Как видно, к 1741 году в монастыре из крупных каменных сооружений были Троицкий собор, Мученическая церковь, колокольня, ограда и недостроенная Петропавловская церковь. Любопытно указание документа на наличие госпиталя. Это было первое лечебное учреждение в Тюмени. Позднее, в 1761 году, здесь же была открыта и первая в Тюмени начальная школа для обучения детей священнослужителей, так называемая латинская школа. Во второй половине XIX века она располагалась в двух каменных кельях при главных монастырских воротах. Строить несколько церковных зданий одновременно монастырь был не в состоянии. Поэтому после окончания Троицкого собора за один 1717 год была построена небольшая Мученическая церковь. Только после этого приступили к сооружению Петропавловской церкви с колокольней. Как доносил в 1788 году в консисторию игумен Троицкого монастыря Никодим, Петропавловская церковь основана «с каменного колокольнею во одной связи до состояния штатов 1726 году». Примерно в это же время, а возможно и раньше, было начато строительство каменной стены. Из обращения властей Тюменского монастыря к населению, которое удается датировать примерно между 1728—1736 годами, видно, что строительство церкви, колокольни и каменной ограды было начато при Филофее (а он умер в 1726 году), но «не скончавшиеся за оскудением». В своем обращении монастырь призывал население жертвовать на достройку Петропавловской церкви, колокольни и ограды. Между прочим отмечалось, что монастырская ограда к этому времени уже возведена была наполовину. Первый взнос в сборную книгу, приложенную к обращению, на сумму 28 руб. 72 коп. записан рукой эконома монастыря И. Климонтова от имени митрополита сибирского Антония Стаховского. Далее следует список других жертвователей: купцов, канцеляристов, посадских, служилых, крестьян, дворян, церковнослужителей. Документ конца не имеет, но сохранившийся список содержит 66 фамилий лиц, пожертвовавших в общей сложности 138 руб. 12 коп. Строительство, как видно из указанного документа, было возобновлено в конце 20 — начале 30-х годов XVIII века и осуществлялось на средства, собранные с местного населения. К 1741 году, как отмечалось выше, постройка ограды и колокольни была закончена. Петропавловская же церковь была достроена только к 1755 году и 30 августа этого года освящена по грамоте митрополита Сильвестра.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Анна Васильевна встретила его с наружным волнением и тайною радостью (она его иначе никогда не встречала); он даже шляпы не снял, не поздоровался с нею и молча дал Елене поцеловать свою замшевую перчатку. Анна Васильевна стала его расспрашивать о курсе лечения – он ничего не отвечал ей; явился Увар Иванович – он взглянул на него и сказал: «Ба!» С Уваром Ивановичем он вообще обходился холодно и свысока, хотя признавал в нем «следы настоящей стаховской крови». Известно, что почти все русские дворянские фамилии убеждены в существовании исключительных, породистых особенностей, им одним свойственных: нам не однажды довелось слышать толки «между своими» о «подсаласкинских» носах и «перепреевских» затылках. Зоя вошла и присела перед Николаем Артемьевичем. Он крякнул, опустился в кресла, потребовал себе кофею и только тогда снял шляпу. Ему принесли кофею; он выпил чашку и, посмотрев поочередно на всех, промолвил сквозь зубы: «Sortez, s’il vous plait», – и, обратившись к жене, прибавил: «Et vous, madame, restez, je vous prie». Все вышли, кроме Анны Васильевны. У нее голова задрожала от волнения. Торжественность приемов Николая Артемьевича ее поразила. Она ожидала чего-то необыкновенного. – Что такое! – воскликнула она, как только дверь затворилась. Николай Артемьевич бросил равнодушный взгляд на Анну Васильевну. – Ничего особенного, что это у вас за манера тотчас принимать вид какой-то жертвы? – начал он, безо всякой нужды опуская углы губ на каждом слове. – Я только хотел вас предуведомить, что у нас сегодня будет обедать новый гость. – Кто такой? – Курнатовский, Егор Андреевич. Вы его не знаете. Обер-секретарь в сенате. – Он будет сегодня у нас обедать? – Да. – И вы только для того, чтобы мне это сказать, велели всем выйти? Николай Артемьевич снова бросил на Анну Васильевну взгляд, на этот раз уже иронический. – Вас это удивляет? Погодите удивляться. Он умолк. Анна Васильевна тоже помолчала немного. – Я желала бы… – заговорила она. – Я знаю, вы меня всегда считали за «имморального» человека, – начал вдруг Николай Артемьевич.

http://azbyka.ru/fiction/nakanune-turgen...

Между тем Тобольский митрополит Антоний Стаховский чрезвычайно был обрадован первым вызовом епископа Иннокентия в 1725 г. из Селенгинска в Вознесенский монастырь и, не получив еще известия о вторичном Его отбытии за Байкал, думал найти в Нем хотя временного сотрудника и помощника в многотрудном для себя деле заочного управления обширным краем Иркутским. Вот одно из посланий митрополита к епископу Иннокентию от 4 сентября 1726 г.: «Преосвященнейший Архиерею Божий, благодетель мой! Многим многих Иркутских некоторых лиц духовных нестроением, и неизобретением к следствию о делах их достойных делателей, принуждены есьмы трудити Ваше Преосвященство, просяще, дабы соблаговолили о тех их делах приказать изследовать Ваше Преосвященство, кому заблагоразсудите. И предал себе в надежду вашея во всем неотъемлемыя любве, явственно зде оная полагаем». (Излагаются три дела, о которых довел до сведения митрополита провинциал-инквизитор Иевлев: 1) о разрешении иркутским протоиереем Петром Григорьевым иркутскому жителю Елезову брака из-за живой жены; 2) о заселении посольским игуменом Иовом своего келейника монаха Игнатия и 3) об убийстве бирюльским священником Афанасием Орловым на квасной (в питейном доме), на картеной зерне крестьянина Лобанова). Митрополит Антоний, прося епископа Иннокентия лично или чрез доверенных исследовать эти тяжкие дела, предоставлял Ему лишить виновных, если бы таковыми оказались, сана, присовокупив, впрочем, такое условие: «буде мнится преосвященству Вашему за благо, и священников кроме их аще ли есть изобильно». На подлинном письме подпись: Преосвященству Вашему всех благ желателъ, Богомолец и слуга Митрополит Тобольский Антоний – т. р. (т. е. manu propria). Неизвестно, откуда возникло мнение, о котором упомянули мы выше, даже заявленное печатно, будто бы Святитель Иннокентий был викарием Тобольского митрополита. Подобные настоящему письму сношения митрополита с епископом Иннокентием были не более как просьбы равного к равному. О викариальной зависимости нигде ни слова. Да ей не было и места при тех условиях, при которых странствовал по Сибири епископ Иннокентий, на каждый раз по особым, не зависевшим от Тобольского митрополита, указаниям от высшего правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Создалась тяжелая ситуация: колокольня необходима, а государевы деньги в размере 7 тысяч истрачены. Тогда главный строитель колокольни и корпусов – эконом архиерейского дома игумен Абалакского монастыря Маргарит – едет по епархии с «шнуровой книгой» для пожертвований. В эту поездку были собраны значительные денежные средства, на которые в 1797 году и была выстроена нынешняя пятиярусная колокольня. В высоту она имеет 35 сажен (около 75 метров). Таких высоких колоколен немного и во всей России. До снятия колоколов во время советской власти колокольня на двух ярусах имела 15 колоколов. Самый большой из них – тысячепудовый. Вылит «в 1738 году на Тагильском заводе, старанием Митрополита Антония (Стаховского) и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфа Никитича Демидова». Сегодня Соборная колокольня является замечательным украшением архитектурного ансамбля Тобольского кремля. С 2004 года идет реставрация, которая полностью должна завершиться в 2011 году. Для колокольни был изготовлен большой колокол весом 25 тонн. Колокол был торжественно освящен и водружен на колокольню 29 октября 2007 года, в день обретения мощей святителя Иоанна Тобольского и всея Сибири Чудотворца. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Одновременно с началом реставрации в 2004 году было принято решение о восстановлении западных ворот, называвшихся ранее «Святыми», и надвратной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Этот храм соединил Соборную колокольню и ризницу, замкнув в круг весь ансамбль Тобольского кремля. Строительно-реставрационные работы пока еще не завершены. Храм готовится к росписи. Соборная колокольня, расположена к югу от ризницы, является памятником архитектуры классицизма. Высота кремлёвской доминанты - 75 метров. Она была построена в 1794-1797 годах взамен стоявшей на Софийском дворе вблизи её западной ограды старой шатровой звонницы, разобранной в середине XVIII века. Проект колокольни был составлен губернским архитектором А. Гучевым в 1785 году, но строительство удалось развернуть лишь с 1791 года. 10 июля 1792 года возведённая на 11 сажень, она неожиданно развалилась. После этой катастрофы проект был откорректирован геодезистом Ф. Уткиным, который работал ранее вместе с А. Гучевым. Работы по строительству колокольни велись под присмотром Ф. Уткина, которому помогали штатные служители Софийского двора П. Савин и К. Калмыков. По новому проекту фундамент под колокольню был заложен в 1794 году несколько подальше от обрыва. Строительство колокольни успешно завершилось 14 октября 1797 года.

http://sobory.ru/article/?object=17154

Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Киприан (Старорусенков) архиепископ, рукоположен с 8.09.1620 по 12.12.1624 митр. Сарский и Подонский Макарий (Кучин) епископ, рукоположен с 19.12.1624 (1625) † 24.07.1635 Нектарий (Теляшин) архиепископ, рукоположен с 7.02.1636 по 7.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни; † 15.01.1667 Герасим (Кремлев) архиепископ, рукоположен с 31.05.1640 †16.07.1650 Симеон архиепископ, рукоположен с 9.03.1651 по 16.02.1664 на покое; † позже 1678 Корнилий архиепископ, рукоположен с 24.07.1664 митрополит с 25.05.1668 † 23.12.1678 (1677) Павел митрополит, рукоположен с 21.07.1678 † 4.02.1692 Игнатий (Римский-Корсаков) митрополит, рукоположен с 3.04.1692 по 1700 † 13.05.1701 Димитрий (Туптало) митрополит, свт., рукоположен с 23.03.1701 по 4.01.1702 митр. Ростовский и Ярославский Филофей (Лещинский) митрополит, рукоположен с 4.01.1702 по 1711 на покое, в схиме с имен· Феодор, с 1715 вновь управлял епархией Иоанн (Максимович) митрополит, свт., бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с 11.03.1711 † 10.06.1715 Филофей (Лещинский) митрополит, повторно с 1715 по 1721 (прибыл 20.03.1717) на покое; † 31.05.1727 Тобольская и Сибирская (Тобольская и всея Сибири) Антоний (Стаховский) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с декабря 1721 † 27.03.1740 Никодим (Скребницкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский с 29.05.1740 по 1741 (на епархии не был) на покое, с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Арсений (Мацеевич) митрополит, рукоположен с 26.03.1741 по 28.05.1742 митр. Ростовский и Ярославский Антоний (Нарожницкий) митрополит, рукоположен с 26.09.1742 † 9.10.1748 Сильвестр (Гловацкий) митрополит, рукоположен с 6.07.1749 по 9.10.1755 митр. Суздальский и Юрьевский Павел (Конюскевич) митрополит, свт., рукоположен с 23.05.1758 по 11.01.1768 на покое; † 4.11.1770 Варлаам (Петров) епископ, свт., рукоположен с 5.10.1768 архиепископ с 6.11.1792 † 27.12.1802

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Иркутске, как и в Селенгинске, по просьбе митр. Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) И. рукополагал ставленников во иереи и во диаконы. Для получения сана им следовало бы ехать в Тобольск, но присутствие в Иркутске епископа избавляло их от дальнего путешествия. 18 янв. 1727 г. Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении И. на Иркутскую кафедру. Получив указ, в авг. 1727 г. И. возглавил епархию. Первоначально в управление И. определялись города Иркутск и Нерчинск с уездами, пригороды Удинский и Селенгинский с уездами, иркутский Вознесенский, Посольский в честь Преображения Господня, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ри, т. е. всего 42 церкви и 4 обители. Т. о., по указу 1727 г. территория епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции, лишь в 1731 г., после ходатайства И. о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск», Синод новым указом причислил к ней города Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами, а также Усть-Киренский во имя Св. Троицы , якут. Спасский и Селенгинский мон-ри (Иркутские ЕВ. 1896. 15. С. 353). Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Вост. Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибир. епархии. Прежде всего И. упорядочил церковно-адм. устройство епархии. Учрежденный им в 1727 г. архиерейский приказ (располагался в иркутском Вознесенском монастыре) занимался деловой перепиской с приходами и мон-рями, рассмотрением ставленнических и судебных дел, обслуживанием архиерейского хозяйства; здесь собирались все необходимые сведения, отчеты и донесения, отсюда посылались указы и распоряжения по епархии. Первоначально предполагалось, что епархия будет существовать за счет внутренних средств. Согласно указу Синода 1727 г., каждый из епархиальных храмов и монастырей обязывался вносить ежегодную плату (т.

http://pravenc.ru/text/389621.html

9 октября 1799 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1803 г. возведен в сан архиепископа Тобольского. С 1806 г. архиепископ Ярославский. В 1820 г. уволен на покой в Новгородский Деревяницкий монастырь. Антоний (Нарожницкий; конец XVIII-1748), митрополит. С 1739 г. наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1742 г. хиротонисан во епископа Симбирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. В 1744 г. открыл Тобольскую духовную семинарию. Антоний (Николаевский Вениамин Иванович; 1748–1889), епископ. В 1867 г. хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. С 1873 г. епископ Енисейский и Красноярский. В 1881 г. переведен на Пензенскую кафедру. Антоний (Платковский Андрей Германович; 16827–1746), архимандрит, глава первой Пекинской духовной миссии, один из первых китаеведов в России. Был настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря. Служил в Монголии, затем в Китае в составе свиты Л. В. Измайлова. Возвратившись в Москву, вновь отправился в г. Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря. В 1729 г. был послан в Китай с тремя учениками монгольской школы. Был оклеветан, подвергнут телесному наказанию, выслан из Пекина в 1737 г., лишен сана и отправлен монахом в Троице-Сергиеву лавру. По повелению императрицы Елизаветы восстановлен в прежнем сане. В последние годы настоятель Данилова Нового Переславль-Залесского монастыря. Антоний (Стаховский Андрей; ск. 1740), митрополит. Ближайший сотрудник свт. Иоанна Тобольского . В 1712 г. хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В декабре 1721 г. переведен в Тобольск с возведением в сан митрополита. Был основателем первого духовного училища в Тобольске. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит, первоиерарх РПЦЗ. С 1891 г. ректор МДА – С 1895 г. ректор КазДА. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1899 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Учредил при КазДА миссионерские курсы. С 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Новодворская Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими эти чудеса. Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце 50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетия был утерян. Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот, каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре. В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы, написанный в XVIII в., был передан в дар обители. Новодворская икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богоматери с Божественным Младенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Новодворская (Суражская) " .

http://pravicon.com/info-120

Вступивший в 1721 году на Тобольскую кафедру митрополит Антоний (Стаховский), обращаясь в том же году в Святейший Синод с разными недоумениями, просил у Синода ответа и на следующий вопрос: «В Тюмени обретается некое нетленное тело, над которым попы панихиды правят и оттуда себе имут покормку: что о сем укажете?» 3 . Хотя в приведенных словах преосвященного Антония и ничего не говорится о преп. Захарии, но мы думаем, что едва ли ошибемся, если упомянутое «нетленное тело» признаем за обретенные в 1707 году мощи Захарии. На основании слов преосвященного Антония можно сделать следующие выводы. «Нетленное тело», очевидно, находилось в то время не в земле, не под спудом, а на поверхности земли, по подобию открытых мощей св. угодников Божиих: иначе преосвящ. Антоний не имел бы оснований говорить о «нетленном теле», а мог бы говорить только о могиле или гробнице почитавшегося народом умершего. Обретенное, вероятно, случайно в 1707 году, это нетленное тело, поразив своим видом народ, было сочтено за мощи святого, и духовенством города Тюмени было оставлено поверх земли и, быть может, было положено если не в церкви, то в какой-нибудь часовне. Все это было сделано без ведома епархиального и высшей церковной власти. После самовольного и незаконного открытия духовенством мощей преп. Захарии, началось народное почитание последнего, как неканонизованного святого: стали отправляться по нем панихиды. Из того, что панихиды над нетленным телом служились «попами», а не монахами, следует заключить, что мощи находились в ведении белого, приходского духовенства и лежали при одной из приходских церквей (или часовень), а не при монастыре. Панихиды, очевидно, заказывались народом очень часто, так что составляли для духовенства хорошую доходную статью: «оттуда себе имут покормку», писал преосвященный Антоний. Быть может, духовенство г. Тюмени, самовольно открыв мощи Захарии, не довело об этом нетленном теле до сведения епархиального начальства. Но как бы то ни было, слух об обретающемся в Тюмени нетленном теле дошел до епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

м. Как следует из описи 1785 г., к тому времени обитель находилась в плачевном состоянии ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 49-50). Благодаря деятельному участию архиеп. Илариона (Кондратковского) были проведены восстановительные работы. В 1785 г. архиеп. Иларион перевел в Н.-С. м. из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий) ДС (действовала до 1797), к-рая размещалась в здании бурсы. 1 сент. 1797 г. указом имп. Павла I Петровича Новгород-Северская епархия была упразднена, Н.-С. м. отнесен к мон-рям 1-го класса, в нем восстановлена архимандрития. До своей смерти (12 янв. 1799) монастырем управлял оставшийся жить там на покое архиеп. Иларион. В XIX - нач. XX в. обитель занимала важное место среди мон-рей Черниговской епархии. В 1818-1918 гг. в здании бурсы действовало Новгород-Северское ДУ. В 1890 г. при Н.-С. м. было создано правосл. Братство свт. Димитрия Ростовского, организацией к-рого руководил настоятель (1888-1891) архим. Тихон (Клитин). Братство проводило гл. обр. различного рода просветительские мероприятия, под монастырской колокольней была создана б-ка (в 1893 насчитывалось 387 книг, в 1906 - 519). В 1893 г. при обители была открыта братская церковноприходская школа. Положение Н.-С. м. резко ухудшилось после Октябрьской революции 1917 г. Во время гражданской войны, в 1919 г., стоявшие в мон-ре красноармейские части разобрали деревянные конструкции стен, затем стены и башни разрушались с целью получения кирпича; неоднократно взламывали замки на зданиях мон-ря. В 1922 г. в Н.-С. м. дважды производились изъятия ценностей. Мон-рь был закрыт по постановлению президиума Новгород-Северского окружного исполкома от 24 июля 1923 г. ( Карманов. 2002. С. 27, 28), часть изъятых при закрытии ценностей (в т. ч. 14 серебряных предметов) была передана в Новгород-Северский краеведческий музей. Настоятели и братия Первым известным настоятелем Н.-С. м. являлся упомянутый в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного 1551 г. архим. Варлаам. В кон. XVII - нач. XVIII в. настоятелями недолгое время были святители Димитрий (Саввич (Туптало); 1699-1701) и Антоний (Стаховский; 1709-1712), в 1752-1757 гг.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010