РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 (14) марта Преподобномученик Антоний (Корж) Преподобномученик Антоний родился в 1888 году в селе Рубановке Мелитопольского уезда Таврической губернии в семье крестьянина Агафона Коржа. Он окончил церковноприходскую школу и, как многие юноши из благочестивых крестьянских семей, предпринял паломничество на Афон, где тогда подвизались тысячи русских людей, ищущих духовного подвига и взыскующих Царства Небесного. Здесь он принял монашеский постриг с именем Антоний. Вернувшись в Россию, он был рукоположен во иеродиакона и служил в Кизилташском монастыре Таврической епархии. Когда начались гонения от безбожников-большевиков, монастырь был закрыт и иеродиакон Антоний стал служить в Воскресенском храме в Ливадийской слободке. После закрытия и этого храма иеродиакон Антоний стал служить в Плещеевской церкви, расположенной на кладбище города Ялты. Здесь он прослужил до гонений 1937 года. К этому времени власти закрыли ялтинский Александро-Невский собор, но верующие и духовенство с этим не согласились и стали добиваться его открытия. Власти отказывались рассматривать этот вопрос, отговариваясь тем, что зарегистрированная ранее двадцатка не предпринимает со своей стороны никаких шагов. Иеродиакон Антоний вместе с прихожанином Александро-Невского собора отправился в горисполком, чтобы получить разрешение на регистрацию новой двадцатки, но в этом им было отказано. По благословению настоятеля Плещеевской церкви иеродиакон Антоний собирал у себя активных прихожан, чтобы вместе выработать решение, как все же добиться открытия собора. На одном из таких собраний в начале 1937 года верующие приняли решение еще раз идти с ходатайством в горисполком. Здравомыслие не допускало, что власти откажутся пойти навстречу православным на основании самих же принятых этими властями законов и, значит, встанут на путь разрушения государства, но именно этот путь был избран властями. Верующим еще раз было отказано, однако их не арестовали после прихода в горисполком – еще не были приняты чрезвычайные законы. Но во второй половине 1937 года все из активно хлопотавших об открытии собора были арестованы. Иеродиакон Антоний был арестован 9 декабря 1937 года.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/291/Anto...

Иларион (Цуриков Родион Федорович), иеромонах " , родился 8.04.1856 г., в Воронежской губернии, в крестьянской семье. Служил на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре. В 1913 г. был вывезен с Афона в Россию по делу имяславцев в Московский Покровский монастырь. После 1924 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где проживал вместе с афонским монахом о. Иоанном (Лаба). Арестован 29.06.1924 г. вместе с о. Иоанном. Осужден на 3 года ссылки в Нарым-ский край, потом в Киргизскую ССР, г. Фрунзе. После освобождения из ссылки о. Иларион поселился вместе о. Иоанном в горах, на пасеке. В 1929 г. они вновь арестованы и осуждены на 3 года ссылки в г. Кзыл-Орда. После освобождения они поселились в г. Мирзояне. Интересен тот факт, что у них был антиминс и они тайно служат Литургию. Вновь арестованы 24.06.1937 г. и осуждены по делу митрополитов Кирилла и Иосифа как руководители тайного монастыря. Расстреляны 4 сентября 1937 г. в Южно-Казахстанской обл., г. Чимкент, Лисья балка.   Иоанн (Лаба Флавиан Иванович), иеромонах12, родился в 1863 г. в Киевской губернии, служил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Иеромонах до 1913 г. По всей видимости, также был вывезен с Афона вместе с имяславцами. С 1919 по 1920 г. был на нелегальном положении. После 1920 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где жил вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым). После чего они не расставались до мученической кончины 4.09.1937 г. Иеромонаху Илариону было 81, а Иоанну — 74 года.     Святогорцы, в Крыму пострадавшие Антоний (Корж/.../Агафонович), родился в 1888 г. в Таврической губернии, в семье бедного украинского крестьянина. Некоторое время пребывает в Русском Афонском монастыре - послушником, монахом, иеродиаконом. Потом в Кизилташском монастыре Таврической губернии до его закрытия в 1920-х гг., затем в церкви Ливадийской слободки, тоже до ее закрытия. В начале 1937 г. прихожане Ливадийской слободки решили ходатайствовать перед горисполкомом об открытии Александро-Невского собора. «Поход» в горисполком возглавил о. Антоний. Власти расценили его как «бунт и попытку убить секретаря горисполкома»: все, кто был причастен к этому, были арестованы в декабре 1937 г.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

Нек-рое время в К. м. подвизался иеродиак. прмч. Антоний (Корж) , впосл. арестованный и расстрелянный в 1938 г. В 1997 г. определением Свящ. Синода УПЦ он был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. установлено общецерковное почитание. В 1920 г. в нек-рых постройках обители разместилась детская трудовая колония им. М. И. Калинина. Вскоре насельники зарегистрировались как трудовая община. 7 мая 1921 г. постановлением Феодосийского уездного революционного комитета в бессрочное безвозмездное пользование «Кизилташской трудовой общине» были переданы здания 2 монастырских церквей. В документах советских органов мон-рь назывался «бывшим», а братия - «гражданами Кизилташской трудовой общины». 5 окт. 1923 г. решением Крымского центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов обитель была ликвидирована, здания переданы сельскохозяйственной артели из с. Отузы (ныне пос. Щебетовка Феодосийского р-на), храмы переоборудованы под клуб и общежитие, в 1928 г. купола сбиты. В дек. 1926 г. тот же исполком принял решение: «Успенскую и Серафимскую церкви бывшего Кизилташского монастыря в Судакском районе, как фактически закрытые в 1923 г. в момент закрытия монастыря считать ликвидированными». Последний настоятель К. м. иером. Софроний (Дубинин) некоторое время окормлял небольшую жен. общину в районе Кизилташа, затем был сослан в Чернигов, где вскоре скончался. В 1930-1941 гг. территорию Кизилташа занимал дом отдыха ВВС Московского военного окр. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в мон-ре находилась база феодосийского партизанского отряда, в 1945-1950 гг.- санаторий Московского военного окр. Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. ряд населенных пунктов Крыма подвергся переименованиям. Так, в 1948 г. с. Кизилташ стало называться Краснокаменкой. В 1950 г. по распоряжению зам. председателя Совета министров СССР Л. П. Берии все сооружения бывш. мон-ря были взорваны, в скалах прорублены ходы и размещен арсенал ядерных боеголовок Черноморского флота.

http://pravenc.ru/text/1684588.html

Анатолий (Потапов) Оптинский († 12.08.1922, пам. 30 июля); прп. Нектарий (Тихонов) Оптинский († 12.05.1928, пам. 29 апр.); прмч. Никон (Беляев) Оптинский († 8.07.1931, пам. 25 июня); прмч. Исаакий II (Бобриков) Оптинский († 8.01.1938, пам. 26 дек.) – прославлены 26.07.1996 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. Оптиной пустыни, при наместнике архим. Венедикте (Пенькове). 74) Свт. Петр (Могила) , митр. Киевский и Галицкий († 31.12.1646), прославлен 6.12.1996 решением Синода УПЦ. 75–79) Прмч. Иосиф (Гаврилов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Антоний, иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Варлаам (Похилюк), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Иов (Протопопов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Петр послушник, Раифский, Казанский – † 7.04.1930, пам. 14 янв.; 80) прмч. Сергий (Гуськов), иеромон., Раифский, Казанский († 10.08.1930, пам. 14 янв.) – прославлены 6.04.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 81–88) Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский и Крымский († 2.12.1937, пам. 19 нояб.); сщмч. Николай, прот., Крымский († 14.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Димитрий (Киранов), прот., Крымский († 4.01.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Варфоломей иеромон., Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Владимир иерей, Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Иоанн Блюмович, иерей, Крымский († 13.04.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Тимофей (Изотов), иерей, Крымский († 15.02.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Антоний (Корж), иерод., Крымский († 14.03.1938, пам. 19 нояб.) – прославлены решением Синода УПЦ 11.06.1997, торжество прославления состоялось 29.06.1997, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших. 89) Прп. Гавриил (Зырянов) , Казанский, Псковский († 24.09.1915), прославлен 30.07.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 90) Прп. Матфей (Швецов) Яранский († 29.05.1927, пам. 16 мая) – прославлен 23.11.1997 в г. Яранске архиеп. Вятским и Слободским Хрисанфом (Чепелем). 91–92) Сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. Семиреченский и Верненский († 16.09.1918, пам. 3 сент.); прп. Севастиан (Фомин) , старец Карагандинский († 19.04.1966, пам. 6 апр., обретение мощей 22.10.1997),— прославлены в 1997 г. определением архиеп. Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). 93–95) Сщмч. Анатолий (Грисюк) , митр. Херсонский и Одесский († 23.01.1938, пам. 10 янв.); сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилуцкий († 9.02.1930, пам. 27 янв.); свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский и Таврический († 25.05.1857),— прославлены в 1997 г. решением Синода УПЦ.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

1938), Тимофей Изотов (8 февр. 1938), Николай Мезенцев (14 февр. 1938), Иоанн Блюмович (13 апр. 1938), преподобномученики Варфоломей Ратных (10 февр. 1938), Владимир (Пищулин ; 10 февр. 1938), Антоний (Корж ; 14 марта 1938), мч. Димитрий Спиридонов (29 нояб. 1938) и др. Одним из последних 12 февр. 1945 г. погиб от голода в исправительно-трудовом лагере мч. Стефан Наливайко . К 1941 г. все правосл. храмы К., кроме Всехсвятского на Новом городском кладбище в Симферополе (принадлежал обновленцам), были закрыты. Прот. Николай Доненко, В. Г. Пидгайко 1941-1944 гг. В условиях нем. оккупации с нояб. 1941 г. фактическое руководство приходами РПЦ в К. осуществлял церковный отдел Симферопольской городской управы во главе с выпускником КДА А. Семёновым. С первых же дней существования этот подотдел повел борьбу с бывш. обновленцами, принуждая их к публичному раскаянию перед прихожанами в грехе раскола. В К. не было правосл. архиерея, с духовенством пытался наладить контакт назначенный в авг. 1942 г. епископ Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган) . Не позднее сент. 1942 г. крымские приходы взял под свое окормление хиротонисанный 21 июля 1942 г. во епископа Херсонского Серафим (Кушнерук) (с дек. 1942 епископ Мелитопольский и Таврический), принадлежавший к Автономной УПЦ. К кон. 1942 г. в Симферополе действовали 5 храмов РПЦ. Существовала обновленческая Крымская епархия, к-рой принадлежал кладбищенский Всехсвятский храм в Симферополе. Его настоятелем в 1941 г. стал бывш. обновленческий «епископ» Викентий Никипорчик, которого ранее обновленческое руководство неоднократно запрещало в служении за аморальность: он оставлял церковную деятельность, с июля 1938 по янв. 1939 г. находился под арестом (ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 2989). После начала войны Никипорчик снова объявил себя епископом, вел переговоры с иерархами УАПЦ, проводил совместные богослужения с автокефалистскими клириками. После того как в Симферополь приехал еп. Серафим, обновленцы К. начали терять паству. В авг. или сент. 1942 г. от Викентия отошла кладбищенская церковь; ее клирики, прот. Николай Швец и свящ. Стефан Шпаковский, были приняты через покаяние в юрисдикцию еп. Серафима. Никипорчик, пользуясь поддержкой нем. чиновников, обустроил новый храм Всех святых в Симферополе, получил в городе храм святых Константина и Елены, попытался организовать приход в Мелитополе. Однако в окт. 1942 г. он был арестован за то, что крестил евреев (его дочь была замужем за евреем), и вскоре казнен. По сходному обвинению в 1942 г. был казнен прот. Николай Швец, однако позже прот. Архангельский в докладе в Московскую Патриархию утверждал, что прот. Н. Швец был казнен за чтение в своем храме воззвания патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Возмущенцам вышесказанному рекомендую прочитать хотя бы первые страницы монографии полковника КГБ в отставке Николая Смирнова «Генерал Корж. Неизвестные страницы», изданной уже второй раз, и озаглавленных «Четырежды оклеветанный…». Давно пора дать ответ – П.Пономаренко и В.Козлов со своей семёркой таких же героев, о которых говорил Корж, что они немца живого через мушку прицела не видели (в монографии некоторые из них названы) организаторы или дезорганизаторы партизанского движения, превращения Беларуси в героическую республику уже в 41-ом году? За одно издевательство над В.Коржом и М.Шмырёвым, которые не стали дважды Героями – они звание Героя получили только после освобождения Беларуси – заслуживают не просто осуждения. Насколько сильны позиции сторонников Пономаренко и в настоящее время свидетельствует и такой факт. После событий 2010 года я подготовил в начале 2011 года монографию «Отечество в опасности», в которой показал антигосударственную политику Министерства образования. Это его усилиями подготовлена оппозиция. Моральное разложения молодежи контролировал Сизанов А.Н. (с 1993 по 2005 гг. главный инспектор Министерства образования РБ, курировавший психологическую службу в системе образования и воспитательную работу в высшей школе). В орбиту развращения школьников были вовлечены даже детские газеты. Так газета для детей и подростков убеждает юных читателей, ссылаясь на наблюдения медиков, что мастурбация – совсем не распущенность, что она нормальное явление, которой занимаются даже и отличники. Оказывается, «Згодна з некаторыя хлопцы, паспяхова займаюцца школе, наведваюць спартывныя карацей, загружанныя «пад завязачку», знаходзяць час на сексуальнае задавальненне. Як гэта хлопцы з моцнай сексуальнай цягай». Какому же подростку не хочется быть сильным во всем. Чтобы окончательно поразить подростков лозунгом «Ты зписался в …», статья заканчивается припиской «P.S. У можа што мастурбацыяй займаюцца выключна Гэта не так. Пра дзявочую мастурбацыю мы пагаворым пазней» (Алёна Кляшчонак, «Мастурбацыя не распутства», 13.03.2003 года. Учредителем газеты является Министерство образования РБ).

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/23/...

В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идет к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдет за ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветет папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздается хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

С. 84–96. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: в 2 т. М., 1911. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм/пер. с нем., предисл. О. В. Кильдюшов. СПб., 2017. Вебер М. Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии: в 4 т./пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М., 2017. Вера и личность в меняющемся обществе: Автобиографика и православие в России конца XVII — начала XX века/ред. Л. Манчестер, Д. А. Сдвижков. М., 2019. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. Воронцов С. А. Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32–54. Гайда Ф. А. Миссия «интеллигенции» в публицистике русского освободительного движения (1882–1909)//Вопросы философии. 2019. 9. С. 141–149. Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева//Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. Вып. 18. С. 57–68. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903)/ред. С. М. Половинкина. М., 2005. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства/пер. с нем. А. Петровский, П. Флоренский. М., 1906. Иванов В. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М., 2004. Карташев А. В. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916. Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса//Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. 1. С. 111–129. Кондаков И. В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века//Общественные науки и современность. 2000. 6. С. 176–186. Королева С. Б. Пророческая тема в стихотворении А. С. Пушкина «пророк»: диалог с традицией и эпохой//Вестник Томского государственного университета. Филология.

http://bogoslov.ru/article/6175698

Но, может быть, и икона эта появилась оттого, что людям не хватало слов для высказывания любви к Богу? И дату рождения, и дату земной кончины преподобного Андрея Рублева исследователи его жизни и творчества не знают. Он жил в период с 1360–1370 по 1430е годы. То было судьбоносное для России время: тогда жил и вдохновлял Русь преподобный Сергий Радонежский, княжил князь Московский Димитрий. Свершилась Куликовская битва, и началось превращение Московской Руси в великую Россию. Совсем мальчиком преподобный Андрей был принят в послушники монашеской общины Троицкого монастыря, будущей Троице-Сергиевой Лавры. Затем перешел в Спасо-Андроников монастырь, где и принял иноческий постриг. В те годы самым прославленным иконописцем был Даниил Черный. Именно у него учился Андрей Рублев. До конца дней их связывали братство и сотрудничество. Ученик пошел дальше учителя. Иконы Рублева позднее были названы «богословием в красках», а Стоглавый собор XVI века назвал преподобного Андрея образцом для всех последующих русских иконописцев. Уже и при жизни Андрей Рублев почитался лучшим иконописцем. Не было недостатка в приглашениях расписать храмы, написать иконы. Смиренно принимал он почести, старался не отказывать заказчикам. Перед трудами молился и постился. Сейчас его произведения можно видеть (в разной степени сохранности) в храмах Владимира, Звенигорода, в Андрониковом монастыре, в Троицкой обители. Нередко преподобный работал совместно со знаменитым Феофаном Греком, с Прохором с Городца, как об этом упоминают летописи. Современные исследования искусствоведов позволяют говорить, что преподобный Андрей, особенно в ранние годы своего творчества, был в Византии, Болгарии, Греции. На фреске Владимирского Успенского собора «Земля и море отдают мертвых» написан греческий корабль. Судно представлено достоверно: мачты, корпус, флаг на корж. Этого невозможно было знать в тогдашней сухопутной Руси. Чувства в красках Рублевское «Благовещение», как и многие другие работы мастера, утратило сияние первоначальных красок, но и доселе поражает молитвенностью и выразительностью. Архангел Гавриил приносит Пречистой Деве Марии весть о рождении Ею от Духа Святаго Спасителя мира, нашего Спасителя. И это понимаешь когда видишь архангела, спустившегося к грешным людям, и Деву Марию, лучшую из людей, избранную для прихода в мир Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

XIV - нач. XVI в.//Этническое самосознание славян в XV ст. М., 1995; Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте византийско-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000; История юж. и зап. славян: В 2 т.: Учебник/Под ред. Г. Ф. Матвеева и З. С. Ненашевой. М., 20012. И. А. Корж, Хр. Темелски Искусство Раннехристианское и ранневизантийское искусство на территории Б. С распространением христианства происходит трансформация художественных традиций античности; своеобразие культуры во многом определило взаимное влияние местного фракийского элемента и переселенцев из разных частей Римской империи. К 1-й пол.- сер. IV в. относится массовое распространение христ. культуры. Во 2-й пол. VI-VII в. в результате переселения славян, авар и протоболгар на ряде территорий было уничтожено множество христ. построек, но к югу от Балканских гор и на побережье Чёрного м. христ. культура сохранилась и продолжала развиваться; позже эти районы вошли в состав 1-го Болгарского царства. Красная церковь в Перуштице. IV–VI вв. Красная церковь в Перуштице. IV–VI вв. I. Архитектура. Самые ранние христ. постройки IV-VII вв. (в с. Воден около Болярово, в с. Галата под Варной, т. н. Красная ц. в Перуштице) были возведены на месте или вблизи языческих святилищ, что объясняется процессом вытеснения языческих культов. Им присуще многообразие, сочетание привычных художественных и архитектурных форм, отвечающих требованиям богослужебной практики и почитания мучеников. К наст. времени известно более 200 подобных сооружений. Наиболее распространен был тип базилики - здания с продольным планом, ориентированного по оси восток-запад, как правило, одно- и трехнефного, с одной апсидой, притвором или без него. Базилики IV в. сохраняют античные признаки: трехнефный план, наличие большой полукруглой апсиды и нерасчлененный притвор (нартекс), стены из кирпича или с использованием смешанной кладки, крыша обычно деревянная. Нефы разделены колоннами, несущими архитрав.

http://pravenc.ru/text/149669.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010