2 поколение: 1. Святой Иоанн Дамаскин, Преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские Подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения Святого Иоанна Дамаскина и Космы Манумского, Жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина. 3 поколение: 1. Преподобный Платон Исповедник (и Преподобный Феодор Студит), Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, Преподобный Феофан Сигриан, Преподобный Стефан Чудотворец. 2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о Преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью Житие Феодора Студита). Житие Святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие Преподобного Стефана Чудотворца.   IX BEK 1 поколение: 1. Преподобный Феодор Студит, Святой Никифор, Патриарх Константинопольский, Преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и Жития Феодора Студита и Патриарха Никифора. Жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2 поколение: 1. Преподобный Иоанникий Великий, Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия (Палестина). 3. Жития: Преподобного Иоанникия Великого, Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; Святого Мефодия, Патриарха Константинопольского, Житие и творения Святого Феодора Едесского, Житие Николая Студита. 3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Песнописец, Святой Мефодий, просветитель славян, Блаженный Фотий, Патриарх Константинопольский, Святой Антоний, Патриарх Константинопольский, Преподобный Григорий Хозевит (Грузия), Преподобный Евфимий Новый, Южноиталийские Подвижники (греки). 2. Константинополь, Славянские страны, Афон, Вифиния, Юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: Преподобного Иосифа Песнописца, Святого Мефодия, просветителя славян, Житие Святого Антония Кавлея, Евфимия, Патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, Преподобного Григория Ханзитийского. Жития южноиталийских Святых; Творения Блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Именно за богослужением чита­лись жития святых, творения таких авторов, как Гри­горий Богослов, Ефрем Сирин , Феодор Студит и мно­гие другие. Знаменательно, что почти вся литература, цитируемая Симеоном Новым Богословом , относится к кругу церковного чтения. Поэтому не всегда ясно, где заканчивается влияние на него богослужения, а где начинается собственно влияние «келейного чтения». 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература А. Древние святые как пример для подражания Как мы уже упоминали, именно Феодор Студит час­то говорил о том, что монахам необходимо хорошо знать жития святых 684 . По словам Феодора, каждый получает великую пользу, читая агиографическую ли­тературу: Думается мне, даже камни чувствуют эту пользу, не говоря уже о разумном человеке. Ибо благодаря [чтению] просвещается ум человека, отвергая мрак «мудрости плотской» ( 2Кор. 1:12 ), а душа его умиля­ется и воспаряет к Божественной любви 685 . Эти слова отражают общепринятое в Византии от­ношение к агиографической литературе, чтение кото­рой считалось важнейшим средством для спасения ду­ши. Из сочинений Симеона видно, что он был хорошо знаком с многими агиографическими источниками 686 . Вслед за Феодором Студитом , он говорит, что монахи должны читать жития древних подвижников и старать­ся подражать им 687 . Он неоднократно пересказывает известные жития святых, давая собственную интер­претацию агиографическим сюжетам. Например, известное «Житие Антония Великого », приписываемое Афанасию Александрийскому , находит отражение в 6-м Огласительном Слове, где Симеон поднимает очень важный вопрос – о том, насколько его личный опыт Божественного созерцания отвечает опыту древних святых. Симеону представляется, что и у Антония было мистическое видение Бога, в доказа­тельство чего Симеон пересказывает житие Антония: «Итак, что сделал великий Антоний, сидя во гробе?.. Не был ли он весь мертвым для мира и, лежа в гроб­нице, не искал ли Бога, способного оживить [его] и воскресить?» 688 Перечисляются подвижнические труды Антония, как они описаны в его житии: он питался только хлебом и водой и боролся с бесами 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Чем чаще, при помощи икон, они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное, которое по нашей вере приличествует одному только Божественному естеству». Вопрос об иконопочитании после VII-ro Вселенского Собора.    После Собора 787 г. иконоборчество еще не теряло надежды на торжество и время от времени делало попытки к восстановлению своего господства в Церкви.    Одна из таких довольно успешных попыток, была предпринята в царствование императора Льва V Армянина (813—820 г.), популярного полководца. В военной среде иконоборческие тенденции были еще очень распространены; о времени Константина Копронима здесь хранилась память, как самом светлом периоде в истории империи, и неудача позднейших времен поставлялась в связь с восстановлением иконопочитания. Такому образу мыслей сочувствовал и Лев. В мае 814 г., он поручил молодому ученому Иоанну Грамматику подобрать святоотеческие места против икон. Ему помогал в этом деле епископ Антоний Силейский. В конце этого года солдаты - иконоборцы подвергли поруганию икону Спасителя над воротами дворца. Император велел убрать её и вообще поднять иконы повыше, чтобы их не чествовал народ. Патриарх Никифор отказался сделать это и ночью устроил Собор из 70-ти епископов, завершившийся молитвою во Храме св. Софии о предотвращении надвигающихся на Церковь бедствий.    На другой день, патриарх Никифор должен был явиться к царю; его сопровождали и участники Собора. Один из них - Феодор Студит - обратился к царю со смелою обличительною речью. Для осуждения патриарха Никифора, был составлен Собор, патриарх Никифор был признан незаконным. Он был лишен кафедры в марте 315 г. и был сослан…    Преемником ему был избран Феодор Каситер - государственный сановник. Феодор Студит, устроивший торжественный ход с иконами вокруг своего монастыря 25 марта в неделю Вай, не признал нового патриарха. После Пасхи, в апреле 815 г., патриарх Феодор созвал Собор в Софийском храме, отверг II-oй Никейский Собор и признал Вселенским Собор 754 г. На защитников иконопочитания теперь было открыто гонение. Феодор Студит отправлен был в ссылку, были сосланы и другие иконопочитатели. Кара постигла многих монахов, епископов, сенаторов, патрициев и простых мирян. Их подвергали бичеваниям и истязаниям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

11. Божественная Литургия (с параллельным переводом и примечаниями). Киев: Пролог, 2006. С. 105, 107. 12. Там же. С. 107. 13. Дебольский Г.С., прот. Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом, 1994. С. 511. 14. Иоанн Дамаскин, прп., Феодор Студит, прп. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар: Текст, 2006. С. 6. 15. Кирилл Иерусалимский, свят. Указ. соч. С. 199. 16. Иоанн Дамаскин, прп., Феодор Студит, прп. Указ. соч. С. 6. 17. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика/Под ред. архиеп. Лавра. Джорданвиль, 2000. С. 51. 18. Антоний Сурожский, митр. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. Клин: Христианская жизнь, 2001. С. 7. 19. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С.46 20. Там же. С. 53. 21. Иоанн Златоуст, свят. Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 1. С. 402. 22. Ранние отцы Церкви. Антология. Мужи апостольские и апологеты. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С. 20. 23. Иустин Философ, св. Творения. М.: Паломник, Благовест, 1995. С. 92–93. 24. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник, Благовест, 1996. С. 284. 25. Святоотеческая хрестоматия/Сост. прот. Николай Благоразумов. М.: Круг чтения, 2001. С. 16. 26. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных Таинствах. М.: Паломник, 2003. С. 139. 27. Киприан Карфагенский, свят. Творения. М., 1999. С. 634. 28. Там же. С. 620. 29. Там же. С. 608. 30. Святоотеческая хрестоматия. Указ. соч. С. 322. 31. Ранние отцы Церкви. Указ. соч. С. 21. 32. Там же. С. 126. 33. Там же. С. 136. 34. Там же. С. 337–339. 35. Иустин Философ, св. Указ. соч. С. 92–93. С. 196–197. 36. Святоотеческая хрестоматия. Указ. соч. С. 426. 37. Василий Великий, свят. Избранные поучения. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. С. 226–227. 38. Святоотеческая хрестоматия. Указ. соч. С. 21. 39. Иустин Философ, св. Указ. соч. С. 356. 40. Ранние отцы Церкви. Указ. соч. С. 47, 48. 41. Там же. С. 75. 42. Там же. С. 78. 43. Там же. С. 106. 44. Там же. С. 129.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Тогда помысл говорил мне: «Ну, что же. Видишь, не то ли это самое, что я говорил тебе, не напрасно ли ты беспокоил старца?» И я отвечал ему: «Теперь оно хорошо, теперь оно от Духа Святого, твое же внушение может быть только дело страстного устроения души”». Преподобный Феодор Студит говорит: «Да ведаете, что нет другого более действенного во спасение врачевства, как откровение помыслов... Не прерывайте откровения сокровенных помыслов и пожеланий: ибо в этом спасение души и избавление от страстей». Преподобный Антоний Великий расширяет эту мысль: «Будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мысли что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтоб это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех ? Как, наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так, если будем записывать свои помыслы с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности». «Это делание, по словам святителя Игнатия, «исполнено необыкновенной душевной пользы: ни один подвиг не умерщвляет страстей с таким удобством и силой, как этот. Страсти отступают от того, кто без пощады исповедует их». «Скрывающий свои помыслы бывает неисцелен” (Варсонофий и Иоанн). «Помыслов, смущений и подозрений не скрывайте... О том человеке и радуются демоны, который скрывает свои помыслы, худые ли то или хорошие» (Прп. Исаия). «Отвергнув стыд, всегда надобно открывать старцам все, что происходит в нашем сердце» ( Иоанн Кассиан ). «Злой помысл ослабевает немедленно, как только будет открыт. И прежде, чем будет произведен суд отлучения (т.е. прежде наложения епитимии), отвратительнейший змей убегает, как извлеченный на свет из мрачной подземной пещеры мужеством исповеди, выставленный напоказ и опозоренный» ( Иоанн Кассиан ). «Помысл начало и корень прегрешений, когда скрывают, переходит в дело тьмы» ( Феодор Студит )». Вот только при таком самоотречении и предании себя старцу, при такой вере к водительству Богом просвещаемого наставника и совершенном недоверии, что от себя может исходить что-либо истинно благое, и возможны, но единогласному свидетельству святых отцов, успех старческого окормления и духовное возрастание окормляемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1047. Святитель Иоанн Златуост. Беседы на первое послание к Фессалоникийцам. 5, 3//Творения. Т. 11. С. 519 1048. Между колебаниями маятника…//Православие и современность. Саратов, 2007. (19). С. 59. 1049. В конце концов и «Американский телеканал NBC не решился показать выступление Мадонны без купюр, передает Reuters. Зрители не увидят скандально известной сцены, где Мадонна в терновом венке висит на кресте. Как сообщил агентству анонимный источник, во время композиции Live to Tell в эфире будет транслироваться изображение с камер, которые не были направлены на певицу. Мадонна, считающая эту сцену очень важной, настаивала на том, чтобы она была показана зрителям. При этом певица говорит, что у песни Live to Tell нет антирелигизного подтекста. Иначе считают верующие. Их жалобы и заставили NBC скорректировать телетрансляцию» [http://www.sostav.ru/news/2006/10/23/16/]. 1050. С ними Бог//Крокодил. M., 2007.9 aBrycTa.[http://www.krakadil.ru/ru/15/15706/] 1051. Богомолец А. Курица на теле-, радиои интернетнасесте//Русский вестник. M., 2007.16 августа [http://www.rv.ru/content.php3?id=7063] 1052. Клин Б. Сами вы не местные//Известия. M., 2007. 20 августа, [http://www.izvestia.ru/russia/artide3107377/] 1053. Королев Е. Попрание образа попа//Дело. СПб., 2007.20 августа 1054. Митрополит Антоний Сурожский. «Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…» Доклад на ежегодной епархиальной конференции//Русская мысль. Париж, 1998.6-12 августа. 1055. Александрова Т.П. Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 290. 1056. Мамонтова Е. Кто мы? Православные? Католики? 1057. Ср. Мф 16:18. —Ред. 1058. Преподобный Феодор Студит по этой причине запрещал общение в пище даже с императоромиконоборцем (см. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 27). 1059. «Дана теперь такая власть нынешним «богословам» бороться со святыми, что успешно и делают высокообразованные профессора из духовных школ Осипов, Кураев, Дворкин и другие, хуля Бога, жилище Его и живущих на небе» (Глухое С. П. Письмо в редакцию//Русский вестник. M., 2003.30 января). Речь идет, ясное дело, о нашем неверии в Николая Il как «в жертву искупления за грехи людей российских». Ну что ж поделаешь, мы не так презираем русский народ, чтобы считать, будто Жертва Христа омыла грехи всех народов, кроме нашего.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

416. Святитель Григорий Нисский. Слово о жизни святителя Григория Чудотворца//Творения. Ч. 8. С. 191–192. 417. Шкунаев С. В. Преемственность традиции в раннехристианской Ирландии//Вестник древней истории. M., 1990. С. 44. 418. http://www.patriarchia.ru/db/text/105287.html 419. Ступников Д. Лазарева суббота русского рока, http://www.pravaya.ru/dailynews/7420 и http://music. km.ru/news.asp?id=855482d691584bd0b8e370430b3671 ef 420. http://www.patriarchia.ru/db/text/105287.html 421. http://www.mospat.ru/index.php?page=30881 422. Митрополит Кирилл. Антихрист придет, когда…//Вечерняя Москва. M., 2006.23 августа. 423. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 429. 424. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. Тексты и заметки H Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование по истории церковного быта. M., 1913. С. 50. Правда, этот же текст из Великих Четьих Миней в перечне грехов ставил и такие деяния — «аще кто на восток помочится», «ничком спати на земли» 425. Антоний (Вадковский), епископ Выборгский. О проповедях блаженного Августина//Сосуд избранный. История Российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932. Сост. М. Склярова. — СПб., 1994. С. 48 426. Древний Патерик. Гл. 10.0 рассудительности. M., 1899. С.153 427. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 256 428. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 404, 407. Еще пример употребления этого словечка другим святым: «Большая часть батюшек, правду сказать, любят покейфовать и пожить на безделье, обмахиваясь веером» (Запись от 7/20 июля 1903 года//Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 837). 429. Святитель Василий Великий. О вере//Творения. Сергиев Посад, 1902. Т. 5. С. 22–23. 430. Святитель Иоанн Златоуст. О священстве. 6,4//Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 472. 431. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. M., 1994. 4.2. С. 508.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

196. " Одна из служащих Введенского храма чисто по—женски выразила свои ощущения и чувства, которые вызвал у нее образ Божией Матери “Аз есмь с вами, и никтоже на вы”. Она произнесла такую фразу: “Наш храм посетило немало величественных, чудотворных икон Царицы Небесной, но перед этим образом мне почему—то хочется пасть ниц и умереть у Ее ног” " ( " Аз есмь с вами, и никтоже на вы " . Повествование о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Свято—Георгиевский женский монастырь [Черниговская обл., Козелецкий район, с. Даневка]. Киев, 2001. С. 7). 197. См. Православное обозрение М., 1876, т. 1. Март с. 610. 198. См. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. М., 2004, с. 82 199. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице—Серигиева Лавра, 1900. с.179. 200. цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 508. 201. Так выражается Тертуллиан в связи с тем, что Бог не открыл нам дату конца – " чтобы полная тревоги вера испытывалась грозным ожиданием, всегда высматривая этот день и никогда не зная его, постоянно трепеща перед тем, на что постоянно надеется " (О душе. 33,11) 202. Древний Патерик. М., 1899, с. 84. 203. митр. Антоний Сурожский. Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала. Доклад на ежегодной епархиальной конференции//Русская мысль, 12.8.98. 204. ИеромонахДамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза. М., 1995, С. 776 205. см. Дублинский Г. Осторожно, неофит!//Сибирская православная газета. 2001, Тюмень, сентябрь. 206. преп. Феодор Студит по этой причине запрещал общение в пище даже с императором—иконоборцем (см. Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, с. 27). 207. Трубецкой Е. Н. Религиозно—общественный идеал западного христианства. СПб., 2004, с. 85. 208. Протопресвитер Александр Шмеман. Церковь, мир, миссия. Мысли о Православии на Западе. М., 1996, сс. 12—13. 209. " Ибо кто откроет то, что Бог сокрыл? От кого следует узнавать? От Того, от Кого и не знать – самое безопасное " (Тертуллиан.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

3-е поколение 1 . Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит ), святой Тарасий, патриарх Константинопольский , преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец. 2 . Вифиния, Палестина. 3 . Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита ). Житие святого Тарасия Константинопольского . Дeяhuя VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца. IX век 1-е поколение 1 . Преподобный Феодор Студит , святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Палестина. 3 . Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2-е поколение 1 . Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3 . Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3-е поколение 1 .Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо-дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский , святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан-дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2 . Константинополь, славянские страны, Афон, Ви-финия, юг Италии, Грузия. 3 . Жития и творения: преподобного Иосифа Песно-писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Никита Мидикийский (Феостирикт) Исповедание веры и речь-апология Николай Студит (Михаил) Исповедание веры Феодор Студит Исповедание веры Речь-апология Антоний Новый Иконы в религиозной практике Георгий Митиленский Речь-апология Давид, Симеон и Георгий Отдельные упоминания об иконах Евстратий Агаврский Иконы в религиозной практике Иоанн Психаит Речь-апология Макарий Пелекитский (другой Савва) Речь-апология Речь-апология Михаил Синкелл Послание, исповедание веры в форме молитвы Никита патрикий Прокопий Декаполит Апология из жития Макария Пелекитского императрица Феодора Иконы в религиозной практике Феофилакт Никомедийский (Феофилакт) Речь-апология Феофилакт Никомедийский Отдельные упоминания об иконах Как можно увидеть при чтении таблицы, исповедание веры – весьма распространенный путь изложения идей теории изображений в агиографических текстах. В исповедании (или «трактате об образе»), поскольку оно становится (или несомненно является, как это происходит в случае жития прп. Иоанникия Великого, принадлежащего перу монаха Петра) фактически вставным фрагментом в тексте агиографического памятника, писатель с наибольшей степенью свободы может предаваться богословским рассуждениям вне зависимости от общего хода повествования. Результатом такого труда может быть и пространный «трактат», который создает патриарх Мефодий, и краткое и четкое исповедание, какое предлагает Игнатий Диакон в тексте жития Григория Декаполита . Изложение иконопочитательской теории в форме письма, подобного тому, которое мы встретили в житии Михаила Синкелла, может быть столь же содержательно, как и исповедание, однако требует определенной связи с сюжетом житийного повествования, что могло быть причиной того, что этот способ оказался гораздо менее распространен. В свою очередь уникальность «письма иерусалимского патриарха» в избранной для исследования подборке житий привлекает к нему дополнительное внимание и заставляет задуматься о самостоятельном хождении этого фрагмента жития Михаила Синкелла. Почти столь же часто агиографы прибегают к составлению речи-апологии. Чаще всего такие речи кратки: апология в виде диалога, которую составил Игнатий Диакон составляет заметное исключение. Стоит также отметить довольно объемную апологию, принадлежащую Феодору Дафнопату. Автор X в., далекий от иконоборческого спора хронологически, тем не менее, проявляет живой интерес к богословию иконы и считает необходимым ввести в курс проблем диспута иконоборцев и иконопочитателей своих современников. Глава 3. Теория образа агиографов, современников иконоборческого конфликта

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010