Из находившихся в Ставке великих князей большей любовью и уважением Государя пользовался великий князь Георгий Михайлович, старший по возрасту, наиболее русский по душе, прямой и добрый человек. Прежний любимец Государя великий князь Дмитрий Павлович после ухода великого князя Николая Николаевича отошел на второй план. Отношения между ним и Государем стали сухо формальными. С обострением распутинского вопроса выдвинулся великий князь Борис Владимирович, ставший близким к царю и царице. Особенное благоволение к нему царя было очень заметно, хотя для меня и доселе непонятно, чем этот великий князь заслужил любовь царскую. Глава XVIII. Царский быт в Ставке. Государь и его наследник Переехав в губернаторский дворец, Государь поместился во втором этаже, в предназначенных для него еще великим князем двух небольших комнатах, за залом. Первая комната стала кабинетом Государя, вторая – спальней. Тут же, во втором этаже, в крыле дворца, обращенном одной стороной во двор, а другой в сад, поместились гр. Фредерике и генерал Воейков, занявшие по одной комнате. В первом этаже, в бывших комнатах великого князя, поселились – в первой проф. Федоров, во второй адмирал Нилов. Бывшее помещение начальника Штаба занял Начальник Походной Канцелярии. Здесь же, в первом этаже, разместились князь Долгоруков, граф Шереметьев и некоторые другие. Государь вставал в 9-м часу утра; потом занимался туалетом и, по совершении утренней молитвы, выходил в столовую к чаю. Там уже ожидали его лица свиты. В 11 ч. утра он шел в Штаб на доклад. В первый раз его туда сопровождали министр двора и дворцовый комендант. По-видимому, оба они собирались присутствовать при докладе. Но генерал Алексеев решительно воспротивился этому, и оба они остались за дверями. Генерал Алексеев, будто бы перед самым носом Воейкова захлопнул дверь. Последний потом жаловался: «Мне Алексеев чуть не прищемил нос». После этого граф Фредерике больше не сопровождал Государя, а генерал Воейков не пытался проникнуть в «святая святых» Ставки и, пока Государь сидел на докладе, он проводил время или в беседе с состоявшим при генерале Алексееве генералом Борисовым, забавлявшим его своими странностями, или на некоторое время уходил во дворец, а к концу доклада снова являлся в Штаб для обратного сопровождения Государя. При первой, операционной части доклада присутствовал не только генерал-квартирмейстер, но и дежурный штаб-офицер Генерального Штаба. По окончании этой части Государь оставался наедине с генералом Алексеевым, и тут они обсуждали и решали все вопросы, касавшиеся армии. А какие только вопросы не касались ее? Государь возвращался во дворец после 12 ч., иногда за две-три минуты до завтрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

«Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь! Желая, чтобы, на память об нас искренно-уважающих Ваше Преосвященство, Вы, Владыко святый, имели полное архиерейское и соборное облачения, честь имеем представить Вам в личную Вашу полную собственность: Архиерейское облачение: 1 Саккос с принадлежностями 2 Омофора 1 Подризник 1 Мантия и 1 Сулок. —120— Священническое, в том числе на двух Архимандритов: 6 Фелоней 6 Подризников 2 Палицы 6 Набедренников 6 епитрахилей с поручами. Диаконских: 3 стихаря, 3 ораря и 3 пары поручей. Иподиаконских и псаломщиков: 5 стихарей, 2 ораря и 2 пары поручей. Исполатчикам: 3 стихаря. 1 Кафедра. 1 Пелена для аналоя. Архиерейский саккос с принадлежностями и сулок золотой парчи, омофоры золотого глазета, прочие предметы, кроме кафедры, белого глазета, а кафедра шелковая белая. Покорнейше просим Ваше Преосвященство не оставить нас Вашими святыми молитвами и остаемся с отличным почтением и преданностью. Вашего Преосвященства покорнейшие слуги: Вас. Мих. Бостанжогло, Серг. Дим. Ширяев, Ник. Мих. Бостанжогло. Алекс. и Влад. Григ. Сапожниковы, Алекс. Влад. Алексеев, Серг. Влад. Алексеев, Ст. Ив. Камынин, Ник. Алекс. Молодцов, Алек. Ив. Хлудов, Алекс. Вас. Ганешин, Вас. Ив. Пащенков-Тряпкин, Вас. Гавр. Куликов. Ник. Алекс. Алексеев». 8-го ч., в 9-м часу утра, после ранней литургии, отправился я из Харькова, в сопровождении Кафедрального Ключаря, Протоиерея Илларионова, в Николаевский женский монастырь, для празднования храмового праздника в честь святителя Николая; свита же моя отправилась вперед. Николаевский монастырь, в 40 верстах от Харькова по старому Московскому тракту, при селе Стрелечье, в 7 или 8-ми верстах от верховья реки Харькова, – отчего и присвоено ему проименование «Верхохарьковского». Основанием своим он обязан благочестивому усердию владельцев села Стрелечьего – Степановых. Наследники богатого ро- —121— 1875 г. дительского имения, два брата Михаил и Павел Ивановичи и сестра их Елизавета Ивановна, в монашестве Емилия, возымели благую мысль устроить, в память благочестивых родителей своих, женский монастырь, и в начале зимы 1845 г. отправились в Петербург, где и обратились в Св. Синод с прошением о дозволении им учредить на собственном иждивении в селе Стрелечьем женский монастырь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 14-й день марта 1845 г. Высочайше утвержден был доклад по сему делу Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церемонию посетили также иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви: архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей   Московского Патриархата; епископ Красногорский Савва , епископ Солнечногорский Сергий ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества . Со вступительным словом к собравшимся обратился президент МФЕПН профессор В.А. Алексеев . По словам главы Фонда, в числе лауреатов премии, присуждаемой уже в десятый раз, «и Святейшие Патриархи, и главы государств, и люди менее высокого положения на социально-политическом и общественном поприще, но оттого не менее значимые для всего содружества народов нашего общего восточнохристианского духовного пространства». Как отметил профессор В.А. Алексеев, за минувшие десять лет премии удостоились 45 лиц и организаций из 22 стран мира. «В этом году исполняется пятнадцать лет со времени создания Международного общественного фонда единства православных народов, — отметил глава МФЕПН. — Мы благодарно чтим память Святейшего Патриарха Алексия II, по благословению и при деятельном участии которого был создан и развивался наш Фонд; и глубоко признательны Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его решение возглавить Попечительский совет Фонда, ибо это благословенное преемство не только укрепляет Фонд, но и означает заботу нашей Церкви и ее Предстоятеля о развитии гражданского общества, неотъемлемой частью которого является православная общественность». Для торжественного открытия X церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2009 год профессор В.А. Алексеев попросил подняться на сцену Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — председателя Попечительского совета Фонда. Святейший Владыка обратился с приветственным словом к лауреатам премии и участникам церемонии. «Своим личным примером, важность которого трудно переоценить, лауреаты убедительно свидетельствуют, что во все времена можно и нужно жить достойно, самоотверженно, жертвенно; хранить верность духовным ценностям и историческим корням родного народа; деятельно служить ближним и дальним; выполнять свой христианский и человеческий долг», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1047370.ht...

И. М. Андреевский свидетельствовал, что в конце жизни А. принадлежал «к консервативному охранительному Православию о. Иоанна Кронштадтского» Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорд.; Н.-Й., 1968. Сб. 1. С. 304). Соч.: Философия и жизнь//Проблемы идеализма. М., 1902; В защиту чудесного//ВФиП. 1903. 70; 1904. 71; Христианство и политика. К., 1906; О любви к Богу и любви к ближним//ВФиП. 1907. 86; Старое и новое в религиозном сознании//Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2; Святые как выразители христианства//Живая жизнь. 1908. 2; Русское «богоискательство» и Владимир Соловьев//РМ. 1912. 3; Алексей Александрович Козлов. М., 1912; Время и его религиозный смысл//ВФиП. 1913. 117; Мысль и действительность. М., 1914; О связи добра и зла. К., 1916; Религиозный смысл русской революции//Из глубины. М.; Пг., 1918; Религиозно-этическое значение Достоевского//Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Пг., 1922. Сб. 1; Письма к А. А. Золотареву/Публ. А. А. Сергеева и А. И. Добкина//Минувшее. М., 1992. Кн. 9. С. 352-379 (здесь же мат-лы А. А. Сергеева к библиогр. А.); Из писем к родным (1927-1941)/Публ. А. А. Сергеева//Минувшее. М.; СПб., 1992. Кн. 11. С. 292-331; Четыре разговора: Отрывок из задуманного романа «Мысленный образ Христа»/Публ. А. В. Лаврова//Там же. С. 487-507. Лит.: Андреев И. Путь проф. С. А. Аскольдова: Светлой памяти учителя и друга//Православный путь. Джорд.; Н.-Й., 1950; Филиппов Б. А. С. А. Алексеев-Аскольдов//Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Питтсбург, 1975. С. 186-189; он же. Всплывшее в памяти. Л., 1990; Лихачев Д. С. Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов): По юношеским воспоминаниям//Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 383-386; Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории православного движения в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16; Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках К. М. Агеева, С. А. Аскольдова, Л. Ю. Бердяевой и др. М., 1997 [Указ. имен].

http://pravenc.ru/text/64524.html

Скоро Алексеев узнал об ожидавшемся приезде в Адрианополь константинопольского патриарха и, поспешив поэтому к великому визирю, объявил ему о желании московских государей относительно киевской митрополии. Визирь, желавший сохранить с Россией добрые отношения в виду надвигавшейся на Турцию опасности (ей угрожала война с трех сторон), не только не прекословил Алексееву, но обещал ему призвать к себе патриарха константинопольского и приказать ему исполнить царскую волю. Когда после этого Алексеев отправился к патриарху Досифею, то услыхал от него такую уже речь: «я приискал в правилах, что вольно всякому архиерею отпустить из своей епархии к другому архиерею; я буду уговаривать патриарха Дионисия, чтоб он исполнил царскую волю и сим буду писать к великим государям и к патриарху Иоакиму и благословение от себя подам особо, а не вместе с Дионисием». Вслед за сим всё это дело уладилось к общему удовольствию сторон: Алексеев получил нужные бумаги, патриарх Дионисий 200 золотых и три сорока соболей, патриарх же Досифей на этот раз не отказался и от 200 золотых ( С. Соловьев . История России с древнейших времен. Москва, 1861 г., т. 14, стр. 32–35; Ср. Н. Устрялов. История царствования Петра Великого. Спб. 1858 г., т. 1, стр. 142–151, 291–292.). Все эти и многие другие примеры убедительнейшим образом говорят за то, что вследствие весьма стеснительных обстоятельств восточные патриархи этого периода часто бывали в таком положении, когда и сами не знали, где кончаются каноны и где начинается произвол, или вернее знали, но легко и охотно заменяли одно другим в удовлетворение «высших», а быть может и личных своих интересов. Правдиво, хотя несколько и сурово охарактеризовал положение тогдашних восточных патриархов величайший из патриархов русских, только что помянутый Никон. Когда первые снимали с него присвоенные патриаршему сану одежды, то он молвил им: «жемчуг – то разделите; будет вам по несколько золотников, чтобы заплатить дань султану». Так вот, – к числу таковых случаев нарушения церковных канонов следует отнести и вышеприведенный поступок антиохийского патриарха Дорофея II-ro.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ожидании Высочайшего соизволения на построение храма быстро шла подписка пожертвований, характеризующая великое усердие крестьян увековечить свою живую веру в Бога и горячую любовь к Царю-Освободителю. Вот, для примера, более выдающиеся пожертвования: общество крестьян Троицкой слободы второй половины и староста их Иван Суслин подписали 75 тысяч кирпича; общество крестьян первой половины пожертвовало 200 рублей; крестьянин Григорий Алексеев – 50 тысяч кирпича; волостной старшина Феодор Алексеев подписал 200 рублей; крестьянин Николай Петров Дементьев внес 200 рублей; сельские старосты Иван Суслин и Василий Бахолдин – по 100 рублей; крестьяне: Василий Алексеев – 100 рублей, Дмитрий и Никифор Андреевы – по 100 рублей, Петр Андреев Крымов – 5 тысяч кирпича, Иван и Демид Савельевы Вавиловы – по 100 рублей каждый, мещанин Платон Шелягин – 100 рублей, рязанские купцы Дмитрий Евдокимов Юкин и Михаил Иванов Данилов – по 100 рублей каждый, крестьянка Прасковья Сатырина – 100 рублей, артель служащих на Московско-Рязанской железной дороге – 150 рублей; кроме того, двое пожертвовали по 75 рублей, один – 70 рублей, четверо – по 50 рублей, двое – по 30 рублей, двое – по 25 рублей, четверо – по 20 рублей и т. д. Во время молебна с тарелок собрано было 223 рубля. Всего собрано было деньгами 1.929 р. 76 к. Такое доброе начало могло служить предвестником счастливого успеха в предпринимаемом деле. И ожидания вполне оправдались и увенчались блистательным успехом. 23 апреля того же 1879 года господин Министр Внутренних Дел поверг к стопам Его Императорского Величества верноподданнический адрес крестьян и жителей Троицкой слободы на Высочайшее соизволение о разрешении построения храма в память чудесного спасения драгоценной Его жизни, и Его Величеству благоугодно было разрешить крестьянам Троицкой слободы исполнить свое желание. Уведомление о таком Высочайшем соизволении на построение храма крестьянами Троицкой слободы получено было чрез уездного исправника из канцелярии Рязанского Губернатора от 11 июня 1879 года за 2.565 в следующей форме:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

В пример того, как велись ставленнические дела, когда налицо были взрослые наследницы церковных мест, можно привести эпизод из биографии известного московского архангельского протоиерея Петра Алексеева 163 . В 1752 г., будучи еще студентом богословия в московской академии, Алексеев подал прошение тогдашнему московскому архиепископу Платону Малиновскому, в котором объяснял, что при Архангельском соборе дьякон Александр Кирилов волею Божьею помер и оставил после себя жену Татьяну с двумя дочерьми девками да с дряхлою старухою матерью и что оная вдова желает принять его Алексеева в собор к большей своей дочери на место мужа для содержания себя и сирот; при этом приложил и прошение самой вдовы Ивановой с объяснением, что она желает принять Алексеева к дочери и что большей ее дочери Прасковье 15 лет, а меньшой Федосье 11. Консистория сделала обычные справки о личности просителя и приложила к делу обязательства как его, так и вдовы Ивановой, – последней, что она уступила нареченному зятю дом свой со всяким строением и домовым заводом, посудою, всякими книгами, лошадьми, экипажами и сбруею и дала приданого платья за дочерью две перемены, а больше того не спрашивать, да на производство во диаконство 50 рублев, – Алексеева, что он обязуется содержать нареченную тещу свою за мать на его пропитании до ее кончины, а нареченную свояченицу свою до замужества ее, а как приспеет в замужество время, и тогда дать ей на приданое 100 рублев. Алексеев был посвящен. Через 5 лет он определился во священники на место одного престарелого священника того же собора с тем, чтобы последний владел своею поделью (долей дохода) до смерти, а Алексеев оставался на своей прежней дьяконской подели. В 1759 после смерти старика он сделался на его место самостоятельным священником. Сознавая силу своих наследственных прав на церковные места, невесты наследницы иногда были очень разборчивы на женихов, так что при малом количестве свободных, не зачисленных мест замещение священно-служительских вакансий весьма много зависело от вкуса этих девиц в женихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Вот так-так. Николай кинул испытующий взгляд, на собранную хмурость севшего Алексеева. Во второй, через 7 минут, Беляев сообщал, что правительство объявило Петроград на осадном положении, а Хабалов проявил растерянность. Но Хабалов – и просил войск на семь часов раньше, когда Беляев успокаивал. Что же воистину творилось в Петрограде и с людскими мозгами? И больше – не было телеграмм в руках Алексеева. Ах, как бы прояснила и помогла телеграмма от Протопопова! Но – ни слова от Протопопова. Защемило-защемило сердце. Как тяжело – ничего не понимать, быть в отдалении, а семья – там рядом, может быть в угрозе?… И некому открыться в этой защемлённой тревоге, и нельзя посоветоваться с Аликс! Но разговор с Алексеевым теперь был уже прост, нечего стесняться. Ясно, Михаил Васильевич, что надо посылать в Петроград войска. И срочно. И много. И немедленно. Сжатый, серый, неподвижный Алексеев был вполне согласен. Полков несколько? Пять, шесть? Да, и с разных фронтов, чтобы не ослаблять никакого. И конницу, и пехоту? Да. Так займитесь этим, Михаил Васильевич. Алексеев поднялся. По крайней мере главный вопрос был решён сразу и без колебаний. Стало сразу и легче. Да, но вопрос: кого же поставить во главе посылаемых войск? Кого бы? Ну уж, генералов ли не было в русской императорской армии! Генералов долгой, сплошной, блистательной службы, столько раз отблагодарённых на манёврах и смотрах, осыпанных орденами, потом и за бои! Но так сразу решительного, опытного, умелого – вот и не назовёшь. Надо признать, Суворова между ними всё-таки нет. Да разве на такое неблагородное дело, разгонять тыловую банду, – Суворова? даже стыдно и подумать. Как там ни серьёзно в Петрограде – но не настолько же. Да вот хоть Гурко вызвать, Гурко на близкой памяти, но и его жалко отрывать от гвардейской армии, да и пока приедет. – А вот что! вот что! – вдруг осенило Государя. – Может быть, Николая Иудовича? Действительно, ближе и быстрей назначить было некого. Алексеев кисло морщился, от недомогания? Вот мысль! Вот замечательная мысль! Государь был очень доволен своей находкой. Ведь Иванов сохранил ранг главнокомандующего фронтом, и генерал-адъютант, и крупный опытный полководец, и бесконечно предан. Георгий трёх степеней, золотое оружие с бриллиантами. И – свободен сейчас от должности. И – под рукой (в вагоне на могилёвском вокзале), просто ждущий «распоряжений» при Ставке, но никаких распоряжений он до сих пор, уже год, не получал. (Люди думали, что он так готовится чуть не на руководство всей Действующей армией, а Государь просто жалел его после отставки с Юго-Западного, куда деть старика? – вот и жил для почёта). Да позвольте, да он приглашён к моему обеду, сейчас будет здесь! Так я ему и объявлю. (Удовольствие первому объявить лестную весть). А вы уже затем введёте его в детали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

- А мог ли царь обратиться к солдатам во Пскове? - Положение Николая II во Пскове было двусмысленным. Он - глава государства, Верховный главнокомандующий - приезжает. Как его должны встретить? Оркестр. Почетный караул. Поселить в лучшем особняке. Когда же царь приехал во Псков, его оставили жить на вокзале! Это на совести генерала Рузского, который там командовал. Там уже были люди разные: и эсеры, и большевики. И чего от них ожидать? Что такое было разослать телеграмму командующим фронтами, в которой ставился вопрос, отрекаться ли государю? Это и подтолкнуло к революционным событиям. Текст был составлен так, будто намекали командующим фронтами, что нужно настоять на отречении. Генерал Алексеев, возглавлявший штаб при Верховном главнокомандующем, еще сохранял внешнюю лояльность к царю, хотя знал, что заговор готовится. К нему обратились с предложением участвовать в заговоре, вроде бы он отказался, но не сообщил царю. К генералу и великому князю Николаю Николаевичу тоже обращались, предлагали участвовать в перевороте, он отказался, однако тоже не сообщил об этом. Не исключаю, что Алексеев, когда государь уехал из Ставки в Могилеве, думал, что царь отречется, а Верховным главнокомандующим станет он, Алексеев, и с триумфом возьмет Берлин - потому и поддержал революцию. Амбиции, непонимание, что происходит. «Кругом измена, трусость и обман». - Много потерь, связанных с разрушением Российской империи, которые мы переживаем. К примеру, долго еще в нашей стране не будет восстановлен уровень обучения, достигнутый в царской школе. Все советское время бытовал факт, что неграмотным было 70% населения России. Однако эта цифра относится к 1870-м гг. Реформа 1909 г. позволяла получать бесплатное образование всем без исключения. Чем отличалась царская школа от советской и нынешней? - Ко времени революции большинство молодежи было грамотным. При императоре Николае II были в 6-8 раз увеличены ассигнования на образование. А сейчас у нас сокращается бюджет на образование. Важно, что при обер-прокуроре Синода Победоносцеве стали создаваться церковно-приходские школы, потому что необходимо, чтобы образование имело духовно-нравственный стержень. Само по себе образование может не дать достойного результата. Бесплатное среднее образование давали и в фашистской Германии, а кого воспитывали? Фашистов.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/23/my_s...

В июле-августе 1944 г. войска Украинского фронта, которым командовал Конев, разгромили группу армий «Северная Украина » фельдмаршала Э. фон Манштейна. С именем маршала Конева, прозванного «генералом вперед», связаны также и блестящие победы нашей армии на заключительном этапе войны - в Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях. В ходе Берлинской операции его войска вышли к р. Эльбе у Торгау и встретились с американскими, а 9 мая завершился разгром фельдмаршала Шернера под Прагой. В послевоенный период маршал был Главкомом сухопутных войск и первым Главнокомандующим Объединенными вооруженными Силами государств - участников Варшавского Договора (1956-1960). Сегодня мы также вспоминаем писателя, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР Михаила Николаевича Алексеева (1918-2007). Он родился 6 мая 1918 года в селе Монастырское (ныне Калининскиого района Саратовской области). После школы-семилетки окончил педагогический техникум, в 1938—1955 годах служил в Красной и Советской Армии солдатом, затем офицером, был военным корреспондентом, а в 1950—1955 годах — редактором военного издательства. Полковник запаса. Член СП СССР с 1951 года. Алексеев с 1965 года входит в секретариат правления СП РСФСР, с 1967 года — в правление СП СССР, а с 1990 года — СП РСФСР. В 1968 году он стал главным редактором журнала « Москва ». В 1957 году окончил Высшие литературные курсы СП СССР. Михаил Алексеев писал книги о Великой Отечественной войне, о прошлом и настоящем российского села. В романе «Ивушка неплакучая» (1970—1974) изображена жизнь во время войны. По роману «Вишневый омут», по мнению немецкого слависта В. Казака, «отмечен ясной политической идеей: безрадостная жизнь деревни до революции сменяется послереволюционным расцветом, связанным с уничтожением «кулачества» и коллективизацией»; в то же время Николай Асеев высоко ценил роман) был создан одноименный кинофильм, по повести «Хлеб — имя существительное» — фильм «Журавушка». М.Н.Алексеев умер 21 мая 2007 года.

http://ruskline.ru/history/2015/05/21/et...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010