Начало церковного празднества в честь зачатия Пресвятой Богородицы относят к VIII веку. Св. Андрей Критский, скончавшийся в 712 году, написал канон на этот праздник. В Константинополе праздник зачатия Пресвятой Богородицы в этот день совершался в местности Уранах или Еворанах, близ церкви св. Софии. На этом месте еще при равноапостольном и благоверном царе Константине Великом, т. е. в IV веке, одним сенатором был построен храм во имя Богоматери. 20 декабря Новгород-Северская икона Этот чудотворный образ находится в Новгород-Северске, уездном городе Черниговской епархии. Явление его относится к 1301 году. Новодворская икона По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери. Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии. Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Премного благодарю ваше преподобие и лицеземно поклонение отдаю за всякое твое ко мне, смиренному, милосердие – . На конверте надпись: «превысокопочтеннейшему, высокопреподобнейшему» 851 . Аарон, епископ Карельский, писал Феодосию из Новгорода: «честнейший отец Архимандрит, нам особливый благодетель» 852 , и просил «не лишати» его своей любви 853 . Георгий Ростовский писал: «преслушником никогда не был и ныне не буду, и так, как особливого моего благодетеля, всегда себе имею за сущего благодетеля» 854 . В 1720 году к Феодосию обращался Златоустовский Архимандрит Антоний с просьбою ходатайствовать об освобождении его от поездки для присутствования при подписании духовного регламента в Казань и Вологду, и получил желаемое 855 . В том же году обращается с просьбою к Феодосию Киево-Печерский Архимандрит о возвращении в Киев вызванного в Петербург иеромонаха, который необходим был для типографии Киево-Печерской, – и иеромонах был возвращен 856 . Архиепископ Черниговский Антоний Стаховский, посылая в Петербург своего иеромонаха по делу о монастырских землях, прямо просит у Феодосия оказать посланному содействие пред сенатом и царем 857 . Когда Феодосий стал вице-президентом Синода, Казанский Митрополит Тихон прямо просит «его высокомочное владычество» «доложить государю» его просьбу о передаче в ризницу Казанского Архиерейского дома хранившихся в Казанской губернской канцелярии вещей, оставшихся после умершего в Казани армянского архиерея. Феодосий просьбу Митрополита предложил Синоду 858 . Своими исключительными отношениями Феодосий пользовался и для устройства дел, близко касавшихся его самого. Так, кабинет–секретарю Макарову он «напоминал», например, чтобы тот доложил в удобное время государю об отдаче Александро–Невскому монастырю соляных прибыльных денег на строение, об отдаче Архимандритам, заседавшим в Синоде, монастырей их со всем имуществом, по прежним описям 859 . XI Было уже рассказано о характере отношений Феодосия к его Митрополиту Иову, отличавшихся строптивостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Именовалась: Черниговская и Рязанская; с 1198 г. – Черниговская; с 1285 (по др.(1334, после 1356) г. – Черниговская и Брянская (иногда – Дебрянская); с 1648 (по др., 1650, 1657) г. – Черниговская и Новгород-Северская; с 27.03.1785 – Черниговская и Нежинская; с 16.10.1799 – Малороссийская-Черниговская; с 04.12.1803 – Черниговская и Нежинская, паки. Викарные кафедры: Нежинская, Новгород-Северская, Стародубская, Городнянская, Сосницкая, Борзенская, Конотопская, Конотопская, Клинцовская, Козелецкая. 992 Феодул (1051) 23.11.1111 11.01.1114 06.08.1123 Ираклид Митрофан (1282) Арсений(1299) Захария II (1285–1320) 04.1332 09.1335 до 1389 после 1416 Павел II, (?) (1415) 11.1465 04.04.1499 Зосима Прокопович 08.03.1657 03.09.1693 13.09.1692 03.09.1693 03.09.1693 05.02.1696 10.01.1697 11.03.1712 Св. Иоанн III Максимович 20.09.1713 01.03.1721 Св. Антоний II Стаховский 06.05.1722 23.07.1734 25.03.1735 11.10.1738 06.12.1738 29.05.1740 29.05.1740 06.09.1742 Антоний III Черновский 08.09.1742 23.02.1750 08.09.1752 19.10.1761 19.10.1761 14.05.1770 17.10.1770 27.09.1788 06.12.1788 01.04.1796 13.05.1796 11.11.1803 18.12.1803 26.03.1818 16.06.1818 26.09.1820 26.09.1820 14.03.1831 28.03.1831 19.09.1836 26.09.1836 18.04.1859 02.05.1859 09.08.1866 09.11.1866 16.08.1871 16.08.1871 04.03.1875 15.05.1876 06.03.1882 05.04.1882 01.02.1893 26.03.1893 24.08.1893 03.09.1893 20.04.1911 02.02.1911 20.04.1911 12.05.1911 06.05.1917 05.1917 23.05.1917 23.05.1917 16(29)11.1923 Пахомий Кедров 03(16)10.1930 (7) 05(18)11.1923 09. 1925 28.10(10.11)1932 08.1936 12.1941 04.1945 31.12.1946(13.01.1947) Борис Вик 31.12.1946(13.01.1947) 29.04(12.05)1947 Паисий Образцов 05(18)11.1948 04(17)11.1953 04(17)11.1953 18(31)07.1954 Арсений II Крылов 18(31)07.1954 06(19)10.1955 06(19)10.1955 19.09(02.10)1961 30.12.1961(12.01.1962) 03(16)11.1962 Игнатий Демченко 03(16)11.1962 07(20)11.1962 19.11(02.12)1962 17(30)03.1964 Феодосий II Процюк 17(30)03.1964 04(17)02.1969 06(18)02.1969 07(20)03.1969 07(20)03.1969 05(18)04.1973 Владимир II Сабодан

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Знакомясь с переводными житиями сборника, мы видим, что почти все они написаны не самим свят. Димитрием. Об этом говорят не только язык и почерк их, но и некоторые заметки. Например, на житии св. мученицы Людмилы Чешской рукой Святителя сверху листа написано: «перевод п. Стефана Любинского»; переводчиком жития св. Дионисия Александрийского называется «Иоанн Христофорович»; о книге Мелита сказано, что она «перевод отца Антония Стаховского, казнодея Черниговского». Эти заметки ставят перед нами очень важный вопрос – о сотрудниках свят. Димитрия по составлению Четиих-Миней. Что такие сотрудники у свят. Димитрия были, в этом как будто нельзя и сомневаться. Из переписки с Феологом и другими лицами мы видим, что Святитель часто обращался к ним с просьбами найти и списать для него то или иное житие. Эти просьбы не оставались без ответа, и, как мы уже говорили, большая часть находящихся в разбираемых нами сборниках житий может считаться присланной Святителю его друзьями и доброжелателями. Нет сомнения, что и ранее Святитель имел таких сотрудников. В Московской Патриаршей библиотеке, в рукописи под 146, есть житие Саввы, первого учителя Сербского, на котором положена такая надпись: «списано преп. Дометианом, иеромонахом монастыря Хиландары нарицаемого, а з него писал отец Филофей Лещинский сокращение и не весьма рассмотрительне» (л. 257). И. А. Шляпкин предполагает 311 , что эта надпись сделана не позже 1688 года. Тот же Филофей Лещинский в 1705 году 4 марта прислал Святителю «Лествицу», а в 1706 году – житие равноапостольной Марии Магдалины. В 1699 году, как мы уже не раз говорили, прислано Святителю Карионом Истоминым житие преп. Иосифа Волоцкого . Вообще, таких друзей-сотрудников, списывавших для свят. Димитрия с различных славянских источников жития святых, было, вероятно, немало как в ростовский, так и в украинский период его деятельности. Одни из этих сотрудников были простыми переписчиками рукописей, другие при списывании подвергали их некоторой переработке. Так, Филофей Лещинский писал житие Саввы «сокращение»; в сборнике 420, нами описанном, житие Андрея, Христа ради юродивого, написано тоже «сокращение частию от простерших словес...».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Описание иконы Новодворская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Новодворская (Суражская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Список Новодворской иконы. Эта икона хранилась в Смоленской церкви Курского Свято-Троицкого монастыря, где от нее и было явлено чудо. Как гласит предание, однажды обитель посетила странница, которая, увидев Новодворскую икону, со слезами пала пред ней в молитве. И Царица Небесная явила дивное знамение: на глазах у сестер икона опустилась к молившейся и та тут же получила исцеление от тяжкого многолетнего недуга. Женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды в сонном вид[...] Файл 12543.jpg:   Размер: 280x413, 0.12 MPix, 28 Kb. Дата: 2011-05-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (534) , (61) .

http://pravicon.com/icon-213

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Новодворская (Суражская) " Описания иконы Описание иконы Новодворская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в [...] Икона Новодворская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святителем Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси около 1320 года, когда он ещё жил на Волыни, в устроенном им монастыре, на реке Рате, на урочище, называемом Новый Дворец. Во время борьбы с унией (слиянием православного и католического вероисповеданий) местный иеромонах Иаков перенёс святую икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Со временем святыня была перенесена в Новгород-Сиверский, в Спасо-Преображенский монастырь, где была чтима наряду с другой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы – " СПАСИТЕЛЬНИЦЕЙ УТОПАЮЩИХ " (ЛЕНЬКОВСКОЙ) В советское время икона была утрачена. В 2004 году в освящении возрождённого Спасо-Преображенского монастыря приняли участие президенты России, Белоруссии и Украины. В Дар монастырю был передан древний список (копия) Новодворской иконы Пресвятой Богородицы. Другой чудотворный древний список Новодворской иконы чтился в Свято-Троицком женском монастыре города Курска. Этот древний образ по-прежнему нахо[...]

http://pravicon.com/icon-213

Вскоре после кончины И. над его надгробием в Успенско-Софийском соборе была помещена надпись в стихах, составленная, возможно, его преемником на Черниговской (1713), а затем и на Тобольской (1721) кафедре свт. Антонием (Стаховским). Икона, перед к-рой молился И. перед кончиной, была поставлена в алтаре придела, в к-ром он был похоронен. Позже она прославилась чудотворениями и стала известна как Тобольский образ Божией Матери. В 1741 г. Антониево-Феодосиевский придел из-за ветхости разобрали, и могила И. до 1753 г. находилась под открытым небом. В 1751-1753 гг. был построен каменный придельный храм, могила с деревянным надгробием вновь оказалась в алтаре. В 1826 г., в ходе ремонтных работ в храме, могилу И. вместе с надгробием перенесли на противоположную сторону алтаря. В 1918 г. в прежней могиле святителя был погребен Тобольский и Сибирский еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) . С 1798 г. при соборе велась запись чудес, совершавшихся у мощей И. Свт. Иоанн (Максимович). Шитая икона. Ок. 1916 г. До нач. 20-х гг. XX в. находилась в Тобольске, совр. местонахождение неизвестно Свт. Иоанн (Максимович). Шитая икона. Ок. 1916 г. До нач. 20-х гг. XX в. находилась в Тобольске, совр. местонахождение неизвестно В 1844 г. на средства купца и золотопромышленника Н. Ф. Мясникова, обновившего убранство придельного храма, над местом погребения И. был воздвигнут мраморный памятник в виде круглой колонны с митрой, крестом и омофором, окруженный чугунной решеткой с медной памятной доской. Рядом помещались живописное изображение святителя и еще один, тоже мраморный, памятник с живописным портретом И., украшенным серебром и драгоценными камнями. Здесь же висела памятная серебряная медаль в благодарность святителю за совершенные исцеления. В 1867 г. придел был расширен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя И. В результате место погребения святителя оказалось вне алтаря, и его почитатели могли молиться у гробницы и брать с нее песок. По пятницам и субботам в приделе совершались заупокойные литургии и панихиды. В 1891 г. на средства Тобольского и Сибирского еп. Иустина (Полянского) на памятник И. был возложен медный венок с крестом. По распоряжению епископа с 10 июня 1891 г. в приделе было установлено ежедневное (кроме времени поста) служение литургии с поминовением И. и панихид по святителю. С 1892 г. на гробнице И. лежало издание «Илиотропиона» для чтения богомольцами. В 1900 г. Тобольский и Сибирский еп. Антоний (Каржавин) на собственные средства соорудил над гробницей И. серебряную раку, куда позднее были переложены мощи святителя. С 1879 г. в день кончины И. в Тобольске из кафедрального собора в подгорную часть города совершался крестный ход с участием всего городского духовенства.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Неопубликованное произведение И. «Рассуждение о Боге» считается утраченным. И. начал работу над переводом сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу», который был завершен свт. Антонием (Стаховским) и издан в 1740 г. В «Путнике» И. писал, что оставил в Чернигове ряд неопубликованных сочинений: «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?» ( Серафим (Шлыков). 1985. С. 72). Из этого следует, что в наст. время известен далеко не полный перечень сочинений И. Неопубликованное соч. «Царица неба и земли», к-рое ошибочно приписывали И., принадлежит перу архиеп. Лазаря (Барановича). Нек-рые авторы приписывали И. лексикографические труды «Латино-русский лексикон» и «Собрание чужестранных слов, употребительных в русском языке»; автором этих работ был И. П. Максимович, племянник И., работавший в 1718-1728 гг. переводчиком при Московской типографии. В истории лит-ры сформировалось критическое отношение к религиозно-нравоучительным поэтическим произведениям И. Для поэтики его объемных сочинений, по мнению отдельных исследователей, свойственна перенасыщенность художественными тропами, к-рые должны были способствовать укреплению христ. чувств; между тем современниками, особенно столичными поэтами, выспренность выражений и велеречивость писателя воспринимались как плохой вкус ( Шильникова. 2008). В частности, «Алфавит...» вызвал резкую критику А. Кантемира, младшего современника И. Однако произведения И. неоднократно издавались в XVIII-XIX вв., что свидетельствует об их востребованности Церковью и обществом. Как подчеркивает иеродиак. Серафим (Шлыков), сочинения И. имели исключительную важность для Церкви, они были необходимы для правильного осмысления ключевых вопросов правосл. сотериологии, раскрывали проблематику духовной жизни христианина, содержали полезные для христиан духовно-нравственные назидания. Соч.: Феатрон, или Позор нравоучительный... [Чернигов], 1708; Молитва «Отче наш», на седмь богомыслий расположенная.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Повествуя о чудесах Божиих, И. подчеркивает их назначение - направить сознание и волю человека к его спасению. «Алфавит...» заключает в себе некоторые богословские моменты; в частности, под буквой «Омега» И. пишет, что настоящий путь к богопознанию проходит через самопознание, через нравственное самосовершенствование. В др. месте этого сочинения И. размышляет о Промысле Божием, о богостроительстве мира. «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»), посвященное генеральному судье В. Л. Кочубею, в 1705 г. издавалось дважды. Наиболее полное, 2-е издание содержит помимо молитвословий и предисловия иером. Антония (Стаховского) 3 проповеди И., произнесенные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря: «О Страшном суде», «В день Рождества св. Иоанна Крестителя» и «На преставление святителя Иоанна Златоуста». Некоторые исследователи считают, что в книге в основном представлены компиляции проповедей свт. Иоанна Златоуста ( Николаев. 1999. С. 266). В 1707 г. вышли 2 сочинения И.: «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» - толкование 50-го псалма и пересказ евангельской истории о Христе и раскаявшемся разбойнике (изд. в типографии Киево-Печерской лавры) - и «Богородице Дево, радуйся» (изд. в Чернигове). Последнее - самое обширное из поэтических произведений И.: оно содержит более 23 тыс. стихов. В этой книге святитель в стихотворной форме изложил молитву «Богородице Дево» и др. хвалебные песни в честь Богородицы, а также поместил рифмованное толкование Богородичного канона, собрание свидетельств Свящ. Писания, Свящ. Предания и церковной истории о почитании Пресв. Богородицы и о Ее чудесах. Завершается книга описанием чудес от икон Божией Матери, в к-ром особое место занимает описание чудотворений от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, явленной в 1658 г. Цель книги, по словам автора, заключалась в том, чтобы для пользы чтущих «расширить посланную от Бога через ангела песнь похвальную» Божией Матери. Некоторые молитвы Богородице даны им в стихотворной форме, дополнены. Признавая компилятивный характер сочинения, И. писал: «Не новое аз пишу, з святых собираю… слово многими рифмами разширяю» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267). Он отмечал, что часть сведений им была заимствована из сборника св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Свт. Димитрий критически отнесся к выходу в свет сборника стихотворных молитв Богородице, он писал по этому поводу в одном из писем митр. Стефану (Яворскому): «Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье, но мало кому потребные вещи на свет происходят» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267).

http://pravenc.ru/text/468961.html

Областные руководители опасались сопротивления монахинь закрытию обители и потому рекомендовали епископу Иоасафу не участвовать в праздновании храмового праздника Марии Магдалины 4 августа, сославшись на тяжелое состояние здоровья. В то же время епископ должен был направить своего секретаря Стаховского с приказом не начинать литургию, а потом вместе с руководством монастыря прибыть в райисполком. Вместо этого делегация монахинь (до 20 человек) направилась не в исполком, а к правящему архиерею. Но представители местных властей успели переговорить с епископом Иоасафом и подсказали ему объявить монахиням о полученной телеграмме от митрополита Иоанна (Соколова) с распоряжением Патриарха Алексия о закрытии Тихвинского монастыря. Епископ Иоасаф не растерялся перед «наступлением монахинь» и твердо сказал им: «Такова воля Божия», благословив их на выполнение распоряжения Патриархии. Прибывшие в райисполком монахини просили: «Дайте нам возможность всем переехать в другой монастырь и дайте нам срок, чтобы мы закончили пост, попрощались, письма написали, собрались и забрали свою святыню — иконы с собой». На собрании монахинь в монастырской трапезной, по словам днепропетровских руководителей, руководители Тихвинской обители в лице игумении Руфины (Шулан) и секретаря монахини Анастасии (Волощук) молчали. В то же время некоторые насельницы высказались за отселение из монастыря. В частности, монахиня Вера (Перевязко) якобы заявила: «Мне уже 76 лет, я имею угол в Чечеливке. Если иконы — нашу святыню — представители власти не изымают, а отдают в собор, то и нам в монастыре делать нечего, отправляйте меня первой. Спасибо власти и всем за чуткое отношение к нам, старухам, за помощь…». Аналогично, со слов руководителей местных властей, высказалась и монахиня Анастасия (Мирошниченко): «Мне 63 года, я получаю благодаря советской власти 600 рублей пенсии, у меня есть купленная комната в г. Днепропетровске, и я тоже благодарю, что нам помогают и по-человечески к нам относятся. Пускай дети будут вместо нас учиться. Мы не против того, чтобы здесь снова была школа…» .

http://bogoslov.ru/article/6171304

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010