Житие состоит из 5 частей. 3 первые части основаны на Житии преподобных Зосимы и Савватия, «Слове о сотворении Жития Зосимы и Савватия» мон. Досифея и рассказе соловецкого мон. Тихона о смерти и погребении Г., 4-я часть - Похвала святому, 5-я содержит рассказ о 6 чудесах, совершившихся в Ст. Тотьме по молитвам к преподобному. Г. прославляется в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585). Как «соловецкого началника» упоминает Г. без дня памяти в Месяцеслове келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 333 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1690 г. соловецкая братия во главе с архим. Фирсом (Шараповым) обратилась к Холмогорскому архиеп. Афанасию (Любимову) с просьбой о канонизации Г. Архиерей благословил соловецким монахам «пустынножителя старца преподобного Германа за его многолетные постнические труды иметь и почитать яко угодника Божия... обаче... праздновать и песнопения творить со всенощным пением по уставу ему - старцу Герману - мы не указали» впредь до распоряжения царей и патриарха. В 1692 г. грамотой Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в Соловецкой обители было установлено местное празднование памяти Г. под 30 июля (в воспоминание обретения мощей) ( Досифей [Немчинов]. Географическое, историческое и статистическое описание. С. 66). Известны 2 службы на память обретения мощей Г. 1-я служба, содержащая алфавитный акростих , была создана Сергием (Шелониным), ее окончательная редакция находится в рукописном сборнике, вложенном Сергием в Соловецкий мон-рь не позднее 1658 г. («Месяца июля в 30 день обретение мощей преподобнаго отца нашего Германа, началника Соловецкия обители, новаго чюдотворца»//ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 101-115 об.; л. 116-125 об.- Житие Г.). 2-я служба напечатана в С.-Петербурге в 1898 г., она же воспроизведена в Минее (МП) (Июль. Ч. 3. С. 331-347). В 1928 г. сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский, будучи в штрафной командировке на о-ве Анзер (СЛОН), составил акафист Г. (опубл.: Русский паломник. 1995. 11/12. С. 25-35). tab Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору было подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravenc.ru/text/164711.html

1156) новгородцы на вече избрали А. во епископа, что положило начало традиции избирать Новгородских владык, до того назначавшихся из Киева, на месте. Избрание свидетельствует о высоком авторитете, каким пользовался к тому времени А. в Новгороде. Однако митрополия не спешила признать это новшество; прибывший в Киев летом 1156 г. митр. Константин I согласился на рукоположение А. только через 2 года, очевидно прошедших в переговорах; в результате А. был хиротонисан в Киеве 10 авг. 1158 г., а 13 сент. вернулся в епархию. Условия урегулирования конфликта неизвестны: возможно, непрочное положение Константина I на Руси (он не был признан в ряде епархий, продолжавших подчиняться митр. Клименту Смолятичу) заставило его пойти навстречу Новгороду, но архиепископского титула, к-рый имели святители Нифонт и Илия, предшественник и преемник А., последний так и не получил. О деятельности А. на Новгородской кафедре сведений нет. А. погребен на юж., Мартириевской, паперти новгородского собора Св. Софии (рака сохранилась). Учитывая приведенную выше датировку проложной записи об А., начало его местного почитания в Новгороде следует отнести ко времени вскоре после его преставления. Местная канонизация святого совершилась, очевидно, в 1439 г., когда свт. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование памяти рус. князей и Новгородских епископов, погребенных в новгородском Софийском соборе. Имя А. входило в Собор Новгородских святителей, празднование к-рому под 10 февр. было установлено не позднее XVI в. (сохранялось до 20-х гг. XX в.). В «Палинодии» (1621) иером. Захарии (Копыстенского) память А. обозначена под 18 сент. (РИБ. Т. 4. С. 849-855). Имя А. включено в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) . Служба Собору была составлена ок. 1831 г., в 8-м тропаре 1-й песни канона утрени А. прославляется как просветитель Вел. Новгорода и непоколебимый столп Церкви (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 448). Ист.: НПЛ.

http://pravenc.ru/text/76020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Ряшенцев), еп. Гомельский. Фотография. 1913 г. (РГИА) (Ряшенцев Виктор Степанович; 8.06.1878, Тамбов - 20.02.1942, Вологда), архиеп. Пермский. Из семьи купца 2-й гильдии, старший брат сщмч. еп. Германа (Ряшенцева) . В. Ряшенцев окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 29 сент. 1901 г. назначен преподавателем рус. и церконослав. языков в Уфимское ДУ. 8 окт. того же года пострижен в монашество с именем Варлаам, 9 окт. Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким) рукоположен во иеродиакона, 10 окт.- во иеромонаха. 5 марта 1902 г. назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую ДС, с янв. 1903 г. инспектор семинарии. Одновременно являлся благочинным единоверческих храмов Уфимской епархии. В авг. 1906 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС, одновременно исполнял обязанности председателя Полтавского епархиального училищного совета. 11 янв. 1913 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялось наречение, 13 янв.- хиротония В. во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . При наречении во епископа В. сказал: «Времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его Святую Церковь. Ныне... нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником - значит быть и священномучеником. Таков и есть путь святительский». С окт. 1918 по весну 1919 г. В. находился в Киеве, 29 апр. 1919 г. был уволен от управления Гомельским вик-ством из-за невозвращения в Гомель. 23 июня 1919 г. В. был арестован в Гомеле по «подозрению в контрреволюции», 5 июля приговорен Губревтрибуналом к 2 годам заключения условно, из-под стражи освобожден на основании прошения 5 тыс. верующих. После освобождения назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, в 1922 г. временно управлял Могилёвской епархией. 27 июля 1922 г. в Могилёве состоялось первое собрание обновленческого (см. Обновленчество ) духовенства, к которому присоединился В. После освобождения Патриарха св. Тихона из-под ареста в 1923 г. В принес покаяние в уклонении в раскол и 16 сент. 1923 г. был назначен епископом Псковским и Порховским, одновременно с 17 июня 1924 г. управлял Гомельским вик-ством. В кон. 1924 г. В. был арестован во Пскове, приговорен к 2 годам тюремного заключения, отбывал срок в политизоляторе Ярославля, освобожден в 1926 г. без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях. Жил в Ярославле, Ярославским митр. св. Агафангелом (Преображенским) был назначен на Любимское вик-ство Ярославской епархии на смену арестованному весной 1925 г. еп. Сергию (Мельникову).

http://pravenc.ru/text/154207.html

Старец ко всем относился по-доброму, обращался со словами «золотце», «золотой мой», «деточка». Для детей у него всегда в кармане рясы были конфеты, пряники, др. сласти. Исключительное внимание Г. уделял молодежи, считая, что путь человека складывается смолоду. Он призывал прихожан свидетельствовать о верности Богу делами, говорил, что можно и нужно быть подвижником в повседневной жизни. Церковные начала Г. почитал святыми и требовал от духовных детей постоянства в вере. Ежедневную домашнюю молитву, посещение церковных богослужений, знание служб считал обязательными. Чтением Слова Божия, и в первую очередь св. Евангелия, рекомендовал заниматься постоянно; говорил, что чтение св. отцов «согревает душу». Старец благословлял людей учиться, приобретать специальность по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты и не обращать внимания на неустройство быта. Нек-рые духовные ученики старца впосл. стали видными учеными, к лику святых были причислены священномученики Ленинградский митр. Серафим (Чичагов) и прот. Владимир Амбарцумов , к-рых Г. наставлял на подвижничество. В самое сложное время старец оставался твердым сторонником единства церкви. Во время разногласий, возникших из-за «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского) , Г. убеждал не вносить в церковную жизнь разделения. Рака с мощами преподобноисп. Георгия (Лаврова) в ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова мон-ря. Фотография. 2002 г. Рака с мощами преподобноисп. Георгия (Лаврова) в ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова мон-ря. Фотография. 2002 г. Г. был арестован 19 мая 1928 г. Следствие обвинило его в «использовании религиозных предрассудков в антисоветских целях», в призывах жертвовать на помощь ссыльным. На допросах Г. держался мужественно и спокойно, не давая поводов обвинить других. 15 июня 1928 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ он был приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Каратюбе в Казахстане. Страдая в отдаленной пустынной местности от трудных условий жизни и болезни (рак гортани), Г. особенно тяжело переживал оторванность от участия в церковной жизни. Находясь вдали от своих духовных детей, Г. продолжал быть для них добрым наставником, со многими вел переписку. Духовные чада не оставляли старца. Изгнанническую долю разделила с ним Т. Б. Мельникова. Спустя нек-рое время приехала Е. В. Чичерина (впосл. мон. Екатерина). В соседнем райцентре Джамбейта поселились духовные дети Г., по окончании медицинского ин-та в Москве выбравшие это место для работы, чтобы быть рядом со старцем. Через них передавались почта, посылки, организовывались приезды к батюшке его чад.

http://pravenc.ru/text/164217.html

27 сент. 1980 г. по возведении в сан архимандрита назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска и благочинным Олонецкой епархии (в тот период находилась под управлением Ленинградского архиерея). В связи с этим назначением 30 окт. того же года освобожден от должности преподавателя Ленинградской ДС. Служил в Петрозаводске до апр. 1982 г., после чего возвратился в Ленинград, т. к. был назначен секретарем епархиального управления и личным секретарем Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . 20 нояб. 1982 г. защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени канд. богословия на тему: «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка». 28 дек. 1984 г. распоряжением митр. Антония назначен исполняющим обязанности ректора Ленинградских духовных школ. 2 марта 1986 г. освобожден от должности ректора ЛДАиС по прошению в связи с болезнью (последствия тяжелых травм при автомобильной аварии). В том же году стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» в г. Тихвине Ленинградской обл. В июне 1987 г. вновь назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора Петрозаводска и благочинным церквей Олонецкой епархии. 20 июля 1990 г. в связи с восстановлением в Карелии самостоятельной архиерейской кафедры М. был назначен епископом Петрозаводским и Олонецким. 14 авг. того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил архиерейскую хиротонию М. в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. 17 июля 1996 г. титул его был изменен на «Петрозаводский и Карельский». 25 февр. 2000 г. М. был возведен в сан архиепископа. К моменту восстановления самостоятельной епархии в Карелии насчитывалось всего 5 действующих храмов. Благодаря архипастырским трудам М. здесь началось быстрое возрождение церковной жизни. За годы управления М. Петрозаводской епархией было образовано более 70 новых приходов, возрождено 7 епархиальных муж. мон-рей и жен. обитель. В Петрозаводске в 2000 г. был освящен новый кафедральный собор во имя св. Александра Невского. Важной своей задачей М. считал подготовку священников из числа коренных народов Карелии - карелов и вепсов, он поддерживал использование карел. языка в богослужении. 29 мая 2013 г. был назначен главой Карельской митрополии, 11 июля того же года возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2561886.html

Ответом властей на письмо, в полном соответствии со старыми традициями, было распоряжение отстранить А. от должности управляющего делами. После кончины митр. Ленинградского Антония (Мельникова) определением Свящ. Синода от 29 июля 1986 г. А. был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией, одновременно Синод уволил А. с должности управляющего делами Патриархии. 1 сент. 1986 г. А. был отстранен от руководства Пенсионным фондом, 16 окт. с него были сняты обязанности председателя Учебного комитета. Первые дни пребывания А. на Ленинградской кафедре ознаменовались молитвой у часовни на могиле блж. Ксении Петербургской, а через год, предвосхищая офиц. прославление блж. Ксении, А. совершил освящение часовни. От нового митрополита зависело, удастся ли в этом городе, где советский режим был особенно враждебен Церкви, устроить нормальную церковную жизнь в период начавшихся в стране перемен. «В первые месяцы,- вспоминает Первосвятитель,- я остро ощущал, что никто не признает Церкви, никто не замечает ее. И главное, что мне удалось сделать за четыре года,- это добиться того, что с Церковью стали считаться: положение в корне изменилось» (Патриарх. С. 16). А. добился возвращения Церкви части бывш. Иоанновского мон-ря на р. Карповке, в к-ром поселились сестры из Пюхтицкого мон-ря, приступившие к восстановлению обители. В масштабах не только Ленинграда и Ленинградской обл., но всего северо-запада России (под управлением Ленинградского митрополита были также Новгородская, Таллинская и Олонецкая епархии) осуществлялись попытки изменения статуса Церкви в об-ве, ставшие возможными в новых условиях. Копился уникальный опыт, к-рый потом применялся в общецерковном масштабе. В юбилейный 1988 год произошел радикальный сдвиг во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, Церкви и об-ва. В сознании об-ва Церковь стала тем, чем она была в действительности со времени св. кн. Владимира - единственной духовной опорой гос. существования рус. народа. В апр. 1988 г. состоялась беседа Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Свящ. Синода РПЦ с Горбачёвым, во встрече участвовал и митр. Ленинградский Алексий. Иерархами был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности правосл. Церкви. После этой встречи был открыт путь к широкому общенациональному празднованию Тысячелетия Крещения Руси, к-рое стало подлинным триумфом Церкви. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня 1988 г. 6 июня в Троицком соборе ТСЛ открылсяПоместный Собор. На вечернем заседании Собора 7 июня с докладом о миротворческой деятельности Русской Церкви выступил А. В его докладе содержалось глубокое обоснование миротворческого служения Церкви, органически связанного с неизменной патриотической позицией Русской Церкви. На Соборе совершена была канонизация 9 святых, среди них блж. Ксении, часовня на могиле к-рой до ее прославления была восстановлена и освящена А.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

З. был погребен в Отенской обители в соборе во имя св. Иоанна Предтечи и прп. Онуфрия Великого рядом с Новгородским архиеп. св. Ионой († 1470). Согласно надписи XIX в. над гробницей З., «преподобный Зиновий ученик бе преподобного Максима Грека... преставися в Отне пустыне, коя прежде, до обновления святителем Ионою, именовалась обитель Харитона архимандрита, в лето от сотворения мира 7066, от Рождества Христова 1558 и положен в той же церкви неподалеку от чюдотворцевых мощей; преставление ж его последовало после угодника Божия сто один год спустя» ( Калугин. 1894. С. 82). Ф. Г. Калугин отметил хронологическое противоречие в надписи и отнес кончину отенского инока к 1571/72 г. (через 101 год после кончины свт. Ионы). Источник сведений, приведенных в надгробной надписи, не установлен. Имя З. как преподобного имеется в перечнях Новгородских святых в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203; Описание о российских святых. С. 262; также: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 50-51). Канонизация З. совершилась, по-видимому, включением его имени в Собор Новгородских святых, восстановление почитания к-рого произошло в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Сочинения Наиболее раннее известное сочинение З.- послание новгородскому дьяку Я. В. Шишкину 1534-1536 гг. Текст, обращенный к высшему лицу новгородской администрации, написан в довольно резком тоне и свидетельствует о высоком авторитете, к-рый З. имел к тому времени в Новгороде (т. о., данное послание опровергает гипотезу о пребывании книжника в Отенском мон-ре в ссылке). Упомянув о щедрости дьяка по отношению к Отенскому мон-рю, З. порицает его за волокиту при рассмотрении судебных дел и утверждает, ссылаясь на ВЗ, что от судьи Бог требует не только поста и молитвы: «На правилы и на дары не смотрит и молитвы не слушает, велит искати суда праведна и обидимому пособити» ( Клибанов, Корецкий. 1961. С. 221). Два др. послания З. адресованы «ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну, и брату его Гурию Коровиным», а также «к некоим, вопросившим его о питии» ( Корецкий. 1970. С. 125-134). З. утешает заключенных, приводит им примеры терпеливого перенесения несчастий из житий святых и Свящ. Писания. В следующем послании З., как и его современники прп. Максим Грек и Ермолай (Еразм) , осуждает «пьянственное питие». Как предполагает Морозова, последнее письмо адресовано Новгородскому архиеп. Феодосию (1542-1551) или митр. св. Макарию и датируется временем подготовки Стоглавого Собора 1551 г., «активно обсуждавшего проблему пьянства» ( Морозова. 1990. С. 137).

http://pravenc.ru/text/199815.html

Верховина. Церковь Параскевы Пятницы. Церковь. Не действует.   Престолы: Параскевы Иконийской Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1869 и 1876. Архитектор:А.П. Мельников Адрес: Ленинградская область, Волховский район, д. Верховина Координаты: 59.702572, 32.604504 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:автобус из Волхова 2 раза в неделю Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь св. мученицы Параскевы, в Верховинах. Село Верховины отстоит от Петербурга в 179 вер., от Новой Ладоги в 50 вер., от Гостинопольской пристани — в 18 вер. Церковь занимает лучшее место в Средней Верховине и составляет как бы центр трех густо населенных Верховин. Мимо Верховин протекает сплавная река Лынна. Она, вместе с рекою Виткою, берет свое начало из озерка, в 5 верстах выше Верховин и, затем, обтекая множество селений, впадает в р. Сясь при селении Хамонтове. Место, на котором устроена церковь, было очищено от домов Средней Верховины и предназначалось для храма еще при митр. Григории, но занято церковью уже при митр. Исидоре. Членами комиссии при постройке церкви были: священник Хотовский, Алексеи Колоколов, Заболотский Михаил Азиатский (уже умерший) и крестьяне Козма Захаров (ктитор храма) и Василий Лебедев. Храм устроен по плану архитектора Алексея Прокопьевича Мельникова; распорядителем постройки был крестьянин Зарецкой или Горной Верховины — Федор Иванов. Храм начат в 1869 г. и окончен в 1873 году. Освящен 4 июля 1876 г преосв. Гермогеном. Им же священнодействован антиминс. На медной доске, в паперти, об освящении храма написано так: «Во Славу Святые... Троицы... повелением... Александра Николаевича всея России, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Высокопр. Исидора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского на создание храма, пред избранием же здесь места для оного в Бозе почившего митрополитом Григорием, — освятися храм сей, в честь и память св. мученицы Параскевы, нареченные Пятницы, преосв. Гермогеном, еписк. Выборгским, Викарием С.-Петербургской епархии, с 4 архимандритами: Иннокентием, Митрофаном, Иоанном Староладожского монастыря, Иоанном Зеленецкого монастыря и с тремя иереями: Алексием Колоколовым, Матфием Розановым и Михаилом Азиатским, при ктиторе и попечителе храма, крестьянине деревни Малых Зеленцов Козьме Захарове, в лето от сотворения мира 7384, от Рождества же по плоти Бога Слова 1876 г., индикта 4, месяца Иулиа в 4 день».

http://sobory.ru/article/?object=02426

Николаю II благодарственное послание эфиоп. имп. Менелика II. В 1914 г., после того как Русская духовная миссия в Иерусалиме в связи с первой мировой войной была эвакуирована в Александрию, здесь был основан 1-й рус. правосл. храм в Египте (в честь св. Александра Невского). После 1917 г. отношения между К. Ц. и РПЦ прервались вплоть до окончания второй мировой войны. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I встречался в Египте с копт. патриархами Макарием III (июнь 1945) и Кириллом VI (нояб. 1960). В дек. 1946 г. делегация РПЦ во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) встречалась с патриархом Иосифом II. Делегации РПЦ принимали участие в торжествах в честь 1900-летия мученической кончины ап. Марка (во главе с архиеп. Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) , июнь 1968) и в интронизации патриарха Шенуды III (во главе с еп. Виленским и Литовским Ермогеном (Ореховым), нояб. 1971). Особенно тесные отношения с РПЦ поддерживал патриарх Шенуда III. Он стал 1-м предстоятелем К. Ц., посетившим СССР (Россию), причем дважды - 3-9 окт. 1972 г. (встреча с патриархом Пименом ) и 1-20 июня 1988 г. (участие в праздновании 1000-летия Крещения Руси). В свою очередь он принимал в Египте Патриархов Алексия II (1 окт. 1991) и Кирилла (10 апр. 2010). 20-22 марта 2014 г. с офиц. визитом в России находилась делегация 3 епископов К. Ц., к-рая была принята председателем ОВЦС митр. Иларионом (Алфеевым) . 28 окт.- 4 нояб. 2014 г. состоялся визит в Москву и С.-Петербург копт. Патриарха Феодора II; 10 февр. 2015 г. он принимал в Египте делегацию ОВЦС. Со 2-й пол. XX в. копты проявляют заметный интерес к Православию, в т. ч. к РПЦ. На араб. языке издаются жития и наставления рус. святых, сочинения рус. богословов, книги о них (среди наиболее известных авторов - Серафим, еп. Исмаилии); ж. «Маркус» часто публикует касающиеся РПЦ материалы. Обе Церкви участвуют в многостороннем богословском диалоге между Православными и Древними Восточными Церквами; в рамках двустороннего диалога между РПЦ и группой 3 дохалкидонских Церквей: Коптской, Сирийской яковитской и Армянской (Киликийского католикосата) прошли встречи в Москве (сент. 2001), Каире (дек. 2004) и Антильясе (дек. 2005) (подробнее см. в ст. Диалоги богословские Русской Православной Церкви ).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († 2 дек. 1589, Трифонов Печенгский мон-рь), прмч. (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Печенгский. Основными источниками сведений о святом являются монастырское предание и Житие прп. Трифона Печенгского, в к-ром повествуется о разорении Печенгского в честь Преображения Господня муж. мон-ря в дек. 1589 г. финнами из Эстерботнии (земли к востоку от Ботнического зал.) - подданными швед. короля. Захватчики «в первых сожгоша храм Успения Пречистыя Богородицы, что преподобного (Трифона.- и. М.) над мощами, иероинока праведного Иону и служебника умучиша». Имя «служебника» - Г.- сохранилось в монастырском предании, к-рое в кон. XIX в. было подтверждено находкой в Норвежском гос. архиве поименного списка убиенной братии Печенгского мон-ря. Этот список, составленный дат. сборщиком податей, к-рый побывал на пепелище вскоре после трагедии, содержит имя мон. Германа (muncke Giermand). 90-летний сщмч. Иона Печенгский и старец-мон. Г. служили в Успенской ц., в пустыни у Трифонова ручья, куда прп. Трифон «часто отхождах на богомыслие и молчание». По монастырскому преданию, Г. был рясофорным монахом и в церкви нес послушание причетника и пономаря. Когда на рассвете 2 дек. 1589 г. враги напали на Успенскую пуст., сщмч. Иона совершал Божественную литургию, он вышел из алтаря с чашей и был убит на солее. Г. спускался с колокольни и там принял мученическую кончину. Оба мученика были похоронены подле могилы прп. Трифона. Местная канонизация Г., вероятно, была совершена в XVII в., т. к. имя его было включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). После воздвижения над могилами в 1708 г. ц. Сретения Господня, ставшей приходской для правосл. лопарей (Трифонов мон-рь в кон. XVI в. был перенесен в Колу), в ней были установлены раки над могилами святых. Рака Г. находилась слева от алтаря. Впосл. почитание Г. как местночтимого святого прекратилось, но память его продолжали отмечать усердным служением панихид. Канонизация преподобномученика подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) .

http://pravenc.ru/text/164725.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010