Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили) († ок. 1805), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи , гимнограф. Царевич Иоанн Багратиони (Батонишвили) в соч. «Калмасоба» характеризует Е. М. как замечательного деятеля своего времени, знатока и ценителя литературы, преподававшего философию и богословие в монастырской школе ( Иоанн Багратиони [Батонишвили]. С. 197). Е. М. упоминается в колофонах различных рукописей, первые сведения сохранились под 9 июня 1776 г. 8 июня 1778 г. Е. М. попал в плен к дагестанцам ( Сулхан-Саба Орбелиани. Груз. словарь//НЦРГ. A 1157); преподобный был освобожден царевичем Георгием (впосл. груз. царь Георгий XII (1798-1800)). В 80-х гг., в период настоятельства Е. М. в Натлисмцемели, обитель окрепла. В ее скриптории были переписаны мн. рукописи, среди к-рых: НЦРГ. H 1684, 1777 г., H 891, 1784 г., сочинения прп. Максима Исповедника (НЦРГ. S 367, 1781 г.), «Риторика» (НЦРГ. H 256, 1782 г.) и др. Е. М. принадлежит акафист просветительнице Грузии св. Нине (НЦРГ. H 1283. Л. 216-223), созданный по благословению еп. Ниноцминдского Саввы (Тусишвили) и написанный с учетом характерных для груз. гимнографии способов стихосложения. Поэтическая фактура в основном опирается на метафрастическую редакцию Жития св. Нины, выделяется риторический стиль песнопения. Во всех изданиях ( Сабинин. Рай. С. 156-165; в публикациях Тифлисского церковного музея, а также в Календаре ГПЦ за 1977 г. (С. 13-32)) его автором ошибочно назван еп. Савва (Тусишвили). Е. М. был знаком или состоял в дружеских отношениях со мн. общественными и духовными деятелями Грузии, в частности с еп. Некресским Амвросием (Микадзе) (НЦРГ. H 1684). Его ученики, подвизаясь в разных уголках Грузии, не забывали своего учителя. Так, служивший в мон-ре Икорта прот. Антоний навещал Е. М. несколько раз в год.

http://pravenc.ru/text/187783.html

яз.); Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 328-329; Новая Картлис Цховреба: 2-я ред.//Там же. С. 452-453; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//Там же. 1973. Т. 4. С. 264-267; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, к-рые по приказу безбожного Демурланга от воинов его были сожжены в церкви Богоматери мон-ря Квабтахеви// Он же. Мартирика. Тбилиси, 1980. С. 319-340, 508-510. (ПДГАЛ; Т. 6); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений во 2-й пол. XVIII в. Тбилиси, 1988. Т. 3. Ч. 1: Русско-тур. война 1768-1774 гг. и Грузия (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тбилиси, 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Мон-рь Кватахеви// Он же. Церкви, мон-ри и древности Картли/Сост.: З. Схиртладзе, Н. Читишвили и др. Тбилиси, 2011. С. 37-40. Табл. 11, 12, 13-1, 13-2 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Жизнь великого моурава Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых, с приложением описания Эртацминдского храма и Кватахевского мон-ря. Тифлис, 1848. С. 115-160; он же. Мон-рь Кватахеви// Он же. Великий моурави: Жизнь Георгия Саакадзе. Тбилиси, 1973. С. 89-112 (на груз. яз.); Какабадзе С. Художественная рукопись «Вепхисткаосани» («Витязь в тигровой шкуре»), выполненная ок. 1600 г.//Ист. вестник. Тифлис, 1924. Т. 2. С. 152-158 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Архитектура Грузии, IV-XIX вв. М., 1948; он же. Кватахеви: XII-XIII вв. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959; Макалатиа С. Ущелье Кавтуры. Тбилиси, 1960. С. 29-31 (на груз. яз.); Гомелаури И., Кениа Р. Каталог проектов, обмеров и рисунков акад. архитектуры Н. П. Северова//Ars Georgica. Сер. В. Тбилиси, 1964. Т. 6. С. 181-182; Закарая П. Груз. архитектура XI-XVIII вв. Тбилиси, 1990. С. 72-88. Табл. 24-29 (на груз. яз.); Комплекс Кватахеви//Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 199-202 (на груз. яз.); Гуния И. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Павлиашвили Д. Тедзам-Кавтурское ущелье. Тбилиси, 2005. Т. 4 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Земельное владение Иерусалимского мон-ря Св. Креста в Грузии. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Реставрация Распятия мон-ря Кватахеви//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии). Тбилиси, 2010. 19. С. 5 (на груз. яз.); Дзигуа Н. Исследование биологических повреждений Кватахевского креста, причиненных микроорганизмами//Мацне (Вестник)/Нац. музей Грузии. Тбилиси, 2011. Вып. 3. С. 250-260 (на груз. яз.); Мосулишвили Х. Мон-рь Кватахеви// Он же. Структура груз. архит. памятников. Тбилиси, 2012. С. 120-122 (на груз. яз.). Д. Хоштария, Г. Чеишвили, Н. Читишвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУАРСАБ II Св. Луарсаб II, царь Картли. Роспись церкви мон-ря Шиомгвиме. 80-е гг. XIX в. Худож. М. Сабинин Св. Луарсаб II, царь Картли. Роспись церкви мон-ря Шиомгвиме. 80-е гг. XIX в. Худож. М. Сабинин [груз. ], мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня), царь Картли (1606-1616), сын царя Картли Георгия X (1600-1606). Источники Сведения о Л. сохранились в исторических хрониках XVIII в., включенных в свод груз. летописей «Картлис Цховреба» : в «Новой Картлис Цховреба», созданной Бери Эгнаташвили, и в «Истории царства Грузинского» царевича Вахушти Багратиони. Также о Л. и о событиях того времени на Кавказе писал арм. историк XVII в. Аракел Даврижеци. В 1-й пол. XVIII в. мученический подвиг Л. описал католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (НЦРГ. А 160; Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 1946. С. 407-415; Он же. 1989. С. 136-201). Католикос-патриарх сравнивает Л. с архиеп. К-польским свт. Павлом I Исповедником , удушенным по приказу рим. императора-арианина Констанция в кон. 351 г. Повествование о мученичестве царя предваряет типичный для жанра прославляющий правосл. веру энкомий автора об актуальности для Грузии создаваемого Мартиролога. Также, следуя традиции груз. агиографии, Виссарион приводит библейскую генеалогию Л., восходящую к прор. Давиду, подчеркивает нравственное бессилие иноверных мучителей Л., стилистически и лексически коррелирует текст с образцами древнегруз. Мартирологов. Мученичество Л. имеет ценность как исторический источник: в нем отражены сведения, отсутствующие в др. произведениях того времени. Автор вышел за рамки агиографического жанра, охватив в сочинении жизнеописание Л. и др. пострадавших за веру мучеников в разных странах. Жизнеописание Л. также составил католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1714-1716, 1724-1727). Оно сохранилось в сб. «Мзаметквелеба» (Риторика//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 35-66). Жизнеописание

http://pravenc.ru/text/2110749.html

Подойдя к мон-рю, Умар стал свидетелем еще одного чуда: он увидел, как над обителью парили ангелы и прп. Шио. Познакомившись с жизнью монахов, Умар был восхищен и обещал им никогда не вредить Церкви и принять христианство. Через месяц Умар вместе с 2 единомышленниками вернулся в Шиомгвиме, принял крещение, затем постриг и поселился в мон-ре. Он получил имя Неофит (в переводе с греч. языка Новообращенный). Н. У. стяжал дары исцеления и изгнания нечистых духов, он совершил множество чудес. Его подвижничество привлекло внимание католикоса Самуила VII, к-рый хиротонисал его во епископа Урбнисского. Жившие в этом регионе арабы, бывш. соотечественники Н. У., не могли смириться с его христ. деятельностью. Однажды ночью, когда Н. У. молился, они напали на него, жестоко избили и, зная, как он почитает архидиак. первомч. Стефана и его мученический подвиг, насмерть забили камнями. Мощи Н. У. и частицы мощей первомч. Стефана хранятся в ц. св. Нины мон-ря Урбниси. Ист.: Василий III, католикос. Повествование о чудесах отца Шио, собранное католикосом Василием (1090-1110)// Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов/Тексты с исслед. и словарем издал И. Абуладзе. Тб., 1955. С. 206-207 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о заслугах и мученичестве святого мученика Неофита Урбнели, составленное архиепископом всей Грузии Антонием (Давитиан-Багратиони)//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 119-135, 500-502. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565030.html

лит-ре, использовал ямбико при завершении календаря еп. Арсения; ему же принадлежат очередная стихотворная редакция Лествицы (изд. Т. Кукава), Мерное слово (изд. И. Лолашвили). Сборники, содержащие переводную поэзию свт. Григория Богослова, были распространены в груз. эмиграции в России (СПбФИВ РАН. Коллекция Теймураза Багратиони. С. 9, 1788 г.). Исповедальные гимны свт. Григория послужили образцом для дидактической поэзии груз. царя Арчила II («Стостишие»), поэтов Давида Гурамишвили (XVIII в., «Нужно отроку учиться...») и Николоза Бараташвили (XIX в., «Злой дух»). С т. зр. применения народных стихотворных форм нек-рые образцы литургической и нелитургической духовной поэзии X-XI вв. предваряют появление форм светской поэзии. Так, можно говорить о молитвах и похвалах мон. Феофила, подвизавшегося в Иверском мон-ре и в К-поле (Ath. Iver. 20, 29, XI в.), и о 20-сложных силлабических стихах Чахрухадзе, и о завещании Георгия Сабацминдского-Синайского (Sinait. iber. 54, X в.), и о похвале Богородице («Вифлеем») некоего Филиппа (Sinait. iber. 59, 64, X в.), и о похвале прп. Георгию Святогорцу, составленной прп. Ефремом Мцире, и об эпитафии св. царю Давиду Строителю, написанной прп. Арсением Икалтойским, и о 16-сложном силлабическом стихе Шота Руставели. Ист.: Кубанеишвили С. Хрестоматия древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1946. Т. 1. С. 363-394 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Лествица добродетелей/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); он же. Поэтические сочинения/Ред.: Т. Кукава. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Безарашвили К. Анонимные переводы стихотворений Григория Назианзина: (Тексты и предисл.)//Тр. ТГУ. 1989. Т. 285; 1997. Т. 323; 2002. Т. 340; Сулава Н. Груз. гимнография, XII-XIII вв. Тбилиси, 2003 (тексты). Лит.: Ингороква П. Лит. наследие эпохи Руставели//Руставелевский сб. Тбилиси, 1938 (на груз. яз.); Берадзе П. О груз. ямбико//Сообщ. АН ГССР. Тбилиси, 1943.

http://pravenc.ru/text/639853.html

яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988. 2 т. (на груз. яз.). Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тбилиси, 1866. С. 153-155; Brosset J.-M. Études de chronologie technique. St.-Pb., 1868. P. 2-9; Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 61-62; 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 158; Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. С. 1-44; Typicon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie/Ed. L. Petit. St.-Pb., 1904; Ioannes Italos. Opuscula selecta I-III: De syllogismis. De arte dialectica. De arte rhetorica/Ed. G. Cereteli. Tphilisi, 1924-1926. вып.]; idem. Quaestiones quodlibetales/Ed. P. Joannou. Ettal, 1956 (на греч. и нем. яз); он же. Сочинения/Ред.: Г. Церетели. Тбилиси, 1966 (на греч. яз., пер. на новогруз. и рус. языки); Абуладзе И. Древнеарм. переводы с груз. языка периода Руставели//Собр. соч. Тифлис, 1938. Т. 3. С. 111-134 (на груз. яз.); Akinean P. N. Simeon von Pindzahank, und seine Ubersetzungen aus dem Georgischen. W., 1951. S. 267 (на арм. яз.; резюме на нем. яз.); Typicon Gregorii Pacuriani/Ed. M. Tarchnischvili. Louvain, 1954. 2 vol. (CSCO; 143-144. Iber. 3); Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie. P., 1967; Шанидзе А. Груз. мон-рь в Болгарии и его Типикон. Тбилиси, 1971; Иоанн Багратиони. Калмасоба: Филос. часть/Ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1974. C. 174-175 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Уложение Руис-Урбнисского Собора. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Спекали (Драгоценный камень)/Ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Ред.: В. Дондуа, Д. Пурцеладзе. Тбилиси, 1991. Лит.: Бакрадзе Д. История Грузии. Тбилиси, 1889. С. 236 (на груз. яз.); Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв.//ЗВОРАО. 1909. Т. 19. Вып. 2/3. С. 53-113; Такаишвили Е.

http://pravenc.ru/text/471437.html

Владимирский собор был приспособлен под кузницу, в Спасской церкви размещались мастерские. Убранство церквей было уничтожено. Склеп подвергся варварскому разрушению: останки игумении Марии (Тучковой) и ее сына были выброшены из склепа. Только в 1962 году, накануне 150-летия Отечественной войны 1812 года, несколько энтузиастов расчистили склеп, установили на прежних местах новые гробы, собрав сохранившиеся останки усопших 43 . В 1932 году был разрушен и памятник на батарее Раевского (архитектор Антоний Адамини), разорена могила Багратиона. Заново монумент был восстановлен в 1987 году; тогда же были перезахоронены останки Багратиона 44 . С 1970-х годов по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в монастыре начали проводиться реставрационные работы. Сейчас монастырь передан Русской Православной Церкви. В обители ежегодно 8 сентября, в День воинской славы, после Литургии во Владимирском соборе совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля на месте батареи Раевского, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Бородинском монастыре особо почитается святитель Филарет Московский, частица мощей которого находится в алтаре Владимирского храма, также 12 мая чтится память игумении Марии (Тучковой). В стенах обители, как и прежде, идет неусыпаемое поминовение воинов, погибших в 1812 году. К их именам добавились имена солдат и офицеров, погибших в 1941–1945 годах. Спасо-Бородинский монастырь снова стал местом молитвы о защитниках Отечества. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006. С. 111–112. 2 Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. М., 2004. С. 91–92. Источники по истории монастыря в основном мемуарного характера: Шахова Е. Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского монастыря в миру Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). Спб, 1865; Шахова Е. была сестрой монастыря в 1845-1847 гг., а игуменья Мария -  ее первая наставница в монашеской жизни. Книга, по словам автора, основана на " отрывочных рассказах самой матери игумении Марии " (С.1).

http://e-vestnik.ru/analytics/spaso-boro...

30 июня 1811 г. ГПЦ утратила автокефалию и вошла в состав РПЦ как Грузинский Экзархат . Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. С. 211 (на груз. яз.); Габашвили Т. Mimoslva/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1956. С. 85; Искандер Мунши. Сведения Искандера Мунши о Грузии/Ред.: В. С. Путуридзе. Тбилиси, 1969. С. 102. Лит.: Иоселиани П. Ист. взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849; он же. Жизнь царя Георгия XII. Тифлис, 1893. С. 10-21; Берзенов Н. Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии». Тифлис, 1855; Кавтария М. Жизнь и деятельность Виссариона Орбелишвили//Вестник Ин-та рукописей АН Грузии. Тбилиси, 1959. 1. С. 75-111 (на груз. яз.); он же. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Жужунадзе О. К истории внешней политики Грузии в 1-й пол. XV в.//Вопросы истории внешней политики груз. феод. государств. Тбилиси, 1970. Т. 1 (на груз. яз.); Гугушвили М. Жизненный путь Теймураза I. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Орбелиани П. История Грузии. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Джамбурия Г. Полит. ситуация в Грузии в 30-90-х гг. XVII в.//Очерки истории Грузии. 1986. Т. 4. С. 328 (на груз. яз.); Абуладзе Ц. Османские грамоты по истории груз. колонии в Иерусалиме и на Синае//Изв. АН Грузии. 1987. 1. С. 91. З. Абашидзе Абхазский (Западногрузинский) Католикосат в XVI-XVIII вв. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) В XVI в. в Зап. Грузии с севера усилился поток мигрирующих на юг и юго-запад северокавк. горцев-язычников, с юга нападала Османская империя, что привело к исламизации Абхазии и Юж. Грузии. В кон. 60-х гг., при католикосе Евдемоне I (Чхетидзе), резиденция Абхазского католикоса была перенесена из Бичвинты в храм св. Георгия в мон-ре Гелати. Туда же отправили святыню Западногрузинской Церкви - Пицундскую (Бичвинтскую) икону Божией Матери , покровительницу Абхазского Католикосата, созданную по заказу Евдемона I в 1568 г. Несмотря на это, Бичвинтский храм до конца существования Католикосата оставался кафедральным собором: католикосы жертвовали поместья и утварь, посещали Бичвинту на праздники, груз. священник на груз. языке регулярно совершал богослужения, зачастую при полном отсутствии паствы.

http://pravenc.ru/text/638558.html

рукава. Роспись основного пространства храма исполнена в XV в. и имеет характерные черты позднепалеологовской живописи: в конхе - изображение Богоматери Кипрской с фланкирующими ее архангелами Михаилом и Гавриилом; в арке вимы - изображение Св. Духа в виде голубя с архангелами Уриилом и Салафиилом. Юж. рукав храма первоначально был расписан в кон. XV в. и целиком переписан в XVI-XVII вв. В арке вимы представлен Христос Пантократор, в конхе - Рождество Богоматери, в остальных 4 регистрах фрагментарно сохранились композиции: Воскрешение Лазаря, Вознесение и Сошествие Св. Духа. Внизу представлена сцена коронования царя и царицы, по-видимому заказчиков этой росписи. Завершает роспись широкая полоса орнамента. Отдельные фрагменты кон. XVI в. сохранились в сев. рукаве (40 Севастийских мучеников (?)) и на зап. стене зап. рукава над порталом - Христос Пантократор, по сторонам - Благовещение. К этому же времени относится роспись портика, пристроенного к храму с зап. стороны: в люнете над входом в храм - изображение вмч. Георгия на коне, а на отрезках стен с сев. и юж. сторон - фигуры арх. Михаила и ап. Петра. Высокий иконостас был пожертвован в XVIII в. царевичем Ираклием Георгиевичем Багратиони и сщмч. Досифеем , митр. Тбилисским († 1795). В соборе покоятся святые мощи свт. Иосифа Алавердского (пам. 7 марта, 15 сент.) и вмц. Кетеваны († 1624, пам. 13 сент.); здесь же погребены еп. Алавердский Иоанн, убитый лезгинами в соборе († 1480), цари Кахети Александр I и сын его Георгий († 1605), Теймураз I, митрополиты Алавердские Зенон († 1772) и Николоз (XVIII в.), св. царевна Макрина , гимнограф Грузинской Церкви († 1732), и др. С сер. 80-х гг. ХХ в. в А. с. ведутся реставрационные работы. Лит.: Полиевктов М. Новые данные о московских художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941; Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества. М., 1947; Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1956 (Табл.); он же. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. С. 371; Вачнадзе М. Вновь раскрытая роспись Алавердского кафедрала//XXII Научная сессия Ин-та истории грузинского искусства АН ГССР: Тез. Тбилиси, 1967; Беридзе В. В. Архитектурные памятники Грузии. М., 1970. С. 24-26; Джанберидзе Н., Цицишвили И. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. С. 203-210. М. Вачнадзе, В. А. Никитин, Д. Туманишвили Рубрики: Ключевые слова: АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/63982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Таричисдзе) [груз. ] (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство . Биографические сведения об И. содержатся в приписке, сделанной Сулханом-Сабой (Орбелиани) в одной из рукописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. H 2080, 1709 г.), где говорится, что И., прп. Ефрем Мцире , Феофил и прп. Арсений Икалтойский возвратились в Грузию в 1114 г. Те же данные повторяют и более поздние груз. церковные писатели: католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) , еп. Некресский Амвросий (Микадзе) , царевич Иоанн Багратиони (Батонишвили). Известны 2 перевода с древнегреч. языка, принадлежащие И. Это сочинения представителя александрийской неоплатонической школы V-VI вв. Аммония Александрийского , сына Гермия: Толкования «Пяти терминов» Порфирия философа и Толкования «Десяти категорий» Аристотеля (НЦРГ. S 2562, XIII-XIV вв.; Кут. 461, XVI-XVII вв.; A 250, XVII-XVIII вв.; A 406, A 1151, S 399, XVIII вв.; S 266, 1792 г.; S 145, 1799 г.; Q 256, 1805 г.; S 1132, XIX в.). Переводы следуют с максимальной точностью за текстом оригинала и представляют богатый материал для исследования этапов совершенствования груз. философской терминологии. Переводы И. пользовались большой популярностью как в средневековье, так и в более позднее время. Нек-рые груз. ученые (С. Горгадзе, И. Лолашвили, Т. Цкитишвили) считают, что тексты переводов, сделанных И., и груз. философа Иоанна Петрици совпадают. Однако акад. прот. К. Кекелидзе . Н. Кечагмадзе и М. Рапава изучили переводы Толкований и выявили особенности индивидуального переводческого стиля и специфику философской терминологии И., что позволило исключить возможность участия Иоанна Петрици в процессе перевода и считать их автором И. Ист.: Сочинения Аммония сына Гермия в груз. лит-ре/Сост., исслед., словарь, указ.: Н. Кечагмадзе, М. Рапава. Тбилиси, 1983 (на грузинском яз.). Лит.: Чичинадзе З. Груз. письменность XII в. Тифлис, 1887. С. 27 (на груз. яз.); Хаханов А. Очерки по истории груз. словесности. М., 1897. Т. 2; Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тифлис, 1909. Т. 2. С. 20; Горгадзе С. Основные отрасли философии в груз. лит-ре//Наша наука. 1923. 2/3. С. 138-152; Тавзишвили Г. К истории высшего образования в Грузии. Тифлис, 1938. Ч. 1 (на груз. яз.); Лолашвили И. Лествица добродетелей. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 307-308; Меликишвили Д. К вопросу об индивидуальности и единстве языкового стиля гелатской лит. школы//Изв. Гелатской АН. 1996. Вып. 2. С. 65-75 (на груз. яз.); Цкитишвили Т. Толкование на Евангелие от Иоанна свт. Феофилакта Болгарского и проблемы древнегруз. лит-ры: АКД. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 421.

http://pravenc.ru/text/469554.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010