Перу В. К. принадлежит послание Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) о рае, помещенное под 1347 г. в ряде летописных сводов. До В. К. дошли сведения о спорах в Твери: существует ли еще «земной» рай, созданный для Адама и Евы, или же, как полагал свт. Феодор, «земной» рай погиб и есть только рай «мысленный». В. К. был не согласен с т. зр. Тверского епископа. Для доказательства своего мнения Новгородский архиерей приводит как лит. свидетельства (преимущественно из апокрифов - «Еноха книги» , «Хождения Агапия в рай», «Слова о Макарии Римском»), так и показания «видоков» (очевидцев) - новгородских моряков, обнаруживших в «Дышучем море» (Баренцевом м.) место загробных мучений, а затем якобы достигших «земного» рая, к-рый они описывали как высокую гору с изображением на ней Деисуса. М. Н. Сперанский высказал предположение о принадлежности перу В. К. «Сказания о святых местах, о Костянтинограде» (ок. 1323). Согласно церковному преданию, В. К. занимался иконописанием. Ему приписывают образ святых князей Бориса и Глеба из храма, посвященного князьям-мученикам, в Детинце (впосл. находилась в ц. Покрова в Детинце) и икону Благовещения из Благовещенской ц. на Городище. Начало местного почитания В. К. относится к сер. XV в.: в 1439 г., после обретения нетленных мощей архиеп. Иоанна в притворе Софийского собора, архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование всем новгородским князьям и святителям, погребенным в соборе. Почитание В. К. не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Соч.: ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. Приб. С. 87-89; Т. 7. СПб., 1856. С. 212-214; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 62; БЛДР. СПб., 1999. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 42-49. Ист.:ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 99, 343-344, 359; Т. 4. Вып. 1. С. 263-265; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 404; ГВНиП. 41; Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1; М., 1955. Вып. 2 (по указ.); РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 436, 442-444 (Доп.).

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАННУАРИЙ (Ивлиев Дмитрий Яковлевич; род. 9.12.1943, Вологда), архим., проф. СПбДА. В 1966 г. окончил физический фак-т ЛГУ. До 1975 г. работал в ЛГУ, занимаясь исследованиями околоземного космического пространства. В 1975-1979 гг. учился в ЛДА, защитил канд. дис. на тему «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания». 8 марта 1979 г. пострижен в монашество архиеп. Выборгским Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Он же 18 марта 1979 г., на 2-й неделе Великого поста, рукоположил И. во диакона, а 22 апр. того же года, в праздник Пасхи,- во иерея. В 1986 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) возведен в сан архимандрита. С 1979 по 2008 г. преподавал в ЛДА (СПбДА) логику, основное и догматическое богословие, НЗ и библейское богословие. С 1985 г. доцент, с 2005 г. профессор СПбДА. Является членом Синодальных комиссий РПЦ: Богословской, Библейской и Комиссии по канонизации. Член РБО и Международного научного об-ва Colloquium Paulinum. Участник многочисленных международных конференций и семинаров. Является также преподавателем СПбГУ, МДА, Библейско-богословского ин-та св. ап. Андрея в Москве, Российской христианской гуманитарной академии в С.-Петербурге и др. И.- постоянный участник бесед на радио. В наст. время основная область его исследований - экзегетика НЗ и библейское богословие. И.- автор многочисленных научных и популярных статей, а также ряда статей по новозаветной библеистике в Православной энциклопедии. Соч.: Значение традиции и выражение веры в мире сегодня//ЖМП. 1981. 10. С. 54-56; 11. С. 49-52; Die Rolle der Tradition und die Artikulation des Glaubens in der Welt von heute//StdO. 1982. N 4. S. 45-48; N 5. S. 37-46; Вклад СПбДА в рус. библеистику//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 192-198; La signification spirituelle du bap tê me de la Russie//RThL. 1988. Vol. 19. N 3. P. 269-275; Опыт характеристики рус.

http://pravenc.ru/text/200389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых). Время жизни и место погребения неизвестны. По мнению архим. Леонида (Кавелина) , Г. мог жить в кон. XIV в., т. е. быть современником Новгородских блаженных Николая Кочанова и Феодора ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 54-55). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) эти 3 святых упоминаются вместе (С. 46). В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского отмечена память «святых и праведных Христа ради юродивых трех Георгиев - единаго Шенкуръскаго, а двух Новогородъских чюдотворцов. В древнеписьменных месяцесловах память им положена: первому ноября 3, второму апреля 22, а третьему апреля 23 дня... Время бытия их полагается по седмитысящных летех (т. е. после 1492.- М. П.)» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 351, 1807-1811). Имя Г. включено в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831), празднование к-рому было подтверждено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458). Иконография По описанию в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , Г. «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (под 23 апр.). Так же и с тем же днем памяти Г. упоминается в подлиннике XVIII в. собрания С. Т. Большакова 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 150). Поясное изображение святого как средовека с небольшой бородой и волнистыми волосами имеется на иконе «Собора русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и выполненной с нее прориси ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52; Большаков. Подлинник иконописный. С. 91; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. 230; Т. 2. С. 81. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский

http://pravenc.ru/text/164231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН Прп. Герман Дивный. Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . 60-е гг. XX в. (ц. ап. Филиппа в Новгороде) Прп. Герман Дивный. Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . 60-е гг. XX в. (ц. ап. Филиппа в Новгороде) († ок. 1428), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Упоминается в Житии прп. Кирилла Белозерского, созданном Пахомием Логофетом в 1461-1462 гг., как ученик преподобного, много лет подвижнически проживший в обители («в всяком послушании и целомудрии, яко и мнозем, видевшим тогда безмерное смирение того и труды, дивитися и похвалити»). Основным послушанием Г. была рыбная ловля. Автор Жития приводит монастырское предание о том, что прп. Кирилл, посылая Г. на послушание (очевидно, на Сиверское оз.), говорил, какая рыба нужна братии, «и Бог тому Герману поспешьствоваше благословением святаго, и тую рыбу уловляше, юже святый повелеваше ему,- ничем же иным, токмо удицею. И от сея доволно бяше всем братиам къ утешению». Святой имел дар непрестанной молитвы, к-рая «никогда же из уст не исхожааше, в нощи же в бдениих и коленопреклонениих, в церкви же на пении стоа, никакоже к стене приклонися» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан. С. 120). Житие прп. Кирилла повествует о том, что перед кончиной Г. болел и его посещал «духовный друг» Димитрий. Спустя нек-рое время после преставления Г. Димитрий также заболел, ему явился во сне Г. и предсказал время его смерти. Христофор, учеником к-рого был Димитрий, являлся игуменом Кириллова Белозерского мон-ря в 1428-1434 гг., причем стал им после кончины Г., следов., святой преставился до 1428 г. или около этой даты. Во всяком случае Г. уже не было в живых, когда Пахомий писал Житие прп. Кирилла. По-видимому, Г. был погребен в Кирилловом Белозерском мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 60-61). Преподобный упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.; списки приводят различные ошибочные даты кончины Г.: 7000 (1492) г. ( Барсуков. Источники агиографии. С. 129), 7016 (1508) г. (Описание о российских святых. С. 141)). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831), и в Собор Вологодских святых, учрежденный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/164705.html

Свящ. Василий Гундяев с супругой Параскевой Ивановной на кладбище в с. Оброчном. 60-е гг. XX в. Свящ. Василий Гундяев с супругой Параскевой Ивановной на кладбище в с. Оброчном. 60-е гг. XX в. Сын Василия Степановича Михаил учился в начальной лукояновской железнодорожной школе, был иподиаконом у Лукояновского еп. Поликарпа (Тихонравова), вероятно до 1924 (1925) г., когда еп. Поликарпа назначили на Ардатовское викариатство Симбирской епархии. В 1925 г. М. В. Гундяев являлся сотрудником Любимского еп. Сергия (Мельникова), который в следующем году был выслан в Ср. Азию. Михаил избежал ареста и уехал в Ленинград, где в 1926 г. поступил на Высшие богословские курсы - единственное существовавшее в то время учебное заведение Русской Церкви. Здесь отец Патриарха проучился до 1928 г., когда курсы были закрыты; Михаила призвали в армию. После 2 лет военной службы он вернулся в Ленинград, поступил в механический техникум, по окончании которого в 1933 г. начал работать на ленинградском заводе им. М. И. Калинина. Осенью того же года М. В. Гундяев поступил в Ленинградский индустриальный ин-т. В 1933 г. встретил свою будущую жену Раису Владимировну (урожденная Кучина; 7 нояб. 1909 - 2 нояб. 1984), студентку Ин-та иностранных языков. Они познакомились в храме Киевского подворья, где оба пели в любительском хоре. Принадлежать к общине Киевского подворья в это время было опасно; подворье находилось под пристальным вниманием ОГПУ. Первые аресты среди братии и прихожан прошли в авг. 1930 г.; в янв. 1931 г. почти вся братия подворья была приговорена или к заключению в лагерях, или к ссылке. Община сохранилась и, несмотря на огромный риск, поддерживала арестованных, отправляла посылки в лагеря и тюрьмы. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) писал в 1932 г., что Киевское подворье «остается единственным храмом для всей 400-450-тысячной паствы Васильевского острова» (ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 49. Д. 34. Л. 54). В 1932 г. еще 4 члена общины были арестованы и высланы в Казахстан.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

30 июля 1968 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Будучи правящим архиереем, продолжал научную и педагогическую деятельность в ЛДА, приезжал читать лекции из Астрахани. 13 июня 1972 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и Святоотеческим высказываниям». 20 марта 1972 г. назначен членом Комиссии по вопросам христианского единства (с 30 мая того же года - Комиссия Свящ. Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, с 28 дек. 1993 г.- Синодальная богословская комиссия). С 1976/77 уч. г. вновь преподавал в ЛДА основное богословие. 5 авг. 1980 г. утвержден патриархом Пименом (Извековым) в звании профессора Ленинградской ДА; в том же году постановлением Совета ЛДА и ректора архиеп. Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) ), с благословения Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) , введен в штат ЛДАиДС. 2 сент. 1977 г. возведен в сан архиепископа, 27 дек. 1979 г. назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским. В 1981 г. был введен в состав Синодальной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. 3 мая 1984 г. ун-т г. Турку (Финляндия) присвоил М. степень д-ра богословия honoris causa. Владыка читал лекции в этом ун-те, а также в Вюрцбургском ун-те (ФРГ). Состоял членом редколлегии «Богословских трудов» в 1967-1996 гг. За время управления М. Астраханской и Вологодской епархиями в них не было закрыто ни одного храма. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. ХХ в., несмотря на преклонный возраст, возглавил начавшийся благодаря изменениям политической ситуации в стране процесс возрождения церковной жизни в Вологодской епархии. Было организовано Вологодское ДУ, вновь открыт Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса , Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь , увеличилось количество действующих храмов (с 17 до 40). М. читал лекции по основам правосл. веры в высших учебных заведениях Вологды, пользовался уважением среди вологодской интеллигенции.

http://pravenc.ru/text/2563644.html

Они обратились с просьбой принять их в К-польский Патриархат, который выдвинул оскорбительное для них требование перекреститься. Антиохийский Патриархат согласился принять их, но не предпринял никаких офиц. действий. К приезду архиеп. Нестора община почти распалась, сохранился 1 приход ап. Павла в центре Коломбо. Архиеп. Нестор принял в дар храм и др. приходскую недвижимость. Юридическая передача храма была осуществлена 9 нояб. 1938 г., после чего архиеп. Нестор отправился в Харбин, оставив архим. Нафанаила в приходе ап. Павла. После отъезда Нестора иезуиты оспорили законность передачи прихода в суде, но в окт. 1939 г. суд признал передачу храма законной. Не удалась и попытка отобрать храм силой. Архиерейский синод РПЦЗ решил начать миссионерскую работу на Цейлоне и потребовал, чтобы игум. Филарет срочно выехал на остров. Предполагали, что численность общины может увеличиться за счет англиканской Церкви, среди членов которой наблюдалось сильное движение в сторону Православия, и католиков. Однако ошибки архим. Нафанаила привели к закрытию миссии. В 1948 г. архим. Андроник получил приглашение переехать в США. По мнению архимандрита, переезд должен был привлечь внимание правосл. Церквей к вопросу единения. 13 мая 1949 г., передав официально свой скит Сирийской Маланкарской Церкви с сохранением прав на него, архим. Андроник отправился из И. в США. Он скончался в 1958 г., так и не добившись прогресса в деле единения Церквей. С нач. 60-х гг. активизировались отношения между РПЦ и Сирийской Маланкарской Церковью. В 1961 г. И. посетила делегация во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) , к-рая провела неофиц. богословские собеседования с представителями этой Церкви. В 1967 г. СССР посетила офиц. делегация Сирийской Маланкарской Церкви. Следующие собеседования были проведены во время визита в И. делегации РПЦ во главе с архиеп. Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) в 1969 г. С этого времени представители Сирийской Маланкарской Церкви стали приезжать на обучение в духовные школы РПЦ.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Г. скончался во время пребывания в Киеве. Место его погребения неизвестно. В XIX в. полагали, что мощи Г. находятся в новгородском Софийском соборе ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 42-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 130; Тихомиров. С. 34). Скорее всего это ошибка, т. к. о перенесении мощей Г. в Новгород ничего не известно, его захоронение в Софийском соборе Новгорода в наст. время отсутствует. В Киево-Печерском мон-ре его захоронение также неизвестно, и в Соборах прп. отцов Ближних и Дальних пещер имя Г. отсутствует. Поэтому утверждение гр. М. В. Толстого о том, что мощи Г. «были положены в Антониевой пещере» (Описание о российских святых. С. 13), также ошибочно. Архиеп. Сергий (Спасский) писал, что мощи Г. находятся в Киеве, но без указания места захоронения (Месяцеслов. Т. 2. С. 39-40). Г. был канонизирован в Новгороде при свт. Евфимии II (Вяжицком) в 1439 г., после 1549 г. установилось его общероссийское почитание. Г. упоминается в 7 известных псковских синодиках 1-й четв. XVI - 1-й четв. XVIII в., в одном из них он ошибочно назван Гермогеном ( Янин. Некрополь. С. 207-209). Память о Г. сохранялась в Киево-Печерском мон-ре. Он упомянут среди особо почитавшихся в мон-ре церковных иерархов в 9-й песни канона прп. отцам Печерским, составленного в Киеве ок. 1643 г. предположительно патриаршим экзархом и протосинкеллом греком Мелетием Сиригом (Дива печер лаврських. С. 148). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.) Новгородский архиерей также назван среди святых, почитаемых в Киево-Печерском мон-ре ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 579). О почитании в Киеве «святого Германа, епископа Новгородского» свидетельствует также «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. I, по рукописи XVIII в.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831) (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 456).

http://pravenc.ru/text/164697.html

139 После рукоположения во иерея отец Тихон проходил пастырское служение в разных храмах Подмосковья, в том числе в селах Шурма, Шеметово. Последним был храм г. Пушкино Московской области. В начале 1950 г. он был переведен в Ильинский храм Сергиева Посада (Загорска). 141 Речь идет об Антонии (Мельникове Анатолии Сергеевиче; 1924–1986), окончившем свой земной путь митрополитом Ленинградским. С 1944 по 1950 г. он обучался в Московских Духовных школах, где отец Вениамин был инспектором. В июле 1950 г. Анатолий был пострижен в монашество и рукоположен во иерея, а затем назначен преподавателем и инспектором Одесской Духовной семинарии. С 1952 г. он стал инспектором Саратовской семинарии и секретарем епархии; встретился там с владыкой Вениамином в 1955 г. уже как с епархиальным архиереем. 143 Николай (Феодосий Никифорович Могилевский; 1877–1955), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Был арестован в 1925, в 1932 гг. В 1941 г. выслан в Казахстан, с 1945 г. – архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Управлял епархией десять лет. В 2000 г. причислен к лику новомучеников и исповедников как исповедник. 144 Прот. Александр был настоятелем московского храма во имя свт. Николая в Кузнецах непосредственно перед назначением отца Всеволода Шпиллера. 145 Николай (Ярушевич ; 1892–1961) – митрополит Крутицкий и Коломенский, был ближайшим помощником Патриарха Алексия I. В его ведении были Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел Московской Патриархии и Духовные школы. 146 Имеется в виду лаврский храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, находящийся в крипте Успенского собора. В то время храм еще не был отремонтирован, раннюю литургию служили при свечах, при пении любительского хора под управлением Сергия Боскина (впоследствии протодиакона Ильинского храма). Литургию, как правило, служил о. Вениамин; после проповеди сам раздавал детям антидор. От детей за службой неукоснительно требовал благоговейного предстояния в храме: в молчании, с земными поклонами. 148 Журнал Московской Патриархии – в те времена единственное церковное издание, содержащее как текущую хронику, так и статьи богословского и церковно-исторического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831), в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Алексия II, а также в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Алексия II в 2004 г. Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 108-120; 2. С. 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим/Подгот. текста и коммент.: Л. А. Дмитриев//ПЛДР: XVII в. 1989. Кн. 2. С. 299-304; Крушельницкая Е. В. Автобиография и Житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 323-334; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 101-103; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 76-79; СИСПРЦ. С. 95-96; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю. СПб., 1873; Ключевский. Древнерусские жития. С. 347-348; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 195-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 192-193; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 18942; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 123-125; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 177-179; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 39-49; Гунн Г. П. Патр. Никон и Елеазар Анзерский//Древнерус.

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010