Владимирская Суздальская и Владимирская Учреждена в 1213–1214 годах Имена Сведения Симон, епископ Владимирский, свт. управлял с 1160 по 1175 неизвестно Симон, епископ, свт. рукоположен 22.05.1226 Митрофан, епископ, сщмч., рукоположен с 14.03.1227 (1228) 07.02.1238 (01.02.1237) сгорел во Владимирском соборе вместе с семейством князя при нашествии татар Кирилл II, епископ Ростовский, свт. управлял Евфросин (Ефрем), епископ рукоположен неизвестно Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1250 года управлял, когда столица была перенесена во Владимир с 1250 до 1274 переселился в Киев Владимирская, Суздальская и Нижегородская С 1274 года Имена Сведения Серапион, епископ, свт. рукоположен 12.06.1275 Феодор, епископ, свт. рукоположен Иаков, епископ рукоположен с 1288 по 1297 (1295) сведён с кафедры; неизвестно Симеон, епископ рукоположен с 1295 (1297) по 1299 епископ Ростовский, Ярославский и Угличский С 1299 года управлялась митрополитом, когда столица была перенесена во Владимир и Владимирская епархия как самостоятельная структура была упразднена. Только при свт. Алексии (Бяконт) она была временно восстановлена с 1352 по 1354 год. Алексий (Бяконт-Плещеев), епископ Владимирский, свт. рукоположен с 06.12.1352 по 1354 (с 1340 наместник) митрополит Киевский и всея Руси Владимирская и Яропольская Восстановлена 10 марта 1748 года Имена Сведения Платон (Петрункевич), епископ рукоположен с 20.03.1748 16.04.1757 Антоний I (Багратиони), архиепископ царевич Карталинский, бывший католикос патриарх Восточной Грузии с 23.11.1757 по 16.12.1762 Католикос патриарх Восточной Грузии Павел (Гребневский), епископ рукоположен с 06.07.1763 по 29.05.1764 переименован епископ Владимирский и Муромский Владимирская и Муромская С 29 мая 1764 года Имена Сведения Павел (Гребневский), епископ бывший епископ Владимирский и Яропольский с 29.05.1764 09.08.1769 (1770) Иероним (Формаковский), епископ рукоположен с 25.12.1770 03.08.1783 Виктор (Онисимов), епископ бывший епископ Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос. Мерное слово/Ред.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853. С. 781 (на груз. яз.); КЦ. Т. 1. С. 365-367 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 80, 291-292. Лит.: Иоселиани П. Жизнь царя Георгия XIII. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Труды. Тбилиси, 1983. Т. 2. С. 220-228 (на груз. яз.). Э. Габидзашвили Иконография Изображение Д.-Д. сохранилось на фреске зап. части сев. стены ц. Спаса в с. Мацхвариши (1140, Сванети). Росписи, судя по одной из фресковых надписей, были осуществлены «в 15 год царствования Димитрия рукою Микаела Маглакели» ( Вирсаладзе. С. 174). Д.-Д. изображен в уникальной для груз. искусства сцене: придворной церемонии опоясывания коронующегося царя мечом, входящей в груз. чин венчания на царство, на что указывает также фрагментированная надпись, помещенная в левой части композиции: «Эриставы опоясывают [Димитрия] мечом Давида [Строителя]» (Там же. С. 176). Сцена вписана в арку, фигура окруженного феодалами царя размещена в центре композиции, в поле за церковью изображен благословляющий ангел, касающийся десницей царского венца, в верхнем левом углу - Христос. Фронтальная фигура Д.-Д. представлена в легком левом повороте к апсиде, в позе моления Христу. Репрезентативный образ царя, превосходящий по размерам остальных участников события, отличается величавостью и благородством. Красочный слой частично утрачен, однако можно различить черты строгого, мужественного лица Д.-Д.: крупные миндалевидные глаза, черные, соединенные у переносицы брови, сомкнутые губы, темная борода и спадающие до плеч волосы. Царский венец украшен 2 рядами драгоценных камней. Облачен в доходящий до колен приталенный красновато-коричневый кафтан, т. н. джубу, считающуюся воинским костюмом высшей груз. знати той эпохи. Джуба спереди, по отворотам и подолу, украшена широкой золотой орнаментальной полосой, поручи выделены псевдокуфическим орнаментом. Завершают царское облачение высокие коричневатые сапоги и висящий на поясе крупный меч в черных ножнах, с золотыми рукояткой и наконечником.

http://pravenc.ru/text/168786.html

В трагическом мае 1919 года, 90 лет назад, в Ставрополе было создано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (ВВЦУ). Вызвано это было необходимостью решать, при длительном обрыве связей с Патриархией, текущие вопросы церковной жизни. В Крыму, при главнокомандующем генерале бароне П.Н. Врангеле, Управление возглавил епископ Таврический Димитрий (Абашидзе). Владыка Димитрий оказался единственным человеком, работавшем в ВВЦУ при Врангеле, который после исхода Белой армии не эмигрировал… …Накануне Пасхи 2009 года за алтарной частью Крестовоздвиженской церкви в Киевской Лавре были сняты строительные ограждения, и посетителям Ближних Пещер открылось несколько надгробий. На плите, расположенной прямо под храмовой иконой, на церковнославянском языке выбито: «На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник». Надгробие, восстановленное в 1991 году, к сожалению, сохранило ошибку и ныне, после недавних работ: в дате рождения выдающегося иерарха РПЦ сохранилась ошибка в десять лет. О причине её возникновения мы скажем позже, а пока вспомним. I Княжеский титул рода Абашидзе является одним из древнейших в Грузии, известен с VII века. Абашидзе находились в родстве с владетельным родом Багратиони и в некоторые моменты грузинской истории соперничали с родом царей. Князь Давид Ильич Абашидзе родился в праздничный день – на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября 1867 года недалеко от Тбилиси, в родовом имении Веджины. С младых ногтей он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде… Молодой аристократ с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета (Одесса, 1891) и в тот же год, неожиданно для близких, поступил в Киевскую Духовную академию. На первом курсе, в возрасте 24 лет, он был пострижен в монашество, при постриге получил имя в честь святителя Димитрия Ростовского. Он вышел на поле битвы. Дыхание революции, тектонические сдвиги русской почвы уже чувствовались повсюду – и в Одессе, и в Киеве, и на Кавказе. Оставалось всего несколько лет до того момента, когда и пламя начнёт выхлёстывать из бездны на поверхность.

http://pravoslavie.ru/37456.html

Многие выдающиеся настоятели обители и ректоры академии занимали затем архипастырские должности и участвовали в важнейших событиях русской истории. Гедеон I (Вишневский), епископ Смоленский и Дорогобужский, бывший архимандритом монастыря и ректором академии с 1723 по 1728 годы, не покорился Феофану (Прокоповичу). Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит Новгородский и Олонецкий, в 1768 году избран депутатом Уложенной комиссии. Антоний (Герасимов-Зыбелин), архиепископ Казанский, удерживал свою паству во время пугачевского бунта. Архимандрит Заиконоспасского монастыря Симеон поминал князя Багратиона в первую годовщину его смерти. Два великих пастыря, вышедшие из стен Заиконоспасской обители, особенно запомнились. Первый – Серафим (Глаголевский), выпускник Московского университета, принявший в Заиконоспасском монастыре постриг. В 1819 году он стал митрополитом Московским и Коломенским, а с 1821 года – митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Эстляндским и Финляндским и архимандритом Александро-Невской лавры. Митрополит Серафим, заботившийся о поднятии уровня образованности духовенства, выступал ревностным противником масонства, тайных обществ и нездоровой мистики, охватившей русское общество и правительственные круги во вторую половину царствования Александра I. Владыка предупреждал императора, у которого был в чести, об исходящей от тайных обществ опасности государственного переворота и добился их запрета в 1822 году. Еще через два года его стараниями был низложен министр духовных дел и народного просвещения князь А.Н. Голицын, увлекавшийся подобными идеями, и закрыто Библейское общество. Император пожаловал митрополиту орден святого апостола Андрея Первозванного. И именно митрополиту Серафиму довелось провожать Александра Благословенного в сентябре 1825 года, когда он навсегда оставлял Петербург. Государь предчувствовал это. Ранним утром он прибыл в лавру и принял благословение от митрополита, помолился у мощей святого Александра Невского и плакал во время молебна, потом попросил возложить ему на голову Евангелие и, покидая обитель, просил молиться о нем и долго крестился на собор. Умер он в Таганроге в ноябре того же года.

http://pravoslavie.ru/4425.html

Описывая дальнейшие события, Леонтий Мровели указывает, что вскоре после Крещения Грузии св. Мириан направил к св. Константину посольство во главе с И., прося прислать в Грузию часть Животворящего Креста Господня, обретенного в то время св. Еленой. Св. Константин приказал доставить в Картли подножие Св. Креста и гвозди, к-рыми были прибиты руки Господа. Визант. император прислал еще неск. священнослужителей, а также каменщиков и плотников для строительства груз. храмов. Следуя в Мцхету и по пути обращая в христианство народ, И. оставил гвозди в Эрушети, подножие Креста в Манглиси; в обоих местах было начато строительство храмов. Об И. также известно, что позже он вместе со св. Ниной проповедовал в горах Мтиулети и крестил горцев-язычников. Перед кончиной св. Нина приняла из рук И. причастие; святая просила И., чтобы тот, выбирая себе преемника, поставил епископом Картли Иакова ( Леонтий Мровели. 1955. С. 117, 126, 127). В начале царствования Бакара (60-70-е гг. IV в.), сына царя св. Мириана, И. все еще занимал пост Предстоятеля Церкви Картли; в 60-х гг. IV в. епископом Картли уже назван Иаков (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 324). Ист.: Мокцеваи Картлисай//Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 322, 324 (на груз. яз.); Леонтий Мровели. Житие груз. царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 115-117, 126, 127; Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин - о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959. С. 8 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Иоане I//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 10-11 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469648.html

Матушка Тамара и послушница Лариса Хури (буд. мать Тамара) на Елеоне. Кон. 1950-х – нач. 1960-гг. В нынешнем, 2020-м году торжественно отмечается 100-летие образования Русской Православной Церкви Заграницей. По Промыслу Божию, суждено было части российского духовенства спасать от большевистского террора и уничтожения Русскую Православную Церковь, а по сути – старую Россию, в дальнем Зарубежье. Как писал главный Первооснователь и первый Первоиерарх РПЦЗ – Митрополит Антоний (Храповицкий) , «по попущению Господню, за нераскаянные грехи тяжкие, суждено нам сохранить на чужбине Православную Церковь Христову, заново создав ее организации». Дело, конечно, было не только в сохранении организации. Важнее было сохранить саму Православную Россию, хотя бы за рубежом. А без Заграничной Церкви сделать это было невозможно. И созданием 100 лет назад Русской Православной Церкви Заграницей выжившая и выстоявшая старая Россия была сохранена, пусть и в дальнем Зарубежье и в рассеянии. Одним из главных символов Русской Зарубежной Церкви стал и является до сего времени Ставропигиальный русский Святой Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь во Святом Граде Иерусалиме. Сначала, в 1906-м году, при Елеоне была образована женская община во главе с настоятельницей монахиней Евпраксией (Миловидовой), а затем, в 1924-м году, по ходатайству Митрополита Антония, Иерусалимский Патриарх Дамиан дал благословение на придание этой женской обители статуса самостоятельного монастыря. Матушка Тамара и архимандрит Димитрий Начальник РДМЗ в 1951–1968гг. духовник Елеонского монастыря архимандрит Димитрий (Биакай) Число сестер в святой обители доходило до 300, однако к началу 1950-х годов, после тяжелейших испытаний мировыми войнами и страшными потрясениями, число насельниц стало резко убавляться. Основной – русский – старый состав монастыря переходил в «жизнь вечную, в путь всея земли». Создалась прямая угроза запустения монашеской жизни и оскудения обители. Руководство РПЦЗ во главе с Митрополитом Анастасием (Грибановским) направило в 1951-м году на спасение обители двух замечательных подвижников – архимандрита Димитрия (Биакая), ставшего начальником Русской духовной миссии за границей, и игуменью Тамару (Великую княгиню императорской крови Татьяну Романову-Багратион-Мухранскую).

http://pravoslavie.ru/127961.html

1999. C. 273). Есть мнение, что в др. могиле (при перестройке церкви повреждена и засыпана землей) был погребен Иоанн Лаз, о к-ром в Житии П. И. было сказано: «И похоронили его с большими почестями в грузинском монастыре, который построили они, святые» ( Кубанеишвили. 1946. T. 1. С. 256-272). П. И. был изображен в росписи зап. стены кафоликона Крестового монастыря ( Вирсаладзе. 1973. C. 40, 47; Мамиствалишвили. 2014. C. 36-79). Груз. версия Жития П. И. изобилует множеством эпитетов, отражающих значение для грузин деятельности П. И. и его раннее почитание в груз. среде: «слава грузин» ( ), «светило и сияние грузинского народа» ( ), «звезда грузинского народа» ( ), «светило, возникшее на грузинской земле» ( ), «верная стена грузин» ( ) и др. (Ареопагитский сб. 1982. С. 173-191). В груз. версии Жития П. И. четко определяется как халкидонит и противопоставляется еретикам (монофизитам/яковитам/северианам): в видении, к-рое он видит после Халкидонского Собора, души замученных еретиками православных возносятся ко Господу, а души еретиков спускаются в ад (главы 35-36); после кончины имп. Маркиана еретики пытаются его убить (главы 37-38); правление императора-халкидонита Льва I описывается как благословенное время, когда П. И. смог вернуться на свою кафедру (гл. 43), и т. д. Сомнения в его православии появились в Грузии в XVIII в., когда вследствие персид. завоеваний в стране усилилась пропаганда монофизитства. Очевидно, именно в это время в Грузии стало известно, что в негруз. источниках П. И. считается монофизитом. В груз. историографии начиная с этого времени прослеживается двоякое отношение к П. И. С одной стороны, при царе Картли Вахтанге VI Багратиони (1716-1724) комиссия ученых мужей включила в «Картлис Цховреба» сведения о деятельности П. И. как одного из первых святых ГПЦ. С др. стороны, при царе Ираклии II (в Кахети - в 1744-1762, в Картли-Кахети - в 1762-1798) на 2 дек., день поминовения П. И., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) внес память свт. Иессея Цилканского , Житие к-рого составил католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион ( Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737/38). По наблюдению Марра, в Часослове 1710 г., изданном по повелению Вахтанга VI, имя П. И. упоминалось под 2 дек., в Часослове 1722 г.- отсутствовало вовсе ( Марр. 1896. С. XIV-XV). Церковь полностью не исключала поминовение П. И.: его имя встречается в рукописях 2-й пол. XVII в. (напр., НЦРГ. Q 646, XVII-XVIII вв.; НЦРГ. H 342, 1661 г.), но уже под 3 дек. В колофонах, сделанных в различных рукописях «Картлис Цховреба», он также долгое время еще считался халкидонитом (один из последних колофонов датирован 1839 г.). Марр в предисловии к изданию Жития П. И. представлял его как привлекательную для каждой из сторон (монофизитов и халкидонитов) фигуру, весьма пассивно участвовавшую в «религиозных распрях» ( Марр. 1896. С. IV).

http://pravenc.ru/text/2580396.html

В завещании И. просил погрести его в гареджийском мон-ре Натлисмцемели. Однако из-за «неспособного пути» братия Крестовоздвиженского мон-ря упокоила его в своей обители. Брат И., отставной поручик Грузинского гусарского полка кн. Н. Саакадзе, воспротивился нарушению воли умершего и выхлопотал в Святейшем Синоде разрешение вывезти останки И. на родину. Тело И. было упокоено в Гареджи, однако ввиду запустения мон-ря по приказу царя Картли Теймураза II (1744-1762) перенесено в кафедральный собор Тбилисский Сиони ( Гавриил Мцире. 1989. Т. 5. С. 128). А. Н. Муравьёв передает бытовавшее во время его посещения Грузии в сент. 1846 - июле 1847 г. предание о том, что И. через год после смерти являлся во сне имп. Елизавете Петровне и просил отпустить его на родину. Рассмотрение дела об имуществе И., к-рое святитель завещал раздать груз. церквам и мон-рям, продолжалось 4 года (указы Святейшего Синода: 101 от 5 февр. и 406 от 17 июня 1751 г.; 113 от 21 янв. 1752 г.). Наконец, согласно указу Святейшего Синода 2019 от 23 июня 1755 г., Сенат предписал имущество И. «за границу в Грузию... сверив с реестром… освидетельствовав, пропустить». Почитание святителя, очевидно, возникло практически сразу после захоронения его в Грузии. П. Иоселиани , ссылаясь на то, что он эти сведения получил от патриарха Антиохийского Иерофея (1850-1885), пишет, что исцеление от прикосновения к мощам святого получали не только православные, но и инославные, напр. армянин-монофизит Татула, «патры» (вероятно, католич. пресвитеры) Никола и Филипп, о чем стало известно из донесения жившего одно время в Грузии греч. мон. Афанасия (впосл. патриарх Иерусалимский Афанасий V ) Иерусалимскому патриарху (очевидно, Анфиму (1788-1808)) ( Иоселиани. 1895. С. 160-161). По словам Муравьёва и Иоселиани, царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) неоднократно прибегал к молитвам И. для исцеления своих детей Илии и Тамары, а также дважды открывал могилу, чтобы «целовать его мощи». 22 дек. 1800 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний II (Багратиони), царевич Юстин, архиеп. Руисский Иоанн (Макашвили) и еп. Руставский Стефан перенесли часть мощей И. из Тбилисского Сиони во дворец, чтобы умирающий царь Георгий XII († 28 дек. 1800) мог приложиться к ним ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 142; Иоселиани. 1895. С. 204-205).

http://pravenc.ru/text/468965.html

Царевич Иулон Ираклиевич, святого Александра Невского кавалер; женат на княжне Соломее Амилахоровой Царевич Вахтанг Ираклиевич; женат на княжне Андронниковой Царевич Антоний Ираклиевич, католикос Грузии и святого Александра Невского кавалер † 1832 Царевич Мириани Ираклиевич, российский действительный тайный советник и сенатор † 15 октября 1834 Царевич Александр Ираклиевич (удалился в Персию); женат на Марие Исааковне Шах-Назаровой Царевич Фарнаоз Ираклиевич; женат на княжне Анне Георгиевне Эристовой Царевна Тамарь Ираклиевна, за князем Давыдом Орбелиани Царевна Мария Ираклиевна † 1829; за князем Цициановым Царевна Елена Ираклиевна, за царевичем Имеретинским Арчилом Царевна Кетевань Ираклиевна, за Князем Иваном Константиновичем Багратионом-Мухранским Царевна Анастасия Ираклиевна, за князем Ревазем Эристовым Царевна Екатерина Ираклиевна, за князем Чалокаевым Царевна Фёкла Ираклиевна † 1846; за полковником князем Вахтангом Орбелиани Царевна Елисавета, за князем Георгием Амилахваровым КОЛЕНО XXXIX: Царевич Давыд Георгиевич, российский генерал-лейтенант и святого Александра Невского кавалер † 1819; женат на Елене Семёновне Абамелик Царевич Иоанн Георгиевич; женат на княжне Кетеване Зурабовне Церетелли Царевич Баграт Георгиевич, российский сенатор † 1841; женат на княжне Екатерине Дурмишхановне Царевич Теймураз Георгиевич, рождение 1782 † 1846; женат на княжне Елене Отаровне Амилахоровой Царевна Варвара Георгиевна † 1801, за князем Симоном Андронниковым Царевна София Георгиевна † 1838; за князем Луарсабом Тархановым-Моуравовым Царевна Нина Георгиевна † 1847, за владетелем Мингрелии князем Григорием Дадианом Царевна Репсима Георгиевна † 1847; за князем Дмитрием Чалокаевым Царевна Гаианна Георгиевна 22 июля 1820, за генерал-майором (ныне генерал от инфантерии) князем Георгием Евсеевичем Эристовым Царевич Михаил Георгиевич Царевич Джибрил Георгиевич, рождение 13 августа 1788 † 29 февраля 1812 Царевич Илья Георгиевич 18 июля 1854; женат на Анастасие Григорьевне Оболонской Царевич Окропир Георгиевич; женат на графине Анне Павловне Кутайсовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДЕМОН II (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1700-1705). Был поставлен на Патриарший престол по смерти своего дяди, католикоса-патриарха Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1692; 1695-1700), царем Кахети Ираклием I (Назарали-ханом) (1688-1691, 1696-1703; царь Картли в 1688-1703). Интронизация Е. была подтверждена грамотой иранского шаха (КЦ. Т. 4. С. 478). Е. был сторонником политического курса Ираклия I, преемником к-рого стал Вахтанг VI Багратиони (джанишин Картли в 1703-1712; царь Картли в 1716-1724). Груз. историк Вахушти Багратиони писал, что богобоязненный и боголюбивый Е. был весьма трудолюбив, уважал духовенство, строил церкви, украшал кресты и иконы, отличался милосердием, мудростью (Там же. С. 481). В 1705 г. царь, собиравшийся провести реформы в гос-ве, созвал Церковный Собор, на к-ром Е. был смещен и «обвинен в невежестве», на Патриарший престол был избран вернувшийся из России Доментий IV (Багратиони ; 1705-1741), брат Вахтанга VI и его политический единомышленник (Там же). Ист.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 476, 478; ПГП. 1970. Т. 3. С. 627, 635, 636. Лит.: Ломинадзе Б. Мат-лы XVII-XVIII вв. по истории хронологии Грузии//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1951. Вып. 29. С. 176 (на груз. яз.); Качарава Э. Евдемоз II (Диасамидзе)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 116-117 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/187047.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010