Варфоломей (Ремов) , архиеп. – см. также ИУ. 974. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Письма и автобиография/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 353–378. 975. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Из духовного наследия/Публ., предисл, примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1998. 4(18). С. 119–133. 976. Васильева О. Ю. Дело архиеп. Варфоломея [Ремова], или «человек-загадка» против Русской Православной Церкви//АиО. 2000. 4(26). С. 192–205. Вениамин (Казанский), сщмч. – см. ИУ. 977. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР [Котляров]: к 70-летию со дня рождения//ХЧ. 1999. 18. С. 11–22. Владимир (Богоявленский) , митр. Киевский, сщмч. – см. 1247. Григорий (Лебедев), еп. – см. ИУ. 978. Энден М. Кончина митр. Григория (Чукова) нояб. 1955 г.]: [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 292–294. 979. Хроника: [Назначение архим. ГУРИЯ (Егорова) епископом Ташкентским и Среднеазиатским]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 22. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский, сщмч. – см. ИУ. 980. Журавский А. В. Епископ Чистопольский ИОАСАФ (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла [Смирнова]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 356–363. 981. Макарий (Веретенников) , архим. Иосиф [Чернов], митр. Алма-Атинский и Казахстанский (f 1975)//АиО. 1998. 4(18). С. 134–146. 982. Кончина преосвященного ИУСТИНА (Мальцева), еп. Казанского и Чистопольского (4 апр. 1950 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 28. 983. Тимаков В. А., прот. Высокопреосвященный КИРИЛЛ [Поспелов], архиеп. Пензенский и Саранский//АиО. 2000. С. 298–316; С. 245–263; 2001. 1(27). С. 285–306. Кирилл (Смирнов), сщмч.; ЛУКА (Войно-Ясенецкий) , исп.– см. ИУ. Макарий (Невский) , свт. – см. 1254. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. – см. также ИУ. 984. Памяти пастыря, ученого, богослова: [Архиеп. Михаил (Мудьюгин) ]//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 137–139. Никодим (Ротов), митр. – см. также ИУ. 985. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 20 «Богословских трудов», посвящ. митр. Никодиму (Ротову)]//БТ. 1979. Сб. 20. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собранные А. значительная художественная коллекция и б-ка из 7 тыс. томов вместе с обширной б-кой его друга архиеп. Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба) стали основой возрожденной Синодальной б-ки МП . А. награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1964), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1981), святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (1981, Антиохийская Православная Церковь), Животворящего Креста Господня 1-й степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь), вмч. Георгия Победоносца 1-й степени (1977, Грузинская Православная Церковь), орденом Командора 1-й степени (1978, Финляндская Православная Церковь), орденом Дружбы народов (1984), медалью Советского Фонда мира (1979). Арх.: ОВЦС МП; СПб епарх. управление. Ф. 6 (Фонд митр. Антония (Мельникова)) папок, 100 дел]. Соч.: Эпистолярное наследие прот. Валентина Амфитеатрова. Минск, 1966. Ркп.; Переписка К. Леонтьева с подвижниками Афона и Оптиной пустыни. Минск, 1969. Ркп.; О христианстве в Помпеях и Геркулануме//БТ. 1973. Сб. 10. С. 59-66; Святой равноапостольный архиеп. Японский Николай//Там же. 1975. Сб. 14. С. 5-61; Блаженный Августин как катехизатор//Там же. 1976. Сб. 15. С. 56-60; Миссия Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем//ЖМП. 1982. 5. С. 49-57. Лит.: Наречение и хиротония архим. Антония (Мельникова) во еп. Белгород-Днестровского//ЖМП. 1964. 7. С. 15-19; Присуждение митр. Ленинградскому и Новгородскому Антонию степени доктора богословия гонорис кауза//ЖМП. 1982. 5. С. 48-49; Чижов А. , диак. Высокопреосв. митр. Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников): Некролог//Там же. 1986. 10. С. 15-20; Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Н. Новг., 1988. Прот. Владислав Цыпин, А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/115984.html

28 февр. 1946 г. Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) назначил свящ. К. Хомича по просьбе прихожан настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове. В мае 1947 г. Пинский и Лунинецкий архиеп. Даниил (Юзвьюк) наградил его золотым наперсным крестом. 21 апр. 1950 г. возведен в сан протоиерея. Священник часто беседовал с прихожанами., был прост, щедр, гостеприимен, готов прийти на помощь в трудных ситуациях. 25 янв. 1956 г. переведен Минским и Белорусским митр. Питиримом (Свиридовым) в г. Добруш Гомельской обл. в качестве настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома. Здесь его трудами был достроен храм. 4 сент. 1962 г. Минский и Белорусский архиеп. Варлаам (Борисевич) перевел прот. К. Хомича в Свято-Успенскую ц. в дер. Красное Гомельского р-на и обл. В условиях гонений на Церковь вместе с семьей претерпел здесь немало невзгод; они были вынуждены жить во взятом в аренду бывшем курятнике. В 1969 г. прот. К. Хомич овдовел. По благословению Минского и Белорусского архиеп. Антония (Мельникова) 19 марта следующего года игум. Захарией (Ровинцом) в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-ре был пострижен в монашество с сохранением имени Константин. В этот же день назначен наместником Жировицкого мон-ря. 25 июня 1970 г. возведен в сан архимандрита. В это время в мон-ре пребывал на покое архиеп. Ермоген (Голубев ; † 1978). К. обращался за духовными советами к проживавшему в обители схиархим. Иоанну (Маслову) . Дружеские отношения сложились у К. с Минским митр. Антонием (Мельниковым); митрополит часто посещал мон-рь для бесед с наместником. Эти отношения сохранились и позднее, когда митр. Антоний был переведен на Ленинградскую кафедру. Ежегодно в стенах обители проводились беседы со священнослужителями Минско-Белорусской епархии по различным вопросам пастырской практики. В годы настоятельства К. Жировицкий мон-рь обнесли кирпичным забором, отремонтировали Успенский собор, построили гараж. В 1980 г. К. был награжден 2-м крестом с украшениями, в 1986 г. удостоен права ношения Патриаршего креста в связи с 50-летием священнического служения.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

Совр. жизнь РПЦ. Официальные материалы. Духовные школы См. также: Церковное образование и воспитание: Религиозное (специальное) 2709–2740). 902. Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский. Святейший патриарх Пимен о задачах духовных школ/Александр, еп. Дмитровский//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 9–23. 903. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Проблемы, стоящие перед духовными школами: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]/Евгений, еп. Верейский//ХЧ. 1997. 14. С. 42–46. См. также 2689. Московская духовная академия и семинария История 904. Иванов М. С. Академический устав 1949 года//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 19–41. 905. Иоанн (Экономцев), архим. Предыстория создания Московской академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов/И. Н. Экономцев//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 41–72. 906. Московская духовная академия и семинария//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 7–20. Ист. справка. Информация для абитуриентов. 907. Никон (Смирнов), игум. Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы/Прот. В. Смирнов//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 148–165. 908. Никон (Смирнов), игум. Полувековой путь возрожденных Московских духовных школ//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 42–57. 909. Осипов А. И. Три века Московской духовной академии//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 4–18. 910. Салтыков А., прот. Краткий очерк истории Московской духовной академии/Свящ. А. Салтыков//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 73–112. 911. Скурат К. Е. Московская духовная академия в 1814–1869 гг.//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 58–73. 912. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. Московская духовная академия и Троице-Сергиева лавра: (Книжность и просвещение)/Игум. Феофилакт (Моисеев)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 254–259. См. также 1359, 2759. Празднование 300-летнего юбилея МДА 913. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб.: Богословские труды. Сб.: Московской духовной академии 300 лет (1685–1985)]//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 5. 914. Питирим (Нечаев) , митр. Волоколамский и Юрьевский. В единении традиции и актуальности/Питирим, архиеп. Волоколамский//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 24–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий, свт. – см. также 695. 1274. Турилов А. А. Святитель Алексий, митрополит всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 13–18; 2001. Вып. 1(12). С. 5–16. Андрей Рублев, прп. – см. также ИУ. 1275. Воронов Л. , прот. Андрей Рублев – великий художник Древней Руси//бТ. 1975. Сб. 14. С. 77–94. 1276. Свиридов И., прот. Проповедь в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца//АиО. 1994. 3. С. 167–169. 1277. Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева//БТ. 1981. Сб. 22. С. 3–67. 1278. Успенский Л. А. К юбилею Андрея Рублева: (600-летие со дня рождения)//ВРЗЕПЭ. 1960. 35. С. 44–53. 1279. Успенский Л. А. [Рец. на кн.:] Mainka R. M. A. Rublev " s Dreifàltigkeitsikone. Ettal, 1964 [=Майнка Р. М. Икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 128–130. Варлаам Хутынский, прп. – ср. 2234. Геннадий Новгородский , свт. – см. также ИУ. 1280. Макарий (Веретенников) , архим. Новгородский свт. Геннадий и его церковно-просветительские труды//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 30–62. Димитрий Ростовский , свт. – см. 728. 1281. Никитин В. А. Житие и труды свт. Евфимия, архиеп. Новгородского//БТ. 1983. Сб. 24. С. 260–306. 1282. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Преподобная Евфросиния Полоцкая//БТ. 1972. Сб. 9. С. 5–14. Епифаний Премудрый , прп. – ср. 1298. Иларион Киевский , свт. – ср. 307. Иулиания Вяземская, кн., мц. – см. 3118. 1283. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. Святитель ИОВ – первый русский патриарх/Игум. Феофилакт (Моисеев)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 200–240. 1284. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и прп. Иосиф Волоцкий //ЦиВр. 1992. 3. С. 66–71. 1285. Иоанн, свящ. Житие прп. Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца/Публ.: А. Б. Мороз//АиО. 1998. 3(17). С. 200–236. Корнилий Комельский, прп. – см. 1336. 1286. Кучкин В. А. Гибель в Орде Михаила Ярославича Тверского и его канонизация//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 102–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дважды (в 1200 и накануне 1208/9) побывавший в Царьграде еще до своего пострижения, А. составил «Книгу паломник» - описание святынь визант. столицы, очевидно, по впечатлениям своего первого паломничества, т. к. захват К-поля крестоносцами в 1204 г. отразился в ней только во 2-й редакции в виде приписки (научно-критического издания труда А. с учетом всей рукописной традиции пока нет). В К-поле А. приобрел ряд правосл. реликвий: ризы сщмч. Феодора Стратилата , мощи сщмч. Власия Севастийского , часть камня от гроба ап. Иоанна Богослова , вероятно, частицу Животворящего Креста Господня, «гроб Господень» и мощи вмц. Варвары . Нахождение этих святынь в Новгороде определило нек-рые важные события церковной жизни города: став Новгородским архиепископом, А. начал строительство ц. во имя вмц. Варвары, часть Животворящего Древа была вставлена в большой воздвизальный крест Софийского собора. Ко времени возвращения А. из К-поля относится перестройка престола Софийского собора, в к-ром новая доска трапезы была установлена в меру «гроба Господня». В описях Софийского собора XVIII-XIX вв. упоминается «мера гроба Господня» - «бемберековая» лента, запечатанная с обоих концов сургучами, сохранился медный ларец-реликварий, в к-ром, согласно описям XIX в., находилась эта лента. Канонизация А. к местному почитанию состоялась, видимо, в 1439 г., когда Новгородский свт. Евфимий установил празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе (НПЛ. С. 420; Макарий. Кн. 3. С. 445-446); тогда же, вероятно, был установлен общий день памяти - 10 февр. А. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Местная канонизация А. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный 10 июля 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) , списки службы Собору известны с XIX в. Предписания об изображении А. содержатся в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. под 18 авг. и 16 янв.: «Брада руса, поуже Власиевой, в шапке и во амфоре [омофоре], Евангелие, ризы святительския» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205 об., 30-е гг. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/115862.html

В 1975 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Дональда Коггана принимали участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и митр. Сурожский Антоний (Блум) . В 1977 г. Архиепископ Д. Когган приезжал в Москву. В 1980 г. архиеп. Волоколамский Питирим, митр. Сурожский Антоний, архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) присутствовали на интронизации Архиепископа Кентерберийского Роберта Ранси. На встрече с архиеп. Питиримом 16 июля 1985 г. в Москве делегаты Комитета по иностранным делам палаты общин Парламента Великобритании заявили, что «религиозная жизнь в Советском Союзе вызывает большой интерес в Соединённом Королевстве, и мы придаем важное значение этому вопросу при изучении связей между нашими странами» (ЖМП. 1985. 9. С. 5). В мае 1985 г. делегация РПЦ во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) по приглашению Архиепископа Кентерберийского Р. Ранси участвовала в богослужении в Вестминстерском аббатстве по случаю 40-летия окончания второй мировой войны. В июне 1988 г. делегация Церкви Англии во главе с Архиепископом Кентерберийским Р. Ранси участвовала в праздновании 1000-летия Крещения Руси. На Ламбетской конференции 1988 г. присутствовали архиеп. Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Калининградский) Кирилл (Гундяев) и преподаватель МДА М. Л. Воскресенский. На Ламбетской конференции 1998 г. присутствовал митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . В 1989 г., во время посещения СССР делегацией Церкви Англии во главе с еп. Оксфордским Ричардом Харрисом, была достигнута договоренность о создании Совместной координационной комиссии по сотрудничеству между Церковью Англии и РПЦ. Заседания комиссии состоялись в 1990 г. в Лондоне и Оксфорде, в 1991 г. в Москве и Пюхтицах (Куремяэ, Эстония), в 1992 г. в Оксфорде, в 1993 г. в Москве. Деятельность этой комиссии распространяется на сферу религ. образования и благотворительности. Благодаря ее усилиям правосл. студенты из России получают стипендии для обучения в богословских школах и ун-тах Англии. Кроме того, на заседаниях представители РПЦ и Англиканской Церкви вырабатывают согласованную позицию в решении общехрист. вопросов, напр. о деятельности ВСЦ или о взаимоотношениях между Церковью и гос-вом в совр. мире. 19 апр. 1991 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Джорджа Кэрри принял участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 28 по 30 окт. 1991 г. проходил офиц. визит Московского Патриарха Алексия II к Архиепископу Кентерберийскому, в 1993 г. в Москву с неофиц. визитом приезжал Дж. Кэрри. 9 июля 1998 г. состоялась церемония освящения статуй мучеников ХХ в. в Вестминстерском аббатстве (Лондон). Скульптурные изображения мучеников, принадлежавших к различным христ. конфессиям, размещены в нишах над зап. порталом храма. Среди них - св. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, мученически погибшая в 1918 г. Диалог с Епископальной Церковью в США

http://pravenc.ru/text/171923.html

934. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский . К 175-летию Ленинградской духовной академии (1809–1984)//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 5. 935. Вербицкая Л. А. Приветствие от СПбГУ [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 23. 936. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Приветствие от Учебного комитета при Священном Синоде и МДА [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]/Евгений, еп. Верейский//ХЧ. 1997. 14. С. 18–19. 937. Забуга Н. Приветствие от Киевской духовной академии и семинарии [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 24. 938. Илия II (Шиолашвили), католикос-патриарх всея Грузии. Слово, произнесенное в СПбДА по случаю ее 50-летия//ХЧ. 1996. 13. С. 10–12. 939. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Приветственный адрес [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 15–16. 940. Мисиюк В . Приветствие от «Синдесмоса» [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 27. 941. Стойков В., прот. Начало юбилейных торжеств: [Праздник св. ап. Иоанна Богослова и юбилеи СПбДА: 275-летие со дня основания и 50-летие со дня восстановления]//ХЧ. 1996. 13. С. 5–9. 942. Стойков В., прот. Венец юбилея: [О юбил. торжествах в СПбДА в дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 5–10. 943. Феофан (Галинский), архиеп. Берлинский и Германский. Приветствие от Берлинской епархии [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 25–26. 944. Яковлев В. А. Приветствие губернатора С.-Петербурга... [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 17. См. также 3023. Учебный процесс и научно-исследовательская деятельность 945. Иннокентий (Павлов), игум. Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 211–268. 946. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Богословское образование в Петербурге – Петрограде – Ленинграде: традиция и поиск/Кирилл, архиеп. Выборгский//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 6–34. 947. Мустафин В., прот. Философские дисциплины в Санкт-Петербургской духовной академии//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 186–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому же, он был страшно добрым человеком, поэтому мы пользовались этим изо всех сил и эксплуатировали его самым бессовестным образом. – Как складывались ваши отношения дальше? – В 1973 году мы встретились первый раз.   Приезжал владыка в Москву не так часто, а количество желающих встретиться с ним все увеличивалось. Все труднее было с ним увидеться, поговорить. У его номера в гостинице всегда стояла очередь. И наступил такой момент, что я испугалась, что увлекусь им, как человеком, буду думать: «Только он, и больше никого и ничего!» И ко всем моим страхам за любимых и дорогих мне людей прибавиться еще один. А я вообще страшно беспокоюсь о тех, кого я люблю, страшно беспокоюсь! Бывают люди более или менее спокойные, а я – нет. Поэтому «еще одного» – не хочу! Решила: все, я больше не буду ходить на эти беседы! Я не буду! Я не хочу! Потому что потом я буду об этом думать, а Англия далеко… И вот я исчезла. Но все-таки потом мы встретились у отца Николая. Он спросил меня: «Ты куда делась?» Я замялась, а потом рассказала, в чем дело. А он очень мягко ответил: «Ты бы мне сказала, вот чудачка!» И больше мы это не обсуждали. Он удивительно мог человека понять и поддержать, и бесконечно верил в человека. Митр. Антоний (Мельников), фотография 1970-х гг. – И сколько вы пропустили, таким образом? – Два года. Два года пропустила! Но потом снова мы стали ходить к отцу Николаю на встречи с владыкой. К моему мужу Евгению он вообще относился очень ласково, «охранно», может быть, даже от моей активности и требовательности. И вот однажды, после такой встречи, он вдруг неожиданно сказал нам с мужем: «Я еду в Ленинград по приглашению владыки Антония Ленинградского ( (Мельникова). – Прим. ред. ), буду там служить: у меня, может быть, там будет времени побольше, приезжайте, если можете, поговорим». Мы, конечно, поехали. Но ничего из этого не вышло: в Ленинграде нас встретила та же толпа, как и в Москве! Я не хотела их «перебивать», и муж мой тоже. Женя вообще всегда говорил одно: «У меня никаких вопросов нет, я просто хочу быть рядом с владыкой. Просто побыть с ним, и мне больше ничего не надо!» У меня же всегда были вопросы.

http://pravoslavie.ru/66613.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обложка первого сборника " Богословских трудов " С окт. 1967 г. редколлегию издания возглавляли: архиеп. Минский и Белорусский Антоний (Мельников) (1967-1986), митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (1987-1994), Председатель Издательского совета МП еп. Бронницкий Тихон (Емельянов) (1995-2000). На заседании Свящ. Синода 26 дек. 2001 г. председателем редколлегии «Б. т.» был назначен Председатель Богословской комиссии РПЦ митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) с учетом того, «что в настоящее время развитие научно-богословских исследований в... Церкви все более координируется Синодальной Богословской комиссией» (ЖМП. 2002. 1. С. 17). 12 марта 2002 г. постановлением Свящ. Синода состав редколлегии «Б. т.» увеличился до 30 чел. (ЖМП. 2002. 4. С. 11-13). В «Б. т.» опубликовано свыше 500 статей 197 авторов. В течение долгих лет «Б. т.» были единственным научным церковным изданием, отсюда тематическое разнообразие его материалов: вопросы догматического и нравственного богословия, патрологии, церковной истории, литургики, церковного искусства и проблемы, связанные с жизнью правосл. Церкви. Наибольшее количество статей опубликовано по истории РПЦ (54), литургике (44), агиографии (31), а также творения отцов Церкви (30). Четко выраженной рубрикации сборники не имеют, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина сборников «Б. т.» (17 выпусков) частично или полностью посвящена определенной теме. Так, 4-7, 10-11 содержат материалы богословских собеседований между представителями РПЦ и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика 21 - таинство св. Евхаристии; ряд номеров посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В. Н. Лосскому 8) и Н. Д. Успенскому 13), митр. Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) 20), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I 34); др. номера приурочены к юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси 28-29), 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры 29), 300-летию МДА и 175-летию ЛДА, 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 35-36).

http://pravenc.ru/text/149565.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010