Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кафедра в Чкондиди (Мартвили) Виссарион (Дадиани) митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 9.06.1834 на покое, с 7.08.1843 митр. Имеретинский Георгий (Кухулашвили) епископ, рукоположен с 19.05.1835 † 2.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 14.02.1843 † 9.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.) епископ, рукоположен с 8.09.1853 † 5.03.1854 Феофан (Габуния) епископ, рукоположен с 8.09.1854 † 1.06.1859 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 en. Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.) епископ, рукоположен с 1.01.1863 † 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел) епископ, рукоположен 30.08.1865 † 4.01.1874 (с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза) С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею, Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) митрополит Кутаисский, рукоположен с 1740 католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранен от управления, с 1757 архиеп. Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии, бывший архиеп. Владимирский повторно) † 1.03.1788 Антоний II (Багратиони) последний католикос-патриарх Мцхетский и всея Грузии с 1789 по 30.01.1811 на покое; † 21.12. 1827 с 8.07.1811 по 30.08.1814 переименован митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Имеретинский Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (Грузинская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Мцхете и в Тифлисе Варлаам (Эристов) митрополит, экзарх Грузии и Имеретии с 30.08.1814 по 14.05.1817

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

В дек. 1762 г. И. созвал Собор, на к-ром были приняты постановления, направленные на упорядочение церковной жизни Вост. Грузии: разработаны и зафиксированы права и обязанности архиереев и иереев; устранены различия и нарушения в проведении богослужения; приведены в порядок храмы и осуществлена опись церковного имущества и утвари; отстранены от совершения богослужений малограмотные священнослужители; архиереям было предписано обратить внимание на уровень образования священников и мирян в епархиях (ПГП. 1970. Т. 3. С. 848-849). В 1756 г. Антоний I направил ходатайство об амнистии в Святейший Синод РПЦ, 16 марта 1757 г. он был оправдан, 23 нояб. указом имп. Елизаветы Петровны назначен архиепископом на Владимирскую и Яропольскую кафедру РПЦ. После восхождения на престол Картли Ираклия II Антоний I 20 марта 1763 г. по приглашению царя вернулся в Грузию и на Соборе ГПЦ (2-8 окт. 1764) был провозглашен католикосом-патриархом ( Кавтария. 1977. С. 18-40). И. был переведен на Харчашнийскую кафедру, затем уволен за штат и отправлен в дер. Метехи. И. был причислен к лику святых при католикосе-патриархе Восточной Грузии Антонии II (Багратиони) (1788-1811). Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 211 (на груз. яз.); Папуна Орбелиани. История Картли/Ред., коммент., словарь: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981. С. 244 (на груз. яз.). Лит.: Жордания Ф. Антоний I Католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Иеропольский//ДВГЭ. 1891. 14. С. 28-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; Кавтария М. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Надирадзе К. Иосеби//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 129-130 (на груз. яз.). К. Надирадзе Рубрики: Ключевые слова: ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/text/578463.html

1901. С. 33). В февр. 1801 г. он написал католикосу-патриарху Антонию II (Багратиони) : «По случаю присоединения Грузии к Российской империи, Е[го] И[мператорскому] В[еличеству] угодно иметь подробные сведения о состоянии находящегося в Грузии духовенства, вследствие чего прошу Ваше Святейшество доставить мне благосклонные Ваши отзывы на следующие пункты: 1. Сколько и какие во всех областях Грузии епархии, кто управляющие ими архиереи, и архиереи сии каким духовным начальством управляются; 2. Сколько в каждой епархии мужских и женских монастырей, кафедральных и приходских церквей, и как и откуда архиерей, монастыри и священники получают доходы на содержание; 3. Имеют ли архиереи для управления монастырями и церквами какие-либо судебные органы, как, например, дикастерия или духовные правления, кто является их членами и какие у них доходы; 4. По гражданским делам духовные лица судятся в одних только духовных судах или в гражданских; 5. В духовные лица производятся представители одного отдельного сословия, как в России, или из всех других сословий; 6. Имеются ли в епархиях для духовных лиц училища и чему в них обучаются?» (АКавАК. Т. 1. С. 529). Католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. Католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. Католикос-патриарх Антоний II передал Кноррингу ответ вместе с кратким очерком истории ГПЦ (Там же. С. 530). Главной католикос назвал Мцхетскую епархию с патриаршей кафедрой в Мцхете, а также перечислил 8 епархий в Картли с кафедрами в Тифлисе, Самтавро, Руиси, Урбниси, Самтависи, Цилкани, Манглиси и Никози, 6 епархий в Кахети с кафедрами в Бодбе, Алаверди, Ниноцминде, Рустави, Некреси, Харчаши, а также 11 мон-рей в Картли и 12 в Кахети, многие из к-рых к тому времени уже не действовали. Католикос-патриарх Антоний II указал, что архиереи, архимандриты и монастырское духовенство получали доходы от церковных и монастырских крестьян и имений, а приходские священники - от треб и личного хозяйства.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Иоанн Хахульский. Икона. XX в. (частное собрание) [Хахульский; Окропири; груз. ] (X-XI вв.), прп. (пам. груз. 10 марта) Грузинской Православной Церкви, мон. расположенного в Кларджетской пустыни монастыряря Хахули (ныне на территории Турции). Сведения о нем сохранились в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Мтацмидели), написанном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели), а также в колофонах 2 груз. рукописей, хранящихся в Иерусалимской Патриаршей б-ке рукописей. Предполагают, что И. Х. подвизался в груз. Иверском монастыре на Афоне и именно его прп. Георгий Святогорец упоминает как афонского сподвижника и друга прп. Евфимия:«Многие достойные и святые мужи приходили к нему (прп. Евфимию.- Э. Г.)... Арсений Ниноцмидели и Иоанн Хахулели и Окропири» (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 95). Считается, что прп. Георгий назвал И. Х. Окропири (груз.- Златоуст), т. к. преподобный славился ораторским искусством. И. Х. как заказчик рукописи упоминается в сборнике Поучений свт. Кирилла Александрийского (Hieros. Patr. 123, XI в. Л. 2 [Цагарели]; Hieros. Patr. 151 [Блейк]), как переписчик - в Минее на февр. (Hieros. Patr. 35, XI в. Л. 252-252 об. [Цагарели]), известной по описанию А. Цагарели и по сведению исследовавшего ее архим. сщмч. Григория (Перадзе) ; позже рукопись была передана в одну из б-к Вены. По мнению Цагарели, «писец этой рукописи... вероятно, известный архиепископ Иоанн Хахулели, прозванный за красноречие Окропири, который жил и подвизался при царе Баграте III, † 1014 г.» ( Цагарели. 1888. С. 164, 179). И. Х. был хорошо известен в позднее средневековье; груз. гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) писал о нем: «Окропири имя, золотой голос Иоане, взошел, как солнце, в Хахули, просветитель грузин и абхазов, любящий мудрость, фразу прекрасную, достойный похвалы» (НЦРГ. А 602; Н 192; S 1; РНБ. E 65; еще в 8 рукописях - Антоний I (Багратиони). 1972. С. 164, 700, 701). Некоторые грузинские исследователи отождествляют И. Х. с груз. писателем и проповедником того же времени архиеп. Иоанном Болнели. Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888. С. 164, 179; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Bibliothèque patriarcale grecque à Jérusalem//ROC. 1922/1923. Vol. 23; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 2. С. 454-456; Антоний I (Багратиони). Мерное слово/Ред.: Р. Барамидзе. Тбилиси, 1972. Т. 1. С. 164, 700, 701 (на груз. яз.). Лит.: Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 39; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 408. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/471537.html

Гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) в соч. «Мерное слово» (2-я пол. XVIII в.) посвятил И. Ш. 2 строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 275, 770-771). О почитании И. Ш. известно с древности. Соч.: Абдул-Мессия//Древнегруз. одописцы/Сост., исслед., предисл., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1964. Т. 2 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Древнегруз. одописцы: XII в. СПб., 1902. С. 1-27. (ТРАГФ; Кн. 4); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 383-386. 1949. Т. 2. С. 198-209; История и восхваление венценосцев/Пер.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 77, 79; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 283, 285; Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 136; Грузинская поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв./Сост., исслед., коммент., словарь: С. Цаишвили. С. 192-200 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Исслед., сост., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 275, 770-771 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 301-305 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Новые известия афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982. С. 16-18 (на груз. яз.); Метревели Е. Так называемое Восхваление Тамар и Давида//История груз. лит-ры. Тбилиси, 1966. Т. 2: XII-XVIII вв. С. 90-115 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 323-326; 1981. Т. 2. С. 233-247; Сирадзе Р. Христ. культура и груз. лит-ра. Тбилиси, 1992. Т. 1. С. 97-105 (на груз. яз.); она же. Культура и образное мышление. Тбилиси, 2008. С. 128-136; Сулава Н. «Песнь Богоматери Вардзийской» Иоане Шавтели//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1997. 1/4. С. 81-96 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 128-145 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 422. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/471558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ X (Херхеулидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1741-1744). Согласно сведениям груз. царевича Вахушти Багратиони , Н. был избран на престол первоиерарха Грузинской Православной Церкви согласно воле умирающего католикоса-патриарха Доментия IV ( Багратиони; 1705-1724, 1737-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 518). Груз. историк Папуна Орбелиани в «Истории Грузии» подробно написал об этом. Доментий IV «при жизни велел назвать католикоса», и церковный клир Картли-Кахети выбрал сына царя Картли Иесе (1714-1716) - Антония (католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) в 1744-1755, 1764-1788), к-рый «с раннего возраста отказался от богатства, престола и постригся в монахи, и при жизни его дядя (Доментий IV.- Авт.) желал его патриархом после себя и на этом настаивал церковный клир, чтобы он занял престол после дяди». Однако Антоний отказался. Тогда обеспокоенный Доментий IV позвал «епископа Урбнисского Николоза Херхеулидзе, который преклонил колени перед его постелью. Доментий положил руку ему на голову и покинул этот мир и предстал перед Господом» ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 34-35). Очевидно, факт выбора почившего католикоса-патриарха имел для Н. особое значение: так, заверяя купчую грамоту 1741 г., он подписался: «Избранный католикосом-патриархом Доментием Батонишвили (царевичем.- Авт.) его духовный сын, при его жизни благословенный и благословляющий Грузию католикос-патриарх Николоз, заверяю сию грамоту» (Документы из соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 295). Сохранилось письмо Н., отправленное папе Римскому Бенедикту XIV (1740-1758), которое демонстрирует благожелательное отношение католикоса-патриарха к католич. миссии в Грузии. В обращении к папе он писал о проповедовавших в Грузии капуцинах, что он всегда «обращался с ними с любовью и желал им счастья и всех благ, особенно в этот короткий промежуток времени, в течение трех или четырех месяцев, когда скончался патриарх Доментий»; от лица всех грузин «покорно просил» папу «заботиться об этой провинции… не бросать на произвол неверующих»; сетовал, что «некоторые патриархи Грузии забыли о надлежащей покорности» папе, и просил папу «не сравнивать его с ними», заверяя, что он «слуга покорный и готов выполнять указания» папы ( Тамарашвили. 1902. С. 237).

http://pravenc.ru/text/2566072.html

АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 609-610 610-611 АНТОНИЙ († 1862 г.), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа муж мон-ря АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.) 612-613 613-614 614-615 615-616 616-617 617-618 618-620 АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) 620-621 621-623 623-624 624-625 625-626 626-627 628-629 629-631 631-632 АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) 632-634 634-635 635-636 636-637 АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии 637-638 АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии 638-639 639-640 640-641 АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) 641-644 644-645 645-646 646-652 652-653 АНТОНИЙ (Шутов; 1812-1881), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии 653-654 654-655 АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) 656-658 658-659 АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых) 659-664 АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 664-665 655-666 666-668 668-669 АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481 ), основатель Краснохолмского мон-ря, прп. (пам. 17 янв. и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ МНАТОБИ [Светоч; груз. ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 3 нояб.), груз. гимнограф. Сведения о его жизни крайне скудны. Его имя упоминается в сочинении католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) «Мерное слово» (строфы 779-780): католикос-патриарх писал, что Н. М.- автор мн. песнопений, и более подробно остановился на одном из них, содержащем моление Н. М. о прекращении дождя и о помиловании душ умерших от дождя людей ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 276-277). Груз. исследователь XIX в. П. Иоселиани считал, что последний период деятельности Н. М. пришелся на время правления в Грузии царя Вахтанга III (1298, 1302-1308). В подготовленном им издании «Мерного слова» Иоселиани писал, что во время своего путешествия в груз. Иверский монастырь на Афоне он нашел среди груз. рукописей нек-рые песнопения, созданные Н. М., однако какие именно, осталось неизвестным ( Антоний I (Багратиони). 1853. Замеч. 149). По мнению К. Кекелидзе , Н. М. принадлежат также переводы с греч. языка литургической лит-ры: в частности, он называет «Чин освящения воды», переведенный, по его мнению, в 1306-1316 гг. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Согласно церковной традиции, Н. М. скончался в 1308 г. В Энциклопедическом словаре груз. музыки (2015) в статье о нем указана его фамилия - Орбелиани; однако неизвестно, на основании каких источников был сделан этот вывод. Сочинение Н. М. о прекращении дождя сохранилось в коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. A 450) и было издано в Требнике 1826 г. (С. 553-559). Это сочинение - гимнографический канон с редуцированной 2-й песнью (каждая песнь содержит ирмос и 3 тропаря) и молитвой о прекращении дождя в конце; кондак и икос отсутствуют. По мнению Кекелидзе, творчество Н. М. представляет собой сочинения «довольно высокого поэтического взлета и продолжает традиции образного мышления гимнографического жанра» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Ист.: Требник. М., 1826 (на груз. яз.); То же/Сост.: свящ. И. Гивишвили-Амилахвари. Тб., 2004 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853 (на груз. яз.); он же. То же/Сост., исслед., коммент., словарь: И. А. Лолашвили. Тб., 1980 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 150; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тб., 2002. С. 185; Энцикл. словарь груз. музыки. Тб., 2015 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2566126.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010