•  Спасо-Каменский монастырь находится на острове Кубенского озера. Это одна из древнейших обителей на Русском Севере — основана в XIII в. при Иоанне Калите, пользовалась покровительством белозерских князей. Во времена св. Димитрия Донского (память его 19 мая) настоятелем был поставлен св. Дионисий Святогорец, введший здесь Афонский устав.   •  Основанный преподобным Покровский монастырь находится в 23 верстах от г. Кадникова (Сокольский р-н Вологодской обл.), в 4 верстах от этой обители — Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь. Управлялись эти монастыри одним игуменом, духовно окормлялисъ Ростовским епископом, ныне эти места — святые памятники в Вологодской епархии.   •  Св. Дионисий был прославлен на Московском церковном соборе в 1547 г. при свт. Макарии. Жизнеописание преподобного составлено иноком Иринархом Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест.  Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Определенное святоотеческое обоснование подобных символических изображений Единого Бога можно найти уже у псевдо-Ареопагита, писавшего: «Бог прославляется как “Ветхий Деньми”, потому что Он [есть. — д. Г. М.] и вечность, и время всего — прежде дней, вечности и времени, так как Он неизменен и неподвижен в движении и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе, как виновник вечности, времени и дней» (псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Перевод игумена Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. С. 103). Одновременно с образом Христа «Ветхого Деньми» в тех же целях использовался и образ юного Христа «Еммануила» (по пророчеству Ис. 7, 14; 8, 8), поскольку, — по словам того же Ареопагита, — «в священных Богоявлениях мистических созерцаний Он выступает в виде старца и юноши: первый символизирует Его как Начальника и изначально Сущего, младший же — как нестареющего. Оба же поучают нас, что Бытие Его проходит все: от начала до конца. Или еще оба изображают божественное начало: старший — первичное во времени, а младший — изначальнейшее по счислению» (Там же. С. 104). Воспр. фрески в Охриде см.: Kunstdenkmaler in Jugoslawien. Band 1. Leipzig, 1981. Taf. 346. Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры… С. 150. В 1968 году икона поступила из Успенского храма Александро-Куштского монастыря в собрание Вологодского областного краеведческого музея. 126 х 102 см. Инв. 15321. Реставрирована в 1978 году В. Митрофановым (см.: Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII—XVIII веков. М., 1995. Илл. 152). См.: Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 240— 241 (каталожный 106). На имеющейся фотографии буквы, взятые в квадратные скобки, не видны. Т.В. Николаевой надпись приводится целиком. Такой же ангельский образ Христа-Жертвы (“одесную Отца”) в алой одежде присутствует, например, в «Троице», представленной на новгородской «Четырехчастной иконе» (перв.

http://pravoslavie.ru/49214.html

Яко боготечная звезда, явился еси, всеблаженне, в стране Вологодсте, на путь спасительный к вечному Небесному Отечествию ведущий. Егда примером, верных душы назидая, научил еси благодарно пети: Аллилуиа. Икос 5 Видевше княгиня Мариа и инии Российстии сынове пречудное по Бозе житие твое, Александре преподобне, яко аще и последи леты в новопросвещенней стране Российстей возрасл еси, но древних преподобных отец сподобился еси, дарования чудес достойно прием от Бога, того ради научишася пети тебе сице: Радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, умертвивый плоть твою постом и бдением. Радуйся, заградивый уста твоя на глаголание тщеты. Радуйся, замкнувый уши на слышание душевредства. Радуйся, умертвивый руце на творение зла. Радуйся, истощивый чрево строгим воздержанием. Радуйся, мертва соделавый чресла твоя трудами на нечистоту. Радуйся, умертвивый нозе к течению на совет нечестивых. Радуйся, на камене Христовы веры утвержденный. Радуйся, Божием свидетельством возвышенный. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 6 Проповедник немолчный явился еси всем зрящым тя премудрости евангельския, всегдашния чистоты и мужественнаго терпения исполнена, преподобне, аще и в безмолвии хранил еси в сердцы твоем сокровище веры, надежды и любве, воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия в богохранимей души твоей истинный боговедения свет, егда начал еси помышляти о создании новыя обители при реце Куште, мы же видевше твое, преподобне, не точию о себе, а паче о спасении близких попечение, воспеваем ти сице: Радуйся, сродники по плоти Христа ради оставивый. Радуйся, всю надежду на Него возложивый. Радуйся, любве нелицемерныя хранителю. Радуйся, служителю Божий, о вверенных ти умоляяй. Радуйся, наставниче грешных, к небесным направляяй. Радуйся, не словом, а житием поучаяй. Радуйся, нетления вечности искателю. Радуйся, непостижимыя славы святых в Небеснем Царствии обладателю. Радуйся, струе, напаяющая благочестием Церковь. Радуйся, свещниче, непрестанным благочестием сияяй.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1260. Ссылки:   Адрес: Вологодская область, Вологодский район, озеро Кубенское, о. Каменный Координаты: 59.607545, 39.573975 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом. Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых – Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри. Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан Успенский Александре — Куштский монастырь , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов».

http://sobory.ru/article/?object=01045

Вологодской губернии: муж, монастыри: – 1) авнежский троицкий, 2) антониевская п., 3) арсеньева масленская, 4) архангельская под болотом или подболотная, 5) бабозерская николаевская 6) борисоглъбская пуст., 7) белявинская богоявленская или маркова введенская 134 , 8) верхомоломская спасониколаевская, 9) верхопежемская пуст., 10) верхосицкая, 11) верхотерменский, 12) воломская симонова пуст., 13) вондожская пуст., 14) голубинская рождественская пуст., 15) дружининский зосимо-саватиевский м. 16) дунилова богородицкая, 17) дюдикова предтеченская п., 18) евфимиев, 19) заозерский введенский, 20) зосимосавватиевская великоустюжская, 21) зубовская николаевская пуст., 24) ильинский вологодский, 23) иннокентиев спасопреображенский, 24.) кайсаровский троицкий герасимов, 25) спасокаменный , 26) дедова троицкая , 27) катарминский или катромский николаевский, 28) коптева сретенская пуст., 29) кохтынский иоаннобогословский, 30) крестогорский тиханов, 31) коряжемский, 32) куштинский или куштский александровский 33) дальский архангельский, 34) маркушевский николаевский, 35) мокрая николаевская пустынь, 37) александро-коровенская пуст., 38) нуромский спасопреображенский, 39) озерский николаевский-комельский, 40) перевисьевский покровский, 41) перцова троицкая пуст., 42) песочный успенский, 43) печенский спасский, 44) печенский грязовецкий спасопреображенский, 45) печорская троицкая пуст., 46) подольный успенский, 47) покровский глушицкий, 48) преображенская кубеницкая или кубенская, 49) рабанский спасопреображенский монастырь или спасская на Шухе. п., 51) репная спасская, 52) рябинина п., 53) святолуцкий, 54) соезерская троицкая пуст., 55) сойгинский преображенский , 56) спасская капитоновская пуст., 57) стефановская вотчинская пуст., 58) темгов троицкий, 59) теплогогорская богогодицкая пуст., 60) тикененская спаса нерукотворного пуст., 61) ульяновская пуст., 62) усть-недумский, 63) Устюжский троицкий, 64) устьвимский архангельский, 65) христофорова богородицкая цуст., 66) цилибинская арганиельская, 67) цывенскаях николаевская пуст., 68) троицкий гледеной, 69) борисоглебская на глебове пустынь 135 , 70) троицкая что на чевце пуст. 136 , 71) троицкий крестовоздвиженский 137 , 72) спасогорский белоезерский и 73) воздвиженский вологодский. Женские монастыри – 1) сольвычегодский сретенский, 2) тотемский богородицкий, 3) никольский 138 , и 4) устюжский преображенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но вскоре благочестивая княгиня скончалась. Впавши в недуг, она послала к прп. Александру Куштскому просить его молитв о выздоровлении. Но преподобный сказал, что княгиня скончается от этой болезни, и советовал ей по–христиански приготовится к смерти. По смерти матери князь Андрей остался круглым сиротой. Тогда над осиротелой семьей князя заозерского стряслась новая беда. Муж Софии Димитриевны князь Димитрий Георгиевич Шемяка затеял усобицу с великим князем московским Василием Васильевичем Темным. Когда московский князь, ослепленный Шемякой, вернул себе великокняжеский стол, он отдал княжество Заозерское двум князьям — Михаилу Андреевичу верейскому и Ивану Андреевичу можайскому. Таким образом дети заозерского князя лишились своего удела и перестали быть владетельными князьями. Раннее сиротство, лишение, хотя и небольшое, княжеского удела, благочестивое воспитание в особенном почтении к иноческому званию — все это привело богобоязненного юношу князя Андрея Димитриевича к сознанию тленности и временности всего земного — всего того, к чему стремятся, чего ищут, чем живут мирские люди. Соседний Каменный монастырь на уединенном маленьком острове Кубенского озера показался юноше–князю тихой пристанью, в которой он мог отдохнуть от суеты, невзгод и обид мирской жизни. И вот, имея за 20 лет от роду, князь Андрей приходит в монастырь (в 1452 г.) и просит игумена Кассиана удостоить его иноческого образа. Но игумен был не рад приходу молодого князя. Его просьба о принятии в монастырь привела игумена в страх и трепет, потому что он боялся гнева великого князя московского, неприязненно относившегося к князьям заозерским, родственникам Шемяки. Однако усиленные моления князя Андрея склонили Кассиана на согласие. Он изобразил князю всю скудость монастырского жития, всю трудность иноческого подвига; лишь когда эти речи не разубедили князя в его намерении, игумен постриг его в монашество и нарек Иоасафом, вероятно, в честь св. Иоасафа царевича, который также происходил из владетельного рода и оставил мир ради Христа, — почему впоследствии и преподобный Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре именовался «Иоасафом–царевичем». Новопостриженного инока игумен передал в послушание и для руководства в монашеской жизни опытному старцу Григорию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Изображение иконы Александр Куштский, прп. #17062 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Александр Куштский, прп. #17062 Эта страничка относится к разделу   Александр Куштский, прп. Скачать или распечатать изображение 17062.jpg 1121x1601, 1.79 MPix, 573 Kb. 9.5x13.6cm @ 300DPI (14.2x20.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (339) , (11) . в этом году (за прошлые годы с 2012-05-08) Происхождение изображения: Загружено 2012-05-08, анонимно. Описание: Святой Александр Куштский, прп. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Александр Куштский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-17062

Благочестие и вера,/кротость и целомудрие,/любовь совершенна и воздержание –/сия вся в жизни твоей/преумножися в тебе, отче Александре,/ныне, отче, вечную жизнь приобрет/ и тамо убо пребольшую благодать имый,/предстоя Святей Троице,/не престай, благоутробне отче,/прося у Милостиваго Бога/подати оставление грехов честно тя блажащим. Слава, глас 8: Богомудре Александре,/от младых ногтей созван,/пришедый на Вышняго вечерю,/душевная одеяния брачно нося/ и без закоснения в Царский чертог вшед,/Светом немерцающим выну освящаешися./Сего ради радуйся,/сия неизреченная и неизживающая приобретый/ и утвердивыйся в них во веки нескончаемый,/ и мы убо, убози, призываем тя верою:/да умолиши о спасении душ наших. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/ и избави нас/от всякия нужды и печали. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канонов святаго, песнь 3-я на 4 и втораго канона песнь 6-я на 4. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Александр, игумен Куштский Преподобный Александр, игумен Куштский, родился 13 марта 1371 года в Вологде. Во Святом Крещении получил имя Алексий. В юношестве он навсегда оставил родной дом и, как странник, отправился в Спасо-Каменный монастырь – в то время прославленный духовный очаг на севере Руси. Смиренно просил он монахов проводить его к игумену Дионисию Святогорцу, известному своим благочестием и мудростью (грек по происхождению, он долгое время подвизался на Афоне). В беседе с юношей, со слезами умолявшим настоятеля принять его в монастырь, Дионисий Святогорец не скрыл тех трудностей и искушений, которые предстоят иноку. Но юноша не отступил, и игумен принял его послушником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святоотеческое наследие Помочь сайту Антоний Великий, преподобный Век: III — IV Дата Рождения: ок. 251 Дата Смерти: ок. 356 Страна: Отец монашества. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и Отец монашества. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф., 19; 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф., 6; 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам», а сам начал вести монашеский образ жизни возле своего села. Сначала, Антоний Великий учится у неких «ревнителей» — христианских аскетов, живших до III в. в Египте до Антония (поэтому Антония Великого нельзя считать в строгом смысле основателем монашества). Затем Антоний Великий переселяется в гробницу, где происходит его знаменитая борьба с демонами (в конце концов бесов разгоняет Господь и между Ним и Антонием Великим происходит примечательная беседа: «Где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» — спрашивает Антоний Великий, и слышит в ответ: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство»). Следующие двадцать лет Антоний Великий проводит в затворе. Однако его слава растет и постепенно на горе Писпир вокруг Антония Великого образуется целая колония анахоретов. Антоний Великий дважды посещает Александрию: во время гонений язычников и ариан. Антоний Великий также посещал Нитрию (крупный монашеский центр), где основывает Келлии. Антоний Великий конечно не был хронологически первым христианским монахом, но именно он стал образцом для последующих аскетов и послужил как бы катализатором расцвета египетского монашества.

http://predanie.ru/antoniy-velikiy-prepo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010