м. и городских церквей к братским могилам, на к-рых отслужили панихиду и литию. В 1839-1853 гг. настоятелем М. м. был прп. игум. Антоний (Путилов) , родной брат оптинского настоятеля прп. Моисея (Путилова) , он не хотел покидать Иоанна Предтечи скит Оптиной пуст. и был определен на эту должность Калужским еп. Николаем против своей воли. Игум. Антоний провел много лет в лесном уединении, а затем в скиту, и, по его словам, Малоярославец показался ему великой шумной столицей. При нем в М. м. переехали не менее 13 чел. из Оптиной пуст., в т. ч. келейник прп. Антония мон. Савватий (Ермолаев). Обитель посещал и делал пожертвования мон-рю оптинский старец прп. Макарий (Иванов) . Игум. Антоний большое внимание уделял жизни братии, заботился о порядке в богослужениях. В 1849 г. в М. м. был введен общежительный устав по образцу Оптиной пуст. Н. В. Гоголь в письме к гр. А. П. Толстому от 10 июля 1850 г. рекомендовал ему посетить Оптину пуст. и добавлял: «Не позабудьте также заглянуть в Малом Ярославце, который вам будет по дороге, к тамошнему игумену, который родной брат оптинскому игумену и славится также своей жизнью» ( Гоголь Н. В. ПСС. М., 1952. Т. 14. С. 194-195). Настоятель (1853-1862) архим. Никодим (Демусье) дозволял малоярославецким монахам ездить в Оптину пуст. «для душевного назидания и исповеди». В 1853-1855 гг. в М. м. проживал иером. Арсений (Троепольский), автор «Рассказов странника», к-рый составил здесь «Поучительное размышление при чтении жизни святителя и чудотворца Николая в Николаевском Малоярославецком монастыре» (текст неизвестен, упом. архим. Никодимом в переписке: РГБ ОР. Ф. 213. К. 82. Д. 25. Л. 3 об.). В 1854 г. при архим. Никодиме на средства московского купца П. М. Александрова в предместье М. м. был выстроен странноприимный дом, названный в его честь Павловским. Одноэтажное каменное здание делилось на 2 половины: для мужчин и женщин, на карнизе входящих встречала надпись: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Одним из самых продолжительных в истории М. м. было настоятельство (1862-1891) архим. Пафнутия (Осмоловского). В 1862 г. он получил большинство голосов на выборах настоятеля Оптиной пуст., однако присутствовавший при этом Калужский еп. Григорий (Митькевич) , руководствуясь мнением оптинских старцев, отменил результат выборов и назначил на должность прп. иером. Исаакия (Антимонова) , а Пафнутий был назначен в Малоярославец. Последним настоятелем (1909-1918) М. м. был архим. Илия (Шиляев), с 1915 г. он занимал должность благочинного муж. мон-рей Калужской епархии. В 1862 г. в М. м. проживало 25 чел. братии и 15 послушников на добровольном испытании, в 1874 г.- 21 чел., в 1890 г.- 26, в 1900 г.- 24, в 1910 г.- 28 чел. ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 15-16; Ассонов. 1914. С. 27; ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355, 1833; Оп. 3. Д. 1806).

http://pravenc.ru/text/2561740.html

295. В ожидании встречи с духовною дочерью Во-первых, приношу Вам мое поздравление с нынешними двумя дражайшими именинниками Вашими, и усердно им желаю здравия и благоденствия, и вразумления от Господа на дела благие. Думаю я, что у Вас сегодня пир горою и пыль столбом от шума празднующих, пиющих и поющих, танцующих, смеющихся и грохочущих... А Вам усердно желаю я не увлекаться в рассеяние, т. е. как сказано негде: девушка гуляй, а дельце свое помни! Вместе с сим приношу Вам всеусерднейшее поздравление мое со днем рождения Вашего, который даруй Господи Вам с радостным и благоговеющим сердцем встретить со благодарением Господу Богу за продолжение своей жизни: ибо продолжение жизни есть продолжение милости Божией к человеку, а посему пробави Господи милость таковую к Вам и впредь: ибо не мертвии восхвалят Тя, Господи, но мы живии! После благожелательного приветствия сего приношу Вам мою сердечную благодарность за приятные мне писания Ваши. Вы пишете, что не могли всего написать в письмах своих, что чувствовало Ваше сердце; в таком случае прошу Вас при личном свидании все то пересказать, что Вы думали; ибо, как говорится, что у кого болит, тот об том и говорит. Вы изъявляете свое желание после праздника Преображения приехать к нам в обитель святую поговеть и приобщиться Святых Таин, каковое благое желание Ваше и да поспешит Вам Господь Бог исполнить! Но как теперь у нас посетителей множество и гостиницы все полны, то Вы, возлюбленная о Господе благодетельница моя, может быть не оскорбитесь, если придется Вам поместиться в вертепе, идеже скоты обитают, утешая себя тем, что и Царица Небесная не имела места в обиталище, но «вертеп Царице Небесной показася якоже красная палата!» ибо Господь был с Нею; то и Вам с Господом будет у нас хорошо! А я, недостойный, располагаюсь поговеть, аще Господь удостоит, к 5-му числу августа, почему и прошу Ваших св. молитв о мне грешном. Засим, испрашиваю на Вас благословение Божие и свидетельствую Вам мою о Господе любовь и высокопочитание и остаюсь навсегда благоделательным богомольцем Вашим и слугою, недостойный игумен Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

Благодетель позаботился поставить ограду так, чтобы храм был посередине между северной и южной сторонами, а к западу – напротив святых врат, иначе не позволяло месторасположение. Особым крепостным актом земля и лес были отказаны «Одигитриевому Троицкому женскому общежитию, состоящему в Верейском уезде, в вечное и неотъемлемое его владение» 457 . Семен Лонгинович в пользу обители купил огороды недалеко от Москвы, которые ежегодно приносили пусть и небольшой, но необходимый для обители доход 458 . Земля эта, луговая и сенокосная, расположенная в пойме реки Москвы около деревни Печатники, всегда отличалась плодородием. В прошлом соседями по меже были огороды Спасо-Андрониковского и Спасо-Симонова монастырей, несколько южнее располагался Николо-Перервинский монастырь 459 . Интересен комплект писем, хранящийся в фонде Оптиной пустыни в отделе рукописей РГБ 460 в Москве, а также изданные письма игумена Антония (Путилова) 461 , адресаты которых из Зосимовой пустыни угадываются по некоторым чертам. Они открывают важные подробности из жизни сестер Зосимовой пустыни, пути их духовного преуспеяния и глубину покаянного чувства, а также события, происходившие в обители. Есть свидетельство о поездке начальницы Зосиминой пустыни (как назвал пустыньку игумен Антоний (Путилов)) матушки Веры в Малоярославецкий монастырь в декабре 1842 года 462 . А в мае 1844 года игумен Антоний послал в обитель свою первую ученицу, а затем и несколько других 463 . Как ясно видно из дошедших до нас писем, немало скорбей, искушений, болезней надо было претерпеть душе, вставшей на путь стяжания Божией благодати. И о. Антонию окормление женской обители доставляло множество искушений, ведь и в 44-м году о. Моисей продолжал отвечать на вопросы брата в прежнем духе: «Зосимину пустынь почитаю и всем обитательницам в оной искренне желаю спасения от Господа. Но в тех, хотя и благонамеренных потребностях, которые отречены законами верховного правительства, к удовлетворению совета дать не смею» 464 . Письма, найденные в фонде Оптиной пустыни, содержат мало сведений о сестрах, не принадлежавших к числу духовных чад игумена Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

По совету жившего в Московском Симоновом монастыре иеросхимонаха Алексия (Блинского), который в 1790–1800 годы был строителем Коневского монастыря, а до этого жил в орловских и смоленских лесах, в 1811 году Тимофей Путилов отправился к пустынникам рославльских лесов и вверился духовному руководству отца Афанасия (Степанова), оптинского постриженика, который в свое время в числе 12 человек прибыл из Пешношского монастыря с отцом игуменом Авраамием для восстановления Оптиной пустыни. В рославльских лесах этот отец подвизался безвыходно более 20 лет. С ними был и монах Досифей, постриженик Площанской Богородицкой пустыни. В лесах Тимофей провел десять лет и был келейно пострижен в мантию отцом Афанасием с именем Моисей. Под руководством этого опытного старца отец Моисей приобрел великую сосредоточенность, кротость, дар молитвы и внимания к себе. Все эти дарования были присущи ему и потом, во всю жизнь его, не только в пустынном безмолвии, но и во время многотрудной и многопопечительной его настоятельской деятельности в Оптиной пустыни. В 1812 году начавшаяся война с французами понудила подвижников оставить любезное место уединения. Отец Моисей был приглашен в Брянскую Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пустынь, жил в Свенском монастыре, а в 1814 году вновь вернулся в рославльские леса, где подвизался еще 8 лет. В 1816 году к отцу Моисею присоединился его младший брат Александр (впоследствии схиигумен, преподобный старец Оптинский), который в 1820 году был келейно пострижен в монашество с именем Антоний. Вступив на тернистый путь монашеского делания, Александр избрал духовным руководителем своего старшего брата — отца Моисея. В 1821 году по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) братья Моисей и Антоний (Путиловы) с монахами Иларием (Дранкиным) и Савватием прибыли в Оптину пустынь для постройки там Иоанно-Предтеченского скита и основания в нем монашеской жизни. В 1822 году святитель Филарет рукоположил отца Моисея в сан иеродиакона, а затем — иеромонаха и вскоре назначил общим духовником Оптиной пустыни. С 1826 года и до своей кончины он был настоятелем монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

300. О нестяжании, коего надобно иноку держаться неукоснительно Возлюбленный о Господе брат мой и отче! Читая писания Ваши и видя из них, что Вы переведены ко святому храму Животворящаего Креста Христова, и возложено на Вас святое послушание благочиния над живущими при храме оном, и духовничества, приношу Вам поздравление мое с сим честным крестом, которой со упованием на Божию силу несите усердно. Вы жалуетесь на скудость свою, что не имеете достаточного рассуждения, ни дара слов. Для сего св. ап. Иаков, брат Божий, указывает место, где искать мудрости, говоря: «Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога, и дастся ему; да просит же с верою, ничтоже сомняся: сомняйся бо уподобися волнению морскому ветры возметаему и развеваему». Особенно же в рассуждении духовничества немало встретите Вы затруднений: в таких обстоятельствах должно обращаться ко Владыке, и от него испрашивать вразумления, например: о ставленниках, готовящихся к посвящению, как с теми поступать, которые окажутся нарушившими свое целомудрие, и проч. –  и что от Владыки услышите, тем и руководствуйтесь. А мой братский и дружеский совет Вам вот какой: так как кающиеся лица, после исповеди, дают деньги духовному отцу: то и советую Вам от сей вражией сети и ловитвы удерживать свою десницу, дабы с приятием даров и вся тягость грехов кающегося не осталась на душе Вашей, как Нееманова проказа на Гиезиевом теле!.. Не должно в этом отношении опираться на примеры других духовников, а должны помнить свой обет, данный пред святым Евангелием – хранить до смерти нестяжание и пребывать в нищете; и будем за несоблюдение оного обета истязаны на Страшном Суде Христовом. Притом Вы, по милости Божией, пользуетесь жалованием, и определенною Вам кружкою, посему и должно сохранять свою душу от любостяжания. Итак, простите мне, что тако пишу, но если бы Господь устроил побывать Вам в Оптиной Пустыни, тогда бы с приятным удовольствием сердца, побеседовали бы мы о прочем своем житье-бытье; а до того вожделенного свидания, поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих остаюсь навсегда с искреннею любовию моею к Вам и с почтением, благожелательным богомольцем Вашим – немощный и недостойный и. Антоний. 3 декабря 1853 г. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

     В 1816 году в тот же лесной скит прибыл Александр Путилов, став послушником у своего брата. Это духовное наставничество сохранилось на всю жизнь. В дальнейшем Александр был пострижен с именем Антоний, в честь преподобного Антония Великого. В 1820 году, совершая поездку в Москву, отец Моисей посетил Оптину пустынь, где произошла его встреча с правящим архиереем Калужской епархии Филаретом (Амфитеатровым). Владыка давно желал устроить в Оптиной уединенный скит и поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением и духовной рассудительностью. 6 июня 1821 года с несколькими монахами (включая отца Антония) преподобный Моисей прибыл в Оптину пустынь. Первым делом началась расчистка места для будущего скита. Затем были построены храм во имя святого пророка Иоанна Предтечи и кельи. Для освящения храма в начале 1822 года приехал епископ Филарет. Отец Моисей просил у него разрешения постричься в схиму, но владыка настоял принять священство. 22 декабря 1822 года отец Моисей был рукоположен во иеромонахи и определен духовником Оптиной, продолжая заниматься устроением Предтеченского скита. Отец Моисей очень любил цветы, поэтому на территории были посажены множество различных видов цветов и деревьев, которые со временем стали настоящим украшением скита. Отец Антоний трудился на разных послушаниях, пребывая в подчинении у брата. 24 августа 1823 года он был посвящен владыкой во иеродиакона, а в 1827 году в иеромонаха.      В 1825 году отец Моисей был избран настоятелем Оптиной пустыни. Сам преподобный потом вспоминал, что согласился на настоятельство, предполагая пробыть в этой должности лет десять, а затем жить в уединении. Но труды по управлению монастырем ему пришлось нести до конца своих дней.      За это время обитель буквально преобразилась. Здание Введенского собора было расширено, сооружены два боковых придела. В братской трапезной устроена церковь преподобной Марии Египетской, возведена кладбищенская церковь. Внутри храмов стены были украшены росписями, обновлены иконостасы. Расширилась и пополнилась прекрасными облачениями монастырская ризница. Были благоустроены и расширены существовавшие братские корпуса и вновь построено еще семь; возведены каменная ограда с семью башнями, большой корпус для братской трапезы, новое каменное здание монастырской библиотеки. Настоятель сам заботился о пополнении ее книгами. Помимо душеполезной литературы отец Моисей приобретал книги по разным областям знания.

http://pravoslavie.ru/118203.html

31 августа 1854 г. Слава Богу, что книжечки Афонского старца доставили Вам удовольствие, я так и надеялся; ибо и сам, читая их, находил душевное утешение и пользу, особенно при описании святогорских старцев, в числе коих видел и блаженного старца отца Аникиту, князя Шихматова, а посему и возымел желание поделиться назидательными книжками, которые, если бы и Боровские староверы прочитали, то может быть некоторые из них и образумились бы; но то сожалительно, что никаких убеждений не приемлют, произволяя умереть в заблуждении своем. Что касается до моего убогаго житья-бытья, то я как оброк плачу, – почти беспрерывно хвораю; в прошедшем году пять раз нападала на меня лихорадка, да и в нынешнем новом году страдал от нее два раза, а первый раз едва не до горячки доведен был ею; но Господь помиловал меня; а раны на ногах почти совершенно закрылись; не знаю, что будет дальше? Впрочем, болезни претерпеваю я без малодушия, и живу, как Козьма и Демьян, не только без сребренников, но и медницы не имею при поясе, и не желаю иметь; ибо, по милости Божией, и по милости отца настоятеля, всем необходимым снабжен я, а излишнего или прихотливого я сам никогда не прошу, и не желаю иметь; время свое провожу между делом наиболее в чтении, и столь много благодушен я и покоен в своем духе, что кажется и Всероссийские Митрополиты наши таким спокойствием в высоком сане своем не обилуют, каким я малейший; опасаюсь только одного, чтоб и мне подобно Евангельскому богачу не услышать: восприял еси благая в животе твоем! Вот Вам, батюшка, краткий очерк теперешнего моего житья-бытья; но горе будет мне, имевши толикое благоденствие и свободу от всех дел, если не спасусь я! 24 марта 1856 г. Жизнеописание Киевского старца Парфения читал и я, но с великим огорчением; ибо увидел я в ней себя, что я только одно голое наименование монашества имею на себе, без добрых дел! Сочинил эту историю Киевской духовной академии ректор о. архимандрит Антоний, а поправлял ее, во многом, сам Митрополит. 8 октября 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

Введение Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Знакомство с пустынножительством в Рославльских лесах Начало иночества в Коневском монастыре Двадцать лет в сибирских лесах Основание женского Туринского монастыря Основание Одигитриевской обители под Москвой Наследие схимонаха Зосимы (Верховского) Современные паломничества по местам жизни преподобного Зосимы (Верховского) Часть II. Благодетели Зосимовой Пустыни Мария Семеновна Бахметева Дом грузинских царевичей Московские купцы Лепешкины Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Архимандрит Антоний (Медведев), первый благочинный Зосимовой пустыни Игумен Антоний (Путилов) и его духовные чада из Зосимовой пустыни Часть IV. История Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова Пустынь в доревалюционный период Одигитриевская пустынька до утверждения Одигитриевское Троицкое общежитие (1841–1856) Троице-Одигитриевский монастырь во второй половине девятнадцатого столетия Подвижницы благочестия, чьи судьбы были связаны с Троице-Одигитриевской Зосимовой пустынью Троице-Одигитриевский монастырь в начале двадцатого столетия Часть V. После семнадцатого Трудовая артель Зосимова пустынь в 1920-х годах Новомученики Российские из Зосимовой пустыни Годы безбожия и надежды над Зосимовой пустынью Зосимова пустынь под Наро-Фоминском – памятник архитектуры Часть VI. Воскресение Навстречу возрождению монастыря Заключение Приложение Приложение I. Тропарь, Кондак, Молитва Преподобному Зосиме Приложение II. Хронология основных дат в жизни старца Зосимы Приложение III. Хронология основных дат в истории Троице-Одигитриевской женской Зосимовой Пустыни Приложение IV. Указатель благодетелей и жертвователей Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь в 1826–1917 годах Приложение V. Указатель духовных лиц, посещавших Троице-Одигитриевский монастырь Зосимову пустынь Источники. Архивы и фонды  

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Сознание своей ответственности перед Богом за судьбу духовных чад иногда заставляло духовников относиться к ним очень сурово. Показателен случай из жизни митрополита Зиновия (Мажуги; 1896–1985), известного подвижника благочестия ХХ столетия. «Он, с мыслью о духовной пользе приходящих, строго требовал исполнения своих благословений и советов. В некоторых случаях старец проявлял строгость. Так, один из его келейников взял благословение на поездку в Батуми, а сам уехал в Ленинград. Владыка Зиновий, узнав об обмане, отказался в дальнейшем пускать его к себе в келлию. Тут стоит добавить, что этот келейник в Ленинграде пострадал: ему пробили голову, и он потом месяц лежал в больнице» 121 . Как видишь, лучше совсем не спрашивать совета у духовника, чем, выслушав его, не исполнить. В последнем случае мы искушаем не только своего наставника, но и Самого Бога. А это воистину является немалым грехом! Преподобный Антоний Оптинский (Путилов) требовал точного исполнения советов, которые давал своим духовным чадам. Однажды сказав, он не любил изменять и даже повторять свое слово; при этом иногда указывал на изречение святителя Григория Богослова : «Не безумными ли считаем тех, которые дважды об один и тот же камень спотыкаются?» Если кто-нибудь из его духовных детей, получив наставление, переспрашивал старца, то ответа уже не получал. Для его духовных детей не было строже наказания, если старец говорил в ответ на их вопрос: – Как хотите, так и поступайте. Если при этом его лицо, всегда приветливое, принимало строгий вид, то этого никто из них не мог вынести без тяжкой скорби. Вообще, кто отступал от полученного совета, тому старец умел давать почувствовать его вину и только после слезного, искреннего раскаяния провинившегося прощал его и становился по прежнему милостив и любвеобилен. Впрочем, отец Антоний так поступал только с преданными духовными детьми. В других же случаях, если он в ком замечал недоверие к его словам, то, незаметно для них самих, умел уклоняться от высказывания советов. Таких людей отец Антоний предоставлял их собственной воле, тяготу которой они сами должны были и понести. Но и в этом случае старец не уменьшал к ним ни своей любви, ни даже благой о них мысли, стараясь оправдать их в своем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

17 апреля 1818 † 1 марта 1881. Старший сын Императора Николая I. – 270. Александр Арзамасский – архимандрит, наместник Московского Новоспасского монастыря. 1758 † 29 апреля 1845. В мире Адриан Иванович Подгорченков. Родился в Малороссии, родители его происходили из польской шляхты. Учился в Киевской духовной академии, служил в Московском департаменте Камер-коллегии. В 1790 г. поступил в Московский Новоспасский монастырь. В 1793 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха митрополитом Петербургским Гавриилом, имевшим к нему особое расположение. О.Александр переписывался со старцем Паисием (Величковским) , состоял в дружбе с иеромонахом Филаретом Новоспасским. В 1804 или в 1805 г. к нему пришел за советом Тимофей Путилов, будущий архимандрит Моисей Оптинский. В 1810 г. посвящен в архимандрита Арзамасского Спасского монастыря, которым успешно управлял 35 лет, несмотря на крайне слабое здоровье. – 118, 119. Александр – послушник Оптиной Пустыни, впоследствии иеросхимонах Антоний, духовник Киево-Печерской лавры, † 10 октября 1880. В мире Александр Степанович Медведев. Родился в г. Малоархангельске. В 1833 г. совершил паломничество к мощам преп. Александра Свирского , посетив по дороге множество русских святынь; был на Валааме и в Соловках. В 1833 – 1837 г. жил в Оптиной Пустыни, будучи келейником старца Леонида. В 1837 г. перешел в Тихонову Калужскую Пустынь. Позднее о.Антоний побывал на Афоне и во Св.Земле. Ему принадлежит книга «Воспоминания душевных впечатлений при поклонении святыни на Востоке» (М, 1880) а также записки о старце Леониде, включенные во второе издание книги «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» (Шамордино, 1917). О.Антоний состоял в духовном общении со многими иерархами и подвижниками своего времени, в частности, с преосв. Феофаном, Затворником Вышенским , которого он посещал в его пустыни, с афонскими старцами оо. Иеронимом и Макарием, с настоятелем Иверского Новгородского монастыря о. Лаврентием, постригшим его в схиму, с митрополитом Московским Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010