Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) [груз. ] (Эристави) (8.08.1763, Ксанское эриставство - 18.12.1830, Москва), митр., экзарх Грузии (1811-1817). Из рода эриставов Ксанских, сын эристава Давида. Начальное образование получил дома. В 1784 г. окончил Тбилисскую ДС. Со времени учебы в семинарии ему покровительствовал Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788), под рук. к-рого В. изучал духовную и светскую лит-ру и богословие. Молодой иеромонах (точная дата пострига неизвестна) пользовался большим авторитетом при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798). После кончины Антония I Ираклий II собирался возвести В. в сан Католикоса-Патриарха, но по совету наследника престола, царевича Георгия (буд. и последнего царя Георгия XII - 1798-1800), царь и церковный Собор поддержали кандидатуру молодого митр. Антония (Багратиони) (Католикос-Патриарх Антоний II , 1788-1811), сына Ираклия II; В. занял Ахталинскую кафедру. В 1794 г. он отбыл в Россию и поселился в С.-Петербурге, в Александро-Невском монастыре. С 1801 г. В. был советником (или помощником) митр. С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . В марте того же года стал членом Синода РПЦ. В. изучил рус. язык, иврит, рус. лит-ру, возродил груз. типографию, к-рую основал груз. царь Арчил в 1705 г., издал более 20 книг, в т. ч. труды Католикоса-Патриарха Антония I и свою «Грамматику грузинского языка». В 1808 г. В. отозвали в Грузию с поручением составить совместно с ген. А. П. Тормасовым (главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии) и груз. духовенством проект реорганизации Грузинской Церкви. В июле 1809 г. в письме на имя обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына ген. Тормасов предложил создать в Грузии духовную дикастерию по образу существовавших в России (Акты 4. 140). Католикос-Патриарх Антоний II должен был учредить дикастерию и возглавить ее, предполагалось, что В. будет его заместителем. После отъезда Католикоса-Патриарха Антония II в Россию в нояб. 1811 г. В. был назначен временным управляющим груз. духовенством, и разработка проекта учреждения духовной дикастерии была поручена ему.

http://pravenc.ru/text/154217.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 234 опубликовано: 10 февраля 2011г. ГЕРМАН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (ок. 1535-1546). Согласно Вахушти Батонишвили, на Патриарший престол был возведен царем Луарсабом I (1527-1556). Известно, что в 1546 г. Г. и Луарсаб описали сокровища и имущество кафедрального собора Светицховели в Мцхете. Ист.: . // . , 1973. Т. 4. Лит.: -. , 2000. С. 92-93. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Герман, Католикос-Патриарх Восточной Грузии (ок. 1535-1546) Католикосы-Патриархи Восточной Грузии См.также: ЕВАГРИЙ католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03) АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310) АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497) АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АНТОНИЙ II (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811 гг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мученики Исаак и Иосиф. Икона. XX в. (частное собрание) [Эрзурумские; груз. , ], братья-мученики (пам. груз. 16 сент.), пострадавшие от мусульман в 808 г. в малоазиат. г. Карну-Калаки (Феодосиополь, ныне Эрзурум, Турция). Мученичество святых Исаака и Иосифа было создано на арм. языке (Жития святых. 1874. С. 266-271). На его основе католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) создал «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях святых мучеников Исаака и Иосифа, пострадавших в городе Феодосиополе» и внес в свой сб. «Мартирика» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 353-370), содержащий мученичества груз. святых. Католикос-патриарх указал, что Исаак и Иосиф - святые Армянской Церкви и в календарь Грузинской Православной Церкви их память была внесена еще в древности. Однако с кон. XVIII в. в груз. церковных календарях стало указываться, что Исаак и Иосиф - мученики грузинские. Отец св. братьев был знатным мусульманином, мать тайно исповедовала Христа и воспитала детей в христианстве. Дети тяготились исламским окружением и, когда выросли, решили поселиться там, где можно открыто исповедовать свою веру. Об Иосифе известно, что он был женат. Братья обратились с письмом к визант. имп. Никифору I (802-811), в к-ром просили позволить им перебраться в К-поль и поступить на царскую службу. Получив благоприятный ответ, братья стали собираться в дорогу. Старший брат, имя к-рого осталось неизвестным, уехал, Исаак и Иосиф были задержаны по приказу эмира, пожелавшего узнать, почему они покидают город. Братья открыто исповедали Христа. Уговоры эмира и слезы отца не поколебали их мужества, и братья были обезглавлены. В Житии указано, что ночью на тела мучеников спустился столп света и пораженные знамением мусульмане просили христиан предать тела погребению. На месте могилы мучеников в Эрзуруме была выстроена ц. во имя Св. Троицы. До X в. память мучеников совершали 26 сент. Ист.: Жития святых. Венеция, 1874. Т. 4. С. 266-271 (на арм. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос. Восхваление и повествование о подвигах и страданиях святых мучеников Исаака и Иосифа, пострадавших в городе Феодосиополе// Он же. Мартирика//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 353-370, 510-520. Лит.: Жития грузинских святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 149-150; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 430. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674149.html

Виссарион (Дадиани), епископ бывший епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии с 06.06.1898 04.08.1900 Викарии Имеретинской епархии Мингрельский (Чкондидский) епископ Кафедра в Мартвили (Чкондии) Имена Сведения Виссарион (Дадиани), епископ рукоположен с 29.12.1874 по 12.06.1885 уволен, с 01.03.1886 епископ Алавердский, викарий Грузин Алаской епархии; 04.08.1900 Сведения Виссарион (Дадиани), митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Имена Сведения Давид (Церетели), митрополит бывший митрополит без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 09.06.1834 на покое, с 07.08.1843 митрополит Имеретинский Георгий (Кухулашвили), епископ рукоположен с 19.05.1835 02.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.), епископ рукоположен с 14.02.1843 09.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.), епископ рукоположен с 08.09.1853 05.03.1854 Феофан (Габуния), епископ рукоположен с 08.09.1854 01.06.1859 Геронтий (Папиташвили), епископ бывший епископ Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 епископ Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.), епископ рукоположен с 01.01.1863 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел), епископ рукоположен 30.08.1865 с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза; 04.01.1874 С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею Виссарион (Дадиани), епископ рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 01.03.1886 епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии; 04.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Мцхетско-Карталинская 44 Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Имена Сведения Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский), митрополит Кутаисский рукоположен католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранён от управления, с 1757 – архиепископ Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии бывший архиепископ Владимирский (повторно)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБАШВИЛИ [груз. ] Закария [Захарий Николаевич] (1707-1783), груз. церковный деятель. Род. в семье священнослужителя, получил теологическое и философское образование. Рукоположен во иерея в Дманиси. С 1746 г. духовник и советник царя Теймураза II, возведенного на престол по правосл. обряду. Г. возглавлял традиц. крыло в Грузинской Церкви, находился в конфронтации с Католикосом-Патриархом Антонием I (Багратиони) , к-рый покровительствовал миссионерской деятельности католиков. В политических кругах Грузии надеялись на поддержку Рима и Французского королевства против мусульм. окружения. По инициативе Г. Антоний I в 1755 г. был низложен. После смерти царя Теймураза II Католикосом-Патриархом Грузии в 1764 г. вновь становится Антоний, начавший преследования Г. 18 окт. 1764 г. Собор груз. духовенства осудил деятельность Г., лишил его духовного сана и выдворил из страны. В 1767 г. Г. с целью найти поддержку и реабилитироваться в глазах церковной власти предпринял поездку в Кизляр - главный политический, экономический и культурный центр юга России в XVIII в., где с 1735 г. обосновалась груз. колония и где с 1746 г. в Крестовоздвиженском мон-ре подвизался свт. Иоанн Манглисский. Затем Г. отправился в Астрахань к еп. Мефодию и в С.-Петербург, где он представил на суд Святейшего Синода РПЦ соч. в 6 ч. «Помыслы» (Кекел. H-1228). 7 июня 1770 г. Синод оправдал Г. Постановление подписали С.-Петербургский архиеп. Гавриил (Петров), Тверской еп. Гавриил (Кременецкий) и архим. Троице-Сергиевой лавры Платон (Левшин). Г. похоронен в Гелатском мон-ре. Лит.: Хаханов А. С. Очерки по истории груз. словесности. М., 1901. Вып. 3: Лит. XIII-XVIII вв.; ., . . , 1958. Т. 1. М. Кавтария Рубрики: Ключевые слова: АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/161195.html

В 70-х гг. XVI в. османы окончательно заняли Самцхе, преобразовав область в Ахалцихские (Чилдырские) владения паши. З. опустел, сокровищница, в т. ч. и чудотворные Зарзмская икона Божией Матери и икона Преображения Господня, была перенесена в Гурию, в мон-рь Шемокмеди . В XVIII в. груз. историк Вахушти Багратиони писал, что «есть монастырь в Зарзма купольный, прекрасный, в прекрасном месте и ныне не действующий» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 665). Однако сохранились сведения о том, что исторически связанные с З. представители отдельных грузинских феодальных родов (Баладзе, Мгалоблишвили и др.) и во время тур. экспансии приезжали в З. ( Такаишвили. 1905. С. 5). В кон. XIX в. вел. кн. Георгий Александрович Романов, лечившийся в Абастумани, заинтересовался монастырем. Начались расчистка и реставрация монастырского комплекса и росписей. Надпись на зап. стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию вел. кн. Георгия Александровича ( 28 июня 1899), заботой матери-императрицы Марии Феодоровны и вел. кн. Георгия Михайловича при участии придворного архит. В. Свинина и худож. А. С. Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г. ( Беридзе. 1955. С. 135). Храм был освящен, совершались богослужения. После 1921 г. в З. располагалась туристическая база; в 1938 г. был открыт музей. В 1989 г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) освятил главную церковь З., в 1999 г. был образован мон-рь. Настоятелем назначен игум. Антоний (Мачарашвили), с 2003 г.- иером. Николай (Гецадзе). Подвизаются 7 монахов и послушников. Известные настоятели З.: прп. Серапион Зарзмели (сер.- 3-я четв. IX в.), Георгий (3-я четв. IX в.), Михаил (3-я четв. IX в.), Павел (до и после 886), Василий Зарзмели (посл. четв. IX в.), архиеп. Ацкурский Серапион (Хурцидзе) (сер.- 2-я пол. XVI в.), Гавриил (Хурцидзе) (после 1577), игум. Антоний (Мачарашвили) (1999-2003), иером. Николай (Гецадзе) (с 2003). Н. Гиоргобиани, Н. Т.-М., Р. Лабадзе Архитектурный комплекс З. окончательно сложился к 1-й пол. XIV в. Первоначальная церковь не сохранилась, предполагают, что это могло быть однонефное сооружение ( Марсагишвили. 2007. С. 65). Помимо соборного храма и находящейся к юго-востоку от него 2-ярусной колокольни сохранились небольшие однонефная церковь (в неск. метрах к северо-западу от собора) и часовня (пристроена к собору с востока за юж. пастофорием), а также стены 2 малых базилик к югу от храма. Древнейшим сооружением комплекса является однонефный придел XI-XII вв., пристроенный с севера к колокольне; в его стену вмонтирован камень с надписью 979-1001 гг. из ранее построенного храма ( Беридзе. 1955. С. 136). Примерно в 200 м к востоку от церкви находится купель над источником.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Тбилиси, 1959; Цховребов Н. И. История Юго-Осетии в док-тах и мат-лах. Цхинвали, 1961. Т. 2; Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969; Киквидзе А. История Грузии, 1801-1890 гг. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Бендианишвили А. Национальный вопрос в Грузии в 1861-1921 гг. Тбилиси, 1980; Тартарашвили В. Церковные миссионерские деяния царизма в Саингило//История, об-во, география в школе. Тбилиси, 1982. 2 (на груз. яз.); Саришвили Т. Вопросы нар. образования в дореволюционной груз. большевистской прессе: 1901-1921. Тбилиси, 1986. С. 29-31 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк. крестьян в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1993; Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Груз. Церкви. Кутаиси, 1995; Павлиашвили К. Грузинский Экзархат, 1900-1917. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); она же. Грузинская Правосл. Церковь в 1917-1927 гг. Тбилиси, 2000; Бакурадзе И. Тбилисская духовная семинария, история обучения-воспитания в Грузии: Сб. мат-лов. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Рогава Г. Христианская религия и Церковь в Грузии: 1801-1917 гг. Тбилиси, 1997; Макаркин А. Владыка умирал героем//Сегодня. 2000. 125, 10 июня; Бубулашвили Э. Грузинские церк. песнопения в период Экзархата//Нация и традиция. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); он же. Церк. политика царизма в Грузии и ее результаты: 2-я пол. XIX в.//Религия. Тбилиси, 2003. 4, 5, 6 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинская Правосл. автокефальная Церковь, 1917-1952 гг. Тбилиси, 2001; Щеглов Г. Э. Церковь и первая мировая война//Ступени. Минск, 2005. 1(17). С. 33-35. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИОЗ [груз. ] (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в сложнейший для страны период нашествий Тамерлана (груз. Темур-Ленг). Бери Эгнаташвили писал, что во время царствования груз. царя Баграта V (1360-1393) «восседал католикос Елиоз, муж достойных деяний... пас Церковь свою как пастырь добрый и желанный» ( Бери Эгнаташвили. 1959). Сведения Эгнаташвили о том, что Е. преставился почти одновременно с Багратом V и Патриарший престол занял католикос-патриарх Георгий, считают ошибочными, поскольку Е. упоминается в документах 1399, 1405, 1408, 1411, 1413, 1415, 1419 гг. ( Какабадзе. 1913). В 1400 г. под напором войск Тамерлана груз. царь Георгий VII был вынужден уйти через Лихт-Имерети в Зап. Грузию, а Е. «со всей своей паствой и беженцами» вместе с эриставом Виршелом «угнал с собой скот и овец» и укрылся в Шида-Картли в крепости Бехуши (Памятник эриставов. 1979; Аноним. 1959). В 1412 г. на груз. престол взошел царь Александр I Великий, который при поддержке Е. приступил к восстановлению разрушенных церквей и мон-рей. Е. пожертвовал мцхетскому кафедральному собору Светицховели приобретенную его старшим братом Григорием вотчину (ПГП. 1965. Т. 2. С. 114), а также виноградники в селах Горовани и Ахатани, купленные Е. у Датуа Шалвашвили ( Какабадзе. 1913); вернул жителю Мцхеты Иоанну Цхеонисдзе в качестве поминального пожертвования его братьев земли, отобранные царями Багратом V и Георгием VII; утвердил грамоту на выданную Георгием VII Палаванду Палавандисшвили вотчину, а также жертвенную грамоту Химшии Амилахори мцхетскому Светицховели. Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая КЦ: Текст 1-й//КЦ. 1959. Т. 2. С. 340; Аноним. Новая КЦ: Текст 2-й//Там же. С. 446, 449, 472, 473; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2. С. 4, 6, 8 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Пер., исслед., примеч.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 35. Лит.: Абашидзе З. Д. Елиоз//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 67-68 (на груз. яз.). З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/189817.html

Это особенность многих людей, потрудившихся в христианском Иерусалиме: они не собирались здесь оставаться В то время на Святой Земле было много интересных людей из старой эмиграции: игуменья Тамара (Багратион-Мухранская) на Елеоне (дочь Вел. кн. Константина Романова, знаменитого поэта К.Р.), бывший начальник Русской духовной миссии Русской Зарубежной Церкви архим. Димитрий (Биакай) и тогдашний начальник Миссии архим. Антоний (Граббе). Игуменьей в Гефсимании была м. Варвара (Цветкова), сподвижница основательницы монастыря, и многие другие… Помню, как с покойным еп. Агапитом Штутгартским мы сидели в домике у игуменьи Моисеи и вместе пили кофе: владыка, как отметила радушная хозяйка, с молоком, по немецкому обычаю, а мы с ней – без молока, по французскому... И она рассказывала о том, что дом ее родителей в Брюсселе был всегда открыт для верующих и духовенства всех русских юрисдикций, тогда нередко конфликтовавших: «И если один русский епископ, – рассказывала игуменья Моисея, – не хотел у нас встретиться с другим, то он должен был вовремя успеть уйти от нас через задний двор, пока другой не зайдет… Но все эти люди, – добавляла она, – были из одной среды, так что общение с ними всеми, независимо от юрисдикций, было для нас легким». При этом игуменья Моисея была нелицеприятна. Помню, я как-то похвалил новоприсланного начальника Московской миссии: прежний был грубоват, а вот этот такой обходительный. «Да, – говорит она, – но тот был хороший мужик, а этот, вежливый, – типичный советский начальник». Своих симпатий и антипатий она не скрывала, всегда было очень естественна и совершенно не претендовала на какую-то внешнюю «духовность» в своем игуменском облике. При этом, как говорили монашествующие из других стран, посещавшие Елеонскую обитель, монахиня Моисея была совершенно «профессиональной игуменьей». Как говорили монашествующие из других стран, посещавшие Елеонскую обитель, монахиня Моисея была совершенно «профессиональной игуменьей» Она 20 лет возглавляла монашескую общину Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне – одного из самых больших и в Русской Зарубежной Церкви, и на Святой Земле, с 1997 по 2017 г. На эти годы пришлось и воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью Московского Патриархата. В 2017-м г. по состоянию здоровья она была почислена Синодом РПЦЗ на покой, неизменно оставаясь в монастыре. Как и в 1970-е годы ее предшественница – игуменья Тамара (Багратион-Мухранская)...

http://pravoslavie.ru/137939.html

снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926; Бердзенишвили Н. Исторические док-ты о евреях Грузии//Тр. Историко-этногр. музея евреев Грузии. Тб., 1940. Т. 1. С. 162-246; Описание рукописей/Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953. Т. 1 (на груз. яз.); Месяца октября 31 святых и победоносных мучеников Давида и Константина...//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 359-361; Мученичество Давида и Константина Аргветских//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 248-264; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Давида и Константина// Он же. Мартирика. Тб., 1980. С. 154-169 (ПДГАЛ; Т. 6); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим//Груз. проза. Тб., 1984. Т. 6. С. 581-778 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Калмасоба//Там же. С. 1-577 (на груз. яз.); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество Давида и Константина»//Этногр. обозр. М., 1996. 1. С. 104-116. Лит.: Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. Т. 1; Сакварелидзе Т. Из истории груз. чеканного искусства XII в. Тб., 1980 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Зодчие Берекашвили//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители»//Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010