Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение: «Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило». Благословение на молитвенное правило Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения. Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы. Старец Антоний (Путилов) учил: «Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных». Также преподобный Антоний писал: «Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам». Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души: «Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно». Невозможность выполнить правило В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

http://pravoslavie.ru/57597.html

За время настоятельства М. (37 лет) в Оптиной пуст. во Введенском соборе были устроены 2 боковых придела с крытыми папертями, в старой братской трапезной освящена ц. во имя прп. Марии Египетской, над 2 одноэтажными келейными корпусами надстроены верхние этажи, возведены 7 братских корпусов, каменная ограда с 7 башнями, новый большой корпус братской трапезной, б-ка, гостиницы (8 корпусов), 2 конных двора с кельями, скотный двор, кирпичный и черепичный завод, вновь выстроена мельница близ мон-ря, появилось братское кладбище. На земле, дарованной мон-рю в 1853 г., заложен хутор для сбора сена и рыбной ловли. Разведены фруктовые сады, огороды. При вступлении М. в должность у обители было 197 дес. 1564 кв. саж. земли, в т. ч. 80 дес. леса, в год его кончины - 348 дес. 1464 кв. саж. земли, в т. ч. 188 дес. леса. При М. был увеличен штат мон-ря. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил синодальное определение, согласно которому к монастырскому штату добавлены 24 вакансии (12 монашеских и 12 послушнических). Нек-рые насельники не одобряли активную строительную деятельность настоятеля и писали доносы на него в Калужскую духовную консисторию (см., напр.: РГБ. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт-301. Л. 5-9). Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Роспись св. врат Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Роспись св. врат Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Мастер Ю. Н. Захаров В 1856 г. Исаия (Путилов), навестивший брата, признавался: «...как счастлива Оптина обитель, что есть в ней мужи. В них же сердце и душа едины» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 169). Обладая духовным опытом, М. поддерживал в обители традицию старчества. Его духовником был прп. Лев (Наголкин), основатель старчества в Оптиной пуст. По словам Жития, М. «с любовью принял старцев и водворил их в своей обители», «лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности», «с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми зависевшими от него мерами» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года и в июне и сентябре 1851 года. Когда у него созрел замысел первой поездки, в точности неизвестно. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся в ту пору за границей, писал в августе этого года сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви... Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, и посвятившем себя Богу! Какое тихое и торжественное спокойствие в этой душе, достигшей пристани!» . По всей вероятности, в Оптину Гоголя направил Иван Киреевский. Духовный сын преподобного Макария, он как никто другой понимал значение старчества. «Существеннее всяких книг и всякого мышления, – писал он своему другу Александру Ивановичу Кошелеву, – найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов. Такие старцы, благодаря Бога, еще есть в России...» . Без сомнения, такие же мысли Киреевский высказывал и Гоголю. Во всяком случае, в июне 1850 года Гоголь вместе с Михаилом Максимовичем проездом на юг, в Малороссию, заезжает в Оптину. 13 июня друзья выехали из Москвы на долгих. Первую ночь они провели в Подольске, где встретили поэта-славянофила Алексея Хомякова с супругой и провели вечер в дружеской беседе с ними. 15 июня Гоголь и его спутник ночевали в Малом Ярославце, утром отстояли молебен в тамошнем Николаевском монастыре, настоятель которого отец Антоний напоил их чаем и благословил каждого финифтяным образком Николая Чудотворца. Игумен Антоний был одним из трех братьев Путиловых, известных подвижников христианского благочестия. В течение четырнадцати лет он был начальником Иоанно-Предтеченского скита, последующие четырнадцать лет управлял Малоярославецким Николаевским монастырем и потом двенадцать лет прожил на покое в Оптиной Пустыни. Его брат, архимандрит Моисей, был настоятелем Оптиной почти сорок лет; за эти годы монастырь совершенно преобразился и обустроился, развернулась его издательская деятельность, расцвело старчество. Третий брат Путилов, отец Исаия, был игуменом Саровской обители.

http://bogoslov.ru/article/6192605

Отец преподобных Моисея и Антония, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты и часто посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Работал отец сборщиком налогов у хозяина-откупщика, и честность его была так очевидна, что хозяева в течение нескольких лет повысили ему плату от двухсот до тысячи двухсот рублей в год после того, когда Иван Григорьевич обзавёлся семьёй. Мать преподобных Моисея и Антония, Анна Ивановна, была благочестива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Дети её вспоминали, как часто их мать по ночам молилась Богу. С семилетнего возраста она почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон, старец маститых лет. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Когда она приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. Когда Анна Ивановна спрашивала: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Лишь много лет спустя она поняла, что старец предугадывал её счастливую семейную жизнь и то, что три её сына будут в монашеском чине настоятелями и наставниками. И действительно, все сыновья стали священнослужителями и после смерти отца, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Мать преподобного Илариона, Евфимия Никифоровна, женщина достопочтенная и богобоязненная, воспитавшая четырёх сыновей, дважды брала отрока Родиона, будущего старца, в паломничество к святыням Киево-Печерской Лавры. Александр, будущий преподобный Амвросий, родился в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед был священником, а отец, Михаил Фёдорович, – пономарём. Перед рождением ребёнка к деду-священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Родители, воспитывавшие восьмерых детей, отдали Александра учиться сначала в духовное училище, а затем в семинарию.

http://pravoslavie.ru/56923.html

Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколько иноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. В монастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор называть Оптину «второй Лаврой своей епархии». В начале 1825 года настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родился в 1782 году в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским) . В 1804 году оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с именем Исаия, впоследствии стал Саровским настоятелем, a Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в Рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришли из Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младший брат Александр, постриженный с именем Антоний. Однажды отец Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету, который поручил ему устроить скит при Оптиной. В 1821 году отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место от растущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь , освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келлии, которые стали наполняться монахами. В 1825 году отец Моисей был поставлен во главе Оптиной пустыни. 37 лет продолжались его непрерывные настоятельские труды. За время его настоятельства число братии увеличилось во много раз, и к началу 1860 года приблизилось к 150. В обители развели фруктовые сады, построили трапезную, гостиницу, семь корпусов келлий, мельницу, воздвигли две новые церкви, устроили библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Таковых бо есть Царствие Божие, и они хранимы Богом для распространения на земле даров благодати Божией. Я не служил там, но пробыл 24 часа в общении молитвы и бесед душеполезных с матушкою и старшими сестрами» 535 . Сохранился отзыв о монахине Филарете Панютиной (свидетельствующий о духовной настроенности сестер), которая «во все время пребывания владыки не входила в свою келью, но с умилением смотря, как все сестры ходили за ним, размышляла, какая была радость, когда Господь ходил по земле и весь народ за Ним» 536 . Матушка Вера написала об этом дне владыке Савве так: «19 сентября в 3 часа пополудни пожаловал к нам в обитель преосвященный Леонид из Звенигорода, без певчих, без свиты, только с настоятелем Саввина монастыря и с келейником, а потому и не литургисал у нас. Был очень милостив и с добротою обходителен со всеми. И все ему у нас понравилось. Спаси его Господи!» 537 Вскоре посетил Зосимову пустынь еще один вновь назначенный викарий, преосвященный Игнатий, он служил раннюю обедню 538 , позже владыка не раз приезжал в пустыньку для совершения Божественной литургии 539 . Поддержка владык, расположенных к Зосимовой пустыни, утешала монахинь, но через несколько лет они лишились мудрого духовного руководства – в августе 1865 года почил о Господе Оптинский старец отец Антоний (Путилов). В 1866 году владыку Савву (Тихомирова) перевели на другую кафедру, в Витебск, епископом Полоцким и Витебским. А осенью 1867 года великого святителя 540 люди земли Русской провожали в последний путь. Монастырь таким образом совсем осиротел. Игумения Вера писала о погребении митрополита Московского следующее: «Угас светильник наш, закатилось наше светлое и теплое солнышко! Лишились мы милосердного отца и покровителя нашего! С помощию Божиею я успела приехать к обедне, после которой совершено было отпевание почившего; после оного, за ужасною теснотою, едва-едва я могла прикоснуться, поцеловать святую ручку святого владыки, но как я обрадовалась, узнавши, что по окончании погребения гроб его не закрыли и что днем и ночью допускают всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Но наибольшую известность принесли этому монастырю старцы. В XIX в. в Оптиной пустыни подвизались преподобные Моисей (Путилов), Амвросий (Гренков) , Лев (Наголкин) , Анатолий (Зерцалов) . За духовным советом к ним приезжали русские писатели и философы, в том числе Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский и многие другие. В XX в. Оптина пустынь продолжала свою миссию. Вся Россия ездила к преподобным Анатолию (Потапову), Варсонофию (Плиханкову) и Иосифу (Литовкину) . Оптину пустынь стал часто посещать и иеромонах Серафим. Особенно близкие отношения сложились у него с иеромонахом Анатолием. Этот подвижник долгое время был келейником у самого известного оптинского старца – преподобного Амвросия, на личном опыте познал его духовную мощь и основы духовничества. Об отце Анатолии говорили, что по своему радостному и смиренному обращению с людьми он был похож на преподобного Серафима Саровского . В старце отмечали поразительную любовь ко всем приходившим к нему. Он всегда был приветлив, ласков и сердечен. Преподобный Анатолий стал духовником иеромонаха Серафима. В декабре 1911 г. отец Серафим получил повышение – был назначен инспектором Костромского духовного училища. Но в этой должности он пробыл всего год и в конце 1912 г. был назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Тогда же он был возведен в сан архимандрита. Начальником архимандрита Серафима стал архиепископ Тихон (Никаноров). Современники помнят его как скромного, тихого и смиренного иерарха. С этими качествами совмещались доброта и молитвенность, никто не видел его разгневанным и раздраженным. К архиепископу Тихону мог прийти любой – никому он не отказывал в просьбе. В лице этого святителя архимандрит Серафим нашел покровителя и молитвенника. А поддержка молодому ректору в тот момент была крайне необходима. Выше отмечалось, что положение духовных семинарий было печальным. Очень часто ректоры этих учебных заведений были людьми случайными и рассматривали свою должность всего лишь как ступеньку в карьерной лестнице. Как правило, ректоры были для семинаристов не отцами, а начальниками. Семинаристы, часто не помышлявшие о духовной карьере, а мечтавшие устроиться на светскую службу, болели теми же духовными болезнями, что и обычные студенты. И Воронежская семинария не была исключением. Незадолго до назначения архимандрита Серафима в этой семинарии было покушение на инспектора. В 1912 г. здесь произошел настоящий бунт. Архиепископ Антоний (Храповицкий) , узнав о назначении сюда отца Серафима, написал ему: «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

135 Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий  философ-идеалист, опирался на философию Шопенгауэра и Шеллинга, отрицал идею социального прогресса, противопоставляя ей пессимистический взгляд на историю. Веру как в земное, так и в потустороннее счастье людей считал иллюзией. 144 Варсонофий Beлukuй (VI b.) – отшельник,  почитавшийся на христианском Востоке. Ок. 540 г. удалился в пустыню и жил в полном уединении. Известно сочинение, содержащее ответы Варсонофия на вопросы учеников; ответы имеют нравственно-аскетический характер. 145 Иоанн Лественник, (общепринято: Лествичник;  ум. между 650 и 680) – один из «отцов церкви», был настоятелем монастыря на Синае. Автор трактата о ступенях на пути самоусовершенствования – «Лествица, возводящая к небесам», или «Лествица райская», представляющего собой руководство к иноческой жизни и являющегося результатом глубокого самонаблюдения и самоанализа. Трактат пользовался популярностью в Древней Руси. 146 Макарий (в миру Иванов Михаил Николаевич) и Антоний (Путилов Александр Иванович ) – оптинские старцы, видные представители старчества. Их литературное наследие представлено в основном письмами. См.: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Ч. 1–6. Козельск, 1862–1863; Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого монастыря. Изд. Введенской Оптиной пустыни. М., 1869. 148 Сергий Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллович; 1321–1391) – выдающийся деятель русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры. Оказал поддержку Дмитрию Донскому в подготовке Куликовской битвы. Канонизирован, является одним из самых чтимых святых русского православного пантеона. 149 Тихон Задонский (1724–1783) – деятель русской церкви, духовный писатель, был епископом Воронежским; с 1769 г. поселился в Задонском монастыре, посвятив себя аскетическому служению. Личность Тихона Задонского послужила прообразом Тихона в «Бесах» (см.: Т. 11. С. 5–30 (гл. «У Тихона»); Т. 9. С. 511–513). 150 Примеч. 1885 г.: Даже и его духовный авторитет по государственным вопросам. Еще раз позволяю себе обратить внимание читателей на ту весьма полезную книгу, о которой я уже упоминал один раз: Государственное учение Филарета (Митроп. Московского). В. Н. – вторым изданием вышедшую в Москве в нынешнем году. Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Память 4 сентября. – 158. Моисей – преподобный, авва, Синайский подвижник. IV в. Происходил из Фарана. Подвизался в Раифе, в одной пещере. С юности посвятил себя Богу, провел в иночестве 73 года, все это время не вкушая хлеба и питаясь небольшим количеством фиников и воды. Прославился подвигами бодрствования, безмолвия и поста. Святостью своей жизни и проповедью обратил в христианство весь окрестный народ. Имел дар чудотворения, исцелил начальника измаильтян Оведиана от нечистого духа. Известен его ученик по имени Моисей. – 62, 317. Моисей Мурин – преподобный, † около 400 г. Память 28 августа. – 77. Моисей – Оптинский старец, схиархимандрит, строитель Оптиной Пустыни. 15 января 1782 † 15 июня 1862. В мире Тимофей Иванович Путилов. Родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии, в благочестивой купеческой семье; отец его был родом из Серпухова. Двое братьев Тимофея, Александр и Иона, впоследствии также были в монашестве: один – игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний, а другой – игумен Саровской обители Исайя. В юности Тимофей служил у откупщика в Москве. Вместе с братом Ионой они были у затворницы Ивановского монастыря Досифеи и у Новоспасских старцев Александра и Филарета. 13 мая 1805 г. оба брата против воли родителя поступили в Саровскую пустынь. Тимофей нес послушание на хлебне и ходил за больным старцем Исаиею. В 1808 г., по совету о. Серафима, казначея Брянского Свенского монастыря, поступил в этот монастырь, 3 августа 1809 г. определен в число послушников. В 1811 г., по совету иеромонаха Московского Симонова монастыря Алексия (Адриана), ушел к Рославльским пустынножителям. Там он прожил 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия и был им келейно пострижен в монашество, причем восприемным отцом его от Евангелия был старец Досифей. Во время нашествия французов в 1812 г. недолго жил в Свенском монастыре, а затем еще 8 лет в Рославльских лесах. В 1816 г. вместе с братом Александром был на богомолье в Киеве, а в 1819 и в 1820 гг. в Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

158. После зимы приходит весна, посему будем надеяться на радость после тоски и страдания О том, что Вы кашляете, и унываете духом своим, я сердечно сожалею, и молю Господа Бога, чтобы облегчил страдание Ваше, и возвратил спокойствие сердцу, и утешил Вас возвращением в тихое пристанище; а теперь Вы находитесь как будто на чужой стороне или в плену, где и видите и слышите все другое, и имеете участие в том, чего бы не желали Вы; посему душа Ваша невольным образом опечаливается, и впадает в горькое уныние. Советую Вам ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлить показаться приятная отрада; а посему этою надеждою и утешайте Вы себя. Вы вопрошаете меня насчет церковной службы, в какие дни у нее бывать? В праздничные дни должно быть, а в непраздничные дни какой-нибудь часок, или несколько минуток келейно помолитесь; недостаток заменится Вам служением больной тетеньки; ибо любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений; посему не беспокойтесь, что мало остается Вам времени на духовные упражнения. А насчет рассеянности и любезничанья с посетителями, то хотя и приятна для всех ласковость и приветливость; но когда оные служат для других побуждением к непристойным побуждениям, то полезнее себя удерживать от рассеяния; ибо скромное обхождение девы лучше всего. Насчет же вопрошения Вашего о снах, то я не Иосиф, чтоб правильно мог понимать оные, и передавать другим; а слыхал, что видимая мантия означает покров Божий, посему и сестрица Ваша А. М., невзирая на многие ее погрешности, находится не вне покровительства Божия, ожидающего обращения и исправления ее. А виденный крест означает спасение Ваше от искушений и бед; посему радуйтесь Вы сему и не унывайте! 18 января 1858 г. Очень жаль, что тетенька уклоняется от приобщения Св. Христовых Таин, и за сию неблагомысленную уклончивость, не знаю, удостоится ли она оных, что к сожалению случилось и с нашим О. Е. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010