Известны у них наипаче три довольно пространные летописи своего отечества, писанные издревле разными неизвестными сочинителями. Из всех этих летописей и других грузинских памятников князь Вахушта Багратионов сочинил в прошедшем столетии обстоятельную историю своей нации. Некоторое хронологическое сокращение оной написал и покойный Преосвященный Католикос Антоний, а также в 1800 году напечатал в Тифлисе свое сокращение и царевич Давид. Многие славные случаи грузинского народа воспеты у них не только в народных у всех повторяемых доныне песнях, но и в целых поэмах, весьма давно писанных. Не исчисляя древних, о коих нечто особенно сказано будет ниже, довольно здесь упомянуть, что покойный Преосвященный Католикос Антоний 11 , кроме вышеупомянутых уже книг его, сочинил стихами некоторый род довольно пространной поэмы в похвалу славных мужей грузинского народа, отличившихся в церкви и гражданских делах. Песни эти расположил он хронологическим порядком, и все свое сочинение наименовал Цкобилситкваоба, как бы порядочнословие. Есть несколько его од царю Ираклию на случай побед его над персианами, на восстановление им в Тифлисе типографии и проч. Он сочинил также до двадцати высоких и красноречивых прозою панегириков разным грузинским мученикам и святым. Эти панегирики известны в Грузии под общим названием Мартириков. Грузины имеют на своем языке исторические книги и о других народах. Есть у них пространный Хронограф, давно переведенный с греческого, и Иосифа Флавия древности иудейские. Покойный Преосвященный католикос Антоний с греческого же велел перевести Историю Соборов, а с российского Историю Квинта Курция, и при нем переведена с российского же Троянская История. С этого же языка Преосвященный Гаий, Епископ Сараптовский, преложил для них Духовный Регламент, Богословию Преосвященного Платона митрополита московского, Мармонтелева Велисария и Китайское нравоучение; а Преосвященный архиепископ Ахталымский и член Святейшего Синода Варлаам, Историю славных государей и великих генералов сочинен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

памятники. C. XXIII). Решающей в славянизации груз. богослужения стала деятельность католикоса Антония I (Багратиони) и его окружения. В 1750 г. в Тбилиси появилось издание исправленного по слав. образцу груз. Служебника, к-рый стал точной копией слав. Служебника (не считая сокращения Учительного известия). Будучи в России, католикос Антоний I и его сотрудники отредактировали на основе слав. текстов грузинские Октоих (Там же. С. XX) и Часослов (см., напр., тбилисское издание 1791 г.). Антоний исправил Садгесасцауло ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XXVIII-XXIX; об основных чертах окончательной редакции Садгесасцауло Антония см.: Кавтария. 1977. С. 105-118), а также Постную Триодь (см., напр., тбилисское издание 1793 г.). Во всех этих книгах изменены не только рубрики, но также зачастую и сами литургические тексты, добавлены новые песнопения, отсутствующие в груз. рукописях. Кроме формуляров литургий католикос Антоний правил и др. последования Евхология, напр. чин хиротонии епископа (см.: Чин и устав рукоположения...). Во всех книгах, исправленных Антонием и деятелями его окружения (прот. Алексий Месхишвили, архим. Трифиллий и др.), радикальной переделке подверглась груз. литургическая терминология - зачастую за счет калькирования славянской. При правке текста молитв и песнопений католикос Антоний I исходил из собственных представлений об истории груз. языка. Вероятно, он желал архаизировать язык (см.: Имнаишвили. 1979. С. 77), но на деле это обернулось грубым нарушением норм древнегруз. языка. Большинство грамматических, орфографических и лексических изменений Антония не имеют оснований ни в древне-, ни в новогруз. языках (см. там же. С. 76-78; Шанидзе А. 1964). Сказалось также слабое знание Антонием церковнослав. языка (об этом см.: Кекелидзе. 1914). Несмотря на недостатки, исправленные католикосом Антонием и его сотрудниками книги до сих пор доминируют в груз. богослужебной практике. Католикос-Патриарх Илия II освящает кафедральный собор Св. Троицы (Самеба).

http://pravenc.ru/text/639853.html

В 1748 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) изгнал персов из Тбилиси, в ознаменование чего на вост. фасаде М. была сделана 7-строчная надпись в стихах: «Царь Ираклий силою отнял эту [церковь] у врагов. С крестом Христовом - как щитом, предшествуемый в деле. Освободил церковь, сделал ее себе придворною. Таков плод усердия христолюбивого царя, подвиг в славу Бога и предстательство царя Ираклия» ( Иоселиани. 1866. С. 24; Беридзе и др. 1969. С. 18). Царь Картли Теймураз II (1744-1762) и царь Ираклий II возобновили в М. богослужение: «Украсили Метехский монастырь Всесвятой (Богородицы.- Авт.) святою церковью, поставили сонм священников... Святой католикос Антоний (католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788).- Авт.) освятил дом Божий» ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 173). Очевидно, со 2-й пол. XVIII в. М. действовала только как церковь. Здесь была учреждена начальная школа. Грузинский историк Иоселиани приводит рассказ о том, что 23 апр. 1753 г. царь Теймураз II подарил на день ангела своему внуку, 7-летнему Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800)), изготовленное из желтого атласа знамя. На знамени была вышита икона Метехской Пресв. Богородицы. В М. католикос-патриарх Антоний I освятил его и вручил царевичу. Георгия определили на воспитание в М., а церкви пожертвовали драгоценный потир, облачения и 3 двора крестьян. В XIX в. знамя хранилось в доме Иоселиани. Однако в 1830 г. Е. Иоселиани, отец П. Иоселиани, из-за страха перед новой российской властью сжег древко, серебряный шар от знамени продал, а на вырученные деньги изготовил киот, куда спрятал полотнище ( Иоселиани. 1936. С. 26-27). Настоятелями М. в этот период были протоиереи, они также занимали должность директора метехской школы. Известны имена неск. протоиереев 2-й пол. XVIII в. Так, в 1769 г. метехский прот. Иессей, сын авлабарского мамасахлиси (старосты), купил у Читахашвили торговые лавки в Тбилиси (Док-ты по истории Тбилиси. 1962. С. 329). В 1778 г. прот. Иессей Хирселашвили подписал грамоту о добровольном вступлении Чилиндришвили в крепостную зависимость к настоятелю гареджийского мон-ря Натлисмцемели Евфимию ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 91-92). В 90-х гг. XVIII в. протоиереем М. был Иессей Сулханишвили, духовник Ираклия II и современник Георгия XII. В 1792 г. он участвовал в разборе тяжб крестьян Эситашвили против князей Чолокашвили ( Такаишвили. Древности. 1899. Т. 1. С. 421; Иоселиани. 1936. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Его трудами были спасены от разорения и захвата: Елеон, Гефсимания, Вифания, Фаран, Хеврон и Иерихон Православное богослужение было поставлено на необычайно строгую высоту. Никаких нововведений и отступлений от богослужения при отце Димитрии не допускалось. Этот закон сохраняется и доныне. Сестры монастыря прекратили зарабатывать себе на пропитание за стенами обители, перестали ходить в лохмотьях. К каждой сестре проявлялось персональное внимание. Никто не был брошен на произвол. За немощными лежачими сестрами в особой больничке ухаживали молодые сестры. Голодным никто не был. Князь Антоний (Абашидзе), ныне святитель схиархиепископ Антоний, местночтимый святой УПЦ МП Старые елеонские русские арабки вспоминают: умирала сестра, и отец Димитрий помещал в газете «Православная Русь» в обязательном порядке краткую о ней поминальную заметку. Тогда всем этим занимался отец Димитрий. К каждой сестре был свой, особый подход. Отец Димитрий в буквальном смысле слова полагал душу свою за други своя. Он оказывал помощь даже не православным, к примеру, арабам, когда те оказывались нуждающимися в такой помощи. К содержанию обителей стало привлекаться местное православное арабское население, которое стало отдавать в монастырь юных воспитанниц для восприятия ими русской монашеской жизни. Так на Святом Елеоне и в Гефсимании появилось свое, русское, арабское православное воинство Христовых невест, молитвами которых Господь сохранил русские обители на Иерусалимской Земле. Игумения русского Елеона матушка Тамара (Романова-Багратион-Мухранская) Старейшие знаменитые русские елеонские арабки-монахини – м.м. Феоктиста, Мелания, Рафаила, Тамара, Вероника, Екатерина, Магдалина, Христина, Аполлинария, Афанасия, Анастасия, гефсиманские: Серафима, Феодосия, Павла и многие, многие другие, в прямом смысле слова как преданные дщери своего аввы Димитрия, сохранили для будущих поколений величайшие русские иерусалимские обители и являются примером и образцом каждодневного монашеского подвига. Отец Димитрий непосредственно преподавал русским арабкам Закон Божий, богослужение и русскую и всеобщую историю. Его ученицы, среди которых старшая сестра Елена, уставщица монахиня Екатерина (Самара), на протяжении десятилетий ответственно несут подвиг надлежащего елеонского богослужения русской традиции.

http://pravoslavie.ru/133441.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Особенно трудным для Н. е. стало время господства в регионе турок (осмалоба) и иранцев (кизилбашоба) в 1723-1744 гг. Павленишвили, Шаликашвили и др. тавады, а также крестьяне и церковные крепостные захватывали церковное имущество, отказывались служить епископу и выплачивать налоги. Впосл. цари Теймураз II, Ираклий II, Георгий XII, католикосы-патриархи Антоний I, Антоний II (Багратиони) и дикастерия не раз издавали указы о возвращении никозели незаконно захваченных земель в период осмалоба и кизилбашоба. Недействительными считались купчие грамоты 1723-1744 гг. Все церковное имущество отходило Н. е., компенсацию новые хозяева должны были получить от лиц, продавших им имения, или от их наследников. Купленные законным путем земли оставались в собственности их владельцев, однако их обязывали платить в пользу церкви мон-ря Никози поземельные налоги гала (урожаем) и кулухи (вином). Никозским архиереям предписывалось со временем выкупить все земли, т. к. «негоже» было оставлять церковные владения отчужденными (Решение о владениях церкви Никози, 1744 г.//ПГП. 1972. Т. 4. С. 360; То же, 1777 г.//ПГП. 1974. Т. 5. С. 39-41; Прошение еп. Никозского Иулия на имя Ираклия II, 1784 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 613; Прошение еп. Никозского Афанасия на имя Георгия XII, 1798 г.//ПГП. 1985. Т. 8. С. 460-462). Нек-рые никозели смогли воспользоваться этими постановлениями; так, в 1775 г. еп. Давид собрал десятину с земель Шошии Сакварелидзе (ПГП. 1981. Т. 7. С. 299-300). Никозели Давида в документах также называют архиепископом и митрополитом. По приказу царя он не раз участвовал в судебных разбирательствах (ПГП. 1972. Т. 4. С. 491, 502-503). Видимо, он пытался распространить свою власть на Тирский мон-рь, поскольку получил от царя Ираклия II приказ всех тирских крепостных привести в повиновение настоятелю мон-ря Авксентию и приставить к тирской церкви 2-3 вооруженных ружьями слуг для беспрепятственного проведения богослужения в Тирском мон-ре ( Пурцеладзе. 1881. С. 38-39; Хаханашвили. 1891. С.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир 22 апреля во время торжественного богослужения в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры совершил чин причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии схиархиепископа Антония (Абашидзе; †1942). Житие новопрославленного святого необыкновенно. Схиархиепископ Антоний (Абашидзе; †1942) Когда о нём говорят впервые, обычно упоминают интригующую подробность: Абашидзе был учителем юного Иосифа Джугашвили в Тифлисской семинарии. Примечательно и то, что для хиротонии во епископа государь император Николай II пожаловал владыке из своего кабинета полный комплект архиерейского облачения с мантией. В годы Гражданской войны он был сподвижником Деникина и Врангеля; при советской власти подвергался арестам, гонениям; старчествовал, проповедовал, творил чудеса; умер в Лавре при немцах… На стыке веков Схиархиепископ Антоний (в миру князь Давид Ильич Абашидзе) родился в 1867 году в своём родовом имении в Грузии. Княжеский род Абашидзе, известный с VII века, состоял в родстве с владетельным родом Багратиони и в некоторые моменты истории соперничал с родом царей. В 24 года молодой князь Давид, с отличием окончив в Одессе юридический факультет Новороссийского Императорского университета, поступил в Киевскую духовную академию. На первом же курсе, в том же 1891 году, он был пострижен в монашество с именем в честь святителя Димитрия Ростовского. В 1896 году о. Димитрий окончил со степенью кандидата богословия Киевскую духовную академию и получил назначение в Тифлис. Предположительно в тот период Абашидзе сумел найти подход к самолюбивому юноше И. Джугашвили и между ними сложились тёплые отношения. Сохранился рассказ известной монахини Сергии (Клименко, 1901-1994): «…когда Сталина за «проказы» сажали в карцер на хлеб и воду, он (о. Димитрий) его жалел и посылал ему покушать…» Абашидзе сменил княжеский дворец на келью монаха – собственно, отказался от наследства отца земного ради обретения Царства Отца Небесного.

http://pravoslavie.ru/53530.html

В 1744 г. персид. шах Надир-шах был вынужден позволить кахетинскому царевичу Теймуразу II занять престол Картли, в Кахети к власти пришел сын Теймураза II Ираклий II. Торжественное помазание царей было совершено в Светицховели молодым католикосом-патриархом Антонием I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788). Этот факт был воспринят груз. народом как величайшее событие политической и культурной значимости: после почти полуторавекового перерыва в Картли и Кахети на трон взошли цари-христиане ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 48). Антоний I, крупный гос. деятель, хорошо разбиравшийся в политических и культурно-образовательных проблемах Церкви и гос-ва, вернул былое влияние Мцхетскому престолу после длительного периода непрекращающихся войн и насилия, во время к-рого ГПЦ оставалась изолированной от остального христ. мира, духовенство не обладало достаточными богословскими и научными знаниями, чтобы защититься от усилившейся пропаганды арм. монофизитства, мн. церкви и мон-ри, в т. ч. центры образования, были разорены и закрыты. Сознавая значение сильной царской власти для возрождения гос-ва и Церкви, католикос-патриарх, сам принадлежавший к картлийской ветви правящего царского дома Багратиони, демонстративно поддерживал Теймураза II и Ираклия II, принадлежавших к кахетинской ветви и сначала довольно враждебно встреченных в Картли. Все решения Антония I, направленные на качественное улучшение организации церковной жизни, были приняты совместно с царями. Также оба царя присутствовали на церковном Соборе 1748 г., где было принято 27 постановлений, касающихся чинопоследования совершения богослужения (ПГП. 1970. Т. 3. С. 798-804). Особое внимание католикос-патриарх уделял организационным и хозяйственным проблемам М. К.: на основании архивных документов он четко определил границы всех епархий, чем положил конец межевым ссорам между М. К., епархиями и мон-рями. Для преодоления отставания в образовании духовенства по инициативе католикоса-патриарха была восстановлена сгоревшая в 1723 г. тбилисская типография ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 155). При поддержке Ираклия II Антоний I открыл духовные семинарии в Тбилиси (1755) и в Телави (1782), начал сбор рукописей, большинство к-рых (7 тыс.) было помещено в б-ку Светицховели ( Жордания. 1991. С. 68).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Н. был хорошо образован, его произведения свидетельствуют о том, что он превосходно разбирался в богословии и гимнографии, обладал даром слова. Груз. гимнограф католикос-патриарх Антоний I в соч. «Цкобилситкваоба» (Мерное слово) отозвался о нем как о замечательном проповеднике и красноречивом ораторе. По мнению акад. К. Кекелидзе , Н. вместе с гимнографом иером. Григорием Додоркели (Вахвахишвили) установил день поминовения прп. Антония Марткопского (17 янв.) и написал службу ему (НЦРГ. Н 1672, предположительно 1703-1711 гг.; Кекелидзе К. Из литургической деятельности Антония I// Он же. 1957. Т. 4. С. 175-186). Однако исследования М. Кавтарии выявили, что это произошло гораздо раньше, а служба написана в 1233 г. католикосом-патриархом всей Грузии гимнографом Арсением IV (Булмаисимисдзе ; 1241/42 - 1249/50) ( Кавтария. 1977. С. 268-306). Вслед за Антонием I И. Багратиони, П. Иоселиани и др. исследователи считали Н. автором службы прп. Додо Гареджийскому (НЦРГ. S 386. Л. 373-376 об.). Кавтария издал текст службы в 1977 г. (по рукописям НЦРГ. А 152 и А 220, переписаны в 1726 г. Доментием Джандиерисшвили в Москве). Песнопения написаны в ритмической форме на 5-й глас. По мнению Кавтарии, служба появилась благодаря тому, что в XVIII в. была заново оценена деятельность сир. отцов, основателей груз. монашества VI в., и их последователей, в т. ч. прп. Додо Гареджийского. В 1733 г. по распоряжению католикоса-патриарха Григория II Н. создал сборник гимнов и песнопений «Увеличенный иадгари» ( ); сборник также известен как «Пицундская грамота» ( Какабадзе. 1921. С. 131-147). Акростих посвятительного ямба содержит слова: «Николоз Руствели, музицирую» ( ); 1-я часть посвящена восхвалению Господа, 2-я - католикоса-патриарха Григория II. После ямба помещен значительный по объему богословский трактат, состоящий из 7 глав: 1-я глава посвящена вопросу Единосущия и Триипостасности Бога, 2-я - двум природам Христа, 3-я - учению об ангелах, 4-я - сотворению человека, 5-я - вопросу о священстве, 6-я - мученичеству, 7-я - преподобным отцам (НЦРГ. Ad 2251. Л. 718-735). Современники (Антоний I и др.) отзывались о Н. как об искусном составителе грамот ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 342). Сохранились автографы Н.- рукописи «грамота приданного» Хорешан, сестры царя Кахети Давида II Имамкули-хана (1717), и грамота Алавердского храма 1721 г. ( Жордания. 1903. С. 232-234). Ф. Жордания , Кекелидзе, Кавтария отожествляют Н. с митр. Тбилисским Николаем (Орбелиани) .

http://pravenc.ru/text/2566020.html

В судьбах этих великих подвижников было очень много общего Господь благоволил отцу Димитрию с рождения. Несмотря на то, что по отцу он был татарином и имел мусульманское имя Исмаил, будущий подвижник Елеона и помыслить себе не мог быть не православным. Фундаментальную духовную отеческую закваску отец Димитрий получил в Киево-Печерской лавре, где он стал пострижеником-монахом с именем Димитрий, в честь святителя Димитрия Ростовского, в 1941-м году. Учителем и духовным отцом постриженика Димитрия стал великий святитель, схиархиепископ Антоний (грузинский князь Абашидзе), ныне прославленный как местночтимый святой Киевской митрополии. Показательно, что сам владыка Антоний был в свое время учителем Иосифа Джугашвили, одного из студентов в Тифлисской духовной семинарии, в будущем одного из самых могущественных тиранов человечества – Иосифа Сталина. Этим объясняется факт неприкосновенности от большевиков владыки Антония в Киеве и в Киево-Печерской лавре в советское довоенное и военное время. Мать Вероника (Рахеб), 2020 г. Последовательно восходил отец Димитрий к вершинам своего духовного подвига: он постепенно стал в лавре иеродиаконом, иеромонахом и игуменом; не имея, как говорилось выше, дипломного высшего богословского образования, благодаря своему самоотверженному самообразованию и самостоятельному получению широчайших исторических, богословских и литературных знаний, он стал членом Духовного Собора лавры и заведующим лаврской Канцелярии. После войны отец Димитрий в сане игумена служил уже в сане архимандрита в различных храмах РПЦЗ. По решению Синода РПЦЗ отец Димитрий в 1950-м году назначается сначала заместителем, с 1951 года – начальником Русской Духовной Миссии Зарубежной Церкви в Святом Граде Иерусалиме. Отец Димитрий (Биакай) и послушница Елена Рахаб, будущая монахиня Вероника. Снимок 60-ых 20 века. Елеон Вместе с ним, почти одновременно, настоятельницей и игуменьей Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря назначается матушка Тамара (Романова-Багратион-Мухранская), Великая княжна императорской крови Романовых, двоюродная сестра Императора Николая II. Отцу Димитрию и матушке Тамаре вместе с другими пасомыми РПЦЗ на Святой Земле Господь доверил величайшую миссию – спасать от разорения и уничтожения Святой Русский Елеон и все другие святые обители РПЦЗ, которые не смогла захватить советская власть с помощью израильских властей после образования государства Израиль в мае 1948 года.

http://pravoslavie.ru/133441.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010