974 г. 91) Антоний , Студит, из монахов Студитского монастыря. По смерти Цимисхия (975 г.), в самодержавство Константина и Василия, посланными из Константинополя архиереями крещен (980 г.) в Херсоне первый великий князь российский св. Владимир, переименованный в Василия. Он взял в супружество царевну Анну, сестру обоих императоров. Тогда-то собственно основалась в России православная Церковь . Колыбелью ее сделался Киев, а купелью – река Днепр, в которой крестилось множество народа. Первым митрополитом киевским из Константинополя послан блаженный Михаил. Основав кафедру в Киеве, он проповедовал св. Веру и в Новгороде и во всей России, крестя множество народа и распространяя Церковь Божию. В 979 году Антоний, по любви к уединению, отказался от патриаршего престола, который потом, по причине политических смут, четыре с половиной года оставался праздным. 984 г. 92) Николай , Хрисовергий, муж добродетельный и ученый. Он управлял Церковью 12 лет. По кончине его в патриарха произведен 996 г. 93) Сисиний , чином магистр, избранный из мирян и прошедший по порядку все духовные степени. Пастырь благочестивый, правитель мудрый, искусный законоведец и врач. Доселе хранится в церкви изданное им определение о браках и степенях родства 25 и некоторые другие церковные постановления. Правив Церковью около 3 лет, он мирно отошел ко Господу. Преемником ему был 999 г. 94) Сергий , игумен Мануилова монастыря и близкий родственник знаменитого Фотия. Сей ревнитель православия, услышав, что папа Сергий повелел, вопреки соборному определению, читать символ с прибавлением Filioque, совершать литургию на опресноках, поддерживая и другие западные нововведения, писал к нему братское послание, убеждая его не попирать постановлений божественных соборов. Когда же папа, не внимая сему братскому вразумлению, упорно оставался в заблуждении, то боголюбивейший патриарх, собрав в Константинополе собор и, по соборном рассуждении, утвердив все законно постановленное священнейшим Фотием на латинян, имя папы Сергия изгладил из церковных диптихов, отлучив его от православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430), прп., русский иконописец. Память 4 июля. Антоний Великий (251—356), прп., христианский аскет, основатель монашества, один из первых пустынножителей Фиваиды (Египет). В 18 лет, услышав призыв Христа раздать все и следовать за Ним (Мф 19:21), раздал имущество и удалился от мира. Около 20 лет провел в уединении, затем основал монашескую общину и через несколько лет вновь удалился в пустыню, но выходил в мир для защиты православия от арианства. Имел множество учеников. Его аскетические наставления вошли в «Добротолюбие». Житие А. В., составленное свт. Афанасием Великим (см.) оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю монашества и на развитие христианской литературы. Память 17 января. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863—1936), митрополит, богослов и церковный деятель. С юности был увлечен духовными исканиями, познакомился с Достоевским и, по мнению многих литературоведов, послужил прототипом Алеши Карамазова. Как один из самых видных иерархов Русской Православной Церкви был выдвинут кандидатом в патриархи на Поместном соборе 1917. В годы революции и гражданской войны занял крайнюю монархическую и антибольшевистскую позицию. С 1919 в эмиграции. Председательствовал на Карловацком соборе. С 1921 и до конца жизни возглавлял Русскую Православную Церковь Зарубежом. Автор многих богословских сочинений, проповедей и др. Арий (?—336), ранневизантийский богослов, ересиарх. Сочинения А. не сохранились. Арсений Великий (354 — 449 или 450), прп., христианский подвижник. Знатный, превосходно образованный византиец, воспитатель сыновей императора Феодосия, после пережитого духовного потрясения в 394 оставил двор и стал монахом египетской пустыни. В Скитском патерике приводится много изречений А. В. Его житие составил прп. Феодор Студит (см.). Память 8 мая. Афанасий Великий, Афанасий Александрийский (ок. 296—373), свт., ранневизантийский богослов и церковный деятель, епископ города Александрии. Вдохновитель непримиримой борьбы против арианства, пламенный защитник независимости Церкви от империи, неоднократно отправлявшийся в ссылку за свои убеждения. Усилия А. В. привели к победе православия на I Bceлehckoм соборе в 325. Оставил много богословских, догматических сочинений. Память 18 января, 2 мая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Греч, текст и франц. перевод: Les Constitutions apostoliques/Texte et trad. M. Metzger. Paris, 1985, 1986, 1987 (Sources chrétiennes 320. Livres Ι-II; 329. Livres III-VI; 336. Livres VII-VIII). – Дидахе. Греч, текст и франц. перевод: La doctrine des douze apôtres (Didachè)/Texte grec et traduction et notes par W. Rordorf et A. Tuilier. Paris, 1978 (Sources chrétiennes 248 bis). – Жития преподобного Пахомия Великого (Первое греческое житие). Греч, текст: Sancti Pachomii Vitae graecae/Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1932 (Subsidia Hagiographica 19). – История монахов в Египте. Греч, текст: Festugière A.-J. Historia monachorum in Aegypto. Bruxelles, 1961 (Subsidia Hagiographica 34). – Многополезное сказание об авве Филимоне. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. Β». Σ. 241–252. – Послание к Диогнету. Греч, текст и франц. перевод: À Diognète/Texte grec et traduction par H.-I. Marrou. Paris, 1965 (Sources chrétiennes 33 bis). Антоний Великий , прп. – Послания. Лат. версия: PG 40, 977–1000. Грузинская версия: Lettres de S. Antoine. Version géorgienne et fragments copies/Éd. G. Garitte. Louvain, 1955 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Iberici 5, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 148 (текст); Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Iberici 6, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 149 (лат. Пер.)). Сирийская версия (1-е письмо): Nau F. La version syriaque de la première lettre de saint Antoine. Paris, 1909 (Revue de l’Orient chrétien 14). P. 282–297. Антоний III Студит, патриарх Константинопольский – Поощрение к исповеди. Греч, текст: Παποδπουλος-Κεραμες А. Προτροπ ες ξαγρευσιν: ντνιος Στουδτης κα τινα σμμικτα//Να Σιν Β». 1905. Σ. 807–815. Апофтегмы – Алфавитное собрание. Греч, текст и лат. пер.: PG 65, 71–440. Греч, текст и франц. пер.: Guy J.-C. Recherches sur la tradition grecque des Apophtegma Patrum. Bruxelles, 1962 (Subsidia Hagiographica 36). P. 19–36. Изд. и пер. на французский: Les sentences des Pères du désert: Collection alphabétique/Traduit par Dom L. Régnault. Solesmes, 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Имя преподобного Сергия обыкновенно произносится вместе с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этим хотят заявить признание, и совершенно справедливое, что преподобный Сергий был такой же великий подвижник, как и преподобные Антоний и Феодосий. Но кроме того, что Сергий был таким же великим подвижником, как Антоний и Феодосий, он имеет еще в истории нашего монашества совершенно такое же значение, какое имеет второй из этих последних, то есть Феодосий. Преподобный Феодосий был у нас вводителем строгого монашества после принятия нами христианства от Греков и после заимствования нами от них вместе с христианством монашества не совершенно строгого. Преподобный Сергий был восстановителем у нас строгого монашества, после того как оно, быв введено у нас преподобным Феодосием, потом с течением времени снова уступило место монашеству не совершенно строгому. Истинное, строгое, монашество есть, во-первых, полное отречение человека от мира, следовательно, полное отречение от всякого стяжания, от всякой собственности. Каноническое правило предписывает: «монахи не должны иметь ничего а толкователи правила Зонара и Вальсамон поясняют его: «Сочетовающиеся монашеской жизни, т. е. воспринимающие на себя монашество, почитаются умершими для мира: как умершие ничего не имеют, так правило требует, чтобы и монашествующие ничего не приобретали». Во-вторых, правила канонические что общины монашеские должны воспроизводить собою ту первоначальную общину всех христиан, о которой в книге Деяний апостольских повествуется, что у всего множества уверовавших было одно сердце и одна душа (IV, 32), а это возможно только под тем условием, чтобы, как и было это в первоначальной общине всех христиан, никто ничего не называл своим, но все у всех было общее, иначе неизбежны между людьми распри и ссоры, как говорят святые Василий Великий и Иоанн и невозможно между людьми единодушие, как говорит преподобный Феодор Таким образом, истинное монашество должно быть строгим общежитием, при котором ни у одного из монахов не было бы совершенно ничего собственного, но все у них было общее,– общежитием, о котором преподобный Феодор Студит заповедует своему преемнику на игуменство в монастыре: «Да хранишь всячески, чтобы у братства все было общее и нераздельное и ничего ни у кого не было частно-собственного (даже) до Считаем нужным сделать некоторое, так сказать, примечание к нашим словам: когда мы говорим, что истинное монашество должно быть строгим общежитием, то вовсе не хотим этим сказать, чтобы оно состояло в одном общежитии, а хотим сказать, что его не может быть без общежития (а при этом, конечно, разумеем монастыри, а не одиноких пустынников) и что именно таковое внешнее устройство жизни монашеской необходимо условливается и непременно требуется тем, чем монашество должно быть с внутренней своей стороны.

http://sedmitza.ru/lib/text/438561/

Старец Ефрем Катунакский . М., 2002. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. М., 1994. (Репр. с изд.: М., 1889). Старец Силуан/[Сост.] иером. Софроний (Сахаров) . М., 1994. Феодор Студит , преподобный. Огласительные поуче-ния и завещание. М., 1998. (Репр. с изд. 1896 г.). Феофан, епископ. Письма/Душеполезное чтение. М., 1896. Феофан [Затворник], епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письма. Л., 1991. (Репр. изд.). Феофан Затворник , святитель. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. М., 2001. Феофан Затворник , святитель. Творения. Собрание писем. Вып. I-II; V-VI; VII-VIII. Печеры; М., 1994. (Репр. изд.). Цыпин В. , протоиерей. Церковное право: Учеб. пособие. М., 1996. Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество/Четвериков С., протоиерей. Правда христианства. М., 1998. Четвериков С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1998. 14 Здесь и далее внутри цитат в квадратные скобки заключены вставки и пояснения автора или редактора.– Ред. 16 Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе.– Примеч. источника. 17 Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других отцов. Добротолюбие. Т. 3.– Примеч. источника. 33 Архимандрит Антоний (Медведев; 1792–1877) вступил в Саровский монастырь в 1818 г.; пострижен в монашество в 1822 г. В 1826 г. стал строителем Высокогорской пустыни. В 1831 г. митрополит Филарет назначил его наместником Троице-Сергиевой Лавры. На этом послушании преподобный Антоний пробыл 46 лет. 48 Там же. Да не подумает читатель, что все эти истории мы приводим ради того, дабы обосновать «богословие непослушания», по выражению отца Доримедонта, будто мы усиленно ищем в житиях святых отцов примеры непослушания с целью оправдать собственное своеволие и самочиние. Нет! Прежде всего мы желаем реально представить проблему, связанную с послушанием и недостатком духовного руководства в период духовного обеднения, хотим доказать, что эта проблема действительно существовала и существует в последнее время, а не надумана святителем Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Но насколько монашество есть самое великое и угодное Богу дело, настолько оно является и трудным. Св. Феодор Студит называет монашество мученичеством, т.к. здесь совершается мучительное умерщвление своей воли и всех ее плотских хотений. Здесь не только нужно бороться с своим человеческим естеством, но и со злыми духами, почему Ап. Павел сказал: Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6:12 ). Но этим еще не исчерпывается вся тяжесть иноческой внутренней брани. Ты должен быть всегда готовым встретиться на своем иноческом пути и с таким явлением: чем добросовестнее будешь ты бороться со страстями и чем более ты будешь побеждать молитвой и постом диавола, тем сильнее он будет нападать на тебя. В том же «Луге Духовном» мы находим повествование об одном иноке, который испытывал сильную плотскую брань от помыслов. Вследствие этого сей инок пламенно и часто молился пред иконой Божией Матери. Однажды он с великой горечью воскликнул: «Когда же ты, диавол, оставишь меня в покое?» Мгновенно предстал пред ним демон и сказал: «Тогда, когда ты перестанешь молиться перед сею иконою». Если же диавол во внутренней твоей брани с ним будет посрамлен тобою, то он и после этого не оставит тебя в покое и будет внешне нападать на тебя посредством всевозможных людских злословий и клевет. Поистине, тернист путь иноческий и слова Христа: узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его ( Мф. 7:14 ), по преимуществу относятся к инокам. Все это я говорю тебе, возлюбленный о Христе сын мой, вовсе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего тебе монашеского подвига, а для того, чтобы сказать: чем труднее будет твое воинствование за чистоту, за Христа и Его вечное Царство, тем более тебе будет помощи от Бога. И ты слышал сейчас такие отрадные слова Господа, Который, невидимо присутствуя на твоем пострижении, устами Церкви Своей говорил тебе: «Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз же не забуду тебе». Господь всегда будет ограждать тебя Своими Ангелами. Некогда св. Антоний Великий молил Бога показать ему, какой покров окружает и защищает монаха. «И видел я монаха, – говорит св. Антоний, – окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов блюли его, как зеницу ока, ограждая мечами своими». Не оставит тебя без особенного Своего небесного покровительства и Сама Пречистая Божия Матерь, Которая воспевается Церковью, как «столп девства». А в видении знаменитому старцу Киево-Печерской лавры иеросхимонаху о. Парфению Ей угодно было назвать Себя первой монахиней.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они стали читать св. утренние молитвы и правило, прочли канон всем святым и начали пить чай. Напившись чаю, я просил их ничего никому не говорить и все, что они здесь видали и впредь опять увидят, предавать забвению и не увлекаться совершенно, чтобы не впасть в прелесть и не повредить себе, а место, где насыпана куча снега и огорожено дровами, соблюдать в чистоте, беречь и охранять и всю дорожку оттуда до верху и до форточки (калитки) тоже охранять. В том же Свято-Троицком храме над выходными северными дверьми изображено явление Пречистой с лики святых отцу Ионе, бывшее, по его свидетельству, 9 марта 1862 г. Владычица изображена в огненной купине. Одежда – голубая мантия, на главе царственный венец (корона). В правой руке кропило. Ее окружают справа: Апостол Петр с сосудом святой воды; далее Апостолы Иаков и Иоанн Богослов, прпп. Афанасий Афонский , Феодор Студит , Антоний и Феодосии Печерские , свт. Михаил, митрополит Киевский, Петр Афонский, Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Сысой Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Савва Освященный, Дорофей, Варсанофий, Пимен Великий , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Александрийский , Макарий Египетский , Павел Препростый, Пафнутий, Иоасаф Царевич, Иоанн Лествичник , Иоанн Колов, Виталий Досифей, Варлаам, Акакий, иже в лествице. С левой стороны св. Иоанн Креститель, Апостолы Павел, Матфей, Марк, Андрей, Симон, Филипп, Лука, свт. Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Апостолы Фома и Варфоломей. Пророки: Моисей, Аарон, царь Давид, св. Андрей Критский , Царица Феодора. Праотцы: Авраам, Исаак, Иаков, царь Мелхиседек. Пророки: Исайя и Иеремия, Иисус Навин, Илия, Елисей, Иезекииль, Даниил и Иов Многострадальный. Обе эти иконы писаны масляными красками на стенах по штукатурке, размером во всю стену от дверей до потолка. Свято-Троицкий монастырь. Отец Иона – основатель Свято-Троицкого общежительного мужского монастыря. Высочайшее повеление государя Александра II. Дар Княгини Васильчиковой Первый житель, поселившийся на месте, где теперь «стоит святая обитель, был о. Иларион. Он пришел ко мне после Крымской кампании, получив от своего военного начальства отставку. Я принял его к себе по его просьбе и оставил жить в послушании и работать во вновь приобретенной усадьбе у Марии Романовны и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 руб., а вторая – за 115 руб. Строения здесь никакого не было, одна земля и заросли. Отец Иларион сделал себе куренек из хвороста, нарванного здесь же, из дикого бурьяна сделал крышу и жил в нем целое лето, а потом Бог благословил, и появилась маленькая келлейка на чистом, не заросшем месте. Купив барочного леса, я поставил из толстых бревен столбы в углах, а стены из досок длиною и шириною 7 аршин, она и теперь стоит. (За ветхостию впоследствии разобрана.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апостолы верили в то, что они сами и все, возлюбившие Бога, получат праведное мздовоздаяние: Течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его ( 2Тим.4:7–8 ). Апостол Петр обещал награду от Христа усердным пастырям церковным: И явльшуся Пастыреначальнику, примете неувядаемый славы венец ( 1Пет.5:4 ). Апостол Павел сравнивал небесную награду с честью победителя на конском ристалище. Разница, по мысли апостола языков, между спортсменами и христианами лишь в том, что первые получают венец »истленен«, а вторые – »неистленен»: Текущии в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть. Тако тецыте, да постигнете. Всяк же подвизаяйся от всех воздержится: и они убо да истленен венец примут, мы же неистленен ( 1Кор.9:24–25 ). Так же учили многие Святые. Преподобный Феодор Студит : «С трудами каждого соразмеряет Господь и воздаяние; и на долю каждого из трудящихся отлагаются венцы каждодневно» 689 . «Без всякого прикрытия предстанем мы тогда пред лице праведного Судии, чтобы дать отчёт о делах своих, после чего примет нас или Царство небесное, если мы добре действовали, или огнь неугасимый, если пребывали в грехах» 690 . Преподобный Антоний Великий : «Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, нужды и скорби, а там – воздаяние» 691 . Немало примеров «корыстного», но спасительного для человека мотива поведения содержится в житиях святых. Характерное описание можно встретить в житии мучеников Адриана и Натальи . Адриан был язычником и вовсе не помышлял о подвиге ради Христа. Но его намерение изменилось, когда он увидел мужественное терпение исповедников и обратился к ним: «– Заклинаю вас Богом нашим, Коего ради вы так страдаете, – скажите мне по совести, какую награду ожидаете вы от Бога вашего за такие мучения? Думаю я, что вы надеетесь получить от Него нечто великое и чудное. Святые мученики отвечали ему: – Мы своими устами не можем выразить тебе, и ты слухом своим не можешь вместить, ни умом постигнуть тех радостей и преславных почестей, которые мы ожидаем получить от Владыки нашего, Праведного Воздаятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010