Жители этого села отличались сложной и неоднозначной трактовкой исторических событий – село казацкой вольницы... Оно раскинулось в глубокой балке, вольготно и просторно было ему в долине речки Суры. Раньше оно так и называлось – Великие Вольные Хутора. Основанное запорожским казаком Никитой Леонтьевичем Коржом, село принимало всех, кто хотел быть хозяином на прекрасных черноземных землях, иметь достаток и процветание. Бывало время, когда жители села принимали и тех, у кого были проблемы с властями. «...Местность низменная, сырая» – записано в справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год. Наличие десятков озер из сточных весенних ручьев, высокий уровень грунтовых вод – 12 километров сплошной грязи, улицы – понятие весьма условное, не приносили особых неприятностей жителям и не были преградой для наплыва населения. Село, в котором труд был главным мерилом ценностей, в окружении помещичьих владений, считалось островком благополучия, и многие мечтали «перемахнуть через гору», чтобы сбросить ярмо крепостной зависимости и насладиться свободой. Какое же село без церкви? Хутор! Церковь от времен казацких возникла в селе еще в 1835 году. Основатель его – Никита Корж , строго чтил духовные традиции запорожского казачества. И когда небольшая деревянная церквушка сгорела от удара молнии, старый казак на 104 году жизни лично собирал подаяния на строительство новой церкви. Но от простуды слег и преставился в 1835 году. Содействием Никиты Коржа церковь в Михайловке действительно восстановилась. «При подножии алтаря ея ищи преданий источника, кому он приятен», – писал в 1842 году архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов) , который лично был знаком с Никитой Коржом и приглашал его для духовных бесед. Благодарные односельчане с почестями похоронили останки тела Никиты в ограде вновь отстроенной церкви. На надгробии установили крест из чистого золота. Церковь способствовала развитию образования в селе, первая школа – церковно-приходская. Позже открыли школы: министерскую, земскую, ремесленное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По переписи 1732 г. при Преображенском храме школа и шпиталь (богадельня). Каменный храм Рождества Богородицы с приделом во имя Архангела Михаила заменил собою деревянный храм Архангела Михаила с 1777 г.. По документам не видно, с какого времени существовал Михайловский деревянный храм в Валках. Метрики его в архи­ве консистории начинаются с 1722 г. и в 1725 г. видим при сем храме уже двух священников, из которых Леонтий Васильев посвящен в 1711г. По местному преданию приход Архангельской церкви населен черкашенином Рогозой, и им же построен первый храм Архистратигу. Построение каменного храма, украшение его резным греческого письма иконостасом и снабжение всем необходимым для богослуже­ния было делом благотворения прихожанина подпрапорного Даниила Алексеевича Сухом­линова, который, быв бездетен, на сооружение и украшение храма сего употребил большую часть достояния своего. По преданию основание Ильинскому Валковскому приходу положили запорожские казаки, из коих главным был Корж, почему и поныне приход называется Коржевским. Первая Ильинская деревянная церковь стояла гораздо ближе к соборной церкви и находилась внутри крепости. Архипастырской грамотой от 14 мая 1745 г. преподано было благословение прихожанам валковской Ильинской церкви вместо обветшавше­го Ильинского храма построить новый, «на ином месте поближе к людем». Для построения нового храма «парафияне» и священник Леонтий Сте­панов продали «церковную братерскую пасеку с лесом и садом». Новый храм приготовлен к освящению «за скудостью прихожан» только к 1753 г. Об освящении сего храма просили при­хожане его валковский сотник Яков Бугаевский, наказный валковский сотник Даниил Алек­сеевич Сухомлинов и ктитор Григорий Мельниченко, бывшие строителями его. С 1817 г. приступлено было к построению каменного храма. Главный престол его в честь Благовещения освящен 18 октября 1821 г. преосвященным Павлом, а придельный посвящен древнему покровителю прихода Св. Пророку Илии. При построении сего храма сотник Гавриил Сухом­линов пожертвовал до 883 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Шесть новых заповедей Любимые во Христе, опомнитесь, проснитесь, выйдите за рамки политики и национализма. Мы — Христовы, а не Украины или Европы. 11 декабря, 2013 Любимые во Христе, опомнитесь, проснитесь, выйдите за рамки политики и национализма. Мы — Христовы, а не Украины или Европы. Когда у меня спрашивают о моей вере, я говорю о своей вере. Когда у меня спрашивают о моих политических взглядах, я говорю о своих взглядах. Но когда у меня спрашивают о том, каких политических взглядов придерживается моя церковь, я впадаю в ступор. Ступор у меня случился так же, когда сегодня пришлось читать  обращение группы священников . Текст достоин внимания и изучения, как наглядное пособие по самообману. Самые большие буквы этого обращения гласят: « Заповеди мирного сопротивления» . Это если провести параллель с Евангелием, должно звучать на такой лад: «Как подставить другую щеку так, чтобы бьющий сломал руку». Начинается обращение желанием победы Света над тьмой. Тут же следует конкретизация что “свет” — это сближение с Европой и ее базовыми ценностями: правда, справедливость, свобода, ценность каждой личности. Можно долго приводить примеры того, насколько эти ценности плохо соблюдаются в той или иной стране (и европейской тоже), но это будет предметом спора о глупостях. Первое, на что надо обратить внимание, это способ ввести себя в заблуждение. Сейчас очевидно, что Европа переживает кризис своих традиционных ценностей. Конечно никто не станет спорить с тем, что современная Европа выросла на христианских ценностях (как впрочем и множество других стран). Но откуда у авторов эта обманчивая мысль, что, принимая современную Европу, мы принимаем только ее базовые ценности без бонуса новых совершенно чуждых идей? Увы, принятие договоров с ЕС это в первую очередь согласие с его требованиями законодательного характера, чревато изменением нашей понятийной базы и наших ценностей. Тех изначальных христианских ценностей, которые по сути гонимы в Европейском Союзе. То есть, принимая Европу, авторы обращения говорят о том, что в этом пироге хороший нижний корж, но почему-то напрочь забывают, что сам пирог во многом уже откровенно антихристианский, со всем своим кремом и остальными коржами. И этот прием очень удивляет, неужели авторы, священники забыли подумать о самом главном, о своей вере и ее базовых основах?

http://pravmir.ru/shest-novyx-zapovedej/

Американская/Публикации HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Монахиня Нектария (Мак Лиз) Православное книжное возрождение на Аляске Беседа с чтецом Михилом Ивановичем (Гамильтон, Канада) Изучение святителем Иннокентием (Вениаминовым) языков коренного населения и внедрение Евангелия в местную культуру глубоко укоренены в православной традиции. Но это было ново для других религиозных конфессий. Восточные православные христиане предпочитают освятить и воцерковить коренную культуру и язык, а не навязывать свой специфический язык для распространения своих взглядов, они предпочитают выявить то, что уже содержит в себе «семя Слова», и вдохновить местных жителей на специфически-национальное выражение воспринимаемой ими благой вести. Церковь Преображения Господня, 1901 г., полуостров Кенай Наш собеседник – чтец Михаил Иванович, представитель сетевого национального аляскинского проекта церкви Всех святых Северной Америки в Гамильтоне (Канада). – Михаил, расскажите, пожалуйста, об аляскинском языковом проекте и о его развитии. – Во-первых, я благодарю вас за проявленный интерес к проекту. Мы получаем поддержку со всего мира: с Аляски, из Финляндии, России, Латвии, Гонконга… Мы ежедневно благодарим Бога за то, что Он влагает благое желание в сердца жертвователей и что количество людей, узнающих о нашем православном братстве на Аляске, по всему миру растет. Отец Гофри Корж, настоятель храма Всех Североамериканских святых в Гамильтоне (Онтарио, Канада) духовно возглавляет эти начинания, а я и моя жена благословлены исследовать и издавать тексты на алеутском языке. У меня средиземноморские и восточноевропейские корни и я пришел к Православию в свои двадцать с лишним лет, как и моя супруга, она китайского происхождения. Я служу чтецом в церкви в Торонто. Некоторые говорят, что Торонто – это самый многокультурный город в мире, и я чувствую, что это повлияло на мою любовь к языкам и путешествиям. До того, как я обратился в Православие, у меня была возможность попутешествовать, и я пожил в России, Финляндии, Гренландии и на канадской арктической территории Нунавут. Мой опыт в России и Финляндии отчасти помог мне в моем обращении к Православию, а пребывание в арктических районах Гренландии и Канады привило любовь к Северу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка , 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка , 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877–1937, память 10/23 ноября, священномученик) епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля, священномученик) епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864–1937, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Димитрия Киранова (1879–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Николая Мезенцева (1863–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) священника Тимофея Изотова (1875–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Иоанна Блюмовича (1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Владимира Пищулина (1889–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеродиакона Антония (Корж, 1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) протоиерея Николая Казанского (1874–1942, память 7/20 октября, священномученик) священника Елеазара Спиридонова (1873–1937, память 23 ноября/6 декабря, священномученик) 103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монахиня София (Ищенко): Как сейчас принято говорить, «это не формат» В Обнинске открылся Международный православный кинофестиваль «Встреча» 22.02.2013 660 Время на чтение 3 минуты Вчера, 21 февраля, в Обнинске при поддержке Союза кинематографистов и Министерства культуры РФ начал работу VIII Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча», пишет «Российская газета» . Главная тема кинофорума - 400-летие Дома Романовых - представлена пятью фильмами. Событию посвящена и фотовыставка «Царственная семья». А накануне, 20 февраля, прошел круглый стол «Династия Романовых в истории России». На фестивале всегда много белорусских фильмов. На этот раз в программе «Игровое кино» будут демонстрироваться нашумевший в Белоруссии фильм «Гвозди» режиссера матушки Иоанны (Орловой) и «Дочь» режиссеров Натальи Касаткиной и Александра Назарова. Картина снята белорусской съемочной группой и уже получила приз международной федерации критиков Fipresci. В этой же программе заявлена и комедия белорусского режиссера Виталия Дудина «На перепутье». В программе «Документальное кино» будут показаны два белорусских фильма: «Тайна души. Сестра милосердия Галина Корж» Аллы Соловьевой и «Братская свеча» Ирины Волох, снятого в студии во имя святого Иоанна Воина белорусского Свято-Елизаветинского монастыря. «Братская свеча» рассказывает о белорусской деревне, где накануне старого Нового года собираются мужчины, разминают в ладонях воск и делают большую свечу - жертву на храм. Обычай этот сохранился только в местечке Лука, что в Полесье. Он известен с XVI века и связан с родовыми братствами, где практиковалось совместное владение пчелами. Жертвуя на церковь восковые свечи, люди верили, что Бог щедро отблагодарит их труд. Картина дает возможность увидеть целиком обряд создания братской свечи: как сельчане собирают деньги, покупают воск, делают свечу и как торжественно освящают ее в храме. Внеконкурсную программу и специальные программы, такие как «Святыни России», «Тех дней мы не забудем никогда», «Гордость России», можно будет увидеть в кинотеатрах Боровска, Медыни, Калуги, Малоярославца и Жукова. Зрителей ждут встречи с народными артистками России Ларисой Лужиной и Валентиной Теличкиной, заслуженной артисткой России Юлией Рутберг.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/22/mo...

Прославился монастырь и своей благотворительностью. Помимо содержания школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, обитель оказывала помощь всем нуждающимся, бесплатно раздавала местным жителям продукты питания и медикаменты, не говоря уже об иконах, религиозных книгах и церковной утвари. И, конечно же, всегда радушно принимала богомольцев, безвозмездно предоставляя им не только кров и пищу, но и нередко снабжая необходимой одеждой, обувью и деньгами на обратную дорогу. Так было вплоть до 1924 года, пока монастырь не постигла та же участь, что и другие православные обители. Осиротевший монастырь долгие годы пребывал в запустении. Потом в нем разместили турбазу. И лишь спустя семь десятилетий, в 1994 году, Новый Афон вновь услышал звон монастырских колоколов. Обитель стала постепенно оживать. Возобновились богослужения, потихоньку налаживается монастырское хозяйство, реставрируются фресковые росписи на стенах храмов. Братия пока малочисленна, но помогают прихожане, паломники и трудники, которые, как и встарь, потянулись в Новый Афон, особенно после того, как было восстановлено железнодорожное сообщение между Москво й и Сухуми. Среди насельников обители преобладает молодежь. Да и нынешнему настоятелю, иеромонаху Андрею, нет еще сорока. Недавний выпускник Московской Духовной академии, он немало делает для того, чтобы возродить и сберечь прежние традиции монастыря. В монастырской братии сегодня живут и трудятся абхазы, русские, украинцы. Седовласый ключарь обители - монах Геронтий (в миру - Юрий Корж) приехал в эти края из Днепропетровска еще в начале семидесятых. Кавказ манил его с юношеских лет. Юрий поселился в высокогорном ауле, где работал на пасеке. Так бы и жил, наверное, до конца своих дней - в уединении и покое, если бы не грузино-абхазская война, разразившаяся в 1992 году. Недолго раздумывая, Юрий пошел в добровольцы. В составе танкового батальона участвовал во многих боях, за мужество, проявленное в одном из сражений, был награжден медалью " За отвагу " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Церковь отапливается 1 изразцовой и 4 железными печами. Колокольня и два яруса. С западной стороны церкви крыльцо на каменных столбах, обшитое тесом и покрытое железом с одной дверью и одним окном. Строение хорошо сохранилось " . Самым интересным здесь кажется сообщение о крыльце на каменных столбах. Очевидно, речь идет о каменном пристенном крыльце с двумя нижними площадками и двумя лестничными маршами, перекрытыми по каменным столбам сводами. Церковь в это время была пятиглавой. Об этом же говорит и фото начала XX века из архива ЛОИА. Одна (центральная) глава большая и 4 малых. Кроме них видна и главка на одной из апсид. Все главы ложные и на глухих барабанах. Церковь была теплой - в ней стояло пять печей. Местоположение их без исследования не определить. Фотография позволяет лишь о двух из них - в приделе и южной апсиде. Колокольня двухъярусная (по-видимому, первым ярусом здесь посчитали притвор). Второй ярус - ярус звона с арочными проемами для колоколов. Покрыта сферическим куполом с ограненными углами, венчает купол четырехгранный глухой барабанчик с высоким деревянным шпилем. Об использовании церкви после 1917 г. подробных сведений нет. Известно, что церковь была закрыта и долгое время использовалась учреждениями. В это время главы на четверике и апсидах были разобраны. В 1990 г. церковь передана общине верующих и открыта для проведения церковной службы. В недавнее время кровля и шпиль колокольни были разобраны, кровля возобновлена, а высокий деревянный шпиль не был восстановлен. Использованы материалы сайта: http://www.opskove.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Прихожанами церкви Спаса Преображения были жители города Порхова, помещики сел Нестрино и Хилово, крестьяне деревень Веснино, Горелицы, Железно, Заборовье, Загорье, Замошки, Корж, Красуха, Переровня, Симоново, Скрылево, Сосонье, Тетеркино, Тосныборок, Турицы. В 1799 году прихожан было 1296, в 1910 году - 2221 человек. «Архивные описи - дела давно минувших лет», http://i-nventory.ru/ --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00267

Но, к сожалению, сего-то и не видно; могло быть, что эти антиминсы принесены из-за Днепра первыми поселенцами Ахтырки. На одном из них совершалась литургия в первом Петропавловском храме. В 1725 г. прихожане, испрашивая архипастырского благословения на починку глав Петропавловской церкви, писали, что она построена по благословению «пре-освященнейшаго Мисаила митрополита белогородскаго», следовательно, не раньше 1672 г. По надписи на древнем евангелии, о котором скажем ниже, несомненно существование Петропавловского ахтырского храма в 1661 г. Нынешний храм построен в 1768 г. и возобновлен недавно. Новая деревянная колокольня устроена в 1834 г. старанием майора Кирилла Ротовского, который, сверх того, на приобретение утвари пожертвовал до 250 р. серебром. 6 . Храм Победоносца Георгия видим в Ахтырке в XVII ст.; так, по акту 1695 г. известен «Ахтырский Юрьевский поп Иван Афанасьев». Сироты, дети Георгиевского священника, в 1756 г. писали: «В ахтырской св. вмч. Георгия церкви прадедов отец, також прадед и дед наш Иоанн Корж были священниками, и дед наш, завдовев, постригся в иеромонаха в ахтырском монастыре, а на место его произведен во священника отец наш Григорий Линицкий». Следовательно, прежде Ивана Афанасьева Коржа, известного в 1695 г. при Георгиевском храме, были еще два священника, и, следовательно, первый храм основался не позже 1660 г. Из указа консистории от 21 феврал я 1740 г. видно, что Георгиевская церковь города Ахтырки сгорела 22 декабря 1739 г. по небрежности пономаря, оставившего свечу в храме, и что священник успел спасти из горевшего храма только евангелие, служебник и одни ризы. Нынешний Георгиевский храм построен в 1795 г. Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его – церковью, что на Гусинце; так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его. По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров, свидетель акта 1700 г. «Ахтырскаго полку села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г. Таким образом, нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г. По местному преданию Архангельский храм Гусинца, существовавший прежде нынешнего, был небольшой и походил на простой дом. На четвертый день праздника Рождества Христова 1771 г. пожар, происшедший от огарков, истребил его до основания. Новый храм в честь Архистратига Михаила освящен в 1775 г. Памятни ками древнего храма остаются: а) иконостас, устроенный, как говорит надпись, в 1721 г., очень замечательный по искусной резьбе; б) книги: Евангелие л. п. 1644 г., служебные Минеи в 12 кн. м. п. 1741 г., цветная Триодь м. п. 1747 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О. П. Конюхов день (Иоанн, Грязники) Народное название дня прп. Иоанна Рыльского, 19 окт./1 нояб. В этот день из-за плохой, грязной и скользкой погоды конюхи лошадей не запрягали, по обычаю, проводя время в отдыхе. По народному поверью, пользуясь этим, дворовой заплетал лошадям хвосты, расчесывал им гривы и норовил на них покататься: кобылицы взбрыкивают, жеребцы с ржанием на дыбы встают. Женщинам в этот день к лошадям ходить нельзя: по поверью, если женщина через хомут или оглобли перешагнет – лошадям тяжело будет воз тянуть. Женщины в этот день доставали из сундуков сороки – головные уборы, примеривали их и подновляли. Считалось, что сорока в этот день весть на хвосте приносит. Копорский чай Сушеные листья иван-чая, кипрея. Использовались как заменитель чая, иногда подмешивались к нему. Несмотря на запрет на его продажу, был широко распространен. Коренник Коренной, в русской троечной (ямской) конной упряжке наиболее сильная и хорошо выученная лошадь, идущая в середине упряжки, в оглоблях; по бокам коренника идут в постромках молодые и резвые пристяжные. Корец Небольшой ковш, выдолбленный из корневища дерева. Иногда корцом называли емкость, свернутую из березовой коры, чтобы напиться воды из ручья, родника. Корж (коржик) Пресная, засушенная лепешка, испеченная на сале (В. Даль). Корзина Хозяйственная емкость с ручкой, сплетенная из лозы – ивы, черемухи, вяза и др. Плетением корзин занимались специальные мастера-корзинщики. С корзиной у русского народа связано множество поверий. Так, напр., дурным знаком считалось прийти из леса с пустой корзиной или встретить в лесу незнакомого человека, особенно старушку, с пустой корзиной в руках – верили, что это сулит потерю кого-то из близких. Напротив, доверху наполненная корзина предвещала здоровье и достаток в семье. Корзно Старинное название верхней одежды, зипуна (В. Даль). Коринфский Аполлон Аполлонович (29.08 1868–12.01.1937), поэт, прозаик, один из крупнейших знатоков народного быта. Родился в Симбирске в семье дворянина, мирового судьи и мирового посредника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010