По мысли членов Синода, круг основных претендентов на единый пост обер-священника, в ведении которого могли бы находиться религиозно-нравственные вопросы в армии, на флоте, в гвардии и гренадерских частях, ограничивался следующими тремя кандидатурами: придворный протоиерей Николай Музовский; протоиерей придворного собора Григорий Мансветов ; полевой обер-священник 1-й армии Алексий Карышев. Император Николай I на полученном им синодальном докладе нанес следующую резолюцию: «Доклад сей не разрешаю, а велеть протоиерею Карышеву прибыть сюда для исправления сей должности на испытание» 1 . Неожиданно и внешне беспричинно император изменил свое первоначальное повеление на новое: «Не призывать Карышева сюда, а велеть на пробу исправлять должность протоиерею Мансветову» 2 . Таким образом, окончательная формулировка высочайшего повеления в отношении должности обер-священника армии и флота исторически оказалась зафиксированной 19 сентября 1827 г. На место же А. А. Торопогрицкого обер-священником при Главном Штабе гвардии назначили придворного протоиерея и члена Синода Н.В. Музовского. В итоге Н.В. Музовский стал занимать должность не только члена синодальной комиссии духовных училищ, но и одновременно являлся императорским духовником, а также обер-священником Главного Штаба и управляющим гвардейским духовенством. С 1836 г. управлению обер-священника Н.В. Музовского стало подчиняться придворное духовенство 3 . В 1844 г. в состав ведомства главного священника гвардейского корпуса вошли церкви и духовенство 16 полков гренадерского корпуса, а с 10 ноября того же года должность обер-священника Главного Штаба была переименована в должность обер-священника гвардейского и гренадерского корпусов. Что же касается самого протоиерея Г. И. Мансветова , то его в должности обер-священника армии и флота окончательно утвердили лишь 12 апреля 1830 г., историческим свидетельством чему является соответствующий именной указ Святейшему Правительствующему Синоду Член императорской Российской академии, придворный протоиерей и член Святейшего правительствующего Синода Русской православной церкви Григорий Иванович Мансветов (Мисюрев) родился 28 января 1777 г. в г. Тобольске, в семье священника Апостоло-Андреевской церкви, и по праву вошел в круг выдающихся людей, чья жизнь связана с г. Тобольском: церковный деятель протопоп Аввакум; канонизированный в составе Собора сибирских святых митрополит Антоний (А. Г. Стаховский); композитор, пианист и дирижер А.А. Алябьев; ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев и др. В период обучения в г. Тобольске молодой семинарист Г.И. Мисюрев обрел свою новую фамилию Мансветов. Причиной смены фамилии явилась не тяга к обретению ее благозвучия, а стремление продемонстрировать окружающим кротость и незлобивость своего характера: в переводе с латыни слово «mansuetus» означает кроткий, скромный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Томи. В то же время был учрежден владыкою миссионерский стан для просвещения киргизов, кочевавших на р. Кие. Митрополит Филофей при вступлении на кафедру нашел в Сибири всего 160 церквей, а оставил 448, и обратил в Православие 40,000 язычников и магометан. На него очень злобились татары за красноречивое порицание духовного невежества Корана. Оставил владыка Филофей кафедру, будучи награжден царскою похвальною грамотою от 15 сентября 1720 г. Была назначена ему и пенсия, но он до самой смерти в течение 7-ми лет не мог ее получить и остатки дней своих скоротал «впроголодь». Еще при жизни этого великого светильника Сибири, вполне заслужившего быть признанным «равноапостольным», место его заступил двенадцатый достойный архипастырь митрополит Антоний Стаховский, который управлял сибирскою паствою с 1721 г. по день кончины 27-го марта 1740 г. В его время в Таре по подговору казачьего полковника Подушкина был бунт раскольничьего населения против присяги по уставу 5 февраля 1722 г., на верность тому Наследнику Престола, какого Государь изберет. Тогда бунтовщики в 1724 г., не желая отдаться в руки правосудия, взорвались на воздух, а затем до 1000 человек было казнено. Такой буйный дух населения вместе с необузданностью учрежденного в 1728 г. воеводского правления, отравлял и извращал всякое мероприятие владыки Антония и делал его жизнь невыносимою. Тем не менее, он прилагал особенное усердие к просвещению Православием дальневосточных окраин, лежащих по берегам Охотского моря. По его распоряжению была снаряжена из Якутска миссия под начальством образованного священника Ермолая Иванова для исполнения христианских треб в Зашиверском остроге и в трех Камчатских: Нижнем, Верхнем и Большерецком. Владыка Антоний с целью подготовки для пограничного Китая сведущих миссионеров открыл в 1725 г. в Иркутском Вознесенском монастыре русско-монгольскую школу и добился основания с 1727 г. отдельной Иркутской епархии. Он в 1728 году отправил в Китайскую миссию архимандрита Антония Платковского и на Камчатку – игумена Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Благодатью убо Божией помоществуемый, яхся предлежещего ми дела, и понеже в оно время брат мой родной Павел Яворский бысть Протопоп Нежинский, изволися в Богоспасаемом граде Нежине, храм он Богородичин устроить, яко да призрением Протопоповым, моим же иждивением здание оно устрояемо будет. Начатся же здати сей, храм Богородичин в лето Христово 1702 и совершися в лето Христово 1716, и в то же лето месяца Июля в день 22 освятися четырьмя Архиереями, сиречь: Преосвященным Кир Иоасафом Кроковским, Митрополитом Киевским, Галицким и всея Малой России, Преосвященным Кир Антонием Стаховским, Архиепископом Черниговским и Новгородским, Преосвященным Кир Кириллом Шумянским, Епископом Переяславским, и Мной, недостойным Митрополитом Рязанским и Муромским, присущим в посвящении и служении многим Архимандритам, и Игуменам, Протопресвитерам же и Пресвитерам и всему священному собору, при немалом мирского начальства собрании. Сим так бывшим и освящению совершившуся, изволися Духу Святому и всему освященному собору церковь новопосвященную Благовещенскую наречь Назаретом Богородичным, и монастырю быть при ней, а не мирской парохиальной (приходской) церковью. Благоволением убо Монаршеским, и благословением всех иерархов тогда присутствующих, а наипаче Пастырским соизволением первопрестольника Киевского, яко Епархии той обладателя, устроихом при сем Назарете Богородичином Архимандрию вечными времены Киевским Митрополитом подлежащую. Монастырю же ветхому Рождества Пресвятой Богородицы, вне града Нежина стоящему, со всеми его пожитками и угодьями уставихом быти подчиненну новому монастырю Благовещенскому, и Наместнику в нём быти, а не Игумену от Архимандрита Благовещенского, по своему его рассмотрению посылаемому. Самому же Архимандриту в сей Назарет Богородичин посвящаему и посылаему быти не от иного кого-либо, точию от Митрополита Киевского, как от своего правильного Пастыря и Епархии той властелина. Сим тако твёрдо и непреклонно быти ведения ради будущим родом, оба Архиерея, Киевский же и Рязанский, утверждаем и крепостными грамотами с подписанием рук наших и с приложением печатей укрепляем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Павел Абрамович. Дмитрий Флоринский. Ефим Голинский. Иеромонах Иосиф Дроздов. Григорий Словцов. Иван Заркевич. Петр Светлов. 10. Иван Сладкопевцев. 30. Иеродиакон Серапион Маевский. С тем же правом, но с представлением вновь своего сочинения. Платон Карашевич. Иван Рождественский. Антон Шумович. Николай Чередеев. Николай Наумов. Иеромонах Герман Осецкий. 15. Платон Травлинский. Степан Корольков. Афанасий Петров. Иван Афонский. Александр Крылов. – кандидата: Григорий Романовский. 45. Николай Смирнов. Даниил Захаревич. Матфей Григо. Иван Головин. Алексей Белоруссов. Владимир Чечель. 35. Иван Пигулевский. 50. Иван Богоявленский. Афанасий Архангельский. Дмитрий Гумалик. Сергей Верещагин. Григорий Трихинский. Матвей Красовицкий. Николай Голинский. Василий Шафрановский. Николай Веселовзоров. 40. Василий Предтеченский. 55. Емельян Прокопович. Алексей Романов. Михаил Алексеев-Месхиев. Лев Стаховский. Александр Махатадзе. Иван Лебединский. Зураб Одишелидзе. Петр Никольский. ХХ-го курса Со степенью магистра: 1. Самуил Михайловский. 15. Николай Охотин. Николай Любомудров. Иеромонах Асигкрит Верещагин. Николай Попов. Иван Вознесенский. Иван Цветков 1-й. 20. Иван Орфинский. Иеромонах Викторин Любимов. Павел Цветков. Николай Думитрашков. Иван Лаговский. Владимир Левитский. Панагиот Ромботи. 10. Иеромонах Феогност Лебедев. 25. Алексей Паппадаки. Иеромонах Анатолий Станкевич. Алексей Добрадин. Иван Виноградов. Иеромонах Иустин Охотин. – кандидата: Иван Флеров. С правом на степень магистра, по выслуге одного года в училищном ведомстве, с одобрением. 40. Алексей Щипунов. Павел Конокотин. Петр Соколов. Алексей Светлов. Иван Баженов. 45. Михаил Страхов. Михаил Деплоранский. Михаил Смирнов. Александр Преображенский. С тем же правом, по выслуге двух лет, с одобрением. Иван Цветков 2-й. Иван Соболев. Александр Соколов. 30. Иеромонах Исаакий Положенский. 50. Иустин Цветков. Иеромонах Полиевкт Пясковский. Филимон Церетелли. Захарий Давыдов. Стефан Григорович. Евгений Лопушинский. 55. Клементий Обух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

3 . НЕКТАРИЙ хиротонисан в 1636 году, Февраля 4, из Селижаровских Строителей. По 3-летнему и 9-месячному правлению в 1640 году, Января 7, уволен от Епархии на покой в оный Селижаров монастырь, и скончался в 1665 году. 4 . ГЕРАСИМ Кремлёв хиротонисан в 1640 году, Мая 31, из Игуменов Тихвинского монастыря. По 9-летнему правлению, в 1650 году, Июля 16, скончался. 5 . СИМЕОН хиротонисан в 1681 году, Марта 9, из Игуменов Боровского Пафнутьева монастыря. По 13-летнему правлению, в 1664 году оставил Епархию. II. Митрополиты 6 . КОРНИЛИЙ в 1664 году, Июля 24, хиротонисан в Архиепископа из Архимандритов Хутынских, в 1668 году, Мая 25, пожалован Митрополитом. В 1678 году, Декабря 23, по 14-летнему правлению, скончался в Тобольском Знаменском монастыре в схиме, а погребён в Тобольском Софийском соборе. 7 . NABEЛ I хиротонисан в 1678 году, Июля 21, из Архимандритов Чудовских. По 12-летнему правлению, в 1692 году, Января 4, скончался. 8 . ИГНАТИЙ Римской-Корсаков хиротонисан в 1692 году, Апреля 3, из Архимандритов Новоспасских. По 7-летнему правлению, в 1699 году отбыл в Москву, и там, в 1701 году, Мая 13, скончался в Симонове монастыре. 9 . ДИМИТРИЙ Тултало, Святой хиротонисан из Спасских Новгород-Северских Архимандритов в 1701 году, Марта 23, переведён в Ростов 4 Января 1701 года, не бывши в Тобольске. 10 . ФИЛОФЕЙ Лещинский хиротонисан в 1702 году из наместников Брянского Свенского монастыря, в 1711 году посхимился в Тюменском монастыре, и принял имя Феодора. 11 . ИОАНН Максимович переведён из Архиепископов Черниговских в 1713 году и по 4-летнему правлению, в 1715 году, Июля 10, скончался. Филофей по указу Государеву из схимников вступил в правление Епархией паки в 1715 году и правительствовал по 1721 год. Потом отошёл в Тюменский монастырь и там, в 1727 году, Мая 3, скончался. 12 . AHTOHUЙ I Стаховский в Декабре 1721 года переведён из Архиепископов Черниговских. По 18-летнему правлению, в 1740 году, Марта 27, скончался. 13 . НИКОДИМ Сребрицкий в 1740 году, Мая 29, назначен был из Епископов Черниговских, но в 1743 году переведён в Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На Тобольскую кафедру после схимонаха Феодора назначен был 1 марта 1721 г. архиеписк. черниговский Антоний (Стаховский). Как известно, он получил Сибирскую кафедру в наказание за дерзновение защищать возмутителей. К тому же Антоний разошелся с гетманом Скоропадским из-за игумена Лаврентия Горки. Сознавая трудность служения на Сибирской кафедре, Антоний просил себе в помощники Александро-Невского наместника Варлаама, но Синод отказал ему. Быть может это произошло потому, что тогда решался вопрос о назначении епископа в Китай с титулом Иркутского. Впрочем и это дело задержалось. 467 Только через полгода, 8 сентября, по царскому указу опальному Крутицкому митрополиту Игнатию (Смоле) предложено было ехать на Иркутскую кафедру с лишением сана митрополита и позволением писаться епископом и служить в определенных епископскому сану одеждах, а саккоса не употреблять и белого клобука не носить. Эта царская милость оказалась большим наказанием для Игнатия. В бытность Петра в Синоде при слушании дела Игнатия, 1 октября 1721 г., Игнатий, будто бы, на коленах вымолил себе другой милости – вместо Иркутска отпустить его «за старостью» на обещание в Нилову пустынь (Тверской епархии). Царь смиловался над коленопреклоненным старцем. 468 Иркутская кафедра опять осталась без епископа, а сибирский митрополит без помощника. Но уже сам Петр I был заинтересован замещением Иркутской кафедры, только человеком ученым и способным миссионером. Свою мысль царь высказал в 1722 году после персидского похода. Узнав про это, известный архимандрит Феофилакт Лопатинский, синодальный советник, обратился в Св. Синод с просьбой назначить его архиереем на Иркутскую кафедру, куда не ехали многие, считая назначение в Иркутск за ссылку. Между тем там была жатва многая для архиерея. Свое дерзновение архимандрит Феофилакт просил не считать за любочестие, «ибо сим болезнующие не Иркутского, но иного, поближе Москвы, желают епископства», писал он. Зная несочувствие к своей просьбе членов Синода, Лопатинский обращался к посредничеству сильного тогда кабинет-секретаря А. В. Макарова. В письме к Макарову он старался отвлечь от себя всякие подозрения в искательстве епископства, заявив, что он ищет не епископства, а дела епископского, и готов был там, т. е. в Иркутске, быть без епископства, при каком-нибудь епископе. Архим. Феофилакт находил нужным назначение епископа в Иркутск не только в целях миссии, но еще в качестве советника пекинскому епископу. Однако Петр не согласился на назначение Феофилакта в Иркутск; он также не нашел возможным утвердить двух других ученых киевлян, представленных Св. Синодом кандидатами на Иркутскую кафедру – архимандрита Киево-Печерского монастыря Иоанникия Сенютовича и корабельного флота обер-иеромонаха Рафаила Заборовского, слышав о недостатке в них ревности потрудиться в обращении бурят, тунгусов, якутов и др. инородцев Восточной Сибири. 469 Феофилакт оказался нужным на ближайшую – Тверскую кафедру, которую получил в следующем – 1723 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (СТАХОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Антоний Тобольский Рака с мощами свт. Антония Тобольского под фреской с его изображением в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Редакция текста от: 25.08.2016 07:07:36 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10953.html

4. Герасим Кремлев хирот. 31 мая 1640, из игум. Тихвинских; † 16 июля 1650. 5. Симеон хирот. 9 мар. 1651, из игум. Боровского Пафнутиева монастыря; 16 февр. 1664 оставил епархию; в 1678 жил ещё в Москве. II. Митрополиты Сибирские и Тобольские 6. Корнилий хирот. 24 июня 1664 из архим. Хутыня монастыря; с 25 мая 1668 митр.; † 23 дек. 1677. 7. Павел хирот. 21 июля (sic) 1678 из архим. Чудовских; † 4 февр. 1692. 8. Игнатий Римский-Корсаков хирот. 3 апр. 1692 из архим. Новоспасских; † 13 мая 1701, в Москве. [(23 мар. 1700 посажен в хлебню патриаршу, оттуда в Чудов под начал, потом в Симонов; там и †)]. 9. Димитрий Туптало хирот. 23 мар. 1701 из архим. Новгород-Северского Спасского монастыря, а 4 янв. 1702 перев. в Ростов. 10. Филофей Лещинский 4 апр. 1702 хирот. из наместн. Свенского монастыря; в 1711 принял схиму в Тюмени. 11. Иоанн Максимович 11 мар. 1712 перев. из Чернигова; † 10 июля 1715. Филофей (в схиме Феодор), по указу царскому, управлял в 1715–20; † 31 мая 1727, в Тюменском Троицком мнтре. 12. Антоний Стаховский 1 мар. 1721 перев. из Чернигова; † 27 мар. 1740. 13. Никодим Сребницкий (sic) 29 мая 1740 назначен из Чернигова, но там оставлен. 14. Арсений Мацеевич 26 мая 1741 хирот. из иеромонахов Синодальных; 13 мая 1742 перев. в Ростов. 15. Антоний Нарожницкий хирот, 26 сент. 1742, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 9 окт. 1748. 16. Сильвестр Гловатский хирот. 6 июля 1749 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; 9 окт. 1755 перев. в Суздаль. 17. Павел Конюскевич хирот. 23 мая 1758 из архим. Юрьева монастыря; 11 янв. 1768 уволен на покой в Киев; † 4 нояб. 1770, в Лавре. III. Архиепископы Тобольские и Сибирские 18. Варлаам Петров хирот. 5 окт. 1768 из архим. Новоторжского Борисоглебского монастыря; 6 нояб. 1792 пожалован в архиепископа; † в дек. 1802. 19. Антоний Знаменский 13 февр. 1803 перев. из Вологда, а 25 мая 1806 – в Ярославль. 20. Амвросий Колембет 25 мая 1806 перев. из Оренбурга; 28 окт. 1822 уволен на покой; † 4 июля 1825, в Дубенском Полтавском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антоний Тобольский, свт. Описания иконы Антоний Тобольский, свт. - житие Святитель Антоний, митрополит Тобольский (Память 10 июня по старому стилю)(Собор Сибирских святых) Никакой другой уголок России не дал Русской Церкви столько угодников Божиих, прославленных в лике святительском или преподобном чине, сколько дала их Малороссия. Украина, крестильная купель России, была и основательницей первой духовной школы, выросшей в первую духовную академию. Не один десяток пастырей и архипастырей, проливших свет Христовой Истины на Русскую землю, вскормила она. Из тех же корней вырос будущий Тобольский преосвященный Антоний (Стаховский). Родился будущий владыка в Малороссии. Богословское образование получил в Киевской духовной академии, здесь же был пострижен в монахи и по окончании академии назначен проповедником при Черниговском кафедральном соборе. В то время Черниговским архиереем был архиепископ Иоанн (Максимович), будущий Сибирский чудотворец. В 1705 году Антония перевели архимандритом в Новгород-Северский монастырь, и 20 сентября 1713 года он был хирот[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1229

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_3.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010