ПЛ – Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. СПб., 18601862. Вып. 14. ПДДР – Памятники литературы Древней Руси. М , 19781994. Т. 112. Пономарев. Пролог – Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 2: Славяно-русский пролог, ч. 1: Сентябрь-декабрь. СПб., 1896; Вып. 4, ч. 2: Январь-апрель. СПб., 1898. ПС – Православный собеседник. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. РАН – Российская Академия наук. РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва). РГБ – Российская государственная библиотека (Москва, бывш. Государственная библиотека им. В.И. Ленина). РГИА – Российский государственный исторический архив (С-Петербург). РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. СПб.; Пг.; Л., 18721927. Т. 139. РНБ – Российская национальная библиотека (С-Петербург, бывш. Государственная Публичная библиотека им. M.E. Салтыкова-Щедрина). РЭМ – Российский этнографический музей (С-Петербург). РЯМЗ – Ростово-Ярославский музей-заповедник. САНУ – Српска Akaдeмja наука и уметности. Святые подвижники – Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. Изд. подгот. Г.М. Прохоров и С.А. Семячко. СПб., 2005. СГГД – Собрание государственных грамот и договоров. М., 18131894. Ч. 15. СГИАПМЗ – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Словарь книжников – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. Вып. 2 (Вторая половина XIV–XVI в.), ч. 1: АК.Л., 1988. Вып. 2 (Вторая половина XIV XVI в.), ч. 2: ЛЯ.Л., 1989. Вып. 3 (XVII в.), ч. 1: А3. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.), ч. 2: ИО . СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.), ч. 3: ПС. СПб., 1998. Вып. 3 (XVII в.), ч. 4: ТЯ. СПб., 2004. СОРЯС – Сборник Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. С1Л – Софийская первая летопись. СПбГУ – С-Петербургский государственный университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, щитом веры стрелы лукаваго разженныя угасивый. Радуйся, онем главу сокрушивый. Радуйся, предводителю добрый в пути спасения. Радуйся, всем преподобным уравнивыйся труды. Радуйся, умерщвлением страстей миру умерый. Радуйся, возделыванием добродетели живый Богови. Радуйся, себе самаго, яко агнца в жертву Богу посвятивый. Радуйся, светильниче, елеем благодати кипяй. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися твоим подвигом, яко столь далекий путь прошед, вшел еси ко епископу Дионисию и от него благословение и вся потребная на устроение пустынное получил еси. Мы же прославльшемуся чрез тя Богу взываем: Аллилуиа. Икос 9 Витийство человеческое твое о Христе мужество всеблаженне, изрещи не может, яко по устроении обители час от часу преуспевая в трудех, бдениих же и пощениих, тайно обнажая себе до персей, и тако снедию комаров бывая, от них же неизреченныя претерпевая болезни, плоть твою духови поработил еси. Сего ради вопием ти: Радуйся, алкаяй и жаждаяй правды, яко ныне насыщаешися. Радуйся, во всецелое послушание Богу себе предавый. Радуйся, нищетою твоею Богу Сыну подражавый. Радуйся, чистоту твою Богу Духу Святому сохранивый. Радуйся, во плоти ангельски поживый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, куплями житейскими не обязавыйся, да Воеводе угоден будеши. Радуйся, не восхотевый двема господинома работати. Радуйся, от юности на плоть, мир и диавола вооруживыйся. Радуйся, сих врагов славно победивый. Радуйся, отец по духу чадолюбивый. Радуйся, обитель насадивый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 10 Спасти хотя душу твою, славы мирския всемерно бегал еси, и егда окрестнии народи начаша тя, яко велия подвижника почитати, удалился еси от них в пустыню, идеже Богу, яко в тимпане, во умерщвлении телесе непрестанно воспевал еси: Аллилуиа. Икос 10 Стена, ограждающая от всех прилогов диавольских, был еси братии, наставляя их, како избегати козней вражиих и како получити Небесное Царствие. Мы же зряще твое отеческое неусыпное попечение, благодарне вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Отметим и ещё одну функцию Святцев. Долгое время в общественном сознании они считались основным источником по канонизации святых. Не случайно «Верный месяцеслов всех русских святых», изданный в 1903 г. архиепископом Владимирским Сергием (Спасским) , должен был стать официальным церковным документом. «При этом Синод указал, что канонизированными святыми могут считаться только те, чьи имена внесены в этот месяцеслов, и запретил служить молебны тем, кто не внесён в него» 938 . Однако такая практика существовала не всегда. В том же 1903 г. вышла самая авторитетная на сегодняшний день монография по истории канонизации святых в русской церкви, автор которой с горечью отмечал, что пополнение месяцеслова зачастую было делом справщиков Печатного двора 939 . Этот произвол, а также отсутствие для большинства святых документов о канонизации привели Е.Е. Голубинского к заключению о том, что основным критерием установленного церковного почитания должна служить не месяцесловная запись, а свидетельства об отправлении церковной службы святому (т. е. празднования) 940 . Тем не менее, рукописные Святцы остаются важным источником по истории почитания святого, особенно, для определения местных традиций. Кроме того, Святцы «с летописью» могут содержать редкие биографические сведения, не зафиксированные в других источниках. Начиная с середины XVII в. заметным становится процесс распространения месяцесловных редакций Житий 941 . Печатные Святцы 1646 г. не были уникальным явлением, одновременно с ними создавались другие месяцесловы «с летописью». Так, например, сороковыми годами XVII в. датируется Месяцеслов из собрания Погодина, 675 942 , в котором также содержатся «летописи» святых, однако в редакциях, совершенно не похожих на печатные. Отличается в нём и состав памятей на каждый день (в Погодинском месяцеслове на каждый день приходится большее количество святых), и структура сборника (в Погодинском отсутствуют тропари), и сама «летопись» (иной текст не только у русских, но и у греческих святых. Другие принципы построения летописной статьи, в Погодинском месяцеслове, в отличие от печатных Святцев, в одной статье может упоминаться несколько святых) 943 . Получили известность Святцы третьей четверти XVII в., которые, возможно, принадлежали Матфею Никифорову 944 (РНБ, собр. Погодина, 637) 945 и тоже содержали особые редакции русских житий. Именно по этому списку опубликованы Месяцесловные редакции Житий Дионисия Глушицкого и Александра Куштского (см. сноску 66). Но ещё большее количество этих источников остаётся совершенно не известным и не изученным. Не случайно, когда в 50 гг. XVII в. Симон Азарьин собрал в Святцах с летописью («выписано из святец иже с летописцем помесячно») памяти русских святых, празднуемые «сверх греческих уставов» 946 , их оказалось гораздо больше, чем в издании 1646 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имея помышление таковое в себе, преподобне Александре, яко всякая умрети имут, благоразумне разсудив краткость сея жизни и приобретения ради Христа, яко уметы вся быти вменивый, ныне убо на небесех безсмертныя насыщаяся славы, слышиши от нас таковая: Радуйся, отвергий богатство, яко терние, подавляющее семена духовная. Радуйся, возненавидевый то, яко вещество пламене греховнаго. Радуйся, блаженство нищеты духовныя сподоблейся прияти. Радуйся, восхотевый внити в Небесное Царство узкими враты и в пространстве стати. Радуйся, иго Христово благое и бремя легкое понесый измлада. Радуйся, не обративыйся вспять в шествии до Горняго града. Радуйся, прежде кончины твоея во умерщвлении страстей облеченный. Радуйся, во умерщвленнем телеси нетления ризою украшенный. Радуйся, богатства негиблющаго в животе вечнем обладателю. Радуйся, непостижимыя славы святых созерцателю. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 4 Буря безмерная лукавых духов многоразличне тщашася препяти твоему, преподобне Александре, трудолюбному житию, но ты мужественне молитвою вооружася, прогнал еси вся их бесовския полчища, не бояся козней их, но зовый Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще твое терпеливодушное в безмолвии житие, мнози от окрестных стран стекахуся к тебе пользы ради, инии же хотяще с тобою жити и наставлятися на путь спасения, сего ради похваляем тя глаголюще: Радуйся, целомудрия столпе, имже бесовская шатания искоренишася. Радуйся, светильниче многосветлый. Радуйся, яко увядил еси плотская мудрования. Радуйся, в духовнем мужестве с древними пустынножители сравненный. Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый. Радуйся, господствию духа плоть покоривый. Радуйся, миром небесным приосененный. Радуйся, долготерпения искус стяжавый. Радуйся, земная мудрования презревый. Радуйся, Единаго Бога вседушно поискавый. Радуйся, сохранивый всечестне целомудрие. Радуйся, яко раб пред Господем по вся дни благочестно шествовавый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Александр Куштский, прп. Описания иконы Александр Куштский, прп. - житие Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский, родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха. Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь х молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий (+ ок. 1465; память 11 апреля). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пусты[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 9 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3569.jpg:   Размер: 344x1200, 0.41 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (196) , (6) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 3570.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (9) . Описание: [Вологда. XIX.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Вологда. XIX век. Храм св. Лазаря Четверодневного. Вологда. Файл 3571.jpg:   Размер: 682x1093, 0.75 MPix, 134 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (218) , (9) . Описание: Преподобный Александр Куштский. Первая половина XIX века. Материал, техника: масло, подгрунтовка, дерево, левкас, паволока. 158 х 64,8 х 2,6 см. Место создания: Вологодская губ. Усть-Кубинский районный краеведческий музей, Вологодская обл. Файл 33892.jpg:   Размер: 450x800, 0.36 MPix, 98 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (64) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1096

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александр Куштский, Вологодский ( 1371 - 1439 ), игумен , преподобный Память 9 июня и в Соборе Вологодских святых В миру носил имя Алексей, родился около 1371 года в Вологде . Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем , который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха . Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь в молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий Сянжемский (+ ок. 1465). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418-1425) своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары , пятеро из них прискакали в Куштский монастырь . Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы.

http://drevo-info.ru/articles/10839.html

К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского). Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется. Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее. Использовалась информация из православной энциклопедии К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Янги-Чиназ (Русский Чиназ). Церковь Александра Куштского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Куштского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не ранее 1893. Архитектор:А. Бенуа (по проекту) Ссылки:   Адрес: Республика Узбекистан, Ташкентская область, Чиназский район, поселок Янги-Чиназ, улица Дустлик, дом 2а Координаты: 40.909964, 68.709205 Проезд:из Ташкента со станции метро Олмазор автобус 580, 588 Маршрутка 575. Выйти на конечной города Чиназ и идти к продуктовому базару, напротив базара через дорогу перейти к Чиназ Савдо Маркази и идти налево до перекрёстка, перейти дорогу: такси до Янги Чиназа. В Янги Чиназе выйти в центре посёлка и за магазином расположен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первой «временной церковью» Чиназа в честь святого благоверного князя Александра Невского был шатер «из кокандской маты», простоявший с 1868 до 1871 года. Затем общиной был приобретен и переоборудован под храм частный дом, оказавшийся очень непрочным. Благочинный протоиерей Андрей Малов писал в 1873 году: «Дом, в котором помещается Чиназская Александро-Невская церковь, построен на солонцовой разрушительной местности. Посему северо-западный угол дома отвалился, северная сторона дома осела и угрожает падением. Поставленные внутри церкви в два ряда столбы для поддержки земляной крыши при падении могут покривиться и пасть вместе со стенами. Кроме сего, они производят тесноту в церкви и безобразие, и лишают церковь подобающей храму Божию красоты. Все это говорит о постоянной надобности построить в Чиназе храм новый, приличный и на лучшем месте. Но крайняя бедность православных жителей лишает права даже мыслить о том, чтобы они собственными силами построили в нем храм». Попытки отца Андрея получить субсидию из казны или собрать достаточно частных пожертвований на храм в Чиназе успеха не имели. В 1883 году храмовое здание пришло в окончательную негодность; церковное имущество из него было передано в Джизакский приход. На целых десять лет православные чиназцы остались без дома молитвы и были вынуждены ездить для посещения богослужений в Джизак или Ташкент. Но в 1893 году нашелся щедрый благотворитель – ташкентский купец 2-й гильдии А.В. Степанов. Его дар Чиназской общине был сделан в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи при железнодорожном крушении. Новый храм во имя преподобного Александра Куштского был выстроен в Чиназе на новом месте по проекту знаменитого архитектора А. Бенуа.

http://sobory.ru/article/?object=25723

Возможно после того, как в 1962 году была вывезена в Вологду деревянная церковь Успения Божией Матери, церковь святителя Николая прекратила быть памятником архитектуры. Возможно это случилось позднее, но со второй половины XX века до 2014 года она использовалась как баня и прачечная Усть-Кубинского психоневрологического интерната. К церкви была сделана деревянная двухэтажная пристройка, нижний ее этаж выполнял функцию предбанника, на втором этаже сушили выстиранное белье. В 2014 году Усть-Кубинский психоневрологический интернат был закрыт, баня-церковь осталась заброшенной. С тех пор к месту погребения преподобного Александра Куштского ежегодно стали совершаться крестные ходы из храма святителя Афанасия Александрийского и паломничества из Вологды и других городов. В 2015 году Александро-Куштский монастырь был приписан к Спасо-Каменному монастырю. В сентябре 2017 года на территории бывшего Александро-Куштского монастыря открыто архиерейское подворье «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь», началось восстановление церкви. В 2018 году была сломана деревянная пристройка церкви, на первом этаже разобрана печь с котлом, на втором – разобраны заложенные кирпичом окна. В 2019 году на втором этаже церкви были установлены пластиковые окна, на первом этаже разобраны перегородки советского периода, демонтировано межэтажное перекрытие, расчищены завалы после демонтажа и вынесено печное оборудование из нижнего алтаря церкви. В 2020 году восстановлено межэтажное перекрытие церкви, демонтировано и восстановлено межэтажное перекрытие паперти, проведено электричество и отопление. На втором этаже оштукатурены стены, сделаны полы и потолки и установлен иконостас. На первом этаже забетонирован пол. 22 июня 2020 года верхний храм был освящен малым чином в честь преподобного Александра Куштского, в нем совершена первая Божественная литургия, приуроченная к 600-летию Александро-Куштского монастыря. В 2021 году сделана новая внутренняя деревянная лестница в паперти церкви, на первом этаже разобраны заложенные кирпичом окна и оштукатурены стены, установлены деревянные окна, заложены дверные проемы на северной стороне церкви на первом и втором этажах.

http://sobory.ru/article/?object=61919

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Куштский, прп. - житие Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский, родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха. Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь х молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий (+ ок. 1465; память 11 апреля). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418 - 1425), своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштскую обитель. Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы. По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал Псалтирь. Преподобный огорчился таким ее посещением и сказал: " Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством " . Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный благословил ее, но сказал: " Корми свою нищету в доме " . Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о выздоровлении. Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: " Пусть готовится к той жизни " . Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

http://pravicon.com/info-1689

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010