Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Василий Мангазейский Мч. Василий Мангазейский И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия. С той поры день перенесения мощей ( 10 мая ) стал в Туруханском монастыре праздничным. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский) , распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и обнаружился гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Но в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину ее туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. Народ возроптал. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде». Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей (Лещинский) , тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/12556.html

Черниговский архиепископ Антоний (Стаховский), назначенный митрополитом Сибирским, при проезде в 1721-м году на свою новую кафедру чрез Петербург, просил отпустить с ним, «для вспоможения», игумена Варлаама. Но опять игумену Варлааму не суждено было уйти из Александро-Невского Монастыря. Святейшего Синод 1-го марта 1721-го года постановил: «о требуемом в поможение Александро-Невского Монастыря наместнике Варлааме отказать» 1531 . В 1721-м году, в марте, иеродиакон Александро-Невского Монастыря Пафнутий, назначенный протоинквизитором, донес Святейшему Синоду, будто игумен Варлаам злоумышляет на жизнь архиепископов Феодосия и Феофана. При расследовании один из иеродиаконов показал, будто наместник говорил ему «в чулане своем наедине: судья им Бог , что меня никуды не отпускают, когда бы их Бог умертвил – двух человек, Новгородского и Псковского архиереев, – то б я на Украину свободно выехал» 1532 . В мае 1721-го года архиепископ Феодосий вошел с ходатайством к Святейшему Синоду «отставить» игумена Варлаама «от наместничества в братство», прописывая, что он – «своему делу и званию не прилежит, но живет в Монастыре – яко гость гостит, о чем был и увещеван неединократно, но не исправляется, отчего в управления Монастыря чинится остановка». Святейший Синод 5-го мая 1721-го года постановил «игумена Варлаама от наместничества отставить и быть ему в том же Алекеандро-Невском Монастыре в братстве», а вместо него преосвященному Феодосию по своему рассмотрению выбрать в наместники из иеромонахов Александро-Невского Монастыря «достойного и тщаливого», «а кто именем в наместники выбран будет, о том в Правительствующий Духовный Синод взнесть доношение» 1533 . Игумен Варлаам после этого назначен был архимандритом Крестного, в Каргопольском уезде Новгородской епархии, Монастыря, в котором и скончался в 1723-м году 1534 . В числе вещей, перечисленных в его завещании, была «шапка соболевая, что от Царицы». В числе вкладов, определенных в завещании, был вклад в 150 червонных «в Печорскую святую обитель, где габит святый принял» 1535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Тобольской Митрополии не имелось надлежащих отчетов ни о нравственном состоянии пасомых, рассеянных по неизмеримому Пространству Сибири, ни о церквах, ни о монастырском хозяйств, ниже о числе монашествующих, потому Преосвященный Антоний, как для своего ведения, так и для донесения вновь учрежденному Святейшему Синоду, озаботился собирать все потребные сведения посредством доверенных лиц. Первое его по сему случаю распоряжение состояло в том, что на другой год (1722) своего прибытия в Тобольск, он поручил архиерейского дома служителю Ивану Евстафьеву ехать в низовые города, в Томск, Енисейск, Туруханск, в Иркутск, Нерчинск, на Киреньгу и в Якутск, для переписи монастырей и церквей, придельных храмов, часовень, при монастырях служителей, скота и прочих угодий, – для приведения в известность монастырских и церковных капиталов, и для немедленного взыскания накопившихся недоимок, следующих в казну архиерейскую. В то же время М. Антоний строго предписал, чтоб священнические и причетнические дети со всей Сибири, не исключая и Иркутского ведомства, высылались в Тобольск в школу. В какой бы малой мере ни были выполнены все предначертания Митрополита, за всем тем они, дали движение делам церковным и в Восточной Сибири. Из заложенных в Иркутске с благословения Митрополита Феодора церквей, по грамоте нового, Тобольского Митрополита Антония, освящена прежде других Владимирская 3 Октября 1723 года, антиминсом на камке, который священнодействован, еще Митрополитом Феодором, но подписан был Антонием, и служил до 1740 года. Архимандрит Антоний Платковский Антоний Стаховский был последний архиерей, который из Тобольска простирал иерархическую власть на Иркутскую провинцию и на Забайкалье. На этом переходном состоянии церковной зависимости Иркутска от Тобольска стоит лицо, с которым связь событий теперь же требует ознакомиться, – архимандрит Антоний Платковский. Помним, что в 1720 году, с благословения архиерео-схимонаха Феодора, поехал Плаковский с послом Измайловым в Китай. Но мы не имели еще случая узнать что-нибудь о характере сего архимандрита. Частная переписка лучше всего знакомит с характерами. Потому не поскучим прочитать письма, которые писал Платковский с дороги в Китай к строителю Иркутского Вознесенского монастыря иеромонаху Корнилию. Это первые данные, которыми выясняется личность, обреченная на вековую жалкую известность. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По отшествии Митрополита Филофея на покой в Тюменский монастырь, на Сибирскую кафедру избран, был черниговский Архиепископ Антоний Стаховский, произведенный в сан Митрополита Тобольского 5 Марта 1721 года в С. Петербурге в присутствии Петра I. О сем событии Иркутские церкви освещены были следующими предписаниями: «1721 году Июня в д. По указу Великого Государя Царя великого князя Петра Алексеевича и всея великие и малые и белые России Самодержца выркутской Вознесенской монастырь архимандриту Антонию. Майя 20 дня от преосвященного нового митрополита Антония в софейской дом к наместнику монаху Феодосию писано, с подписанием его архиерейской властной руки. Понеже судьбами Божиими собыстся, яко преосвященный ехимонах Феодор да царского пресветлого величества всенат и до прочиих высоких лиц чрез Филимона диакона писал, удаляючися митрополии, за слабость здравия своего, та Богу изволившу, по милости царского пресветлого величества и святейшего синода произведен он преосвященный Антоний. С черниговской архиепископии на сибирскую митрополию, и совершися дело в неделю вторую святого великого поста, Марта 5 числа в царствующем Санкт-петербурге, в троицком Соборе публично. И тебе архимандриту в заказе своем всем священнослужителем за его преосвященнейшего митрополита Антония велеть моргать в троице святой славимого Бога вначале смолебным пением, потом во всех церковных священно-действиях по обычаю церковных преданий, и о всем вышеписанном в заказ свой разослать подтвердительные указы. А преосвященного Феодора митрополита по должности христианские любве воспоминать на проскомидии и прочих молитвах. Софеского дому наместник монах Феодосий.» Приписка «Да в письме же преосвященнейшего митрополита Антония написано, чтоб ризницы с церковнослужители издомовыми людьми в Санкт-Петербург не посылать, а что его архиерейству и при нем присутствующим на всякие из Санкт-Петербурга издержки до краев сибирских изойдет, чтоб на расплату деньги в софейской казне были к прибытию его архиерейства в готовности. А понеже в софейской казне в деньгах медных скудость немалая, того ради по приговору дому архиерейского правителем велено в заказех тобольских низовых городов окладные данные деньги издоимки на 720, и на нынешней настоящей 721 год с монастырей и со всех священнослужителей и причетников собрать со всяким поспешением и прислать в Тобольск с прилучагощимися верными ездоками, а буде где попутчиков вскоре неприлучитца, то снарочными посылщики в скором времени. И тебе архимандриту о сборе в своем заказе оных окладных денег и о присылке в Тобольск чинить против вышеписанного без всякого замедления. Софейского дому казначей Иеромонах Евсевий Левонов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Покойный именитый Иркутский гражданин Константин Петрович Трапезников, в 1858 году сделал своим иждивением, как на сию Икону, так в симметрию, и на находящуюся по правую сторону Царских Врат в при деле Всех Святых, Икону Спасителя из чистого золота ризы. Весу золота в ризе Богоматерней 25 ф., а в ризе Вседержителя 15 ф. 76 золотников. На золотой ризе Богоматери внизу скопированы чернию и вышеприведенные стихи. 11 В Тобольск Кафедральный Собор во имя Софии Премудрости Божией. Потому и митрополичий дом именовался Софийским. 12 В именном указе Петра I. 4 Апреля 1724 года форма восковых свеч церковных определена так, «чтоб каждая свеча имела нижнюю толстоту против верхней вдвое, а верхнюю толстоту против нижней вполу, а длина была против той нижней толстоты впятеро». Короче сказать, свечи, должны были иметь фигуру нынешних осеняльных, употребляемых в трихириях и дикириях. 13 Посельщиками назывались поселенные на заимках для надзора за работами и для разбирательства между жителями, командируемые от монастырей или монахи или другие доверенные лица. 15 Вкладчики при монастырях составляли как бы особое сословие. Лицо или семейство, сделавшее какой-либо вклад в монастырь, отделялось от своего прежнего общества, поступало под покровительство власти духовной, чрез монастырское начальство расплачивалось податями, подчинялось ему во всем, и знать не знало другого начальства. 16 Замечательно, – когда Антония Стаховского 20 Сентября 1713 года рукополагали в Московском Успенском Соборе в архиепископа Черниговского, то в числе рукополагавших его был Епископ Иркутский, Викарий Тобольской Митрополии Варлаам, как бы представитель Сибири, в которую предназначался промыслом в свое время Антоний. Теперь Антоний принимает сайт Митрополита Сибирского, a Иннокентий сан Епископа Пекинского в одном храме и в одно время, как бы в указание того, что не в Пекине будет святительствовать последний, a разделить с Митрополитом Антонием апостольское служение в той же Сибири. 17 Такой титул давался русским архиереям всем без изъятия до 1815 года. По крайней мере, в этом году первый воспретил его в Иркутской Епархии Преосвященный Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Стеховская (Химанево). Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1865 и 1868. Архитектор:Угрюмов Адрес: Архангельская область, Шенкурский район , село Химанево, деревня Стеховская Координаты: 62.272117, 43.085305 Проезд:Вариант первый:По трассе " Москва-Архангельск " до поворота на г.Шенкурск, переправа по понтонному мосту в г. Шенкурск. Далее по разбитой дороге до с. Пинежка. Далее пешком около 10 км по тропе вниз по течению р. Вага.. Вариант второй на лодке от г. Шенкурск вниз по р. Вага до с. Химанево на правом берегу(около 30 км) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Химаневский приход. Архангельская губерния - Шенкурский уезд. Современное местоположение: Шенкурский р., Архангельская обл. История прихода. Приходские храмы располагались близ селения Стаховское. Здесь преп. Варлаам построил первый храм в честь Рождества Христова. В состав прихода до середины XVII в. входили несколько деревень, отошедшие позже к Шеговарскому приходу (о чем крестьяне тех деревень писали челобитную царю Алексею Михайловичу 28 января 1646 г.). 6 марта 1641 г. из Новгородского архиерейского дома при митрополите Аффонии была дана грамота на построение храма Рождества Христова (вместо потерянной прежней грамоты). Из грамоты 14 июня 1653 г. из того же архиерейского дома при митрополите Макарии следовало, что в 1641-1653 г.г. были построены две церкви: Христорождественская и Параскевинская (теплая). В 1713 г. Параскевинский храм сгорел от удара молнии. 6 октября 1717 г. была получена храмозданная грамота от Преосвящ. Варнавы на строительство новой церкви. В октябре 1721 г. была получена храмосвятная грамота. Эта церковь также сгорела. Вместо нее из отпущенного Важской воеводской канцелярией (указ от 28.2.1737 на имя церковного приказчика Федора Попова) соснового леса в количестве 600 деревьев " 5-6 вершков в отрубе " , по храмозданной грамоте архиепископа Аарона от 7 июня 1737 г. на имя священника Никифора, была построена новая Параскевинская церковь, освященная игуменом Иоанно-Богословского монастыря Исайей по грамоте Преосвящ. Саввы от 23 мая 1739 г. Впоследствии церкви стала грозить опасность ввиду подмывания берега реки Ваги, на котором она стояла. В 1793 г. церковь перенесли на безопасное место и перестроили. Был устроен придел во имя Василия Блаженного. Храм сгорел 16 сентября 1856 г.

http://sobory.ru/article/?object=34941

В Селенгинском монастыре митрополит Феодор рукоположил в иеродиаконы старца Глеба, в Верхнеудинске – во священники Ивана Никифорова, казначея иеромонаха Иова произвел в игумены и перевел из Селенгинского в Посольский монастырь, где в то время управлял старец Любим Родионов с иерод. Митрофаном. В Посольской обители на Байкале митрополиту, любящему аскетическую жизнь, особенно было приятно пустынное безмолвие, нарушаемое лишь шумом волн, напоминающих о житейской суете и восторгавших к вечным обителям. Были посещены митрополитом и приходские церкви и часовни, каковы: Колесовская, построенная по благосл. грамоте викария епископа Варлаама в 1707 г., Тресковская Архангельская, Ильинская Богоявленская, Темлюйская Введенская, Кабанская Христорождественская, кроме городских. В Иркутске на обратном пути с 18 марта по апрель включительно митрополит служил в церквах, коих было уже семь. При Троицко-Сергиевской церкви (ныне Крестовоздвиженской), придел коей был им самим освящен в это время, граждане думали было основать женскую обитель, но святитель не соизволил, потому что вблизи находилась тортовая площадь, место неспособное к иноческому безмолвию. Посоветовал довольствоваться обителью на Ушаковке Знамения Пресв. Богородицы, устроенною Власом Сидоровым и старицей Акилиной. 30 марта 1720 т. при нем прибыл в Иркутск посланник Петра Великого Лев Вас. Измайлов. Мысль митрополита о посвящении в Китай епископа уже была известна чрез представление кн. Гагарина Государю; и сам Император имел желание послать в Китай епископа и поручил Измайлову вступить о том в переговоры. Еще из Енисейска, от 4 апреля 1719 г. митрополит Феодор писал в Петербург: «и впредь есть надежда (на прославление имени Божия среди китайцев), аще Ваше Сиятельство приимете по Бозе ревность и с Преосв. Стефаном (Яворским) посоветовав, доложите Его Царскому Величеству и избрав добраго и мудраго человека, туда в царство (Китайское) пошлете незамедля. А еще хотя бы и чином архиерейским, архиепископом почтити и клиру с ним человек 15 послати; понеже то они китайцы разумеют, что Его Царское Величество для укрепления вечнаго мира таких людей пришлет». 5 марта 1721. г. в воскресение после 2-й седмицы великого поста в Александро-Невской лавре в присутствии Императора, собор российских иерархов хиротонисал иеромонаха Иннокетия Кульчицкого в епископа для Пекина, с наречением его Переяславским. В то же время Антоний Стаховский из Черниговских архиепископов возведен был в сан митрополита Сибирского на место удалившегося на покой в Тюмень схимника Феодора. А когда Антоний принимал сан архиепископа Черниговского (20 сент. 1713) в Московском Успенском соборе, – то в числе рукополагавших был и викарий Тобольской митрополии Варлаам Иркутский – представитель Сибири, куда теперь следовали: Антоний митрополитом, а св. Иннокентий на восток Сибири. Так премудрый Промысл Божий совершил преемство святителей в Своей Апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

и утверждённый Комитетом 7 июля того же года. Копии метрич. книг хранятся с 1767 года, a испов ведомости – за 1832, 1857, 1862, 1866, 1863, 1870, 1873 и 1878–1886 годы. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 руб. Причтов. дома и хоз. постройки новы и хороши. В приходе имеются две школы: одна – церковно-приходская в. с. Дедовичах, а другая – школа грамотности в прип. дер. Молодькове-Осичном; обе они открыты около 1870 года бывшим здесь приходским священником о. Яроцким, обе они помещаются в обществ. домах и на содержание каждой из них отпускается ежегодно от крестьян по 28 руб., из коих 25 руб. идут в пользу учителя, a 3 р. – на учебные пособия; учеников в первой школе 15 муж. п., a во второй – 24 м. п. Церк.-приход. Попечительство сущ. с 1874 г. с годичным доходом в 100 р. при 8 членах. Церк.-приход. Братство сущ. с 1879 г. с годовым доходом в 10 р. при 20 членах. Крупная землевладелица – графиня Мария Потоцкая. Деревни приход.: Молодьков-Осичный 4 вер., Майдан-Кропивянский 3 вер. Дворов – 125¾, прихожан – 977 д, об. п.; р.-кат. 40 д. об. п., евр. 23 д. об. п. Свящ. – Александр Иппол. Немоловский (с 1879 г.), псаломщ. – Пётр Феодор. Стаховский (с 1858 г.). 176. с. Жолобное (при рч. Жолобенке) волости Жолобенской, от Житомира 110 вер., от Новоград-Волынска 20 вер., от ближ. почт. ст. Корец 20 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Славута 40 вер., от ближ. приход. с. Мокрого 6 вер., с. Великой-Горбаши 7 вер., с. Яруня – 10 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1847 году на средства прихожан. Деревянная, крыта железом, с такою же колокольнею, крепка. Проводы – в Фомин понедельник. Утварью, ризницею и богослужебн. книгами церковь достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1847 г., a испов. ведомости с 1850 г. Земли: усад. 2 дес. 100 саж., пахот. 35 дес. 610 саж., сенок, 34 дес. 1,370 саж., под церк. погостом 520 саж., под кладбищем 1,250 саж., под дорогами, болотами и канавами 1 дес. 530 саж. – всего 73 дес. 2,040 саж. На эту землю имеется план.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010