1016 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Старец Амвросий Оптинский указывает: «И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, «проидохом сквозе огнь и воду и извел ны еси в покой». Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как не потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 190. С. 165). 1017 «Как из Египта исшедшие имели себе путеводителем Моисея, а из Содома избегшие имели себе наставником Ангела, нужно иметь некоего Моисея, ходатая… к Богу и наставника. Если же кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, такой вскоре заблудит от пути правого» (Письма о. Антония. С. 229). «…не бывшу просвещенну благодатию Христовою не можно разобрать себя самого и управить безбедственно» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 223). 1019 Там же. «Самочинное подвижничество и опасно и душевредно». (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 66. С. 69). 1021 Там же, л. 31 об. Оптинский старец о. Антоний писал, что без исповеди, чистосердечного откровения помыслов не может быть успеха в духовной жизни «не можем мы быть ни смиренномудрыми, ни мирными, ни в других добродетелях благоуспешными» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись//РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 56 об.). 1024 Там же, л. 87 об. Оптинские старцы также считали самым надежным средством в борьбе с помыслами открытие их духовному руководителю. Игумен Антоний наставлял: «От беспокойства помыслов более всего можно освободиться раскрытием их перед своим духовником» (Письма о. Антония. С. 233). Иеросхимонах Макарий считал, что откровение помыслов является основанием внутреннего благоустройства и порядка в обители (Жизнеописания… подвижников… Сентябрь. М., 1909. С. 119). 1025 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский старец Антоний (Путилов) писал новопостриженной монахине: «Если хочешь … избегнуть сетей вражиих, то ничего не скрывай и не утаивай от духовной матери своей» (Письма о. Антония. С. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Филарет исхлопотал ему от Синода официальное разрешение на пострижение и ношение мантии; до того же времени он официально числился не как монах Моисей, а как московский купец Тимофей Путилов, хотя еп. Филарет лично и признавал его келейный постриг. Для самих же пустынников главное составлял этот келейный постриг, и они желали его, как дара небеснаго. На пострижение сходились из лесу старцы-отшельники и совершали обряд строго по чину. О. Антоний был пострижен старцем Афанасием 2 февр. (на Сретенье) 1821 г., после 4-хлетнего тяжелого искуса. Восприемником его от Евангелия был брат о. Моисей. Впоследствии О. Антоний с удовольствием вспоминал, как радостен был первый день его монашеского тезоименитства, 17 янв. 1821 г., проведенный в безмолвии, посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении. «Воистину», говорил он: «Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя». По его словам, он целый год после пострига сохранял в сердце особенное ощущение благодати Божией, воспринятой в чине пострижения. В чем же состояло подвижничество старцев? Известно о некоторых внешних подвигах благочестия их: труде и молитве (о. Моисей и Антоний по 18 час. проводили стоя, отчего впоследствии страдали ногами), поклонах (келейное правило о. Феофана с 800 поклонами), о посте и воздержании от пищи (40-дневный пост о. Феофана) и т.п. Были среди отшельников простецы, которые главное внимание свое обращали на эти подвиги, что не мешало, однако, им возрастать духовно; но большинство пустынников, воспитанных на святоотеческих писаниях, прошедших школу о. Паисия лично или чрез посредство его учеников, стремились больше к духовному самоусовершенствованию. Борьба со страстями душевными и телесными, последование Евангельским заповедям и советам, полное отрешение от прелести мира, самоуглубление, или «обращение ума внутрь», внимательность к каждой своей мысли, к каждому слову, смирение и неосуждение других, любовь ко всем и строгость к себе самому, чистота чувств и мыслей, и как средства для этого – отрешение от своей воли, безусловное послушание старцу и молчание, – вот задачи, которые ставили себе для достижения высоты духовного совершенства отшельники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известно, с какой грустью приняла весть о потере духовного наставника зосимовская игумения Афанасия. Чтобы утешить оставляемых им сестер, он часто писал по-отечески теплые письма матушке: «Что же делать, когда Господь посещает меня болезнями и великой слабостью?» – говорит архимандрит в одном письме. «Мне вас очень жаль; я о вас всегда думаю и всегда вы у меня в душе. О чем вы так скучаете? Приезжайте ко мне почаще. Я от вас не отказываюсь и всегда помню вашу обитель; до гроба не забуду и готов помочь вам во всем и не оставлю вас никогда» 376 . Еще большую утрату понесли все несколько лет спустя: 12 мая 1877 года архимандрит Антоний, соборовавшись и приняв Святые Тайны, тихо почил о Господе. Более 60 священнослужителей участвовало в его отпевании. Как свидетельствуют очевидцы, стечение народа было чрезвычайное, гроб праведника был предан земле возле могилы святителя Филарета, около Духовской церкви. В 1995 году было проведено обретение мощей архимандрита Антония и перезахоронение за алтарем церкви Сошествия Святого Духа. Там организовался как бы небольшой некрополь лаврских наместников. 16 октября 1998 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялось торжество прославления архимандрита Антония (Медведева) как местночтимого лаврского святого, его возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Мощи преподобного с тех пор почивают в раке, в Духовском храме. Святая Лавра! Как милостив Господь, сохранивший нам такую отраду! Застываешь на месте, когда с горы видишь ее величие, понимая всю бессмысленность и суетность за ее стенами! И потом, замерев у колонны в полутьме Троицкого храма, сознаешь, что «игумену земли Русской» ты не смеешь нести свои мысли, а только просьбу: «Помолись обо мне, грешной, чтобы укрепил Бог веру мою, чтобы в море возможностей и желаний помог распознать то, что Он от меня ждет». Но есть для зосимовской монахини в Лавре еще святыня, к которой припадет она с трепетом, как к «родной», – это мощи преподобного Антония Радонежского. Как отрадно бывает в Духовской церкви помолиться в уединении около его раки: «Отченька святый! Ты помнишь, конечно, Зосимову пустыньку? Помолись о нас!» Игумен Антоний (Путилов) и его духовные чада из Зосимовой пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

С. 98-99). В 1851 г. Оптину пуст. посетил известный духовный писатель А. Н. Муравьёв , к-рый встретился с 3 старцами - Моисеем, Антонием и Макарием, и написал воспоминания о них. По словам писателя, М. отличали строгость, «углубление во внутреннюю клеть своего сердца, от долгого пустынножительства и соответственно своему начальническому положению», рассудительность и безгневие ( Муравьёв. 1852. С. 89). Как вспоминал игум. Антоний (Бочков), «вместо поучений он являл собой пример, как хранить уста, и хранивши их, обуздывать и все тело. Никто не видел его во гневе или в ослаблении: всегда был ровен и верен самому себе» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 243-244). По замечанию еп. Герасима (Добросердова) , у М. было «умение управлять братством из разных званий, не одинаковой степени образования, умение всем и каждому указать приличное место, занятие, так, чтобы все и каждый, смотря по возможности, старались содействовать благу обители» ( Герасим (Добросердов). 1865. С. 17). В своих «Келейных записках» оптинский старец прп. Варсонофий (Плиханков) отмечал, что М. «достиг той вершины духовной жизни, которая называется бесстрастием» (РГБ. Ф. 214. Опт-319. Л. 252). Мн. воспитанники Оптиной пустыни становились настоятелями монастырей: Геронтий (Васильев) - настоятель Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (1837-1857), Антоний (Путилов) - малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1839-1853), Никодим (Демутье) - мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (1842-1853), затем малоярославецкого мон-ря (1853-1862), Паисий (Аксёнов) - Тихоновой Калужской пуст. (1857-1858/59), Моисей (Красильников) - Тихоновой Калужской пуст. (1858-1895), Леонид (Кавелин) - Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря (1869-1877), наместник Троице-Сергиевой лавры (1877-1891), Иувеналий (Половцев) - настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни (1861-1862), впосл. архиепископ Литовский, Пафнутий (Осмоловский) - настоятель малоярославецкого мон-ря (1862-1891), Марк (Чебыкин) - настоятель Мещовского мон-ря (1869-1879).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Такие старцы, благодаря Бога, еще есть в России…”. Без сомнения, такие же мысли Киреевский высказывал и Гоголю. Во всяком случае, в июне 1850 года Гоголь вместе с Михаилом Максимовичем проездом на юг, в Малороссию, заезжает в Оптину. 13 июня друзья выехали из Москвы на долгих. Первую ночь они провели в Подольске, где встретили поэта-славянофила Алексея Хомякова с супругой и провели вечер в дружеской беседе с ними. 15 июня Гоголь и его спутник ночевали в Малом Ярославце, утром отстояли молебен в тамошнем Николаевском монастыре, настоятель которого отец Антоний напоил их чаем и благословил каждого финифтяным образком Николая Чудотворца. Игумен Антоний был одним из трех братьев Путиловых, известных подвижников христианского благочестия. В течение четырнадцати лет он был начальником Иоанно-Предтеченского скита, последующие четырнадцать лет управлял Малоярославецким Николаевским монастырем и потом двенадцать лет прожил на покое в Оптиной Пустыни. Его брат, архимандрит Моисей , был настоятелем Оптиной почти сорок лет; за эти годы монастырь совершенно преобразился и обустроился, развернулась его издательская деятельность, расцвело старчество. Третий брат Путилов, отец Исаия, был игуменом Саровской обители. 16 июня Гоголь и Максимович провели в Калуге, а днем обедали у Александры Осиповны Смирновой, супруги калужского губернатора, давней приятельницы Гоголя. Здесь, в присутствии известного поэта графа Алексея Константиновича Толстого, Николай Васильевич говорил о своем намерении “проездиться по России”. Пантелеимон Кулиш рассказывает со слов Максимовича: “Между прочим, путешествие на долгих было для него (Гоголя. — В.В.) уже как бы началом плана, который он предполагал осуществить впоследствии. Ему хотелось совершить путешествие по всей России, от монастыря к монастырю, ездя по проселочным дорогам и останавливаясь отдыхать у помещиков. Это ему было нужно, во-первых, для того, чтобы видеть живописнейшие места в государстве, которые большею частию были избираемы старинными русскими людьми для основания монастырей; во-вторых, для того, чтобы изучить проселки Русского царства и жизнь крестьян и помещиков во всем ее разнообразии; втретьих, наконец, для того, чтобы написать географическое сочинение о России самым увлекательным образом.

http://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-o...

199. Для духовного наставника наибольшая радость – когда чада живут в послушании Прочитывая приятные письма Ваши, радовался я и благодарил Господа Бога, что Он Вам, людям Своим, крепость свою дал, и благословил Вас – человека Своего, миром, т. е. спокойствием душевным, и радостью духовною. Истинно любит Вас Господь Бог, и как новорожденного младенца на объятиях Своих носит, питая и утешая Вас, вместо млека, благодатию. Таковую особенную милость Божию к Вам должно относить или причитать не своим каковым-либо заслугам, но святым молитвам преподобного отца нашего Зосимы, и живущим во святой обители его преподобным матерям и сестрам о Господе, и признательность свою из глубины души изливать пред Богом, говоря всегда словами св. Давида: Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его! Истину Вам говорю; сердечно радуюсь я о Вашем чудотворном исцелении, радуюсь о Вашей радости, радуюсь о Вашем послушании, радуюсь о Ваших трудах в кухне и о печении хлебов, радуюсь о всех благих и смиренномудрых упражнениях или воображениях Ваших более, нежели о собственных, считая все оное как бы своим. Сердечно благодарю Вас за присланный хлеб Ваших трудов, который от обители Вашей принял я, как благословение Божие, и разделил оный всем по частичке, в том числе и случившимся у меня гостям, в храмовой у нас праздник 9 октября. Господь Бог да благословит сие святое послушание Ваше! Я живу в монастыре 30-й год; щи варивал на братию, а хлебов печь не научился; Вы по этой части превзошли меня. У всех о Господе сестер Ваших, и у Вас смиренно прошу молитв святых ко Господу о мне, в нерадении пребывающем, и остаюсь навсегда к Вам и ко всем с истинным высокопочитанием моим и любовию о Господе Вашим благожелательным богомольцем немощный и многогрешный и. Антоний. 11 октября 1844 г. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

Преподобный Моисей Оптинский Двадцать девятого июня мы чтим память Оптинского старца Моисея. Преподобный Моисей (1782–1862), в миру Тимофей Иванович Путилов, уроженец города Борисоглебска Ярославской губернии, был третьим из десяти детей большой купеческой семьи Путиловых. Мать семейства, Анна Ивановна, — боголюбивая, милостивая к нищим и беднякам, смиренная, усердная к молитве. С семилетнего возраста почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон. Когда приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. На вопрос внучки: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Отец, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты, пел на клиросе, любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Детей воспитывал строго, сам учил грамоте, чтению, письму. В училище ни одного сына не отдал, опасаясь, чтобы не было дурного влияния на детей со стороны товарищей или по недосмотру учителя. На простом мраморном памятнике написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря» Получив строгое, почти монашеское воспитание, все дети этой благочестивой семьи стремились к духовной жизни, три сына стали игуменами и позднее, после смерти родителя, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746¬1810). Неизвестный художник Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву. Братья познакомились здесь с истинно духовными людьми: монахиней Досифеей (по преданию, известной княжной Таракановой), старцами Новоспасского монастыря Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским.

http://pravoslavie.ru/71848.html

252. У кого нестроения внутренние – тому и сахар несладок Дражайшая и достопочтеннейшая благодетельница моя! Спасайтеся о Господе Любезные мне писания Ваши, с чистосердечным исповеданием Вашим, имел утешение получить исправно, почему за все оное приношу Вам премногую благодарность мою. Чистосердечным исповеданием Вашим и мнением о мне не точию нисколько не огорчаюсь я, но и благодарю Вас за оное; ибо оное согласно с собственным моим всегдашним мнением о себе самом. Значит, мы единодушны с Вами. Желал бы я, чтобы и другие не слишком высоко о мне мнили; сие ближе было бы к моей цели. Если же что опечалило меня, то это чувствуемое Вами сошествие во ад, которое чувствование не от места, обитаемаго Вами, и не от образа теперешней жизни, но от недостатка в духе Вашем смирения Христова и от того еще, что нет готовности железную волю свою сломить и покорить ее в волю Божию; а потому-то и сахар нам несладок, якоже древним ропотникам манна. Будем, любезнейшая матушка, словами святителя Христова Димитрия благодарить Бога, что душа наша находится не во аде, а во обители святой, чего по всей справедливости за премногие и тяжкие грехи не стоим мы. Если иначе будем мыслить мы, то должно будет отчитывать над нами, дабы не умереть нам в безумии. А за вину эту, в надежде исправления Вашего, Бог Вас простит; равно и я недостойный от всей души прощаю Вас и разрешаю; а посему будьте благодушны и ко мне милостивы. Слыша, что Вы ныне благодушны, и что все материалы для келлии Вашей изготовлены, и скоро начнут строить, сердечно порадовался я. Когда Вы переберетесь в свои новые келлии на житье, тогда вся дурь, обеспокоивающая ныне Вас, как с гуся вода, скатится долой; ибо хозяин в дому, как Адам в раю, будет жить припеваючи без болезни и воздыхания. Затем свидетельствую Вам мою о Господе любовь и истинное высокопочитание, и остаюсь всегдашним богомольцем Вашим и слугою и. Антоний. 22 августа 1850 г. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

264. Болезни посылаются нам Господом для вразумления и обретения памяти смертной Получил я последнее Ваше письмецо, писанное карандашом от 1 января сего нового года, которое прочитав, поболел я сердцем моим о падении Вашем (с крыльца)! Что делать, возлюбленное чадо мое, якоже Господеви изволися, тако и бысть! Праведники по семи раз на день падают, и все у них цело; а мы с Вами, если и однажды упадем, встать не можем без помощи других. Так и я, многосогрешивший пред Богом, хотя однажды упал, но вот уже 23 года ежедневно охаю! А Вам падение случилось к смирению Вашему и к научению терпения. Вы нередко желали, а может быть, и прашивали смерти себе, которой и святые люди ожидают не без страха; а Бог послал Вам правда, что полегче, болезнь, чтоб сим Вас вразумить, что смерть в тысячу раз тяжелее всякого вывиха и страдания. Посему утешь Вас Господи скорым исцелением, и даруй Вам искреннее желание исправить себя во всем и положить начало благое; о чем и я недостойный одолжаюсь по силе своей молить Господа Бога о Вас. К сему немало сожалел я и о некоторых огорчениях Ваших, случающихся с Вами, от которых никто не может быть свободным; а если когда и бывает ненадолго свобода, то заступают их место нечистые помыслы. За первые, если безропотно переносятся, готовится человеку награда, а за последние, как за произвольные, вечные муки во аде! Посему огорчайтесь не за первые, а за последние. После сего, что бы должно прежде всего, приношу Вам поздравление мое со днем св. Ангела Вашего, и усердно желаю Вам сей святой и радостный день провождать в святости и благоговейной радости и быть всегда здравою и благодушною. Преподобный угодник Божий в жизни и между многими благими делами имел навык от всякого человека приобретать для себя назидательные уроки; дай Бог Вам навык сей усвоить себе, чтоб ни об ком не думать худо, но только себя одну считать хуже всех. За сим испрашиваю Вам от Господа Бога благословение, душевный мир, спасение и исцеление от всех недугов душевных и телесных; и свидетельствую Вам о Христе Иисусе любовь и почитание, с коими и имею пребыть навсегда благожелательным богомольцем Вашим недостойный и. Антоний. 10 января 1859 г. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

Церковь Все рубрики Митрополит Антоний Сурожский Праздник Петра и Павла Сегодня мы празднуем память святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. Наоборот, апостол Павел вначале был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Что же случилось в том и другом? Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 3. Внутреннее самоуничижение) Чувство смирения находится в сердце человека, но рождается оно от смиренномудрого состояния ума. Любовь к людям, проникнутая смиренномудрием, простирается на всех людей без различия их убеждений, национальности, образа жизни и положения в обществе. Смиренный христианин любит даже явных грешников, полагая, что причина их беззаконий коренится не в них самих, а в демонах, которые обольстили слабые души. Елена Кривец, Сергей Путилов Христиане Египта – чужие в своей стране Мусульманская вера определяет ритм жизни Египта: пять раз в день муэдзины тысяч мечетей через громкоговорители созывают верующих на молитву. А в месяц рамадан вообще вся общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.00 до 14.00. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. Удивляться этому не приходится, ведь основу египетского законодательства еще с VII века образует свод норм мусульманского права – шариат. Так что сейчас трудно поверить, что христианство было здесь господствующей религией менее полутора тысяч лет назад. В таких жестких религиозных рамках религиозному меньшинству – коптам приходится несладко. Праздник Петра и Павла Сегодня мы празднуем память святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. Наоборот, апостол Павел вначале был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Что же случилось в том и другом? Митрополит Антоний Сурожский

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010