Андроник, игумен (Трубачев А. С). Предисловие. Флоренский П. А. Детям моим... М., 1992. С. 722. Андроник, игумен (Трубачев А.С). Жизнь и судьба. Священник Павел Флоренский . Сочинения: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 336. Андроник, игумен (Трубачев А. С), Флоренский П. В. [Вступ. статья]. Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. Антипенко Л. Г. Истинность, ценность, красота (О книге П. Флоренского «Мнимости в геометрии»). Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ. Сб. науч. статей. М., 1987. С. 192198. Антипенко Л. Г. Сущность предметно-образного мышления: итоги и перспективы (по материалам творчества П. А. Флоренского). Проблема единства современного искусства и классического наследия. М., 1988. С. 101124. Антоний, митр. Ленинградский и Новгородский (Мельников А. С). Из истории новгородской иконографии. Богослов, труды. М., 1986. Т. 27. С. 6180. Архипов Е. А. 18821950 [Восп. о Флоренском]. ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 38, л. 3336. Бакалейник М. А. Штрихи к биографии П. А. Флоренского. Отеч. архив. М., 1992. 2. С. 9596. Баммель Г. Об идеалистической философии после Октября. Под знаменем марксизма. 1930. 5. С. 3655. Башмакова Н. Б. Слово и образ. О творческом мышлении Велимира Хлебникова. Хельсинки, 1987 (О Флоренском см.: с. 18 сл., 25, 35, 38, 62 сл., 101–104, 110, 115117, 125, 142 сл., 165:193). Белов Б. С. Павел Александрович Флоренский (Опыт характеристики его личности и творчества). Вестник РХД. 1986. 147. С. 5476. Бланшо Морис. Смерть как возможность. Пер. с франц. С. Зенкина. Вопр. литературы. 1994. Вып. III. С. 191213. Боголюбов А. Н. П. А. Флоренский и становление учения о механизмах. Вопр. истории естествознания и техники. М., 1989. 4. С. 3945. Бонецкая Н. К. Философия языка П. А. Флоренского. Studia Slavica Hung. Budapest, 1986. 32. P. 118123. Бонецкая H. К. [Предисловие и примечание к статьям П. Флоренского «Магичность слова» и «Имяславие как философская предпосылка»]. Studia Slavica Hung. Budapest, 1988. 34/1. P. 925.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

К тому же, он был страшно добрым человеком, поэтому мы пользовались этим изо всех сил и эксплуатировали его самым бессовестным образом. – Как складывались ваши отношения дальше? – В 1973 году мы встретились первый раз.   Приезжал владыка в Москву не так часто, а количество желающих встретиться с ним все увеличивалось. Все труднее было с ним увидеться, поговорить. У его номера в гостинице всегда стояла очередь. И наступил такой момент, что я испугалась, что увлекусь им, как человеком, буду думать: «Только он, и больше никого и ничего!» И ко всем моим страхам за любимых и дорогих мне людей прибавиться еще один. А я вообще страшно беспокоюсь о тех, кого я люблю, страшно беспокоюсь! Бывают люди более или менее спокойные, а я – нет. Поэтому «еще одного» – не хочу! Решила: все, я больше не буду ходить на эти беседы! Я не буду! Я не хочу! Потому что потом я буду об этом думать, а Англия далеко… И вот я исчезла. Но все-таки потом мы встретились у отца Николая. Он спросил меня: «Ты куда делась?» Я замялась, а потом рассказала, в чем дело. А он очень мягко ответил: «Ты бы мне сказала, вот чудачка!» И больше мы это не обсуждали. Он удивительно мог человека понять и поддержать, и бесконечно верил в человека. Митр. Антоний (Мельников), фотография 1970-х гг. – И сколько вы пропустили, таким образом? – Два года. Два года пропустила! Но потом снова мы стали ходить к отцу Николаю на встречи с владыкой. К моему мужу Евгению он вообще относился очень ласково, «охранно», может быть, даже от моей активности и требовательности. И вот однажды, после такой встречи, он вдруг неожиданно сказал нам с мужем: «Я еду в Ленинград по приглашению владыки Антония Ленинградского ( (Мельникова). – Прим. ред. ), буду там служить: у меня, может быть, там будет времени побольше, приезжайте, если можете, поговорим». Мы, конечно, поехали. Но ничего из этого не вышло: в Ленинграде нас встретила та же толпа, как и в Москве! Я не хотела их «перебивать», и муж мой тоже. Женя вообще всегда говорил одно: «У меня никаких вопросов нет, я просто хочу быть рядом с владыкой. Просто побыть с ним, и мне больше ничего не надо!» У меня же всегда были вопросы.

http://pravoslavie.ru/66613.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Новозаветная история 228. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Из евангельской истории//БТ. 1971. Сб. 6. С. 5–46. Изложение основных событий Четвероевангелия. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Софиология 1510. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Из истории новгородской иконографии//БТ. 1986. Сб. 27. С. 61–80. Иконография «София – Премудрость Божия». Ст. написана Н. К. Гаврюшиным. 1511. Князев А. , прот. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете//АиО. 1999. 3(21). С. 17–40. Печ. по изд.: Православная мысль. Париж, 1955. Т 10. С. 92–112. 1512. Флоровский Г. В., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//ВРЗЕПЭ. 1987. 115. С. 213–228. То же: 1513. Флоровский Г. В., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//АиО. 1995. 1(4). С. 145–161. 1514. Энеева Н. Т. Спор о софиологии в русском Зарубежье//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 401–407 Апологетическое (основное) Богословие Общие вопросы 1515. Каледа Г. А., свящ. Введение в православную апологетику//ППр. 1993. 2. С. 5–21. 1516. Никитин В. А. Христианская апологетика в конце второго тысячелетия//РЧ, 6-е. 1998. С. 334–344. 1517. Шмалий В. В., свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие: (По страницам «Православной энциклопедии»)/В. В. Шмалий//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 43–62. См. также 1383, 2703. Апология религиозных истин Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929. Михаил (Краснодемянский) с 3.07.1911 еп. Александровский, Ставропольской епархии; с 1920 г. в эмиграции; † 1925. Михаил (Кудрявцев) в 1920 г. хирот. во еп. Арзамасского, вик. Нижегородской епархии; с 1928 г. в заключении. Михаил (Мельник) 25.02.1946 хирот. во еп. Дрогобычского и Самборского; † 9.10.1955. Михаил (Мудьюгин) 6.11.1966 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 30.07.1968 еп. Астраханский и Енотаевский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 27.12.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 10.04.1993 на покое. Михаил (Постников) с 13.10.1922 обновленческий епископ; 5.11.1943 принес покаяние; с 12.02.1944 еп. Архангельский; с 27.01.1947 еп. Ивановский и Шуйский; с 19.07.1947 на покое; дата † неизвестна. Михаил (Расковалов) 3.04.1993 хирот. во еп. Курганского и Шадринского. Михаил (Рубинский) 29.04.1945 хирот. во еп. Херсонского и Николаевского; с 1947 г. еп. Кировоградский и Чигиринский; с 12.05.1947 на покое; с 28.02.1948 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 31.10.1950 на покое; † 29.12.1962. Михаил (Чуб) 13.12.1953 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархией, управ. патр. приходами в Финляндии; с 11.11.1954 еп. Старорусский, вик. Ленинградской епархии; с 1.02.1955 еп. Вяземский; затем еп. Смоленский и Дорогобужский; с 1.08.1957 еп. Берлинский и Германский; с 5.03.1959 еп. Ижевский и Удмуртский; с 8.08.1961 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 16.11.1962 еп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1965 в сане архиепископа; с 27.02.1968 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 11.10.1972 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 3.09.1974 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 25.04.1985. Михей (Алексеев) с 1913 г. на покое (б. еп. Уфимский); † 3.02.1931. Михей (Хархаров) 17.12.1993 хирот. во еп. Ярославского и Ростовского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Модест (Никитин) с 9.10.1917 еп. Севастопольский; с 11.12.197 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе; 3.06.1931 принес покаяние; с 5.10.1931 еп. Уральский; с 27.12.1932 на покое; с 11.08.1933 еп. Вяземский; с 17.03.1936 в сане архиепископа; с 29.10.1937 епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Идея издания энциклопедии появилась в середине 90-х, и в 1996 году был создан Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», который возглавил Патриарх Алексий II. Сначала мы думали, что это справочное издание можно будет скомпилировать на основе трех источников — православной энциклопедии, издававшейся до революции под редакцией Лопухина и Глубоковского, материалов, собранных митрополитом Ленинградским Антонием (Мельниковым), и греческой православной энциклопедии. Однако вскоре стало ясно, что ни один из этих источников нам не подходит: энциклопедия Лопухина-Глубоковского устарела, материалы митр. Антония, к сожалению, были невысокого качества, а греческое издание оказалось слишком «национально ориентированным». И мы стали делать всё с нуля. Рубеж 1997-98 годов стал для «Православной энциклопедии» кризисным: спонсоры, обещавшие нас профинансировать, не выполни своих обязательств, все деньги, заработанные на продаже «Истории Русской Церкви», были потрачены на разработку методик и составление словника, и мы были готовы объявить о закрытии проекта. Но в марте 1998-го вышел указ Ельцина о нашей поддержке, и все изменилось. — А какова история этого указа? Кто подсказал президенту, что православная энциклопедия нужна России? — Это был Владимир Владимирович Путин — в то время руководитель главного контрольного управления (ГКУ) Администрации президента. Тогда я не был с ним лично знаком, но сотрудники ГКУ имели с нами тесные контакты. Я видел эмоциональные письма, которые Путин писал в нашу поддержку… В итоге его мнение оказалось решающим. — Кроме издания энциклопедии церковно-научный центр ведет активную деятельность в области информации. Сыграло ли в этом свою роль ваше журналистское образование? — Нет, не сыграло. На самом деле я никогда не был журналистом, если не считать студенческую практику, когда меня послали в Закарпатье писать о трудовых подвигах доблестных пастухов. В студенческие годы я занимался скорее философией и культурологией, чем собственно журналистикой. Тема моей дипломной работы звучала так: «Бесы» Достоевского в русской литературно-философской критике».

http://patriarchia.ru/db/text/30457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Барбинягра Ефрем Александрович; род. 1 мая 1941 г., с. Гандрабури Ананьевского р-на Одесской обл) , еп. Боровичский и Пестовский. В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабури. В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской ДС. 1 янв. 1972 г. Никодимом (Ротовым) , митр. Ленинградским и Новгородским рукоположен в сан диакона (целебатом) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда. 27 фев. 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иерея. 14 апр. 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 6 авг. 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 16 фев. 1976 г., согласно личному прошению, почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии. 23 марта 1976 г. митр. Херсонским и Одесским Сергием (Петровым) назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 авг. 1976 г. переведен в с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. на должность настоятеля Архангело-Михайловской церкви. 21 дек. 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Свято-Покровской церкви п. Саврань Одесской обл. 1 фев. 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл. 14 марта 1977 г. согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию. 30 мая митр. Ленинградским Никодимом назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 12 фев. 1980 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество с именем Ефрем в честь прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. 25 июня 1981 г. назначен настоятелем церкви св. вмц. Параскевы г. Боровичи Новгородской обл. 21 июля 1981 г. митр. Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита. 5 мая 1997 г. указом архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) назначен и.о. наместника Иверского Валдайского мужского монастыря с сохранением должности настоятеля церкви вмц. Параскевы г. Боровичи. 26 июня 2002 г. освобожден от должности и.о. наместника Иверского Валдайского монастыря и определением Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.

http://pravenc.ru/text/1966786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Ждан), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. Нач. XXI в. Евгений (Ждан), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. Нач. XXI в. (Ждан Евгений Борисович; 30.08.1942, г. Новогрудок, ныне Гродненской обл., Белоруссия - 11.10.2002, Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из правосл. семьи служащего. Отец 10 лет отбывал заключение в лагере. Духовное руководство семья получала в храмах Новогрудка и жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре у ректора Минской ДС Антония (Мельникова , впосл. митрополит Ленинградский и Новгородский). В 1959 г. Е. Б. Ждан окончил среднюю школу, в 1961 г.- Минское зубоврачебное уч-ще. В 1961-1963 гг. работал в стоматологическом отделении Туровской районной больницы в Белоруссии. В 1963-1966 гг. служил в Советской Армии. В 1967-1970 гг. работал в стоматологическом отд-нии Кореличской районной больницы. В 1970 г. с благословения Суздальского еп. Николая (Кутепова) , у которого нек-рое время служил иподиаконом, поступил во 2-й класс Ленинградской ДС. В 1976 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за соч. «Святогробские службы Страстей и Воскресения Христова до разрушения Иерусалима Хозроем». Во время обучения был патриаршим стипендиатом, а также старшим иподиаконом при ректоре еп. Тихвинском, вик. Ленинградской епархии Мелитоне (Соловьёве) . Тогда же произошло знакомство Е. Б. Ждана с Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) , во многом определившим его жизненный путь. В 1976-1979 гг. с благословения митр. Никодима был слушателем аспирантуры при МДА и одновременно исполнял послушание референта в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) по работе с иностранными делегациями. 24 апр. 1976 г. рукоположен митр. Никодимом во диакона, 12 сент. 1977 г.- во иерея. По окончании аспирантуры с авг. 1979 г. служил в Александро-Невском храме в Красном Селе в Ленинградской епархии. В июле 1981 г. переведен в Спасо-Преображенский собор в Ленинграде. В это же время назначен преподавателем Ленинградской ДС, референтом Ленинградского филиала ОВЦС и личным секретарем Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова), а после его смерти в 1986 г.- митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). С 1985 г. преподаватель кафедры литургики ЛДА, благочинный 2-го округа Ленинградской епархии, секретарь епархиального совета и член Ленинградского филиала ОВЦС.

http://pravenc.ru/text/186973.html

он совершил с митр. Антонием литургию в ц. во имя ап. Филиппа. Летом 1984 г., к празднованию 1125-летия Новгорода, был отменен 25-летний запрет на колокольный звон. 29 июля 1986 г. митр. Антония сменил митр. Алексий (с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) ). А. К. Г., Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Н. и С. е. в кон. 80-х гг. XX в.- 2018 г. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. произошли заметные перемены в отношениях между гос-вом и Церковью. В 1988 г. в Новгороде прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси; они были совмещены с торжествами по случаю Дня славянской письменности и культуры. В том же году местные власти по просьбе митр. Алексия передали Церкви Николо-Вяжищский мон-рь (5 июня 1989 возобновлен как женский). В числе первых верующим были возвращены Казанская ц. в Чудове (1988) и закрытая в 1961 г. ц. во имя вмч. Феодора Стратилата в дер. Верёхново (1989). Последняя была освящена на Пасху 1991 г. благочинным Старорусского окр. архим. Агафангелом (Догадиным; 1936-1999). В мае 1990 г. 2-м действующим храмом Новгорода стал Покровский собор Зверина мон-ря. После кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. избрал на Патриарший престол митр. Ленинградского и Новгородского Алексия. С 30 июня по 2 июля того же года состоялся визит патриарха Алексия в Новгород. Первосвятитель возглавил богослужения в Евфимиевской ц. Вяжищского мон-ря, в ц. во имя ап. Филиппа, посетил Покровский собор, осмотрел еще не возвращенный Церкви Юрьев мон-рь, провел пресс-конференцию и встречу с местными властями. Патриарх передал Вяжищскому мон-рю богослужебное Евангелие, принадлежавшее Ленинградскому и Новгородскому митр. Антонию (Мельникову). Синодальным постановлением от 20 июля 1990 г. была возобновлена самостоятельная Н. и С. е., на Новгородскую кафедру назначен Ташкентский еп. Лев (Церпицкий; ныне митрополит). 17 авг. он прибыл из Ташкента на Новгородскую землю, 1-я встреча епископа с духовенством и паствой состоялась в ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) викариатство Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. Было названо по Охтенскому р-ну Петрограда (до 1917 - Охтенский пригородный участок), где находилось крупнейшее в городе единоверческое (см. ст. Единоверие ) кладбище. Последнее было основано на Б. Охте (местность на правом берегу р. Охты) в 1803 г., расширялось в 1831, 1857 и 1862 гг.; к 1917 г. на Большеохтенском единоверческом кладбище действовали 3 церкви. Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в. Единоверческая ц. в честь свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1838 гг. Архит. А. И. Мельников. Фотография. Нач. XX в. 15 марта 1918 г. петроградская единоверческая община (бывш. Единоверческое братство) на основании п. 19 Определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), постановила возбудить ходатайство перед епархиальным начальством об учреждении при Петроградской епархии Охтенской единоверческой кафедры. На содержание Охтенского архиерея и канцелярии при нем община постановила ежегодно выделять 3,6 тыс. р. и безвозмездно передать Охтенской кафедре принадлежащий общине доходный дом в Петрограде. 19 марта на имя Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) представители столичного единоверческого духовенства и мирян подали прошение об учреждении О. в. Резолюцией от 2 апр. митрополит одобрил учреждение О. в. и распорядился представить ему проект правил об избрании Охтенского архиерея. На собрании петроградских единоверцев 14 апр. правила были приняты, 19 апр. их утвердил митр. сщмч. Вениамин. 28 апр. для подготовки и проведения выборов архиерея была избрана исполнительная комиссия (6 чел.) во главе с В. И. Комарницким. 19 мая прошли собрания единоверческих приходов, на к-рых были определены 79 клириков и мирян, имевших право участвовать в выборах Охтенского епископа.

http://pravenc.ru/text/2581781.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010