Указом Архиерейского Синода РПЦЗ 11 мая 1990 г. канонизированы старцы Лев, Макарий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон, а также схиархим. Моисей (Путилов), схиигум. Антоний (Путилов) , схиархим. Исаакий (Антимонов) и архим. Исаакий (Бобраков). Всем им дано обобщающее определение «старцы оптинские», хотя не все из них старчествовали. На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. канонизирован старец Амвросий. Во Введенском соборе 16 нояб. 1988 г. произошло чудо мироточения Казанской иконы Божией Матери и образа прп. Амвросия. 26 июля 1996 г. состоялась канонизация в лике местночтимых святых старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария и Никона, а также схиархим. Моисея, схиигум. Антония, схиархим. Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова). Все они вошли в состав Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, решением Архиерейского Собора 2000 г. утверждено их общецерковное почитание. Мощи большинства старцев обретены в июле 1998 г. в результате раскопок под рук. археолога С. А. Беляева. Обретенные мощи помещены в саркофаги и выставлены на поклонение в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)), во Введенском соборе (мощи старцев Амвросия и Нектария) и Владимирском храме-усыпальнице (мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Дореволюционные часовни на могилах старцев восстанавливать не стали, вместо них установили надгробные плиты. Кроме того, в разные годы были канонизированы ок. 20 выходцев из О. п., пострадавших от репрессий в ХХ в. Мощи одного из них - преподобноисп. Рафаила (Шейченко), находятся в Преображенском храме. Ряды мучеников пополнили в постсоветскую эпоху оптинские насельники иером. Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв), убиенные на Пасху 18 апр. 1993 г. В 2008 г. над их могилами в мон-ре воздвигнута часовня, служатся панихиды.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления. Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища. Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО) Оптинские старцы Оптинское старчество основал Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841) Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860) Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Еще одним учеником старца Льва был Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862) Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865) Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». У старца Макария был преемник Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873) Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках. Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891) Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Несколько слов об игумене Антонии Свой монашеский путь игумен Антоний (Путилов) начинал в отшельнических кущах Рославльских лесов, где ранее подвизались о. Адриан и о. Василиск. Он пришел туда двадцатилетним юношей в январе 1816 года и, выдержав четырехлетний искус, был облечен в ангельский образ. Его восприемником от Святого Евангелия стал старший брат о. Моисей. Началось благословенное продвижение по тернистому евангельскому пути, и вскоре пришло первое откровение от Господа: в том же 1820 году о. Антоний записал в своем дневнике (7 марта): «По вечеру во время ужина услышал в себе, что многоядение человека не укрепляет, а только расслабляет и есть ни что иное, как прелесть» 377 . Отец Моисей, оказывая особенную любовь к младшему брату, старался усиливать бремя послушания, согласно учению Иоанна Лествичника : «Наставник должен подавать подвижнику как можно больше случаев к приобретению венцов». Впоследствии о. Антоний наглядно формулировал основное правило для монашествующих: «Без смирения в духе спастися невозможно! А смирению от одних слов научиться нельзя; потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику, без чего и в Царствие Божие попасть трудно, которое многими скорбьми приобретается». Деятельность о. Антония по строительству Предтеченского скита в Оптине (с 1821 по 1839 годы) и настоятельство в Малоярославецком Свято-Николаевском монастыре (с 1839 по 1853 годы) общеизвестны. Когда же отец игумен Антоний совершал богослужение, его лицо отражало неземной свет. Случалось, что одного взгляда на этого истинного раба Божия было тогда достаточно, чтобы в душах некоторых людей произошел мгновенный нравственный переворот. Не без причин многие отцы утверждали, что о. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и не раз сподоблялся духовных видений и благодатных посещений свыше. Среди монашества сохранялось мнение, что игумен Антоний «удостоился узреть нерукотворный и неизреченный свет Фаворский еще юношей» 378 . Освобожденному от настоятельской должности о. Антонию разрешили жить на покое в Оптиной пустыни. Величайшее смирение труженика Христова удивительно: угощая скитскую братию чаем в келиях батюшки Макария, в связи со своим возвращением в Оптину, о. Антоний просил молитв братии, говоря: «Я прислан к вам под начало – на исправление. В городе-то жизнь была порассеяннее, теперь надобно снова приучать себя к жизни пустынной» 379 . 12 апреля 1856 года о. Антоний записал в своей записной книжке: «По вечеру того дня ясно вообразилось мне, что пребывание мое в Малоярославецком монастыре на игуменстве 13 лет и претерпение тамо различных искушений и огорчений было не без пользы мне; иначе теперешний покой не был бы столь вожделенен и отраден, за что не могу достойно возблагодарить Господа, что привел меня на прежнее жилище в Оптину пустынь!» 380

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1860 г. архимандриту Моисею минуло 80 лет, и в этом году он заболел. Перед смертью он был пострижен в схиму. Упокоился о. Моисей 16 июня 1862 г. Игумен Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился в 1795 г. Переписываясь с братьями иноками, Александр желал монашества. В 1816 г. он покидает мир и отправляется к брату о. Моисею в Рославльские леса. Вместе с ним он перешел в Оптину пустынь, и принимал участие в устройстве Оптинского скита, где был его первым начальником. В 1839 г о. Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого монастыря Калужской епархии и начальствовал в нем 14 лет. После увольнения с должности настоятеля игумен Антоний прожил 12 лет на покое в Оптиной пустыни. Игумен Антоний отличался высокой духовной жизнью, был прозорлив и имел особый дар утешения. Велика была сила молитвенного заступления старца. Упокоился о. Антоний 7 августа 1865 г. Оптина пустынь является одним из «духовных очагов» учения прп. Паисия Величковского , и в связи с эти необходимо упомянуть игумена Авраамия, ученика архимандрита Игнатия (Пешношского), которого московский митрополит Платон (Левшин) назначил строителем Оптиной пустыни в 1796 г. для ее восстановления из запустения. О. Авраамий был ревностным почитателем старца Паисия и хранителем его предания, которое он перенес в Оптину пустынь, где он ввел общежительный устав и возвысил духовную жизнь. Таким образом, как пишет прот. Сергий Четвериков : «В Оптиной Пустыни, как в узле, соединились многочисленные нити духовного влияния старца Паисия через его различных учеников, а именно: монах Феофан принес непосредственно от самого старца Паисия полученную им в Нямецком монастыре духовную закваску; Авраамий принес предания старца Паисия, полученные от Клеопы Островского; Моисей и Антоний принесли предания двух Афанасиев, Серафима Свенского и рославльских пустынножителей, а Леонид предания Феодора и Клеопы малороссиянина. От такого сочетания многообразных духовных воздействий и получился замечательный расцвет оптинского старчества» 230 . 3.9 Валаамские подвижники

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

И хотя и я сам скуден здоровьем, но с Вами страстотерпице Христова, поделился бы последним, если бы можно было сообщить от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосуда в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбиво все строит и полезное всем подает. Итак, возлюбленное чадо мое, не огорчитесь Вы на меня за то, что я одною рукою поглаживаю Вас по головке за все доброе, а другою – деру за ушко за все недоброе. Житие преподобного Оптинского старца Антония Преподобный Антоний (в миру Александр Путилов) родился 9 марта 1795 года в г. Тутаеве (бывший г. Романов) Ярославской губернии. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в ранней юности, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и сильно пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей – будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей. В 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. Вскоре, сполняя волю епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) , преподобные Моисей и Антоний отправляются в Оптину Пустынь для основания при обители уединенного скита. Очистив от леса место, пустынники построили небольшую келлию и соорудили церковь во имя святого Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. За четырнадцать лет его начальствования скит получил прочное основание как во внешнем, так и в духовном отношении, сюда стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах старцы. В 1839 году игумен Антоний был назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря и тринадцать лет нес это тяжелое для него бремя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Тебе надо знать еще об одной опасности, часто возникающей во взаимоотношениях между чадом и духовником. Иначе ты можешь допустить ошибки и понапрасну потратить то драгоценное время, которое будешь проводить с твоим наставником. Что я имею в виду? Неоправданную любознательность. Иногда мы начинаем относиться к своему духовнику словно студенты к маститому профессору. Задаем ему вопросы на интересующие нас темы и спрашиваем его мнение по актуальным для современного общества проблемам. Сами того не замечая, мы подчас обращаемся со своим наставником как с некой аудиоэнциклопедией, которая при нажатии кнопки тотчас должна озвучить нам соответствующий раздел. По мнению некоторых людей, в таком отношении к духовнику вроде бы ничего плохого и нет. Мы же, считают они, должны при общении с духовником обогащаться знаниями о духовной жизни! Да, это так. Но только главное значение духовника заключается совсем в другом. Знания можно черпать из книг. Наставник же предназначен для непосредственного, живого руководство нашей духовной жизнью. Преподобный Антоний Оптинский (Путилов) рассказывал, что в молодости он, как и все молодые люди, был малоопытен в духовной жизни. Иногда он задавал вопросы своему старцу из чистого любопытства. Ему было интересно, что ответит духовный отец на его очередной вопрос. Молодой человек как бы искушал духовника. Однако, вспоминал преподобный Антоний, на легкомысленные вопросы следовали ответы, не доходившие ни до его ума, ни до его сердца. Беседы с наставником не приносили ему никакой духовной пользы. С течением времени он понял свою ошибку и стал вести себя совсем по-другому. На склоне своих лет, основываясь на собственном опыте, преподобный Антоний говорил своим ученикам: – Если положишь на сердце, что услышишь от старца ответ Бога Самого, то и Бог известит, и совсем человек другой станет, и услышишь, чего не ожидаешь 117 . Советую тебе всегда помнить это наставление преподобного Антония. Точное исполнение наставлений Став опытным духовником, преподобный Антоний Оптинский относился к наставлениям, которые давал своим духовным чадам, очень серьезно 118 . «Общее правило отца Антония, равно как и всех духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем отец Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал» 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Преподобный Антоний (9 марта 1795 – 7/20 августа 1865) Преподобный Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) был братом прп. Моисея. Призвание к монашеству он почувствовал еще в ранней юности, но, повинуясь воле отца, отложил свое намерение. В 1816 г. тайно от родных он направился в Рославлъские леса, где подвизался его старший брат Моисей. Там в 1820 г. Александр был пострижен в монашество и наречен Антонием. В 1821 г. вместе с о.Моисеем монах Антоний прибыл в Оптину пустынь для устроения при ней скита. В 1825 г. после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пустыни прп. Антоний стал начальником скита. Вскоре к добровольным тяжелым иноческим трудам присоединился и невольный крест неизлечимой болезни ног, которая до самой кончины причиняла преподобному тяжкие страдания. В 1839 г. иеромонах Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря. По окончании устроения обители в 1853 г. игумен Антоний отказался по болезни от настоятельской должности и провел остаток дней своих в Оптиной пустыни. Духовные дарования прп. Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. По словам очевидцев, не было в обители человека, который при одном виде старца Антония не ощущал бы особенного духовного утешения. Указание пути ко спасению Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! ...Сердце и устне, благодарящие Бога за все, привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутри себя, и в то же время будет лице ваше сиять благоговейным спокойствием и приятной улыбкой. ...Если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны, взирая на них, распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь по всему, как бы не свалиться в преисподнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Амвросий. Мелиоланский св., 300. Амвросий Оптинский 348, 376–383. Алимпий (Алиппий), 52, 53. Андрей Боголюбский,  25.          Андрей Заозерский (в иноч. Иосиф),  67, 132. Андрей юродивый,  241, 244. Анна Кашинская св. блаж. кн., 253–254. Антоний Великий св., 33. Антоний Конс-ский патр., 154–155. Антоний Печерский преп, 31–34, 36, 43, 48, 50–51, 190 181, 228, 409. Антоний Путилов, прп., 365. Антоний Сийский, 233. Антоний Римлянин, 60. Арсений Комельский прп., 127. Афанасий Великий св., 34, 76, 219, 286, 300. Афанасий Русин, 109. Афанасий Затворник, 48. Борис и Глеб страстотерпцы Свв., 14, 21, 80–81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150. Бернард Клервосский св., 410. Бонавентура св., 295. Бригитта св., 89. Бруно св., 413. «Васенька» юрод. 248. Василий блаж. юродивый, 243, 245–246, 250. Василий Великий св., 14, 55, 82, 186, 191,219, 286,300, 358. Варвара Великомученица, 22. Варлааам Хутынский, 60, 190, 214 Варсонофий Тверской, 78, 198. Василий Мангозенский, 26. Василий, муч. св., 52. Василько кн. муч. св., 69. Вассиан Патрикеев, 189, 195, 206–207, 362. Владимир Мономах , 67–69. Владимир равнап. св., 14, 23, 30, 64, 67, 139. Вячеслав муч. св., 22, 25.. Гавриил Слуцкий, 27. Гедеон Киевский м-т, 271. Геннадий св., 232. Георгий Венгр, слуга св. Бориса, 22. Геннадий Новгородский архиеп., 78, 160, 162, 176, 227. Герасим св., 115, 223, 225. Герентий Мсков. м-т., 169. Герман Каз-ский, 78. Гликерия, 251. Григорий богосл., 14, 182, 145. 219 286.  Григорий Синаит , 191, 362. Григорий муч, св., 52. Григорий Нисский , 295, 300. Григорий Палама , 152, 171, 361. Григорий Лелшемский прп., 135. Григорий Чудотворец , 47. Гурий Казанский, 78, 79, 290. Даниил митр., 207. Даниил Переяславский, св., 223. Димитрий Прилуцкий св., 135. Димитрий Ростовский , 54, 267, 302, Димитрий Солунский св., 14, 295. Димитрий Угличский, 26. Дионисий Глушицюий, 131, 133, 226. Дионисий Игумен, 131, 135. Дионисий Суздальский святит., 78. Евсевий Самосатский св., 300. Евстатий пленник, 52. Евдоким Праведн., 64. Евфалий св. 33, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов) родился 9 марта 1795 года в городе Романове Ярославской губернии. Преподобный Антоний начал иноческий путь в брянских лесах под духовным руководством своего брата, преподобного Моисея. Вместе с братом он поселился в Оптиной пустыни, где был скитоначальником. Впоследствии он тринадцать лет исполнял должность настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Последние двенадцать лет жизни преподобный Антоний провел на покое в Оптиной пустыни. Он был духовным руководителем многих иноков и мирян. Преподобный Антоний никого не осуждал и не порицал, ничем не соблазнялся, ни о ком не изменял благой мысли, что было доказательством его сердечной чистоты. Скончался схиигумен Антоний 7 августа 1865 года. Преподобный Иларион (в миру – Родион Никитич Пономарев) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в Ключах Жиздринского уезда Калужской губернии. Занимаясь миссионерством против сектантов, он перенес много скорбей. В 33 года он поступил в Оптину пустынь и был определен в келейники к старцу Макарию и двадцать лет нес это послушание. После смерти своего аввы отец Иларион исполнял должность скитоначальника и духовника обители. Он отличался тихостью и смиренной кротостью сердца, был немногословен, но слова его имели благодатную святую силу. Скончался иеросхимонах Иларион 18 сентября 1873 года. Преподобный Анатолий (в миру – Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в селе Бобыли Калужской губернии. Закончив семинарию, в 1853 году поступил в Оптину пустынь, где в 1862 году принял монашество, а в 1870 году – священство. По благословению старца Макария он стал одним из первых учеников преподобного Амвросия. Впоследствии, исполняя должность скитоначальника и братского духовника, преподобный Анатолий был ревностным хранителем старческих заветов. Великим старцем называл своего ученика преподобный Амвросий. Отец Анатолий имел дар духовного совета и прозрения, а также удивительный дар утешительного и назидательного слова. Скончался иеросхимонах Анатолий 25 января 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Чудеса Видение ученика старца Антония Дар исповеди Извещение свыше Смирение и прозорливость старца Ведение помыслов (прозорливость) По молитвам старца Антония Прозорливость Избавление от томительного вражеского искушения     Преподобный Антоний (Путилов), родился в 1795 году. Он был младшим братом игумена Оптиной Пустыни Моисея. С юных лет, подобно братьям, стремился к монашеству. При нашествии французов в 1812 году оказался в Москве и жестоко пострадал от них – еле спасся. После многих мытарств присоединился к преп. Моисею, жившему пустынником в Рославльских лесах. Здесь он навык истинному подвижничеству, смирению, послушанию. Он вместе с братом, как было уже сказано, собственными руками выстроил скит в Оптиной Пустыни. Начальником скита он стал в тридцатилетнем возрасте, после назначения его брата игуменом Оптиной Пустыни. В Оптиной Пустыни в скитском братстве не было такого смиренного послушника, каким был молодой скитоначальник Антоний, который ни малейшего распоряжения не делал без благословения своего старца и брата преп. Моисея. В сохранившихся его помянниках мы читаем: «Помяни, Господи, господина моего духовного отца и благодетеля всечестнейшего игумена иеромонаха (в других – игумена, схиархимандрита) Моисея». Скитская братия состояла главным образом из почтенных старцев, и какой кротостью и каким тактом надо было обладать молодому начальнику, чтобы не иметь ни с кем недоразумений. Ввиду малочисленности братства, сам начальник исполнял многие братские послушания. Часто доводилось ему оставаться без келейника, который исполнял обязанности то повара, то садовника, то хлебопека. «Как самый бедный бобыль, – писал старец Антоний в 1832 году одному родственнику, – живу в келье один: сам и за водой, сам и за дровами… Чином священства почтенных, теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». Он жил всем « бых вся, да всяко некия спасу » ( 1Кор. 9, 22 ). Этот текст в прямом смысле относится к старческому служению. Однако ни преп. Антоний, ни преп. Моисей не брали на себя прямой обязанности душепопечения лиц монастырской братии. Но будучи сами духоносными старцами, они понимали значение старчества и предоставили тем великим старцам, которых они привлекли в Оптинский скит, самое широкое поле деятельности. Таким образом, насаждение в Оптиной Пустыни старчества было всецело делом этих двух братьев. И не только насаждение, но и процветание.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010