В 1721 году малороссийский гетман Иван Ильич Скоропадский прислал в синод грамоту, в которой писал, что бывший Черниговский архиепископ, назначенный митрополитом Сибирским, Антоний (Стаховский) несправедливо лишил иеромонаха Лаврентия (Горку) игуменства в Выдубицком монастыре. Принимая участие в судьбе обиженного, гетман просил определить его архимандритом в новгородский монастырь. Повидимому, Лаврентий пострадал безвинно. По крайней мере, он возбуждал в отношении к себе, по-видимому, общее сочувствие, и бывший в Петербурге киевский иеромонах-проповедник Симон Кохановский в письме в Киев, посылая Лаврентию поклон, желал ему „здравия и спасения, желаемого добра освобождения от врагов и от гонения“. Синод отнесся к ходатайству гетмана чрезвычайно благосклонно и, так как в это время требовались кандидаты для замещения архиерейских кафедр, то предложил выслать Лаврентия для посвящения в архиереи. Лаврентий запоздал прибытием в Москву (где тогда был синод); он прибыл только в конце марта. Ради его „неимущества“, ему было назначено в Москве содержание от синода: муки ржаной 3 и овса 5 четвертей, пива 20 и меду 5 ведер, сына 5 возов. Вместо архиерейства, он получил воскресенскую, что на Истре, архимандрию и был назначен обер-иеромонахом в низовый поход. Ему было положено 20 рублей в месяц жалованья и 3 казенных служителя. Особая инструкция предписывала „не властительствовать, а дела духовные править“. В особой присяге он обязывался „врученное ему стадо словесных овец пасти и управлять со всяким усердным тщанием, и вверенному ему церковному и монастырскому правлению прилежати безленостно, и о подчиненных ему радети и опасну имети стражу и добро предстательствовати“. В половине июля Лаврентий был уже в Астрахани. Наконец, в октябре 1722 года он писал синоду: „важных дел духовных не прилучалося в походе сем, о которых мог бы я вашему святейшеству доносити. К тому, как выехали мы с Астрахани, всегда я на морских судах ехал, и в Персиду, в Дербень, и до Елюкентия, реки персидской, также из Персиды в Астрахань на морских суднах возвратился; на берегу не много живал. О нуждах же моих и великих скудостях и немощах, и бедствиях смертных, не дерзаю и извещати, понеже сия не в числе суть дел духовных“. Недели через две, в начале ноября он опять писал синоду: „всесмиренно прошу вашего святейшества, благоволите, по именному указу его императорского величества, в низовый корпус на перемену мне прислать обер-священника, понеже я теперь что раз горше и горше весь немоществую“. Просьба была удовлетворена, и Лаврентий был отпущен в свой монастырь 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в. В нач. XVIII в. в В. м. был построен Покровский храм, в к-рый 12 сент. 1704 г. из с. Меркушина были перенесены и положены в кипарисовой раке мощи прав. Симеона Верхотурского . В 1712 г. указом тобольского губернатора М. П. Гагарина на месте обветшавшей (или сгоревшей) Никольской ц. был заложен одноименный каменный собор с приделом во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В храм, построенный московскими каменщиками И. Б. Сорокой и Н. Я. Грамотиным, в 1738 г. перенесли мощи прав. Симеона. В том же году Покровскую ц. разобрали и перевезли в верхотурский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В В. м. предполагалось устроить миссионерский центр. В 1716 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский) и губернатор Гагарин повелели архим. Сильвестру организовать в В. м. школу для детей иноверцев, но сведений о существовании такой школы нет. Тобольские митрополиты, Филофей в 1718 г. и Антоний (Стаховской) в 1726 г., благословляли архим. Сильвестра на проповедь Православия вогулам и черемисам, жившим по берегам рек Бисерть и Утка, а также в окрестностях Верхотурья, Туринска, Тюмени и Пелыма. Согласно рапортам архим. Сильвестра, к нач. 20-х гг. XVIII в. он обратил в христианство ок. 2600 чел., в 1726 г.- 1741 чел. в Пелымском у., 514 чел. в Верхотурском у., в Пелымском у. было заложено 10 часовен. Во время экспедиции в Верхотурском у. миссионер подвергся нападению язычников-вогулов, к-рые в ходе начавшегося следствия обвинили миссионера в насильственном Крещении и притеснениях. Распоряжением правительства миссионерская деятельность мон-ря была прекращена, в февр. 1730 г. архим. Сильвестр переведен в Далматов монастырь . В 1764 г. В. м. был отнесен к 3-му классу (см. ст. Секуляризация церковных имуществ ). К 1768 г. в нем имелись каменная Николаевская ц. с колокольней, 2 настоятельские кельи «в одном перерубе», 2 братских корпуса (каждый на 2 кельи), каменная ограда, построенная в 50-х гг. XVIII в. К 1774 г. вместо деревянных келий были поставлены каменные, к 1784 г. устроен еще один деревянный братский корпус, хозяйственные службы. В 1764 г. в В. м. жили 8 насельников, в 1784 г.- 3 монаха и 6 послушников. К кон. XVIII в. внутреннее устроение в обители пришло в упадок, проживавшее в мон-ре белое духовенство вело «блазненную жизнь». В 1804-1818 гг. верхотурских архимандритов Парфения, Иринея, Иеронима назначали ректорами Пермской ДС, в мон-ре они бывали редко.

http://pravenc.ru/text/158212.html

В октябре 1729 года отец Арсений по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) едет в Сибирь для проповедывания слова Божия. В Москве он был представлен членам Святейшего Синода, от которого и получил благословение на проповедь. В Тобольске иеромонах Арсений прожил более двух лет, проповедуя и обучая ставленников; был духовником при архиерейском доме. В Сибири царили жестокие нравы; светская власть посягала на церковное имущество, не оказывала духовным лицам и самому архиерею должного уважения. Обратно в Чернигов отец Арсений едет старым сибирским путем через Великий Устюг с заездом в Холмогоры и в Соловецкий монастырь, где находился тогда игумен Мошенского монастыря Иоасаф, сосланный туда за то, что не только сам перешел из Православия в раскол, но увлек за собою в раскол весь Мошенский монастырь. Арсений принял на себя попытку снова обратить раскольника в Православие; он приносил Иоасафу книги для вразумления, сам состязался с ним в словопрении и написал трактат под названием “Увещание бывшему Мошенскому игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком в заключении содержащемуся…”. Однако увещание раскольника осталось напрасным. В 1734 году была снаряжена морская экспедиция по реке Оби для открытия морского пути в Камчатку. В состав экспедиции требовался способный иеромонах. Архангельский архиепископ Герман (Купцевич) указал на отца Арсения; тот охотно согласился и совершил четыре северные экспедиции. Его путешествия прерывались по случаю следственного дела, в которое были замешаны некоторые лица, участвовавшие в экспедиции. За Арсением никакой вины не нашли. В экспедициях его уважали и любили, поскольку он умел заинтересовать слушателей проповедями и постоянно мирил ссорившихся между собой моряков. После четвертой экспедиции отец Арсений стал проситься в Петербург, так как у него появилась цинга. Флотская служба оставлена иеромонахом Арсением в 1737 году; ему указано жить при вологодском епископе Амвросии (Юшкевиче), члене Святейшего Синода, в качестве экзаменатора ставленников.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Митрополит Филофей при вступлении на кафедру нашел в Сибири всего сто шестьдесят церквей, а оставил четыреста сорок восемь и обратил в Православие 40 000 язычников и магометан. На него очень злобились татары за красноречивое порицание «разбойных стремлений» Корана. Оставил Владыка Филофей кафедру, будучи награжден царскою похвальною грамотою от 15 сентября 1720 года. Была назначена ему и пенсия, но он до самой смерти в течение семи лет не мог ее получить и остатки дней своих скоротал впроголодь. Икона свт. Иоанна Тобольского Еще при жизни этого великого светильника Сибири, вполне заслужившего быть признанным равноапостольным, место его заступил двенадцатый достойный архипастырь митрополит Антоний (Стаховский), который управлял сибирскою паствою с 1721 года по день кончины 27 марта 1740 года. В его время в Таре по подговору казачьего полковника Подушкина был бунт раскольничьего населения против присяги по уставу 5 февраля 1722 года на верность тому наследнику Престола, какого Государь изберет. Тогда бунтовщики в 1724 году, не желая отдаться в руки правосудия, взорвались на воздух, а затем до тысячи человек было казнено. Такой буйный дух населения вместе с необузданностью учрежденного в 1728 году воеводского правления отравлял и извращал всякое мероприятие Владыки Антония и делал его жизнь невыносимою. Тем не менее он прилагал особенное усердие к просвещению Православием дальневосточных окраин, лежащих по берегам Охотского моря. Владыка Антоний с целью подготовки для пограничного Китая сведущих миссионеров открыл в 1725 году в Иркутском Вознесенском монастыре русско-монгольскую школу и добился основания с 1727 года отдельной Иркутской епархии. Он в 1728 году отправил в Китайскую миссию архимандрита Антония Платковского и на Камчатку игумена Иоанна с монахом Феофилактом. Потом в 1734 году был послан митрополитом Антонием иеромонах посольского монастыря Иларион Трусов, снабженный образками и крестиками для раздачи новокрещенным. По распоряжению Владыки Антония была снаряжена из Якутска миссия под начальством образованного священника Ермолая Иванова для исполнения христианских треб в Зашиверском остроге и в трех Камчатских: Нижнем, Верхнем и Болынерецком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения. 259 Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» ( Мф.18:23 ). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих. 262 Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393). 267 Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 268 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

движений и др. Последователи бывш. правосл. Анадырского и Чукотского еп. Диомида (Дзюбана) организованы в 4 немногочисленных группы в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово и в сел. Милькове. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Русская Православная Церковь. Православие на территорию К. к. было принесено отрядами первопроходцев. В 1696 г. отряд Атласова установил на р. Канучь крест как свидетельство присоединения этих земель к России. В XVIII-XIX вв. плодотворно действовала Камчатская духовная миссия , начало к-рой в 1705 г. положил архим. Мартиниан. Первая церковь была построена в 1713 г. на р. Ключевке правителем Камчатки есаулом И. П. Козыревским, спустя 4 года принявшим монашество с именем Игнатий и основавшим на этом месте пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими (пустынь была приписана к якутскому Преображения Господня муж. монастырю). В июле 1716 г. по просьбе полковника Ельчина решением митр. св. Филофея (Лещинского) «в Якутск и камчадальские остроги для исправления духовных треб» был послан иером. тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Иосиф (Лазарев) с сыном Андреем. Первый постоянный церковный причт появился на Камчатке в 1722 г. при Николаевском храме в Нижнекамчатском остроге (близ совр. с. Ключи). Тобольский митр. Антоний (Стаховский) в 1723 г. послал «в три камчадальские острога» якутского свящ. Ермолая Иванова. Свящ. Ермолай был назначен настоятелем 2 храмов - действующего Николаевского в Нижнекамчатском остроге и второго, предназначенного к строительству, а также настоятелем Успенской пуст., часовен в Большерецком и Верхнем острогах (близ совр. с. Мильково). В донесении В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апр. 1730 г. говорилось о наличии на п-ове Камчатка церкви, священника и о начале строительства монастыря. 21 июля 1731 г. ительмены в долине р. Камчатки восстали против российской администрации, захватили и сожгли Нижнекамчатский острог, была разорена также Успенская пуст.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Между тем об отдаче этих денег в пенсию митрополиту Филофею не было предписано ни от сената Тобольской губернаторской канцелярии, ни от Св. Синода Тобольскому епархиальному начальству. Последнее, следуя прежним указам и по примеру прежних лет, деньги от венечных памятей и с 1721 г., когда бы должно было выдавать из них пенсию престарелому архиерею, все сполна отсылало через Св. Синод прямо в казну – в Петроград. Так по крайней мере было до 1726 г.; из архивных дел Тобольской консистории видно, что в этом последнем году Антоний Стаховский входил с запросом в Св. Синод, как поступать ему в этом тягостном и крайне обидном для его предшественника деле. Был ли ответ на этот запрос и если был, то какой, из дел не видно. А всего вероятнее, что Филофей не дождался пенсии: 31 мая 1727 г., как увидим ниже, он отошел на вечный покой ко Господу Богу. Кроме назначения пенсии, император Петр I от 15 сентября того же 1720 г. митрополиту Филофею за его труды на миссионерском поприще прислал (чего в прежнее время редкие из архиереев и вообще из служащих лиц удостаивались) похвальную грамоту. Вот она почти вся: «От Великаго Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца Богомольцу нашему Преосвященному Феодору, Митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Известно Нам, Великому Государю, учинилось чрез доношение Ваше, что вы в бытность свою в Сибири собственными своими трудами взыскали, окрестили в православную христианскую веру ясашных инородцев более тридцати тысяч человек и построили у них святыя церкви, а детей у них, новокрещеных, многих учил и учатся многие Божественному писанию и к тому приступают многие креститися; и ты их совершил, открыл Евангелие правды; и Мы, Великий Государь, за то Богомольца Нашего жалуем, ми­лостиво похваляем, и как тебе се Наша, Великаго Государя, грамота придет, и ты бы Богомолец Наш, Преосвященный Феодор Митрополит, видя к себе Нашу, Великаго Государя, милость, о крещении помянутых иноверцев в Православную Кафолическую веру еще чинил усердное старание; и к Сибирскому Губернатору с товарищи о том для ведома из Сената Наш, Великаго Государя, указ послан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Писана в царствующем Нашем граде Санкт-Петербурге лета от Рождества Христова 1720 Сентября 15-го дня». Но преосвященный митрополит еще прежде получения, даже написания сей грамоты, и именно 13 сентября удалился из Тобольска в любимый им Тюменский монастырь, хотя управлять епархией не переставал до назначения или даже до самого приезда второго ему преемника. Это, однако ж, последовало не скоро: преемник Филофея Антоний Стаховский назначен был к перемещению с Черниговской архиепископии на Тобольскую кафедру только 14 февраля следующего 1721 г., 5 марта в Александро-Невской Лавре в присутствии Государя Императора он произведен в митрополита тобольского, а на митрополию тобольскую прибыл уже (на 35 почтовых или обывательских подводах) 7 декабря 1721 г. – Замечательна резолюция Императора Петра I, которую он положили на докладе Св. Синода при открытии сего высшего духовного правительственного места (что было 14 февраля 1721 г.) о переводе черниговского архиепископа Антония Стаховского в Тобольск на место схимонаха Феодора: «перевести, ежели (прежний) стар и весьма не может править; буде же еще может, то лучше бы он побыл». Так много ценил великий Государь способности и заслуги преосвященного Филофея! Петр Великий в грамоте своей, похваляя митрополита Феодора за обращение в христианство более 30000 сибирских инородцев, за построение для них церквей, обучение многих детей новокрещеных русской грамоте и всех божественному писанию, изъявлял надежду, что он «и впредь в таких благоприятных трудех пребывати потщится и будет чинить усердное старание о крещении и остальных иноверцев в православную кафолическую веру». И эта надежда великого монарха не была тщетной: преосвященный Феодор и по вторичном отречении от управления епархией, несмотря на свою глубокую старость (ему в то время было уже с лишком 70 лет), во все остальные 6 лет жизни своей путешествовал по инородческим землям с целью крещеных утвердить в вере и правилах христианской жизни, а оставшихся в язычестве крестить. Между прочим, в один из остальных годов жизни своей он посещал остяков ваховских, был в Ларьятских юртах и в них, по их крайней отдаленности от других юрт, уже имевших храмы, положил быть церкви и менее нежели за год до своей кончины плавал в Обдорск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

ПСЗ. 6. 3628, 3963; 7. 4190; 8. 5655; 18. 12935; 31. 24091, 24360; Устав духовных консисторий (1883). Ст. 205–257. В архиве Московской консистории сохранились многочисленные разводные дела «знатных персон» 40-х гг. XVIII в. (Розанов. 2. 1. С. 32). Устав духовных консисторий (1883). Барсов Т. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду, в: Христ. чт 1875. 6. С. 451, 474, 477; Свод законов (1876). 15. 2. Ст. 1019–1027. Духовный регламент. Ч. 2. Ст. 16; ПСЗ. 19. 13500; 20. 15029; Свод законов (1876). 15. 2. Ст. 1010–1016. Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1908. 1; деяния Казанского Собора, в: Прав. соб. 1885. 4; Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. СПб., 1901. С. 723; Отчет... за 1908–1909 год. С. 181–185. Об этом мы еще будем говорить во 2 томе, когда речь пойдет о борьбе с сектантством и миссионерстве. Точка зрения Стефана Яворского была уже представлена. Критическую позицию заняли также Ростовский митрополит Димитрий Туптало и в особенности Арсений Мацеевич (см. § 8) (Харлампович. Малороссийское влияние. 1. С. 466–468, 261 и след.); о последствиях, которые имело предпочтение, выказывавшееся с начала XVIII в. малороссийским иерархам, см. там же, с. VII и далее. Из шляхты происходили Стефан Яворский, Феодосий Яновский (из Белоруссии), Антоний Стаховский, Иларион Рогалевский, Вениамин Пуцек-Григорович, Сильвестр Кулябка, Иосиф Волчанский, Пахомий Симанский и др. (Харлампович. Ук. соч. С. 468, прим.). По другим данным, Стефан Яворский происходил из семьи мещан-купцов (Чистович. Феофан Прокопович. (1868) С. 387). Представление о неограниченной власти епископа над подчиненным ему приходским духовенством возникло на Украине еще до XVIII в. Его отстаивал уже Киевский митрополит Петр Могила, который хотел тем самым противостоять влиянию православных братств. Это нашло отражение в предисловии к Требнику в издании 1646 г. (Суворов. Учебник. 1913. С. 114 и след.; Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. 2, добавление 23 [Послание Петра Могилы об епископской власти]). Не последнюю роль играло при этом также польско-католическое влияние (Харлампович. Ук. соч. С. 5). Об очень жестоком обращении с духовенством см.: Харлампович. Ук. соч. Гл. 5, 9; Рункевич. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. 1. С. 2–16. Само собой разумеется, что и в Великороссии встречались епископы, высокомерно и жестоко обращавшиеся с подвластным им духовенством (Титов А. Иосиф, архиепископ Коломенский, в: Чтения. 1911. 3).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010