15 . Habermas J. Theorie des kommunikati­ven Handelns. – Frankfurt a. M., 1981. 16 . Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. – Frank­furt a. M., 1983. 17 . Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. – Минск, 2011. 18 . Антоний (Путилов), игум. Письма к разным лицам. – М., 1969. 19 . S. Maximus Confessor. Expositio Orationis Dominicae. – PG 90. 20 . S. Maximus Confessor. Opuscula Theologica et Polemica. – PG 91. 21 . S. Maximus Confessor. Ambiguorum Liber. – PG 91. 22 . McFadyen A. I. The Call to Personhood: A Christian Theory of the Individual in So­cial Relationships. Cambridge, – 1990. 23 . Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога, как Он есть. – ТСЛ, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2006. 24 . Каприо С. Религиозный опыт в русской и западной антропологии//Богословие личности/Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. – М.: изд. ББИ, 2013. – С. 28–40. 25 . S. Joannes Damascenus. De Duabus Voluntatibus. – PG 95. 26 . S. Joannes Damascenus. De Fide Orthodoxa. – PG 94. 27 . S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica. – PG 45. 28 . S. Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho. – PG 91. 29 . S. Gregorius Theologus. Oratio ΧΧIΧ. – PG 36. 30 . Борисовский П. Догматические основы христианской морали по творениям св. Григория Богослова (окончание)//Вера и разум. – Харьков, 1894. – 8. – С. 509–525. 31 . Бердяев Н. А. О назначении человека. – М.: Республика, – 1993. 32 . Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. – Минск, 2011. 33 . S. Joannes Damascenus. Homilia In Transfigurationem Domini. – PG 96. 34 . S. Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. – PG 90. 35 . Harriet F. B. Human Communion and Difference in Gregory of Nyssa//From Trinitarian Theology to the Philosophy of Human Person and Free Decision. Gregory of Nyssa: The Minor Treatises on Trinitarian Theology and Apollinarism, proceedings of the 11 th International Colloquium on Gregory of Nyssa. – Tübingen, 17–20 September 2008. – P. 337–350. 36 . S. Maximus Confessor. Capitum Quinquies Centenorum Centuria V. – PG 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

     - А дальше что бывает, отец Михаил? - вопросил я Старца.        - А вот что. Есть два вида безмолвия. Первый вид - молчание. И это не плохо, по крайней мере, других не соблазняешь и не обижаешь. Но оно недостаточно. Отцы пустынные говорили, что отшельник, сидящий в своей пещере и никого не видящий, подобен, однако, аспиду, сидящему в своем логове и полному смертоносного яда, если он вспоминает обиды, когда-то ему сделанные, и гневается. Второй вид безмолвия - это безмолвие внутреннее. О нем те же Отцы говорили: есть Старцы, которые говорят с утра до вечера, пребывая постоянно в безмолвии, ибо не говорят они ничего, что не было бы полезно другим и им самим. Вот это и есть безмолвие внутреннее. Его добивайся, Сереженька. А когда достигнешь и перестанешь судить других, то встань и возблагодари Господа, оказавшего тебе столь великую милость. Недалеко ты тогда от чистоты сердечной. А знаешь, что только чистые сердцем могут узреть Бога. Иным, впрочем, другой бывает путь, путь благодатных слез. Эти слезы не те, которые у всех бывают, когда трогается их сердце потерей близких, чтением книги, слушанием какой-нибудь истории и прочее. Блгодатные слезы льются, как ручьи, и бывает это года два - три, непрестанно. Слезами этими попаляется, как огнем, все нечистое в душе, и приходит она в великое умиротворение и зрит Бога. - А что значит, отец Михаил, " узреть Бога " ? Метафора ли это или что?        Отец Михаил посмотрел на меня испытующе и задумался:        - Конечно,   Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда   (Ин. 1, 18). Говорится еще: " Херувимы и серафимы, предстояще Богу, лица закрывающей. Бога, существо Бога, мы не только увидеть, но и уразуметь не можем. Но мы можем видеть славу Божию, нерукотворенный и неизреченный свет Фаворский, который видели три избранных Апостола на горе. Вот этот-то свет видел Мотовилов, когда беседовал с преподобным Серафимом. Это и есть наитие Святого Духа, Царствие Божие, пришедшее в силе. Видел таковое же и Святитель Тихон Задонский, еще до епископства. Удостоился узреть его и игумен Антоний Путилов, Малоярославский, еще юношей. Я уже не говорю о видениях преподобного Симеона, Нового Богослова. Сподобляются видеть свет сей весьма немногие.  

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3016

   Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколькоиноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. Вмонастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор называть Оптину " второй Лаврой своей епархии».    В начале 1825 года настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родилсяв 1782 году в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали дляобучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которыесостояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским).    В 1804 году оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с Исаия, впоследствии стал Саровскимнастоятелем, a Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в Рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришлииз Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младшим брат Александр, постриженный с именем Антоний.    Однажды отец Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету, который поручил ему устроить скит приОптиной. В 1821 году отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место отрастущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь, освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келлии, которые стали наполнятьсямонахами.    В 1825 году отец Моисей был поставлен во главе Оптиной пустыни. 37 лет продолжались его непрерывные настоятельские труды. За время его настоятельства числобратии увеличилось во много раз, и к началу 1860 года приблизилось к 150. В обите­ли развели фруктовые сады, построили трапезную, гостиницу, семь корпусовкеллий, мельницу, воздвигли две новые церкви, устроили библиотеку.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Старцы наши поздравляют Вас с грядущим светлым торжеством преподобного Пафнутия Чудотворца, которое желают Вам и встретить, и совершить в духовном радовании и утешении и в добром здравии. Равно и в нашей святой обители светло празднуется память преподобного Пафнутия Чудотворца, и бывает великое стечение богомольцев, так что и из отдаленных мест пешеходно приходят сюда на праздник его, и наиболее из простолюдинов, которые более высокородных благоговеют ко святому. 27 апреля 1854 г. Приблизился день светлого торжества в святой обители Вашей, Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы! Почему с приятным удовольствием своего сердца поспешаю предстать пред святое лице Ваше с моим всеусерднейшим поздравлением, которое чрез сии скудные строки и приношу Вам, дражайший батюшка, с желанием из глубины души, чтобы Господь Бог во грядущее торжество исполнил сердце Ваше радости и благодатного утешения, и благословил Ваши благие намерения, и сохранил Вашу дражайшую жизнь до самой маститой старости во здравии и благоденствии, за молитвы Богородицы и преподобного Пафнутия Чудотворца! В минувшие лета и я недостойный, по милости и по любви Вашего Высокопреподобия, имел утешение – светлое торжество святой обители Вашей – праздновать вкупе, но ныне, не имея той возможности, не возбраняю себе переноситься к Вам мысленно в приятном мне воспоминании о Вас и о всей святой обители Вашей, по слову Давидову: и останок помышления моего спразднует Ти. Взаимно прошу Вас, батюшка, воспомянуть и о мне немощном и многогрешном во святых молитвах своих пред Христом Спасителем нашим и пред Пречистой Его Матерью, и пред преподобным угодником Их Пафнутием чудотворцем. Давно не имел удовольствия слышать о Вас ничего, а посему усердно желаю, чтобы строки сии нашли Вас в совершенном здравии и спокойствии душевном. Что ж касается до меня, то по милости Божией и за молитвы молящихся о мне, доселе живу и движусь, но здоровьем своим не похвалюсь пред Вами, которое день ото дня оскудевает во мне; ибо к болезни ног открылась еще болезнь в левой руке моей, от которой с трудом могу камилавку надевать на свою голову; впрочем в болезнях сих усматриваю я к себе особенную милость Божию, ибо иных смерть посекает вдруг, а у меня помалу поражает члены болезнию, делая свободу правою рукою креститься и языком говорить: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене, вонми в помощь мою, Гомподи спасения моего! А далее, всего себя возлагаю на Его святый и спасительный промысл о мне недостойном и неключимом, и на Ваши святые молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

архим. Агапит Глава XIV. Отношение старца о. Макария к посторонним монастырям – мужским и женским Далеко-далеко разносилась добрая слава о смиренном оптинском подвижнике, батюшке о. Макарии, так как духовная его деятельность, или руководствование к вечной жизни, как видели мы выше и увидим далее, не ограничивалось одними иноками Оптиной обители. По временам он лично навещал и другие монастыри, начальствующие коих имели к нему особенное расположение. Так, из обителей своей Калужской епархии старец посещал иногда общежительные обители: Мещовский Георгиевский монастырь, пока в нем настоятельствовал о. игумен Никодим (Демутье), лет шесть поживший в Оптиной Пустыни, откуда определен был и настоятелем в Мещовск, а затем Малоярославецкий Николаевский монастырь, коим при жизни старца Макария управляли преемственно настоятели из оптинских братий – о. игумен Антоний (Путилов) и за ним переведенный из Мещовского монастыря и возведенный в сан архимандрита вышеупомянутый о. Никодим 101 . Но особенно любил старец пустынь во имя преп. Тихона, Калужского чудотворца, которая обязана началом своего благоустройства отеческому попечению о ней предместника старца Макария, старца о. Леонида (в схиме Льва). В последние годы жизни старца Макария настоятелем оной пустыни назначен был один из преданных его учеников, иеромонах Оптиной Пустыни о. Моисей 102 . Сердечно утешался старец Макарий внешним и внутренним благоустройством сей обители, простым и отеческим обращением настоятеля с братиею, трудолюбием братий, поощряемых к тому примером самого настоятеля и его внимательностию к общим и частным их нуждам. Проживая в сей тихой пустыни по нескольку дней, старец имел обыкновение высказываться так: «Я отдыхаю здесь душою». Современные старцу Макарию иноки отдаленных, более общежительных монастырей и пустынь других епархий, а также некоторые из белого духовенства, зная о духовных его дарованиях, приезжали к нему сами пользы ради и советов духовных; другие же, не имея на сие времени и возможности, обращались к нему за советами письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Скит во имя св. Иоанна Предтечи близ Козельска. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. (Архив Оптиной пуст.) Идея открытия И. П. с. принадлежала еп. Филарету, к-рый посещал Оптину пуст., стремился духовно укрепить обитель и «доставить желающим средство к безмолвнейшему житию». 15 дек. 1820 г. еп. Филарет через мон. Моисея обратился с письмом к отшельникам, жившим в Рославльских лесах в Смоленской губ. под рук. иеросхим. Афанасия (Степанова) . От своего имени и от имени настоятеля игум. Даниила (Александрова) епископ пригласил их переселиться в Оптину пуст. и основать скит в любом месте принадлежавшего ей леса, обещал выстроить для них кельи и освободить от монастырских послушаний. Рославльские монахи на общем совете решили принять приглашение. 1 апр. 1821 г. иеросхим. Афанасий написал еп. Филарету письмо, в котором просил, чтобы скит имел отдельное от мон-ря содержание, причем избыток средств следовало отдавать монастырю, а недостаток, «сколько можно понести терпением»; чтобы миряне не могли посещать скит, а монастырская братия приходила только в субботу и воскресенье; чтобы статус скита был «формальным и всегдашним». В ответном письме от 24 апр. того же года еп. Филарет сообщил, что поручил игум. Даниилу (Александрову) отвести для скита место и позволил благотворителю Д. В. Брюзгину строить кельи. 6 июня рославльские монахи Моисей, его брат прп. Антоний (Путилов) , Савватий и послушник Иван Дранкин приехали в Оптину пуст. и были размещены на монастырской пасеке. Иеросхим. Афанасий решил остаться на прежнем месте до окончания устройства скита (он так и не перешел в Оптину пуст.). Для скита избрали место близ малой монастырской пасеки, где в нач. XIX в. жил в келье схим. Иоанникий. Скит был отделен от монастыря густым сосновым бором. Мон. Моисей вместе с игум. Даниилом составил план строительства в скиту, к-рый 17 июня 1821 г. был утвержден еп. Филаретом. Первые средства на строительство выделили благотворители Брюзгин и Ф. Т. Третьяков. В том же году братия скита и наемные рабочие приступили к рубке леса и корчеванию пней. В качестве временного жилища они выстроили на юго-вост. стороне скита общую келью, затем обнесли скит дощатой оградой и приступили к возведению ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Посвящение церкви святому, почитаемому как 1-й пустынножитель, дало название и скиту. Игум. Даниил напутствовал монахов: «Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!» (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16). 18 авг. из мон-ря в скит был совершен крестный ход, состоялась закладка храма, под престол к-рого была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февр. 1822 г. церковь была освящена игум. Даниилом.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Первое издание Жизнеописания о. Зосимы нашло сердечный отклик Оптинских старцев и настоятеля Коневского монастыря. Так, игумен Антоний (Путилов) писал в Зосимову пустынь: «Боголюбивейшая во игумениях матерь Вера! Чрез скудныя строки сии приношу Вам, дражайшая моя матушка, из глубины души моея всечувствительнейшее благодарение за весьма приятное мне письмецо Ваше и за посланные при оном книги: Жизнь боголюбивого старца Вашего прп. отца Зосимы и богомудрые изречения его. За усердие Ваше ко мне убогому воздаст Вам Господь Бог Своею милостию. Вы изданием сих книг доставили великую пользу для многих чтущих, особенно для иночествующих. А при втором издании советую Вам присовокупить что-либо назидательное и из жизни матери Маргариты. При третьем же издании сей назидательной книги осмеливаюсь всепокорнейше просить Вас, матушка моя, что-либо присовокупить и из своей жизни во славу Божию и в пользу чтущих, на память о себе вечную. А если презрите это, то на Вашей душе грех будет, ибо это не есть тщеславие. 18 мая 1860 г.» 176 И архимандрит Моисей не замедлил: «Высокопреподобнейшая матерь игумения Вера Ильинична! К душевному утешению нашему, доставлены 30 апреля, от усердия Вашего, посланные при письме 11 апреля две книжицы жизнеописания блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы. В издании этой книги имею особенную душевную радость припоминать святолепных подвижников – старцев духовных, которых Господь удостоил меня видеть и знать во время жизни их на земле. К сожалению, не имел я случая видеть только старца Василиска. 19 мая 1860 г.» 177 Настоятель Коневского монастыря игумен Израиль 5 января 1861 года писал в Оптину о. Моисею: «Приношу Вашему Высокопреподобию душевную благодарность от себя и от лица братии Коневской обители за присланные Вами нам книги «Жизнеописания старцев Василиска и Зосимы и изречений» последнего. Особенно приятны и назидательны для нас эти книги потому, что блаженные старцы Василиск и Зосима не чужды нашей обители: они в ней жили и довольное время и своими подвигами, молитвами и слезами согревали и освящали ее. Быть может, и теперь еще по временам привитает дух их над нами; а что они молитвенники и заступники нашей обители – это несомненно, ибо блаженным небожителям всегда любезны и памятны места их земного подвижничества. Да, дух их присущ нашей обители, в этом удостоверяет и то, что предание об них доселе сохраняется между нашею братиею, хотя письменных памятников об их подвигах у нас и не находится» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   Отчет о состоянии Курской епархии за 1895 г.//Там же, д. 1566.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1896 г.//Там же, д. 1624.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1897 г.//Там же, д. 1675.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1898 г.//Там же, д. 1727.    Ювеналий (Половцев). Письма о. Макарию (Иванову). 1853—1855, 1860 гг.//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 83, ед. хр. 24.    Ювеналий (Половцев). Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//Там же, к. 95, ед. хр. 41.    Ювеналий (Половцев). Заметки о посещении Палестины. 1857 г.//Там же, к. 102, ед. хр. 33.    Игнатий (Брянчанинов), архимандрит. Письмо к Ювеналию (Половцеву)//Там же, к. 102. ед. хр. 39.    Макарий (Иванов), Антоний (Путилов), Ювеналий (Половцев). Письма к Глушкову А.И. 1856—1863 гг.//Там же, к. 76, ед. хр. 17.    Макарий (Иванов). Письмо Муровцеву А.А. (рукой Ювеналия (Половцева). 1851 год, сент. 19//Там же, к. 78, ед. хр. 10.    Ювеналий (Половцев), архимандрит. Письма к Илариону (Пономареву) 1865— 1870 гг.//Там же, к. 64, ед. хр. 25.    Ювеналий (Половцев). Письма к Исаакию (Антимонову). 1862—1865 гг.//Там же, к. 73, ед. хр. 16.    Ювеналий (Половцев). Письмо к архимандриту Досифею, настоятелю Оптиной пустыни. 1899 г.//Там же, к. 62. ед. хр. 36.    ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 3.    Там же//Строитель — иеромонах, настоятель (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1. С. 342).    Там же.    Впервые донесение митрополита Иоасафа изложено в работе: Иоанн (Маслов), архимандрит. «Глинская пустынь: История обители и ее духовнопросветительная деятельность в XVI—XX bekax». (М., 1994. — Примеч. изд.).    ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1.    ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25.    Там же. С 1728 по 1731 г. Глинская пустынь была приписана к комнате царицы Евдокии Феодоровны. (Памятная книжка Курской губернии на 1860 г. С. 114).    ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25об.    Там же, л. 93об.    ЦГАДА, [Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина — ныне Российская государственная библиотека] ф. 280, оп. 3, д. 154, л. Зоб. (Подробное описание Глинской пустыни, ее храмов, ризницы, землевладения и хозяйства в 1764 г. приведено в работе: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI—XX bekax. М., 1994. — Примеч. изд.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

16 июня 1881 г. Оптина Пустынь Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782 г.–1811 г.) В г.Молог, Ярославской губернии, на городском кладбище, близ алтаря церкви во имя Всех Святых стоит скромный, осененный крестом, мраморный памятник, на котором с одной стороны такая надпись: «Под сим камнем погребено тело Московского купца Ивана Григорьевича Путилова. Жития его было 57 лет; скончался 1809 года, января 26-го дня», а с другой стороны начертены имена лиц, воздвигнувших этот памятник: «Путилова дети: Моисей, Игумен Оптиной Пустыни, Исаия, Игумен Саровской Пустыни, Антоний, Игумен Малоярославецкого Николаевского Монастыря». Прочтешь эту надпись и невольно остановишся на ней мыслью. Какое редкое, замечательное семейство! Три сына, каждый в ранней молодости оставил мир, для того чтобы служить Богу, и жизнью строго-подвижническою приготовить себя к вечности. Все трое неуклонно прошли этим путем; все трое преуспели в добродетелях на столько, что каждый из них, в свою очередь, за благочестивую жизнь был избран в наставники и руководителя других многих, и, пася овец Христовых, после долголетней, плодотворной деятельности, святою кончиною запечатлел святую жизнь свою. Память каждого из трех братьев как память праведного – с похвалами (Пр. 10:7). Много ли ныне таких семейств? Отец этих трех Игуменов, Иван Григорьевич Путилов, был родом из граждан г. Серпухова. Оставшись после своего отца десяти лет от роду, он детство свое и молодость провел в большой бедности, пропитывая своими трудами и себя и бывших на его тпопечении: мать вдову, сестру и младшего брата. Сперва работать он на полотняной фабрике, а потом перешел на службу по питейным сборам, при которых и служил в разных местах и в разных должностях до самой своей кончины. Он был православный христианин в истинном смысле этого слова: строго соблюдать все правила и постановления Церкви Христовой, усердно посещал храм Божий, любил читать Св. Писание и другие духовные книги, и проводил жизнь благочестивую в страхе Божием. При том Иван Григорьевич был человек умный, в обхождении со всеми почтительный и приветливый, умел со всеми приятно и кстати говорить, и всеми был любим и уважаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преданию, ее основателем был отшельник Опта. Но в 18 столетии это была малобратственная обитель, пришедшая в запустение. В екатерининскую эпоху великого разорения монастырей в Оптиной осталось всего три насельника. Митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) , остановившись здесь проездом, был поражен красотой места и велел привести пустынь в порядок. Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколько иноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. В монастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор стал называть Оптину «второй лаврой своей епархии». В начале 1825 г. настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родился в 1782 г. в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским) . В 1804 г. оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с именем Исаия, впоследствии стал Саровским настоятелем, а Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришли из Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младший брат Александр, постриженный с именем Антоний. Однажды преподобный Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету (Амфитеатрову) , который поручил ему устроить скит при Оптиной. В 1821 г. отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место от растущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь , освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келии, которые стали наполняться монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010