За первым русским митрополитом Иларионом (XI в.), просветившим Русь «Словом о законе и Благодати» (а по научной гипотезе Л.А. Гурченко, он же ещё и знаменитый Боян из «Слова о полку Игореве»), следует Василий из Щековиц, настоятель и архимандрит Киево-Печерского монастыря. Художник полагался на открытие Леонида Гурченко, доказывающего, что именно он, Василий из Щековиц, является автором «Слова о полку Игореве». Яркая и сильная личность, образованный и талантливый, для Шмелёва он был одним из тех, кто и стал носителем главной идеи эпохи (времени Андрея Боголюбского, XII в.) — идеи русского самодержавия. Только мощь христианско-культурного импульса связывает между собой силы, выстраивая их громаду в государственное устройство. Подвиг молодого боярина Добрыни Ядрейковича — героя следующего полотна Юрия Шмелёва — был основательно забыт, а между тем Никоновская летопись сохранила сведения, что новгородцы «излюбиша себе инока Антония» (Добрыню до крещения) за труд великий — хождение в Царьград и принесение Гроба Господня. Святыня христианства, принесённая на Русь, собственно, и формировала сокровенное пространство Руси, возрастающей в своём идеальном облике до Святой. Дмитрий Донской особо любим художником за свой человеческий масштаб личности. Он — избранный в ряду лучших деятелей в истории Руси. Иван Фёдоров (XVI в.) и замыкающий серию строителей, деятелей и устроителей Святой Руси патриарх Никон (XVII в.) важны для художника как созидающие столпы того, что мы относим к образу Русской цивилизации. Русский первопечатник словно выступает из некой тьмы времён, чтобы теперь словом божественным напоить слух крещёного народа. А патриарх Никон взял да и «пересадил» на русскую землю Новый Иерусалим, вписывая русских в сакральное пространство христианской ойкумены. Шмелёв называет первопечатника Ивана ещё и «последним знатоком исконной русской культуры», а книга, которой он дал новую жизнь, увы, через два века «выманит русского человека из Церкви»… Но Юрий Шмелёв остановился у этой границы, создав, по сути, цельную картину делания-собирания народа Божьего, который был ведом лучшими людьми и который дорос до создания собственного государства — далеко не все народы в истории оказались способными к национально-государственному строительству.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/20/k_85le...

Построение храма Покрова на Нерли. 1165 около Учреждение Угличской епархии. Подтверждение архиепископского титула новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II). Из Константинополя прибывает митрополит Константин II. Собор, собранный для решения споров по поводу постов в среду и пятницу. Окончательного решения вынесено не было. Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II u в соответствии с решением Собора епископов. Собор в Киеве о постах. Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. Начало распространения христианства в Вятской области новгородскими переселенцами. Возвращение из Рязани образа Владимирской Богоматери. 1182-1197 Предположительные годы правления митрополита Никифора II. С разрешения полоцкого князя Владимира проповедник Мейнгард начинает обращать чудь в латинство. Положено начало насаждению латинства в Ливонии. 1188-1190 Притеснения православных венграми-латинянами в Галиче в период правления на Галичине венгерского королевича Андрея. 1199-1200 Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью. Паломничество Добрыни Ядрейковича (будушего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда. Первое упоминание о митрополите Матфее. Взятие Константинополя крестоносцами. Усиливаются попытки папы обратить русских князей в латинство. Посольство папы Иннокентия III к Роману Галицкому, окончившееся безуспешно. Посольство папы к русским архиереям с целью обращения их в латинство, окончившееся безуспешно. 1207 около Учреждение Рязанской епархии. Учреждение епархии во Владимире на Клязьме. Усиление позиций латинства в Галиче после перехода его под владычество венгров. Преставление митрополита Матфея. 1220 около Возникновение епархий в Перемышле и Угровске. 1220-е гг. Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа. Поставление митрополитом грека Кирилла I.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Поясняя краткое· и не совсем ясное известие древнего жития, позднейшие редакции создают из него сказание о пророчестве Варлаама, за несколько минут до кончины провидевшего приезд Литония из Царьграда в монастырскую пристань (на Волхове) и вручившего ему игуменство в своем монастыре; Пахомий прибавляет к этому, что игумен Антоний окончил заложенную Варлаамом каменную церковь в обители и утвердил в последней устав ее основателя. Но летопись, говоря об Антоние, не называет его игуменом Хутынским; с другой стороны слова, с которыми в древнем житии Варлаам обращается к Антонию: «ныне предаю ти его (монастырь ) тебе, ты же снабди и добре» – не значат непременно, что Антоний стал игуменом после Варлаама; может быть, последний только поручил обитель заботам знатного брата, подобно тому как, сам долго руководил братией, не будучи игуменом. Сделав Хутынским игуменом Антония, цареградского паломника по древнему житию и Добрыню Ядрейковича по летописи, позднейшие редакции не знали, по крайней мере не говорит, что он был потом Новгородским владыкой; этим они дали опору второму варианту сказания, по которому тот же Антоний основывает Дымский монастырь. В обеих редакциях XV в. незаметно еще следов первого варианта; но Пахомий знал его, хотя и не занес в житие. Пророчество Варлаама о снеге, выпавшем в Петров пост и спасшем город от голода, сохранялось в местной памяти благодаря основанным на нем крестному ходу и местному обычаю молебствовать в Хутынском монастыре всем городом во время бездождия или слишком дождливого лета. Об этом обычае говорит Пахомий в похвальном слове Варлааму, приводя примеры пророческого дара, данного святому; на ту же силу его отвращать бездождие намекает он в своем сказания о чуде 1460 г. Упомянутые выше сказания об осужденном и о снеге, по-видимому, впервые были записаны при митр. Макарие: в списке Пахомиевского жития по Макарьевским минеям они помещены не на месте, после посмертных чудес, как позднейшее прибавление, а второе из них по некоторым спискам говорит о молитве за царя Ивана Васильевича и царицу Анастасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Сделав Хутынским игуменом Антония, цареградского паломника по древнему житию и Добрыню Ядрейковича по летописи, позднейшие редакции не знали, по крайней мере не говорят, что он был потом новгородским владыкой; этим они дали опору второму варианту сказания, по которому тот же Антоний основывает Дымский монастырь. В обеих редакциях XV века незаметно еще следов первого варианта; но Пахомий знал его, хотя и не занес в житие. Пророчество Варлаама о снеге, выпавшем в Петров пост и спасшем город от голода, сохранялось в местной памяти благодаря основанным на нем крестному ходу и местному обычаю молебствовать в Хутынском монастыре всем городом во время бездождия или слишком дождливого лета Об этом обычае говорит Пахомий в похвальном слове Варлааму, приводя примеры пророческого дара, данного святому; на ту же силу его отвращать бездождие намекает он в своем сказании о чуде 1460 года. Упомянутые выше сказания об осужденном и о снеге, по-видимому, впервые были записаны при митр. Макарие: в списке пахомисвского жития по макарьевским минеям они помещены не на месте, после посмертных чудес, как позднейшее прибавление, а второе из них, по некоторым спискам, говорит о молитве за царя Ивана Васильевича и царицу Анастасию. Но позднеишие списки помещают эти сказания на своем месте, в числе чудес, совершенных святым при жизни 187 . Таким образом, обломки противоречивых народных сказаний встретились в одном и том же житии, усилив путаницу, внесенную в него редакциями XV века Сказание о мученической кончине князя Черниговского Михаила в Орде любопытно для нас только как факт для характеристики редакторских приемов Пахомия 188 . Оно почти не прибавляет новых исторических черт к древней повести о том же событии, написанной, вероятно, вскоре по смерти кн. Михаила Древнейший список этой повести называет автором ее отца Андрея, один из позднейших – епископа Ивана; последнее известие, по всей вероятности, есть неловкая догадка писца прочитавшего в переписанной им повести, что отец духовный, с которым советовался Михаил пред отъездом в Орду, звался Иоанном 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Правда, сегодня напоминание об этих древних сложных действах осталось разве что в начале пасхальной службы, когда священники, непрерывно меняющие разноцветные одежды, под плясовые песнопения пасхального канона «веселыми ногами» обходят ярко освещенный храм, кадят его энергичными движениями и обмениваются с собравшимися радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» И по тому, насколько это прекрасно и волнует душу, можно понять, в какую яркую атмосферу богослужения и вместе с тем представления был вовлечен житель средневекового Константинополя. 10 Весь этот рассказ понадобился мне для того, чтобы показать, в каком контексте существовали Дары волхвов в ту эпоху, когда существование этих святынь точно засвидетельствовано письменными источниками – XI–XII век. В этот период их упоминают три путеводителя по Константинополю. В книге «Паломник» новгородского боярина Добрыни Ядрейковича, посетившего Константинополь около 1200 года, а позднее ставшего святым Антонием, архиепископом Новгородским, среди святынь храма Святой Софии упоминаются: «Во святей же Софии во олтари кровь и млеко святаго Пантелеимона во единой вети не смятшися, и глава его, и глава Кондрата апостола, и инех святых мощи, и глава Ермолы и Стратоника; и Германова рука, еюже ставятся патриарси; и икона Спасова, юже послал святый Гермон чрез море без корабля посолством в Рим, и блюдома в мори; трапеза, на нейже Христос вечерял со ученики своими в великий четверток; и пелены Христовы, и дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви». Западный очерк о святынях Константинополя, так называемый «Аноним Меркати» XII века , говорит: «В Святой Софии, Великой церкви, которую построил великий и благочестивейший император Юстиниан, есть кусок ткани, в которую был обернут Христос в Рождестве своем, и пеленки, и кусок полотна. Также золото, которое принесли волхвы Христу». Наконец, еще один источник – «Таррагонский аноним» – дает самую раннюю и самую развернутую характеристику этих святынь по тому, что о них узнал побывавший в Константинополе француз между 1075 и 1098 годами: «Говорят, что есть там пеленки, в которых лежал Спаситель в своем благословенном детстве, также золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот. Это хранится у них в ризнице Святой Софии».

http://pravoslavie.ru/67597.html

Долго ли ошельничествовал он со своими товарищами, оставаясь мирянином, неизвестно. В 1192г. он был монахом, и в этом же году была освящена в его пустыне церковь и она наречена монастырём. В Новгородской летописи под этим годом читаем: «в тоже лето постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Алекса Михалевиц, в имя святого Спаса Преображения, и святи ю владыка архиепископ Гаврила на праздник (т. е. Преображения) и нарече монастырь» 1066 . Более о преподобном Варлааме ничего не известно. В двух позднейших Новгородских летописях находим запись, что он скончался в том же 1192г. 6 Ноября 1067 , но в древнейшей Новгородской летописи, молчащей об его смерти, читаем под 1207г.: «в тоже лето преставися раб Божий Парфурий, а мирски: Прокша Малышевич, постригся у святого Спаса на Хутыне, при игумени Варлааме». С чему относить слова: при игумене Варлааме,– к преставися или постригся, не совсем ясно; но гораздо вероятнее к первому, из чего будет следовать, что преподобный Варлаам скончался после 1207г. (и с чем будет согласоваться и то показание его житий, что он дождался возвращения друга своего Добрыни Ядрейковича, в монашестве Антония 1068 , который воротился не ранее 1200г., см. выше) 1069 . Старорусский Мартириев монастырь, находящийся в Старой Русе, явился одновременно с Варлаамовым Хутынским. Он построен в 1192г. игуменом Мартирием, который в следующем 1193г. избран был в архиепископы Новгородские на место Гавриила. О построении монастыря Мартирием и о самом Мартирии до архиепископства известно только то, что записано в 1 Новгородской летописи под 1192г.: «в тоже лето в Русе срубиша (sic) церковь на острове Мартурий игумен в имя святого Преображения и створи монастырь, и бысть прибежище крестьяном» 1070 . Монастыри Полоцке суть построенные преподобной Евфросинией Полоцкой два монастыря – женский Спасский и мужской Богородицкий. Преподобная Евфросиния, но мирскому имени до монашества Предслава, была княжна из удельного княжеского дома Полоцкого 1071 . Она была внучка знаменитого Всеслава Брячиславича († 1101), дочь его младшего сына Святослава – Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И тогда же князь повеле ми поставити свое кандило, и с радостью посла со мной мужа своего лучшего ко иконому святого Воскресения и к тому, иже держит гроб Господень. Повелеста ми оба, иконом и ключарь гроба Господня, принести кандило свое с маслом; аз же поклонихся им с радостию великою и шед на торг и купих кандило стклянное велико и нальях масла древяного чистого без воды 1542 и принесох ко гробу Господню уже вечеру сущу и умолих ключаря того единого и взвестих ему; он же отверзе двери гроба Господня и повеле ми выступити из калиг и введе мя босого в гроб Господень с кандилом, еже ношах аз руками своими грешныма, и повелех ми поставити кандило на гробе Господни, и поставих своима рукама грешныма в ногах, идеже лежаста пречистии нози Господа нашего Иисуса Христа, – в главах стояше кандило греческое, на персях поставлено бяше кандило св. Саввы и всех монастырей, тако бо обычай имут по вся лето поставляти кандило греческое и св. Саввы»... По словам Даниила, вместе с двумя сейчас помянутыми кандилами и его кандило возжглось само, егда сниде свет святый. На третий день он взял своё кандило, чтобы нести его домой. (Причём, очень вероятно, подобно нынешним богомольцам, пытался сохранить и самый небесный огонь). Паломник Константинопольский или цареградский написал архиепископ Новгородский Антоний спустя около ста лет после игумена Даниила. Антоний, в мире называвшейся Добрыней Ядрейковичем и, по всей вероятности, бывший родом из числа знатнейших Новгородских граждан 1543 , неизвестно зачем, вероятно из любопытства и для поклонения именно цареградской святыне, путешествовал в Константинополь и оставался в нём на более или менее продолжительное житие ещё до своего поступления в монашество. В одном месте своего Паломника он даёт знать, что находился в Константинополе в Мае месяце 1200 года. Что перед этим или после этого он жил в нём то или другое значительное время, это необходимо предполагать потому, что такого предположения требует то близкое знакомство со святыней Константинополя, которое он обнаруживает и которое никак не могло быть приобретено в кратковременное посещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нельзя с уверенностью утверждать, что заложенная в 1185 г. церковь в честь свв. апп. Петра и Павла уже тогда была монастырской. В летописи сведений об этом нет. Приводимая автором дата не может быть верной, так как о поставлении (стало быть, деревянной) церкви в честь Рождества Христова летопись прямо сообщает под 1226 г. (Новгородская первая летопись. С. 65). Сведений о наличии при ней уже тогда монастыря нет. Различая Спасский Завеличский и Спасо-Мирожский монастыри во Пскове, высокопреосв. Макарий разделяет мнение еп. Амвросия, судя по всему ошибочное. Речь идет об одной и той же обители, основанной либо одновременно с каменной церковью св. Спаса в Мирожах в Завеличье (при епископе Новгородском Нифонте, т. е. до 1156 г.), либо несколько позже, но заведомо до 1188 г. (Новгородская первая летопись. С. 39). Нет надежных сведений о существовании в домонгольское время монастыря при храме св. Георгия в Ладоге. Прп. Антоний Дымский, основавший Антониев Дымский монастырь, не был учеником прп. Варлаама Хутынского. В данном случае владыка Макарий, следуя за составителем позднего жития прп. Антония Дымского, неверно отождествляет прп. Антония Дымского со свт. Антонием Новгородским (в миру Добрыней Ядрейковичем), действительно бывшим учеником прп. Варлаама Хутынского (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 144, 349; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 758–759). Нет никаких данных о существовании Антониева под Тихвином монастыря в домонгольское время. См. коммент. См. коммент. Эти установления, как видно из необходимости санкции великого князя, относятся уже ко времени после присоединения Новгорода к Московскому государству, т. е. к кон. XV или нач. XVI в. Такой вывод подтверждается и датировкой документа, приводимой у Герберштейна,— 7034, т. е. 1525/1526 сентябрьский год (Герберштейн С. Записки о Московии/Пер. с лат. и нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич. М., 1988. С. 89). Вероятно, речь идет о документе, связанном с поставлением нового настоятеля после кончины в 1524 г. игумена Никифора. Надо полагать, Герберштейн принял имя Варлаама в названии монастыря за имя игумена, при котором была издана грамота.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Русский перевод привели мы из «Творений иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд. 3-ье. Серг. П. 1892. IV. бес. 13. Побудительная к принятию святаго крещения» стр. 220. Отметим здесь, что в Прологе «Поучение о добродетели» не представляет полного последовательного извлечения из упомянутой беседы св. Василия: приведённое нами место только небольшая часть беседы, оканчивающаяся словами: «распнись с Христом, всю любовь свою обрати к Господу». К этой части в Прологе выражением «да обрящеши» присоединяется прямо конец беседы с переменою «там» на «идеже»: «тьмы Ангел» и т. д., после чего опять идут убеждения терпеть с похвалою Божиею из неизвестного мне места. В Златоусте так же кроме окончания. Я не могу здесь не остановиться на одном обстоятельстве: в Прологе поучение помещено под 21 января. «Древнейшие списки Прологов, доселе уцелевшие, относятся к XIII-жe веку 17 . Древнейший из уцелевших греческих списков такого Синаксаря писан в конце X века». ( И. И.Срезневский Древ.пам. р. п. и яз. С.-Пб. 1882, стр. 90), стало быть Мономаху Пролог мог быть известен и употребляться в его время так, как употреблялся он по словам св. Антония-Добрыни Ядрейковича в св. Софии в Константинополе «а по заутрени чтут пролог до обедни» (преосвящ. Сергий. Полн. М.В. I, 245 прим. 1). Интересно, что Пролог 1370 (Хлудовский стишной пролог сего года) и многие древние (см. 17-го марта «воскресение Лазаря») отмечают 25-го марта, «Еже о господстей пасце воскресение Господа нашего Иисуса Христа» (П. М. В. II, 76: 25 марта), стало быть 21-го января полагают неделю о блудном сыне, а потому нам кажется чтение «Поучение о добродетели» и вполне уместно в этот день. Триодь (постная) говорит среди службы на утрени: « и бываетъ чтение прéжде сар (пролога) в минéи: таже в трїди по чин». В триоди говорится очтении евангелия о блудном сыне: « cmiu оцы... таковю приитч... оучиниша... чанї страсть из корене востерзающе, и к добродтели воспрїтию возставлюще».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

И яко же солнце сияет въ всь мир, тако просияет житие его пред ангелы Божии”. Пономарь же ища того человека, и не обрете, и обратися моляся Богородицы, да явит ему человека того. Глаголя же пакы к нему Богородица второе: “Убогый седя пред двьрьми цьрьковными, тъ есть человекъ Божий”. Изиде же пакы в папьртъ и обрете и, имы и за руку, введе и в цьрковь, и оттоле служаше ему вельми» [lxxxi] . Речь от образа Спаса на Распятии к Шимону: «Егда же изгна мя Якун, стрый мой, от области моеа, аз же взях пояс со Иисуса и венец с главы его; и, обратився ко мне, рече: “Никакоже, человече, сего возложи на главу свою, неси же на уготованое место, идеже зижется церкви Матере моеа от преподобнаго, сему в руце вдаждь, да обесится над жрьтвеником моим”. Аз же от страха падохся, оцепнев, лежах, акы мертв, въстах, скоро внидох в корабль» [lxxxii] . Плач Пресвятой Богоматери о распятом Спасителе: «Тварь съболезнует ми, Сыну, твоего зрящи бес правды умьрщвения. Увы мне, чадо мое, свете и творче тварем! Что Ти ныня въсплачю? Заушения ли, ци ли за ланиту ударения и по плещема биения, уз же, и тьмнице, и заплевания святаго Ти лица, яже от безаконьник за благая прият? Увы мне, сыне! Не повиньн ты поруган бысть и на кресте смерти вкуси. Како тя трнием венчаша, и зълчи с оцтом напоиша, и еще и пречистая ти ребра копием прободоша! Ужаснуся небо и земля трепещет, июдейска не тьрпяше дерзновения; солнце помьрче и камение распадеся, жидовьское окаменение являюще. Вижю тя, милое мое чадо, на кресте: нага висяща, бездушна, безречна…» [lxxxiii] . Рассказ Добрыни Ядрейковича о явлении некоему Афиногену ангела Господня: «От мироносиц же близ во святей Софии есть гроб мал детища святаго Анфиногена: понеже посла Бог по душу Ангела, служащу святому Анфиногену со детищем во церкви. И пришед Ангел Господень во церковь, ста и глаголя Анфиногену: “Се мя Бог послал по душу отрочища сего, да ю восприиму”. И глагола святый Анфиноген Ангелу: “Пожди, дондеже скончаю со детищем святую службу сию Богу твоему и моему, творцу небеси и земли, пославшему Сын свой к нам недостойным и многогрешным на очищение грехов и на спасение душ наших и на пождание обращающимся от грехов и кающимся ко Господеви”.

http://bogoslov.ru/article/1250151

   001    002    003    004    005    006    007   008