Какое происхождение имеет гроб Господень, на который полагалась плащаница, – это опять неизвестно. Есть в древних письменных памятниках группа фактов, которые как будто имеют некоторое отношение к истории происхождения гроба Господня. Так новгородская летопись говорит: «пришел Добрына Ядрейковиц из Царяграда и привез с собою гроб Господень» 762 . Ученый издатель путешествия Савваитов полагает, что Добрыня, впоследствии Антоний, принес «меру гроба Господня». В описи Новгородского Софийского собора записано, что в соборной ризнице хранится в особом ковчежце «мера гроба Господня» – полосатая лента, по концам запечатанная сургучом, длиной 2 арш. 7 3/8 вершка, шириной 1 1/3 вершка 763 . Наши древнейшие паломники вообще интересовались размерами Гроба Господня в Иерусалиме. Игумен Даниил сообщает: «та ж святая лавица, идеже лежало тело Христово, есть в длину 4 локти, а в ширину 2 локти, а возвыше полтора локти» 764 . Даниил, очевидно, весьма хотел иметь меру гроба Господня: в другом месте, рассказывая о том, как он вторично был в пещере Гроба один, паломник опять замечает: «и тогда измерих собою Гроб в длину и ширину, при людех бо невозможно измерити никому же» 765 . С другой стороны, факт принесения Добрыней Ядрейковичем «меры Гроба Господня» считался настолько важным, —519— что занесен в летопись. Таковы факты 12 века. Но имеют ли они какое отношение к тем гробам Господним, о которых мы узнаем из памятников 17 века? Были ли по принесенным мерам устроены гробы Господни? Едва ли. Лучше, кажется, предположить, что «мера гроба Господня» была некоторой святыней, почему ее принесение и записано в летопись. Наши древние паломники интересовались самыми ничтожными мелочами, касающимися великих святынь Востока. Игумен Даниил измеряет «печерку Гроба Господня» и «печерку, идеже положено бысть тело Святыя Богородицы» 766 , приводит много и других измерений. Но если все эти факты не имеют отношения к происхождению того гроба Господня, который ставился в храме и покрывался плащаницей, то на вопрос о происхождении этого гроба приходится, кажется, отвечать, лишь руководясь еврейской пословицей: учи свой язык говорить: я не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно назвать св. Димитрия Ростовского 676 ... Любопытно, что студенческая конгрегация Киево-Могилянской Академии праздновала свой годовой праздник в день Зачатия, и члены конгрегации должны были исповедовать и утверждать, что «Мария не токмо без греха действительного смертного или простительного, но и без первородного есть»... Все это заставляет думать, что киевская икона Св. Софии есть ни что иное, как изображение Непорочного Зачатия. Любопытно, что Сковорода 677 в одном из своих стихотворений икону, подобную киевской (в «богословской школе» в Харькове), прямо называет «образом зачатия Пречистыя Богородицы» и заключает: «Победи сия! Христос в тебе вселится. Будь, как дева, чист: мудрость в сластях не местится», – vivere in impuro corde Sophia nequit... 630 Констанций II (Constantius) (317–361) – римский император в 337–361 гг.; поддерживал арианство; закрыл языческие храмы, запретил жертвоприношения. 633 Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник» о путешествии к святым местам. 635 Геннадий (?–1505) – новгородский архиепископ в 1484–1504 гг.; глава кружка церковных публицистов и переводчиков, участник составления первого в России полного текста Библии – «Геннадиевской Библии» (1499). Способствовал подчинению новгородского духовенства московской иерархии. 637 Текст надписи Флоровский, возможно, воспроизводит с ошибками, поэтому переводим, с долей вероятности, как «Премудрость кармунская». 640 Палеологи – династия византийских императоров в 1261–1453 гг., основана Михаилом VIII (никейский император с 1259 г.). Последний император – Константин XI, племянница которого Зоя (Софья) была замужем за Иваном III Васильевичем. 644 Диоскорид (Dioscorides) Педаний (I в.) – древнеримский врач; по происхождению грек. В основном сочинении «О лекарственных средствах» систематически описал все известные медикаменты растительного, животного и минерального происхождения, сгруппировал свыше 500 растений по морфологическому принципу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

От XVII века мы имеем подробные описания богослужебных обрядов, совершавшихся в соборных храмах. Соборные Чиновники описывают весьма сложные обряды, и притом такие, каким нет основания в раннейшей истории плащаницы. В соборных чиновниках впервые встречаемся мы с некоторыми новыми обрядами. Мы отметим только главнейшие моменты этих обрядов, не приводя обширных выписок. В соборных Чиновниках впервые встречаем мы вынос плащаницы перед вечерней в Великую Пятницу, причем она полагается пред царскими вратами на гробе Господнем . По Чиновнику холмогорского Преображенского собора, после часов Великого Пятка " ключарь износит плащаницу из ризницы и полагает на престоле, распростерту по чину " . Пред вечерней святитель, отложив шапку, подъемлет гроб Господень и поставляет пред царскими дверми, потом через царские врата выносят плащаницу и полагают на гробе (с.150-106). По Чиновнику Московского Успенского собора, полагаются на гроб три плащаницы . По Чиновнику Нижегородского Преображенского собора, гроб несли к царским дверям торжественно с пением " Не рыдай Мене, Мати " . Откуда взялся обычай выносить плащаницу в Великую Пятницу – неизвестно , мы только впервые и встречаем его в соборных Чиновниках . Какое происхождение имеет гроб Господень, на который полагалась плащаница, - это опять неизвестно. Есть в древних письменных памятниках группа фактов, которые как будто имеют некоторое отношение к истории происхождения гроба Господня. Так, Новгородская летопись говорит: " Пришел Добрына Ядрейкович из Царяграда и привез с собою гроб Господен " . Ученый издатель " Путешествия савваитов " полагает, что Добрыня, впоследствии Антоний, принес " меру Гроба Господня " . В описи новгородского Софийского собора записано, что в соборной ризнице хранится в особом ковчежце " мера Гроба Господня " - полосатая лента, по концам запечатанная сургучом, длиною 2 арш. 7 и 3/8 вершка, шириною 1 и 1/3 вершка . Наши древнейшие паломники вообще интересовались размерами Гроба Господня в Иерусалиме. Игумен Даниил сообщает: " Та ж святая лавица, идеже лежало тело Христово, есть в длину 4 локти, а в ширину 2 локти, а возвыше полтора локти " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Круговые греч. надписи содержат традиц. евхаристические тексты. В письменных источниках такие сосуды упоминаются среди имп. даров или возвращенных трофеев. Так, по свидетельству Анны Комниной, имп. Алексей I Комнин отправляет в дар герм. кор. Генриху IV чашу из сардоникса и кубок из горного хрусталя, а историк Никита Хониат описывает «прекраснейший и необыкновенный крест, который был высечен из драгоценного светящегося камня и на котором искусство живо изобразило божественный лик несравненной красоты» (цит. по: Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. М., 1978. С. 116). Вазы из хрусталя постоянно упоминаются среди трофеев крестоносцев. Такой добычей стал в свое время алебастровый дискос XI в. в серебряной позолоченной оправе, хранящийся в соборе Сан-Марко в Венеции, к-рый украшает выполненное в технике перегородчатой эмали на золоте изображение благословляющего Христа. Хранящийся в том же собрании потир имп. Романа, имеющий греч. надпись: «Господи, помоги Роману, православному императору», относится к вотивным образцам. Из надписи не ясно, по заказу какого имп. Романа I Лакапина (920-944) или Романа II (959-963) был выполнен этот сосуд. Чашу из сардоникса античной работы в X в. оправили в серебро, украсили жемчугом и 15 золотыми пластинками с перегородчатой эмалью, представляющими Христа, Богоматерь, св. Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов, 2 архангелов, святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Исполненные в это же время камеи с изображениями святых украшали оклады икон, литургические книги и священные облачения, а также потиры и дискосы. Рус. паломник Добрыня Ядрейкович (буд. архиеп. Антоний Новгородский) в сер. XII в. описал дискос, вклад равноап. кнг. Ольги в храм Св. Софии К-польской, с таким резным камнем: «На блюде же Олжине [Ольги] камень драгий, на том камне написан Христос… у того же блюда все по верхови жемчугом учинено». Потир имп. Романа. 940 г. (сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) Потир имп.

http://pravenc.ru/text/387113.html

У западных рубежей Руси был основан Орден меченосцев (1202 г.). 12 апреля 1204 г. крестоносцами взят и разгромлен Царьград, столица Православия, осквернена Святая София, в алтаре разбит на куски престол... На берегах Онона в далекой Монголии в 1206 г. Чингис-хан избран «великим ханом». За несколько лет изменилась расстановка сил на Евразийском материке. Архиепископ Антоний (тогда — новгородский дипломат Добрыня Ядрейкович) был очевидцем взятия в 1204 г. и разорения крестоносцами «второго Рима» — Царьграда. Вернувшись на Русь с едва уцелевшей при разграблении города частью Гроба Господня, он написал о происшедшем, и его повествование примечательно широтой исторического понимания событий и строгим христианским провиденциализмом (52). 7 октября 1207 г. Папа Иннокентий III обратился «ко всем русским епископам, клиру и всему русскому народу» с требованием отречься от Православия, так как «страна греков и их Церковь почти полностью вернулись к признанию Апостольского престола» (53). Русская Церковь отвергла притязания папства, центр русско-византийских сношений переместился в Никею. Митрополит Киевский, сам никейский грек, с воодушевлением возглавил борьбу Русской Церкви во имя защиты Руси и Вселенского Православия. Митрополиты Киевские и всея Руси проявляли заботу о единстве и примирении враждовавших княжеских группировок (киевских, суздальских, черниговских, волынских). Историки обращали много внимания на латинскую экспансию в Прибалтике. Но часто забывают, что другим флангом борьбы в эти годы оставалась Южная Русь, а полем битвы стали Балканы. В 1205 г. болгары разгромили войско крестоносцев Балдуина II под Адрианополем. Второе Болгарское царство (возникшее в 1187 г.), хотя и признало номинальное церковное главенство Папы, исторически тяготело к православной Руси. Царь Иван Асень II (1218—1241) состоял в союзе с Киевом и Никеей, за что Папа Римский Григорий IX в 1236 г. отлучил Асеня от Католической Церкви. Был канун монголо-татарского нашествия. И вот 1238 год: сожжена Рязань, разгромлен Владимир, пали в бою святые благоверные князья Юрий Всеволодович с сыновьями, Василько Ростовский. В этих условиях 9 августа 1238 г. Папа благословил венгерского короля в крестовый поход на Болгарию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Он невольно оглянулся и увидел, как улыбается Саночка, кормя своего задумчивого едока, весьма важно относящегося к своему насыщению. Молочная ему женушка попалась — многие не могут сами долго выкормить первенцев, а Саночка, гляди-ка, полгода уже сама вскармливает и не подает знаков, что скоро кончится млекопитание. Когда он привез ее сюда, в Новгород, он видел, как она перепугана, как ей хочется бежать от этого несносного новгородского гомона. Она и сказала тогда ему: «Как же можно жить тут, Леско милый?» С молодою женой он точно так же въезжал сюда, как и в свой самый первый приезд — через Ярославово Дворище, мимо пяти вымолов — Иванского, Будятина, Матфеева, Немецкого и Гаральдова — на Велик мост, с коего открывались бескрайние виды во все четыре стороны. И молодую жену он повез в кремль, в Святую Софию, точно так же, как тогда, отправились они с отцом и братом в сей главный храм Новгорода «бить присягу». Дивный собор! Подъехали к вратам и залюбовались ими — изощренные врата, разделены на множество прямоугольных ячеек, в каждой из которых разнообразные сцены — Спас в силах и Спас с апостолами, разные государи и воины на конях и с копьями, святые мученики и праведники, в нижнем углу — китоврас , стреляющий из лука, дверные уши держатся в зубах у львиных морд. — Се, сыны, важная у Софии украса — врата свейского стольного града Сигтуны. Привезены в память о покорении сего свейского града новгородцами сорок лет тому назад. От тоя поры свей боятся воевать противу нас. Сойдя с коней, сквозь расступающуюся толпу входили в храм через Сигтунские ворота. Внутри все озарено множеством светильников, шли прямо к аналою, на котором лежали крест и грамоты Ярослава Мудрого, коему Александр приходился внуком в шестом колене, целовали грамоты и крест по очереди: отец, брат, третьим — Александр. Владыка архиепископ Антоний, в прошлом боярин и сановник Добрыня Ядрейкович, благословлял, принимая присягу быть добрыми и мудрыми князьями Господину Великому Новгороду. На владыке — клобук белый, не черный, как у Владимирского архиепископа. Все тут, в Новеграде, не так, как повсюду. И речь — вроде русская, да не такая, не «хлеб» скажут, а «хлиб»; не «говорить», а «бачить»; не «смотреть», а «дивитися»; не «тебе», а «тоби»; не «что», а «що»; не «вечный», а «вичный». Правда, «вече» так и говорят — «вече». Это у них народный сход, на коем если не все, то очень многое решается.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Там же, 38. 219. 10 «В лето 6733 .... приде архепископ Антоний ис Перемышля в Новгород и седе на своем столе, и ради быша Новгородьци своему владыце». Там же, 42. 11 «В лето 6736 пойде Антоний, архепископ Новгородьскый, на Хутино к святому Спасу по своей воли». Там же. 14 «Заутра въведоша опять Антония архепископа, и посадиша с ним 2 мужа: Якуна Моисеевиця, Микифора Щитника». В Полн. собр. Русск. лет. III, 48. 219. 15 В летописи прибавлено: «дондеже пойде Кыеву ставитъся». Он отправился в Киев 17 декабря того же года; поставлен в архиепископа «по чистей недели на сбор»; возвратился в Новгород 19 мая 1230 года. Там же, 45. 46. 16 «Том же (6740) лете ... преставися архепископ Антоний октября в 8. Сий же блаженый архепископ Антоний преже изгнания сев в епископии лет 8 по Митрофане, а в изгнании лет 6; посем приде ис Перемышля в Новъгород и седе лета 2, и онеме на святаго Ольксия; бысть лет 6 в болезни той и 7 месец и 9 дний, и тако умре; и положиша и у святей Софии в притворе, при князи Ярославе Всеволодици, при архепископе Спиридоне». Там же, 48; сн. 219. 17 Царьград взят крестоносцами 12 апреля 1204 года. Год возвращения Антониева из Царьграда в Новгород не означен ни в его Путешествии, ни в летописи. В Путешествии сказано только: «чюдо свято и честно явил Бог в лето 6708-е, при моем животу (в Царьграде), месяца маия» (см. ниже). В летописи замечено, что он «бяше пришьл преже изгнания Митрофаня», случившегося в 1211 году (см. выше, прим. 3). Не был ли он в Царьграде и во время взятия и разграбления его крестоносцами? этим можно бы объяснить – почему Новгородский летописец так подробно и обстоятельно повествует об этом событии. «Вероятно,– замечает Карамзин,– он слышал все описанныя им подробности от какого нибудь очевидца, земляка своего» (Ист. Гос. Рос. т. III. прим. 149). Не был ли,– прибавим,– этот земляк Добрыня Ядрейкович? 18 Вот сказание летописца о разграблении Царьграда: «в лето 6712 ... пожьжен бысть град и церкви несказьны лепотою, имъже не можем числа съповедати; и святое Софие притвор по горе, идеже патриарси вси написани, иподрумье и до моря; а семо по царев затвор и до Суда погоре ....

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

По летописи, Ярослав умер 76 лет в 1054 г., след, родился в 978 г., а на великое княжение сел (в 1016 г.) лет 37–38. А между тем и по «Сказанию» (собственно по вставке в него) и по летописи видно, что при занятии великокняжеского престола Ярославу было 28 лет (см. Хр. Чт. 18–19 г. II, 394; Лет. по Лав. сп. 139; по Ип. сп. 100 стр.); впрочем, в одном списке летописи к этому числу лет прибавлено: «Новегороде», чем существенно изменяется смысл речи и понимание указанной цифры. А если допустить, что Ярослав вступил на престол 28 л. и след. родился 988 г., то нужно устранить следующее недоумение: у Ярослава было несколько младших братьев, рожденных Владимиром до брака с царевной Анною, – ужели все они родились в течение одного года – 988, в котором Владимир женился на греческой царевне (по летописи)? Невероятно, тем более, что у Ярослава было еще два брата моложе его от одной и той же матери – Рогнеды. В определении года рождения Ярослава получается немалая путаница... Мстислав в одном и том же месте летописи (под 980 г.) и в «Сказании» (378 стр.) называется и сыном Рогнеды и сыном другой жены Владимира, неизвестной ни по имени, ни по нациовальности. Борис и Глеб и в «Сказании» и в летописи называются сыновьями болгарки, а по позднейшим известиям – царевны Анны, хотя последнее не только сомнительно, но и не верно. 98 Первое чудо было над отроком, у которого нога была «суха и скорчена»; второе чудо о слепом, третье – о немом и хромом... См. Христ. Чтен. 1849 г. II, 400–403 стр. 101 Новгородский архиепископ Антоний (в мире Добрыня Ядрейкович), бывший в Константинополе в 1200 г. (См. Голуб. I, I, 686 стр.), передает в своем Паломнике, что в св. Софии-Цареградской была большая икона св. Бориса и Глеба, служившая оригиналом для икопописцев; а в той части города, которая ныне називается Перою, находилась церковь св. мучеников (Пал. по изд. Савваит. 70 и 159 стр.), основанная, по мнению Голубинского, кем-нибудь из русских князей (Ист. р. ц. I, II, 1-е пр. к 335 стр.) в течение XII в. След., среди греков имена св. Бориса и Глеба были небезызвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Эта партия взяла тогда верх и обратилась на своих противников – сторонников суздальских князей. Народ низложил посадника Дмитра, обвинил его в отягощении людей, разграбил и сжег дворы богачей, державшихся из корысти суздальской партии; а Всеволод, в отмщение за такую народную расправу, приказал задерживать новгородских купцов, ездивших по его волости, отбирать у них товары и не велел пускать из своей земли хлеба в Новгород. Это было в 1210 году. В это время как бы внезапно является в новгородской земле торопецкий князь Мстислав. В древних известиях не видно, чтобы его призывал кто-нибудь. Мстислав является борцом за правду, а правда для Новгорода была сохранение его старинной вольности. Зимою нежданно напал Мстислав на Торжок, схватил дворян Святослава Всеволодовича и новоторжского посадника, державшегося суздальской стороны, заковал, отправил в Новгород и приказал сказать новгородцам такое слово: «Кланяюсь Св. Софии и гробу отца моего, и всем новгородцам: пришел к вам, услыхавши, что князья делают вам насилие; жаль мне своей отчины!» Новгородцы воодушевились, умолкли партии, притаились корыстные побуждения. Все волей-неволей стали заодно. Князя Святослава, сына Всеволодова, с его дворянами посадили под стражу на владычнем дворе и послали к Мстиславу с честною речью: «Иди, князь, на стол». Мстислав прибыл в Новгород и был посажен на столе. Собралось ополчение новгородской земли: Мстислав повел его на Всеволода, но когда он дошел до Плоской – к нему явились послы Всеволода с таким словом от своего князя: «Ты мне сын, я тебе отец; отпусти сына моего Святослава и мужей его, а я отпущу новгородских гостей с их товарами и исправлю сделанный вред». Всеволод был осторожен и умел вовремя уступить. Мстиславу не за что было драться. С обеих сторон целовали крест. Мстислав воротился в Новгород победителем, не проливши ни капли крови. В следующем году (1211), по настоянию Мстислава, был сменен новгородский владыка Митрофан, сторонник князя суздальского. Хотя он был поставлен и с согласия веча, но по предложению Всеволода; и потому его выбор казался тогда несвободным. Его низложили и сослали в Торопец, наследственный удел Мстислава. На его место избрали Антония из Хутынского монастыря. В мире он был боярин и назывался Добрыня Ядрейкович, ходил в Цареград на поклонение святыни и описал свое путешествие, а по возвращении постригся в монахи; это был человек противный суздальской партии. Мстислав ездил по новгородской земле, учреждал порядок, строил укрепления и церкви; потом предпринимал два похода на Чудь вместе со псковичами и торопчанами. В первый – взял он чудский город Оденпе. Во второй – подчинил Новгороду всю чудскую землю вплоть до моря. Взявши с побежденных дань, он дал две трети новгородцам, а треть своим дворянам (дружине).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Но главное, наверное, заключается в том, что Иоанн Фока в «Сказании» явно не преследовал никаких утилитарных целей и не предназначал его, подобно русскому игумену Даниилу, в качестве путеводителя будущим паломникам (хотя и он изредка указывал расстояние между отдельными пунктами своего путешествия). О. Р. Бородин неслучайно отмечал близость «Сказания» «по своей структуре и содержанию» к «ранним латиноязычным запискам пилигримов», действительно побывавшим на Святой Земле в отличие от авторов многих проскинитариев, только использовавших в своих трудах сочинения благочестивых nymeшecmbehhukob[lix]. Иоанн Фока, демонстрируя знакомство с античной философией, в частности, с «Государством» Платона, многословно писал о причинах, побудивших его взяться за перо: «Для тех, которые сами видели эти места, может быть, я делаю нечто лишнее. Ибо если цель слова состоит в подражании видимой действительности, а всякое подражание является ниже действительности по точности, то ясно, что я (своим описанием) доставлю им меньше удовольствия, чем какое было им доставлено собственными oчaмu.[lx] Почему же однако ж я решаюсь на это? Потому, что тем, которые сами не видали этих прекрасных мест, а случайно от кого-либо слыхали об них, мое изложение даст, думаю, более ясное об них представление, чем какое могли им дать те, которые сообщали им все без разбору, - да и видевшим доставит кое-какое удовольствие; ибо на что с удовольствием смотрелось, о том приятно и nocлyшamь»[lxi]. Столь же неубедителен пример В. В. Данилова с «Книгой Паломник» новгородского архиепископа Антония (в миру Добрыня Ядрейкович, хиротонисанный в 1212 г.) как «произведения русской паломнической лumepamypы»[lxii], которое может быть возведено «по общему своему характеру к влиянию npockuhumapueb».[lxiii]Onupaяcь на суждения Е. Е. Голубинского, Х. М. Лопарева, исследователь склонен видеть в этом памятнике «протокольный перечень мест», образец «сухого... стиля», который, «подобно проскинитариям... не выказывает живого лица наблюдателя и его впечатлений».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008