Помимо названных преподобных в лесах и близ озер на Б. Соловецком о-ве жили и др. пустынники, имена к-рых неизвестны. В 4-й повести рассказывается о «некоем пустынножителе, иже подвизашеся на Соловецком острове и многия от бесов претерпе напасти и биения, питаяся мохом белым квашеным с брусникою». О нем известно со слов прп. Кирика Соловецкого († 1656), встретившего отшельника в лесу. Пустынножитель рассказал, что он пребывал здесь уже более 10 лет. В первые 3 года его жестоко преследовали бесы, принимавшие обличье разбойников, но он получал утешение в явлениях светолепных старцев, укреплявших отшельника и подававших ему просфору и хлеб. Пустынножитель упомянул брата, жившего неподалеку, и другого, недавно преставившегося, но и их имен не назвал. Согласно преданиям, отразившимся в 4-й повести, отшельники жили и на Анзерском о-ве. Инок Киприан Простота видел старца-пустынника, шедшего по водам озера, др. насельники Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита также утверждали, что были свидетелями чудесных явлений отшельников. «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика ( Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1900). Тот же автор включил имена Соловецких преподобных в опубликованный им в следующем году Архангельский патерик ( Никодим (Кононов). 1901). Канонизация Соловецких преподобных совершилась включением их имен в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 199) под 3 авг. упомянут без описания облика прп. Никифор, подвизавшийся «на устье реки на брезе моря-окияна» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 180-181). В совр. композициях Соборов Соловецких святых встречаются образы пустынников, в частности на иконе (ок. 2005) из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) в верхних рядах представлены оплечно, в монашеской одежде и в куколе преподобные Ефрем и Севастиан, с куколем на плечах преподобные Нестор, Савва, Тихон. Имена мн. пустынников без прямого соотнесения с изображениями написаны на полях иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» нач. XXI в. из алтаря этого храма.

http://pravenc.ru/text/182163.html

После ухода грабителей оставшиеся насельники мон-ря собрали останки мучеников и похоронили их в братской могиле недалеко от сгоревшей обители. У могилы ок. 1600 г. была устроена часовня. В 1808 г. кольский купец Р. Шабунин поставил новую Троицкую часовню взамен обветшавшей, на могиле преподобномучеников стоял крест. В сер. XIX в. началась активная колонизация Мурманского берега и в устье Печенги поселилось до 300 колонистов. Попечением колонистов и усердием подвижника рус. Лапландии свящ. Георгия Терентьева Троицкая часовня была перестроена в церковь, в 1883 г. состоялось ее освящение во имя прп. Трифона Печенгского. В 1900 г. церковь была перенесена в район сел. Баркина, ниже по течению Печенги, поскольку на ее месте возобновленный во 2-й пол. XIX в. Трифонов Печенгский мон-рь построил ц. в честь Рождества Христова, алтарь к-рой расположился над могилой мучеников. Одной из почитаемых реликвий мон-ря стал найденный над могилой мучеников слиток, представляющий сплав из камня, кирпича, глины и обгоревших человеческих костей. В этой церкви с 1995 г. располагается возрождаемый Трифонов Печенгский мон-рь. В возобновленном в кон. XIX в. Трифоновом Печенгском мон-ре почитание «игумена Гурия с братией монастыря убиенной» совершалось в лике «местночтимых усопших» ежедневным служением панихид (Указ Святейшего Синода от 21 дек. 1890). Г. упомянут без описания внешности в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. под 16 июля: «Гурий Печенгский, преподобномученик, игумен, и Иона Печенгский, священномученик, иноки Троицкого Трифонова Печенгского монастыря, Кольские чудотворцы» (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 193 об.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91). В совр. службе Всем святым, в земле Российской просиявшим, в прошении на литии поминаются Иона, Г. и Герман Печенгские, Кольские (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 377). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Имена убиенных иноков Печенгского мон-ря вошли в Собор Кольских святых, празднование которому было установлено 15 окт. 2003 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .

http://pravenc.ru/text/168364.html

и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Барс. 237. Л. 216). Память В. Я. под 4 окт. отмечена и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Имена В. Я. и кнг. Анны внесены в «Слово воспоминательное о святых чудотворцех, в России просиявших, яко о святости жития, тако о преславных чудесех их», составленное старообрядческим книжником С. Денисовым в 30-х гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. 1510; изд.: Служба всем русским святым. Гродно, 1786). 7 сент. 1862 г., в ходе празднований 1000-летия России, в Софийском соборе был освящен особый Владимирский придел, а мощи святого переложены в серебряную раку. На верхней доске раки был изображен В. Я., на правой стороне - встреча князя его супругой, сыном и жителями Новгорода после войны с греками, на левой - закладка Софийского собора. Архиеп. Димитрию (Самбикину) была известна рукописная служба святому. Имя В. Я. внесено в Собор Новгородских святых, празднование к-рому окончательно установлено в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) . Наиболее ранние изображения В. Я. представлены в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.), к-рая могла иметь ранний иллюстрированный протограф нач. XIII в. ( Подобедова. С. 50-53; Радзивиловская летопись: Текст, исслед., описание миниатюр. М., 1994. С. 269-280). В этой исторической хронике В. Я. показан в связи с его вокняжением в Новгороде (1034/36), походами на фин. племя емь (1042) и на К-поль (1043). На 1-й миниатюре (Л. 86 об.) слева в архитектурных колонках изображены кн. Ярослав Владимирович, благословляющий сына на княжение в Новгороде, и В. Я., принимающий из рук отца свиток - грамоту на княжение; в правой части связанное с первым сюжетом поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Одежда князей - длинное платье с охристым оплечьем, поручами и подолом, шапка с меховой оторочкой - различается только цветом: у В. Я. зеленое платье и красная шапка, у кн. Ярослава красное платье, зеленая шапка. Первоначальная последовательность миниатюр, иллюстрирующих текст о походах князя, была нарушена.

http://pravenc.ru/text/154991.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местная канонизация Г. совершилась в 1439 г., когда Новгородский архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 9 окт. празднование памяти рус. князей и Новгородских епископов, погребенных в новгородском Софийском соборе; общецерковное почитание началось после 1549 г. Память святителя отмечена в Кайдаловских святцах (2-я пол. XVII в.(?) или 1868 г.) под 8 авг. и в нек-рых списках «Описания о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.). Имя Г. входит в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) . Служба Собору была составлена ок. 1831 г., в 3-м тропаре 3-й песни канона утрени Г. прославляется как продолжатель дел своего брата (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 448). Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. 2; ПСРЛ. Т. 3; Т. 4. Ч. 1. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 30; Т. 43 (по указ.); ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 464-467; БЛДР. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 460-463; Описание о российских святых. С. 260-261; Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 113-114; он же. «Повести древних лет»//Там же. Т. 54. С. 161-162 [«Повесть о построении Благовещенской церкви»]. Лит.: Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862. С. 34-35; Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 119, 124; Май. С. 140-143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 39-40; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 169-177; он же. Повесть о построении Благовещенской ц. Иоанном и Григорием//СККДР. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 267-268; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 38-39, 93-95, 119-120, 151; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и истор. критика. М., 1988. С. 158-168, 185, 219, 221; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 64, 207; Gippius А. [А. ]. Millenarism and the Jubilee Tradition In Early Rus " History and Historiography//Ruthenica. К., 2003. Т. 2. P. 160-162; Макарий (Миролюбов). Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 73, 106, 178, 184.

http://pravenc.ru/text/161235.html

Иакова Боровичского и, возможно, по мнению А. С. Хорошева, прп. Тихона Лухского ). Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти мц. Гликерии - 13 мая; в нек-рых работах (Е. Е. Голубинский, Н. П. Барсуков) можно встретить утверждение, что память святой чтится 23 мая. Ц. святых Флора и Лавра (построена в 1379) была кардинально перестроена на старом фундаменте в 1674-1695 гг., затем в 1830 г., когда к ней с зап. стороны были пристроены паперть с приделом и колокольня. Вероятно, с этого времени мощи Г. находились под спудом в юго-зап. углу храма. Надпись на раке Г. (опубликована Барсуковым) содержала ошибочную дату ее смерти - 7015 (1505) г. В сер. XIX в. во имя Г. был освящен придел в Тихвинской ц. в московском Симоновом Новом в честь Успения Божией Матери мон-ре . Церковь во имя святых Флора и Лавра была разрушена во время обстрелов Новгорода в 1941-1943 гг., в наст. время здесь разбит сквер им. Лени Голикова, раскопки на месте храма не производились. Канонизация Г. подтверждена включением ее имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831). В службе Собору Г. упоминается наряду с др. св. женами Новгорода, имеется отдельный тропарь Г. под 13 мая (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453; Ч. 2. С. 68-69), молитва и кондак ( Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112-114). Ист.: ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 95-97; Краснянский Г. , свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134-135; Описание о российских святых. С. 264; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 28-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. С. 114-115; Хорошев А.

http://pravenc.ru/text/165131.html

В синодике Антониева мон-ря имя Г. включено в 2 списка (ОПИ НГОМЗ. КП. 30056-263/Кр. 277. Л. 4, 7). В небольшом почетном перечне создателей и устроителей обители его имя, заключая список, следует за именем игум. Геронтия, при к-ром в обители был принят общежительный устав (1528) и построена ц. Сретения с трапезной (1536). Это косвенно свидетельствует о значительном вкладе Г. в строительство и украшение обители. Ко времени его правления исследователи относят создание 4-ярусного иконостаса в соборе Рождества Богородицы, дополненного позднее еще 2 рядами ( Трифонова А. Иконостас Рождественского собора новгородского Антониева монастыря (XVI-XVIII вв.)//Новые реставрационные открытия: Выст., июнь-авг. 1988. Новгород, 1988; Сорокатый В. М. Храмовое строительство и иконостасы Великого Новгорода в сер.- 2-й пол. XVI в.//ДРИ. М., 2003. [Вып.]: Рус. искусство позднего средневековья, XVI в. С. 254-255, 261). При Г. в обители трудился иконописец прп. Анания († 1581), возможно участвовавший в создании многоярусного иконостаса (его имя, а также имена его родных включены в монастырский синодик - ОПИ НГОМЗ. КП. 30056-263/Кр. 277. Л. 47, 52 об.; прп. Анания поминался среди игуменов и строителей мон-ря). Во 2-м списке синодика, содержащем имена игуменов, имя Г. названо за именем его предшественника Вениамина. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рого было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831). Ист.: НовгорЛет. С. 337; Минея МП. Май. Ч. 3. С. 458. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 250; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 459; Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. М., 1994. С. 92-93; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 240-241. Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/161934.html

Канонизация К. подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г. (Собор известен с 1831). В наст. время реставрируется бывш. монастырская Никольская ц. (богослужение в ней совершается с 2001), для местного ряда иконостаса написаны икона «Прп. Киприан Стороженский и свт. Николай Угодник» и житийный образ прп. Кассиана. 21 авг. 2012 г. в дер. Сторожно Волховского р-на Ленинградской обл. был освящен храм в честь К. на предполагаемом месте его погребения. 12 июня 2010 г. в дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл. перед ц. Рождества Христова был установлен памятник К., камень для подножия памятника был привезен из дер. Сторожно. Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8601. Л. 647 об. (Переписная книга 1710 г.); ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 42/481. Л. 138-138 об. (Статистические сведения о монахах, священно- и церковнослужителях и монастырских служителях Новгородской епархии за 1741 г.). Ист.: ДАИ. Т. 1. С. 211-212. 132 (жалованные царские грамоты 1587 и 1598 гг. строителю Киприану); Мордвинов Я. Я. Записки капитана: Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова. СПб., 1888. С. 51, 114-115; Прил. С. II, VI-XXVII (описи строений и имущества монастыря в 1739 и 1769 гг.). Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 330-331; СИСПРЦ. 1836. С. 151; 18622. С. 132; Андреев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. Ч. 1. С. 197-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 289-290; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 296; Строев. Списки иерархов. Стб. 1005; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 98-99; Зверинский. Т. 2. С. 238-239. 1009; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341-342; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 35; Репников Н. Упраздненный Николо-Сторожевский мон-рь//ИИАК. 1914. Вып. 52. С. 173-179; Криничная Н. А. Предания Рус. Севера. СПб., 1991. С. 148-149; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 2. С. 392; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 238-252). В. принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г ., проходившем в Москве, на к-ром высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г ., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г ., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая - 2 июня, на к-ром был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , В. подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове . В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. Сочинения В период пребывания на Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010