чеканными посеребоенными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения. Церковное празднество пр. Григорию установлено соборным определением 1549 г. (Макарий «Ист. Р. Церкви», VIII). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главные густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток» (Филимонов, стр. 37). Редкие списки жития преподобного Григория представляют две редакции, резко различающиеся между собою. Первая из них представляет если не первоначальный, то более близкий к нему текст жития. Вторая редакция есть позднейшая переделка первой (Ключевский, стр. 196–198). 251. Преподобный князь Иоасаф, иже бысть на Кубенском озере на острову Спаса Каменскаго монастыря, преставися в лето 6000 месяца сентября в 10 день Сын благотворителей Куштской обители (см. ниже 252) князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божием, оставшись сиротою и лишившись отцовского наследия, которое было отнято великим князем Василием Темным в 1447 году у сыновей князя Димитрия за родство их с Шемякою, рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и там принял иночество. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Не долгая, но богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменной обители. Память празднуется в день преставления. После пожара 1472 года останки мощей преп. князя Иоасафа собраны в ковчег. КОгда Спасокаменный монастырь в 1773 году был разрушен вторичным пожаром и перемещен в Вологодский Духов монастырь, ковчег с мощами, спасенный от пламени, перенес туда же. (Рассказы из Ист. Р. Церкви, изд. 3-е, стр. 299 и 300). Житие написано в конце XV века (Савваитов, «Описание Вологодск. Спасо-Камен. монастыря». Спб. 1860). 252. Преподобный Александр игумен иже на Куште реце, преставися в лето 6947 месяца июня в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Тропарь, глас 4 Житием чистым просветився, в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение и, духовному твоему учителю последствуя, ум свой к Небесным управль, стаду твоему наставник был еси, тем тя молим, отче Ферапонте, моли Христа Бога спастися душам нашим. Сведения о преподобном отце нашем Евфимии Сянжемском 1 Память его празднуется месяца января в 20-й день † ок. 1470 Преподобный Евфимий подвизался первоначально в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении преподобного, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыни близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда. Через несколько времени пришел к нему инок Александр, постриженик Спасо-Каменного монастыря, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Преподобному Александру (преподобный Александр Куштский, память его 9 июня) понравилось место жительства Евфимиева, как совершенно безмолвное, и он стал просить его уступить ему свою келию, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий охотно согласился поменяться с преподобным Александром местом подвигов. Прощаясь, преподобный Евфимий оставил Александру в благословение свой крест, пошел на Сянжему и поселился там в келии преподобного Александра. Это место, где потом основан был преподобным Евфимием монастырь, находится в 74 верстах к северо-востоку от уездного города Кадникова, в 120 верстах от Вологды. Монастырь закрыт в 1764 г. Вскоре пришел к Евфимию Харитон, чтобы разделять с ним иноческие подвиги. Были и другие, желавшие поселиться с Евфимием и Харитоном. А так как поблизости не было храма Божия и окрестные жители в нем нуждались, то Евфимий и решился построить церковь во имя Вознесения Господня, при ней устроить монастырь и вскоре исполнил это. До глубокой старости трудился преподобный Евфимий над устроением своей обители и, только предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему. (Харитон Сянжемский скончался 11 апреля 1509 г.) Блаженная кончина преподобного Евфимия последовала около 1470 г. Мощи его почивают под спудом в приходской Вознесенской Евфимиевской церкви Кадниковского уезда, оставшейся на месте упраздненного монастыря. Местное празднование преподобному Евфимию началось, точно неизвестно когда, после 1549 г. и до учреждения Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Истреби, Христе, страстные движения души моей, прогони леность, наставь ходить путём правым, молитвами угодника Твоего Кирилла, да величаю Тебя Подателя благ» 92 . Преставление преп. Александра Куштского На пустынный остров Кубенского озера, в Спасокаменную обитель, является неизвестный молодой странник 93 , робко подходит он к инокам, стоявшим перед вратами обители, и смиренно кланяется. «Бог благословит тебя, чадо; что нужно тебе?» сказали иноки. Молодой человек отвечал, что желает видеть игумена. Хорошо, сказали добрые старцы. – Игуменом был Афонский постриженик Дионисий, который ввёл в Каменном монастыре строгий Афонский устав и примером жизни своей привлёк многих в уединённую обитель 94 . Братия привели странника к Дионисию. Пав к ногам настоятеля, молодой странник со слезами просил облечь его в иноческий образ. «Чадо! сказал ему игумен, понимаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Ты юн, – не можешь перенести всего». Странник отвечал: «Бог желает всем спасения, – Он привёл меня сюда, и всё, что повелишь, готов я исполнять, только не отвергай меня». Игумен велел ему служить братии. Этот молодой странник был родом из Вологды и назывался Алексием. Игумен вскоре по прибытии его в обитель облёк его в иноческое одеяние с именем Александра. Новый инок предал себя Богу, выполнял все послушания, соблюдал строгий пост, не ослабевая пребывал в молитве и сонливую леность прогонял рукоделием. Братия дивились подвигам инока. Блаженный возрастал в жизни духовной, и уважение братии к его духовной жизни было наконец так велико, что они смотрели на него, как на ангела Божия. Тяготясь известностью в обители, которую посещали многие, и стремясь душой к подвигам, незримым людями, блаж. Александр помышлял, как бы найти ему пустыню по сердцу своему. Тайно оставив монастырь, отправился он искать безмолвного места и, обойдя многие пустынные места, пришёл на р. Сянжему, где были густой лес и озеро. Здесь поставил он себе кельицу и проводил жизнь в молитвах и в крайнем лишении нужного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основные сведения о князе сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, Житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Димитрий был четвёртым сыном владетельного ярославского князя Василия Васильевича, XVII колено от Рюрика, и отцом преподобного Иоасафа Каменского. По смерти отца (между 1380 и 1410 гг.) он получил во владение Заозерье – область за озёрами Белое, Кубенское, Воже и Лача по реке Кубена. Заозерское княжество представляло мир сёл и деревень и не имело жилого места, которое можно было бы назвать городом в тогдашнем экономическом и административном смысле этого слова. Согласно житию преподобного Иоасафа Каменского, княжеский двор князя Димитрия стоял в селе Устье на реке Кубене при впадении её с юго-востока в Кубенское озеро; подле был храм святого великомученика Димитрия Солунского, вероятно, князем же и построенный в честь своего небесного покровителя; в стороне от княжеского двора «весь» Чиркова, которая вместе с ним служила приходом этого храма: «весь же зовома Чиркова к нему прихожате». По-видимому, в 90-е гг. XIV в. установились связи князя Димитрия со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня монастырем на Кубенском озере, главными ктиторами которого в те времена выступали ярославские князья, и с игуменом обители святым Дионисием Греком (1389–1418). Князь Димитрий, известный своим благочестием, активно поддерживал деятельность монастырских иноков по созданию новых обителей на его землях. В 1400 г. Димитрий Васильевич дал разрешение преподобному Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на Кубенском озере, прислал своих людей для помощи в строительстве – расчистки земли и постройки келий. Князь, а особенно жена его, княгиня Мария, вместе с его братом Семёном, князем Новленским, помогли также в период между 1418 и 1425 гг. преподобному Александру Куштскому основать Успенский монастырь на реке Куште, дав «потребная» и снабжая продовольствием. Обе обители получили от князя богатые вклады: сёла, деревни и земельные угодья, а также книги (в частности, Евангелие-апракос) и иконы. Позднее княгиня Мария часто посылала инокам монастыря продовольствие. (Позже, когда княгиня Мария тяжело заболела, она попросила преподобного Александра молиться о ее выздоровлении, но тот, не обнадеживая Марию, откровенно ответил, что болезнь ее смертельна, и советовал ей по-христиански приготовиться к смерти).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Полагаясь на свою богоугодную жизнь, старец смело ответил святому Кириллу: — Дозволь мне, владыко, уединиться на три дня, по прошествии которых я вопрошу о сем Бога и сообщу тебе то, что будет мне открыто. Потом удалившись в свою келию и затворившись в ней на три дня, старец молился Богу, чтобы Он открыл ему о Мелхиседеке. Получив просимое, он пришел к святому Кириллу и сказал: — Мелхиседек человек, а не Сын Божий. И да будет тебе, владыко, известно, что сие, действительно, так. Святой Кирилл весьма обрадовался, что спас душу того старца и, поблагодарив, отпустил его. Старец, удалившись, стал проповедовать всем, что Мелхиседек человек, а не Сын Божий. Так мудро наставил угодник Божий невежду на путь истинный. Пробыв на александрийском патриаршем престоле тридцать два года и в течение своей жизни очистив Церковь Христову от всех бывших тогда ересей, написав много душеполезных сочинений [ 62 ], святой Кирилл в мире почил о Господе [ 63 ]. При исходе его предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, так как он верно потрудился для Нее и доблестно подвизался за честь Ее. Он по достоинству сопричислен к святому Златоусту, и вместе с ним, пламенея никогда не отпадающей любовью, предстоит как Христу Богу, так и Пречистой Богоматери, пребывая в славе Ее, близ ее престола, и восхваляя Преблагословенную Деву с рожденным Ею истинным Богом в бесконечные веки. Аминь.   Кондак, глас 6: Бездну нам учений богословия источил еси яве, от источник Спасовых, ереси погружающую блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую. Странам бо всем наставник преподобне, яко божественная являя. Память преподобного Александра, игумена Куштского Сей преподобный был родом из города Вологды и принял иноческое пострижение в Каменном монастыре [ 1 ] при игумене Дионисии [ 2 ]. Избегая славы от людей, он ушел из этого монастыря, пришел на реку, по имени Кушту, находившуюся вблизи Кубенского озера, и по благословению ростовского архиепискола Дионисия [ 3 ] построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Успения, Ярославские князья Димитрий и Симеон [ 4 ], узнав это о святом, пришли в великую радость и дали ему значительное пособие на церковные и монастырские нужды, а по смерти князя Димитрия супруга его, княгиня Мария, видя подвиги святого, пожертвовала ему на содержание монастыря, в память мужа своего, селение с крестьянами. После этого святой Александр еще более усилил труды свои. Он вместе с братиею сам обрабатывал землю и собирал много плодов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С Кирилло-Белозерским монастырем связано имя преподобного Нила Сор-ского (t 1508). Он родом был русский. Жил сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, потом предпринял путешествие по Востоку вместе со своим учеником Иннокентием, долгое время жил на Афоне. В это время он познакомился с творениями представителей исихазма: преподобных Исихия Иерусалимского , Исаака Сирина , Варсонофия, Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских и других отцов. Но ему было недостаточно знать об этих подвижниках только по рукописям, он и сам последовал опыту своих наставников. Возвратившись на родину в 1490 году, он построил себе келью на реке Сора; здесь он продолжал изучать писания исихастов, в то же время устрояя по ним свою жизнь. Разделяя их идеи со своими учениками, преподобный Нил Сорский передал им извлеченные из святоотеческих писаний и из собственного опыта правила духовной жизни. Это «Предание ученикам о скитской жизни» представляет собой свод мнений отцов и учителей Церкви, но общая идея и систематизация принадлежит преподобному Нилу Сорскому . В своем труде преподобный Нил чаще всего ссылается на преподобного Григория Синаита (XIV в.), который «в приличное время возраста был хорошо образован во внешнем любомудрии» и «был весьма искусен в каллиграфии», которая составляла одно из важнейших занятий монахов в средние века, благодаря чему сохранились многие творения святых отцов 29 . Составляя устав скитской жини, преподобный Нил Сорский ссылался на личное изучение им устава в афонских монастырях. «… Якоже и самовидцы быхом во Святей Горе Афонстей и в странах Царяграда»,– писал преподобный Нил Сорский 30 . И если преподобного Антония Печерского называют основоположником иночества на Руси, то преподобного Нила по праву можно назвать зачинателем скитского подвижничества, введенного им на Руси по примеру афонских пустынников. Москва – «третий Рим». Освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380) облегчило поездки афонских подвижников в Москву. В княжение святого благоверного князя Димитрия Донского (1359–1389) в Москву прибыл свято-горский инок Дионисий. Получив от Великого князя Кубенский Спасокамен-ский монастырь, он строгой жизнью привлек к себе множество иноков; ввел в своей обители устав Святой Горы, украсил церковь иконами и библиотеку -книгами. Из его обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. Во время правления Великого князя Василия Димитриевича (1389–1425) Дионисий был возведен на Ростовскую кафедру, которую и занимал около 7 лет (1418–1425) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

ЛЕОНТИЕВ, женский, бывший общежительным, в Кадниковском уезде, в двух верстах от Глушицкого Покровского монастыря. Он был основан в начале XV века Преподобным Дионисием Глушицким; но когда уничтожен, неизвестно. Здесь была церковь св. Леонтия, Епископа Ростовского. ПЕРСОВА пли ПЕРЦОВА пуст. муж. в Грязовецком уезде, в 35 верстах от Вологды. Основана была в 1499 году Преподобными Онуфрием и Авксентием. Она упразднена еще до 1764 года. Здесь находится церковь (обращенная в приходскую) во имя Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателей обители, Преподобных Онуфрия и Авксентия. АРСЕНИЕВА пуст. муж., в 40 верстах от губернского города Вологды, на речке Масляне, впадающей в реку Вологду. Основана была в 1529 году Преподобным Арсением Комельским, который чрез год после того, поручив здешнюю обитель другому настоятелю, удалился на безмолвие в Комельский лес. – Церковь здешняя, по упразднении обители, обращена в приходскую села, называемого и ныне Арсеньева пустынь. РАБАНГСКИЙ, муж. в 32 верстах от губернского города Вологды, при реках Сухоне и Рабанге. Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым Игуменом этой обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно. Монастырь упразднен в 1764 году и церковь Преображения Господня обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-КУШТСКИЙ, муж. в 8 верстах от Спасокаменного монастыря, и в 45 верст. от губернского города Вологды, на восточном берегу озера Кубенского, при самом впадении в него речки Кушты. Основан в первых годах XV века, по желанию благочестивых князей Димитрия Васильевича Заозерского (отца св. Князя Андрея Вологодского), супруги его княгини Марии и князя Симеона Ярославского, которые пригласили для этого св. Александра (Куштского), спасавшегося в пустыне на реке Сынжеме. Здесь были две церкви: 1) Успения Божией Матери, построенная св. Александром, с пособием помянутых князей; 2) Николая Чудотворца, сооруженная уже по кончине Препод. Александра, по его завещанию, учениками его. В 1519 году обитель вся сгорела; после чего церкви Успенская и Николаевская с кельями были построены вновь. – В 1764 году, по упразднении монастыря, остававшаяся тогда одна церковь Николая Чудотворца обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преп. Александра. – В 3 верстах от этой обители, против села Ила, при деревне Чуриковой, находится древняя часовня, построенная на том месте, где были некогда дворы и терема князей Заозерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1-й половине XV в. основано восемь монастырей: Покровский Глушицкий на реке Глушице, в 45 верстах от Вологды преподобным Дионисием Глушицким в 1403 г.; Сосновский Предтечев – в четырех верстах от Покровского тем же преподобным Дионисием в 1420 г.; Леонтиевский женский – в двух верстах от Покровского тем же Дионисием; Нуромский Спасский – в 60 верстах от Вологды преподобным Сергием Нуромским (около 1408 г.), который пришел в Россию с святой горы Афонской и несколько времени был учеником преподобного Сергия Радонежского; Павло-Обнорский – в 56 верстах от Вологды (1414), преподобным Павлом Обнорским, тоже бывшим учеником преподобного Сергия Радонежского; Александров Успенский на реке Куште, в 40 верстах от Вологды преподобным Александром Куштским, постриженником Спасо-Каменного монастыря († 1439); Спасо-Евфимиев – в 120 верстах от Вологды преподобным Евфимием, сотоварищем Александра Куштского, и Лопотов Богородицкий – в 40 верстах от Вологды преподобным Григорием Пелшемским (в 1426 г.), который родом был из фамилии галичских бояр Лопотовых 2357 . IV Таким образом, мы насчитали более 180 монастырей, вновь возникших или восстановленных в два столетия монгольского владычества над Россиею кроме тех, которые продолжали существовать от прежнего времени. Но, как велико было число братий в каждом из этих монастырей – неизвестно. Знаем только, что в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре еще при самом преподобном Евфимии находилось 300 иноков, в чухломском Авраамиевом, также при жизни самого Авраамия, – сто человек, а из женских монастырей в московском Алексеевском подвизалось 90 черноризиц при знаменитой игуменье Иулиании († 1393) и в нижегородском Зачатиевском – 110 сестер во дни основательницы обители княгини Феодоры († 1377) 2358 . Кроме того, о некоторых мужеских монастырях, как-то: Троицком Сергиевом, Андрониковом, Симоновом, Голутвинском, Высотском, Кирилло-Белоезерском, Ферапонтовом, Спасо-Прилуцком, Валаамском, – встречаются общие выражения, что монастыри эти были велики или что в них находилось множество братства, вследствие чего некоторые из них, например Троицко-Сергиев, Кирилло-Белоезерский, Глушицкий и Снетогорский псковский назывались иногда лаврами. А были монастыри, или монастырьки, малые, в которых обитало по шести, по пяти черноризцев, даже по три и по два 2359 . После этого утверждать, будто во дни монгольского ига монашество необыкновенно усилилось в России, будто целые толпы поселян и горожан поступали в обители, увлекаясь выгодами монастырской жизни, есть дело совершенного произвола. Даже по числу монастырей если монгольский период действительно превосходит два предшествовавшие столетия Русской Церкви, зато далеко уступает последующим: так, в течение одного XVI столетия (по указателю к “Истории российской иерархии”) возникло у нас 100 монастырей, а в течение XVII вновь устроено 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

князю, – князь же Андрей, и прежде мало расположенный к миру, теперь, когда мир так несправедливо начал гнать его от себя, решился сам оставить его. В поступке в. князя он видел новое для себя доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, видел новое побуждение немедленно приступить к исполнению давно таившегося в его сердце желания посвятить себя жизни иноческой, приобретению благ вечных, которых бы немог отнять у него никакой недруг. Напрасно братья старались удержать его при себе, указывали на его молодость, со слезами просили не спешить произнесением рокового обета, – юноша остался непреклонным. В то время, когда князь Андрей решился удалиться из мира и посвятить себя иноческой жизни, – неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле им принадлежавшей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасокаменный монастырь, отделенный от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельною жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому он отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин. Игумен Кассиан, никому не отказывавший в пострижении, не вдруг однако согласился исполнить желание юноши. Молодость просителя, воспитанного в неге и роскоши, его высокое происхождение, а особенно отношение в. князя московского к князьям заозерским навевали думы на душу игумена и приводили в сомнение осторожного старца, опасавшегося, как бы за принятие в свой монастырь опального князя, самому не подвергнуться гневу Темного и не лишиться его благоволения. «Благоверный князь, отвечал он юному Андрею, монашество не единственный путь ко спасению, можно спастись и в мире. Твое место не здесь, а в думе бояр или на поле брани. Служа верно в. князю, ты не только не лишишься наследия небесного, но можешь возвратить себе и отцевское». Тогда юноша, как бы угадывая опасения старца, сказал ему в ответ: «отче, что напрасно смущаешься? Ничто не поколеблет моего намерения и не изменить моей решимости посвятить себя иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9. Четверг. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прав. Алексия Московского . Прп. Александра, игумена Куштского. Служба свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения шестеричной службы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, в соединении со славословной службой прп. Кирилла, игумена Белоезерского, и службой Октоиха (Б) , и порядок совершения полиелейной службы прав. Алексия Московского (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный...», «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-22/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010