с предисловием и примечаниями Павла Савваитова Содержание Книга Паломник с Богом починаем сказание мест святых во Цареграде Приложение 1 Приложение 2     Се же на уведение и на память и на молитву благоверным человеком. Антоний Новгородский. Издание археографической коммиссии. В ряду «путешествий Русских людей в чужия земли» после путешествия игумена Даниила к святым местам в Палестине первое, по времени, место принадлежит путешествию Новгородского архиепископа Антония в Царьград. Антоний, в мире Добрыня Ядрейкович (Андрейкович), совершил это путешествие в самых последних годах XII и, может быть, в первых XIII столетий 1 , еще бывши мирянином. Возвратившись в Новгород из Царьграда, откуда привез с собою «гроб Господень» 2 , Добрыня поступил в Хутынский Спасский монастырь и принял в нем пострижение с именем Антония. В 1211 году, Новгородцы, недовольные своим архиепископом Митрофаном, изгнали его из Новгорода и отправили на житье в Торопец; а на его место, без всякого сношения с Киевским митрополитом, избрали Антония, и отправили в Киев для посвящения. Поставленный в архиепископа, Антоний, по возвращении в Новгород, обратил палату предместника своего в церковь во имя преподобного Антония 3 , а для Софийского храма устроил воздвизальный крест с частию древа креста Господня 4 . В 1218 году, он заложил каменную церковь святой мученицы Варвары и устроил девичий монастырь, известный уже в 1188 году 5 . В том же (1218) году удалился из Новгорода князь Мстислав, принимавший деятельное участие в избрании Антония: а в след за тем прибыл из Владимира и Митрофан. Новгородцы на первый раз назначили ему для пребывания Благовещенский монастырь 6 ; когда же Антоний, в следующем году, отправился в Торжок, они опять ввели Митрофана в архиепископский дом, а к Антонию послали сказать: «иди, куда хочешь». Однако ж он, признавая себя законным владыкою, не послушался их, и возвратившись в Новгород, остановился в Нередицком Спасском монастыре. Не зная, что делать с двумя архиепископами, князь и граждане Новгородские отправили их к Киевскому митрополиту, и с ними послали двух доверенных лиц 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Для новгородца Добрыни Ядрейковича дата чуда в Святой Софии Константинопольской должна была показаться весьма знаменательной, возможно, еще по одной причине. Дело в том, что именно 21 мая вместо сгоревшей в 1045 г. деревянной церкви была заложена каменная София Новгородская. Согласно граффити в лестничной башне собора его «почали делати на святааго Константина и Eлehy»[lxxxiii], чьи изображения XI в. сохранились на пилоне, напротив южного входа в Мартирьевскую паперть. К этой же дате - 21 мая предание, отразившееся в «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» Нестора Uckahдepa,[lxxxiv] относит также «огненное» чудо в Святой Софии, ознаменовавшее падение Константинополя 29 мая 1453 r.[lxxxv] Остальные даты у Добрыни Ядрейковича отсутствуют, его повествование не имеет дневникового характера. Да и в целом «Книга Паломник» в смысле «времени» много беднее «Хожения» игумена Даниила (см. ниже). Начнем с того, что Антоний почти не цитирует и не ссылается на Священное Писание. Он не приводит традиционных для паломнической литературы «поясняющих» или «комментирующих» реликвии цитат из Библии даже тогда, когда это вроде бы само собой напрашивается. Взять хотя бы тот же рассказ о Моисеевых скрижалях завета (Исх. 24, 12 и т. д. ). Или сообщение о золотых сосудах в алтаре Святой Софии, «иже принесоша Христу съ дары волсви» (Мф. 2, 1 и др.). Однажды Добрыня в связи с описанием в Святой Софии 30 малых венцов «у катапезмы» «въ память всъмъ християномъ и въ незабытии Июдиныхъ ради 30 сребреникъ» все-таки процитировал Псалтирь: «Ядыи мои хлъбъ возвеличилъ есть на Мя лесть» (Пс 40, 10), применив прообразовательно слова псалмопевца ко Христу и его взаимоотношениям с Иудой и народом Израиля. Но следует учитывать, что эти слова царя Давида приобрели на Руси почти пословичный характер для оценки предательства и предателей: в Ипатьевской летописи, например, именно ими летописец характеризует (под 980 г.) поступок воеводы Блуда, предавшего своего князя Яponoлka.[lxxxvi] После этого новгородский паломник достаточно вольно пересказал евангельскую историю Распятия Господня, заострив ее против «жидове», и реакцию на него мироздания: «Завъса раздрася до долу безакония ради жидовьскаго и тма бысть по всей земли...» и т. д.[lxxxvii]

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Вместе с тем ученый указывал: «Читателю этого хождения на первый раз должно показаться, что Антоний занят исключительно перечнем цареградских святынь, им виденных», поэтому главным для первого издателя «Книги Паломник» П. И. Cabbaumoba[lxxvi], снабдившего публикацию обширными комментариями, было «поверить, вполне ли точны его показания». Однако не менее важной, на взгляд Н. П. Кондакова, являлась задача установить, «где именно находилась та или другая церковь», иначе говоря, рассмотреть «хождение Антония со стороны топографической booбщe».[lxxvii] Исследователь попытался буквально шаг за шагом восстановить маршрут, точнее, маршруты (насчитав их пять) Добрыни Ядрейковича по Царьграду и пришел к выводу, что его «более или менее последовательное описание главнейших святынь Царьграда» отличается по сравнению с другими источниками «топографической точностью». При этом он не уставал подчеркивать «живость» описаний, а в случае Святой Софии - обилие приведенных паломником «фактов, как новых, так и известных» и ту же «известную последовательность» их изложения, когда Антоний «приблизительно по порядку описывает сначала то, что в алтаре, потом по левую сторону (от алтаря), затем (то есть посолонь) по правую (и по левую от bxoдящero».[lxxviii] Что касается времени в «Книге Паломник», то однажды, при описании чуда в алтаре Святой Софии оно было заявлено со всей определенностью: «Се же чудо свято и честно явилъ Богъ въ лъто 6708-е мъсяца маия, на память святаго царя Константина и матери его Елены въ 21, въ день недъльныи...» т. е. воскресный. Более того, новгородский паломник, словно желая еще больше закрепить это событие в светской и церковной истории Византии и Руси, продолжил: «... при царьств Aлekcъebъ[lxxix] и при патриарсъ Ubahhъ,[lxxx] на собор святыхъ отецъ 318[lxxxi]...» И далее следует сообщение о посольстве «отъ великаго князя Романа»: «а при посольствъ Твердятине...» и т. д. Строго говоря, из текста «Книги Паломника» трудно понять, присутствовали все перечисленные лица во время чуда с «кандилами» в Святой Софии и были ли они его непосредственными свидетелями (см. выше). Хотя вроде бы был воскресный день, память весьма почитаемых в империи «своих» святых и т. д. Чуть позже сам Добрыня указывает: «А въ недельныи же день ставаетъ патриархъ на утрении и на oбъдhъ...»[lxxxii] Но, судя по всему, ни императора, ни патриарха и т. д. в тот момент в храме не было. Ведь чуть раньше Добрыня Ядрейкович уточнил время, когда произошло чудо и назвал его единственного очевидца: «То же было чюдо по заутренъи предъ почятиемъ литургии: иереомъ во олтари зрящимъ». Но тут же добавил, расширяя круг свидетелей: «И людие вси во церкви видъвшие со страхомъ и радостию великою рекоша: Уже насъ християнъ посътилъ Богъ милостию своею...» и т. д. А уже затем новгородец расширил этот круг до пределов всей столицы христианской империи, включив сюда и посольство с Руси, ставшее, таким образом, сопричастным чуду.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «Перемышль — знаменитый город Руси». Гравюра. 1617 г. Образована, по-видимому, в 1219/20 г., отделена от Галицкой епархии или Владимиро-Волынской епархии , с XV в. Перемышльская и Самборская, в 1693 г. перешла в унию. П. е. была западной частью Киевской митрополии (см. ст. Западнорусская митрополия ), территория епархии являлась украинско-польск. пограничьем. Центр - г. Перемышль (ныне Пшемысль, Польша), впервые упомянут в летописи под 981 г., с периода между 1083 и 1086 гг. до 1344 г. входил в Галицко-Волынское княжество (см. в ст. Галицкая Русь ), затем принадлежал Польше. Первым достоверно известным Перемышльским епископом был свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович). Поставленный Новгородским епископом в 1210 г. по желанию кн. Мстислава Мстиславича , Антоний был смещен с кафедры осенью 1218 г. (см. в ст. Новгородская и Старорусская епархия ) и отправился в Киев к митр. Матфею , который в 1219/20 г. назначил Антония на П. е., возможно тогда же организованную. По-видимому, это было сделано по желанию кн. Мстислава, во владениях которого находился Перемышль. В 1225 г. Перемышль заняли венгры, еп. Антоний оставил кафедру и вернулся в Новгород. Под 1241 г. в Ипатьевской летописи рассказывается о том, что не названный по имени Перемышльский епископ вступил в конфликт с галицким кн. Даниилом Романовичем , поддерживая притязания на Галицкий стол кн. Ростислава, сына Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича . П. е. была частью существовавшей в XIV в. Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия ). Перемышльский архиерей участвовал в хиротониях епископов, совершавшихся Киевским митр. св. Феогностом во время его поездок на юг Руси в 1328-1335 гг. Гипотезы о создании П. е. в кон. XI в., XII в. по большей части основаны на поздних и ненадежных источниках. В визант. перечнях епископий 2-й пол. XII в. Перемышль отсутствует. Перемышльская кафедра упомянута в списке епархий времени имп. Михаила VIII Палеолога (между 1259 и 1261-1282). В новейшей литературе образование епископии в Перемышле относят к XIII в. (см., напр.: Gil, Skoczylas. 2014. S. 62). В. Н. Татищев упоминает о древней епископии в Перемышле, перенесенной в Галич, но источник этого утверждения неизвестен ( Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3. С. 60). В поздних документах фигурируют епископы с титулом «Самборский»: Авраамий (под 1254), Евфимий (под 1292), Антоний (под 1295). Ранними источниками существование отдельной Самборской епархии не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

14 . Антоний, постриженик Хутынского монастыря, в мире Добрыня Ядрейкович, ходивший в Константинополь, в котором был в 1200 году, привёзший из него «гроб Господень» (модель гроба Господня или же, может быть, так называемую плащаницу) и написавший Цареградский Паломник. Избранный в том же 1211 году и, после 8-летнего правления, в 1219 году заменённый опять Митрофаном (из Новгорода Антоний удалился к митрополиту, от которого получил епископию Перемышльскую). 15 . Митрофан, во второй раз, в продолжение 4 лет, умер 3 Июля 1223г. 16 . Арсений, чернец Хутынский, муж добрый и зело боящийся Бога, избранный в самый день смерти Митрофана, но после 2-летнего правления без посвящения в 1225г, уступивший место снова Антонию (возвратившемуся из Перемышля). 17 . Антоний, во второй раз в продолжение трёх лет до 1228г., когда больной и онемелый сошёл на Хутынь по своей воле. 18 . Арсений чернец во второй раз не на долгое время, согнанный в том же 1228 году с великим бесчестием и бывший причиной, не ясно почему, народного междоусобия. У летописца читаем: «тъгда же окаянный диавол, исперва нехотяи добра роду человечу, въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику – простую чадь, и створше вече на Ярославли дворе и поидоша на владыцьнь двор, рекуче: того деля стоить тепло долго, выпроводил Антония владыку на Хутино, а сам сел, дав мзду князю, и аки злодея пьхающе за ворот (sic) выгнаша, мале ублюде Бог от смерти – затворися в церкви святей Софии (и) иде на Хутино», – затем описывается народный бунт, в котором были разграблены дома некоторых городских и архиепископских чиновников, обвинявшийся в том, что они «на зло князя водять» (После Арсений был игуменом на Хутыни и в Юрьевом монастыре). 19 . Антоний, в третий раз, приведённый из Хутыни на другой день после согнания Арсения и управлявший при помощи двух посаженных с ним мужей. Был недолго, до следующего 1229 года, после чего умер на покое в 1232г., страдав болезнью и онемением шесть с половиной лет. 20 . Спиридон, из иеродиаконов Юрьева монастыря. Подобно Мартирию и по той же причине избран посредством жеребья в том же 1229 году (три жеребья положены были на святой трапезе и один из них вынимал посланный из владычней гридницы княжич Ростислав, сын тогдашнего Новгородского князя Михаила Черниговского). Посвящённый в архиепископы в 1230 году (4 Марта), сидел на престоле в продолжение 20 лет и умер в 1249г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но дожил ли он в Константинополе после 1200 года до взятия последнего крестоносцами в 1204году, (13 Апреля), как считают вероятным предполагать, это составляет трудно решимый вопрос 1544 . Возвратившись из Константинополя в Новгород, Добрыня Ядрейкович постригся в монашество в Хутынском монастыре у его основателя и своего «сверстника» и друга преподобного Варлаама, из которого и возведён был согражданами на архиепископскую кафедру в 1211 году. Константинопольский Паломник Антоний есть не описание христианских достопримечательностей Константинополя, а указатель к обозрению его святыни, – совершенно такой же в этом отношении гид или путеводитель, как нынешние гиды или путеводители для путешественников. Ничего не описывая, Антоний указывает только находившуюся в Константинополе святыню для поклонников – мощи, чудотворные иконы и другие предметы особенного чествования, именно – он перечисляет одну за другой церкви, в которых находилась такая святыня и при этом сообщает, чтó именно в каждой церкви находилось. Не знаем, для кого назначал Антоний свою книгу. Если для поклонников Константинопольских, то она имела весь свой смысл, ибо могла быть употребляема ими как путеводитель, чем и была. Если же для людей, не бывших в Константинополе с тем, чтобы доставить им возможность составить себе по ней понятие о христианском Константинополе, то она не имела совершенно никакого смысла, ибо, будучи гидом и больше ничем, она нисколько не есть описание. Не представляя ни малейшего интереса для русских читателей, Паломник Антониев действительно вовсе и не читался ими, что доказывается тем, что пока найдено очень небольшое количество его списков. Почему Антоний не приложил к своему гиду по крайней мере описаний Софии Константинопольской, которая должна была так интересовать Русских, и по крайней мере монастырей двух-трёх наиболее знаменитых? Необходимо думать, что он сознавал свою слабость писательскую, что составлять описания отказывалось его перо, которое крайне плохо служило ему и в составлении нехитрого указателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; 8.10.1232), свт. (пам. 8 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, писатель, видимо сын воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 г. Хронология жизни А., насколько она вырисовывается из НПЛ , неск. сбивчива. Вероятно, в 1208/9 г., по возвращении из паломничества в К-поль, А. принял постриг в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром тогда же прп. Варлаам по не вполне надежным данным его проложного жития, успел передать А. игуменство; тесную связь с Хутынским мон-рем А. сохранял в течение всей жизни. После изгнания в янв. 1210 г. Новгородского архиеп. Митрофана сторонниками кн. Мстислава Мстиславича Удатного А. в том же году был избран на Новгородскую кафедру. Однако вскоре после ухода Мстислава из Новгорода в Галич новгородцы осенью 1218 г. сместили А. с кафедры, желая восстановить на ней Митрофана. Оба претендента были отправлены в Киев к митр. Матфею, к-рый удовлетворил просьбу новгородцев (Митрофан вернулся в Новгород 17 марта 1219 или 1220), но А. держал «у себя в чести» и передал ему Перемышльскую кафедру, возможно тогда же организованную. Это произошло, надо думать, не без протекции Мстислава Мстиславича, во владениях к-рого находился Перемышль. Зимой 1225/26 г. (в февр. 1226?), после очередного политического переворота в Новгороде, А. опять оказался на престоле Св. Софии, но весной 1228 г. вследствие болезни (он «бысть нем») «по своей воли» удалился в Хутынский мон-рь. Стихийные бедствия осени 1228 г. (непрерывные проливные дожди) вызвали мятеж против управлявшего делами Новгородской кафедры Арсения, но попытка вернуть на владычный двор больного А., к-рый управлял бы епископией с помощью специально назначенных опекунов, оказалась неудачной, и в 1230 г. был поставлен новый архиепископ Спиридон . Сохранилась владычная печать А. с надписью: «Антони[и] архиеп[и]ск[о]пос нов городьс кы[и]». А. похоронен в притворе новгородского Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/115862.html

священник Миладин Митрович Скачать epub pdf До начала XIII века на Балканах не было достаточных и необходимых условий для развития сербской письменности и богослужения. И только создание независимого сербского средневекового государства династией Неманичей существенно изменило ситуацию. Внутренние условия для успешного развития сербской письменности и богослужения становятся чрезвычайно благоприятными, причем мощный толчок этому развитию дало, прежде всего, устроение автокефальной Сербской Церкви 1 . Самым выдающимся представителем династии Неманичей был святой Савва. С его именем связывают начало новой эпохи в развитии сербской культуры. В 1198 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул интересную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Эвергетиды, он отметил среди прочего: «Здесь живет инок Савва, сербского князя сын» 2 . Добровольное принятие монашеского пострига представителем правящего дома, отречение от мира в юном возрасте было в глазах русского паломника событием настолько удивительным, что он нашел уместным сообщить о нем наряду с рассказами о самых известных святынях столицы православного мира. Личность святого Саввы Сербского сложилась под влиянием тех исторических событий, которые произошли на территории Византии в конце XII – первой половине XIII века. Его отец Стефан Неманя сумел после династических споров со своими братьями объединить в одну державу все области на Балканах, в которых жил сербский народ, став, таким образом, творцом сербского средневекового государства. Освободив страну от власти Византии, Стефан Неманя стал заниматься внутренним устройством государства, обращая особое внимание на религию. Он очень хорошо понимал, что церковное разделение его державы между Востоком и Западом не может обеспечить ей политической стабильности. С обеими христианскими Церквами Стефан был знаком с детства: родившись в Зете, он был крещен в Римско-католической Церкви и только после возвращения в Рашку переведен в Православие. Как основатель нового государства, Неманя должен был определиться в церковном отношении – к Западу или Востоку; он предпочел Православие. Его выбор, безусловно, определил пример Византии, в которой Церковь стала основанием прекрасной культуры и двигателем жизни греческого народа. Византийская монархическая идеология и политика также во многом повлияла на то, что во время правления династии Неманичей сербская средневековая держава сформировалась именно по византийской модели.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Тут уместно вкратце изложить драматическую историю нетленных мощей святителя-пастуха, тем более что она имеет определенное отношение к русской паломнической литературе. Мощи свт. Спиридона до VII в. почивали в Тримифунте (Тримифонтосе, ныне Тримитос) на о. Кипр, где он жил и умер. Считается, что после вторжения на Кипр в 648 г. мощи, возможно, по приказу императора Юстиниана II, для сохранения были перевезены в Константинополь. По некоторым сведениям, первоначально они пребывали в монастыре Богородицы Обрадованной по соседству с монастырем Христа-Человеколюбца, затем их перенесли в храм Двенадцати апостолов. Во всяком случае, архиепископ Новгородский Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) в «Книге паломник», посвященной «сказанию мест святых во Царьграде», уже констатирует в 1200 г., что «у святыя же и Апостольския церкви святаго Спиридона глава» лежит и добавляет: «а рука его и мощи у святыя Богородицы у Одигитрия въ монастыри подъ олтаремъ Это первое известное нам свидетельство о пребывании мощей свт. Спиридона в столице Византии и об их «разделении». Но если упоминание о «руке» («деснице») сомнений не вызывает (у «десницы» свт. Спиридона особая история), то слова об отделенной «главе» вызывают недоумение, ведь по сию пору нетленные мощи святителя (за исключением десницы) составляют единое целое. Автор анонимного «Хожения в Царьград» конца XIII - начала XIV в., описывая реликвии Апостольской церкви, уже говорит о «теле нетленнемъ» св. Спиридона, которое лежит «с левую руку олтаря в голубци у киворех», т. е. в Стефан Новгородец в 1348 или 1349 г. «целовахом мощи святаго Спиридона» в той же Апостольской Смольнянин, побывавший в Царьграде в конце XIV в. в свою очередь утверждает, что «святыи Спиридон в тълъ суть» лежит в «приделъ» «церковь мала» «в тоиже странъ», что и Апостольская Дьяк Александр, который был в Царьграде в те же годы, что и Игнатий, ни о какой «малой» церкви не упоминает, но в соответствии с укрепившейся традицией заявляет: «В Апостольской церкви во олтари зазданы (загорожены или замурованы, что менее вероятно. - В. Г. ) мощи святаго великаго В «Ксеносе, сиречъ страннике» иеродиакона Троице-Сергиевой лавры Зосимы (1419 - 1422) указано, что «велики Спиридопий» лежит в той же Апостольской К тому же сохранились известия, что нетленные мощи свт. Спиридона ежегодно 11 декабря приносили в Святую Софию, где литургию служил и молился пред ними патриарх в присутствии императора и где мощи оставались для поклонения в течение двух дней.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Костер, в который затем бросили И., потух по молитве святой (у Метафраста потоки слез И. погасили пламя). Видя это чудо, во Христа уверовало ок. 500 мужчин и 130 женщин, которые были обезглавлены по приказу епарха. После этого И. поместили в кипящий котел, но он лопнул, и святая вышла из него невредимой. Тогда епарх осудил святую на усекновение мечом. Спустя некоторое время Елевсия постигло Божие наказание: его корабль попал в бурю и разбился, епарх был выброшен на остров, где его растерзали псы. Почитание Римлянка по имени София (в лат. Житиях Софония или Сефония), бывшая в то время по какому-то делу в Никомидии, увезла с собой нетленное тело святой. Она поместила мощи в специально построенной церкви во имя мц. Иулиании. В лат. Житии уточняется, что церковь находилась в Путеолах. В 568 г. мощи были перенесены из Путеол в Кумы (Кампания) в связи с нашествием лангобардов и помещены в базилике, посвященной И. и св. Максиму. С этими сведениями трудно согласовать представления византийцев о местонахождении мощей И. в К-поле. Из канона, составленного в честь этой святой прп. Иосифом Песнописцем , следует, что рака с ее мощами находилась в столице визант. империи. В 1200 г. рус. паломник Добрыня Ядрейкович (впосл. Антоний, архиеп. Новгородский ) видел нетленное тело И. («в теле лежит») в одном из храмов близ ц. вмц. Евфимии в квартале Петрий (видимо, имеется в виду ц. во имя мц. Иулиании в Петрии, известная из Типикона Великой ц. и Синаксаря К-польской ц.) (Книга Паломник. С. 32). В 1207 г. мощи И. были перенесены из Кум в мон-рь Пресв. Богородицы (ныне ц. Санта-Мария-Доннаромита) в Неаполе. Частицы мощей И. находятся в различных европ. странах, наиболее известны реликвии, хранящиеся в ц. Нотр-Дам-дю-Саблон в Брюсселе (Бельгия) и в ц. Санта-Хульяна (Колегиата) в Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия, Испания), куда ее мощи были привезены в IX в. (в 870 здесь уже существовала церковь, посвященная мц. Иулиании). На Кипре частица мощей И. хранится в резиденции архиепископа, в Греции - в мон-ре прор.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

   001   002     003    004    005    006    007    008