A 130, 1713 г.; A 170; S 3269; 1720 г. Л. 171-177; Рухадзе. 1949. С. 248-267; Григорий (Вахвахишвили). 1989). Сведения об авторе довольно скудные: он был сыном «Вахваха, главного сокольничего… был человек ученый, в монашестве совершенный, сочинил гимны о некоторых грузинских святых красноречивые, и он же описал житие святой царицы Кетеван и ее мучения от безбожного Шах-Аббаса, и он подвижничал в монастыре Додо пощением и молитвами» ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 181). Мон. Григорий был представителем гареджийской лит. школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ), которая занимала в жизни позднефеодальной Грузии одно из ведущих мест. Произведение написано архаическим для того времени языком и строго выдержано в грузинском агиографическом каноне, оно богато исторически верными фактами о жизни К., точно передает политическую обстановку того времени в Грузии и Иране. Оно стало источником для грузинских летописей XVIII в.: т. н. «Парижской хроники» (Парижская хроника. 1991), «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили ( Бери Эгнаташвили. 1959), «Истории царства Грузинского» Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973). В гимнографическом труде «Аколотиа» ( - церковная служба) мон. Григорий также воспел героизм К. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343). К 1-й пол. XVIII в. относится служба К., написанная анонимным автором ( Кавтария. 1977. С. 157-158, 164-171). Кондак и ямбы, посвященные К., сочинил еп. Руисский Николай (Орбелиани) (1715-1726) (Там же. С. 346-347; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 33). В 1769 г. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) составил агиографический сб. «Мартирика», куда включил Жития и Мученичества 29 груз. святых, в т. ч. метафрастическое соч. «Хвала и повествование о подвигах и мучениях святой великомученицы царицы Кетеван» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - Антоний I (Багратиони). 1980. С. 12-33). Синаксарные редакции Мученичества К. дошли в 3 вариантах (агиографический сб.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Царевич Вахушта Вахтангеевич; женат на Княжне Мариамме Георгиевне Абашидзе Царевна Тамарь Вахтангеевна † 1746, за Царём Грузинским Теймуразом II Царевна Анука Вахтангеевна † 1746, за Князем Николаем Абашидзе Царевич Степан Семёнович † 1744 Царевич Дмитрий-Николай Семёнович † 1745 Царевич Антоний, католикос † 1790 Царевич Александр Иессеевич, российский подполковник Царевич Арчил Иессеевич Царевич Георгий Иессеевич Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Теймураз I, Царь Кахетинский † 1663. Женат 1) на Княжне Анне Гуриелъ † 1610; 2) на Царевне Карталинской Кварашане, родоначальник Царей Грузинских осьмнадцатого века и родоначальник младшей ветви нынешних князей Грузинских Иессей, Царь Кахетинский, в последствии мусульманин Иса-Хан † 1615. Женат на Зубеде, дочери Персидского Шаха Аббаса I КОЛЕНО XXXIV: Княжна Мария Егоровна, за генерал-майором Князем Алексеем Борисовичем Голицыным Князь Иван Вахуштович Багратион, российский генерал-поручик 25 декабря 1781 Князь Давыд Вахуштович Багратион Княжна Александра Вахуштовна Княжна Мария Вахуштовна Князь Иван Александрович Багратион Князь Кирило Александрович Багратион, сенатор. Женат 1) на Княжне Варваре Алексеевне Хованской † 18 апреля 1788; 2) на Александре Ивановне Голиковой † 18 февраля 1853 Князь Георгий Арчилович Багратион Князь Давыд Георгиевич † 1765 КОЛЕНО XXXV: Князь Пётр Иванович, генерал от инфантерии и всех российских орденов кавалер, рождение 1765 † 7 сентября 1812. Женат на Графине Екатерине Павловне Скавронской Князь Роман Иванович Князь Александр Кириллович. Женат на Вере Александровне Сонцовой Княжна NN, за Альбединским Княжна NN, за генерал-майором Николаем Петровичем Годейн Князь Дмитрий Егорович † 1826 КОЛЕНО XXXVI: Князь Пётр Романович, полковник и флигель-адьютант. Женат на Мартыновой Князь Пётр Александрович Князь Александр Александрови Бывший Грузинский Царский дом разделяется ныне на четыре ветви: 1) Князья Грузинские старшей ветви, предки коих царствовали в Карталинии до 1724 года; 2) Князья Багратионы, младшая отрасль предъидущей ветви; 3) Князья Багратионы-Мухранские, ветвь коих отделилась от общего корня двух предъидущих ветвей, в семнадцатом веке, и до первых годов девятнадцатого столетия владела уделом Мухранским; 4) Князья Грузинские младшей ветви, предки коих царствовали в Кахетии до 1744 года, потом в Кахетии и Карталини и вместе с 1744 по 1800 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иосиф (Джандиери) , один из монахов Давидгареджи. Во время Патриаршества он вел аскетический образ жизни и обладал даром исцеления ( Иоанн Багратиони. Калмасоба. 1948. С. 211). В 1762 г. он созвал Собор, где были упорядочены права и обязанности архиереев и иереев (ПГП. Т. 3. С. 848). В марте 1764 г. на Патриаршем престоле был восстановлен Антоний I, а свт. Иосиф переведен на Харчашнийскую кафедру. Собор 2-8 окт. 1764 г. полностью оправдал Антония I, подтвердив версию царя Ираклия II и самого католикоса-патриарха об удалении его Теймуразом с кафедры по политическим мотивам как возможного претендента на царский престол. За клевету на патриарха свящ. Захария Габашвили и его сын диак. Иосиф были лишены сана. Антоний I учредил Телавскую ДС (1782), продолжал руководить Тбилисской ДС. В 1772 г. в С.-Петербурге вел переговоры с российской стороной, что способствовало заключению в 1783 г. Георгиевского трактата. Нек-рые исследователи (митр. Анания (Джапаридзе), З. Абашидзе) считают, что это по его вине 8-й артикул трактата содержит неточное определение статуса ГПЦ и ее первоиерарха после принятия Грузией покровительства России. В том же году Антоний I был избран членом Святейшего Синода РПЦ. Этот момент сыграл немаловажную роль в вопросе упразднения автокефалии ГПЦ (католикос-патриарх Антоний II (Багратиони) и архиеп. Ахтальский Варлаам (Эристави), впосл. Грузинский экзарх, также стали членами Синода РПЦ). Перед отъездом в Россию в дек. 1771 г. Антоний I передал управление Церковью подвластному царю Совету, куда вошли митр. Самтавройский и Горийский Виссарион, митр. Тбилисский Михаил, митр. Ниноцминдский, архим. 12 гареджийских мон-рей Савва, прот. патриаршего храма Анчисхати Георгий (фамилии неизв.) (ПГП. Т. 3. С. 892-895). Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Продолжавшиеся набеги кавк. племен, разорявших церкви и мон-ри, приводили к упразднению епархий.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В мае 1628 г. душ Анжуш и двое августинцев доставили череп К. в Грузию. Монахи надеялись, что Теймураз I разрешит им основать миссию в Грузии. Они рассказали царю о гибели К. ( Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 44). По сведениям мон. Григория Додоркели, миссионеры передали Теймуразу I череп и правую ногу святой ( Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 31). Согласно данным католикоса-патриарха Антония I, «латинские монахи» преподнесли Теймуразу I почти половину мощей, в т. ч. и череп святой ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 34). Грузинский историк И. Табагуа писал, что 11 мая 1628 г. душ Анжуш и монах-августинец в летней резиденции Теймураза I в Гори передали царю череп и кость левой ноги К. ( Табагуа. 1986. Т. 2. С. 134). По рассказу Даврижеци, французские священники отправили часть мощей К. во Францию, где святую почитали с большим благоговением. Др. часть была отправлена царю Теймуразу I. Историк писал, что тот радовался мученической кончине матери и говорил, что теперь благодаря ее заступничеству Господь защитит «наше царство» ( Аракел Даврижеци. 1974. С. 43). Царь поместил мощи матери в алтаре Алавердского собора ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 34; Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 32). В благодарность он подарил августинцам резиденцию в Гори (сведения об этом сохр. в письме Теймураза I папе Урбану VIII, янв. 1629), что считается началом основания миссии августинцев в Грузии. В 1637-1640 гг. при дворе Теймураза I находилось российское посольство. Послы оставили сведения о мощах К.: «В том ларце голова да рука матери его. И послам голову и руку показывал; и на голове ничего нет, только кость суха, а рука знатно, что была правая, сжалась, и тело на ладони и на перстах есть» (Отчеты российского посольства к Теймуразу I за 1637-1640 гг.//Мат-лы по истории... 1937. С. 276). По сведениям Вахушти Багратиони, в 1723 г., во время нашествия на Вост. Грузию турок и лезгин, правнук К. царевич Теймураз (царь Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураз II) пытался вывезти мн. святыни, в т. ч. и мощи К.; во время переправы через реку Арагви «лошадь, нагруженная святынями, споткнулась... и унесла река те святые мощи, были утеряны и святые мощи царицы Кетеван» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 621). Однако в более поздних источниках вновь упоминаются мощи К. Так, в описи имущества царя Картли-Кахети Ираклия II, составленной 11 янв. 1798 г., указан ковчежец с мощами К. (Мат-лы по эконом. истории Грузии. 1955. Т. 3. С. 278). «Часть мощей святыя мученицы царицы Кетеваны» с требованием возвратить их ей упоминает в своем письме к управляющему Грузией ген.-лейтенанту барону К. Ф. Кноррингу вдова Ираклия II царица Дареджан. По ее словам, мощи в числе др. ценностей хранились после кончины Ираклия II у нее, но взошедший на престол Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) «силою их у меня отнял» (Отзыв царицы Дарии ген.-лейтенанту Кноррингу от 24 апр. 1802 года//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 206).

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Антоний I, католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картлийский) Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I. В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество. В 1739 году Антоний – игумен Гелатского монастыря. В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита. В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами. Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры. 16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI. 16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан. 23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским. Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию. В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии. В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года. В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами. С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника . Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний I (Багратиони). В том же году он помазал на царство в Картли Теймураза II, т. о., после почти полуторавекового перерыва на Картлийский престол взошел царь-христианин; Кахетинский престол занял также христианин - сын Теймураза II и двоюродный брат Антония I Ираклий II. Иран был вынужден признать обе кандидатуры, что стало значительной победой христ. Грузии над мусульм. Ираном. Католикос Антоний I энергично взялся за управление Церковью: были собраны и представлены на утверждение царю все царские грамоты о пожертвованиях Мцхетскому престолу, четко определены границы епархий; управление всеми церковными землями было передано патриарху, была образована церковная декастерия, выполнявшая функции церковного суда, иерархически распределено положение архиереев и священнослужителей на приемах у царя и патриарха, а также во время служб. В 1748 г. был созван Собор, восстановивший нормы правосл. жизни и чинопоследование богослужения (ПГП. Т. 3. С. 798-804). Решением Собора 1749 г. была восстановлена созданная Вахтангом VI типография. Особое внимание Антоний I уделял вопросам духовного образования: в Светицховели из собранных по всей стране книг была образована б-ка, насчитывавшая 7 тыс. томов, возобновлена просветительская деятельность Давидгареджи, открыта ДС в Тбилиси (1755), при епархиальных кафедрах были образованы уч-ща и школы. Антоний I вел активную борьбу против монофизитской пропаганды в Грузии, в 1750-1752 гг. он написал антимонофизитское богословское произведение «Мзаметквелеба» (груз.- готовый ответ). Сторонник европ. пути в образовании, он установил тесные контакты с миссионерами-католиками, за что был обвинен в переходе в католичество и на Соборе 16 дек. 1755 г. смещен. Выехав в Россию, он был оправдан Святейшим Синодом РПЦ и назначен архиеп. Владимирским ( Кавтария. Из истории. 1977. С. 18-40). Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони). Портрет. XVIII в. Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони). Портрет. XVIII в. Католикосом-патриархом был избран еп. Руставский свт.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ I [груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1556-1560). Сменив на Патриаршем престоле Зебеде I , Д. стал католикосом сразу после воцарения в Картли Симеона I (1556-1569, 1578-1600), как об этом сказано у историка XVIII в. Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. С. 406). В грамоте верности 1556 г., данной еп. Тбетским Саввой, Д., посадивший его на эту кафедру, упомянут как католикос-патриарх (ПГП. Т. 3. С. 262). При Д. были упорядочены вопросы церковной земельной собственности Мцхетского Католикосата. В грамоте 1559 г., освобождающей от податей церковные земли, приводится список патриарших владений в Картли: села Цихедиди, Дзегви, Теловани, Агаиани, Атени и др. (Там же. С. 264). Документ подписан Александром - по всей вероятности, царевичем, братом Симеона I. Др. документ того же года - грамота Д., обращенная к царю с просьбой обновить и заново утвердить пожертвования (мон-ри, села, деревни, а также крестьян и др.), сделанные царским домом Патриаршему престолу в предыдущие годы (Аннотированный словарь. 1991. С. 362-364). В период Патриаршества Д. был осуществлен один из важнейших дипломатических актов Грузинской Церкви XV-XVIII вв.- пресечена попытка церковного сепаратизма Кахети, и Церковь в этих районах осталась в сфере влияния Мцхетского престола. Сохранились клятвы верности (1656-1560), данные Д. епископами Алавердским Филиппом, Бодбийским Захарией, Черемским Антонием, Харчашнийским Климом, Ниноцминдским Малахией, Некресским Василием (ПГП. Т. 3. С. 268-269). Симеон I, оценивая необходимость консолидации груз. земель перед внешней угрозой в лице иран. шаха Аббаса I, обвенчался с дочерью кахетинского царя Левана, что способствовало также укреплению церковного единства Вост. Грузии. В 1560 г. сын Левана царевич Георгий вернул Мцхетскому престолу мн. кахетинские церковные владения, отнятые по причине «обстоятельств времени» (Там же. Т. 3. С. 276). Ист.: Жордания. Хроники. Т. 2. С. 402 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 406 (на груз. яз.). Лит.: Гучуа В. Грузия в 50-70-х гг. XVI в.//ОИГ. 1973. Т. 4. С. 116 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Качарава Э. Алавердская епархия как составляющая часть Груз. Патриархата//Мат-лы 1-й науч. конф., посвящ. Светицховели. Тбилиси, 1998. С. 179-187 (на груз. яз.); она же. Доменти I//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 94-96 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/178801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЙ II Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Теймуразович Багратиони [груз. ] (7.11.1720, Телави (Кахети, Вост. Грузия) - 11.01.1798, там же), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798). Со стороны отца, царя Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураза II, И.- потомок кахетинских Багратиони (правнук Теймураза I, царя Кахети (1606-1648) и Картли-Кахети (1625-1632)); со стороны матери, царицы Тамар,- картлийских Багратиони (внук царя Картли Вахтанга VI (1716-1724)). Воспитывался вместе с двоюродным братом со стороны матери царевичем Теймуразом (сыном царя Картли Иессея (1714-1716, 1724-1727); впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) ). Дети обучались при царском дворе в столице Кахетинского царства Телави, где их наставниками были кн. Авель Андроникашвили (общие, светские предметы), еп. Бодбийский Онуфрий (Андроникашвили) (богословские предметы) и свящ. Димитрий Хелашвили (церковное пение) ( Кикодзе. 19472. С. 38); затем - в Давидгареджийском мон-ре в пуст. Гареджи под рук. настоятеля монастыря архим. Спиридона ( Авалиани. 1987. С. 8). Царевич Теймураз подвизался в Гареджи в 1735-1738 гг., возможно, И. в те же годы. Внутренняя и внешняя политика В сер. XVIII в. Вост. Грузия находилась под тур. (1723-1735) и иран. (1735-1748) господством. Гибкая политика Теймураза II и И. вызвала расположение правителя Ирана Надир-шаха, к-рое они использовали в интересах Вост. Грузии. Так, Теймураз II, как «верный помощник» Надир-шаха, усмирил восставшего против персов кн. Гиви Амилахвари, вел антитур. кампанию; И. принимал активное участие в походе шаха в Индию (1737-1739). В 1737 г. Надир-шах потребовал от И. принять ислам, как это делали на протяжении более ста лет др. груз. цари. И. ответил: «Возможно убийство мое, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня» ( Саникидзе. 1996. С. 319). Поняв, что Грузия осталась верной христианству и что Ирану выгоднее господствовать в Вост. Грузии, имея там вассалов правосл. царей, а не непопулярных царей-магометан, Надир-шах в 1744 г. признал восшествие на картлийский и кахетинский престолы православных Теймураза II и И. ( Думбадзе. 1973. Т. 4. С. 600-601).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Гареджи и одно время занимавший должность мцигнобартухуцеси (главного визиря) царя Кахети ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 182). В нач. XIX в. груз. царевич Димитрий Георгиевич Багратиони создал эпическую поэму «Мученичество святой царицы Кетеван», посвященную дочери царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), царевне Кетеван, к-рая участвовала в груз. антироссийском движении. Произведение практически без изменений повторяет сюжет поэмы царя Теймураза I, однако оно длиннее, богаче метафорами, тропами и др. поэтическими украшениями ( Багратиони. 1819). В 1883 г. груз. писатель А. Казбеги написал романтическо-патриотическую пьесу «Мученичество царицы Кетеван» ( Казбеги. 1883), премьера которой состоялась на сцене Тифлисского театра груз. дворянства в 1889 г. Пьеса была популярна и выдержала неск. постановок в XX в. К. посвящали произведения деятели XX в.: оперу (1959) написал груз. композитор Н. И. Гудиашвили, романы - К. Иремадзе (Кетеван//Лит. медальоны. Тбилиси, 1946. С. 9-30), Г. Л. Карбелашвили (Пламенем испепеленные сердца. М., 1981), Л. Антелава (Царица: Ист. драма. Тбилиси, 2008), стихотворения - Г. Леонидзе, А. Каландадзе, М. Кахидзе, К. Шенгелия и др. Жизнеописание К. была дочерью владетельного картлийского кн. Ашотана Мухранбатони, представителя мухранской ветви царского дома Багратиони (имя матери неизв.). Детство и юные годы К. «украшались» изучением Свящ. Писания: благочестивые родители наставляли ее в добродетели и нравственной христ. жизни; «взрослея телесно, она возрастала и духовно: целомудрие, скромность, мудрость и благоразумие украшали ее прекрасный лик» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 16). В 1589 г. К. стала супругой сына царя Кахети Александра II (1574-1601, 1602-1605) царевича Давида I, у них родились сыновья Теймураз (впосл. царь Кахети Теймураз I) и Вахтанг и дочь Елена ( Белокуров. 1889. Вып. 1. С. 492; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 434). Деятельность К. приходится на 1-ю четв. XVII в., один из наиболее тяжелых периодов в истории Грузии.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

В XVII-XVIII вв. церковные кафедры часто сливались (Руставская и Самебская (Кацаретская) - в сер. XVII в.; Алавердская и Харчашнийская - в 1-й пол. XVIII в.; Руставская и Бодбийская - к кон. XVIII в.) или вдовствовали (Кацаретская, Некресская, Харчашнийская, Гишская - в 60-х гг. XVIII в.). В 1757 г. по указу царей Теймураза II и Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (Джандиери) (1755-1764) территории Черемской епархии были распределены между Алавердской, Бодбийской и Ниноцминдской епархиями. В 1765 г. царь Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) передали Кацаретскую епархию в управление Руставскому и Ниноцминдскому епископам. Историк царевич Иоанн Багратиони (1768-1830) упоминает в этот период бедели (Бедийского архиерея), пастыря христиан Энисели, Белакани (Белокан) и Чар ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Однако в других источниках сведений о нем нет. В документах XVIII в. архиереи Алавердский, Ниноцминдский и Некресский попеременно именовались архиепископами и митрополитами, епископ Бодбийский - митрополитом, епископ Руставский и Харчашнийский - архиепископом. Мон-рь Алаверди. Общий вид Мон-рь Алаверди. Общий вид В 1801 г., с присоединением Вост. Грузии к Российской империи, К. вошла в состав Тифлисской губ. России. Согласно ответу католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811) на запрос главноуправляющего Грузией ген. К. Ф. Кнорринга, в К. в это время существовали 6 епархий: Алавердская, «состоявшая под управлением католикоса», Бодбийская, Ниноцминдская, Руставская, Некресская и Харчашнийская (Отзыв католикоса Антония//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 529-530). Вскоре Харчашнийская епархия слилась с Алавердской (точная дата неизв.), Ниноцминдская - с Руставской (1803), архиерей Стефан стал именоваться митрополитом Ниноцминдским и архиепископом Руставским (Повеление католикоса Антония архиеп. Руставскому Стефану, 26 апр. 1803 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 264; Ответ на предыдущее//Там же. С. 265; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1095, 1097; 1977. Т. 6. С. 427). Согласно статистическим данным нач. XIX в., в Алавердской епархии насчитывалось 48 селений, 342 крестьянских двора и 113 церквей; в Бодбийской - 31 селение, 729 дворов, 100 церквей, проживали 28 князей; в Некресской - 14 селений, 86 дворов, 56 церквей, было 5 князей; в Ниноцминдской - 30 селений, 113 дворов, 67 церквей, жил князь; в Руставской - 8 селений, 58 дворов, 20 церквей, был князь (Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531; Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну, 18 февр. 1811 г., 28//Там же. 1870. Т. 4. С. 164-165).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010