Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест. Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе.

http://sedmitza.ru/lib/text/437306/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Ростовский епископ, строитель Вологодского Спасо-Каменного монастыря, афонский монах преподобный Дионисий Грек. День памяти - 5 июня Ростовский епископ, строитель Вологодского Спасо-Каменного монастыря, афонский монах преподобный Дионисий Грек. День памяти - 5 июня В этом монастыре Дионисий ввел общежительный устав по образцу Святой Горы Афонской. В его обители собралось множество монахов; двое из них, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский достигли святости и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Святой Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», составленному в конце XV века, святитель Дионисий Грек был афонским пострижеником (в тексте Сказания нет свидетельств о его национальности, но проще всего предположить, что прозвище отражало реальность). О времени его рождения нам также ничего не известно. Не позднее 1389 года (вероятно, несколько ранее) он прибыл из Византии в Москву. Его приезд совпал с активизацией русско-афонских (и шире — русско-византийских) контактов на рубеже XIV–XV bekob. Дионисий был с почестями принят великим князем Димитрием Ивановичем Донским и получил келью вмосковском Богоявленском монастыре. Не позднее весны 1389 года он был поставлен настоятелем Вологодского Спасо-Каменного монастыря, в честь Преображения Господня, на Каменном острове Кубенского озера, об этом поставлении просили насельники обители. В этом монастыре Дионисий ввел общежительный устав по образцу Святой Горы Афонской. В его обители собралось множество монахов; двое из них, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский достигли святости и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Святой Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Его биографом был Паисий Ярославов — друг и сподвижник прп. Нила Сорского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=290...

«Верхний престол освящен в честь преподобного Александра в 1836 году. Иконостас и образа новые, живописной работы. Слева, возле стены, стоит старая рака, местами золоченая, с балдахином и прочими украшениями. В нижнем этаже готовится быть церковь святителя Николая, пока не отстроена. Паперть двухэтажная, каменная. На ней в 1837 году будет начата каменная колокольня, для нее уже изготовлен кирпич». Упоминается в 1836 году и старая деревянная церковь: «деревянная церковь святителя Николая ветхая, богослужения в ней не проводятся». Окончательно она была разобрана в 1841 году. Место, где стояла церковь, неизвестно. В 1837 году над папертью новой церкви была возведена каменная колокольня, в 1838 году на ней установлен железный шпиль. Колокола были взяты со старой деревянной колокольни, всего 7 штук: большой 52 пуда, два по 15 пудов, четыре по 3 пуда. К 1839 году и нижний теплый храм святителя Николая Чудотворца был действующим. В 1848 году «выкрашена крыша на церкви и колокольне ярью на масле. В нижнем храме в алтаре оштукатурен накат и покрыт колером». Между 1848 – 1853 годами Александро-Куштский монастырь посетил историк-писатель Андрей Николаевич Муравьев. Вот как он описал церковь святителя Николая: «Каменная двухъярусная церковь пристроена на место южного отсеченного крыла соборного, над самою гробницею преподобного, которая сохранилась неприкосновенно, ибо тут и прежде был придел. Верхний престол во имя Александра Куштского; там с левой стороны иконостаса поставлена медная позлащенная рака с его священным ликом на гробовой доске. Над ракою чудотворная икона Печерской Божией Матери, быть может, его келейная, ибо к ней искони питают особенное усердие, и тут же приписаны, вероятно уже впоследствии, преподобные: Александр, Зосима и Савватий, и священномученик Антипа. На стене поверх раки изображены все пустынножители дремучих лесов и дебрей Вологодских и Белозерских общим молитвенным сонмом, припадающие к ногами Спаса; умилителен братский собор их в таком диком уединении над гробом их сподвижника, как бы во свидетельство взаимной любви и памятования друг о друге, каждого на месте их подвига, пред общим их Господом. С сердечною любовию припал я к раке преподобного и просил блюстителя его гроба отслужить молебен пред ликом всех его чудотворных собратий».

http://sobory.ru/article/?object=61919

Александровское. Александро-Куштский монастырь. Церковь Александра Куштского и Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Александра Куштского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская область , Усть-Кубинский район, село Александровское, ул. Набережная Координаты: 59.588092, 39.703034 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святителя Николая Чудотворца в Александро-Куштском монастыре была построена сразу после пожара, возможно в том же 1519 году. Церковь была однопрестольной, богослужения в ней совершались в зимнее время. Она просуществовала около 300 лет, до 1841 года. Впервые в документах эта церковь упоминается в Писцовом описании монастырских вотчин в Заозерской половине Вологодского уезда 1627 – 1630 годов: «В Закушской волости монастырь Александрова Пустынь на р. Куште – церковь холодная во имя Успения Пречистой Богородицы, в приделе престол преподобного Александра Куштского чудотворца, другая церковь тёплая, с трапезою, великого Чудотворца Николы, деревянная. А в церквах Божия милосердия образы, и книги, и ризы, и поникадила, и свечи местные, и сосуды церковные, и на колокольне колокола и всякое церковное строение монастырское». На 1833 год в Александро-Куштской «пустыни имеются две церкви и колокольня, строением деревянныя, из коих одна холодная Успения Божией Матери с приделом преподобного Александра, довольно крепкая; другая святителя Николая – ветхая. Утварью церковной, ризницею и книгами нужными для богослужения сия пустынь достаточна». Обеим церквам к тому времени было около 300 лет, поэтому сразу возник вопрос о строительстве новой каменной церкви. 16 февраля 1834 года было выдано разрешение на строительство новой церкви, 6 мая 1835 года выдана храмозданная грамота и утвержден план строения. В том же 1835 году церковь была возведена. Эта церковь сохранилась, в настоящее время действующая. Построена она не на месте старой деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, это подтверждается документами 1835 – 1841 годов: в эти годы в пустыни упоминаются три церкви – деревянная Успенская, старая деревянная святителя Николая и новая каменная двухэтажная святителя Николая. Новая церковь была построена рядом с деревянной церковью Успения Божией Матери, на месте разобранного ее правого придела, над могилой преподобного Александра Куштского. Верхний этаж церкви – летний храм, нижний – зимний храм. Место погребения преподобного Александра находится в нижнем храме у левой стены, рядом с солеей.

http://sobory.ru/article/?object=61919

Два Евангелия писаны рукой Христофора, ученика преподобного Кирилла: один Канонник писан в 1405 году, а другой в 1423 году «по благословению старца Кириллы» рукою преподобного Мартиниана, также ученика Кириллова. Весьма замечательны две книги правил, писанные рукой самого преподобного Кирилла. В XVI веке ни одна из обителей русских не была так богата рукописями, как Кириллова. По описи 1635 года в ней хранилось до 2092 рукописей. Обитель преподобного Кирилла во многих актах называется лаврою. Наружный вид ее подобен укрепленному городу: высокая трехъярусная ограда, более семисот саженей в окружности, с десятью большими башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько частей; одна из них, заключающая в себе тот холм, в котором была землянка преподобного, называется Ивановским монастырем. Кириллов монастырь был некогда весьма богат; теперь средства его значительно оскудели, но следы прежнего богатства еще видны в украшениях храмов и икон и в драгоценностях ризницы, которая почитается одной из лучших в России. В тот же день. Преподобный Александр Куштский В пустынной обители Спасокаменской, орошаемой водой Кубенского озера, созрело несколько дивных подвижников. Один из них просиял святостью жизни на том самом острове, где получил духовное воспитание; другие сделались отцами пустынножителей на диких берегах Кушты и Сянжемы. При игуменстве блаженного Дионисия, постриженника Афонской горы, введен в Спасокаменском монастыре строгий Афонский устав. К нему стеклись многие любители пустынной жизни. В числе их был преподобный Евфимий, уроженец Вологодский. Он скоро перешел из обители, с благословения настоятеля, за две версты от Кубенского озера, на реку Кушту; в тесной келлии работал Господу постом и молитвой. Вскоре после того пришел в ту же пустынную обитель молодой странник, родом также из Вологды, по имени Алексей. Он робко подошел к инокам, стоявшим у ворот обители, и смиренно им поклонился. «Бог благословит тебя, чадо; что нужно тебе?» – сказали они.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского , составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). На месте А. К. м., в 2 верстах от впадения р. Кушты в Кубенское оз., в нач. XV в. подвизался прп. Евфимий Сянжемский († 1465). Ища уединения, к нему пришел постриженик Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря и основатель мон-ря на р. Сянжеме прп. Александр. Подвижники поменялись построенными ими кельями: прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий поселился на Сянжеме. Ок. 1420 г., когда к прп. Александру пришли еще 2 старца, он испросил благословение у свт. Дионисия Грека , архиеп. Ростовского, на строительство храма. Ростовский святитель, некогда управлявший Спасо-Каменным мон-рем, благословил своего постриженика и снабдил его богослужебной утварью «на устроение пустынное». Близ первоначальной кельи прп. Евфимия прп. Александр построил ц. Успения Пресв. Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на неск. деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Кнг. Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать мон-рю. После кончины первого игумена А. К. м. прп. Александра (1439) по его завещанию братия (в житии упомянуты иноки Савватий и Симеон) построила деревянный храм свт. Николая Чудотворца, освятив его в день преставления своего наставника - 9 июня. В 1519 г. при игум. Нафанаиле в результате пожара обе церкви сгорели, однако вскоре были выстроены заново. С сер. XVII в. до 1764 г. А. К. м. управлялся строителями: Митрофаном, Варсонофием, Маркеллом, Иосифом, Феодосием, Варлаамом, Иринархом, Варлаамом (другим). Не отличавшийся большим количеством насельников и материальным благосостоянием (в 1744 к обители были приписаны 60 крестьян), мон-рь при учреждении штатов в 1764 г. был закрыт, а Никольская ц. обращена в приходскую. В 1833 г. обитель была восстановлена и приписана к Спасо-Каменному мон-рю, в ведении к-рого состояла до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/64478.html

11:47 Подольський Тихон взяв участь у поминання загинули в в роки 25 липня з благословення Кирила керуючий Подольський Тихон взяв участь в урочистостях святого князя Володимира на Вршич в (рос.) 24 червня 2020 р. 13:15 Кирил був на на честь Перемоги 24 червня на в пройшов парад в ознаменування Перемоги у У почесних гостей парад Московський Кирил. 23 червня 2020 р. 17:11 У пройшли з нагоди утворення Олександро-Куштського монастиря 22 червня, в день пам " преподобного Олександра Куштского, митрополит Вологодський звершив чин малого освячення храму Успенського Олександро-Куштского монастиря в с. Олександрове та Божественну в новоосвяченому (рос.) 23 червня 2020 р. 11:30 У День пам " скорботи звершив освячення пам " ятника вмч. в Красногорську 22 червня митрополит Крутицький Коломенський губернатор А.Ю. Воробйов храм Павшинська пойма Красногорська. Владика звершив за загиблими в роки освятив пам " ятник великомученику розташований на храму. (рос.) 22 червня 2020 р. 17:48 У початку Предстоятель Церкви поклав до могили солдата 22 червня, в День пам " скорботи — 79-ту початку Московський Кирил поклав до могили солдата в саду Московського Кремля. 22 червня 2020 р. 13:12 У День пам " скорботи Президент В.В. Кирил головний храм Збройних сил РФ музейний комплекс «Дорога пам " 22 червня, в День пам " скорботи — 79-ту початку Президент В.В. собор Христового — головний храм Збройних сил РФ музейний комплекс «Дорога пам " в парку Главу держави супроводжували настоятель собору Кирил оборони РФ С.К. Шойгу. 21 червня 2020 р. 17:26 Дня пам " скорботи в Богоявленському кафедральному в почалася пам " 21 червня, Дня пам " скорботи, в Богоявленському кафедральному в м. Москви панахида за загиблими у Велику час була запалена пам " (рос.) ← попередня 17 18 19 20 21 22 23 24 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

Скачать epub pdf Память преподобного Александра, игумена Куштского Память 9 июня Сей преподобный был родом из города Вологды и принял иноческое пострижение в Каменном монастыре 3796 при игумене Дионисии 3797 . Избегая славы от людей, он ушел из этого монастыря, пришел на реку, по имени Кушту, находившуюся вблизи Кубенского озера, и по благословению ростовского архиепискола Дионисия 3798 построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Успения. Ярославские князья Димитрий и Симеон 3799 , узнав это о святом, пришли в великую радость и дали ему значительное пособие на церковные и монастырские нужды, а по смерти князя Димитрия супруга его, княгиня Мария, видя подвиги святого, пожертвовала ему на содержание монастыря, в память мужа своего, селение с крестьянами. После этого святой Александр еще более усилил труды свои. Он вместе с братиею сам обрабатывал землю и собирал много плодов. Преподобный прожил от рождения своего 60 лет, 2 месяца и 2 дня и преставился в вечную жизнь в 1439 году, в 9 день месяца июня 3800 . Он был среднего роста, телом весьма сухой, голову имел средней величины, лицо – круглое, глаза – кроткие, бороду – густую и круглую, доходившую до груди, волосы – темно-русые с проседью. 3796 Каменный или Каменский монастырь находился на пустынном острове Кубенского озера в нынешней Вологодской губернии. 3797 Дионисий, Афонский постриженник, известен тем, что ввел в Спасокаменном монастыре строгий афонский устав и примером своей жизни многих привлек в эту уединенную обитель. Преп. Александр принял от него пострижение. 3798 Дионисий из игуменов Спасокаменного монастыря в сан ростовского архиепископа был возведен в 1418 году. 3799 Князь Димитрий Васильевич был не ярославским, а заозерским или кубенским князем, и его резиденцией было местечко, ныне село Кубенское Устье, находившееся в 3-х верстах от обители преподобного Александра; ярославским же князем был брат Димитрия, Симеон Васильевич, скончавшийся около 1320 года. 3800 Почитание преподобного Александра началось с 16 века. Мощи его находятся в Куштском монастыре, который в 1838 году приписан к Спасокаменному монастырю. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие и подвизи и отчасти чудес исповедание Преп. отца нашего Александра игумена Куштского чудотворца, л. 516 – 539 об. Нач. «Прииде некогда на Каменной монастырь ко игумену Дионисию юноша именем Алексий, от града нарицаемого Вологды.» Чудеса Преп. Александра Куштского (35 чудес), л. 526 об. В 10-й день и Мая в 4-й день страсть и мучение св. славного священномученика Еразма Епископа, мучену ему во граде Фирмиасе л. 540–551 об. Нач. «Во Антиохийсте граде бысть смущение христианом от Диоклитиана царя.» В 11-й день. Обхождение и мучение св. Апостола Варнавы , л. 552–559 об. Нач. «Понеже убо от схода Спаса нашего Иисуса Христа пришествия.» В той же день слово похвальное Иосифа смиренного инока св. Апостолу Варфоломею, л. 560–567 об. Нач. «Иже настоящее собравши сословие и радостотворное се уяснивый торжество.» Слово похвальное свв. Апостолам Варфоломею и Варнаве, л. 568–575. Нач. «Наста убо днесь, о празднолюбцы, священная память божественных Апостол Варфоломея же и Варнавы.» Слово о Житии отца Пануфия, л. 576–581 об. Нач. «Некоего от отец видехом отца Пануфия, мужа всякими добродетельми украшена суща.» В 12-й день. Житие и жизнь Преп. Пануфия пустынного, написано от Пафнутия мниха и отшельника, л. 582–607 об. Нач. «Во един от дний потщание сотворихом идти во внутреннюю пустыню.» В той же день слово похвально и пользы исполнено душевныя и воспомяновение подвиг великих достохвального Преп. Онуфрия Великого Египетския пустыни жителя, прочитаемо днесь на святую память его, л. 610–623. Нач. «Благословен Бог Отец, Вседержитель, Творец небу и земли.» В той же день житие и подвиги святого Петра Афонского, л. 624–651 об. Нач. «Еже святых жития и яже тех боголюбезную жизнь.» Память Преп. Петра, иже во Афонстей горе постившегося, л. 652–658. Нач. «Петр, иже во блаженней памяти, от воеводска сана быв.» В 14-й день. Память и житие св. Пророка Елисея, л. 660–665 об. Нач. «Елисей Божий пророк. Той бе от Авелмуфы, от земли Рувимля, и о сем бысть чудно.» В 15-й день. Мучение блаженных мученик Вита, Модеста и Крестанция, л. 666–677 об. Нач. «Во время Диоклитиана и Антония зловерныма царема.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Это оправдывает их краткость и лаконичность, а также дает возможность исполнять их нараспев благодаря определенной длине херетизмов, их краткости и одинаковости последнего слога. В богослужебном творчестве архиепископа Никона есть и  акафист Всем святым. Традиционно отсутствует 1-й кондак; икос имеет рефрен: «Радуйтеся вси святи, светом невечерним нас озаряющии» . Сам текст акафиста в каждом икосе прославляет святых как «агнцев, последовавших истинному Агнцу», «любовь ко Господу стяжавших и украсивших Церковь своими подвигами жизни, получивших дары совершенства и чудотворений, предавших свой дух Господу и наследовавших Царствие Небесное, став Небесным силам собеседниками и предстоятелями пред престолом Божиим, подобно сияющим звездам, нам указующим путь ко спасению», воспевает  их «глубину мудрости духовныя» . Краткие возгласы очень живо и ярко, но в то же время без лишнего отягощения, раскрывают суть праздника Всех небесных предстателей наших, в особенности духовного подвига не отдельного лика святых, но всех в целом, всего сонма угодников Божиих. Гимнография архиепископа Никона содержит акафисты святым, которых владыка особо почитал: святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, преподобному Александру Куштскому, небесному покровителю владыки, чье имя он получил при крещении, и преподобному Никону Радонежскому. В этих акафистах автор не приводит строгого количества херетизмов в икосах, а также не рифмует окончаний, не соблюдая при этом одинаковую длину херетизмов. По стилю изложения эти акафисты больше похожи на произведения, воспевающее подвиги святого, раскрывающие разные периоды его жития. В акафисте преподобному Александру Куштскому нет 1-го кондака, а в акафисте своему небесному покровителю, преподобному Никону Радонежскому, 4-й, 5-й и 6-й икосы в рефрене имеют особенное величание, прославляющее преподобных Сергия и Никона Радонежских . Акафист Господу Иисусу Христу Искупителю грешных заметно отличается от приведенных выше акафистов двунадесятым праздникам и определенным святым.

http://bogoslov.ru/article/5607981

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010