Амфилохий (Радович) , митр. Антропологическая основа воспитания и образования//Там же. С. 130–134. Амфилохий (Радович) , митр. Богочеловек как Альфа и Омега воспитания//Там же. С. 134–138. Амфилохий (Радович) , митр. Троичный синергизм как основа воспитания//Там же. С. 138–143. Амфилохий (Радович) , митр. Воспитательный характер первой заповеди//Там же. С. 143–148. Амфилохий (Радович) , митр. Грехопадение как потеря образа//Там же. С. 149–179. Амфилохий (Радович) , архим. «Филиокве» и нетварная энергия Святой Троицы по учению святого Григория Паламы //Хрестоматия по сравнительному богословию. Учебное пособие. М.: Подворье ТСЛ, 2005. С. 424–462. Андреева Ю. В. Сравнительный анализ идей саморазвития в православной и светской педагогике//Образование и саморазвитие. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 6 (22). С. 3–9. Андрей (Шестаков), инок. Предисловие: об авторе// Афанасий (Евтич) , еп. Хлеб богословия. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. С. 3–9. Андрей (князь Ухтомский), архим. О любви Божией на Страшном Суде Христовом. Казань (прил. к 8 журнала «Деятель»), 1904. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова. Сост. Г. И. Беневич. М., СПб.: Никея, Изд-во РХГА, 2009. Т. 1. Антоний (Амфитеатров) , архиеп. Догматическое богословие православной Кафолической Восточной Церкви. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1862. Антоний (Путилов), игум. Письма к разным лицам. М.: Синодальная типография, 1869. Антоний Сурожский , митр. Человек перед Богом. М.: Центр по изучению религий, 1995. Антоний Сурожский, митр. В доме Божием//Он же. Труды. В 2-х т. М.: Изд-во Практика, 2007. Кн. 2. С. 483–502. Антоний (Храповицкий) , архиеп. Нравственная идея догмата о Церкви//Он же. Сочинения. В 3-х т. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1911. Т. 2. Афанасий (Евтич) , иеромон. Жизнеописание о. Иустина//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . В 4-х т. М.: Изд-во Паломник, 2004. Т. 1. С. 7–54. Афанасий (Евтич) , еп. Отец Иустин/Пер. И. А. Чароты по изд.: Афанасие еп. Знак препоречни: разговори у времена смутна. Београд, 1994// Иустин Попович , прп. О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Минск: Изд-во Лучи Софии, 2001. С. 36–37.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Антоний Великий (ок. 251 – 356), преподобный, авва, основатель отшельнического монашества. – 87. Антоний (Путилов) Оптинский (09.03.1795 – 07.08.1865), преподобный, младший брат прп. Моисея Оптинского. С 1839 настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря. В 1853 по ходатайству свт. Филарета (Дроздова) прп. Антоний был уволен на покой, вернулся в Оптину пустынь. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. – 54, 56, 78, 81, 123, 132, 133, 136, 142–144, 150, 162, 165, 170, 174, 188, 190, 196, 198. Аргиропуло Эмануил Яковлевич, первый драгоман (переводчик с дипломатическими функциями) российского посольства в Константинополе. – 200. Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813 (01.10.1820?) – 18.05.1879). В переписке упоминается как Аскоческий. Поэт, журналист, писатель, историк. В 1856 опубликовал книгу «Киев с древнейшим его училищем академиею». С середины 1858 по 1877 издавал еженедельную газету «Домашняя беседа». В 1858 опубликовал роман «Асмодей нашего времени». – 139, 140, 190. Афанасия (Глебова), монахиня. В миру Александра Николаевна Глебова, родная племянница прп. Макария, пострижена в монашество в 23 года; казначея севского Свято-Троицкого женского монастыря. – 135,145, 146. Бажанов Василий Борисович (07.03.1800 – 31.07.1883), протоиерей, духовник императоров Николая 1, Александра 2, Александра 3; протопресвитер придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора; член Св. Синода с 03.04.1849. С 13.10.1858 – главный священник гвардии и гренадер. – 141. Баранов Павел Трофимович (30.12.1814 – 15.04.1864), граф, генерал-майор свиты его императорского величества. С 29.10.1857 по 14.10.1862 тверской гражданский губернатор и военный губернатор Твери. – 108. Барков Николай Акимович, статский советник, до марта 1859 г. служил в Лесном департаменте; член общего присутствия хозяйственного управления при Св. Синоде. Автор статьи «Современные идеи православны ли?». – 184, 187, 195, 196, 198. Бурачек Степан Анисимович (12.01.1800 – 26.12.1876), генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, русский кораблестроитель, русский писатель, литературный критик. Занимался проектированием и строительством морских судов, преподавательской деятельностью. С 1840 по 1845 издавал журнал «Маяк современного просвещения и образованности». – 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1809 г. Тимофей Путилов был определен в число послушников Свенского монастыря, но через некоторое время вынужден уехать в Москву за увольнением, и больше не вернулся в Свенскую обитель. В 1811 г. по совету иеромонаха Адриана (в схиме Алексия), отправляется в Рославльские леса под духовное руководство иеросхимонаха Афанасия (Степанова), который имел духовное трезвение и дар умной молитвы. Там Тимофей был пострижен о. Афанасием в мантию с именем Моисей, и провел под его руководством в пустынножительстве 10 лет. От опытного старца о. Моисей приобрел дар молитвы и внимания к себе. В 1816 г. к о. Моисею присоединился его младший брат Александр, который был келейно пострижен в монашество с именем Антоний. О. Моисей вспоминает, что когда пришел в Рославльские леса, пустынники – иеросхимонах Афанасий, о. Досифей и о. Дорофей жили в трех кельях. О. Моисей поселился со старцем Афанасием, построив для него и для себя новую келью 225 . Жизнь пустынножители вели самую скудную, ничего не имея в кельях. Питались одними огородными овощами, хлеб вкушали редко, когда присылали помещики. Летом собирали грибы и ягоды. На чай старцы смотрели как на роскошь, и употребляли как лекарство для поддержания сил. Не менее скудной была и одежда пустынников, на ногах носили лапти. Почти весь день пустынники простаивали на молитве – церковной или келейной, оставляя ее лишь в случае выполнения различных работ и послушаний. Любимым занятием о. Моисея и его брата Антония было переписывание книг, которые они привезли в пустынь и приобрели во время поездок в Москву и Киев. У старца Афанасия было много рукописных переводов святоотеческих книг, сделанных Паисием Величковским . Братья из них делали выписки, составляя различные рукописные сборники, в которых изложены правила христианской, а особенно монашеской жизни 226 . Подвижничество старцев состояло в следующем – о. Моисей и Антоний по 18 часов проводили стоя на молитве, совершали до 800 поклонов, держали строгий пост и воздержание. Но самое главное, что большинство пустынников прошли школу старца Паисия лично или посредством его учеников, и стремились к духовному самосовершенствованию, которое совершалось через борьбу с телесными и душевными страстями, через следование Евангельским заповедям, через полное отрешение от прелести мира, и через обращение ума внутрь себя. Необходимо было полное отречение своей воли и всецелое послушание старцу 227 . Все это вырабатывало в пустынниках душевную чистоту, ясность мысли, силу воли и выдержку характера, – тем самым им не страшны были никакие испытания. И благодаря этому из безмолвного уединения Рославльских лесов миру являлись такие закаленные личности, как о. Моисей и о. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам оставшийся истинным подвижником и воином Христовым, преподобный Моисей умел и в душах братий возжечь ревность по Богу. В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий. За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Весть о постриге его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки… Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила на 81-м году его земной жизни. Были явлены его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый; тело его осталось нетленным… Преподобный Оптинский старец Антоний марта 1795 – †7/20 августа 1865 Преподобный отец наш Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) был братом преподобного Моисея. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте. В Рославльских лесах, где подвизался его старший брат, будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей, 2 февраля 1820 г. был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря — епископа Калужского Филарета, — преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину Пустынь для основания при сей обители уединенного скита. В 1825 г., после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Был аптекарем и певчим, заведовал больницей. Паломничал по св. местам. В 1817 г. посетил Саровскую пустынь, а с 1818 г. поселился в ней у преп. Серафима, который предсказал ему настоятельство. Через полтора года перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь, где сначала был пономарем, а в 1822 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1824 г. был на богомолье в Киеве. В 1826 – 1831 гг. был строителем Высокогорской пустыни, внешне и внутренно благоустроил ее. В 1831 г. митрополит Филарет избрал его наместником Троице-Сергиевой лавры и возвел в сан архимандрита Вифанского монастыря при ней. В должности наместника о. Антоний пробыл 46 лет, и лавра при нем расцвела. О.Антонию обязаны своим существованием все скитские обители – Гефсиманская, Пещерная, Параклит, Боголюбивая киновия. При нем были благоукрашены лаврские церкви, выстроены гостиницы, больницы, дом призрения, училище для мальчиков, устроена иконописная матерская, издано много духовных книг. Проводя столь деятельную жизнь, о. Антоний стремился к уединению и просился на покой, но просьба его так и не была удовлетворена. О.Антоний был духовником митрополита Московского Филарета и в течение 35 лет состоял с ним в переписке (письма святителя к о.Антонию изданы в четырех частях в 1876–1885 гг.). Скончался в Троице-Сергиевой лавре, погребен у алтаря Свято-Духовского храма. – 75, 128, 131, 132, 133, 135, 147, 148, 155. Антоний – Оптинский старец, схиигумен, скитоначальник, настоятель Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1795 † 7 августа 1865. В мире Александр Иванович Путилов. Родился в городе Романове Ярославской губернии, в купеческой семье. В роду его было много монашествующих. В юности служил в Москве по откупам, был в плену у французов. В 1816 г. удалился в Рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Тимофей, впоследствии настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Моисей , и прожил там пять лет. С 15 января 1816 г. – послушник, на Сретение 1820 г. келейно пострижен в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Виктор Афанасьев Немаловажные новости Преподобный Антоний (Путилов), брат преподобного Моисея, настоятеля Оптиной Пустыни, много трудился, впрочем, как и брат его, и все, кто тогда с ними был, при основании Иоанно-Предтеченского Скита. Расчищали площадку, выкорчевывая деревья и кусты, строили келлии и храм. А потом все вокруг украсили цветами и плодовыми деревьями. В храме начались службы... Умолк стук топоров. Благодатная тишина как бы любовью окутала это новое молитвенное место. Оно стало знаменитым в православном мире. И старцами, и духом молитвенным, и – красотой. Братья – игумен Антоний и архимандрит Моисей – открыто не старчествовали, но старческие дары имели в полной мере. Так что нередко и они врачевали немощные души. Были у них и духовные чада. Приезжал в Оптину один отрок из Москвы со своей матерью. Слабый и бледный мальчик, имеющий горячую веру в Бога, любящий природу... Игумен Антоний уже был в Оптиной на покое. Он был стар, и у него так болели ноги, что он с трудом преодолевал небольшое расстояние между своей келлией и храмом. И все же он находил в себе силы выйти с этим отроком в лес, чтобы послушать, как птицы славят Господа. Не забывал он этого отрока и в письмах. Были у отрока брат и сестрица, еще меньшие, чем он. И вот пишет игумен Антоний их матери: „Новостей у нас, достойных вашего любопытства, почти не имеется, а для вселюбезнейших детей ваших есть и весьма немаловажные, а именно: по зимнем уединении, с наступлением весны, стали возвращаться к нам птички, которые, день от дня умножаясь разных родов, занимаются теперь построечкою своих покойцев на безопасных к спокойствию и продовольствию своему местах. Некоторые из них возвратились, а некоторых еще ожидаем. Которые ближе к нашему климату, те прежде и прилетели. Между тем столько оне непрестанным пением своим утешают нас, что даже и в келлии сидеть не хочется – все бы слушал. Да, кажется, если б и они (то есть дети ваши) были теперь у нас, то и их бы столько усладили приятным пением своим, что и про Москву бы позабыли. Жалко, что клеточек у меня нет, а то бы всем им послал по хорошенькой птичке в подарок“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Малоярославецкий игумен о. Антоний (Оптинский) (Память 7 августа). В г. Мологе, Ярославской губернии, на городском кладбипце, близ алтаря церкви во имя Всех Святых стоит огромный, осененный крестом, мраморный памятник, на котором с одной стороны такая надпись: «Под сим камнем погребено тело Московского купца Ивана Григорьевича Путилова. Жития его было 57 лет, скончался 1809 года, января 26-го дня», а с другой стороны начертаны имена лиц, воздвигнувших этот памятник: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной пустыни, Исаия, игумен Саровской пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевкого монастыря». Прочтешь эту надпись и невольно остановишься на ней мыслью. Какое редкое, замечательное семейство! Три сына, каждый в ранней молодости, оставили мир для того, чтобы служить Богу и жизнью строго-подвижнической приготовить себя к вечности. Все трое неуклонно прошли этим путем; все трое преуспели в добродетелях настолько, что каждый из них, в свою очередь, за благочестивую жизнь был избран в наставники и руководители других многих, и, пася овец Христовых, после долголетней, плодотворной деятельности, святою кончиною запечатлел святую жизнь свою. Память каждого из этих трех братьев, как память праведного – с похвалами ( Притч.10:7 ). Много ли ныне таких семейств? Игумен Антоний, в мире Александр Иванович Путилов, родился 9 марта 1795 года в г. Романове Ярославской губернии. Родители его, Иван Григорьевич п Анна Ивановна Путиловы, были коренные жители города Серпухова, а впоследствии приписались к Московскому купечеству. Они были люди благочестивые и богобоязненные; воспитывали детей своих в страхе Божием и в духе строгого православия, и с ранних лет приучили их любить храм Божий и божественную службу. Молодой Александр в детстве и юности был весьма тих и скромен, не увлекался шумными играми своих сверстников. Призвание к монашеской жизни почувствовал он еще в детском возрасте. В родстве Александра были уже лица, посвятившие себя иноческой жизни. Так, прадед его Иоиль был иеродиаконом Серпуховского монастыря; а двоюродная сестра его Максимилла была монахиней в Московском Вознесенском монастыре и отличалась строгостью жизни. Вообще, во всем семействе Путиловых заметно было расположение к монашеству. Из четырех братьев Александра один только (Василий) избрал семейную жизнь; другой (Кирилл), хотя оставался в миру, но проводил жизнь безбрачную и весьма благочестивую, а остальные, Тимофей и Иона, так же, как и Александр, в молодых летах удалились из мира. Старшая сестра их Анисья желала также поступить в монастырь, но против воли своей должна была выйти замуж, и через три года умерла в цветущих летах; а муж ее, как бы исполняя желание жены, принял монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О. Мефодий почил о Господе 21 Апреля 1862 г. в субботу, в 6 часов утра. Вот как о его кончине писал о. игумен Антоний одному знакомому лицу: «Великий страдалец наш, иеродиакон отец Мефодий, 21-го Апреля утром кончил подвиг свой, и переселился на вечный покой со святыми в небесные обители. А 24-го было торжественное провождение многострадального тела его в усыпальницу; и батюшка отец Архимандрит, со всеми иеромонахами и иеродиаконами, был в облачении. А теперь на гробе его горит неугасимая лампада. Он несколько раз был приобщен Св. Таин, и до исхода души был в памяти. На первый день Светлого Воскресения, после утрени, ходил я к нему христосоваться, и пели с ним вместе «Христос воскресе» – трижды, «Ангел вопияше, Пасху, плотию уснув, яко мертв». Чрезвычайно он тогда был весел и несколько раз принимался целовать меня. Слава Богу! Он совершил подвиг свой преблагополучно. А я о себе не знаю, что вам сказать. Помилуй меня, Господи, если я буду мученик безвенечный». В последнее время прислуживал о. Мефодию монах Николай Иванов Новацкий, из евреев, до крещения называвшийся Вульф Абрамович, человек нрава кроткого, тихого, мирный и любовный ко всем. Он имел особенное усердие к о. Мефодию и взаимно пользовался его отеческим расположением и любовью. Замечательно, что о. Николай, заболевши, скончался в 40-й день по кончине о. Мефодия, даже в тот же самый час (утром в 6 часов). 5. Игумен Антоний Игумен Антоний, в мире Александр Иванович Путилов, родился 9-го марта 1795 года, в г. Романове Ярославской губ. Призвание к монашеской жизни почувствовал еще в детском возрасте. Когда старшие братья его, Тимофей и Иона, оставили мир и поступили в Саровскую Пустынь, то и тринадцатилетний Александр хотел последовать их примеру, но, повинуясь воле отца, должен был до времени отложить свое намерение. В 1809 г., со старшим братом Кириллом, отправился в Москву, и года три был там комиссионером у откупщика Карнышева. В 1812 г., в годину народного бедствия, пришлось и молодому Александру подвергнуться испытанию. Он был ограблен неприятельскими солдатами, десять дней был в плену у французов, был очевидцем ужаснейших происшествий и сам много пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Преподобный Антоний Оптинский. Автор прижизненного портрета: иером. Гавриил (Спасский) Двадцатого августа мы празднуем память преподобного Антония, старца Оптинского. Преподобный Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии в 1795 году в благочестивой семье, где ближайшие родственники: старшие братья, дядя, двоюродная сестра — тяготели к монашеской жизни. Семья Путиловых подарила России трёх монахов-молитвенников Семья Путиловых подарила России трёх монахов-молитвенников, и после смерти отца три сына на его памятнике у алтаря церкви Всех святых написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни , Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Жизнь будущего старца неоднократно подвергалась многочисленным смертельным опасностям, но Промысл Божий сохранял его невредимым. В 1812 году Александр попал в плен к французам и после десяти дней страданий и издевательств чудом бежал. В двадцать один год юноша отправился в рославльские леса к старшему брату — монаху-отшельнику отцу Моисею, а после говаривал: «Приехавши к брату погостить, я прожил у него 24 года». Через четыре года был пострижен в иноческий чин, первый день ангела встретил в безмолвии и молитве и радовался этому: «Воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя». Ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное очищение отхожих мест Молодому послушнику поручали самые тяжёлые работы: рубить дрова, собирать для удобрения огорода по проезжим дорогам конский помет, готовить еду. За любую провинность «ставили на поклоны», и он так привык к этому, что бывало «скучал» без епитимьи в виде поклонов. Позднее вспоминал: «Я имел характер самый пренесносный, и старец мой чего-чего не употреблял, чтобы смирить мою жестоковыйность. Но ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное по нескольку раз, в течение шести лет, очищение отхожих мест». Как-то темной дождливой осенней ночью отправили Александра через глухую лесную чащу на реку проверить сети. С молитвой, за послушание, дошёл он до реки, рыбы не оказалось, но на обратном пути он почувствовал удивительную радость и лёгкость, а вокруг, среди тьмы, разлился свет. Так Господь Сам утешал инока.

http://pravoslavie.ru/73045.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010