Помимо воздержания в пище и питии, преп. Феодор Студит заповедует каждому христианину соблюдать умеренность во сне. «Сон, – говорит св. Отец, – надо принимать его сколько полезно 512 ». Излишний сон вреден потому, что «многоспание утучняет плоть, а вместе с уточнение плоти питаются и страсти 513 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867 – 877), Стефан I (886 – 893), Антоний II Кавлей (893 – 895) и Трифон (928 – 933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895 – 906 и 911 – 925), Стефан II (925—928), Евфимий I (906—911), Полиевкт (956970), Василий I Скамандрин (970 – 974), Антоний III Студит (974 – 984) и Николай Хрисоверг (984 – 996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857 – 867 и 877 – 886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933 – 956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частию детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту. Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий ». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его. Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого . Кирилл Скифопольский , писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого , бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо». Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих». При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Прем.5:15–16 ; вторую из Прем.3:1–9 ; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17 ) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные ( Мф.11:27–30 ); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец. † Память преподобного Антония Дымского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это старчество и было, действительно, во всех древних обителях. Основатель монашества, преп. Антоний Великий , возрастал в иночестве под руководством одного благочестивого подвижника-старца, с юности проводившего уединённую жизнь 90 . Впоследствии, когда Антоний достиг достаточной степени духовной опытности, то сам стал во главе сонма подвижников, собравшихся возле него 91 . Заветы старчества предал преподобный основатель иночества в своём поучении и своим последователям. «Монах, – говорит в этом поучении препод. Антоний, – должен откровенно сказывать старцам: сколько он делает шагов, или сколько пьёт капель воды в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом. Я знаю монахов, которые после многих трудов пали потому, что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца твоего и возвестит тебе 92 " 93 . Получив своё начало от основателя иночества, старчество распространялось вместе с иночеством. Все почти египетские и впоследствии палестинские киновии украшались в равной степени старчеством 94 . Такие отцы и учители Церкви, как Василий Великий 95 , Иоанн Лествичник 96 , Авва Дорофей 97 , Феодор Студит 98 , Симеон Новый Богослов 99 , Каллист и Игнатий 100 , Кассиан Римлянин 101 , Феодор Эдесский 102 и другие, говорят о старчестве, как о необходимом явлении в монастырской жизни, хорошо им известном из современного им монашества и собственного опыта. Особенно прочно блюлись заветы старчества на Афоне. С Востока перешло старчество и к нам, в Россию. Но с течением времени, когда под влиянием различных условий и христианская вообще, и монашеская в частности жизнь начали падать и падать, падало и старчество. Заветы старчества отошли в область давних преданий. Исповедовать монаху ежедневно свою душу старцу, как бы пред лицом самого всевидящего и всеведущего Господа – стало казаться инокам таким заветом, который существует только для святых. Разумеется, были и в эту эпоху упадка старчества святые иноки, деятельно отсекавшие свою волю чрез послушание какому- либо авве, но это были исключения; не было старчества, как общего, или, по крайней мере, распространённого явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010