Савва архиеп Сербский В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». Добровольное принятие монашеского пострига представителем царствующего дома, отречение в юном возрасте от «сладости мира сего» было в глазах русского паломника событием настолько неординарным, что автор счел уместным сообщить о нем землякам наряду с рассказами о самых известных святынях и диковинах столицы православного мира. Добрыня явно не был до этого на Афоне, да и позднее в Новгороде, трудясь над созданием своего хождения, не слыхал рассказов русских святогорцев о Савве, иначе, несомненно, добавил бы к упоминанию о нем несколько колоритных деталей. Савва к тому времени, несмотря на свою молодость (ему было около 24-25 лет), был живой легендой Афона, а русским монахам он был здесь особо памятен. Сам приход на Афон — эту своеобразную средневековую интернациональную монашескую республику — осенью 1191 года младшего сына сербского великого жупана Стефана Немани — шестнадцатилетнего Растимира (впрочем, по молодости лет его еще уменьшительно именовали Растко) был напрямую связан с русскими монахами. Мысль о бегстве от мирских соблазнов и отшельнической жизни окончательно оформилась у него под влиянием бесед с русским иноком, пришедшим с Афона вместе с другими монахами ко двору его отца за милостыней. Понимая, что его горячий порыв не встретит сочувствия у родителей, Растко отпросился у отца на многодневную охоту в горные леса, а сам отправился с монахами на Афон. Благочестивый обман вполне удался, юноша выиграл время — погоня (в которой он не сомневался) не настигла его по пути, и он благополучно добрался со своими спутниками до русского Пантелеймонова монастыря. В ту пору он располагался не на берегу моря, как сейчас, а примерно в часе ходьбы от современной огромной приморской обители, на пологом горном склоне. Ныне это скит Старый Руссик, в котором мало что осталось от древности. Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в средние века, дает (с учетом того, что изображенный собор возведен в 1628 году в традиционных для Святой горы формах) рисунок паломника Василия Григоровича-Барского, побывавшего здесь в 1744 году. Обитель идеально подходила для молодого славянского инока. Здесь говорили на понятном языке (не исключено, что в числе братии были и сербские монахи) и одновременно была возможность усовершенствовать познания в разговорном греческом, на котором общалось между собой многоязычное монашество Святой горы.

http://pravoslavie.ru/37863.html

Календарь Материалы 28 октября 2009 г. [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Вера у многих современных людей поверхностна, и священник должен уметь это разглядеть, почувствовать. Он должен уметь правильно интерпретировать оценки, высказывания своих прихожан, распознавать склонность прихожан к некоторым тонким манипуляциям, производимым над сознанием близких людей. Это нужно вовремя увидеть и остановить. Вот почему знания психологической теории и практики так необходимы современному священнику. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры. [Поместные Православные Церкви/Александрийская/Публикации] В ХХ веке Православная Церковь начала активную миссию среди коренного населения Африки. Эта миссия, оказавшаяся весьма успешной, продолжается и до сего дня. В 2002 году Миссионерский центр в Колвези (Республика Конго) опубликовал подборку свидетельств, в которых наши современники, православные африканцы, рассказывают о своем пути в Православие и о чудесах, которые совершает среди них Господь и Его святые. Родился архиепископ Филарет 23 октября (5 ноября) 1805 года в деревне Лесное – Конобеево, Тамбовской Губернии, Шацкого уезда в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. При святом крещении был наречен Димитрием, в честь св. великомуч. Димитрия Солунского. При его появлении на свет, местный юродивый всполошил весь поселок неурочным трезвоном. Сбежавшийся народ услышал в ответ на свое недоумение: «Рад Алешка, что родился великий Тимошко! А он будет звонить на всю Русь». Анатолий Турилов В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». На Афон никто не приходит случайно. В XX веке история Святой Горы едва не закончилась, но она пережила «второе рождение». «На Афоне важно не время, а отношение человека к Богу», – считает доцент филологического факультета МГУ, Советник по культуре Посольства Греции в Москве Димитриос Яламас. Священник Димитрий Васильев — Иду и молю только: Кормилец, вразуми Ты наших, кто в кабинетах, чтоб хоть ямы заложить послали, только на Тебя одна надежда… А наутро выхожу — вся дорога, как есть, новым асфальтом сделана. Благодать-то мне какая! Остановилась и плачу. Новости 28 октября 2009 г.

http://pravoslavie.ru/archive/091028

Вместе с тем в некоторых из 9 известных на сегодняшний день списках хожения (Вторая редакция) содержатся дополнения («приписка»), рассказывающие о разграблениях в городе после латинского завоевания. Большинство исследователей (П. И. Савваитов, Н. П. Кондаков, Хр. М. Лопарев и др.) полагают, что дополнения были сделаны самим Добрыней Ядрейковичем. Это мнение О. А. Белоброва считает «недоказательным» и указывает: «...дополнения о разграблении латинянами византийской столицы, о крещении княгини Ольги и другие могли принадлежать редактору или переписчику «Книги Паломник» (см.: Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского (К изучению текста)//ТОДРЛ. T.XXIX. Л., 1974. С. 179). В таком случае получается, что Добрыня Ядрейкович побывал в Константинополе только однажды - в 1200 г. В принципе также считал и П. И. Савваитов, который, однако, относил дату отъезда паломника из Царьграда к 1204 г., а Муралт, на которого ссылается Хр. М. Лопарев, - даже к 1211 г. Н. П. Кондаков допускал, что Добрыня провел в Царьграде не менее года (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. I). Другие исследователи (напр., А. В. Назаренко - см.: Назаренко А. В. Антоний//ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 600) предполагают, что Антоний побывал в Царьграде «дважды (в 1200 и накануне 1208/9)». Странную непоследовательность в этом вопросе демонстрирует А. В. Майоров: на с. 217 своего фундаментального труда «Русь, Византия и Западная Европа» (Спб., 2011) он говорит об « одном (курсив наш. - В. Г. ) из посещений столицы Византии» Добрыней (чуть дальше - о «первом» посещении паломником Царьграда в 1200 г.) а на с. 613 г. утверждает: «Какие-то причины заставили Добрыню-Антония на несколько лет продлить свое пребывание в Константинополе и отказаться от конечной цели паломничества - посещения Святой Земли». Откуда исследователю стало известно о «конечной цели паломничества» Добрыни Ядрейковича не уточняется. Тут же А. В. Майоров безосновательно приписывает Н. П. Кондакову мнение, что Добрыне могло понадобиться на «осуществление описанного им маршрута...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

209 Милиарисий или милиарезий, иначе драхма, небольшая серебряная монета, (Дюк., Gloss. Graec.), По счёту К. Папарригопула ( στορα το λληνικο θνους, IV, 116), равнялся 35 копейкам сер., по счёту Византия ( Κωνσταντινοπ., III, 267) с небольшим одному франку. 210 Παπ ς Γρηγριος. В просторечии и даже не в просторечии, как в данном случае, Греки называют священников – παπς, παπδες, откуда наше «поп». Поп-священник отличается у Греков от Римского папы тем, что первый παπ ς, а второй- ππας. 213 Новгородский архиепископ Антоний (в мире Добрыня Ядрейкович), бывший в Константинополе в конце XII и начале XIII века и написавший Цареградский Паломник, между прочим сообщает, что в тамошней св. Софии есть «блюдо велико злато служебное Олгы руской, когда взяла дань, ходивши Царюграду; во блюде же Ольжине камень драгий, на том же камени написан Христос, и от того Христа емлют печати людие на все добро, у того же блюда все по верхови жемчюгом учинено» (Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград, изд. Савваитова, 1872, стр. 58). Если блюдо, выдававшееся во времена Антония за приношение Ольгино, действительно принадлежало ей, то весьма вероятно думать, что оно было то самое блюдо, о котором говорить Порфирогенит, то есть что с милиарезиями ей поднесено было и самое блюдо и что его она и пожертвовала в св. Софию. Кроме сходства в описании, за вероятность этого говорят слова Антония: «когда взяла дань», которые, кажется, нужно понимать так: блюдо поднесено было Ольге, как дань, а она (на память о том, что взяла дань) пожертвовала его св. Софии. 214 Несправедливо думая, на основании приведённого нами места нашей летописи, будто Ольга была трактуема в Константинополе не особенно хорошо, Карамзин хочет видеть доказательство этого и в незначительности поднесённой ей и её спутникам суммы (1,102). Но опять несправедливо: Ольге поднесено было не менее того, что было принято подносить в подобных случаях (см. у того же Порфирогенита, непосредственно перед рассказом о приёме Ольги, рассказ о приёме сарацинских послов, которые были гораздо важнее для Греков, чем русская княгиня), и сам же Карамзин признаёт и подтверждает осязательным примером (I, примеч. 381), что смысл подобных подносов или жалований был не в количестве. Из всего рассказа Порфирогенита ясно видно, что Ольга была принимаема в Константинополе совершенно как следует. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Унив. тип., 1901-./Т. 1. [Ч. 1]: Период первый, Киевский или Домонгольский. (первая половина тома). - 1901. – XXIV, 968 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Император был сильно разочарован, узнав, что княгине удалось его провести и брак между ними невозможен, но стремления установить с Русью тесный союз у него не убавилось. Роман “дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные”. Этих средств было достаточно, чтобы завербовать в Константинополе солидный военный отряд из служивших там варягов. С такими силами возвращение трона становилось вполне реальным. Но союзные отношения пошли и дальше. Император нарек Ольгу своей “дщерью”. Это было больше, чем почетное звание. Уже то, что Роман стал восприемником княгини, было исключительным успехом. До этого император считался крестным отцом только у болгарских василевсов. Теперь же соперничество с Болгарией за первенство в византийском содружестве пошло дальше. Русские правители с последнего места в системе международных отношений империи, определяемого титулом ocpxoov, переместились на первое — υιοζ βασιλεωζ. Роман Лакапин, последовательно теснивший и унижавший слабеющее Болгарское царство, явно хотел передать его роль в содружестве могущественной и к тому же отделенной от империи большим расстоянием Руси. Обрадованная таким необычайным успехом, сильно повысившим ее шансы в борьбе за киевский престол, св. Ольга отправилась на прощальную беседу с Патриархом. Она внесла в Святую Софию драгоценное блюдо, возможно, взятое из императорских подарков. В 1252 г. его еще бережно хранили в Константинополе, где его видел русский паломник Добрыня Ядрейкович, будущий архиепископ Антоний Новгородский. В своих заметках он отметил: “Блюдо велико злато служебное Олгы Руской, когда взяла дань, ходивше к Царю-городу. Во блюде же Олжине камень драгий, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлют печати людие на все добро; у того же блюда все по верхови жемчугом учинено”. В разговоре св. Ольга тревожно говорила: “Люди мои и сын мой язычники — да сохранит меня Бог от всякого зла”. Ее явно беспокоила судьба предстоящей экспедиции в Киев. Но Патриарх успокоил ее: “Чадо верное! Во Христа крестилась ты и во Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит Он от козней дьявола и от сетей его”.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Впрочем, Добрыня Ядрейкович почти никогда и ничего не рассказывает о подвижнической жизни святых, чаще всего лишь упоминает, что такой-то лежит в такой-то церкви «въ тълъ, аки живъ», мощи такого-то лежат там-то. Сакральный, нетленный мир заполняет пространство «Книги Паломник», вещественность в святоотеческом смысле (см. ниже) самодостаточна и чаще всего не нуждается в пояснениях. Порой создается впечатление, что русский паломник предчувствует грядущее разорение Царьграда крестоносцами, поэтому старается ничего не пропустить и торопится зафиксировать в своем произведении как можно больше реликвий. Этот интерес к реальным носителям благодати мог быть обусловлен, помимо всего прочего, тем, что его паломничество преследовало и практические цели: Добрыня Ядрейкович, вероятно, еще на Руси предполагал привезти из Константинополя в Новгород некоторые реликвии, в частности, такие, которые были связаны со святыми, уже известными и особо почитаемыми в русском ropoдe[xcvi]. Так, к рассказу о церкви Иоанна Богослова, где хранится «камень, ижъ подложенъ былъ подъ главу святаго Иоана Богослова во гробъ его» автор «Книги Паломник» сделал приписку: «того камене и у мене ecmь»[xcvii]. Реликвия, судя по всему, предназначалась для придела апостола и евангелиста Иоанна Богослова в северо-восточной части новгородской Софии. Похожая приписка касается «свитки» Феодора Стратилата, хранившейся во Влахернах, - «в ней мученъ бысть». Частица этой «puзы»[xcviii], вероятно, должна была поместиться в храме во имя святого в Новгороде на Щирковой улице (освящен в конце XII-haчaлe XIII в.). Наконец, частицу мощей святого Власия Добрыня вывез из царьградского Калуянова монастыря, скорей всего, для новгородской деревянной церкви св. Власия, что была поставлена на Волосове улице в 1184 r.[xcix] Паломник доставил из Константинополя в Новгород и другие реликвии, которые должны были существенно «расширить местный пантеон святости» (Т. Ю. Царевская). Но теперь в 1212 г. сам архиепископ Антоний «устраивает церковь Св. Антония, а вскоре церковь Св. Варвары: известно, что мощи этих святых Паломник видел в Константинополе и, надо полагать, там их приобрел»[с].

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Антоний, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Добрыня Ядрейкович), († 1232, память 8 октября, 10 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Происходил из местных именитых людей. В 1201 году совершил паломничество в Константинополь. По возвращении в Новгород принял монашество в Хутынском монастыре. В 1212 году избран новгородцами архиепископом и отправлен в Киев на посвящение. В 1218 году переведен на Перемышльскую кафедру. В 1225 году снова возвращен в Новгород. В 1228 году по болезни оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. По требованию новгородцев в этом же году снова возвращен на Новгородскую кафедру, немой и параличный. В 1229 году уволен на покой. Скончался 8 октября 1232 года. Погребен в притворе новгородского Софийского собора. Основными качествами духовнонравственного облика святителя Антония были следующие: благочестие, миротворчество, любовь к подвижникам благочестия и храмозданию, недоверию своему разуму, значительное для своего времени образование. Свидетельством последнего служило замечательное по обилию Историко-археологического материала описание его путешествия в Константинополь, особенно описание Софийского собора и его сокровищ. О благочестии святителя в литературе только упоминается, а в чем именно проявилось оно в деятельности епископа – неизвестно. О его любви к храмозданию говорит тот факт, что первым делом его по приезде в Новгород была перестройка храма в честь преподобного Антония вместо палат своего предшественника. Кроме того им была построена церковь во имя святой великомученицы Варвары. Наиболее ярко проявился в нем дух миротворчества. Время, в которое святительствовал преосвященный Антоний, было самым смутным временем для Новгорода, который колебался тогда между князьями Южной Руси и великим князем Владимирским. Частые смуты происходили и в самом Новгороде. В это-то время святитель и явил дух миротворчества. Он всеми силами стремился умиротворить враждующие стороны, чего, конечно, и достиг, хотя и с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

и умер до 1226 г. Самый известный в перечне – Антоний Новгородский (в миру Добрыня Ядрейкович). По мнению В.О. Ключевского , он был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в 1193 г. Между 1200 и 1204 гг. Добрыня совершил путешествие в Константинополь и в Книге Паломник описал достопримечательности этого города до его разгрома крестоносцами. Большое внимание в книге он уделил описанию произведений искусства, а также русско-византийским связям средневековья (рассказы о русской колонии в районе Галата, о пребывании в Константинополе посольства волынского князя Романа, о дарах княгини Ольги; упоминание о неизвестном русском паломнике Леонтии, трижды побывавшем в Иерусалиме и скончавшемся в Константинополе). После возвращения из путешествия Добрыня принял постриг в Хутынском монастыре. Он был сторонником антисуздальской боярской партии, которая в 1210 г. пригласила на княжение в Новгород черниговского князя Мстислава Мстиславича Удалого и, отправив «на поточение» в Торопец новгородского архиепископа Митрофана, поставила на его место Антония. Около 1220 г., в связи с победой суздальской партии в Новгороде, он был вынужден оставить архиепископскую кафедру и до 1225 г. был епископом в Перемышле. Когда на новгородское княжение был приглашен черниговский князь Михаил Всеволодич, Антоний вернулся на кафедру в Новгород, но вскоре заболел, потерял дар речи. Он ушел в Хутынский монастырь, где и умер в 1232 г. В XVII в. Антоний Новгородский был причислен к лику святых. 74 Имеется в виду третья глава Первого Послания апостола Павла к Тимофею, в которой говорится о том, каким должен быть епископ. Среди основных качеств епископа указаны непорочность, целомудренность, благочинность, честность, учительность, страннолюбие. Епископом не может быть пьяница, сварливый и корыстолюбивый человек. 75 Юрий Всеволодич (1187/1189–1238), третий сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, великий князь владимирский с 1212 по 1238 г., вел успешные боевые действия против волжских булгар и мордвы. Желая «сам особь брань створити», воевал с монголо-татарами, погиб в битве на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?, Хутынский мон-рь близ Новгорода), прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый игумен Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . Основными источниками сведений о В. Х. являются новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках, к-рые отражают более 10 редакций (наиболее ранний список - в Прологе, созданном не позднее 1323 г. (РГАДА. Ф. 381. Д. 157), содержит краткую (Проложную, 1-ю, редакцию); текстологию жития см.: Дмитриев. Житийные повести Русского Севера). Житие содержит очень мало сведений о жизни преподобного, основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к В. Х. Мирское имя святого впервые упомянуто в Синодальном списке НПЛ (2-я пол. XIII в.), по-видимому, он принадлежал к новгородскому боярскому роду. Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Летопись сообщает о том, что В. Х., будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине... въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 г. храм освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты В. Х., даровавшего Хутынскому мон-рю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, с. Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. 25982/1543). Среди первых сопостников В. Х. был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском мон-ре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 г., житие упоминает также некоего Феодора. Год кончины В. Х. указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (нек-рые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская), возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 г., др.- в 1197 (нек-рые списки Новгородской IV) или 1243 г. (Новгородская II, Новгородская III, а также нек-рые списки жития). Последняя дата ошибочна, поскольку относится к др. иноку Хутынского мон-ря - Варлааму (Вячеславу Прокшиничу), к-рого поздние новгородские источники часто путают с основателем мон-ря. А. А. Зализняк и В. Л. Янин , основываясь на сообщении жития о том, что чин отпевания В. Х. совершил св. Антоний (Добрыня Ядрейкович), относят преставление В. Х. ко времени после 1208/09 г., когда, по свидетельству летописей, Добрыня Ядрейкович принял постриг в Хутынском мон-ре. Эта т. зр. представляется недостаточно обоснованной, поскольку данные жития В. Х. ненадежны. День кончины преподобного, 6 нояб. (без указания года), приведен в житии 1-й (Проложной) редакции (по классификации Дмитриева).

http://pravenc.ru/text/154255.html

В конце описания храма св. Софии – по изданному списку – архиеп. Антоний говорит: «на полатах во церкви 5 глав лежат окованы со жемчюгом, аки отвес сребрян» 45 . Такое чтение нельзя принять, так как отмеченные слова не имеют смысла. В нашем же списке это место читается иначе: «на полатах во церкви 5 голов лежат окованы со женчюгом, а кивот весь сребрян». Таким образом, здесь говорится о серебряном кивоте, в котором лежало пять глав. Далее, рассказывая о церквах и святынях их, лежащих в других местностях Константинополя, архиеп. Антоний описывает, между прочим, храм во имя свв. апостолов. Перечисляя мощи и части их, хранящиеся в этом храме, архиеп. Антоний говорить – в изданном списке –, что тело евангелиста Матфея лежит вне града; но наш список определяет более точно место нахождение мощей св. Матфея: «главы апостол Иакова брата Господня и Матфеева глава, а тело в селе лежит вне града». Интересно, что у Византия память ап. Матфея совершается 9-го августа, а в его описании Константинополя говорится, что память еванг. Матфея – 16-го ноября 46 . Эго дает повод предполагать, что архиеп. Антоний говорит не об евангелисте Матфее – что находим в изданном списке, – а об апостоле Матфее, причтенном к числу 12-ти вместо Иуды. В Калояновом монастыре – по свидетельству архиеп. Антония – лежать мощи св. Власия 47 ; но оба списка дают разные чтения, причем разночтения выпадают па долю весьма важных. Вог это место по обоим спискам: Сп. А. И. Яцимирского : Изд. П. Савваитва: А во Калуянове манастыре святаго Власья глава – и у мене мощи святого Власья – его и иных святых, Бог ведает. А во Калуянове монастыре лежат мощи святаго Власия и глава его, и иных святых. Как мы увидим дальше, архиеп. Антоний получил частицы мощей и других святынь и привез их с собой в Россию. Весьма возможно, что некоторые из них сохранились и до настоящего времени. В летописи мы находим известие, что в 1211-м году пришел Добрыня Ядрейкович из Царяграда «и привез с собою гроб Господень» 48 . Как известно, Добрыня это мирское имя Антония, автора Хождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

  001     002    003    004    005    006    007    008