Предисловие Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Ветхий Завет Библейское понимание имени. Имена Божии Священное имя Яхве в Пятикнижии Ветхозаветный культ имени Божия Новый Завет Богословие имени в Евангелиях Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Богословие имени в Апокалипсисе Глава II. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ Мужи апостольские. Священномученик Иустин Философ Ориген и Евсевий Кесарийский Великие Каппадокийцы. Святитель Григорий Нисский Святитель Иоанн Златоуст Сирийская традиция Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Исаак Сирин Корпус Ареопагитикум Иконопочитатели. Преподобный Феодор Студит Исихастские споры. Святитель Григорий Палама Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православное богослужение Молитва Иисусова Классические монашеские тексты Византийский исихазм Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Преподобный Нил Сорский Святитель Димитрий Ростовский Святитель Тихон Задонский Преподобный Паисий Величковский Святитель Филарет Московский Святитель Игнатий Брянчанинов Святитель Феофан Затворник «Откровенные рассказы странника» Святой праведный Иоанн Кронштадтский Глава V. «НА ГОРАХ КАВКАЗА» Схимонах Иларион: детали биографии «На горах Кавказа»: обзор основных тем Молитва Иисусова Имя Божие и имя «Иисус» Божественный свет Пустыня «Горы Кавказа» Глава VI . «АФОНСКАЯ СМУТА» Начало споров на Афоне Начало полемики в российской прессе Продолжение споров. «Афонский бунт» «Блокада» имяславцев Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии «Апология»: основные богословские темы «Имя Божие есть Сам Бог» Имя «Иисус» Молитва Иисусова Богослужение, Литургия, таинства, священные символы «Московский кружок» имяславцев Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ Священник Хрисанф Григорович Понятие о молитве. Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Сердечное действие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Архиепископ Никон (Рождественский) С. В. Троицкий Апология Православное учение «Послание» Святейшего Синода Глава IX. РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ Изгнание имяславцев с Афона Общественная реакция на афонские события Иеросхимонах Антоний (Булатович) – С. В. Троицкий: продолжение противостояния Глава X. ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ Участие Государя в судьбе имяславцев. Суд Московской Синодальной конторы Вопрос о судьбе имяславцев в Государственной Думе Имяславцы в годы Первой мировой войны В. Ф. Эрн об имяславии Глава XI. СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ Поместный Собор 1917–1918 годов «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А. Ф. Лосев в 20-е годы Судьба имяславцев после революции Глава 12. ИМЯСЛАВИЕ ПОСЛЕ ИМЯСЛАВСКИХ СПОРОВ Протоиерей Сергий Булгаков Имя «Иисус» «Имя Божие есть Сам Бог» Архимандрит Софроний (Сахаров) Имя Яхве и имя «Иисус» Сила имени Божия. Молитва именем Иисусовым Заключение Выводы богословские Выводы церковно-исторические Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(В мире живем, нельзя нам вовсе и не думать о мирском). Я хочу только рассказать вам теперь, как жили на земле преподобные отцы наши, святые подвижники, которых св. церковь называет земными Ангелами и небесными человеками, которые паче всех благ земных Христа возлюбили, у которых сокровище на небесах было; и которые, как вольные птицы, стремились к небу, тогда как мы, грешные, как черви, по земле ползаем. С тех пор люди благочестивые и хотевшие ревностно и усердно служить Богу стали оставлять грешный мир с его суетами и соблазнами и удаляться в пустыни, где или жили поодиночке, терпя все неудобства одинокой жизни, или соединялись в общежительные монастыри, подчиняясь воле одного начальника – игумена. Таких подвижников много было в Египте, в Палестине, где жил и страдал Христос, и на св. горе Афонской. Как в первые времена христианства св. мученики ради Христа терпели всевозможные страдания, так впоследствии св. подвижники ради Христа подвергались всевозможным бедствиям и лишениям. Они всячески изнуряли плоть свою, мало ели и пили, мало спали, постоянно молились, постоянно трудились, всякие неприятности и неудобства терпели со благодарением, и все такого рода подвиги считали еще недостаточными. «Будущая жизнь, – говорил св. Антоний великий , основатель и начальник монашеского жития, – обещается нам за дешевую цену, за восемьдесят, много за сто лет жизни обещается царство бесконечное, блаженство вечное. Посему, отказавшись от земных благ, никто не должен превозноситься, как будто многим пожертвовал...». Несмотря на все неудобства и лишения своей самоотверженной жизни святые подвижники находили себе в этой жизни утешение и спокойствие – залог будущего вечного блаженства. Послушайте, как изображает монашескую жизнь, св. Иоанн Златоустый . «Между монашескою и мирскою жизнию, – говорит он, – такое же различие, как между пристанью и морем, непрестанно волнуемым ветрами. Нет у иноков никаких возмущений душевных, все тихо, все мирно, везде великая тишина, великое безмолвие. Постелию инокам служит трава, многие спят не имея крова, а небо служит им вместо крова, а луна вместо светильника. У них нет господина и раба, все рабы и все свободные. Они рабы друг другу и владыки друг над другом. Там не говорят: это мое, это – твое. Оттуда изгнаны эти слова, служащие причиною безчисленного множества распрей. с наступлением вечера инокам не о чем сокрушаться: не нужно запирать дверь, бояться разбойников. Разговор их исполнен такого же спокойствия; они всегда разговаривают о будущем, и как бы не здешние, как бы переселившиеся на небо и там живущие всегда рассуждают о небесном». Из древних святых подвижников особенно прославлены Богом св. Антоний великий , св. Пахомий великий , св. Макарий великий , св. Феодор Студит , а также св. Иоасаф, царевич индийский и св. Алексий, человек Божий, – о которых вы конечно что-нибудь слыхали, христиане православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867–877), Стефан I (886–893), Антоний II Кавлей (893–895) и Трифон (928–933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895–906 и 911–925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956–970), Василий I Скамандрин (970–974), Антоний III Студит (974–984) и Николай Хрисоверг (984–996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857–867 и 877–886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частик) детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви (Этот список ясно показываете нам, как благодать священства в православной Русской Церкви преемственно сохранилась от времен апостольских) Константинопольские епископы Время вступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (святой, апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патр. Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисипий I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февраля 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984 – 996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

1 Андрей Первозванный, апостол 36 год (здесь и далее – время вступления) Стахий, из учеников Христовых Онисим Поликарп Плутарх Седекион (Седекия) Диомен (Диоген) Елевферий Феликс Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I Кистин (Кастин или Константин) Тит (Тарат) Домитиан (Дометий или„ Димитрий) Митрофан I Александр I Павел I Омологит Евсевий Павел I (2 раз) Македоний (арианин) Павел I (в 3 раз) Македоний (2 раз) Павел I (4 раз) Македоний (в 3 раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский Иоанн I Златоуст Арсакий Сиссиний I Несторий, еретик Максимиан Флавиан Блаженный Анатолий Геннадий I Акакий Флавитас, Флавиан, еретик Евфимий Всехвальный Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (2 раз) Иоанн IV, Постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (2 раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (2 раз) Павел III Каллиник I Иоанн IV Герман I Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (2 раз) Фотий (2 р.) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (2 раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт Василий Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого Митрополита Киевского Михаила I – (988–991 годы). Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

Подошел ближе, вижу: пламень страшно бушует, охватывает всю келлию, крышу. Крыша трещит, страшная буря бушует, ревет, а келлия стоит невредима. Подошел к самой келлии, хотел постучать в ставень, разбудить их, но передумал. Пламя же со страшною силою, играя, охватило всю келлию и крышу, но келлия вся была цела. Стоял я, смотрел и думал: как могло загореться и что за причина пожара. Взглянул направо – вижу, стоят монахи. Смотрю на них и думаю, зачем они сюда пришли, видно, они идут из Св. Лавры в Голосеево и Китаев и думали пройти здесь ближе, а тут загорожено. Смотрю, стоит и Матерь Божия с жезлом. Я от страха упал на землю и лежал без чувств, пока рука Владычицы не коснулась головы моей. Пречистая рекла: «Дух его в нем есть». Тогда только жизнь возвратилась ко мне, и говорит Владычица: «Возстани и стани на ноги твоя и стой прямо и смотри. Вот мы пришли сюда навестить это место, Богом Сыном Моим издревле предизбраяное, и тебя видеть. Смотри, кто пришедшие со Мною. Ты все малодушествуешь и сомневаешься, как это здесь может быть?» Оле! Окаянство мое, дерзнул я стать на ноги. Все-святая Владычица стояла лицом к востоку. С правой стороны от Нее стояли: прп. Петр Афонский, а сбоку их стояли прпп. отцы: Антоний и Феодосии Печерские , а за ними свв. отцы Феодор Студит , Ефрем Сирин , Авва Варсонофий, Авва Пимен Великий , Пахомий Великий , Паисий Великий, Сысой Великий, Авва Дорофей , Досифей, Варлаам, Иоасаф Царевич Великой Индии, Онуфрий Великий, Павел Фивейский, Макарий Великий , Марко Фрачевский, Антоний Великий , Феодосий Великий и многие другие свв. отцы. А за ними стояли все преподобные Печерские и прпп. Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Нил Сорский , и был очень большой Собор. А по левую сторону Владычицы стояли Божественные Апостолы: Петр, Иаков, Иоанн, Павел и др. святые Апостолы и св. Иоанн Креститель, св. пророк Давид, Иесей, Иеремия и другие с ними. Св. Александр Невский, св. равноапостольный царь Константин Великий , царица Елена, св. князь Владимир, святая великомученица царица Александра, княгиня Ольга и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

435 Послание восточных епископов к имп. Феофилу, сыну Михаила Травла (Mansi, Amplissima Coll, concil. 14, 114–119), сообщает по этому вопросу несколько интересных сведений, которые, однако, или не подтверждаются другими авторитетными источниками или же прямо противоречат им. Послание, например, сообщает, будто сначала Иоанн Грамматик единолично работал над составлением иконоборческой записки, но был обличён п. Никифором и должен был отказаться от своей работы и понести наказание в монастыре затем Лев Арм. будто поручил составление записки Антонию Силейскому. Когда это стало известно патриарху, он пригласил к себе Антония и заставил его дать подписку в том, что он, Антоний, исповедует православную веру в св. иконы и предаёт анафеме всех, отвергающих иконопочитание. Но и после этого от поручения императора Антоний не захотел отказаться. Тогда п. Никифор созвал в храме св. Софии собор из 270 отцов и всенародно предал Антония анафеме. – Это указание послания на отношения п. Никифора к составителям иконоборческой записки стоит совершенно одиноко в ряду других исторических данных, а известие о соборе в св. Софии, очевидно, должно быть отнесено к собору в патриархии, бывшему в декабре 814 г. и обсуждавшему поведение императора и всей иконоборческой партии вообще, а не одного только еп. Антония. Mansi, ibid. III, 134. 439 В размещении событий после беседы императора с патриархом и епископами есть некоторая разница между летописцами. Анонимный биограф Льва Арм. (1029) устанавливает для этих событий такой порядок: 1) собрание епископов во главе с патриархом в храме св. Софии, 2) беседа с императором, 3) манифестация солдат пред Медными воротами иˆ4) собрание иконопочитателей в патриархииˆБиографы же п. Никифора (Vita, 166:399) и Никиты иг. Медикийского (Acta ss. April, t. 1:262) размещают события так: 1) собрание в патриархии, 2) собрание в храме иˆ3) беседа с императором; о манифестации солдат они ничего не говорят. По нашему мнению, последовательность событий у биографов п. Никифора и иг. Никиты ближе к действительности, потому что после беседы иконопочитателей с императором во дворце им запрещено было составлять собрания и, следовательно, собрание в патриархии не могло бы состояться, а если оно действительно имело место, то это случилось раньше собрания в храме, откуда иконопочитатели непосредственно были вызваны во дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Приди ж, боец, стань же со мной, кипя душой... Ты преимущество имеешь перед всеми, как начертано Богом то 333 , поскольку ты путь первого из мучеников 334 завершаешь» – в этих прекрасных стихах к послушнику, борцу и подвижнику, вступающему на путь блаженного послушания, преподобный Феодор Студит словно бы обращается к Антонию. Согласно словам святых отцов, выдерживающий послушание считается мучеником Христовым и следует путем мучеников. Антоний же проявил не просто послушание, но двойное и даже тройное мученическое послушание. Как мы увидим, на то было три причины. Существовал обычай посылать начинающих монахов нести послушания на монастырских подворьях, находящихся за пределами Афона. Не стал исключением из правила и наш послушник: вступив в монастырь, он был немедленно послан на метоху Трипотам. Поскольку Антоний был келарем, в его обязанности входило готовить еду для эконома, его помощника и работников, а также накрывать на стол, мыть посуду, мести полы, выдавать провизию работникам, смотреть, чтобы в кладовой не было недостатка в припасах. Все это следовало делать с совершенным послушанием. Жизнь на метохах была очень тяжелой для монахов и тем более для послушников. Ведь, во-первых, они лишаются драгоценного безмолвия, а во-вторых, там работают все: мужчины, женщины и дети. Это жизнь в постоянной борьбе, в горниле соблазнов и искушений. Такова первая причина, сделавшая послушание Антония равным мученическому. Но огонь, раздуваемый диаволом, а также волнение плоти и приманки мира сего не могли уменьшить ревность молодого послушника о Боге, запятнать непорочность новобранца – воина Христова. Между тем эконом метохи (вечная ему память!) был очень тяжелым человеком. Весь Афон знал его жесткий характер. Горе тому, кто в чем-то перечил эконому или вступал с ним в конфликт. Это был человек слишком взыскательный, ворчливый и... и... и... Рядом с таким человеком жизнь Антония была истинным мучением. Но он был терпелив и снисходителен ко всему. Итак, эконом был второй причиной его мученического послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010